Что можно снимать на выборах
Статья 9. Порядок проведения фото- и (или) видеосъемки наблюдателями и представителями средств массовой информации в помещении для голосования
Статья 9. Порядок проведения фото- и (или) видеосъемки наблюдателями и представителями средств массовой информации в помещении для голосования
1. Фото- и (или) видеосъемка проводится наблюдателями и представителями средств массовой информации, указанными в части 4 статьи 8 настоящего Закона, в помещении для голосования с предварительным уведомлением об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии. Фото- и (или) видеосъемка в помещении для голосования ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателя, а также контроля за участием гражданина Российской Федерации в выборах. Изображение избирателя не должно занимать большую часть кадра (экрана).
2. Запрещается вести фото- и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения избирательных бюллетеней, а также заполненных избирательных бюллетеней до начала подсчета голосов.
3. При использовании комплексов для электронного голосования запрещается вести фото- и (или) видеосъемку результатов волеизъявления избирателя на экране монитора устройства для электронного голосования и распечатанного на контрольной ленте малогабаритного печатающего устройства.
4. Фото- и (или) видеосъемка в помещении для голосования проводится с соблюдением положений статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
5. Фото- и (или) видеосъемка работы членов участковой избирательной комиссии со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.
6. Фото- и (или) видеосъемка наблюдателями и представителями средств массовой информации в помещении для голосования осуществляется с места, определенного председателем участковой избирательной комиссии с учетом требований пункта 11 статьи 61, пункта 10 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 12 статьи 52, частью 10 статьи 59 настоящего Закона.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Видео на выборах в Госдуму – 2021: можно ли делать селфи на избирательных участках, снимать сторис и фотографировать избирательные бюллетени
Фото Густаво Зырянова
Выборы в Госдуму РФ восьмого созыва стартуют 17 сентября и продлятся до 19 числа. У активных пользователей соцсетей появится желание поделиться с подписчиками фотографиями и сторис с выборов. Сиб.фм узнал, можно ли фотографировать бюллетени, себя и снимать видео в избирательных участках.
Прямого запрета на осуществление фото- и видеосъёмки на избирательных участках в законодательстве Российской Федерации не существует. Выборы осуществляются открыто и гласно.
Права наблюдателей и сотрудников СМИ на выборах разъясняет ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Представители СМИ вправе осуществлять фото- и видеосъёмку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря комиссии на участке.
Наблюдателям тоже разрешено снимать, но делать это можно только с разрешённого места, которое определяет участковый приёмной комиссии.
Граждане, пришедшие голосовать, могут фотографировать. Это не запрещено законом. «Если хочется сделать фото или снять видео для личного пользования, выложить в соцсети, то, конечно, никто не запрещает. Избиратель может фотографировать себя и свой бланк даже в кабинке для голосования. Но при этом в кабинке не может находиться никто другой. Избиратель может попросить кого-нибудь, чтобы его сфотографировали, когда он бросает бюллетень в урну. Нигде не прописаны ограничения, главное, не нарушать тайну голосования и не показывать персональные данные других людей», – комментирует Сиб.фм пресс-секретарь избирательной комиссии Новосибирской области Виктория Сумина.
По словам Суминой, предупреждать избирательную комиссию о проведении съёмки можно, но не обязательно: «У них есть свои задачи по организации выборов на участке. Если все пойдут спрашивать разрешение на фото, может быть нарушена работа комиссии».
Нельзя снимать места для заполнения бюллетеней, так как в России действует принцип тайного голосования. Не разрешается снимать списки избирателей, потому что это может повлечь за собой разглашение персональных данных.
Не стоит забывать о законе, который запрещает использование изображения гражданина без его разрешения. Поэтому, осуществляя фото- и видеозапись, не стоит снимать лица людей.
Ранее Сиб.фм подробно писал о политических партиях, которые допущены до участия в выборах. Всего их 14. Порог для прохождения в нижнюю палату парламента – 5 % голосов. Будут избраны 450 депутатов. Половина из них – по избирательным округам, а другая половина – от политических партий.
О том, учатся ли школьники в дни голосования и будут ли объявлены выходные, читайте в материале по ссылке.
Хотите видеть больше интересных новостей?
Добавьте наш канал в избранное в Google News и Яндекс Новости:
Документы ЦИК России
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Москва
О Разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования
В целях обеспечения реализации принципа гласности в деятельности избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, закрепленного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Разъяснение порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 03 октября 2012 г. № 143/1085-6
Разъяснение порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования
1. В целях обеспечения реализации принципа гласности в деятельности избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, закрепленного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования.
2. Наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования с места, определенного председателем соответствующей избирательной комиссии, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря избирательной комиссии.
Во время голосования место для ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования определяется с учетом требований пункта 9 статьи 30 и пункта 11 статьи 61 Федерального закона таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей.
При подсчете голосов избирателей, составлении протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией место для ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования определяется с учетом требований пункта 9 статьи 30 и статьи 68 Федерального закона таким образом, чтобы наблюдателям был обеспечен полный обзор действий участковой избирательной комиссии, в том числе обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей.
3. Наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей.
Изображение избирателя не должно занимать большую часть кадра (экрана).
Запрещается вести фото- и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней, фото- и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов.
При использовании комплексов для электронного голосования запрещается вести фото- и (или) видеосъемку результатов волеизъявления избирателя на экране монитора устройства для электронного голосования и распечатанного на контрольной ленте малогабаритного печатающего устройства.
4. Наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования, соблюдая положения статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные положения законодательства Российской Федерации, устанавливающие ограничения доступа к информации.
Фото- и (или) видеосъемка работы членов избирательной комиссии со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.
Что можно снимать на выборах
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 14 июля 2021 г. № 20/169-8 “О видеонаблюдении при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва”
В целях обеспечения открытости в деятельности избирательных комиссий, руководствуясь частью 15 статьи 78, частью 18 статьи 86 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
2. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации контролировать исполнение территориальными и участковыми избирательными комиссиями требований Порядка, принятие избирательными комиссиями решений о назначении из числа членов соответствующих комиссий, ответственных за работу со средствами видеонаблюдения и трансляции изображения, а также соблюдение установленных Порядком зон видимости камер видеонаблюдения в помещениях для голосования участковых избирательных комиссий и помещениях территориальных избирательных комиссий.
3. В целях обеспечения сохранности бюллетеней в период их хранения в дни голосования 17, 18 и 19 сентября 2021 года в помещениях избирательных комиссий, не оборудованных средствами видеонаблюдения, применять средства видеорегистрации (видеофиксации), определенные избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.
4. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации утвердить порядок применения средств видеорегистрации (видеофиксации) с учетом рекомендаций Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по применению в участковых избирательных комиссиях средств видеорегистрации (видеофиксации) (приложение N 2).
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации | Э.А. Памфилова |
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации | Н.А. Бударина |
Приложение N 1
к постановлению Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 14 июля 2021 г. N 20/169-8
Порядок применения средств видеонаблюдения при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва
1. Общие положения
1.2. Видеонаблюдение в помещениях для голосования, помещениях ТИК организуется для обеспечения дополнительных гарантий открытости в деятельности:
при организации голосования в дни голосования 17, 18 и 19 сентября 2021 года;
при перемещении бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты и их хранении;
при составлении протокола УИК об итогах голосования с отметкой «Повторный», при проведении повторного подсчета голосов и составлении протокола УИК с отметкой «Повторный подсчет голосов»;
при составлении протокола ТИК об итогах голосования с отметкой «Повторный».
Средство видеонаблюдения состоит из двух видеокамер, оборудования для хранения видеозаписей (карты памяти или регистратор), коммутатора, блока (блоков) бесперебойного питания. Для обеспечения сохранности отдельных элементов средства видеонаблюдения применяется антивандальный шкаф.
Средство видеонаблюдения с момента включения обеспечивает непрерывную звуко- и видеозапись в течение времени, установленного Порядком, в том числе в ночное время.
ИКСРФ обеспечивает взаимодействие нижестоящих избирательных комиссий с техническим оператором по вопросам организации применения средств видеонаблюдения. Для обеспечения взаимодействия избирательных комиссий с техническим оператором функционирует «горячая линия» с бесплатным для пользователя телефонным номером (код 8-800).
1.6. Применение средств видеонаблюдения не должно нарушать принцип тайного голосования, а полученные в ходе видеонаблюдения в помещении для голосования, помещении ТИК видеозаписи не могут использоваться вместо определенных законодательством процедур подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования.
1.7. Средства видеонаблюдения не применяются в помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в больницах и других медицинских организациях, которые имеют стационарные отделения, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, других местах временного пребывания граждан, воинских частях, на судах, которые будут находиться в дни голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.
В помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, в границах которых находятся воинские части и где голосуют военнослужащие, за исключением помещений для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в воинских частях, средства видеонаблюдения применяются по письменному согласованию ТИК с командиром воинской части.
Перечень избирательных участков, на которых осуществляется видеонаблюдение, устанавливается ИКСРФ и направляется ЦИК России в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
1.8. В случае совмещения дней голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва с днями голосования на иных выборах, референдумах средства видеонаблюдения применяются на всех выборах, референдумах в соответствии с Порядком.
1.9. Средства видеонаблюдения применяются с учетом положений статьи 152 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, иных положений законодательства Российской Федерации, устанавливающих ограничения доступа к информации и ее распространению.
1.10. ЦИК России, ИКСРФ, ТИК и УИК осуществляют информирование кандидатов, политических партий, избирателей и иных участников избирательного процесса о применении средств видеонаблюдения.
1.11. При входе, а также внутри помещений, где применяются средства видеонаблюдения, на видном месте должны быть размещены одна либо несколько табличек формата А4 с надписью «В помещении ведется видеонаблюдение».
В зоне видимости средств видеонаблюдения при осуществлении следующих действий членов участковых избирательных комиссий рекомендуется разместить таблички:
Сейф (металлический шкаф, металлический ящик), содержащий сейф-пакеты с избирательными бюллетенями проголосовавших избирателей, составленными в отношении них актами, заявлениями избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, рекомендуется промаркировать надписью «Место хранения сейф-пакетов».
1.12. Для целей Порядка основные термины и понятия означают:
2. Применение средств видеонаблюдения в помещениях для голосования
2.1. Объекты видеонаблюдения в помещении для голосования:
места перемещения бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты или в КОИБ; переносные и стационарные ящики для голосования, в которых хранятся бюллетени проголосовавших избирателей; сейф (металлический шкаф, металлический ящик), где хранятся сейф-пакеты с бюллетенями проголосовавших избирателей;
2.2. Места размещения средств видеонаблюдения, в том числе камер видеонаблюдения и иного оборудования в помещении для голосования, определяет УИК по согласованию с владельцем помещения и с учетом рекомендаций представителей технического оператора. Камеры видеонаблюдения должны располагаться таким образом, чтобы в зоне их видимости располагались все объекты видеонаблюдения, указанные в пункте 2.1 Порядка.
2.3. После определения мест размещения средств видеонаблюдения соответствующая УИК составляет схему размещения средств видеонаблюдения с учетом рекомендаций технического оператора (приложение N 1 к Порядку), обозначая на ней зону видимости каждой камеры видеонаблюдения и размещение технологического оборудования, столов и иного оборудования, а также место, с которого должны демонстрироваться протоколы УИК об итогах голосования и оглашаться данные из них.
Указанная выше схема подписывается представителем технического оператора, председателем УИК и согласовывается с владельцем помещения, оригинал передается представителю технического оператора, а копия этой схемы размещается в помещении для голосования и направляется в ТИК не позднее 9 сентября 2021 года.
2.4. Представитель технического оператора устанавливает средства видеонаблюдения в соответствии с указанной в пункте 2.3 Порядка схемой размещения средств видеонаблюдения. При этом камеры видеонаблюдения устанавливаются на высоте, обеспечивающей отсутствие помех для видеонаблюдения.
Представителем технического оператора проводится настройка средств видеонаблюдения, проверка их работоспособности в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями Порядка.
В случае если в состав УИК не назначено достаточное число членов комиссии по предложениям политических партий, то для работы со средствами видеонаблюдения могут быть определены члены УИК, назначенные по предложениям иных субъектов выдвижения.
Члены УИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, руководствуются Инструкцией по работе со средствами видеонаблюдения (приложение N 2 к Порядку).
2.6. После установки средств видеонаблюдения представителем технического оператора проводится инструктаж членов УИК, осуществляющих работу со средствами видеонаблюдения, и составляется акт об установке средств видеонаблюдения, к которому прилагается схема размещения средств видеонаблюдения.
В акте об установке средств видеонаблюдения указываются сведения о комплектности и работоспособности оборудования, настройке средств видеонаблюдения, доступности трансляции на служебном портале и ознакомлении с Инструкцией по работе со средствами видеонаблюдения.
Акт об установке средств видеонаблюдения в помещении для голосования передается представителю технического оператора.
2.7. Не ранее 8.00 и не позднее 18.00 по местному времени 16 сентября 2021 года члены УИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, проводят тренировку.
В ходе тренировки проверяется работоспособность средств видеонаблюдения, наличие электропитания; если оно отсутствует, то принимаются меры по его включению, при наличии технической возможности работа камер видеонаблюдения тестируется через служебный портал.
По окончании тренировки средства видеонаблюдения остаются включенными. Категорически запрещается:
производить действия по выключению электропитания средств видеонаблюдения до завершения итогового заседания УИК и выдачи заверенных копий протоколов УИК об итогах голосования;
перемещать камеры видеонаблюдения, изменять фокусное расстояние камер видеонаблюдения;
перемещать из зон видимости камер видеонаблюдения технологическое оборудование УИК, столы и иное оборудование, за исключением случаев, когда членами УИК, осуществляющими работу со средствами видеонаблюдения, при контроле на служебном портале обнаружено, что в зонах видимости видеокамер не находится хотя бы один из объектов видеонаблюдения, указанных в пункте 2.1 Порядка;
производить действия, нарушающие функционирование средств видеонаблюдения, вмешиваться в процесс передачи или хранения записываемой информации.
2.8. В дни голосования при наступлении времени голосования председатель УИК сообщает присутствующим о том, что в помещении для голосования ведется видеонаблюдение, звуко- и видеозапись.
2.9. После окончания времени голосования (при необходимости) члены УИК устанавливают технологическое и иное оборудование таким образом, чтобы соответствующие объекты видеонаблюдения находились в зонах видимости камер видеонаблюдения. Члены УИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, вышестоящие ТИК и ИКСРФ контролируют выполнение указанных требований.
2.10. Итоговое заседание УИК проводится в зоне видимости хотя бы одной из камер видеонаблюдения. После проведения итогового заседания УИК и подписания протоколов УИК об итогах голосования председатель УИК демонстрирует присутствующим и в сторону одной из камер видеонаблюдения каждую страницу первого экземпляра протоколов УИК, при этом максимально близко (но не ближе 50 см) подходит к камере видеонаблюдения. Одновременно председатель УИК громко оглашает все данные протоколов, в том числе наименование и значение каждой строки протоколов УИК об итогах голосования, а также время их подписания.
2.11. Выдача заверенных копий протоколов УИК об итогах голосования наблюдателям и иным лицам, указанным в части 5 статьи 32 Федерального закона, проводится в зоне видимости хотя бы одной из камер видеонаблюдения.
2.12. При составлении протокола (протоколов) УИК об итогах голосования с отметкой «Повторный» либо реализации решения вышестоящей комиссии о проведении повторного подсчета голосов, составлении протокола (протоколов) УИК с отметкой «Повторный подсчет голосов» и проведении указанной процедуры в помещении для голосования по указанию председателя УИК члены УИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, вышестоящие ТИК и ИКСРФ проверяют работу средств видеонаблюдения через служебный портал, а при отсутствии трансляции изображения на служебном портале обращаются по «горячей линии» к техническому оператору.
2.13. Обо всех случаях включения/выключения электропитания средств видеонаблюдения и неполадках в работе средств видеонаблюдения делается соответствующая запись в ведомости применения средств видеонаблюдения в помещении для голосования (приложение N 3 к Порядку). С содержанием ведомости могут ознакомиться лица, указанные в части 5 статьи 32 Федерального закона. После проведения итогового заседания УИК ведомость предоставляется техническому оператору.
3. Применение средств видеонаблюдения в помещениях ТИК
3.1. Объектами видеонаблюдения в помещении ТИК являются: место, где осуществляются прием протоколов УИК об итогах голосования, суммирование данных, содержащихся в этих протоколах, проведение итогового заседания ТИК и составление протоколов ТИК об итогах голосования на соответствующей территории, место, где расположены увеличенные формы сводных таблиц ТИК, а также место, где осуществляются подсчет и погашение неиспользованных бюллетеней, хранящихся в ТИК.
3.2. Место размещения средств видеонаблюдения и иного оборудования в помещении ТИК определяет ТИК по согласованию с владельцем помещения и с учетом рекомендаций представителя технического оператора. Камеры видеонаблюдения должны располагаться таким образом, чтобы в зоне их видимости располагались все объекты наблюдения, указанные в пункте 3.1 Порядка.
3.3. После определения мест размещения камер видеонаблюдения соответствующая ТИК составляет схему размещения средств видеонаблюдения, обозначая на ней зону видимости каждой камеры видеонаблюдения и размещение столов и иного оборудования. Указанная схема подписывается представителем технического оператора, председателем ТИК и согласовывается с владельцем помещения, оригинал передается представителю технического оператора, а копия размещается в помещении ТИК.
3.4. Представитель технического оператора устанавливает средства видеонаблюдения в соответствии с указанной в пункте 3.3 Порядка схемой. При этом камеры видеонаблюдения устанавливаются на высоте, обеспечивающей отсутствие помех для видеонаблюдения.
Представитель технического оператора проводит настройку камер видеонаблюдения, проверку их работоспособности в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями Порядка.
В случае если в состав ТИК не назначено достаточное число членов комиссии по предложениям политических партий, то для работы со средствами видеонаблюдения могут быть определены члены ТИК, назначенные по предложениям иных субъектов выдвижения.
Члены ТИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, руководствуются Инструкцией по работе со средствами видеонаблюдения (приложение N 2 к Порядку).
3.6. После установки средств видеонаблюдения представителем технического оператора проводится инструктаж членов ТИК, осуществляющих работу со средствами видеонаблюдения, и составляется акт об установке средств видеонаблюдения, к которому прилагается схема размещения средств видеонаблюдения.
В акте об установке средств видеонаблюдения указываются сведения о комплектности и работоспособности оборудования, настройке средства видеонаблюдения, доступности трансляции на служебном портале и ознакомлении с Инструкцией по работе со средствами видеонаблюдения.
Акт об установке средств видеонаблюдения передается представителю технического оператора.
3.7. Не ранее 8.00 и не позднее 18.00 по местному времени 16 сентября 2021 года члены ТИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, проводят тренировку.
В ходе тренировки проверяются работоспособность средств видеонаблюдения, наличие электропитания; если оно отсутствует, то принимаются меры по его включению, проверяется включение режима записи, работа камер видеонаблюдения тестируется через служебный портал.
Председатель ТИК и вышестоящая ИКСРФ осуществляют контроль за обеспечением установленной зоны видимости камер видеонаблюдения.
В ходе тренировки в помещении ТИК вправе присутствовать лица, указанные в части 5 статьи 32 Федерального закона.
После окончания тренировки средства видеонаблюдения остаются включенными. Категорически запрещается:
производить действия по выключению электропитания средств видеонаблюдения до окончания заседания ТИК, на котором устанавливаются итоги голосования на соответствующей территории, и выдачи заверенных копий протоколов ТИК об итогах голосования;
перемещать камеры видеонаблюдения, изменять фокусное расстояние камер видеонаблюдения;
перемещать из зоны видимости камер видеонаблюдения столы, иное оборудование, за исключением случаев, когда членами ТИК, осуществляющими работу со средствами видеонаблюдения, при контроле на служебном портале обнаружено, что в зоне видимости видеокамер не находится хотя бы один из объектов видеонаблюдения, указанных в пункте 3.1 Порядка;
производить действия, нарушающие функционирование средств видеонаблюдения, вмешиваться в процесс передачи или хранения записываемой информации.
3.8. В 20.00 по местному времени 19 сентября 2021 года председатель ТИК сообщает присутствующим о том, что в помещении ТИК ведутся видеонаблюдение, звуко- и видеозапись.
3.9. Прием ТИК протоколов УИК об итогах голосования, внесение данных протоколов УИК об итогах голосования в увеличенные формы сводных таблиц ТИК, суммирование данных, содержащихся в данных протоколах, составление протоколов ТИК об итогах голосования на соответствующей территории и проведение итогового заседания ТИК должны производиться в зоне видимости хотя бы одной из камер видеонаблюдения.
Члены ТИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, и вышестоящая ИКСРФ на служебном портале осуществляют контроль за выполнением указанного требования.
3.10. При составлении протокола (протоколов) ТИК об итогах голосования с отметкой «Повторный» по указанию председателя ТИК члены ТИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, и вышестоящая ИКСРФ проверяют работу средств видеонаблюдения через служебный портал, а при отсутствии трансляции изображения на служебном портале обращаются по «горячей линии» к представителю технического оператора.
После завершения указанных действий члены ТИК приступают к составлению протокола (протоколов) об итогах голосования с пометкой «Повторный». При этом производятся действия, предусмотренные пунктом 3.9 Порядка.
3.11. Обо всех случаях включения/выключения электропитания средств видеонаблюдения и неполадках в работе средств видеонаблюдения делается соответствующая запись в ведомости применения средств видеонаблюдения в помещении ТИК (приложение N 3 к Порядку). С содержанием ведомости могут ознакомиться лица, указанные в части 5 статьи 32 Федерального закона. После составления протоколов ТИК об итогах голосования указанная ведомость передается техническому оператору.
4. Организация трансляции изображения на служебный портал
Оснащение информационного центра ЦИК России и центров наблюдения за выборами в субъектах Российской Федерации средствами отображения информации коллективного пользования обеспечивает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
4.2. Трансляция со служебного портала доступна ЦИК России, ИКСРФ, ТИК, УИК, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, техническому оператору, а также зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированные федеральные списки кандидатов, зарегистрированных кандидатов по одномандатным избирательным округам.
4.4. Трансляция изображения сопровождается информацией о дате и времени, номере избирательного участка, наименовании ТИК, номере камеры видеонаблюдения, наименовании субъекта Российской Федерации.
4.5. Трансляция изображения на служебный портал из помещений для голосования осуществляется в режиме реального времени с 8.00 по местному времени 16 сентября 2021 года, до ввода данных протоколов УИК об итогах голосования в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Выборы» на комплексе средств автоматизации ТИК.
Трансляция изображения на служебный портал из помещений ТИК осуществляется в режиме реального времени с 20.00 по местному времени 19 сентября 2021 года до составления протоколов ТИК об итогах голосования на соответствующей территории и проведения итогового заседания ТИК.
4.6. После ввода данных протоколов УИК об итогах голосования в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Выборы» на комплексе средств автоматизации ТИК руководитель группы контроля за использованием ГАС «Выборы» или по его поручению член группы контроля телефонограммой по «горячей линии» сообщает представителю технического оператора о прекращении трансляции изображения из соответствующего помещения для голосования. Представитель технического оператора после приема телефонограммы отключает трансляцию изображения из соответствующего помещения для голосования.
4.7. После проведения итогового заседания ТИК, составления и подписания протоколов ТИК об итогах голосования, выдачи копий протоколов ТИК об итогах голосования председатель ТИК телефонограммой сообщает по «горячей линии» техническому оператору о прекращении трансляции изображения из помещения соответствующей ТИК. Технический оператор после приема телефонограммы отключает трансляцию изображения из помещения соответствующей ТИК.
4.8. В случае составления протоколов УИК и ТИК с отметкой «Повторный», повторного подсчета голосов на избирательном участке представитель технического оператора после обращения по «горячей линии» председателя УИК, ТИК включает трансляцию изображения из помещения для голосования, помещения ТИК на служебном портале. Завершение трансляции изображения осуществляется в порядке, указанном в пунктах 4.6 и 4.7 Порядка.
5. Сроки хранения видеозаписей, полученных в ходе видеонаблюдения
5.1. ЦИК России осуществляет хранение видеозаписей, полученных в ходе видеонаблюдения на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, не менее одного года со дня официального опубликования результатов указанных выборов, в том числе с использованием инфраструктуры технического оператора в течение срока, установленного государственным контрактом между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и техническим оператором.
5.2. За пять дней до истечения трех месяцев со дня официального опубликования результатов выборов с учетом пункта 3 статьи 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ЦИК России сообщает в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации номер (наименование) ТИК, номер УИК, итоги голосования по которым обжалуются в судебном порядке.
6. Порядок организации доступа к видеозаписям
6.1. Доступ к видеозаписям предоставляет возможность просмотра, остановки и прокрутки видеозаписи, а также сохранения видеозаписи на носителе информации.
6.2. ЦИК России, ИКСРФ при необходимости используют соответствующую видеозапись из помещения для голосования, помещения ТИК при реализации полномочий, предусмотренных подпунктом «к» пункта 9 статьи 21 и подпунктом «к» пункта 10 статьи 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», до установления итогов голосования и определения результатов выборов соответственно. ЦИК России при необходимости использует соответствующую видеозапись из помещения для голосования, помещения ТИК, при реализации иных полномочий в рамках своей компетенции.
6.3. Доступ ЦИК России, ИКСРФ к видеозаписям, полученным на соответствующей территории, осуществляется через служебный портал.
6.4. Доступ к видеозаписям предоставляется по запросу суда, рассматривающего административное дело, уголовное дело, дело об административном правонарушении, связанное с событиями, имевшими место в помещении для голосования, помещении ТИК, а также по запросу прокурора, следователя, иного должностного лица, осуществляющего свою деятельность в связи с решением вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, о возбуждении уголовного дела и/или проведением расследования указанных дел. Порядок и форма направления запроса указанными органами и должностными лицами устанавливается в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, иных федеральных законов.
6.5. С учетом положений пункта 10 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к видеоматериалам, содержащим запись действий (бездействия), имевших место в помещении для голосования, помещении ТИК и которые, по мнению обратившихся, нарушают законодательство Российской Федерации о выборах, имеют доступ обратившиеся с жалобами на указанные действия (бездействие) для защиты своих избирательных прав следующие участники избирательного процесса:
6.6. Заявки на доступ к видеозаписям, полученным в ходе видеонаблюдения в помещении для голосования, помещении ТИК, направляются в ИКСРФ.
6.7. В заявке указываются:
статус в избирательном процессе (избиратель, наблюдатель, член избирательной комиссии с правом решающего или совещательного голоса и т.д.);
наименование и номер избирательного округа, наименование субъекта Российской Федерации;
номер избирательного участка, наименование ТИК, видеозаписи с которых запрашиваются;
адрес электронной почты, на который будет направлена адресная ссылка для доступа к видеозаписи;
конкретный день (дни) голосования и время начала и завершения требуемого события на видеозаписи;
указание на нарушение, допущенное, по мнению заявителя, в указанное время в помещении для голосования, помещении ТИК;
дата и подпись заявителя.
6.8. ИКСРФ рассматривает заявку в течение трех дней со дня ее получения. При соблюдении требований, установленных пунктом 6.7 Порядка, ИКСРФ направляет подавшему заявку лицу, указанному в пункте 6.5 Порядка, соответствующую адресную ссылку на видеозапись.
В случае если поступившая от лица, указанного в пункте 6.5 Порядка, заявка не соответствует требованиям, установленным пунктом 6.7 Порядка, ИКСРФ сообщает об этом лицу, подавшему заявку, с указанием на то, в чем имеется несоответствие.
6.9. Формирование адресной ссылки производится автоматизировано ИКСРФ со служебного портала.
6.10. Об организации доступа к видеозаписи для органов и лиц, указанных в пунктах 6.4 и 6.5 Порядка, ИКСРФ сообщает в ЦИК России (приложение N 4 к Порядку).
письмо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
от 2 июля 2021 г. N ОК-П13-071-26699
Приложение N 1
к Порядку применения средств
видеонаблюдения
при проведении
выборов депутатов
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
восьмого созыва
Схема
размещения средств видеонаблюдения
в помещении для голосования
Приложение N 2
к Порядку применения средств
видеонаблюдения
при проведении
выборов депутатов
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
восьмого созыва
Инструкция по работе со средствами видеонаблюдения
1. Проверка текущего состояния средств видеонаблюдения
Если средства видеонаблюдения включены, то члены УИК, ТИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, должны убедиться в их корректной работе:
на установленных в помещении для голосования, помещении ТИК камерах видеонаблюдения светятся индикаторы (при наличии);
на служебном портале отображаются видеоизображения с одной или двух камер видеонаблюдения.
2. Действия членов УИК, ТИК, осуществляющих работу со средствами видеонаблюдения, при возникновении нештатной ситуации
2.1. Перечень возможных неисправностей в работе средств видеонаблюдения:
2.2. В случае если рекомендуемые действия не привели к восстановлению работоспособности средств видеонаблюдения, а также в случае выявления иных неисправностей в работе средств видеонаблюдения члены УИК, ТИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, сообщают об этом председателю соответствующей избирательной комиссии и по «горячей линии» представителю технического оператора.
2.3. В случае поступления от представителя технического оператора информации о нештатной ситуации, возникшей при осуществлении трансляции из помещения для голосования, помещения ТИК, члены УИК, ТИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, проводят соответствующую проверку данной информации, осуществляют необходимые действия в соответствии с указаниями, получаемыми от представителя технического оператора.
2.4. В случае если устранение неисправности возможно только силами технического оператора с выездом в помещение для голосования, помещение ТИК, по итогам устранения неисправности составляется и подписывается в двух экземплярах акт восстановления работоспособности средства видеонаблюдения. В данном акте должна содержаться информация о причине неработоспособности средств видеонаблюдения, о текущем работоспособном состоянии средств видеонаблюдения. Оба экземпляра передаются техническому оператору.
Приложение N 3
к Порядку применения средств
видеонаблюдения
при проведении
выборов депутатов
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
восьмого созыва
Ведомость применения средств видеонаблюдения в помещении для голосования избирательного участка N _____
(помещении территориальной избирательной комиссии
________________________________________________________________________)
(наименование территориальной избирательной комиссии)
N п/п | Дата | Время (часы, минуты) начала/завершения проводимых действий | Основания инициирования действия по проверке работоспособности средств видеонаблюдения | Результат проверки работоспособности средств видеонаблюдения (выключен, включен) | Инициатор действий по проверке работоспособности средств видеонаблюдения | Члены УИК (ТИК), осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ФИО | Должность в избирательной комиссии | Подпись | ФИО | Подпись | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | |||||||||
2 |
Приложение N 4
к Порядку применения средств
видеонаблюдения
при проведении
выборов депутатов
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
восьмого созыва
Сведения
об организации доступа к видеозаписям для органов и лиц, указанных в пунктах 6.4 и 6.5 Порядка применения средств видеонаблюдения при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва
N п/п | Наименование ИКСРФ | Наименование ТИК/номер УИК, где проводилось видеонаблюдение | Органы и лица, направившие запрос, заявку на доступ к видеозаписи | ФИО, статус заявителя | Нарушение законодательства о выборах, указанное в запросе, заявке | Дата и время фрагмента видеозаписи | Результат рассмотрения (отказано/дата, время направления адресной ссылки) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 |
Приложение N 2
к постановлению Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 14 июля 2021 г. N 20/169-8
Рекомендации
по применению в участковых избирательных комиссиях средств видеорегистрации (видеофиксации)
1. Средства видеорегистрации (видеофиксации) применяются в помещениях участковых избирательных комиссий (помещениях для голосования), не оборудованных средствами видеонаблюдения, где осуществляется перемещение избирательных бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты и хранение бюллетеней в сейф-пакетах (стационарных ящиках для голосования).
2. Средства видеорегистрации (видеофиксации) представляют собой устройства стационарного или передвижного типа, предназначенные для записи, хранения и воспроизведения видеоинформации, и предоставляются по заявкам избирательных комиссий органами государственной власти, органами местного самоуправления в рамках установленной законом обязанности по оказанию избирательным комиссиям содействия в реализации их полномочий, а также вышестоящими избирательными комиссиями.
3. В зоне видимости средств видеорегистрации (видеофиксации) должны находиться:
места, где производится перемещение избирательных бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты;
сейф (металлический шкаф, металлический ящик), где хранятся сейф-пакеты с избирательными бюллетенями;
комплексы обработки избирательных бюллетеней (в случае их использования) в период хранения в них бюллетеней в ночное время;
стационарные ящики для голосования, в случае если они используются для хранения бюллетеней.
4. Сейф (металлический шкаф, металлический ящик), где хранятся сейф-пакеты с избирательными бюллетенями, должен находиться в зоне видимости средств видеорегистрации (видеофиксации) круглосуточно с момента помещения туда сейф-пакетов до извлечения сейф-пакетов 19 сентября 2021 года для вскрытия и подсчета избирательных бюллетеней. В случае, если указанные устройства не обладают возможностью осуществлять видеорегистрацию (видеофиксацию) в отсутствии освещения (в режиме ночной съемки), то в зоне мест хранения сейф-пакетов должно быть организовано освещение.
5. Контроль за выполнением пунктов 3 и 4 настоящих Рекомендаций осуществляет председатель участковой избирательной комиссии.
6. Размер (емкость) памяти используемого средства видеорегистрации (видеофиксации) должен быть достаточен для хранения видеоизображения в течение всего времени работы устройства в соответствии с пунктом 4 настоящих Рекомендаций.
В течение времени работы устройства допускается периодический перенос информации на внешнее устройство хранения.
7. Видеоизображения, полученные с использованием средств видеорегистрации (видеофиксации), в случае необходимости используются территориальными избирательными комиссиями при рассмотрении вопросов об отмене решений нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования.
8. Видеоизображения, полученные с использованием средств видеорегистрации (видеофиксации), предоставляется по запросу суда, рассматривающего соответствующее административное дело, уголовное дело, дело об административном правонарушении, а также по запросу прокурора, следователя, иного должностного лица, осуществляющего свою деятельность в связи с решением вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, о возбуждении уголовного дела и/или проведением расследования указанных дел.
9. Видеоизображения, полученные с использованием средств видеорегистрации (видеофиксации), хранятся в территориальных избирательных комиссиях либо избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов выборов.
Обзор документа
ЦИК урегулировала вопросы применения средств видеонаблюдения при проведении выборов депутатов Госдумы восьмого созыва.
Средство видеонаблюдения состоит из двух видеокамер, оборудования для хранения видеозаписей (карт памяти или регистраторов), коммутатора, блока (блоков) бесперебойного питания.
Указано, в каких помещениях нельзя применять средства видеонаблюдения.