Что можно сказать об авторском отношении к демону

Анализ стихотворения «Демон» Михаила Лермонтова

Что можно сказать об авторском отношении к демону

«Демоническую» тему в русской литературе Лермонтов начал разрабатывать одним из первых. Тема «демонизма» занимала Лермонтова с ранних лет. Во многих произведениях поэта появлялись «демонические образы». Поэму «Демон» он писал около 12 лет. Начало работы относится к 1829 г. Наиболее близка окончательному тексту редакция 1838 г. Лермонтов жил на Кавказе и перенес туда место действия. Появилась главная героиня – княжна Тамара, за основу была взята грузинская народная легенда о злом духе. Поэт продолжал вносить поправки и закончил поэму лишь в 1841 г.

Образ демона у Лермонтова навеян его романтическими представлениями о гордом и непокорном лирическом герое. Поэт попытался представить себе внутренние сомнения и переживания злого духа, понять, почему он вступил на путь зла. Демон имеет библейское происхождение, он является падшим ангелом, который был низвергнут Богом в ад за гордость и стремление к абсолютной власти.

У поэта демон более «человечен». Он недолго испытывает наслаждение от своей власти. Внушение греховных мыслей в скором времени начинает ему надоедать, тем более люди не пытаются с ним бороться, а охотно прислушиваются к его наставлениям. Даже в аду демон испытывает острое одиночество. Он становится изгоем среди остальных служителей Сатаны. Удалившись в мрачные и неприступные скалы, демон находит временное развлечение в убийстве одиноких путников.

В таком печальном времяпрепровождении демон замечает прекрасную Тамару. Ему казалось, что уже ничто не способно пробудить в нем какие-то сильные чувства. Но облик молодой девушки поразил даже мрачного демона. Его охватывает непреодолимое желание овладеть душой красавицы. Он внушает ее жениху греховные мысли, что приводит к его гибели. Избавившись от соперника, демон начинает посещать Тамару во снах в облике неизвестного обольстителя. Княжну пугают греховные мысли, и она уходит в монастырь. Но и здесь демон не дает ей покоя. Во время последнего решительного появления он изгоняет охраняющего девушку ангела и добивается ее согласия. Тамара не отрекается от Бога, но она верит в любовь и в то, что демон сможет очиститься от зла вместе с ней. Она покоряется любви и умирает.

Демон торжествует победу. Он забывает о клятве и предстает в своем настоящем обличье. Но душа Тамары уже в руках ангела. Силой своей любви она заслужила божественное прощение. Демон вынужден отступить и признать поражение.

Отношение Лермонтова к демону меняется от сочувственного в начале до осуждающего в конце. Автор сам разрушает свое представление о возможности преображения демона под влиянием сильного чувства. Сущность д ьявола неизменна, поэтому он бессилен перед величием божественной любви.

Источник

Краткий и полный анализ поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»

Что можно сказать об авторском отношении к демону

Для того, чтобы осмыслить данное произведение, мы предлагаем краткий и полный анализ поэмы. Поэма написана красивым, эмоциональным языком. Действие поэмы происходит на Кавказе, описание природы которого усиливает красоту произведения. Образ Демона не раз появлялся в произведениях Лермонтова, что говорит о противоречивом внутреннем мире самого автора.

п.1. Тематика и проблематика

Проблема: Любовь – прекрасное чувство, но не всякая любовь приводит к счастливому финалу. Важно разобраться, кто твой избранник. Иногда за нее платишь слишком большую цену.

Демон увидел девушку, которая сможет вернуть ему чувство любви. Он когда-то постоянно испытывал его, в образе херувима. До момента встречи с Тамарой злой дух нагонял лишь ужас, а теперь сомневается, боится и плачет. Тамара чувствует сильную тягу к этому непонятному духу, который приходит к ней по ночам. Она предполагает, что ему нельзя доверять. Девушка становится монашкой, скрываясь от него в монастыре, но от себя не убежишь. Дух очаровывает ее, и Тамара доверчиво поддается его демоническому обаянию. Миг их первого слияния в поцелуе приводит к трагической развязке. Его уста оказываются переполнены смертельным ядом.

Тема: Внутренняя борьба, главных героев.

Проблема: Внутренний конфликт может разрешиться по-разному, важно сделать правильный выбор.

Внутренняя борьба и дана для того, чтобы человек выбрал правильное решение, вышел на истинный путь. Не всегда это получается сразу. Сомнения одолевают и Демона, и Тамару. Небо отвергло Демона, но пришло время, когда он уже не в силах выносить свои мучения. Презрение к людям, одиночество завели главного героя в тупик. И вдруг Демон видит для себя выход – оказывается он может чувствовать и любить. Он мечется в этой неразберихе, не зная, как поступить. Тамара тоже борется с собой. Девушка чувствует, что Демон – это исчадие ада, но ее сильно влечет к нему. Он – красив, он говорит девушке неземные, пламенные речи. Тамара хочет помочь себе. Он согласна уйти в монастырь, чтобы остаться верной Богу, сохранить непорочной свою душу.

Проблема: Одинокий человек свободен, но это лишь иллюзия свободы и тупик.

Демон изгнан, обречен на одиночество. Он измучен своей одинокой жизнью, не видит в ней никакой радости. Кажется, что, встретив Тамару, Демон готов вновь прийти к Богу.

Проблема: Бог всегда есть, он направляет человека, но об этом не стоит забывать.

Вера в Бога помогла Тамаре избежать адских мук. Она идет в монастырь, стремится перервать путы этого мучительного контакта. Ее жених сильно поплатился за пренебрежение к молитве об успешной дороге. И Демону удалось погубить его.

Для меня Бог – это самое лучшее, что есть в мире, путь истины и справедливости. Люди, созвучные с Создателем живут радостно и легко. Я думаю, что этот путь возможен для каждого. И уверена, что Демон – дух, который стремится к перерождению, к возвращению в рай. Он вернется в рай уже с новым опытом. С тем опытом, что на пути зла ничего хорошего нет.

п.2. Идея и пафос

Мы слышим пафос и в описании Тамары – это дань необыкновенной красоте девушки. Красота Тамары не только внешняя, но и внутренняя. Так же, как и она сама, прекрасна ее душа.

Добро побеждает зло – пафос присутствует в развязке поэмы. Ангел не отдает Демону душу Тамары. Ее душа уже не видит Демона, не испытывает чувств к нему – и Демон здесь бессилен.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ Ангела противоположен Демону. Посланник рая излучает любовь, прощение и веру в человека.

Образ Тамары символизирует красоту – это не просто красота женщины, а истинное великолепие всей жизни. Девушка живет в большом доме в окружении красивейшей природы. Монастырь, в котором она прячется от лукавого духа, также находится в красивом месте. Тамара прекрасна не только внешне, но и внутренне. Образ красоты здесь представлен как образ правильности жизни и ее радости. Тамара, как прекрасное божье творение, противопоставлена Демону. Но именно эта красота мутит его рассудок, вдохновляет стать на путь добра.

п.4. Литературные приёмы

В поэме мы видим психологизм – эмоции, чувства, внутреннее состояние персонажей выражено ярко, красиво и с большим мастерством.

Образ пути – важный символ, которым идет для себя каждый из персонажей поэмы. Кратко Лермонтов рассказывает о предыстории появления Демона – это падший Ангел, ранее обитавший на небесах. Восставший против Бога, он обречен на одиночество и скитания. Демон представлен «духом изгнанья», его образ печален. Складывается такое чувство, что Демон хочет любить, но обречен ненавидеть. Таков его выбор и его путь.

В поэме есть краткий эпизод, который, как бы, повторяет путь Демона. Жених Тамары в спешке не останавливается помолиться в часовне, нарушая обряд своих прадедов, и погибает. Этот эпизод символически отражает путь самого Демона, только более мягко. Жених не отвергает Бога, он лишь пренебрегает обрядом.

Душа Тамары, после сомнений и внутренней борьбы попадает в руки Ангела – это ее путь и ее выбор.

Лермонтов описывает отчий дом Тамары, как большой, но мрачный. Это описание уже заранее посвящает нас, что конец истории может быть трагическим. Но концовка не так уж тяжела, потому что Тамара попадает в рай, несмотря на старания лукавого духа.

Символически показан и уход Тамары в монастырь. Она всеми силами хочет спастись, остаться наедине с Богом, подумать, разобраться в себе.

Красивейшая природа Кавказа символически отражает великолепие Бога. Но, я думаю, что нет лучшей природы, которая подчеркнула холодную и бесстрастную сущность Демона, его величие и гордыню. Внутренний мир Демона красив, интересен и самобытен, как и надменная природа Кавказа.

п.5. Конфликт произведения

Конфликт поэмы, это конфликт каждого человека – его выбор между добром и злом. На чью сторону становиться, на сторону Ангела или Демона – это решает сам человек. Лермонтов верит, что этот конфликт разрешим в пользу истины и добра. И я полностью согласна с автором.

После мучительных сомнений Тамаре удается отдать свою душу в руки Ангела, а Демон, испытав чувство любви, уже не станет прежним. Рано или поздно он вернется к Богу – туда, откуда был изгнан когда-то, очень давно.

Источник

Анализ поэмы «Демон» (М. Лермонтов)

Автор: Guru · Опубликовано 15.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной карточкой писателя. Здесь мы видим и любимый автором Кавказ, и философские мысли автора относительно добра и зла. Не лишена поэма и темы невозможности любви, которая была так актуальна для самого Михаила Юрьевича. Мастерское изображение природы, полные психологизма и романтического пафоса диалоги, многообразие мифологических и фольклорных мотивов – всё это содержит в себе этот шедевр русской литературы.

История создания

Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции. Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Жанр и направление

В эпоху романтизма авторы нередко обращаются к крупной форме поэзии. Интерес к герою-бунтарю, готовому противостоять судьбе, рождает жанр романтической поэмы, к которому относится и «Демон».

Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение. Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма. Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.

Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).

Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.

О чём?

В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Главные герои и их характеристика

Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

Проблематика

Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.

Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

Критика

В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание. Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту.
Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.

Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.

Источник

Анализ поэмы «Демон» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 30.01.2020 · Обновлено 30.01.2020

Многомудрый Литрекон поможет Вам растолковать поэму М.Ю. Лермонтова «Демон». Вы можете использовать анализ произведения по плану для написания сочинений и проверочных работ. Кроме того, разбор поэмы – отличный способ подробнее разобраться в творчестве Лермонтова, а эти знания пригодятся Вам на решающих экзаменах в старших классах.

История создания

История написания поэмы «Демон» наталкивает на мысль, что произведение играло особую роль в жизни автора. Он начал работу над произведением в 14 лет, продолжал вносить корректировки в течение всей жизни, так и не опубликовав его самостоятельно. Несмотря на многочисленные исправления и доработки, первая строка осталась без изменения с 1829 года. («Печальный Демон, дух изгнанья»). Об этой работе автора сохранились весьма интересные факты:

Жанр, направление, размер

Жанр произведения — поэма, литературное направление — романтизм. Отверженный и одинокий герой-бунтарь, готовый идти наперекор судьбе, присущ романтическим поэмам, к которым можно отнести «Демон». Тексту присущи и другие романтические черты:

Размер «Демона» — четырехстопный ямб.

Действия, описанные в поэме, происходят в Грузии. Демон пролетает над вершинами Кавказа и замечает прекрасную Тамару, дочь Гудала. Она готовится к своей свадьбе и ждет жениха, который направляется к ней с богатым караваном верблюдов. Но по пути их настегают и убивают разбойники. Демон, который пленился красотой девушки, является и желает завладеть ею.

Испуганная Тамара просит родных отдать ее в монастырь, чтобы спастись от злых чар. Там она находит защиту, но в одну из ночей Демону удается пробраться к ней. Он соблазняет Тамару, и девушка погибает. Но ее душа все равно не остается с Демоном, Ангел спасает девушку и переносит в Рай.

Образы и символы

Образ юной и прекрасной девушки, которая верит в Бога, скромна и чиста, сталкивается с образом Демона. Он очень сложный и неоднозначный персонаж, обреченный на вечную тоску и одиночество. Главные образы в поэме «Демон» Многомудрый Литрекон расположил в таблице.

ДемонПадший Ангел блуждает и властвует над землей, но наскучившее зло не доставляет ему никакого наслаждения (Он не встречал сопротивленья – и зло наскучило ему). Все меняется, как только он замечает Тамару. Демон хочет обрести спасение через любовь к ней, он готов сеять добро. Впоследствии он раскрывается как дерзкий, настойчивый, страстный герой. Он не в состоянии совладать со своей гордыней и является ее жертвой, поэтому автор сочувствует ему, постоянно награждая его характеристикой «грустный». Злой дух — заложник судьбы, и бунт против нее для него оканчивается поражением. Образ Демона наделен типичными романтическими чертами: он одинок, горд и отрешен от мира.
ТамараТамара скромна и благочестива, хотя именно она является самой прекрасной девушкой на земле. Она честна и до конца сопротивляется злой силе. Спасение героиня находит в монастыре, то есть она готова отречься от всего, чтобы сохранить чистоту своей души. В борьбе за нее она пала, но раскаялась, и за ее старания ангел не позволил пропасть ее душе в объятиях сатаны.

Тематика поэмы «Демон» выходит за рамки типичной русской литературы, и Многомудрый Литрекон посвятит ей больше времени, если читатель напишет в комментариях, чего не хватает. Автор затрагивает такие темы, как любовь, вера, одиночество, борьба добра и зла.

Проблемы

Проблематика произведения «Демон» может быть описана объемнее, если читатели напишут Многомудрому Литрекону то, то нужно добавить в список.

Основная идея

Главная мысль же заключается в том, что каждый из героев стоит перед нравственным выбором. Демон опять выбирает бунт вместо смирения, как и тогда, когда он пошел против Бога — своего создателя. Как и тогда, его мятеж не увенчался победой: он был напрасен, как и любое сопротивление судьбе. Но такова природа Демона: он не может смириться и избавиться от гордыни, поэтому он, вопреки запретам, идет за Тамарой в монастырь, бросает вызов Ангелу. Он хотел исцелиться любовью, но не заметил, как опять совершил одну и ту же ошибку, как опять стал заложником высокомерия. Его любовь оказалась такой же химерой, как и свобода от Бога. Ничто не может изменить его, потому что попытка измениться, противоречащая воле Творца и его законам, — это и есть его истинная сущность, против которой он выступает. А вот Тамаре удается противостоять искусителю с помощью веры, потому что она смиряется и уповает на волю Господа. Поэтому в конце произведения ее душа обретает смирение в Раю.

Средства выразительности

Для создания образов М. Ю. Лермонтов использует разнообразные тропы в поэме «Демон», это помогает проследить отношение автора и чувства героев.

В поэме «Демон» еще очень много средств художественной выразительности, которые Многомудрый Литрекон добавит в текст, если в этом есть надобность, о которой стоит сообщить ему в комментариях.

Источник

Сочинение на тему в чем внутренний конфликт демона лермонтова

История создания

Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции. Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Сочинения

К образам нечистой силы прибегали многие писатели. Нечистая сила тревожила сердца многих людей и была многоликой, ведь не зря же у нее множество имен. По этим причинам люди должны быть осторожны и никогда не поддаваться искушениям. Тему нечистой силы затронул и Лермонтов в своей работе Демон, которую создавал чуть ли не всю свою жизнь.

Краткий анализ поэмы Лермонтова Демон

Над своей работой Демон, краткий анализ которой мы представляем вашему вниманию, Лермонтов начал работать еще в четырнадцатилетнем возрасте. После ее появления в первоначальном виде, автор неоднократно ее переделывал. По этим причинам было восемь редакций Демона. Они отличались между собой и неудивительно, ведь в раннем возрасте было одно видение, в которое вмещались множественные философские рассуждения, в то время как в более зрелом возрасте там нет параллелей между лирическим героем Демоном и автором работы.

Создавая стихотворение Демон, автор опирается на известную легенду из Библии, где Бог низвергает с неба падшего ангела. В работе писатель использует грузинский фольклор и прибегает к деталям местного быта.

Что можно сказать об авторском отношении к демону

Раскрывая сюжетную линию в нашем анализе поэмы Лермонтова по плану, мы видим многие затронутые тематики, где особое место отводится теме любви. Это чувство, которое может погубить, а может подарить надежду. Так ревность и спешка жениха Тамары его губит, а вот Демону любовь дарит надежду на спасение. В поэме Лермонтова видна борьба, где Демон противостоит не только миру, но ведет борьбу с самим собой. Кроме того, Лермонтов раскрывает тему веры и одиночества.

Сюжет и проблематика

Согласно сюжету, Бог изгнал с небес Демона, которому пришлось скитаться в горах. Демон был одинок, его не радовали темные дела, но пролетая над Грузией, он заметил Тамару. Это прекрасная девушка, которая готовилась к сватанью. Она ждала своего жениха с нетерпением, играла на бубне и танцевала. Она пленила Демона, который задумал уничтожить соперника, направив разбойников на жениха, что спешил к своей невесте. Демон добился его смерти и вместо предстоящей свадьбы над героиней нависло траурное событие.

Теперь Демон стал являться к девушке во сне, его голос она слышала повсюду, и не выдержав, упрашивает отца отдать ее в монастырь. Хоть и в монастыре не было покоя Тамаре от Демона, она оказалась под защитой Ангелов. Однажды Демону удается соблазнить героиню, хоть он и понимал, что плотская связь завершится смертью его избранницы. Так и произошло. Демон соблазнил Тамару, после чего она умирает. Однако душа ее была спасена, ведь Ангел забрал ее в рай. Главный же персонаж обречен теперь на одиночество и скитания.

Как мы видим, Лермонтов в своем произведении актуализировал такую проблематику, как порок и любовь. Герои должны сделать свой нравственный выбор, где Демон отказался от смирения, выбрав страсть за что получает еще больше страданий. Жених Тамары пренебрегает молитвой, за что тут же и поплатился. А вот Тамара устояла, и не поддавшись соблазнам, попадает в рай.

Главные герои

В кратком анализе стихотворения Демон мы можем выделить двух главных героев. Это падший ангел Демон, который был наказан вечной жизнью в тоске и одиночестве. Он полюбил Тамару, однако его чувство привело лишь к трагедии. Тамара тоже является главной героиней поэмы. Она скромна, верит в бога и целомудрие, и является символом красоты в поэме.

Основной смысл поэмы

Если говорить о смысле и идее поэмы Лермонтова, то автор, показывая нам Ангела и Демона, пытается показать двойственность человеческой натуры, где постоянно идет борьба между добрым и злым началом. Так Демон внутри человека сеет сомнения, лукавство, следуя за которыми можно получить наказание. Ангел же призван наставить нас на путь истинный.

Анализ поэмы «Демон» Лермонтов

А какую оценку поставите вы?

Жанр и направление

В эпоху романтизма авторы нередко обращаются к крупной форме поэзии. Интерес к герою-бунтарю, готовому противостоять судьбе, рождает жанр романтической поэмы, к которому относится и «Демон».

Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение. Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма. Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.

Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).

Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.

Образ Демона в искусстве

Образы потустороннего мира издавна волновали сердца деятелей искусств. Множество имен у Демон, Дьявол, Люцифер, Сатана. Каждый человек должен помнить, что зло многолико, поэтому всегда нужно быть предельно осторожным. Ведь коварные искусители постоянно провоцируют людей на совершение греховных дел, чтобы их души попадали в ад. А вот силы добра, которые защищают и оберегают человека от лукавого, — это Бог и Ангелы.

Что можно сказать об авторском отношении к демону

Образ Демона в литературе начала 19 века — это не только злодеи, но и «тираноборцы», выступающие против Бога. Такие персонажи встречались в творчестве многих писателей и поэтов той эпохи.

Если говорить о данном образе в музыке, то в 1871-1872 гг. А.Г.Рубинштейн написал оперу «Демон».

М.А.Врубель создал превосходные полотна, изображающие исчадье ада. Это картины «Демон летящий», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

О чём?

В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Смерть Тамары

В монастыре Тамару постоянно преследуют мысли о Демоне. Она понимает, что ее нестерпимо тянет к этому мужчине. Она молится святым, преклоняется перед Демоном и не знает, что делать. Физическая близость с Демоном для Тамары равна смерти.

Демон понимает это и решает отменить свой коварный план. Но Демон не может совладать со своими чувствами и ночью он врывается в келью Тамары.

Даже на смертном одре Тамара улыбается. Смертельно несчастный Гудал похоронил единственную дочь в церкви на вершине холма. Ангел унес ее душу на небеса. Демон кричал ему наперерез: «Оставь ее, она моя!». В ответ же ангел отвечал: «Исчезни, Демон. Долго ты торжествовал.

Бог знает правду – Тамара любила и страдала, ее душа окажется в раю». Забыв свои безумные надежны, Демон навсегда остался одинок.

На вершине холма у могилы Тамары свистит ветер, видны развалины церкви и ходят легенды о любви Демона к смертной красавице. Вокруг могилы копошатся ящерицы и змеи, и лишь высокие горы охраняют безмятежный вечный сон Тамары.

Главные герои и их характеристика

Смысл финала поэмы Демон

В концовке поэмы каждый герой логично получает то, что и заслужил. Тамара, изначально чистая душою и открытая Богу, отправляется в рай. Ей помогает в этом ее Ангел-Хранитель, ибо она сама как ангел. К тому же она старается всячески оградиться от Демона и его искусительных речей.

Сам Демон тоже, как уже было сказано ранее, получает по заслугам. Он не сумел совладать с гордыней и другими своими пороками, а потому практически сам обрек себя на вечное одиночество и страдание. Он был дерзок, груб с девушкой, не внимал речам и мольбам ни Тамары, ни ее Ангела-Хранителя. И поплатился за это навсегда утраченной надеждой на возвращение в светлый мир.

Чистые помыслы о счастье и любви никогда не могут быть совместимы с грешными путями их осуществления. И это один из тех уроков, которые дает нам Михаил Юрьевич Лермонтов.

Смотрите также:

Сочинение на тему в чем внутренний конфликт демона лермонтова

Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

Проблематика

Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.

Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *