Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

Дидактика «Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции»

Различные задания на закрепление темы: «Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции»

Просмотр содержимого документа
«Дидактика «Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции»»

Глава. Развитие эволюционных представлений.
Доказательства эволюции Тема: Креационизм. Первое эволюционное учение. Задание 1. Возникновение видов и приспособленности организмов

Представления о возникновении видов и приспособленности

Задание 2. Классификация живых организмов по К.Линнею и Ж.Б.Ламарку

Особенности системы (естественная, искусственная, почему)

Признаки, положенные в основу

Задание 3. Возникновение длинной шеи и окраски тела у жирафа

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

Как появилась длинная шея у жирафа с точки зрения К.Линнея?

Как появилась длинная шея у жирафа с точки зрения Ж.Б.Ламарка?

Объясните появление окраски у жирафа с точки зрения Ж.Б.Ламарка.

Задание 4. Развитие эволюционных представлений

Укажите правильные варианты ответов:

Тест 1. Кто из ученых приспособленность объяснял изначальной целесообразностью?

Тест 2. Кто из ученых многообразие видов объяснял с позиций креационизма?

Тест 3. Кто из ученых создал первую эволюционную теорию, но неверно объяснил движущие силы эволюции?

Тест 4. Кто из ученых реформировал ботанический язык, открыл около 8 000 новых видов растений, ввел двойные названия видов, предложил систему растений и животных?

Тест 5. Классификация какого ученого была искусственной?

Тест 6. Кто из ученых считал, что благоприобретенные признаки передаются по наследству?

Тест 7. Кто из ученых предложил теорию градации, разделил животных на 14 классов и расположил их на 6 ступенях?

Тест 8. Кто из ученых считал, что животным с нервной системой присуще стремление к прогрессу?

**Тест 9. Какие суждения верны:

По К.Линнею длинная шея у жирафа появилась под влиянием среды, упражнения и передачи приобретенных признаков по наследству.

По К.Линнею длинная шея у жирафа была изначально.

К.Линней не признавал возможности образования новых видов.

В конце жизни К.Линней признал возможность образования новых видов в результате влияния среды или скрещивания.

К.Линней был трансформистом.

К.Линней был креационистом.

Ж.Б.Ламарк был трансформистом.

Ж.Б.Ламарк был креационистом.

**Тест 10. Укажите движущие силы эволюции по Ж.Б.Ламарку:

Внутреннее стремление к самоусовершенствованию.

Упражнение и не упражнение органов под влиянием среды.

Естественный отбор наиболее приспособленных.

Борьба за существование.

Передача по наследству благоприобретенных признаков.

Тема: Возникновение и развитие дарвинизма Задание 5. Возникновение приспособленности организмов

Причины приспособленности организмов, возникновение многообразия видов

Задание 6. Движущие силы эволюции по Ч.Дарвину

Движущие силы эволюции

Задание 7. Движущие силы эволюции по Ж.Б.Ламарку, Ч.Дарвину:

Дайте ответы на вопросы:

Кем был К.Линней по своему мировоззрению?

Как по К.Линнею появилась приспособленность организмов?

Как по Ж.Б.Ламарку появилась приспособленность организмов?

Как по Ч.Дарвину появилась приспособленность организмов?

Чья классификация живых организмов была искусственной?

Кто из ученых считал, что благоприобретенные признаки передаются по наследству?

Кто из ученых предложил теорию градации, разделил животный мир на 14 классов и расположил их на 6 ступенях?

Кто из ученых считал, что всем организмам присуще стремление к прогрессу?

Что по Ч. Дарвину лежит в основе естественного отбора?

Что является единицей эволюции по Ламарку? По Дарвину?

Задание 8. Дайте определение или объяснение следующим понятиям:

1. Креационизм. 2. Трансформизм. 3. Изначальная целесообразность. 4. Метафизическое мировоззрение. 5. Движущие силы эволюции по Ж.Б.Ламарку. 6. Теория градации. 7. Движущие силы эволюции по Ч.Дарвину.

Тема: Доказательства эволюции Задание 9. Доказательства единства происхождения органического мира

Принцип удвоения ДНК

Химический состав клеток

Задание 10. Эмбриологические доказательства

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

Что можно сказать, рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных (верхний ряд)?

Какие признаки начальных стадий развития эмбрионов свидетельствуют о том, что предками наземных позвоночных были рыбы?

Сформулируйте биогенетический закон Ф.Мюллера и Э.Геккеля.

Зародышевые стадии каких классов позвоночных животных повторяются при развитии эмбрионов человека?

Задание 11. Гомологичные и аналогичные органы

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

Конечности каких животных, изображенных на рисунке, являются гомологичными? Почему?

Конечности каких животных, изображенных на рисунке, являются аналогичными? Почему?

Какие признаки указывают на единство происхождения передних конечностей позвоночных животных?

Почему передние конечности указанных позвоночных животных имеют различное строение?

Задание 12. Ископаемые переходные формы

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

О чем свидетельствуют находки псилофитов, возраст которых около 440 млн. лет?

Какие особенности строения сближают археоптерикса (2) с пресмыкающимися?

Какие особенности строения сближают зверозубого ящера (3) с млекопитающими?

Задание 13. Филогенетический ряд лошади

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

Где жили предки лошадей 50 миллионов лет назад?

Что послужило причиной эволюции лошади?

Какие изменения в строении привели к появлению современной лошади?

Задание 14. Биогеографические доказательства

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

Какие биогеографические области выделил А.Уоллес?

Почему фауна и флора Палеоарктической и Неоарктической области имеют много общего?

Почему фауна и флора Неоарктической и Неотропической зоны имеют мало общих видов?

Почему так своеобразен животный мир Австралии?

Почему на Мадагаскаре нет типичных для Африки крупных копытных животных, но много приматов, которые нигде больше не встречаются?

Тема: Вид. Критерии вида. Популяция Задание 15. Критерии вида

Задание 16. Критерии вида

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

Сколько видов птиц изображено на рисунке? Почему нельзя, опираясь только на морфологический критерий, определить к какому виду относится организм?

Известно, что вторая пара хромосом человека образована в результате слияния двух хромосом шимпанзе. Сколько хромосом в кариотипе шимпанзе?

Сравните хромосомы человека и шимпанзе. О чем говорит тот факт, что нуклеотидные последовательности ДНК человека и шимпанзе совпадают более чем на 90%?

Последовательность аминокислотных остатков в гемоглобине человека и шимпанзе полностью совпадают (141+141+146+146). В гемоглобине гориллы и человека два отличия. Между гемоглобином человека и лошади 43 отличия. Какой вывод можно сделать из данных фактов?

Сравните сухопутную и морскую черепаху. Можно ли их отнести к одному виду? Почему они так сильно отличаются? Совпадают ли ареалы их обитания?

Задание 17. Популяция — единица эволюции

Почему Ж.Б.Ламарк считал, что особь является единицей эволюции?

Докажите, что единицей эволюции является популяция.

Задание 18. Доказательства эволюции. Вид, популяция

Дайте ответы на вопросы:

Приведите примеры ископаемых переходных форм.

Палеонтологам удалось восстановить филогенетические ряды некоторых животных. Каких?

Какие особенности строения эмбрионов позвоночных животных можно считать доказательствами эволюции?

Приведите примеры гомологичных органов.

Приведите три примера рудиментов.

Приведите три примера атавизмов.

Какие территории относятся к Голарктической области?

Какие территории относятся к Неоарктической и Неотропической области?

Какие видовые критерии вам известны?

Что является единицей эволюции по Ламарку? По современным представлениям?

Задание 19. Дайте определение или объяснение следующим понятиям:

1. Ископаемые переходные формы. 2. Биогенетический закон Ф.Мюллера и Э.Геккеля. 3. Онтогенез. 4. Филогенез. 5. Филогенетические ряды. 6. Гомологичные органы. 7. Рудименты. 8. Вид. 9. Популяция. 10. Ареал. 11. Репродуктивная изоляция. 12. Морфологический критерий вида. 12. Виды-двойники. 13. Генетический критерий вида.

Представления о возникновении видов и приспособленности

Сторонник метафизического представления о происхождении видов, их неизменности и изначальной целесообразности.

Не только пришел к эволюционной идее, но и попытался найти движущие силы эволюции, создает теорию эволюции. Движущими силами по Ламарку являются: стремление к самоусовершенствованию, упражнение или не упражнение органов под влиянием среды, передача по наследству приобретенных признаков.

Особенности системы (естественная, искусственная, почему)

Классификация живых организмов, принципы

Искусственная, так как Линней полностью разделял метафизические взгляды на природу и не искал родственных связей между различными видами.

Вместе объединялись виды на основании сходства по одному-двум признакам. Растения разделил на 24 класса по количеству тычинок, однополости и обоеполости цветков, животных разделил на 6 классов.

Естественная, его система отражает путь исторического развития живой природы от простого к сложному, от низшего к высшему. Объединение осуществлял на основе родственных связей.

Животных разделил на 14 классов и расположил на 6 ступенях по степени усложнения нервной и кровеносной систем.

1. Жираф имел длинную шею изначально, был создан творцом с длинной шеей. 2. Во-первых, существует внутреннее стремление к совершенствованию. Во-вторых, под влиянием среды происходило упражнение и удлинение шеи. В-третьих, приобретенные признаки передавались следующему поколению. 3. Окраску жирафа объяснить невозможно, этот признак жираф никак не мог упражнять.

Тест 1: 2. Тест 2: 2. Тест 3: 3. Тест 4: 2. Тест 5: 1. Тест 6: 3. Тест 7: 3. Тест 8: 3. **Тест 9: 2, 4, 6, 7. **Тест 10: 1, 4, 7.

Причины приспособленности организмов, возникновение многообразия видов

Многообразие видов было создано Творцом, организмы были созданы изначально приспособленными.

Многообразие видов появилось в результате эволюции, приспособленность появилась под влиянием внутреннего стремления к прогрессу, способности целесообразно изменяться при изменении среды. Происходит упражнение или не упражнение органов и их изменение, приобретенные признаки передаются по наследству.

И приспособленность организмов, и многообразие видов — результат эволюции, наследственная изменчивость поставляет материал, в результате борьбы за существование происходит естественный отбор наиболее приспособленных и образуются новые виды.

Движущие силы эволюции

Дарвин различал две формы изменчивости — ненаследственную и наследственную. Ненаследственная изменчивость приспосабливает к меняющимся условиям среды, наследственная изменчивость поставляет материал для отбора.

Благодаря наследственности потомство подобно родителям, из поколения в поколение сохраняются особенности строения и развития.

Борьба за существование приводит к естественному отбору наиболее приспособленных организмов к конкретным условиям среды. Естественный отбор — главная движущая сила процесса эволюции.

1. Метафизиком, креационистом. 2. Были созданы приспособленными. 3. В результате стремления к самоусовершенствованию, упражнения или не упражнения органов и передачи приобретенных признаков потомству. 4. В результате наследственной изменчивости и естественного отбора наиболее приспособленных организмов. 5. К.Линнея. 6. Ж.Б.Ламарк. 7. Ж.Б.Ламарк. 8. Ж.Б.Ламарк. 9. Борьба за существование. 10. По Ламарку — особь, по Дарвину — популяция.

1. Учение о том, что жизнь была создана сверхестественным существом в определенное время. 2. Учение о том, что жизнь появилась на Земле естественным путем и развивалась по естественным законам. 3. Приспособленность организмов объясняется тем, что они были созданы изначально приспособленными. 4. Представления о постоянстве, неизменности и изначальной целесообразности всей природы. 5. Стремление к самоусовершенствованию, упражнение или не упражнение органов и передача приобретенных признаков потомству. 6. Повышение организации живых существ от низшей ступени к высшей в процессе эволюции. 7. Наследственная изменчивость и естественный отбор.

Принцип удвоения ДНК

Химический состав клеток

Одинаков у всех живых организм Земли. Свойства кода: триплетность, однозначность, вырожденность, универсальность, неперекрываемость.

Репликация ДНК происходит у всех живых организмов одинаково.

Белки всех организмов построены из 20 видов аминокислот, одинаков принцип построения нуклеиновых кислот.

Сходно устроены органоиды всех живых организмов.

Митоз и мейоз у всех организмов протекает сходно.

Сходно протекают реакции энергетического обмена. АТФ — универсальное звено в энергетических реакциях.

Сходно протекают реакции фотосинтеза, биосинтеза белков у различных организмов.

1. Эмбрионы позвоночных на начальных стадиях развития сходны. 2. Жаберные щели, хвост, сердце на ранних стадиях развития в виде пульсирующей трубки, мозг в виде пяти пузырей напоминает мозг рыб. 3. Онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. 4. Рыб, земноводных, пресмыкающихся.

1. Лягушки, ящерицы, крокодила, птицы, человека, крота, кита, летучей мыши. Это передние конечности позвоночных животных, имеют единое происхождение и сходное строение — плечо, предплечье, кисть. 2. Крылья бабочки и летучей мыши, конечности позвоночных животных и паука. Не имеют сходного плана строения и общего происхождения. 3. Сходное строение: плечевая кость; в предплечье — локтевая и лучевая кости; кости кисти. 4. В результате адаптации к жизни в разных условиях среды.

1. Переходные формы, освоение суши высшими растениями. 2. Челюсти с зубами, выступающие из крыльев пальцы с когтями, длинный хвост, брюшные ребра. 3. Сходство в строении черепа, позвоночника и конечностей, деление зубов на резцы, клыки и коренные. 4. В более древних пластах Земли, обнаруживаются остатки более древних форм жизни.

1. Среди высоких трав и кустарников на опушках тропических лесов. 2. Остепнение, жизнь на открытых пространствах и характер пищи. 3. Увеличение размеров, удлинение конечностей, уменьшение количества пальцев, образование складчатых зубов.

1. Палеоарктическую, Неоарктическую, Эфиопскую, Индомалайскую, Неотропическую, Австралийскую. 2. В недавнем прошлом между ними существовал сухопутный мост — Берингов перешеек. 3. Панамский перешеек появился недавно. 4. Австралия отделилась более 100 млн. лет назад, в Мезозойскую эру. 5. Мадагаскар потерял связь с материком прежде, чем появились высшие приматы и еще не появились копытные.

Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида. Но только морфологические признаки не обеспечивают выделение вида, так как есть виды-двойники и внутривидовая изменчивость.

Для каждого вида характерен свой кариотип — набор хромосом, строго определенное их число, размеры и форма. Основной критерий, обеспечивающий репродуктивную изоляцию видов.

Существует видовая специфичность белков и нуклеиновых кислот.

В основе сходство всех физиологических процессов, прежде всего сходство размножения.

Особи одного вида существуют в определенных экологических условиях.

Вид занимает определенную территорию, ареал.

1. Четыре вида. Голуби относятся к одному виду, но разным породам. 2. Внешние различия между породами могут быть очень значительными, существуют и виды-двойники, морфологически не различимые. 3. 48. 4. О единстве происхождения от общих предков. 5. По сходству в аминокислотной последовательности белков можно говорить о степени родства. 6. Нет, они живут в разных экологических условиях, их ареалы не совпадают и их скрещивание невозможно. 7.

Докажите с точки зрения Ж.Б.Ламарка, что особь (жираф) является единицей эволюции?

Докажите, что это не так и единицей эволюции является популяция.

Для каждой особи характерно врожденное стремление к самоусовершенствованию. Жираф под влиянием среды упражняет шею и не упражняет другие органы, первые развиваются, вторые постепенно редуцируются. Приобретенные признаки (более длинная шея) передаются следующему поколению. Следовательно, каждая особь — единица эволюции.

У жирафов отсутствует врожденное стремление к самоусовершенствованию. Под влиянием упражнений шея становится более длинной, но органы, которые не упражняются не редуцируются. И, главное, приобретенные при жизни признаки не передаются следующему поколению.

В популяции в каждом поколении будут преимущественно выживать особи с более длинной шеей (лучшее питание). Таким образом, наследственная изменчивость и борьба за существование приведут к естественному отбору более длинношеих жирафов.

1. Псилофиты, семенные папоротники, стегоцефалы, зверозубые ящеры. 2. Копытных, хоботных. 3. Выполнение биогенетического закона. Жаберные щели, хвост у эмбрионов всех классов позвоночных. 4. Единый план строения позвоночных животных, рудименты. 5. В более древних пластах остатки более древних организмов; ископаемые переходные формы, филогенетические ряды. Рудиментарные глаза у крота, рудимент тазового пояса у кита. 7. Палеоарктическая и Неоарктическая области. 8. К Неоарктической — Северная Америка, к Неотропической — Центральная и Южная Америка. 9. Морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический и географический критерии. 10. По Ламарку — особь, по современным представлениям — популяция.

1. Ископаемые организмы, совмещающие признаки крупных систематических таксонов, например, классов у позвоночных животных. 2. Онтогенез есть краткое повторение филогенеза. 3. Индивидуальное развитие организма. 4. Историческое развитие вида. 5. Ряды ископаемых остатков, позволяющие восстановить эволюцию видов. 6. Органы, соответствующие друг другу по строению и происхождению независимо от выполняемых функций. 7. Органы, утратившие свое значение и находящиеся на стадии исчезновения. 8. Совокупность признаков, отличающих один вид от другого. 9. Определенная территория, занимаемая видом. 10. Невозможность скрещивания и оставления плодовитого потомства между особями различных видов.

Источник

Дарвина. Синтетическая теория эволюции

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

Тема: Дарвина. Синтетическая теория эволюции

Задание 1. «К. Линней и Ж. Б. Ламарк»

Запишите номера предложений и допишите их:

В своей классификации К. Линней использовал систематические категории – (_). Линней разделил на 24 класса, основываясь на (_). Линнея была искусственной, так как (_). К заслугам К. Линнея можно отнести следующее: (_). Ж. Б. Ламарк в книге «Философия зоологии» разделил животных на 14 классов и расположил их на 6 ступенях по степени (_). Его классификацию можно считать естественной, так как (_). Движущими силами эволюции по Ж. Б. Ламарку являются: (_). В результате воздействия внешней среды у живых организмов по Ж. Б. Ламарку (_). Благоприобретенные признаки организмов по Ж. Б. Ламарку(_). Несомненной заслугой Ж. Б. Ламарка было (_). Его гипотеза не была принята, не все признавали, что (_). А. Вейсман на протяжении двадцати поколений отрезал мышам хвосты, но (_).

Задание 2. «Изменчивость»

1. Какие виды изменчивости различал Ч. Дарвин?

2. Какие два вида наследственной изменчивости различают в настоящее время?

3. Какие виды изменчивости используются в селекции? Каково их значение?

4. Какой вид изменчивости у щенков от одних родителей?

Задание 3. «Искусственный отбор»

1. Какую роль играет искусственный отбор в селекции?

2. В чем проявляется искусственный отбор в селекции голубей?

3. Какие формы искусственного отбора различал Ч. Дарвин?

4. Какую роль играет наследственность в создании новых пород животных и сортов растений?

Задание 4. «Борьба за существование»

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

1. Какие формы борьбы за существование различал Ч. Дарвин?

2. Какая форма борьбы протекает наиболее напряженно? Почему?

3. Какая форма борьбы между мускусными быками и волчьей стаей?

4. К чему приводит межвидовая борьба за существование?

5. Включает ли борьба за существование взаимопомощь и заботу о потомстве?

Задание 5. «Развитие эволюционных представлений»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Тест 1. Приспособленность объяснял изначальной целесообразностью:

Тест 2. Многообразие видов объяснял с позиций креационизма:

Тест 3. Создал первую эволюционную теорию, но неверно объяснил движущие силы эволюции:

Тест 4. Реформировал ботанический язык, открыл около 8 000 новых видов растений, закрепил использование двойных названий видов, предложил систему растений и животных:

Тест 5. Искусственная классификация:

3. И у К. Линнея и у Ж. Б. Ламарка классификации искусственные.

Тест 6. Считал, что благоприобретенные признаки передаются по наследству:

Тест 7. Предложил теорию градации, разделил животных на 14 классов и расположил их на 6 ступенях:

**Тест 8. Верные суждения:

1. По К. Линнею длинная шея у жирафа появилась под влиянием среды, упражнения и передачи приобретенных признаков по наследству.

2. По К. Линнею длинная шея у жирафа была изначально.

3. К. Линней не признавал возможности образования новых видов.

4. В конце жизни К. Линней признал возможность образования новых видов в результате влияния среды или скрещивания.

5. К. Линней был трансформистом.

6. К. Линней был креационистом.

7. Ж. Б. Ламарк был трансформистом.

8. Ж. Б. Ламарк был креационистом.

**Тест 9. Движущие силы эволюции по Ж. Б. Ламарку:

1. Внутреннее стремление к самоусовершенствованию.

2. Мутационная изменчивость.

3. Комбинативная изменчивость.

4. Упражнение и не упражнение органов под влиянием среды.

5. Естественный отбор наиболее приспособленных.

6. Борьба за существование.

7. Передача по наследству благоприобретенных признаков.

**Тест 10. Движущие силы эволюции по Ч. Дарвину:

1. Внутреннее стремление к самоусовершенствованию.

2. Определенная изменчивость.

3. Неопределенная изменчивость.

4. Упражнение и не упражнение органов под влиянием среды.

5. Борьба за существование.

Задание 6. «Формы естественного отбора»

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

Объясните стабилизирующую форму отбора на примере размеров ушной раковины у зайцев. Почему уши у зайцев, живущих южнее, имеют большие размеры, чем уши у зайцев, живущих в северных районах? Какое значение для эволюции имеет стабилизирующая форма отбора? Объясните движущую форму отбора на примере изменения окраски у березовой пяденицы. Какое значение для эволюции имеет движущая форма отбора? Объясните разрывающую форму отбора на примере тараканов, живущих на островах, и тараканов, живущих на материке.

Задание 7. «Дивергентное видообразование (по Ч. Дарвину)»

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

Почему преимущественно выживают наиболее уклонившиеся от среднего состояния особи? Дарвин понимал под дивергенцией? Сколько родов и отрядов семейств образовалось через14 тысяч поколений по схеме дивергентной эволюции Ч. Дарвина? Ответ поясните. На какие виды в данной схеме действовала стабилизирующая форма естественного отбора?

Задание 8. «Движущие силы эволюции»

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

1. Кем был К. Линней по своему мировоззрению?

2. В чем заслуги К. Линнея?

3. Какие движущие силы эволюции различал Ж. Б. Ламарк?

4. Кто из ученых предложил теорию градации, разделил животный мир на 14 классов и расположил их на 6 ступенях?

5. Что такое «Барьер Вейсмана»?

6. Какие факторы эволюции различал Ч. Дарвин?

7. Какие формы изменчивости различал Ч. Дарвин?

8. Какой вид изменчивости поставляет материал для эволюции, так как приводит к изменению генотипа?

9. Какой вид изменчивости поставляет материал для эволюции, так как связан с перекомбинацией генов и распространением мутаций?

10. Какой вид изменчивости у листьев, сорванных с одного дерева?

11. Какой вид изменчивости у брата и сестры?

12. Какой фактор Ч. Дарвин считал главным в создании пород животных и сортов растений?

13. Какие формы искусственного отбора различал Ч. Дарвин?

14. Признавал ли Ч. Дарвин наследование приобретенных признаков?

15. Что по Ч. Дарвину лежит в основе естественного отбора?

16. Кто разработал учение о движущей форме естественного отбора? О стабилизирующей форме?

17. К чему приводит стабилизирующая форма отбора? Движущая форма отбора?

18. При каких условиях срабатывает стабилизирующая, при каких – движущая форма отбора?

19. Какой фактор Ч. Дарвин считал главным, направляющим фактором, который приводит к приспособленности организмов к среде.

20. Как по К. Линнею появилась приспособленность организмов?

21. Как по Ч. Дарвину появилась приспособленность организмов?

22. Что является единицей эволюции по Ж. Б. Ламарку? По Ч. Дарвину?

Задание 9. Важнейшие термины и понятия: «Дарвинизм»

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Креационизм. 2. Трансформизм. 3. Изначальная целесообразность. 4. Метафизическое мировоззрение. 5. Теория градации Ж. Б. Ламарка. 6. Движущие силы эволюции по Ч. Дарвину. 7. Дивергенция. 8. Стабилизирующий отбор. 9. Движущий отбор. 10. Дизруптивный отбор. 11. Относительность приспособленности.

Задание 10. «Популяционные волны – фактор эволюции»

А — колебания численности зайца русака и некоторых млекопитающих.

Б — полевая мышь во время весеннего паводка.

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

1. Какая прослеживается зависимость в изменении численности зайцев и хищников?

2. Что называется популяционными волнами?

3. После наводнения резко изменилась численность мышей в популяции. Как это скажется на генофонде популяции?

4. Почему популяционные волны являются важным фактором эволюции?

Задание 11. «Изоляция как фактор эволюции»

1 — коала; 2 — опоссум; 3 — кенгуру; 4 — вомбат; 5 — разные виды галапагосских вьюрков.

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

1. Каковы причины географической изоляции?

2. Почему изоляция является важным фактором эволюции?

3. Почему сумчатые животные сохранились в Австралии?

4. Какое происхождение имеют 14 видов галапагосских вьюрков?

Задание 12. «Дрейф генов как фактор эволюции»

Изменение частоты встречаемости аллелей окраски глаз у дрозофилы

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

В 100 пробирок с кормом посадили по четыре пары дрозофил, соотношение аллелей красных и белых глаз у которых составляло 0,5/0,5. Сменилось 16 поколений, в каждом случайным образом отбирались 4 пары дрозофил. Какой результат был получен? Что называется дрейфом генов? Почему дрейф генов является важным фактором эволюции?

Задание 13. «Защитные окраски и формы тел животных»

1 — гусеницы бражника; 2 — листовидки; 3 — березовой пяденицы; 4 — божьей коровки; 5 — шершня; 6 — осы; 7 — бабочки-стеклянницы.

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

Какие типы покровительственной окраски имеют изображенные на рисунке насекомые? Как возникла покровительственная окраска по К. Линнею? Как возникла покровительственная окраска по Ж. Б. Ламарку? Как возникла покровительственная окраска по Ч. Дарвину? Почему приспособленность всегда относительна?

Задание 14. «Защитная окраска и форма тела животных»

Вид защитной окраски

Задание 15. «Возникновение длинной шеи у жирафа»

Задание 16. «Возникновение приспособленности»

Запишите номера предложений и допишите их:

Задание 17. «Факторы эволюции.»

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

1. Перечислите факторы эволюции, которые различал Ч. Дарвин.

2. Почему популяционные волны можно считать фактором эволюции?

3. Почему изоляция является важным фактором эволюции?

4. Приведите примеры географической изоляции как фактора эволюции.

5. Приведите примеры экологической изоляции как фактора эволюции.

6. Что понимается под дрейфом генов?

7. Каким опытом С. Райт проиллюстрировал дрейф генов??

8. Какие факторы эволюции случайно и ненаправленно изменяют частоту встречаемости генотипов в популяции?

9. Какой фактор эволюции имеет направляющий характер?

10. Перечислите все факторы эволюции.

Задание 18. «Критерии вида»

Запишите номера предложений и допишите их:

Под критериями вида понимают (_). Морфологический критерий – это (_). Основным считается генетический критерий, так как (_). Биохимический критерий вида проявляется в (_). Физиологический критерий вида – это (_). Основа экологического критерия – это (_). Географический критерий рассматривает (_).

Задание 19. «Критерии вида»

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

1. Сколько видов птиц изображено на рисунке?

2. Почему нельзя, опираясь только на морфологический критерий, определить к какому виду относится организм?

3. Известно, что вторая пара хромосом человека образована в результате слияния двух хромосом шимпанзе. Сколько хромосом в кариотипе шимпанзе?

4. Сравните хромосомы человека и шимпанзе. О чем говорит тот факт, что нуклеотидные последовательности ДНК человека и шимпанзе совпадают более чем на 90%?

5. Последовательность аминокислотных остатков в гемоглобине человека и шимпанзе полностью совпадают (141+141+146+146). В гемоглобине гориллы и человека два отличия. Между гемоглобином человека и лошади 43 отличия. Какой вывод можно сделать из данных фактов?

6. Сравните сухопутную и морскую черепаху. Почему они так сильно отличаются? Совпадают ли ареалы их обитания? По каким критериям они отличаются? Можно ли их отнести к одному виду?

Задание 20. «Гомологичные и аналогичные органы»

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

Конечности каких животных, изображенных на рисунке, являются гомологичными? Почему? Конечности каких животных, изображенных на рисунке, являются аналогичными? Почему? Какие признаки указывают на единство происхождения передних конечностей позвоночных животных? Почему передние конечности указанных позвоночных животных имеют различное строение?

Задание 21. «Эмбриональное развитие позвоночных»

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

1. Что можно сказать, рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных (верхний ряд)?

2. Какие признаки начальных стадий развития эмбрионов свидетельствуют о том, что предками наземных позвоночных были рыбы?

3. Сформулируйте закон зародышевого сходства К. Бэра.

4. Сформулируйте биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля.

5. Зародышевые стадии каких классов позвоночных животных повторяются при развитии эмбрионов млекопитающих?

Задание 22. «Ископаемые переходные формы»

1. О чем свидетельствуют находки псилофитов, возраст которых около 440 млн. лет?

2. Какие особенности строения сближают археоптерикса с пресмыкающимися?

3. Какие особенности строения сближают зверозубого ящера с млекопитающими?

4. Какая закономерность прослеживается при изучении пластов Земли различного возраста?

Задание 23. «Филогенетический ряд лошади»

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

Где жили предки лошадей 50 миллионов лет назад? Что послужило причиной эволюции лошади? Какие основные изменения в строении привели к появлению современной лошади?

Задание 24. «Биогеографические доказательства»

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

1. Какие биогеографические области выделил А. Уоллес?

2. Почему фауна и флора Палеоарктической и Неоарктической области имеют много общего?

3. Почему фауна и флора Неоарктической и Неотропической зоны имеют мало общих видов?

4. Почему так своеобразен животный мир Австралии?

5. Почему на Мадагаскаре нет типичных для Африки крупных копытных животных, высших приматов, но много лемуров, которые нигде больше не встречаются?

Задание 25. «Вид. Доказательства эволюции»

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

2. Что понимают под критериями вида?

3. Перечислите видовые критерии.

4. Что такое популяция?

5. Что является элементарным эволюционным материалом?

6. Что называют эволюционным явлением?

7. Что является единицей эволюции по Ламарку? По Ч. Дарвину? По современным представлениям?

8. Почему популяция считается эволюционной единицей?

9. Какие данные сравнительной анатомии можно считать доказательствами эволюции?

10. Что такое рудименты?

11. Что такое атавизмы?

12. Приведите примеры рудиментов.

13. Приведите примеры атавизмов.

14. Какие органы называются гомологичными?

15. Какие органы называют аналогичными?

16. Сформулируйте закон К. Бэра.

17. Сформулируйте закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля.

18. Что такое онтогенез? Филогенез?

19. Приведите примеры ископаемых переходных форм, известные науке.

20. Палеонтологам удалось восстановить филогенетические ряды некоторых животных. Каких?

21. Какие территории относятся к Голарктической области?

22. Какие территории относятся к Неоарктической и Неотропической области?

Задание 26. «Способы видообразования»

Запишите номера предложений и допишите их:

Наименьшей устойчивой надорганизменной системой является (_). Различают два способа видообразования – (_). Географическое видообразование связано с (_). Примерами географического видообразования можно считать (_). Экологическое видообразование связано с (_). Разные популяции севанской форели нерестятся в устьях разных рек. Это пример (_). Нерест разных популяций лососевых рыб через год можно считать примером (_). Видообразование заканчивается тогда, когда (_).

Задание 27. Рассмотрите рисунок «Географическое видообразование»

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

1. С чем связано географическое видообразование?

2. Почему южноазиатские подвиды синицы большой скрещиваются с евроазиатским и восточноазиатским подвидами, а восточноазиатский и евроазиатский подвиды не скрещиваются?

Задание 28. Рассмотрите рисунок «Экологическое видообразование»

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

1. Что лежит в основе экологического видообразования?

2. Какие причины препятствуют скрещиванию особей форели озера Севан, относящихся к различным популяциям?

Задание 29. «Направления и пути эволюции»

Запишите номера предложений и допишите их:

предложил различать два направления биологической эволюции – (_). Биологический прогресс характеризуется (_). В состоянии биологического прогресса находятся, например, (_). У биологического регресса характеристики следующие: – (_). В состоянии биологического регресса находятся, например, (_). Биологический прогресс достигается тремя путями – (_). Морфофизиологический прогресс – это эволюционные преобразования, (_). Идиоадаптации – морфофизиологические преобразования, (_). Дегенерации приводят к (_).

Задание 30. «Ароморфозы позвоночных животных»

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

Какие ароморфозы в нервной, кровеносной, дыхательной системе и опорно-двигательной системах привели к появлению земноводных? Какие ароморфозы в нервной, кровеносной, дыхательной и половой системах привели к появлению пресмыкающихся? Какие ароморфозы в покровах, нервной, кровеносной, дыхательной системах привели к появлению птиц? Какие ароморфозы в покровах, нервной, кровеносной, дыхательной и половой системах привели к появлению млекопитающих? Приводят ли ароморфозы к биологическому прогрессу?

Задание 31. «Идиоадаптации млекопитающих»

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

Задание 32. «Дегенерации»

1 — печеночный сосальщик; 2 — свиной цепень; 3 — повилика на крапиве; 4, 5 — саккулина и ее корневидные выросты; 6, 7 — взрослая асцидия и ее личинка.

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

Приведите примеры дегенераций у печеночного сосальщика и свиного цепня. Приведите примеры дегенераций у повилики, саккулины и асцидии. Приводят ли дегенерации к биологическому прогрессу? Ответ поясните.

Задание 33. «Соотношение путей эволюции»

Что можно сказать рассматривая начальные стадии развития эмбрионов позвоночных животных верхний ряд

1. Какие пути ведут к биологическому прогрессу? Ответ поясните.

2. Какие пути ведут к морфофизиологическому прогрессу?

Задание 34. «Пути эволюции»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Тест 1. Разработал вопрос об основных путях достижения биологического прогресса:

Тест 2. Для ароморфозов характерно:

1. Приспособление к конкретным условиям обитания без повышения уровня организации.

2. Повышение уровня организации, морфофизиологический прогресс.

3. Понижение уровня организации, морфофизиологический регресс.

Тест 3. Для идиоадаптаций характерно:

1. Приспособление к конкретным условиям обитания без повышения уровня организации.

2. Повышение уровня организации, морфофизиологический прогресс.

3. Понижение уровня организации, морфофизиологический регресс.

Тест 4. Для дегенераций характерно:

1. Приспособление к конкретным условиям обитания без повышения уровня организации.

2. Повышение уровня организации, морфофизиологический прогресс.

3. Понижение уровня организации, морфофизиологический регресс.

**Тест 5. К ароморфозам (а), идиоадаптациям (б) и дегенерациям (в) животных относятся:

1. Конечности земноводных.

2. Появление легочного дыхания у земноводных.

3. Скорлупа у яиц птиц и пресмыкающихся.

4. Защитные окраски у животных.

5. Покровы у пресмыкающихся.

7. Уплощение тела у придонных рыб.

8. Мешковидное тело саккулины.

10. Клюв, перепонки на лапах у утки.

11. Появление четырехкамерного сердца у птиц и млекопитающих.

12. Редукция пищеварительной системы у ленточных червей.

13. Внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся.

**Тест 6. К ароморфозам (а), идиоадаптациям (б) и дегенерациям (в) растений относятся:

1. Появление тканей у растений (механической, покровной, проводящей).

2. Отсутствие фотосинтеза у паразитических растений, например у повилики.

3. Появление ветроопыления у голосеменных растений.

4. Появление цветка и плода у покрытосеменных растений.

5. Приспособления цветов к опылению ветром, насекомыми.

Тест 7. Ароморфозы приводят:

1. К биологическому прогрессу.

2. К биологическому регрессу.

3. Возможно к прогрессу, возможно к регрессу.

Тест 8. Идиоадаптации приводят:

1. К биологическому прогрессу.

2. К биологическому регрессу.

3. Возможно к прогрессу, возможно к регрессу.

Тест 9. Дегенерации приводят:

1. К биологическому прогрессу.

2. К биологическому регрессу.

3. Возможно к прогрессу, возможно к регрессу.

Тест 10. К морфофизиологическому прогрессу приводят:

4. И ароморфозы, и идиоадаптации, и дегенерации.

Задание 35. Допишите предложения: «Основные постулаты СТЭ»

Запишите номера предложений и допишите их:

Наименьшая эволюционная единица – популяция, так как (_). Элементарным эволюционным событием является (_). Элементарный эволюционный материал – (_). Вид состоит из (_). Обмен аллелями возможен лишь (_). Случайный и ненаправленный характер имеют следующие факторы эволюции: (_). Единственный направляющий фактор эволюции – (_). Эволюция носит дивергентный характер, то есть (_). Эволюция носит постепенный (иногда внезапный) и длительный характер, видообразование представляет собой (_). Макроэволюция (эволюция на уровне выше вида) идет (_). Эволюция не носит направленного (_).

1. Вид, род, отряд, класс. 2. Количество тычинок, однополость и обоеполость цветков. 3. Не отражала эволюцию и родственные связи, основывалась на внешнем сходстве. 4. Создал классификацию, наиболее полную для своего времени, составил описание около 10 тыс. видов растений, 4,5 тыс. видов животных, открыл около 1,5 тыс. видов растений, закрепил использование бинарной номенклатуры, реформировал ботанический язык – установил единообразную ботаническую терминологию, впервые поместил человека в один отряд с обезьянами. 5. Усложнения нервной и кровеносной систем. 6. Он пытался отразить эволюцию живых организмов. 7. Упражнение и неупражнение органов под влиянием среды; наследование благоприобретенных признаков; стремление организмов приспособиться к новым условиям среды. 8. Происходит упражнение или неупражнение органов, и возникают целесообразные изменения в строении организма. 9. Передаются следующему поколению. 10. Создание эволюционного учения и попытка найти движущие силы эволюции. 11. Благоприобретенные признаки передаются следующему поколению, что существует стремление к самоусовершенствованию. 12. Но наследования приобретенных признаков не происходило, хвосты двадцать первого поколения были такими же как у первого.

1. Определенную, неопределенную и соотносительную. 2. Мутационную и комбинативную. 3. Мутационная и комбинативная. Мутационная приводит к изменению генов, комбинативная слагает их в новые комбинации. 4. Комбинативная.

1. Подбираются родительские особи с нужными селекционеру признаками – играет направляющую роль. 2. В подборе пар с определенными признаками. 3. Бессознательную и методическую формы. 4. Признаки родителей благодаря наследственности передаются следующему поколению.

1. Внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями среды. 2. Внутривидовая, так как происходит за одинаковые потребности. 3. Межвидовая. 4. К выживанию наиболее приспособленных. 5. Да.

Тест 1: 2. Тест 2: 2. Тест 3: 3. Тест 4: 2. Тест 5: 1. Тест 6: 3. Тест 7: 3. Тест 8: 2,4,6,7. **Тест 9: 1, 4, 7. **Тест 10: 3, 5, 6.

1. Ушные раковины зайцев способствуют теплоотдаче. Зайцы с небольшими размерами ушных раковин быстро перегреваются и вероятность погибнуть у них больше. У зайцев с большими ушными раковинами больше вероятность погибнуть от переохлаждения, преимущественно выживают зайцы со средними размерами ушных раковин. 2. В местности с теплым климатом органы теплоотдачи должны быть развиты лучше, поэтому и ушные раковины должны быть больше. Небольшие уши зайца-беляка, живущего при более низких температурах, обеспечивают достаточное охлаждение тела. 3. Сохраняет среднее значение признаков, если среда обитания не изменяется. 4. Изменение условий обитания приводит к выживанию особей, более приспособленных к новым условиям. На потемневших стволах преимущественно выживают березовые пяденицы с более темной окраской. 5. Приводит к образованию новых видов при изменении среды обитания. 6. Островные насекомые должны иметь или очень мощные крылья, чтобы не попасть в океан, или вообще не летать. Мадагаскарские тараканы утратили крылья, но имеют очень цепкие лапки. На материке отбор в пользу бескрылых насекомых отсутствует и Американские тараканы (блаберусы) сохранили крылья.

1. Особи, отличающиеся друг от друга, имеют меньше общих потребностей, меньше конкурируют и имеют большие шансы на выживание. 2. Расхождение признаков. 3. На схеме шесть родов (a14, q14, p14 — 1 род, предок а10; s14, f14 — 2 род, общий предок f10; o14, c14, m14 — 3 род, общий предок m10; F14 — 4 род, предок F10; n14, r14, u14 — 5 род, общий предок u10; d14, i14, z14 — 6 род, общий предок z10). Первое семейство — первый и второй роды, второе — третий род, третье — четвертый род, пятый и шестой роды входят в четвертое семейство. Первое и второе семейство можно объединить в один отряд, так как у них общий предок А, третье семейство — единственное семейство во втором отряде, предок F, четвертое семейство — единственное семейство в третьем отряде, предок I. 4. На виды В, С, D, E, F, G, H, К, L.

1. Метафизиком, креационистом. 2. Создал классификацию, наиболее полную для своего времени, составил описание около 8 тыс. видов растений, 5 тыс. видов животных, закрепил использование бинарной номенклатуры, реформировал ботанический язык – установил единообразную ботаническую терминологию. 3. Стремление к самоусовершенствованию (стремление приспособиться), упражнение или не упражнение органов и передача благоприобретенных признаков потомству. 4. Ж. Б. Ламарк. 5. Невозможность передачи изменений, которые произошли в соматических клетках в половые, условный барьер между соматическими и половыми клетками. 6. Наследственность, изменчивость, борьбу за существование и естественный отбор. 7. Определенную или групповую, неопределенную и соматическую. 8. Мутационная. 9. Комбинативная. 10. Модификационная. 11. Комбинативная. 12. Искусственный отбор. 13. Бессознательную и методическую формы. 14. Да, признавал. 15. Борьба за существование. 16. Ч. Дарвин, И. И. Шмальгаузен. 17. Стабилизирующая сохраняет виды неизменными, движущая приводит к образованию новых видов. 18. Стабилизирующая – при неизменных, движущая – при изменении условий. 19. Естественный отбор. 20. Организмы были приспособленными изначально, когда были созданы Творцом. 21. В результате естественного отбора наиболее приспособленных, материал для отбора поставляет наследственная изменчивость. 22. По Ж. Б. Ламарку — особь, по Ч. Дарвину — вид.

1. От латинского creatio – создание. Концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат его сотворения высшим разумом. 2. От transformo – превращаю, преобразую. Система представлений философов 17-19 веков об исторической изменяемости организмов, предшествовавшая эволюционному учению. 3. Б. Ламарка об изначальной (заложенной творцом) целесообразности реакций любого организма на изменение внешней среды, которые в дальнейшем наследуются, если присутствуют у обоих родительских организмов. Ламарк ошибочно принимает модификационную изменчивость за наследственные изменения. 4. «Мета» – вне «физике» – природа. Представления о постоянстве, неизменности и изначальной целесообразности природы, созданной Богом-творцом, не развивающейся и не изменяющейся. 5. Считал, что все живые организмы возникли в определенное время. Развитие организмов началось с образования простейших живых тел; его ход – от простого к более сложному. Поэтому классификация должна отражать процесс развития от низших форм к высшим. Последовательные ступени усложнения организации Ламарк и назвал градациями. (14 классов на 6 ступенях, градациях). 6. Ненаправленного действия: изменчивость, наследственность. Направляющий – борьба за существование и естественный отбор. 7. Расхождение признаков внутри вида, приводит к образованию новых видов. 8. Отбор в пользу средних значений признаков, если условия внешней среды длительное время остаются достаточно постоянными. Учение разработано И. И. Шмальгаузеном, крупнейшим отечественным эволюционистом. 9. Отбор в пользу отклонений от среднего значения признака при изменении условий обитания. Дарвин объяснял происхождение многих бескрылых насекомых, живущих на океанических островах, действием движущей формы отбора. 10. Отбор, благоприятствующий более чем одному фенотипу, действующий против средних промежуточных форм. 11. Любая приспособленность помогает выжить в определенных условиях обитания, при их изменении приспособления теряют свое значение.

1. Рост численности хищников начинается через некоторое время после роста численности зайцев. Уменьшение численности хищников происходит в периоды низкой численности зайцев. 2. Периодические подъемы и спады численности получили название популяционных волн. 3. Приведет к случайному и резкому изменению генофонда. 4. Изменяют генофонд популяции, частоты редких аллелей генов могут возрасти в сотни и тысячи раз.

1. Появление естественных преград или большое расстояние между популяциями одного вида. 2. Разрыв ареала на не сообщающиеся между собой части ограничивает скрещивание особей из разных частей ареала, в изолированных частях ареала происходит накопление различных мутаций, что в конечном счете приводит к ускоренному видообразованию. 3. Австралия отделилась от Южной Азии 100 млн. лет назад до появления плацентарных животных, и сумчатые животные сохранились на материке благодаря изоляции. 4. От материка до Галапагосских островов 700 км. Это расстояние могут преодолеть только хорошие летуны. Вероятно, буря занесла вьюрков с материка на острова, в результате изоляции и пищевой специализации образовались 14 видов галапагосских вьюрков.

1. Через несколько поколений в небольших популяциях частота аллелей изменилась случайным образом. В некоторых популяциях был полностью утрачен аллель А, в некоторых — а, часть популяций содержала оба аллеля, но с различной частотой встречаемости. 2. Случайное ненаправленное изменение частот аллелей в малых популяциях называется дрейфом генов. 3. Приводит к случайному изменению частот встречаемости аллелей генов в малых популяциях, изменяет генофонд популяций.

1. Маскировка у гусениц бражника (1) и березовой пяденицы (3), мимикрия листовидки (2) и бабочки-стеклянницы (7), предостерегающая окраска у божьей коровки, шершня, осы. 2. Существовала изначально. 3. Стремление к самоусовершенствованию, упражнение (?) и передача по наследству. 4. В результате наследственной изменчивости в каждом поколении появлялись особи, более незаметные на окружающем фоне, чем остальные. В результате естественного отбора они преимущественно выживали. 5. Организмы приспособлены к конкретным условиям жизни, в другой среде нужны новые приспособления.

Вид покровительственной окраски

Окраска и форма, делающая животных в сочетании с поведением менее заметными на фоне окружающей среды.

Зеленый кузнечик на зеленом фоне, зеленые гусеницы бражника.

Окраска животных, делающая их заметными на фоне окружающей среды.

Яркая окраска, сочетающаяся с защитными приспособлениями.

Демонстрируется внезапно, часто сопровождается угрожающей позой и звуками.

Яркая окраска, способствующая привлечению особей противоположного пола.

Божья коровка, шершень, оса, шмель.

Гусеница винного бражника, бабочки с глазчатыми пятнами.

Яркая окраска птиц, бабочек.

Подражательное сходство незащищенного организма с несъедобными или защищенными животными (миметизм) или с предметами окружающей среды (мимезия).

Мухи-осовидки, шмелевидки, бабочка-стеклянница, листовидка.

1. Жираф имел длинную шею изначально, был создан с длинной шеей. 2. Во-первых, существует внутреннее стремление к совершенствованию. Во-вторых, под влиянием среды происходило упражнение и удлинение шеи. В-третьих, приобретенные признаки передавались следующему поколению. 3. В результате наследственной изменчивости шея у жирафов отличается по длине. В результате борьбы за существование преимущественно выживали особи с более длинной шеей. 4. Появление окраски у жирафа с точки зрения Ж. Б. Ламарка объяснить невозможно, этот признак жираф никак не мог упражнять.

1. Все организмы были созданы приспособленными. 2. Результатом деятельности Творца. 3. В изначальной целесообразности, в целесообразном изменении организмов под влияние среды. 4. Градацией, развитием от простых организмов к более сложным. 5. В результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, наследственная изменчивость поставляет материал для отбора. 6. Дивергенцией, расхождением признаков, которая приводит к образованию новых видов. 7. Под влиянием среды изменяется и передает изменения следующему поколению. 8. Внутри вида, в его разновидностях, происходит возникновение наследственных изменений и борьба за существование приводящая к дивергенции.

1. Ненаправленные: наследственность, изменчивость, борьба за существование. Направляющий – естественный отбор. 2. Резко меняет генофонд популяции. 3. Препятствует скрещиванию особей разных популяций, приводит к накоплению различий между ними и к репродуктивной изоляции. 4. Появление 14 видов галапагосских вьюрков. Сохранении сумчатых и яйцекладущих млекопитающих в Австралии. 5. Появление различных видов лютиков. 6. Случайное, ненаправленное изменение частот аллелей в малых популяциях. 7. В пробирки с кормом были посажены по две пары дрозофил, гетерозиготных по гену окраски глаз. Через несколько поколений в некоторых пробирках был утрачен один аллель, в других – другой, часть популяций содержала оба аллеля. 8. Наследственная изменчивость, изоляция, популяционные волны, дрейф генов. 9. Естественный отбор. 10. Наследственная изменчивость, изоляция, популяционные волны, дрейф генов, борьба за существование и естественный отбор.

1. Признаки, по которым виды отличаются друг от друга. 2. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида. 3. Особи разных видов имеют разные наборы хромосом, поэтому не могут скрещиваться и давать плодовитое потомство. 4. Сходстве белков и нуклеиновых кислот у особей данного вида. 5. Сходство всех физиологических процессов у особей одного вида, прежде всего сходство в размножении. 6. Экологические условия, в которых вид существует. 7. Ареал, который занимает данный вид.

1. Четыре вида. Голуби относятся к одному виду, но разным породам. 2. Внешние различия между породами могут быть очень значительными, существуют и виды-двойники, морфологически не различимые.О единстве происхождения от общих предков. 5. По сходству в аминокислотной последовательности белков можно говорить о высокой степени родства человека и шимпанзе. 6. Живут в разных экологических условиях, их ареалы не совпадают, отличаются по всем видовым критериям, их скрещивание невозможно, относятся к разным видам.

1. Лягушки, ящерицы, крокодила, птицы, человека, крота, кита, летучей мыши. Это передние конечности позвоночных животных, имеют единое происхождение и сходное строение — плечо, предплечье, кисть. 2. Крылья бабочки и летучей мыши, конечности позвоночных животных и паука. Не имеют сходного плана строения и общего происхождения. 3. Сходное строение: плечевая кость; в предплечье — локтевая и лучевая кости; кости кисти. 4. В результате адаптации к жизни в разных условиях среды.

1. Эмбрионы позвоночных на начальных стадиях развития сходны. 2. Жаберные щели, хвост, сердце на ранних стадиях развития в виде пульсирующей трубки, мозг в виде пяти пузырей напоминает мозг рыб. 3. Ранние стадии развития зародыша сохраняют значительное сходство с соответствующими стадиями развития предковых и родственных форм. 4. Онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. 4. Рыб, земноводных, пресмыкающихся.

1. Считаются переходными формами от водных растений к наземным. Благодаря формированию тканей происходит освоение суши высшими растениями. 2. Челюсти с зубами, выступающие из крыльев пальцы с когтями, длинный хвост, брюшные ребра. 3. Сходство в строении черепа, позвоночника и конечностей, деление зубов на резцы, клыки и коренные. 4. В более древних пластах Земли, обнаруживаются остатки более древних форм жизни.

1. Среди высоких трав и кустарников на опушках тропических лесов Северной Америки. 2. Остепнение, жизнь на открытых пространствах и характер пищи. 3. Увеличение размеров, удлинение конечностей, уменьшение количества пальцев, образование складчатых зубов.

1. Палеоарктическую, Неоарктическую, Эфиопскую, Индомалайскую, Неотропическую, Австралийскую. 2. В недавнем прошлом между ними существовал сухопутный мост — Берингов перешеек. 3. Панамский перешеек появился недавно. 4. Австралия отделилась более 100 млн. лет назад, в Мезозойскую эру. 5. Мадагаскар потерял связь с материком прежде, чем появились высшие приматы и еще не появились копытные.

1. Совокупность особей, обладающих наследственно закрепленным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенную область – ареал. 2. Характерные для вида признаки и свойства называют критериями вида. 3. Морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический, географический. 4. Совокупность особей одного вида, которая длительное время существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида. 5. Мутации. 6. Длительное и направленное изменение генофонда популяции. 7. По Ламарку – особь, по Дарвину – вид, по современным представлениям – популяция. 8. В популяции происходит мутационный процесс и распространение возникших мутаций в результате полового размножения. Под действием естественного отбора происходит изменение генофонда популяции, которое может привести к образованию нового вида. 9. Единый план строения позвоночных животных, рудименты и атавизмы. 10. Органы, утратившие свои функции, сравнительно упрощенные, недоразвитые. 11. Проявление признаков предков, уже утраченных в ходе эволюции. 12. Копчик у человека, слепая кишка и аппендикс у человека, рудиментарный тазовый пояс у китов. 13. Развитие хвоста, волосяного покрова на всем теле (гипертрихоз), развитие дополнительных пар млечных желез у человека. 14. Органы, имеющие сходное происхождение и строение, но выполняющие разные функции. Образуются в результате дивергенции. 15. Органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие различное происхождение и строение. Образуются в результате конвергенции. 16. Ранние стадии развития зародыша сохраняют значительное сходство с соответствующими стадиями развития предковых и родственных форм. 17. Онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. 18. Онтогенез – индивидуальное развитие организма, филогенез – историческое развитие вида. 19. Псилофиты, семенные папоротники, пресноводные кистеперые рыбы, археоптерикс. 20. Копытных, хоботных. 21. Палеоарктическая, Неоарктическая. 22. Северная и Южная Америка.

1. Вид. 2. Географическое и экологическое. 3. Расширением ареала или появлением естественных границ. 4. Образование подвидов синицы большой, образование лиственницы даурской при расширении ареала лиственницы сибирской на восток. 5. Приспособлению к жизни в разных условиях в пределах ареала. 6. Начального этапа экологического видообразования. 7. Начального этапа экологического видообразования. 8. Возникает репродуктивная изоляция.

С расширением ареала или появлением физических преград, которые приводят к изоляции популяций. 2. В результате отступления ледника происходило расширение ареала на север. В результате адаптаций к разным условиям образовались различные подвиды, в зоне контакта евроазиатского и восточноазиатского различия стали настолько большими, что гибриды уже не образуются.

1. Основано на жизни организмов в различных экологических условиях, происходит изменение генофондов популяций, что и приводит к видообразованию. 2. Разные популяции форели озера Севан нерестятся в устьях различных рек, впадающих в озеро.

1. Биологический прогресс и биологический регресс. 2. Увеличением численности, расширением ареала, образованием новых популяций, подвидов и видов. 3. Круглые черви, насекомые, цветковые растения. 4. Уменьшение численности, сужение ареала, уменьшение числа популяций, подвидов и видов. 5. Журавли, орангутаны, уссурийский тигр. 6. Ароморфозами, идиоадаптациями и дегенерациями. 7. Повышающие уровень организации, позволяющие освоить новую среду обитания. 8. Частного характера, позволяющие приспособиться к определенным условиям обитания без существенного повышения уровня организации. 9. Упрощению организации, исчезновению органов или систем органов. Часто наблюдается при переходе к паразитическому образу жизни.

1. Происходит увеличение мозга, особенно переднего, появляется второй круг кровообращения и трехкамерное сердце. Появляются органы воздушного дыхания — легкие и конечности с суставами для передвижения по земле. 2. Происходит дальнейшее увеличение переднего мозга, в сердце появляется неполная перегородка. Увеличивается поверхность газообмена в легких, внутреннее оплодотворение и откладывание яиц позволяет эмбрионам развиваться на суше. 3. Появляется оперение, передние конечности превращаются в крылья. В переднем мозге появляется кора, сильно развивается средний мозг и мозжечок. Происходит полное разделение артериального и венозного кровотока сплошной перегородкой в сердце. Интенсивный обмен веществ и оперение дали возможность птицам стать теплокровными животными. 4. К появлению млекопитающих привели: волосяной покров, дальнейшее развитие коры больших полушарий, четырехкамерное сердце, живорождение, выкармливание детенышей молоком, зубы в альвеолах и появление костного нёба. 5. Следствием морфофизиологического прогресса является биологический прогресс.

1. У ежа иголки, крылья и эхолокация у летучей мыши, горб с запасом жира у верблюда, конечности-ласты у тюленя. 2. Нет, идиоадаптации не повышают уровень организации. 3. Различные идиоадаптации приводят к заселению различных сред обитания и видообразованию и, следовательно, к биологическому прогрессу.

1. Происходит упрощение нервной системы и органов чувств, у свиного цепня полностью отсутствует пищеварительная система. 2. Отсутствие листьев, корней и хлорофилла у повилики, мешковидное тело и корневидные выросты у рака саккулины, редукция нервной трубки и хорды у взрослой асцидии. 3. Морфофизиологический регресс может привести к увеличению численности, появлению новых видов, т. е. к биологическому прогрессу.

1. Ароморфозы приводят к повышению уровня организации и образованию новых видов и заселению новых сред обитания. Затем наступает период идиоадаптаций и образуется большое количество новых видов. После упрощения так же наступает период идиоадаптаций. Таким образом, к биологическому прогрессу приводят все три пути. 2. К морфофизиологическому прогрессу ведут только ароморфозы.

Тест 1: 4. Тест 2: 2. Тест 3: 1. Тест 4: 3. **Тест 5: 1 – а; 2 – а; 3 – а; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – б; 8 – в; 9 – а; 10 – б; 11 – а; 12 – в; 13 – а. **Тест 6: 1 – а; 2 – в; 3 – а; 4 – а; 5 – б. Тест 7: 1. Тест 8: 1. Тест 9: 1. Тест 10: 1.

1. В результате мутационного процесса и полового размножения образуются и распространяются мутации, которые попадают под контроль естественного отбора, изменяющего генофонд популяции. 2. Длительное и направленное изменение генофонда популяции. 3. Мутации. 4. Популяций. 5. Внутри вида. 6. Наследственная изменчивость, популяционные волны, изоляция и дрейф генов. 7. Естественный отбор. 8. Один таксон может стать предком нескольких дочерних таксонов, но каждый вид имеет единственный предковый вид, единственную предковую популяцию. 9. Последовательную смену одной временной популяции чередой последующих временных популяций. 10. Лишь путем микроэволюции. 11. К какой то цели характера, но может быть прогнозируема: в ряде случаев ее общее направление можно предсказать, оценивая прошлую историю вида, его генофонд и возможное влияние среды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *