Что можно сказать об общественном устройстве этих племен

Общественный строй восточных славян

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Изучение общественного строя восточных славян в период 6-9 века важен, поскольку он позволяет отследить процессы изменения в обществе, приведшие к формированию государственности. Этот период характеризуется жизнью населения в племенах, но они были не едиными.

До образования государства у восточных славян было 2 общественных строя. Изначально это была родовая община, а затем ее сменила соседская община. Разберемся в чем разница между ними

Что такое родовая община

Понять суть родовой общины можно по рисунку, приведенному ниже.

Что можно сказать об общественном устройстве этих племен

При родовой общине было 2 типа имущества:

Что можно сказать об общественном устройстве этих племен

Вопрос распределения того, кто чем пользуется из общественного имущества у восточных славян в племенах не стоял, поскольку племя включало в себя кровных родственников. Часто земля перераспределялась каждый код, чтобы у всех были равные возможности.

Что такое соседская (территориальная) община

С 7 по 9 века родовая община была полностью вытеснена соседской общиной. Иногда ее также называют территориально. Теперь племена формировались не на основе семей или клана семей. Теперь в племя мог войти любой, и люди были уже не родственниками друг другу, а просто соседями. Таким был общественный строй у восточных славян в 7-9 веке нашей эры.

Появление соседской общины стало основной для разложения общества на классы, а также для появления социальных конфликтов. В этот период все больше начинает укрепляться понятие частной собственности. Все, что находилось в общественном пользовании, при родовой общине потихоньку переходит в руки отдельных владельцев.

Формирование неравенства

В результате чем больше проходило времени, тем больше богатели одни и беднели другие. Тем более, что к 9 веку власть уже передавалась (не официально, но все же) по наследству. В это же время появляются купцы, ремесленники и родовая знать.

Управление племенами и общинами

Рассматривая общественный строй восточных славян нужно обратить внимание на структуру его управления. Тем более, что с развитием соседской общины роль правления становится все более заметной. Общая структура управления племенами может быть представлена в виде схемы.

Источник

Общественный строй антов

Общественный строй антов

«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим», – говорит Прокопий Кесарийский.

Маврикий Стратег говорит о славянах и антах, что они не имеют единого начальника, воинственны и свободолюбивы и «их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране».

По свидетельству Прокопия, анты «рассуждают обо всем, что для них полезно или вредно, сообща», т. е. на сходках, собраниях; на вече их вожди, «рексы» или «риксы», то объединяются, то враждуют друг с другом, и союзы племен антов то складываются, то рассыпаются.

С течением времени, в борьбе с врагами, объединения племен антов становятся более длительными и прочными. В IV в. в борьбе с готами анты объединились под руководством своего вождя Божа. По свидетельству Менандра, в VI в. анты в борьбе с аварами объединились под властью одной семьи антов: Идара и его сыновей Межамира и Келагаста.

Межплеменные и завоевательные войны, заканчивавшиеся уводом пленных и захватом ценностей: скота, имущества, драгоценностей, торговля и поборы с покоренных племен обогащают антских предводителей и усиливают их власть.

Маврикий пишет о славянах и антах: «Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют».

По всей лесостепной полосе, где обнаружены антские городища, тянутся богатые погребения и клады дорогих византийских золотых и серебряных вещей с клеймами византийских мастеров Константинополя и причерноморских городов. Из этих кладов наиболее известны Обоянский, Днепропетровский и Перещепинский. Эти клады, несомненно, принадлежат антской знати.

Анты были варварами эпохи «военной демократии» со всеми присущими им отрицательными и положительными качествами. И не случайно хорошо знавший антов Прокопий говорит, что, несмотря на их жестокость, «грубый, без удобств» образ жизни, они «по существу неплохие люди и совсем не злобные», хотя и сохраняют «гуннские», т. е. варварские, нравы.

Что можно сказать об общественном устройстве этих племен

Серебряные и золотые вещи, найденные в Перещепинском кладе

Эти высокие, сильные русоволосые люди, страшные для врагов, отличаются гостеприимством, ласково принимают иноземцев, заботятся и охраняют их, и если по вине какого-либо анта с чужеземцем случится несчастье, то приютивший его у себя ант «начинает войну против виновного…».

Патриархальное гостеприимство и кровная месть за чужеземцев, как за сородичей, говорят о родовом быте антов, еще не успевшем окончательно разложиться под влиянием имущественного расслоения и рабства. Патриархальный быт антов с родовыми и племенными вечевыми сходами выступает и в указании Прокопия на то, что «у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим», и в свидетельстве его же о межплеменных собраниях. Патриархальный быт антов отразился и на положении женщин в семье, скромность которых «превышает всякую человеческую природу…».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3.2. Птица Острафиль и гусельный строй

3.2. Птица Острафиль и гусельный строй Струны гуслей сравниваются с волнами и лебедями. Ранее мы однозначно определили, что мифологическая птица имеет разные имена: Острафиль, Стратим, Страхиль, Аштрха, Вострахиль, Естрафиль, Истрафиль, Стратим, Страхвель, Страхвирь,

Социальный строй скифов

Социальный строй скифов Политическое господство в Скифии принадлежало скифам царским, которые считали все подвластные им племена своими рабами, но, по-видимому, они являлись скорее данниками. Власть в стране принадлежала роду скифских царей, разделявших свое управление

Жизнь и быт антов

Жизнь и быт антов О жизни и быте антов мы узнаем, главным образом, из произведений писателей VI в. Прокопия, Маврикия, Менандра и Иордана.Говоря о славянах и антах, Маврикий замечает: «Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах

Походы антов на Византию

Походы антов на Византию Несомненно, большею частью, совершив нападение на «ромеев» (византийцев), анты с добычей возвращались в свои земли – в Поднестровье и Поднепровье.Но часть «бесчисленных племен антов» и прежде всего – воины антов отрываются от родных рек и озер,

Нападение на антов аваров

Нападение на антов аваров К концу 50-х гг. VI в. относится нападение на антов аваров – полукочевого народа, пришедшего с востока и занявшего территорию Паннонии (Венгрии).В борьбе с аварами анты объединились под властью Идара и его сыновей Межамира и Келагаста. Но в ставке

Союз антов и Византии

Союз антов и Византии Аварская опасность сблизила антов и Византию. Византийские войска вместе с антами сражались против аваров, лангобардов (германцев) и подвластных аварам славян.В 602 г. аварский каган попытался вторгнуться в землю союзников византийцев – антов, но,

Упадок культуры антов

Упадок культуры антов В материальной и духовной культуре, в политической истории и традициях анты были предшественниками киевских русов.Смутные предания об истории восточных славян антской поры сохранились еще во времена летописца. Стоит вспомнить рассказ летописца о

3. Демократический строй и проблема формирования новой этики

3. Демократический строй и проблема формирования новой этики В то время, когда стали формироваться институты граж–данского общества, представительной демократии, правового государства, когда произошли глубокие изменения в полити–ческой культуре общества, власть

Источник

ИСТОРИИИЯ, ПОМОГИТЕЕ. что вы можете сказать обобщественном строе обычае и характере восточных славян?

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Накануне образования государственности славяне жили соседской общиной в которой оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на расчищенную земля — лядину. В славянском обществе выделялись военные вожди и формировалась дружина. Дружина это особый вид населения, занимающейся только военной деятельностью, в частности нападением. Для обороны же существовало ополчение свободных общинников. Дружинники занимались не только завоевательными походами, но и управляли присоединенными землями. На Руси в то время сложилось предклассовое общество. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы. Ниже шли смерды или как их ещё называли мужи (главы патриархальных семей у которых было право участвовать в войске). Ещё ниже шли челядь — это члены семей мужей и холопы, у которых не было право участвовать в войске.

Что можно сказать об общественном устройстве этих племен

Характер восточных славян. Восточные славяне в отличие от своих воинственных соседей были менее злобными, более миролюбивыми и сострадательными. Интересны в этой связи суждения византийского историка Прокопия Кесарийского, который в своем известном труде «История войн Юстиниана» описывал славянские племена. «Они, — отмечал он, — очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый. По существу они неплохие и совсем не злобные». 0 гостеприимстве, довольно мягком и сочувственном отношении древних славян к пленным писал византийский император Маврикий Стратег. О добролюбии многих восточнославянских народов писал автор древнерусской летописи «Повесть временных лет» Нестор. Например, полян он называл «кроткими и тихими». Так что можно признать миролюбивый и относительно мягкий характер восточных славян.

Источник

Что вы можете сказать об общественном строе, обычаях и характере восточных славян, опираясь на описание византийских авторов?

Что можно сказать об общественном устройстве этих племен

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Накануне образования государственности славяне жили соседской общиной в которой оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на расчищенную земля — лядину. В славянском обществе выделялись военные вожди и формировалась дружина. Дружина это особый вид населения, занимающейся только военной деятельностью, в частности нападением. Для обороны же существовало ополчение свободных общинников. Дружинники занимались не только завоевательными походами, но и управляли присоединенными землями. На Руси в то время сложилось предклассовое общество. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы. Ниже шли смерды или как их ещё называли мужи (главы патриархальных семей у которых было право участвовать в войске). Ещё ниже шли челядь — это члены семей мужей и холопы, у которых не было право участвовать в войске.

Что можно сказать об общественном устройстве этих племен

Что можно сказать об общественном устройстве этих племен

Что можно сказать об общественном устройстве этих племен

Ответ:

Объяснение:

Нарушение императором положений Конституции Царства Польского;

Недовольство русским управлением в Западном крае;

Планы польского национально-освободительного движения возродить Речь Посполитую в границах 1772 года.

Отмена Конституции Царства Польского;

Введение Органического статута Царства Польского

Источник

Что можно сказать об общественном устройстве этих племен

Славяне — одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение. В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры. Первые письменные упоминания можно встретить в произведениях римских историков-летописцев I—II вв. — Плиния Старшего, Тацита, Птолемея.

Расселение славян

Многие современные учёные считают, что первые славянские племена занимали территорию между Вислой и Днепром. В период Великого переселения народов (II—VI вв.) они заселили значительную территорию Европы, разделившись на три ветви:

Великое переселение народов — термин, обозначающий совокупность передвижений европейских народов в IV—VII вв., большая часть которых была обусловлена давлением гуннов, пришедших на территорию Европы из азиатских степей в середине IV в.

Восточные славяне занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, поло-чане). Все они имели общие этнические черты.

Что можно сказать об общественном устройстве этих племен

Соседи славян

На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. Этнические контакты восточных славян в VI—VIII вв. составляли: в Северной Европе — финно-угры (чудь, весь, мурома и др.); в Восточной Европе — балты (предки латышей, литовцев); в Азии — иранские племена (скифы, сарматы). Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами. С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.

Расселение восточных славян

Вятичибассейн Оки
Кривичивдоль верховий Днепра и Западной Двины
Ильменские словенена берегах Ильменского озера
Радимичирека Сож
Древлянемежду Днепром и Припятью
Дреговичимежду Припятью и Березиной
Поляневдоль западного берега Днепра
Северянебассейн Десны и Днепра
Уличи и тиверцына юго-западе Восточно-Европейской равнины

Поляне и ильменские словене — крупнейшие восточнославянские племена раннего средневековья. Киевская (II—V вв.) и Пеньковская (VI — нач. VIII в.) археологические культуры — первые археологические культуры восточных славян.

Занятия славян

Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве. Двухпольные и трехпольные севообороты в земледелии стали распространенным явлением в славянских землях VII—VIII вв., заменяя собой подсечно-огневое, при котором земля очищалась из-под леса, использовалась до истощения, а потом забрасывалась. Также есть сведения о занятии славян рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчел), существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное), интенсивно развивалась торговля.

Общественный строй

Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине. Первоначально восточные славяне объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина. На смену родовым связям приходят территориальные. Кровнородственную связь сменила соседская община — вервь (мир). Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении.

Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. Период VIII — начало IX вв. в исторической науке называется военная демократия — это переходный период от первобытности к государственности. Ее признаки: участие всех членов племенного союза (мужчин) в решении общественных задач; народное собрание (вече) как высший орган власти; наличие народного ополчения. Правящий слой: старая родоплеменная аристократия (вожди, жрецы, старейшины) и разбогатевшие на эксплуатации рабов и соседей члены общины. Имело место патриархальное рабство (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи).

Верования

Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество, которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы. К главным богами славян следует отнести:

Язычество — политеизм, вера во множество богов. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Волхвы — служители языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Анимизм — вера в существование души и духов, одушевлённость всей природы.

Конспект урока по Истории России в 6 классе «Восточные славяне».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *