Что можно сказать о шахматисте
Что нужно знать о шахматистах
Постоянными героями нашей рубрики «Спорт» становятся красивые, атлетически сложенные и сильные спортсмены. О таких, конечно же, мечтает добрая половина женщин, но все же некоторые склонны считать, что главным украшением мужчины являются не играющие на солнце мускулы, а ум. Умный мужчина, не обладающий внушительной мускулатурой, может сразить женщину своим красноречием и изысканными манерами.
На сегодняшний день самыми умными спортсменами считаются шахматисты, ведь еще с советских времен каждый знает, что шахматы – это тоже спорт. И сегодня мы решили познакомить тебя поближе с этими интеллектуалами.
Вскоре состоится первый крупнейший международный онлайн-турнир по шахматам, в котором сразятся умнейшие из умнейших – гроссмейстеры мирового уровня. В соревнованиях примут участие: шахматист номер один в Америке Фабиано Каруана (23), чемпион мира по блицу Левон Аронян (33), действующий чемпион мира по блицу Александр Грищук (32), лучший шахматист Франции Максим Вашье-Лаграв (25), шахматист Хикару Накамура (28), известный как лучший скоростной игрок за всю историю, и Пентала Харикришна (29) – восходящая звезда шахматного спорта.
Но венцом битвы станет участие в ней знаменитого норвежского шахматиста, действующего чемпиона мира Магнуса Карлсена (25). Этот парень не только молод и хорош собой, он также является одним из величайших умов человечества! Он стал первым в истории абсолютным чемпионом мира во всех трех категориях шахмат.
Существует предубеждение, что умные мужчины не отличаются хорошей физической формой, но это далеко не всегда так. Вспомнить хотя бы знаменитого Гарри Каспарова (52), чье имя стало символом человека с высоким IQ. Ведь он вовсе не скрюченный очкарик, а стройный интересный мужчина с яркой внешностью.
Знаешь ли ты, как выглядит швейцарский знаменитый шахматист Янник Пеллетье (39)? В 2000 году он получил звание международного гроссмейстера – высший шахматный титул. Похоже, приятная внешность никак не помешала ему стать еще и невероятно умным.
Еще один не менее симпатичный гроссмейстер с мировым именем – россиянин Александр Морозевич (38). Двукратный чемпион России, трёхкратный победитель Всемирной шахматной Олимпиады и двукратный победитель командного чемпионата Европы. Все еще думаешь, что красота и ум не могут идти нога в ногу?
Канадка Александра Ботез (21) своим примером доказывает, что женская красота отнюдь не говорит о низком уровне умственных способностей. Александра не раз становилась чемпионкой Канады по шахматам и активно участвует в международных соревнованиях.
А вспомни настоящую звезду – американского шахматиста Бобби Фишера (1943–2008). Его называли сильнейшим шахматистом XX века. Многократный чемпион мира и просто легендарный человек был мечтой всех девушек того времени!
Леньер Домингес Перес
Кубинский шахматист, чемпион мира по блицу Леньер Домингес Перес (32) вполне мог бы стать кинозвездой, но в отличие от других смазливых парней он избрал более достойный путь.
Специально для тебя мы подготовим эксклюзивные интервью с участниками турниров и будем держать тебя в курсе всех новостей шахматного спорта, так что оставайся с нами, и, возможно, ты откроешь для себя этот вид спорта заново.
Шахматы и мозг: игра делает нас умнее?
Феноменальная память, внимательность и высочайший IQ — типичные характеристики гроссмейстера. А что насчет обычных любителей?
После выхода сериала «Ход королевы» количество поисковых запросов «шахматы» увеличилось в два раза, а в США продажи шахматных досок выросли на 125%. Но и до этого проекта те были одной из самых популярных игр в мире. По ним проводятся соревнования и олимпиады международного уровня. Европейский парламент положительно оценивает влияние игры на математические и числовые навыки, и все больше исследователей пытаются понять, как та влияет на когнитивные способности.
Все это происходит в том числе потому, что в массовом сознании профессиональный шахматист традиционно представляется гением. Считается, что умение заранее просчитывать ходы соперника непременно предполагает феноменальную память и внимательность, выдающиеся математические способности и высочайший IQ. Но правда ли, что шахматы особым образом действуют на мозг и улучшают наши когнитивные способности намного эффективнее, чем физические нагрузки, музыка или живопись?
Почему сложно играть в шахматы
Тем, кто никогда не играл в шахматы профессионально, трудно представить, как огромен простор для решений в этой игре. На первый взгляд кажется, что правила просты: каждая фигура ходит по одной схеме и выполняет свою задачу, пространство ограничено шахматной доской. Представить всю сложность и многообразие игры можно по «числу Шеннона»: в 1950 году американский математик Клод Шеннон оценил, сколько вообще существует уникальных шахматных комбинаций. Вышло 10¹²⁰. Но если брать только разумные стратегии, то вариантов меньше: всего 10⁴⁰, поясняет математик Джеймс Грайм, уже наш современник.
Согласно «числу Шеннона», когда шахматист делает ход, он выбирает не менее чем из 30 возможных вариантов — и так раз за разом. Причем ему приходится не только думать о своей стратегии, но и предвидеть ходы противника, который тоже каждый раз выбирает из 30 вариантов. А если игра идет не так, как задумывалось, и стратегия меняется, проводить все эти мыслительные операции приходится заново.
На протяжении всей партии игрок учитывает ценность фигур. Номинальная ценность пешки примерно равна одному, ладьи — пяти, король бесценен. Но все это верно только для пустой доски. По мере перемещения фигур меняется количество полей, которые контролирует фигура, а значит, и ее ценность. Бывает, что и пешка может поставить мат. Так что игра в шахматы не сводится к знанию того, как ходят фигуры и какая из них сильнее или слабее. Это и правда нетривиальное интеллектуальное занятие.
Как мыслит гроссмейстер
Чтобы держать в голове множество вариантов партии, анализировать ситуацию на доске и корректировать стратегию, профессиональному шахматисту нужно мыслить особым образом. На доске он видит не пешки и ладьи, а совокупность закономерностей: цепи защиты и слабые места противника. К такому выводу пришли ученый Герберт Саймон, лауреат Нобелевской премии по экономике 1978 года, и когнитивист, международный мастер по шахматам Фернан Гобе.
Саймон и Гобе проанализировали игры Гарри Каспарова. В одной из таких игр Каспаров одновременно вел 15 шахматных партий с мастерами и гроссмейстерами. Он анализировал ход противника, делал свой, переходил к следующей доске — и так по цепочке, пока всех не победил. На размышления Каспаров тратил всего около 20 секунд. Выиграть удалось потому, что он особым образом использовал память. Он заранее изучил сотни партий каждого противника, запомнил сильные и слабые стороны и во время игры сознательно направлял ее так, чтобы увеличилась вероятность ошибки оппонента. Времени думать не было, но Каспаров быстро идентифицировал знаки, которые сигнализировали о слабости противника.
Саймон и Гобе охарактеризовали такое мышление как «доступ к памяти через распознавание ключей» — то есть Каспаров использовал шаблоны, основанные на опыте. Исследователь из Техасского университета в Сан-Антонио Мэттью Берлан же сравнивает мышление шахматиста с работой компьютера и называет его вычислительным. Некий набор несложных правил, точки принятия решения и обширные данные — его основа. Получается, что успешный шахматист прежде всего должен уметь оперировать обширными данными и быстро реагировать. И правда похоже на компьютер.
Если сравнить когнитивные способности профессионального шахматиста и новичка или человека вовсе без опыта в игре, найдутся некоторые отличия. У первых — быстрее обработка информации и меньшее время реакции, более развиты умение решать новые задачи и способность адаптироваться к новым ситуациям, а кроме того — лучше краткосрочная память. Что неожиданно, у них также больше словарный запас и лучшее понимание прочитанного. Правда, как шахматы связаны с вербальными навыками, пока неочевидно.
Что (не) тренируют шахматы
Итак, между некоторыми когнитивными способностями и навыками игры в шахматы существует некая взаимосвязь, а в игре гроссмейстеры мыслят лучше — и немного иначе. Но влияет ли это на когнитивную деятельность за пределами шахматной доски? Вообще, ученые давно озадачены вопросом, способен ли тот или иной навык влиять на интеллект, и речь не только про шахматы. Можно ли улучшить кратковременную память, играя на виолончели, а занимаясь баскетболом — способность концентрироваться? Причем не только в этих занятиях, а так, чтобы эффект был заметен и в совсем других.
Достаточно много небольших исследований (они обычно проводятся на школьниках) подтверждают, что шахматы такой способностью обладают: повышают IQ, беглость речи и академическую успеваемость, особенно по математике. Но когда такие исследования собрали в крупном обзоре, выяснилось: эффект скромный. Настолько, что авторы предположили, что шахматы не более эффективны для когнитивных способностей, чем другие образовательные занятия. И что в исследованиях об их пользе замешан эффект плацебо: например, результаты могла исказить личная заинтересованность тренера или возбуждение увлеченного новой игрой ребенка. А если вчитаться в исследования о работе мозга гроссмейстеров, окажется, что та отлична именно во время игры. В одном из них профессиональным шахматистам и новичкам показали несложные шахматные партии, параллельно отслеживая скорость реакции по движению глаз и активность мозга с помощью фМРТ. Гроссмейстерский мозг лучше и быстрее распознал фигуры на доске. Но стоило вместо шахматных позиций показать геометрические фигуры, как отличия исчезли.
Возможно, вовсе не шахматы развивают ум, а успешные шахматисты изначально умнее? В нашем фокусе — гроссмейстеры, элита с выдающимися способностями. Шахматисты с более скромными данными — невидимки. Успех первых заставляет думать: шахматы особенно полезны для мозга, но наука пока не может убедительно доказать их уникальный потенциал.
Что вовсе не плохо: если шахматы не нравятся, выбирайте любую игру, и та будет немного, но полезна для мозга. Небольшие исследования (примерно с тем же качеством доказательств, что и о пользе шахмат) показывают, что любые стратегические игры тренируют вычислительное мышление и память, а жесткие шутеры от первого лица — визуальное внимание и пространственное мышление. Зацикливаться на играх не обязательно. Универсальный рецепт для тренировки мозга — заниматься спортом или начать делать что-то новое: собирать пазлы, вышивать крестиком, печь кексы — все, что по душе.
Классный час «Шахматный мир» (5-9 класс)
Выбранный для просмотра документ ахматный мир.docx
Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Беркутская средняя общеобразовательная школа»
«Яровская средняя общеобразовательная школа им. Р.И.Алимбаева»
627038, Тюменская область, Ялуторовский район, д. Яр ул. Школьная 5, телефон 42-174,
Составила: классный руководитель 5 класса
Сагидуллина Елена Александровна
Классный час «Шахматный мир»
Развитие шахматного образования и воспитание у них интереса и любви к этой игре.
· образовательна я – расширять кругозор, пополнять знания, активизировать мыслительную деятельность школьника, учить ориентироваться на плоскости.
· воспитательная – вырабатывать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер; работать над формированием патриотических чувств, посредством знакомства с чемпионами села и школы .
развивающая — развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; способствовать активизации мыслительной деятельности школьника;
· физическая – чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровым, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Методы и приёмы : словесный, наглядный, практический, демонстрационный.
Форма проведения : классный час
Оборудование и материалы : мультимедийная доска (слайды, фотографии), фотостенд «Шахматисты нашей школы», выставка литературы, шахматы.
Вопрос. Название какой игры в переводе с персидского означает «Властитель умер»?
А ряды фигур точеных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Интересная игра (Шахматы)
Слайд №1 Тема мероприятия
— Я хочу наше мероприятие начать с этой цитаты
«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…»
Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы человек во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.
Польза игры в шахматы значительна и многогранна, это отмечали многие выдающиеся деятели на протяжении многих веков. В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты.
В процессе занятия шахматами идет активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. В работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек, не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций.
Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию.
Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.
Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе.
При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Шахматы появились в Индии приблизительно в 570 году нашей эры. Через арабов игра попала в Европу, но еще раньше, через Среднюю Азию, — в Киевскую Русь. Известны былины, в которых Добрыня Никитич сражается в шахматы с царем Калином, а Садко — с морским царем. Наверное, не случайно, из тринадцати официальных чемпионов мира восемь — наши с вами соотечественники. А первым чемпионом мира стал в 1866 году уроженец Праги, живший в то время в Лондоне.
Слайд №3,4,5
Чемпионы мира по шахматам (произносят участники мероприятия)
Александр Александрович Алехин — ЧМ с 1927 по 1935 г.г. и с 1937 по 1946 г.г.
Михаил Моисеевич Ботвинник — ЧМ с 1948 по 1957 г.г., с 1958 по 1960 г.г. и с 1961 по 1963 г.г.
Василий Васильевич Смыслов — ЧМ с 1957 по 1958 г.г.
Михаил Нехемьевич Таль — ЧМ с 1960 по 1961 г.г.
Борис Васильевич Спасский — ЧМ с 1969 по 1972 г.г.
Анатолий Евгеньевич Карпов — ЧМ с 1975 по 1985 г.г
Гарри Кимович Каспаров — ЧМ с 1985 по 1993 г.г.
В нашей школе в шахматы играют с 1970 года. За 46 лет научились играть более 100 детей.
В 70-е годы была собрана команда лучших игроков нашей школы, которая побеждала на районных и областных соревнованиях. Слайд №6
Встреча с тренером по шахматам Яровской СОШ с Алимбаевым Рамилем Рахимгараевичем.
— Знакомьтесь, ребята, тренер по шахматам, его ученики чемпионы города, сам победитель городского турнира по шахматам среди ветеранов, победитель в первенстве по шахматам I личное место в городе Ялуторовск.
За много лет в нашем селе участвовали и занимали места по шахматам многие.
Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли чаттураджа. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.
Загадки о шахматных фигурах
1. Фигура эта так упряма,
Что из угла идёт лишь прямо.
Ходить умеет по вертикали
И ещё по горизонтали. Ферзь
3. Этот воин очень смелый,
Чуть ладью вчера не съел он.
По диагонали строго ходит,
Порядок на доске наводит. Слон
4. В начале боя встали в ряд
Все восемь маленьких солдат.
Когда свой первый ход свершают,
То через клеточку шагают,
Потом по клеточке одной
Едят врагов лишь по косой.
Они назад не отступают,
И в бой их первыми бросают. Пешка
5. Его травой кормить не надо.
Он любит буквой «Г» ходить.
Пусть пешки встали плотным рядом,
Вперёд он сможет проскочить. Конь
6. Стою на самом краю
Путь откроют – пойду.
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу. Ладья
1. Как называется игровое шахматное поле? доска
2. Какое количество клеток на шахматной доске? 64
3. Какая шахматная фигура ходит по диагонали? слон
4. Какие фигуры учавствуют в рокировке? король и ладья
5. Назовите книгу, в которой главная героиня путешествует по шахматной доске и становится королевой. «Алиса в Зазеркалье»
6. Не только шахматная фигура, но город России на реке Тобол. (Тура.)
а) 22 июня; б) 20 июля;
в) 10 ноября; г) 12 декабря.
а) Ходит сидя ; б) Бежит лёжа;
в) Ползает стоя; г) Плывёт летая.
в) Пешков ; г) Королёв.
а) Отобрал корону ; б) Свергнул с трона;
в) Вырвал мантию; г) Выхватил скипетр.
— Ребята, чему посвящен 2016 год? (Год российской кинематографии)
Предлагаю угадать фильм по кадру, в котором герои играют в шахматы. (Приложение1)
— Стремительное развитие электроники и компьютеров, интернета отразилось на шахматах. С помощью компьютеров стало легче готовиться к турнирам, компьютеры представляют реальную угрозу даже чемпионам мира.
— А теперь выполним шахматные задачи: «Мат в один ход», «Мат в два хода » (Приложение 2,3 ) (Решение задач онлайн)
– Ну, а в конце, самых внимательных юных шахматистов ждёт шахматный турнир. Он и определит, кто же из вас является чемпионом класса. Желаем вам удачи в турнире.
Подведение итогов, награждение победителей.
— До свидания! Всего доброго!
Список использованной литературы
Алимбаев Р.И. Записки о становлении и развитии народного образования в деревне Яр. Ялуторовск-2000, 226с.
10 главных преимуществ шахмат
В шахматы играют каждый день во всем мире. Они сближают людей разных культур и профессий. Давайте обсудим 10 преимуществ игры в шахматы и их изучения! Итак, шахматы:
1. Шахматы могут сближать людей.
Шахматы сближают все возрасты!
2. Шахматы учат выигрывать и проигрывать.
Если вы проигрываете шахматную партию, возвращайтесь к ней и учитесь на своих ошибках.
3. Шахматы помогают детям понять последствия своих поступков.
В последнее десятилетие шахматы в школе переживают бум во всем мире. Не так важно, что дети станут сильными шахматистами или заработают высокий рейтинг, как то, что шахматы учат детей с раннего возраста, что у их выбора могут быть хорошие и плохие последствия. Обдумывая ходы и пытаясь найти сильнейший, вы совершенствуетесь, а играя слишком быстро и принимая поспешные решения, вы можете столкнуться с неприятностями.
Шахматы могут помочь детям развить важные черты характера.
4. Шахматы помогают вам сосредоточиться.
Как сказал Бобби Фишер: «Шахматы требуют полной концентрации». Шахматист может сделать 30 ходов на уровне гроссмейстера, а потом отвлечься на 31-м и допустить элементарный зевок, который проигрывает партию! Умение сосредотачиваться полезно в жизни, когда вы сталкиваетесь со школьными заданиями, ежедневными обязанностями и необходимостью соблюдать сроки.
Шахматы могут помочь вам стать более дисциплинированным и сосредоточенным.
Программа шахмат в школе дает ученикам замечательные социальные, эмоциональные и образовательные возможности.
6. Шахматы помогают развивать творческое начало.
Говорят, что личность человека проявляется в его шахматной игре. Скромный и пассивный человек может играть сдержаннее, а общительный и предприимчивый может атаковать смелее. Замечательное свойство шахмат состоит в том, что они дают возможность каждому выражать себя, свою личность и особенности. Ваше творческое начало найдет выход в ходах, планах и комбинациях за доской так, как этого хочется вам.
7. Шахматы вырабатывают уверенность.
Работа над шахматным совершенствованием помогает вам развить уверенность в себе.
8. Шахматы учат решать проблемы.
В каждой шахматной партии вы сталкиваетесь с вызовами и проблемами, которые надо решить, чтобы добиться победы. Шахматы могут помочь вам планировать наперед, не торопиться с решениями и взвешивать их плюсы и минусы. Такие же решения мы принимаем и в повседневной жизни. Как и в шахматах, мы пытаемся сделать лучший выбор, чтобы улучшить качество своей жизни.
Каждая шахматная партия ставит перед вами проблемы, которые вы должны решить.
9. Шахматы тренируют оба полушария мозга.
Шахматы могут поддерживать активность вашего мозга на протяжении всей жизни.
10. Шахматы помогают вам сохранять спокойствие под давлением.
Вам известны другие полезные свойства шахмат? Они могут другим способом обогатить жизнь человека? Расскажите об этом в комментариях!