Что можно сказать об отраслевой специализации управления в древнем египте
Управление в Древнем Египте
Для нас наиболее важна последняя периодизация, поскольку она позволяет тщательно проследить зарождение и развитие идей управления в условиях ранней государственности, децентрализованного и централизованного государства.
В основу создания государственного образования были положены экономические факторы: природные ресурсы и их рациональное использование, транспортные коммуникации, торговля (меновая), строительство, ремесленничество, рабский труд. Религия, которую поддерживали цари, номархи, жрецы, идеологически обеспечивала существование этого государства. С созданием единого государства оформилась его административно- территориальная организация.
Особенность линейной структуры состоит в том, что один руководитель управляет всем, и чем больше таких направлений, тем выше степень централизации власти и управления и значимость Царя-Бога.
Процесс управления может быть представлен следующим образом:
— указы царя (решения);
— письменное изложение волеизъявления монарха и визиря;
— доведение воли монарха до каждого человека, т. е. исполнителя, как подданного царя;
— формирование подсистемы управления «управление проектами» как важнейшего элемента системы государственного управления;
— придание правового оттенка волеизъявлениям верховного правителя (видимо, на уровне обычного права);
— использование методов управления: стимулирование, мотивация и репрессии; мораль и этика управления;
— обучение кадров управления (прежде всего подготовка писцов; передача власти по наследству и т. п.);
— начало формирования договорной системы.
Вышеназванный документ включает в себя семь разделов:
1. Порядок служебного приема у верховного сановника.
2. Доклады верховному сановнику.
3. Посещение верховным сановником фараона.
4. Исключительные судебные права верховного сановника.
5. Обращение с доверенным лицом верховного сановника.
6. Обращение с документами, запрошенными верховным сановником.
7. Служебные обязанности верховного сановника.
Развитию управленческой мысли и управленческой деятельности древнеегипетского государства на всех уровнях иерархии власти способствовало наличие в Древнем Египте письменности. Использовалось различное письмо: иероглифическое (для надписей), иероглифическое упрощенное, иератический курсив (для деловых бумаг и писем), демотическое (для широкого потребления). Письмо было непростым делом. Овладевший грамотой был ценим и уважаем. Писцам были гарантированы хорошая работа, материальное обеспечение и высокое общественное положение на иерархической лестнице.
Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 5271 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
О СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЯХ ВЕЗИРА
Дополнительный материал для изучения
Вопросы для закрепления знания
1.Когда возникло единое древнеегипетское государство?
2. Каков был общественный строй Древнего Египта?
3. Что собой представлял фараон в социально-политической организации древнеегипетского общества?
4. Государственное управление Древнего Египта?
5. Источники права Древнего Египта?
6.Основные институты египетского права
Вам предлагается относящаяся к периоду правления фараонов XVIII династии (XVI—XV вв. до н.э.) должностная инструкция верховному сановнику (джати) Древнего Египта.
Проанализируйте данный текст:
1. Выделите круг вопросов, получивших регламентацию в документе.
1. Определите обязанности и полномочия, которыми был наделен верховный сановник.
3. Кому подчинялся и перед кем отчитывался верховный сановник?
[Извлечение из: Хрестоматии по истории Древнего мира /Под ред. В.В. Струве. М., 1950. Ч. I. Древний Восток]
[Порядок служебного приема у верховного сановника]
Предписание о том, как должен будет заседать градоначальник и верховный сановник Фив и резиденции в палате верховного сановника.
Что касается всего, что будет делать этот сановник, когда верховный сановник будет слушать в палате верховного сановника, то он будет восседать на седалище со спинкой, на полу будет циновка, на нем плетенка, за его спиною кожаная подушка, под его ногами кожаная подушка, на нем. рядом с ним жезл: перед ним. будет разложено 40 кожаных свитков [с законами], по обе стороны перед ним будут находиться вельможи, принадлежащие к числу 10 верхнеегипетских, направо от него будет начальник приемного чертога, налево от него заведующий приемом (?), рядом с ним писцы верховного сановника.
Один будет говорить (?) после (?) другого, [после] каждого человека, [стоящего] против него. Будут выслушивать одного за другим, не допуская, чтобы пришедший последним был выслушан раньше пришедшего первым. Если пришедший первым скажет: «Рядом со мною нет никого, кого следовало бы выслушать^)», то он будет схвачен доверенными верховного сановника.
[Доклады к верховному сановнику]
Ему будут докладывать о закрытии запоров в урочное время и открытии их в урочное время. Ему будут докладывать о состоянии крепостей юга и севера.
Когда будет выходить все, что имеет право на выход из дворца, ему будет доложено [о том], когда будет входить все, что имеет доступ во дворец, ему будет доложено [о том]. Что же касается всего, что имеет доступ, и всего, что имеет право на выход, на территорию резиденции, когда они будут входить и когда они будут выходить, это его доверенный будет впускать и выпускать их. Ему будут докладывать начальники сотен [чиновники] шенту и начальники. о своих делах.
[Посещение верховным сановником фараона]
Затем он войдет приветствовать владыку, который да будет жив, невредим и здоров. [Он (?)] будет докладывать ему о состоянии обеих [египетских] стран в его доме ежедневно. Он войдет во дворец одновременно с начальником казны. Тот остановится у северного столба для флажков. Затем верховный сановник выйдет из двери дворца. Тогда начальник казны встретит его и доложит ему следующее: «Все твои дела в полном порядке; все должностные лица доложили мне следующее: «Все твои дела в полном порядке, дворец цел и невредим». Тогда [верховный сановник] доложит начальнику казны следующее: «Все твои дела в полном порядке, все учреждения резиденции целы и невредимы. Мне было доложено о закрытии запоров в урочное время и открытии их в урочное время всеми должностными лицами». После ж того, как эти два сановника доложат друг другу, верховный сановник пошлет открыть все двери дворца, чтобы впустить всех, кто имеет доступ, и выпустить всех, кто имеет право на выход. Это его доверенный будет заботиться, чтобы [все] было записано.
[Исключительные судебные права верховного сановника]
Пусть ни один сановник не присваивает себе права приговора в его палате. Если возникнет жалоба на одного из сановников, присутствующих в его палате, то он велит привести его в судебное присутствие. Это верховный сановник накажет его соответственно его проступку. Пусть ни один сановник не присваивает себе права телесного наказания в его палате. Ему будут докладывать о каждом деле, касающемся его палаты, с тем чтобы он передал в нее.
[Обращение с доверенными верховного сановника]
Что касается каждого доверенного, посылаемого верховным сановником с поручением к [другому] сановнику, от самого высокопоставленного сановника до наименее высокопоставленного, то пусть его не обременяют и не приводят [к] сановнику. Он будет передавать поручение верховного сановника, стоя перед сановником при передаче его поручения, и выходя, чтобы стоять в знак почтения к нему (?). Это его доверенный будет доставлять местных князей и градоправителей в судебное присутствие, это его доверенный будет давать предписание. жалуясь, его доверенный будет докладывать следующим образом: «Я был послан с поручением к такому-то сановнику; он велел меня привести и устроил, что мне возложили что-то на шею». сановник и. [будут наказаны] соответственно тому, о чем они были допрошены верховным сановником в его палате, любою карою, кроме наказания отсечением части тела. Что же касается всего, что верховный сановник будет делать, слушая в своей палате, что касается каждого, кто будет (?) таким, как следует. все, о чем он будет (?) его допрашивать, кто не удовлетворит его (?), когда он будет допрашивать о случившемся с. (?), то занесут в книгу преступника, что в главной тюрьме, как и того, кто не удовлетворит (?) его доверенного. Если они окажутся виноватыми в другой раз, то доложат. что они (?) стоят в книге преступника, и будет оглашено дело, за которое они были занесены в эту книгу, в соответствии с их проступком.
[Обращение с документами, запрошенными верховным сановником]
Что касается любого документа, за которым верховный сановник посылает в какую-либо палату, из числа не подлежащих сохранению в тайне, то он будет доставлен ему вместе с книгами соответствующих хранителей за печатью судей (?), причем за ними будут [смотреть (?)] соответствующие писцы. Тогда он развернет его. После ж того, как он посмотрит его, он будет доставлен на свое место, запечатанный печатью верховного сановника. Если же он попросит документ, подлежащий сохранению в тайне, пусть он не будет доставлен соответствующими хранителями. Что же касается любого доверенного, посланного верховным сановником по поводу его из-за какого-нибудь просителя, то он препроводит его к нему.
[Служебные обязанности верховного сановника]
Что же касается всякого, кто обратится к верховному сановнику по поводу пахотных земель, то он потребует его к себе, помимо допроса заведующего пашнями и. присутствия. Он предоставит ему отсрочку на 2 месяца для его пашен в Верхнем и Нижнем Египте. Но что касается его пашен, расположенных по соседству с Фивами и резиденцией, то он предоставит ему отсрочку на 3 дня согласно тому, что стоит в законе. Он будет выслушивать каждого просителя согласно этому закону, что у него в руке.
Далее, это он будет вызывать окружных чиновников, и это он будет посылать их, чтобы они докладывали ему дела своих округов. Ему будут доставляться все завещания; это он будет запечатывать их. Это он будет отводить наделы на всех земельных участках.
Что же касается всякого просителя, который скажет: «Наша граница была передвинута», то посмотрят, что оно [снабжено] печатью соответствующего сановника, и тогда он взыщет взысканное в пользу присутствия, передвинувшего ее. Что же касается каждого. и всего, что случится с нею во время рассмотрения чего-либо в нем (?), то будут записывать [заявление] каждого просителя, не допуская его обращаться к судье.
Ему будут докладывать о каждом просителе, обращающемся к владыке, после того как он изложит [свою просьбу] письменно. Это он будет отправлять всех доверенных дворца, посланных к местным князьям и градоправителям. Это он будет отправлять всех путешественников и все экспедиции дворца.
Это он будет назначать исполняющих должности сановников Верхнего и Нижнего Египта, южной части Верхнего Египта и Тинитской области. Они будут докладывать ему обо всем случив- шемся у них каждые четыре месяца. Они будут доставлять ему записи о том от (?) себя и своих присутствий. Это он будет устанавливать общее количество войска, которое будет двигаться следом за владыкой при путешествии на север и юг. Это он будет устанавливать недоимки (?), имеющиеся в Фивах и резиденции, согласно сказанному во дворце. К нему будут приводить надзирателя государевой. и войсковое присутствие для дачи им воинского предписания. Пусть далее все должностные лица, от первого до последнего, являются в палату верховного сановника приветствовать его.
Это он будет посылать рубить смоковницы, согласно сказанному во дворце. Это он будет посыпать окружных чиновников проводить обнесенные плотинами каналы во всей стране. Это он будет посылать князей и градоправителей по поводу урожая (?) летом (?). Это он будет назначать начальников [чиновников] шенту в палате дворца. Это он будет слушать местных князей и градоправителей, отбывших (?) его именем (?) из (?) Верхнего и Нижнего Египта. Ему будут докладывать все дела. Ему будут докладывать о состоянии крепости юга и каждый арест лица, которое будет грабить. Это он будет делать. для каждой области, и это он будет слушать о нем. Это он будет посылать воинов и писцов. выполнять распоряжения владыки. Документ области будет находиться в его палате, чтобы можно было слушать [дела] о любых пашнях. Это он будет устанавливать границы каждой области, каждого пастбища, каждого храмового хозяйства, каждого владения (?).
Государственное управление Древнего Египта
Каждый посетитель Лувра видел статую египетского придворного писца, который присел на корточки. Одно запасное перо он держит за ухом, а второй в руке. Он ведет учет проделанной работы, оплаты за товар, цен и расходов, полученной прибыли и убытков. Считает скот, когда его ведут для заколки, и кукурузы, выставленной на продажу. Ведет реестр контрактов и завещаний. Оформляет налог для ремесленников. Он ведет работу внимательно и отличается трудолюбием и умом. С тех времен ничего не изменилось – именно так осуществлялось чиновниками государственное управление древнем Египтом несколько тысячелетий назад.
С помощью клерков – бюрократов фараон и местные власти поддерживали закон и порядок в империи. На стенах храмов, величественных стелах и камнях можно обнаружить сцены, изображающие, как писцы вели перепись и исчисляли суммы налогов.
Благодаря изобретению «Нилометр» стало возможно измерение разлива реки. А для чиновников – исчисление размера урожая, исходя из которого правительство просчитывало доходы будущих периодов. Канцелярия фараона заранее выделяла средства на нужды народа и империи. Египетская модель управления ведомствами, промышленностью и торговлей стала образцом ведения плановой экономики, регулируемой централизованным государственным управлением.
Возникновение закона в древнем Египте
В Египте было высоко развито гражданское и уголовное право. Уже к периоду правления V династии существовал закон о частной собственности. Содержание завещания было четким и структурированным. Как и в наши дни, особо подчеркивалось равенство всех граждан перед законом, даже когда стороны спора находились в разных социальных статусах и обладали влиянием.
Документы об управлении в Древнем Египте
Старейший юридический документ Египта хранится в Британском музее. Он представляет собой папирус, на котором указаны результаты рассмотрения сложного судебного дела по наследованию.
Стороны процесса указаны, как заявитель и ответчик по обязательству. Лжесвидетельство наказывалось смертью. Постоянные суды находились в Мемфисе, Фивах и Гелиополисе.
Создание полицейского аппарата управления в Древнего Египте
Мнения о вероятности создания в Египте полиции достаточно противоречивы. Некоторые историки склонны считать, что в древней цивилизации отсутствовали признаки проведения дознания и расследования преступлений. Не компетентна была по этим вопросам и постоянная армия. Причиной этому служила незащищенность территории страны от открытых пространств пустынь и морей.
Состав правительства Древнего Египта
Безопасность жизни и имущества, непрерывность работы закона и управления были основной главной целью фараона и создания престижа его власти. Подкреплялась она внедрением религиозного образования в массы. Никакая другая древняя цивилизация кроме Китая не смогла создать эффективную систему государственного управления на основе жесткой дисциплины.
Система экономики и управления в древнем Египта просуществовала продолжительное время, больше чем других государств. Элементы государственного строя были использованы позднее другими государствами для создания бюрократичного аппарата.
Управление Древнего Египта. Казначейство.
Роль визиря при управлении Древним Египте
Во главе правительства стоял визирь, который одновременно осуществлял полномочия премьер-министра, главы казначейства и председателя Верховного Суда. Самой высокой судебной инстанцией был сам фараон.
На рельефах гробниц чиновников можно обнаружить картины. Повествующие о том, как он покидает свой дом рано утром, чтобы заслушать ходатайства бедных. В них говорится о том, что все требования от народа были для него одинаковы, независимо от того, поступили они от бедных людей или богачей.
До наших дней дошел свиток папируса, в котором указана форма обращения к народу при обращении за правосудием. Возможно, эта запись носит лишь литературный характер, но она наглядно демонстрирует заботу фараона о его подопечных:
«Смотрите на визиря. Он должен быть бдительным и внимательным ко всему. Ведь он поддерживает порядок на всей египетской земле. Когда заявитель приходит из Верхнего или Нижнего Египта… Смотри сам, чтобы каждое дело было разрешено в соответствии с законом… Это право даровано каждому человеку… Мерзко, когда есть место пристрастности.
Смотри на него. Ведь он тот, кто находится рядом с царем и близок к его дому. Он должен отдавать должное народу. Вот постановление, которое следует исполнять тебе».
Правительство Древнего Египта
Высшей формой управления в древнем Египте был фараон. Он решал спор при определенных обстоятельствах, если заявитель не был согласен с разрешением дела или находился в сложном положении.
На древних рисунках изображен «Великий Дом», где собирались все чиновники для обсуждения текущих дел. Египтяне еще называли его Перо. Это место упоминается в истории об изгнании евреев из дворца. Здесь день за днем шла рутиная исполнительская работа с довольно напряженным графиком.
Когда фараон путешествовал по стране, феодалы встречали его в своих номах, сопровождали и развлекали. Дарили подарки. Надпись в гробнице Аменхотепа II свидетельствует о том, что
Старейшины были объединены в Совет Сару, что означало «Великие». Эта канцелярия давала консультации по обращению к царю. В их задачи входило поддержание власти фараона за счет обоснования его небесного происхождения, мудрости и неограниченных полномочий на решение любого вопроса. Считалось, что он заключил договор с Богом.
Обращение к царю было всегда лестным, а иногда даже очень оригинальным. Как например, в рассказе о Синухе:
«О долгожитель царь, Счастливчик, отдам за твою жизнь нос».
В личном управлении фараона было множество помощников: генералы, омыватели, хранители императорской гардеробной и отбеливатели. Заботились о внешнем виде царя двенадцать человек: парикмахеров, маникюров, парфюмеров и визажистов, которые наносили черный кохль (сурьму) на его глаза, делали щеки и губы румяными.
Для организации отдыха главы египетского государства после государственных дел был создан гарем из молодых женщин. У некоторых правителей их количество достигало трехсот.
Древний Египет. Государственный строй восточной деспотии
Древний Египет – одно из наиболее ранних государств, в котором достаточно полно представлены черты такого крупного и яркого исторического явления, как восточная деспотия. Изучение государственного строя Древнего Египта показывает общественную значимость и ценность такой формы государственности, как восточная деспотия, зависимость формы правления и политического режима от условий среды обитания, духовного состояния народа.
Восточная деспотия характеризуется высочайшим уровнем централизации власти, вся полнота которой сосредоточивалась в одном лице (фараона, вана, халифа). Глава государства обладал как светской (законодательной, исполнительной, военной, судебной), так и религиозной властью. Личность главы государства обожествлялась, его воля и власть имели религиозный, сакральный характер и были непререкаемы. Повеления главы государства осуществлялись с помощью громоздкого, сложного, медлительного бюрократического аппарата.
Человек ценился невысоко, даже будучи формально свободным, он был «рабом порядка», религии, традиций. Восточная деспотия – следствие раннего состояния общества и, в частности, господства общинных отношений. Восточная деспотия могла сосредоточить силы народа на решении важнейших задач – создании ирригационных систем, ведении военных действий. Но она же тормозила раскрепощение личности, подчас деформировала общественные цели (строительство пирамид фараонов в Египте, Великой китайской стены) и была одной из причин «застойного» характера развития стран Древнего Востока.
Излагаемая характеристика восточной деспотии есть, однако, лишь обобщенное изображение реального. В Древнем Китае, например, власть императора Цинь ши-Хуанди всецело опиралась на рационалистические основания. Восточная деспотия типична для многих государственных образований стран Востока. Но, например, в империи Маурьев (Древняя Индия) ряд черт деспотии отсутствовал. Да и в истории Египта имели место случаи острых конфликтов светской и духовной власти, свержения фараона жречеством. Фараон не мог не считаться с мнением и интересами своего окружения.
Государственность в Древнем Египте возникает на территории нижнего течения Нила, где на основе поливного земледелия развивается сельскохозяйственное производство – основная отрасль экономики страны. Образование государства в Египте стимулировалось необходимостью объединения усилий людей для строительства ирригационных сооружений, необходимостью согласования и координации труда и общежития больших масс населения, острой потребностью создания лучшей военной организации.
Государственность древнеегипетской цивилизации за многие века своего существования претерпела значительные изменения. Минуя фазу демократических институтов и пройдя период временного распада (при завоевании страны азиатским племенем гиксосов), она переросла из ранней монархии в позднюю, при этом на протяжении большой части своей истории сохраняла типичные черты восточной деспотии, когда в руках главы государства сосредоточивалась верховная религиозная (духовная) и светская власть с безусловным правом жизни и смерти в отношении своих подданных.
В истории Древнего Египта выделяют следующие этапы развития:
В Древнем Египте ( Раннее царство ) небольшие полугосударственные образования – номы представляли собой объединения сельских общин вокруг храмов. Во главе нома зачастую стоял жрец, который, обладая религиозной властью, становился и правителем. С первых шагов своего существования государственность в Египте играла важную роль в организации труда общинников по созданию и поддержанию в надлежащем состоянии ирригационных сооружений.
В период Древнего царства на основе объединения номов образуются два египетских государства – Верхний и Нижний Египет. Сначала они не имели сильной центральной власти и были далеки от подобия восточной деспотии. Укрепившись, они вступают в борьбу за преобладание в Египте. После многих войн страна объединяется под главенством Верхнего Египта. Со времени объединения, в период Древнего царства, египетская государственность и приобретает типичные черты восточной деспотии.
По сведениям Геродота, пирамиду Хуфу строили 100 тыс. человек в течение 20 лет. Религиозный характер власти фараона, опиравшегося также и на силу государства, делал его распоряжения безусловно обязательными. Фараон ведал делами культа, регулировал управление, назначал высших чиновников: за службу он жаловал им титулы, предоставлял земли. Считалось, что от него зависели урожаи в стране, справедливость, безопасность. Власть фараона была наследственной. Естественным признавалось наследование власти родственниками-мужчинами. Но допускалось и наследование женщинами. Передача престола требовала религиозного обоснования. Как правило, фараон еще при жизни короновал своего наследника.
Особо обращает на себя внимание широкая деятельность государства в области хозяйства. Государство признавалось верховным собственником земли. За службу земля передавалась знати, чиновникам, храмам. Государство осуществляло наблюдение за разливами Нила, проводило строительство дамб, каналов, водохранилищ. Осушая заболоченные земли, обводняя засушливые, государство активно участвовало в получении высоких урожаев. Уже в Древнем царстве строились пирамиды, крепостные стены, величественные храмы.
В материальном производстве выделялись крупные земельные владения храмов и вельмож, имелись также общинные хозяйства. Здесь производилось почти все необходимое для жизни (натуральное хозяйство), торговля была ограниченной. Хозяйства вельмож, храмов облагались налогами, а их работники и общинники платили в царскую казну подати. Рабов было сравнительно немного, они использовались на тех же работах, что и свободные общинники. В правовом положении резкой грани между рабами и общинниками, работниками царских, храмовых, вельможных хозяйств не было.
В истории Среднего царства выделяется строительство новых ирригационных сооружений, в частности, в районе фаюмской котловины. Освоение новых земель, хозяйственный подъем сопровождались успешными военными походами, в ходе которых десятки тысяч пленных обращались в рабство.
В это время отмечаются рост частной собственности и активизация роли государства в распределении рабочей силы. Мелкие земледельцы («царские люди») переписывались и распределялись по профессиям (земледельцы, пастухи, ремесленники, торговцы, воины), а затем направлялись в хозяйства для постоянной работы. Распределение рабочей силы как выражение хозяйственной роли государства составляло типичную черту восточной деспотии. В целом, однако, характерные, типичные черты государственного строя восточной деспотии в период Среднего царства не претерпели существенных изменений.
История Среднего царства заканчивается народным восстанием и завоеванием страны гиксосами. Противоречия внутри общества ослабили государственную власть, а развитие частной собственности и товарных отношений с интенсификацией методов хозяйствования и эксплуатации непосредственных производителей способствовали росту недовольства. Результатом стало восстание и разрушение государственности.
Исторические источники («Лейденский папирус») донесли до нас яркое описание событий того времени. «Смотрите: было приступлено к лишению страны царской власти немногими людьми не знающими закона. Столица, она разрушена в один час». «Благородные – в горе, простолюдины же – в радости. Каждый город говорит: «Да будем бить сильных среди нас». Зерно стало общим… Бедные выходят и входят в великие дворцы… дети вельмож выгнаны на улицу. Тот кто не мог сделать себе саркофага, он [теперь] стал владельцем гробницы. Владельцы гробниц выкинуты на вершины холмов». «Прекрасная судебная палата, расхищены ее акты, лишено хранилище ее тайн [своего] содержания. Вскрыты архивы. Похищены их податные декларации. Рабы стали владельцами рабов… [чиновники] убиты».
Страна с разрушенной государственностью на длительное время подпадает под власть завоевателей.
В период Нового царства основные черты государственного строя восточной деспотии не претерпели принципиальных изменений, но с увеличением государственных дел происходит усложнение государственной организации. По-прежнему верховная духовная и светская власть принадлежала фараону. Фактическое управление государственным аппаратом доверялось второму лицу в государстве – везиру. Центральный государственный аппарат состоял из нескольких палат, возглавлявшихся начальником казны, главным домоправителем, заведующим пашни, начальником над скотом. Везир назначал также чиновников, возглавлявших управление четырьмя большими административными районами Египта.
Право Древнего Египта в данном разделе не рассматривается. В своих общих чертах оно во многом напоминает состояние, описанное в Законнике Хаммурапи.
Несмотря на то, что в истории Древнего Египта выделяются Древнее, Среднее и Новое царства, доказательно говорить о качественно отличных этапах развития его государственности весьма затруднительно. Вполне допустимо, однако, выделять отдельные изменения, в которых проявлялось движение государства и права к более высокому состоянию. В Среднем царстве, например, заметное развитие получают частная собственность, частные хозяйства, рост имущественных различий населения. В Новом царстве, в период расцвета, возрастает и усложняется регулирующая роль государства. Пожалуй, лишь в строительстве вооруженных сил более четко просматриваются качественные преобразования.
Так, в Древнем царстве преобладала ополченская система построения армии. Она создавалась на время военных походов, по окончании которых ополченцы возвращались к своим хозяйствам. Имелись отдельные отряды наемников из чужеземцев, дворцовая, городская стража, но постоянной армии не было.
В Среднем царстве создается регулярная армия, формируемая по набору, из специально обученных отрядов воинов.
К этому времени относится и формирование корпуса кадрового офицерства.
В Новом царстве заметно возрастает роль армии, становящейся главной опорой власти фараонов. Регулярная армия увеличивается количественно, а вместе с тем, когда собственный «человеческий материал» в силу падения морального качества и атрофии чувства патриотизма становился малопригодным для службы в армии, возрастает значение отрядов наемников из туземцев-ливийцев.
Наблюдается военизация (милитаризация) государства. Военные все более часто наделяются и функциями гражданских чиновников, например чиновников, отвечающих за сооружение каналов. Характерным для Нового царства становится высокая специализация воинских подразделений. Были известны пограничная охрана, гарнизонные войска, столичная полиция, речная полиция, полицейские отряды, осуществлявшие охрану каналов, зернохранилищ, храмов и т. д. С ростом сословных различий населения армия превращается в особое сословное образование. Воины обязаны были жить сообща, постоянно упражняться в воинском мастерстве, не имели права заниматься другими делами. В поздний период Нового царства внутренние смуты, восстания, а также стремление номов к обособлению и самостоятельности сильно ослабили центральную власть. В результате Египет подвергается завоеванию и теряет самостоятельность.