Что можно сказать про учителя истории
Слова благодарности учителю Истории, Литературы в стихах и прозе
Истории
Вы познакомили нас с неандертальцами, фараонами, феодалами, князьями, царями, вождями и президентами. С Вами мы путешествовали по всему миру, узнавая секреты и традиции разных стран. Спасибо Вам, наш замечательный учитель Истории. С Вами никогда не бывает скучно. На Ваших уроках всегда просыпается интерес к прошлому. Мы желаем Вам не терять задора души и доброты сердца. Желаем подарить билеты на машину времени ещё многим ребятам. Успехов в деятельности и счастья в жизни Вам!
Истории
История — бесконечно увлекательный предмет. А с вашей подачей, особенно. Рассказывая о военных и политических событиях прошлых лет, вы искренне проникались трагедиями наших предков. Благодарим учителя истории и желаем безоблачного неба, верных друзей и только радостных событий в вашей грядущей жизни!
Истории
Столетия и века
В учебнике листаем,
Ваш урок истории
Скучным не бывает.
Египет, Византия
Или падение Рима,
За все это, учитель,
Вам говорим «Спасибо!»
Нас учите в истории
Всему искать ответы
И благодарны вам,
Учитель, мы за это.
Истории
Благодарю своего учителя по истории! Если бы не Вы, то мы бы никогда не узнали много интересного и познавательного. Спасибо за Ваше спокойствие, понимание и терпение!
Истории — в прозе
Как интересна наша история, жизнь предков и важные события. Спасибо за то, что показали нам удивительный мир, рассказали о фактах, которые происходили и изменили ход истории. Спасибо за все, что Вы сделали, просто спасибо, что Вы есть, такой замечательный и удивительный человек!
Истории — в стихах
Года мы с Вами изучали,
И то, чем предки наши жили,
Мы много нового узнали,
И все мы это сохранили.
Благодарим за все мы Вас,
Спасибо, что терпение хранили,
Улыбок пожелаем каждый час,
С добром о Вас чтоб говорили.
Литературы
Вы научили нас глубоко мыслить. Вы познакомили нас со многими героями, как положительными, так и отрицательными. Вы открывали для нас двери в мир самых простых рассказов, прекрасных поэм и стихов, тревожных романов и баллад, интригующих комедий и драм, весёлых сказок и басен. От каждого героя и с каждой страницы вместе с Вами мы черпали что-то интересное. Мы вместе переживали сюжеты и проникались чувствами разного времени, конкретного персонажа. Спасибо Вам за увлекательную программу каждого урока. Спасибо за Ваше понимание, терпение и проникновение к каждому из нас. Желаем Вам всегда оставаться таким чудесным, искренним, добрым человеком. Желаем Вам счастья, уважения и любви!
Литературы
Вы книги нас любить,
Учитель, научили,
В мир литературы
Двери нам открыли.
Лермонтов и Пушкин,
Чехов и Толстой —
Этот мир зовет
И манит за собой.
Спасибо вам за Драйзера,
За Дюма и Твена,
Все книги прочитать
Хотим мы непременно.
За любовь, с которой
Книги мы читаем,
Благодарность вам,
Учитель, выражаем.
Литературы
Ваши познания в литературе обширны. Порою кажется, что вы знаете наизусть абсолютно все стихи и поэмы. Своим подопечным вы также смогли привить любовь к творчеству великих писателей и поэтов. Благодарим вас за приобщение нас к культуре и безграничную самоотдачу. Желаем, никогда не терять интерес к классике и сохранять в сердце ту доброту, которой вы согревали нас все эти годы!
Литературы
Хочу сказать большое спасибо своему учителю по литературе. Благодарю за то, что научили верить в прекрасное, любить книгу и литературу, в целом!
Литературы — в прозе
Учитель Литературы, спасибо за все! Вы прекрасный человек, кто много знает и делится этими знаниями со всей душой. Пусть Ваша чуткость и трепет всегда будут окружать учеников, а Вы будете дарить им улыбки. Спасибо!
Литературы — в стихах
Литературу с Вами изучали,
Спасибо за уроки эти,
И много нового узнали.
Учитель лучший Вы на свете.
Спасибо Вам за все мы говорим,
Что важному всему учили,
За это мы благодарим,
Что много знаний подарили.
Поздравления с Днем учителя учителю Истории
История — прекраснейший предмет,
Давно известно, каждый школьник знает —
Без прошлого и будущего нет,
Свои истоки каждый изучает.
И Вы, учитель, мудрый человек,
Нам знания уверенно несёте,
Желаем уважения коллег
И самых интересных дней в работе!
Урок истории для нас,
Как путешествие каждый раз.
Готовы вечно слушать Вас,
О прошлом Родины рассказ.
Мы Вам желаем долгих лет,
Всегда иметь авторитет,
Здоровье не подводит пусть,
Не знать желаем слова грусть!
В каком году крестили Русь,
А в каком была война —
Все факты эти точно
Вы знайте «на ура».
Учителя истории
Нам лучше не найти.
И в праздник Вам желаем
Удачи на пути!
Спасибо Вам за ценные уроки,
За то, что в мир истории ввели.
В походе к знаньям мы не одиноки —
За Вами век за веком мы прошли.
Пусть сам Сократ, от зависти немея,
Признает, что Вы ― лучший проводник
По дебрям лет — такое наше мненье,
Вам скажет это каждый ученик.
Желаем, чтобы в жизни Вы достигли
Немыслимых и сказочных высот,
Чтоб Вас болезни злые не настигли,
И жизнь не прибавляла Вам забот.
С Днём учителя! Самому лучшему преподавателю Истории желаем на каждом уроке устраивать самые крутые и незабываемые путешествия во времени. И пусть у Вас всё и всегда получается. Пусть ученики радуют своими знаниями и высокими отметками. Пусть каждый день Вашей жизни дарит Вам уверенность, силу и вдохновение для новых достижений.
История — наук царица,
Уметь ее преподавать — талант,
Пусть в день учителя в душе искрится
Веселых искорок безудержный фонтан!
Желаем, чтоб работа приносила
Эмоций положительных ручей,
Открытия ученикам дарила
И море продуктивнейших идей!
Пусть День учителя подарит
Успехи выше облаков,
Любовь к истории и знаниям
У ваших всех учеников!
Поселит в сердце вдохновение,
В глазах огонь тепла зажжёт,
И подстегнёт воображение
На весь большой учебный год!
С Вами очень интересно
Прошлое нам изучать!
С Днем учителя поздравить
Вас хотим и пожелать,
Чтоб в истории рабочей
Ждал всегда Вас лишь успех!
Любим Ваш урок мы очень,
Интересен он для всех.
Будьте Вы всегда здоровы,
И в истории чтоб личной
Было счастья очень много,
Чтобы жизнь была отличной!
Все исторические факты
И всех правителей Руси,
Раскопок древних артефакты
Мы изо всех учили сил.
Но повезло нам с педагогом,
Такого больше не найти,
Вы дали знаний очень много,
Открыли сотни перспектив!
Мы вас безмерно уважаем
И очень ценим ваш предмет,
Здоровья крепкого желаем
И продуктивных, долгих лет!
Мы много исторических событий
Сумели вместе с вами разучить,
Вы — мудрый и отзывчивый учитель,
Об этом не устанем говорить.
Желаем продуктивности в работе,
И знаний чтоб не иссякал запас,
Пусть всё добро, что людям вы несёте,
Вернётся приумноженным в сто раз!
о деятельности учителя истории и обществознания
Тот, кто стал учителем, поймёт,
Учить его Величество народ!
Нести ему дар мудрости и знания
И доброты своей сердечный свет.
Нет на земле ответственней призванья,
Почётнее и радостнее нет.
Я учитель. Учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, учеником. Учитель занимается не только воспитанием и образованием детей, он обязан совершенствоваться сам, чтобы быть идеалом для своих ребят. А идеалы нужны каждому поколению, они указывают нужное направление в жизни. Быть учителем – ответственный, сложный, ежедневный труд. Учить нужно не только детей, но и прежде всего себя. Сколько помню, мне всегда нравилось учиться, узнавать что-то новое, интересное. Моя работа постоянно заставляет меня двигаться вперед, самосовершенствоваться, чувствовать, что жизнь не стоит на месте. Я постоянно ищу, пробую, создаю, творю. Я уверена, что любовь и доверие к детям невозможно завоевать только с помощью современных методик. Нужен нелёгкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.
В своей работе я опираюсь на следующие педагогические принципы:
Третий принцип – творчество. Желание творить, что – то придумывать, сочинять. Это естественное желание ребенка. Учитель лишь правильно направляет его идеи.
Четвертый принцип – нравственность. Творить добро, быть свободными, любить семью, свой край, государство.
Каждый из этих принципов составляет единую систему моего воспитания.
Я ставлю перед собой вопрос , каким должен быть современный человек? И ответ на этот вопрос стал смыслом моей педагогической деятельности. Современный человек должен быть юридически грамотным, компетентным во всех сферах общественной жизни, интеллектуальным. Выпускник школы должен смело шагать по жизни, быть самостоятельным и уверенным в себе. Я знаю, что изучение моих предметов делает моих учеников именно такими людьми. Поэтому люблю свою профессию, и благодарна судьбе за то, что она дала мне возможность быть полезной людям. И до сих пор я ни разу не пожалела о выбранной профессии.
Мы, учителя, растим новое поколение России. От наших учеников зависит судьба Отечества. Мой педагогический опыт учителя истории и обществознания в большей степени направлен на поиск путей формирования гражданина, условий, побуждающих школьников к осознанному участию в жизни класса, школы, семьи, социума, страны. Часто, проводя с ребятами задушевные беседы, выясняю, что многие на первое место в шкале ценностей ставят материальное благополучие, большинство хотят жить в крупных городах, есть ребята, которые мечтают о переезде в другую страну, и, мало, кто из них желает жить и работать в родном селе. Нельзя заставить любить Отечество, любовь надо воспитывать.
Я всегда стремлюсь к тому, чтобы детям на моих уроках было интересно. Я часто задаюсь вопросами: «В каком направлении работать? Чем заинтересовать ребят?» Стремлюсь осваивать новые технологии, интересные методы, приемы и стараюсь как можно чаще внедрять их на своих занятиях. Пытаюсь включать детей в исследовательскую, проектную деятельность. Необходимо, чтобы ребенок поверил в свои силы, проявил свою фантазию и возможности.
С внедрением нового образовательного Стандарта у учителя и учеников появилось больше возможностей раскрывать свой потенциал и постоянно развиваться. Стезя учителя и состоит в том, чтобы учиться самому и учить других, открывая путь вместе со своими учениками.
Часто можно слышать, что современным детям ничего кроме компьютера не интересно, читать не хотят, размышлять не умеют и вообще, совсем не те дети, что были «раньше». Конечно не те, это дети нового поколения. Но им так же хочется узнавать что-то новое каждый день, делать открытия, делиться знаниями и получать от этого удовольствие. И прежде всего мы, учителя, должны найти способ заинтересовать ребенка учебой, которая приносила бы ему радость. Нужно увлечения современных детей умело использовать в обучении.
Например, интерес детей к компьютерам я использую на своих уроках истории и обществознания. С помощью Интернета учу детей искать полезную и нужную информацию, использовать данный материал в жизни, в учёбе. Ребята с удовольствием готовят презентации, проекты. Компьютер для нас с ребятами стал другом, который делает уроки интересными, увлекательными и полезными.
С каждым годом в мире, стране происходит множество изменений, за которыми порой сложно угнаться. Дети, в отличие от нас, взрослых, способны реагировать на изменения очень быстро. Поэтому считаю, просто необходимо учиться этому у детей, так же мгновенно реагировать на эти изменения и меняться самому, тогда учитель всегда сможет соответствовать всё новым требованиям, которые предъявляет ему общество. Не перестаю учиться у своих учеников умению радоваться жизни, несмотря ни на что, преодолевать себя, любить всё живое и удивляться новому и прекрасному.
Чтобы детям было со мной интересно, мне постоянно приходится самосовершенствоваться, находиться в поиске новых идей. Я не питаю иллюзий по поводу того, что все мои ученики запомнят даты, понятия и исторических деятелей, но они обязательно запомнят каким был их учитель истории, как относился к каждому из них, какие качества воспитывал. Уверена, мои ученики пойдут дальше меня, но показать возможные пути им должна я.
Жить среди детей и всё про них узнать,
Уметь прочесть и рассказать, и слушать,
И жизнь любить, и не желать другой.
Благословлять своё предназначенье.
Из лучших книг живую мудрость пить.
Жить не во лжи, смотреть светло и ясно
Друзей не растерять, детей растить
Как я работала учителем истории
Моя работа, несмотря на все корпоративные бонусы и перспективы, действовала на меня удушающее. В прошлом июле я достигла точки уныния и написала заявление на увольнение. Новую работу я не искала, хотелось целый год спать, читать книги, пить кофе или жить в деревне.
И тут случилась магическая вещь: мне позвонили из моей сельской школы и спросили не хочу ли пойти к ним учителем истории поработать. Я со школы, класса с 10-го, мечтала быть учителем, именно истории и именно в своей школе.
В университетские годы мой пыл поостыл, после педагогической практики я думала, что ошиблась, что это все не моё, дети такого пугливого и стеснительного учителя не заслуживают, какой пример я могу им дать? Да и самой страшно с ними один на один оставаться.
Поэтому, долго не раздумывала и согласилась на предложение директора, предупредив, что только на год. Мама, когда узнала, два дня со мной не разговаривала, вообще вышел форменный скандал: все родственники звонили и отговаривали, спрашивали, может случилось чего у меня, и никак поверить не могли, что я все оставлю и вернусь в деревню и кем! Учителем!
Больше всего меня с самого начала волновал вопрос моей квалификации. Историю, я конечно, люблю и читаю статьи интересные разные, книги по античной культуре, на группы вк подписана сплошь исторические. Но, на минуточку, универ я закончила в 2008 и по специальности и даже около не проработала ни дня. Но еще более странно, то что волновал этот вопрос только меня одну и больше никого. Я решила, что разберусь на месте, за месяц который мне оставался прочитала несколько полезных книг по педагогике, записалась на он-лайн курс Истории России СПБГУ, пересмотрела сериал “Романовы”, все фильмы про школу и учителей, биографии художников заодно (это для МХК).
В дальнейшем это мне очень помогло, т.к. ни на какие курсы повышения квалификации или типо того меня отправлять не собирались, наставник, который мне полагался делиться знаниями не собиралась и на все мои вопросы был один ответ: в интернете найдешь. Про нее отдельное эссе написать можно “WTF”: она бывший директор и серый кардинал школы, в кабинет с табличкой “История” всем другим учителям вход был заказан, мне запрещала пользоваться компьютером (школьная собственность) и проектором (вдруг сломаю), я как-то все-таки воспользовалась ноутбуком, так она потом его запаролила. Смех))) Как к руководителю школьного метод-объединения, к ней поступала вся информация по конференциям и конкурсам, мне она сообщала за день или два, что исключало моё в них участие. При попытках сопротивления и неповиновения напускала родительниц. Но вместе с тем постоянно строила козни и ученикам из своего класса, если они как-то ей перечили, отзывалась о неугодных “он слабак”, “этот трус”. Вот с этим учителем было самое большое разочарование, как в человеке и наставнике, так и как в педагоге, когда сама училась в школе этого учителя боготворила.
К внешнему виду, привычкам и разным гаджетам очень пристальное внимание. Мне тяжело было первое время много говорить, прям до спазмов, и я носила с собой ромашковый чай в термокружке, сколько было комментариев и вопросов “зачем”, “а с коньяком, наверно” и “можно попить”. Как-то нарисовала стрелки на глазах, иду по коридору навстречу 6-му классу, и мальчик один во весь голос: “Вы глаза накрасили. ”
В 6-м классе писали эссе на тему “Как я могу заработать карманные деньги”. Девочка написала: “Я могу сочинять стихи и продавать их, а еще время от времени сдавать кровь”.
Еще с начальной школы детей делят по социальному статусу семей (поселок и все всех знают), поэтому разница между “А” и “Б” огромная. Некоторые классы в параллели, из-за нехватки средств на зарплату учителям, объединены в один. У меня было два таких 6 и 8. Это катастрофа. И если шестиклашкам ещё все интересно, то с 8-м классом тяжело справиться. В одной из своих книг я вычитала, что большую аудиторию можно настроить на рабочий лад дав письменное задание. Так в основном мы с ними и делали. Если я пыталась что-то рассказать, тут же начинался гул голосов. Уроки с дебатами или игровые формы очень быстро выходили из-под контроля
Дети, которым родители уделяют внимание (занимаются с ними, проверяют дневник, домашние задания, ходят на собрания, кружки, секции, находят время, чтобы интересоваться жизнью своего ребенка) и все остальные разделены огромной пропастью.
Ко всем ученикам я обращалась на “вы”, за что директор в конце года учебного назвала меня “интеллигентнейшей женщиной” при всей школе и грамоту вручила. Детям многим не нравилось, спрашивали почему другие учителя “ты” им говорят, я придумала, что это от того, что другие знают их с самых первых классов, когда они были малышами, а я первый год их вижу).
Формы ни для учеников, ни для учителей нет, только дресскод. Зимой было так холодно, что сидели в шапках и куртках (вечно что-то ломалось), но мне как-то стеснительно было в верхней одежде, поэтому я вещала, закутавшись в шарф.
Все уроки вела стоя, это и дисциплине в классе помогает и внимание держит лучше.
Спускаюсь как-то по лестнице и. мимо ступеньки, растянулась, ногу подвернула (вообще подумала, что, как минимум, сломала лодыжку), лежу, навстречу мне началка с физры идут и как давай ржать надо мной. Пришлось с каменным лицом вставать и ковылять в учительскую. Пришла и давай реветь, хорошо, что там никого не было. И больно и обидно и смешно, но уже потом.
Еще один бесценный педагогический совет, который я получила: никогда не пытаться говорить, когда в классе шумно, поэтому в минуты всеобщего галдежа я молча ждала, когда все угомонятся. Сначала на это уходило и 5 и 10 минут, но потом к моей тактике привыкли и пары минут хватало, чтобы вернуться к уроку. Дети долго привыкали, что я не кричу на них, некоторые давали советы: “Вы крикните на нас, мы сразу успокоимся”.
Тяжело работать, когда постоянно отвлекаешься на чьи-то разговоры, комментарии, как учителю, так и тем ученикам, которые вовлечены в процесс.
Один мой урок стоил 120р, а готовилась к каждому по 2-3 часа. Так как очень много информации для запоминания, часть работы я делала вечером, а потом вставала в три часа утра и повторяла все заново. Для каждого урока я делала презентацию, это очень удобно, т.к. у меня ни карт исторических, ни каких-то других наглядных материалов не было, да и зачем, если все есть в цифровом виде и превосходном качестве, старалась добавить что-то интересное, забавное (если тема позволяла). Но часто были такие случаи, что готовилась-готовилась, а дали кабинет без проектора и досвидули всей подготовке.
Для привлечения внимания использовалось все, в том числе и творчество из тетрадей)
Коллектив отличный, за некоторым исключением, все учителя в основном 30 +, дружные, веселые, но все разговоры вокруг школы. Многие работают по федеральной программе: дом + машина. Также многие участвуют в различных конкурсах, выигрывают гранты (100-400 тыс). Зп учителя зависит от нагрузки часов, категории и системы баллов, которые зарабатываются в течении года.
Я кардинально поменяла свое мнение о школе, многие статьи, которые печатают в журналах модных оторваны от реальности, у половины детей, в стремительно меняющейся культуре, потоке информации, нет ни ориентиров, ни авторитетов, ни дисциплины. И учителя и родители, в одной лодке и должны идти в одном направлении, грести в разные стороны не имеет смысла.
За этот год я получила бесценный опыт, работа интересная очень, при должном старании можно и зарабатывать нормально.
Ну и напоследок, минутка истории: теперь правильно говорить Древнерусское государство (а не Киевская Русь) и монгольское нашествие (а не татаро-монгольское)
«Я довольна доходом, но практически не отдыхаю»: сколько зарабатывает учитель истории
В Москве
Мы уже публиковали рассказ учителя английского языка из Волгограда. В этот раз своей историей поделилась учитель из Москвы. Она рассказала, чем отличаются условия работы в частной школе и государственной, как введение ЕГЭ повлияло на ее доход и возможности, а также с какими угрозами от учеников и их родителей приходится сталкиваться и почему школьное руководство во всем обвиняет учителя.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Никогда не думала, что стану учителем, да еще истории России. В школе никогда не имела тяги к этому предмету: рассказывали неинтересно, на уроках было скучно. Я с шести лет занималась музыкой, мне очень нравилось. В 1996 году поступила в Гнесинку — с первого раза и на бюджет. Но на последнем курсе сломала руки, и карьера профессионального музыканта для меня закрылась. С трудом, но окончила училище, получила диплом и пошла работать в школу учителем музыки.
Работать было психологически сложно: ученики несерьезно относятся к предмету «музыка». Родители не воспитывают в детях интерес и уважение к классическим видам искусства и классической музыке в частности.
Тогда, в 2000 году, передо мной встал сложный выбор: какую профессию получить, если я, кроме профессиональной игры на фортепиано, ничем не занималась? Так как я гуманитарий, поступила на юридический факультет. Утром работала в школе, вечером училась, но без особого энтузиазма — просто потому что надо.
Так продолжалось три года, пока директор школы, в которой я работала, не предложила мне подменить коллегу — учителя истории. Та серьезно заболела, нужно было срочно найти замену, а у меня на юрфаке история была профильным предметом. Я согласилась. Завуч переделала расписание уроков, и я стала вести два предмета — музыку и историю. И моя жизнь изменилась: я поняла, что хочу и дальше работать учителем истории. Нашла свое призвание.
Но для этого нужно было окончить исторический факультет педагогического вуза. Перевестись с юридического на исторический не получилось. Пришлось поступать заново. Пошла в МПГУ им. Ленина. С 08:00 до 15:00 работала в школе, а с 18:00 до 22:00 училась.
Работать по двум направлениям было уже в тягость, так что с 2005 года музыку в школе я больше не преподавала. А в 2008 году получила диплом о высшем образовании, в котором написано «учитель истории».
Я на себе испытала, как меняется отношение учеников и родителей к учителю в зависимости от предмета, который он ведет: одно дело — музыка и совсем другое — история и обществознание. И зарплата учителя музыки тогда была ниже, чем учителя истории. Но в цифрах сейчас не помню.
В частной школе в классах было не больше 15 учеников, это были дети из обеспеченных семей, работать с которыми намного приятнее, чем с детьми из обычной районной школы. Но и ответственности больше: родители платят за образование, поэтому ждут, что дети получат достойные знания. Ученики находились в школе полный день, расписание там было такое: с 09:00 до 15:00 — уроки, а с 15:00 до 18:00 — выполнение домашних заданий и консультации с учителями. Уйти пораньше можно было только по согласованию с директором.
Я продолжала брать подработки в качестве репетитора игры на фортепиано. Стоимость занятий уже доходила до 700 Р за час. Итого в 2007 году я зарабатывала около 25 000 Р в месяц. Тогда я впервые в жизни съездила за границу.
Благодаря введению ЕГЭ я поняла, что репетиторство помогает нищему учителю жить достойно.
В 2011 году мне предложили работу в школе при спортивном клубе. Работать со спортсменами интересно, но сложно, специфично. Клуб деньгами не обижал, получала 70 000 Р на руки плюс годовые премии. Однако тоже не было никакого профессионального роста. Ушла оттуда по семейным обстоятельствам, о чем до сих пор жалею.
Суть работы
Первые лет 10 работы в школе я всегда готовилась к урокам: писала конспекты, делала карточки, обдумывала каждое занятие. Мне очень нравилось, я была фанатом этого дела: горела идеями, мероприятиями, школьной жизнью. Работа учителем — призвание. Дети же все разные: с разными характерами, интересами, взглядами. Нужно уметь лавировать среди них — регулировать конфликты, слушать и, главное, слышать.
На моих глазах растут дети, которые, кроме Владимира Путина, в качестве руководителя страны больше никого не видели. Это оставляет некий отпечаток на сознании подростков. Разбирая на уроках признаки монархии и республики, они не могут понять, как получается так, что во главе политической власти РФ больше 20 лет стоит один и тот же человек.
Но вообще мало кто из детей интересуется политикой. Большинство из них воспринимают ситуацию в стране и мире через разговоры в семье. Новости практически никто не смотрит, газет никто не читает. У современной молодежи тренды — красивые фотки в «Инстаграме» и видео в «Тиктоке». На переменах восемь детей из десяти — в телефонах.
Как победить выгорание
За 20 лет в школе многое изменилось. И отношение к школе как к образовательному учреждению тоже.
Раньше учитель был авторитетом в глазах учеников и родителей. Не спорю, и в советской системе были «плохие учителя». Например, моя учительница в первом классе била детей по рукам указкой — тогда моя мама просто перевела меня в другую школу. А сейчас эту проблему решили бы по-другому : уволили бы с позором и показали бы по главным каналам страны.
Сейчас ученики могут специально вывести учителя на конфликт и записать на видеокамеру смартфона, чтобы поржать. После таких историй самое противное — продолжать учить ребенка, который натворил гадостей. Ни он, ни его родители не извинятся, будут делать вид, что ничего не произошло.
А учителю нужно отряхнуться и войти в класс после унижения, которое он испытал.
Я не оправдываю поступки некоторых учителей. Но человеческая порядочность за последние пять лет исчезла — ведь если семья в детях воспитывает базовые принципы, то ребенок никогда не напакостит, будет честным и порядочным. При этом у большинства учителей нет гордости и уважения к себе и личному времени. И все потому что «если напишу заявление, то работу больше не найду», «школа рядом с домом, а тратить на дорогу час в одну сторону неудобно».
Часто слышу фразу «учитель обязан, а школа должна». Учитель превратился в обслугу, в нянечку, которая следит за ребенком, пока тот в школе. Если происходят неприятности или несчастные случаи, закон на стороне родителя, ученика и администрации школы. Администрация никогда не встанет на сторону педагога, в школе издается множество приказов, которые переносят всю ответственность на классного руководителя и учителя-предметника.
И в советской школе дети получали травмы, прогуливали, хамили, курили, но в стенах школы этот вопрос закрывался: даже если приезжала скорая помощь, учитель, директор и родители по-человечески решали этот вопрос. Теперь, если ребенок в школе получил травму, виноват дежурный учитель и классный руководитель. У меня был случай, когда в моем классе мальчик Саша — имена вымышленные — ударил Петю на перемене за то, что тот оскорбил его маму. Петя упал, ударился головой. Так мне впаяли административное правонарушение за то, что я не провела воспитательную работу с ребенком.
Сейчас во всем виноват учитель. С родителя снимается ответственность за то, что ребенок хамит, дерется, обзывается, прогуливает уроки, не выполняет домашние задания.
Если раньше драчунов и прогульщиков вели к директору, то теперь директору не до этого. С 2012 года московские школы начали объединять: допустим, раньше в районе было 15 разных школ с разными директорами, а теперь это один огромный комплекс под руководством Марьи Ивановны, за работой которой следит руководитель департамента образования. Современный школьный директор — это хозяйственник, менеджер. Он больше не ведет уроки, поэтому ничего не знает о процессе обучения. Директор моей школы даже не помнит имен учителей.
Педагог должен решать свои проблемы сам. Если на тебя накатали жалобу родители, замни дело, чтобы об этом не узнала вышестоящая инстанция. Или родитель может позвонить напрямую с угрозой: «Если не исправите оценку 4 на 5, я испорчу вам всю карьеру». А были случаи, когда ребенок говорил: «Да вы знаете, кто мои родители?», «Вас уволят», «Я буду жаловаться в департамент» — и тому подобное. Приходится морально защищаться: современный учитель — это человек с характером. Я стала записывать разговоры с родителями, чтобы в случае конфликтов чувствовать почву под ногами.
Бывает, что поставишь в четверти Пете тройку, родитель звонит директору или завучу с просьбой срочно исправить оценку, так как это беспредел. А потом Петя пишет ОГЭ или ЕГЭ на два.
И учитель опять виноват, потому что не научил.
В московских школах существует рейтинговая система. Директор заинтересован в том, чтобы его школа вошла в топ и получила грант. Для этого нужны высокие показатели по итогам учебного года: победы учеников в олимпиадах и конкурсах, высокие результаты ЕГЭ и ОГЭ. А за победами учеников стоят учителя.
Подготовить ребенка к олимпиаде непросто, а подготовить так, чтобы ее выиграть, в рамках урока невозможно — это вне школьной программы. Например, для того, чтобы семиклассник стал победителем муниципального тура по истории или обществознанию, он должен знать программу пятого, шестого, седьмого и восьмого классов. Предмета «право» в общей средней школе не существует, а олимпиада по нему есть. Получается, что учитель должен найти среди учеников того, кто заинтересован в профильном изучении предмета, и подготовить к конкурсу или олимпиаде. Среди детей из пятых-восьмых классов настолько высокомотивированных немного: из 35 учеников, возможно, один-два.
Обычно ученики начинают понимать, зачем они учатся, только в одиннадцатом классе. И то потому что на каждом углу трындят о ЕГЭ и поступлении в вуз. Современные школьники стали проще относиться к обучению, так как получить информацию можно откуда угодно. Из десяти детей шесть будут халявщиками: спишу домашку у соседа, меня не спросят, сдам потом, двойку не поставит и так далее.
Кстати, про журнал. Раньше он был бумажный, и если учитель ставил оценку, то навсегда. Это как минимум мотивировало выполнять домашние работы. В электронном журнале плохую оценку можно убрать, и в одну клеточку учитель вправе поставить до трех оценок. Это очень расслабляет учеников.
Большинство учителей находятся в статусе классного руководителя. Я одна из них. Это человек, который себе не принадлежит, так как у него минимум 30 чужих детей в классе и у каждого ребенка минимум по одному родителю. Задача классного руководителя — проследить за каждым учеником, решить его школьные проблемы, урегулировать конфликты, если они есть, успокоить разгневанных родителей — теперь таких стало очень много.
Недовольные родители — это отдельная категория людей, которые ищут повод придраться ко всему: от неверно выставленной оценки — «почему у Петеньки тройка в четверти, мы хотим четверку» — до «мне не нравится этот учитель, давайте его сменим на другого». И пишут письмо администрации школы с просьбой поменять учителя. В моем опыте такого не было, но знаю случаи, когда у учителя из-за такой ситуации наступало профессиональное выгорание.
Место работы
После футбольного клуба я устроилась в государственную школу, которая считается одной из лучших в своем округе.
По закону рабочая неделя учителя не может превышать 36 часов в неделю. В эти часы входят уроки, проверка тетрадей, классное руководство, внеклассная работа, работа с документами, планерки и совещания. Но работодатель регулярно нарушает закон вплоть до того, что просит выйти в выходной без оплаты.
За то, что я учитель истории и обществознания высшей категории, доплат я тоже не получаю, и социального статуса мне это не прибавляет. Высшую категорию я получила за отличные результаты работы — высокие баллы учеников на ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадах. Знаю, в регионах с этим проблема: практически невозможно получить высшую категорию. В Москве проще.
Немного статусности мне добавляет сертификат «учитель экспертного уровня», который я получила, сдав ЕГЭ с высоким результатом. В профессиональном кругу это считается достойным.
Подготовка детей к олимпиадам в моей школе тоже бесплатна — не знаю, как в других. А если везешь детей на конкурс или олимпиаду, оплата настолько мала, что этих денег не чувствуешь. Или можно вместо оплаты взять отгулом в каникулы, например.
Отгулов за учебный год накапливается столько, что не успеваешь все отгулять.
Я перестала выполнять дополнительную работу без приказа директора. Считаю, что любой труд должен быть оплачен. Тем более школа получает гранты в миллионы рублей, а выплаты из него получают единицы. Недавно выплатили премию в 8000 Р — немного, но спасибо. Стимулирующих, выплат к празднику нет. Раньше я возмущалась, но уже успокоилась. Продолжаю хорошо выполнять свою работу по трудовому договору, зарплату получаю в срок, а премий и доплат не жду.
Рабочий день
Рабочий день учителя в моей школе начинается в 08:00 и продолжается до 14: 00—17:00 в зависимости от количества уроков и внеклассной деятельности.
Приезжаю к 08:00. Нужно успеть позавтракать, так как в течение учебного дня это будет сделать невозможно. Если я дежурный учитель, то обязана находиться на этаже, на своем посту, с 08:10, а если мой класс дежурит, то в 07:50 нужно стоять у входа.
Уроки начинаются в 08:30. Последний, седьмой урок заканчивается в 15:20. Если в школе дел нет, после этого можно ехать по своим делам.
Но если у меня родительское собрание, рабочий день длится 12 часов, приезжаю домой поздно — в лучшем случае в 20:00, а бывало и в 22:00 возвращалась.
Провожу это время с семьей. Конечно, после каждого учебного года нужно отдохнуть, сменить обстановку. До коронавируса я регулярно ездила в Санкт-Петербург и Крым — море и солнце возвращают мне силы. Последняя моя поездка была осенью 2019 года в Тунис. Тогда я еще не знала, что нас всех ждет.
Подработки
Дополнение к моему заработку — репетиторство. Сейчас средняя стоимость урока по подготовке к ЕГЭ — 2300 Р за 90 минут, на меньшее не соглашусь. В целом и меня, и клиентов устраивает. Бывают случаи, когда говорят: «Мы хотим учиться у вас, но это дорого, может, скидку сделаете?» Сделаю, если будет два занятия в неделю.
В стоимость урока вложен мой опыт, доступное объяснение материала, хорошее настроение, с которым мы проводим урочное время. Плюс это проверка домашней работы после занятия, личные наработки для каждого ученика, наши переписки в чатах и мой быстрый ответ на сообщения ученика. Еще один плюс: во время урока нам никто не мешает, а занятие при необходимости можно перенести на другое время или день — многие педагоги в этом вопросе принципиальны.
Но это все мое время, которое стоит денег.
В 2020 году я закрыла ИП и перевелась на самозанятый режим. Это намного удобнее: клиенты оплачивают уроки переводом по номеру карты. Поступление фиксирую в приложении «Мой налог» и отправляю чек покупателю. Налог уплачиваю ежемесячно, сумма рассчитывается автоматически.
Доходы и расходы
С доходом от репетиторства получается зарабатывать минимум 170 000 Р в месяц на руки. Я довольна доходом, но чтобы заработать эти деньги, я работаю каждый день с 08:00 до 20:00 по будням и еще по 3—4 часа в выходные. Практически не отдыхаю. Очень устаю.
Я занимаюсь с учениками из семей с доходом намного выше среднего, и у них особый подход к педагогам: внешний вид и марка одежды здесь играют важную роль. Поэтому я не позволяю себе выглядеть неопрятно или плохо.
Финансовая цель
Хочу купить квартиру в Москве и жить в собственной, а не в родительской, как сейчас, — родители живут отдельно в частном доме. Но оптимальное жилье в Москве стоит от 8 млн рублей за 40 м². Это дорого. Многие скажут: «Бери ипотеку». Сейчас решаю этот вопрос.
Будущее
Мне осталось около пяти лет до пенсии. Сложно сказать, продолжу ли я работать в школе после. Сейчас очень хочу уйти по выслуге лет.
Моя мечта — открыть детский учебный центр. Но коронавирус смешал все карты и изменил планы. Зато он показал новые возможности для перехода образования в онлайн. Сейчас работаю как раз в этом направлении — хочу создать свою онлайн-школу и выйти на доход 500 000 Р в месяц.
А еще мечтаю, чтобы отношение к учителям поменялось в сторону уважения и благодарности.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.
Вы большая трудяга. Дневник вызвал чувство неподдельного уважения.
Sergey, это мы просто списали с доски с ошибкой( спасибо, что заметили, не ставьте, пожалуйста, двойку, мы уже все исправили