Что можно сказать о русских народных сказках
Русская народная сказка
Ирина Матвеева
Русская народная сказка
Русская народная сказка
1. Русская народная сказка, ее особенности.
Сказка возникла в доисторические времена и играла важную роль в развитии творчества народа, на всех его этапах. Она отражала взгляды народа на данном этапе исторического пути, будь то мирные времена или какие-то военные действия. Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Через сказку ребенок знакомится с окружающим миром, получает представление о добре и зле. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.
Передаваясь из уст в уста, сказки менялись, как и действительность, которую они отражали. Порой сказки разных народов очень схожи, так как несут эстетические взгляды трудовых слоев населения, их мечты, боль и ненависть к эксплуатации в любых ее проявлениях. Сказки разных народов имеют и ярко выраженные национальные черты.
Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Их национальный характер выражается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской.
Композиция сказки:
Зачин. («Жили-были, В некотором царстве, в некотором государстве»,
Основная часть. (Интересное, непредсказуемое развитие сюжета,
Концовка. (Кульминация, с непременно торжествующим добром)
Самыми распространенными в русском исполнении являются сказки о змееборце, о трех царствах, о волшебном кольце, о чудесном избавлении от несчастий. В сказкечасто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата, 33 года и т. д. В конце сказки, как правило, употребляют присказки: «и я там был, стали они жить-поживать и добра наживать».
Особенности русских народных сказок:
В русских сказкахчасто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец,а также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли, палаты белокаменные.Встречаются также тавтологии: диво дивное, чудо чудное;сросшиеся синонимы: путь-дороженька, горе-несчастье.
Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова,что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…Характерны для русских сказоккраткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;— и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.
Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно –ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко. … Все это делает пересказ плавным, напевным, эмоциональным.Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка (Вот чудо-то, Пойду-ка я направо, Что за чудо).
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Форма сказки идеальна. Сказка дает схему человеческих отношений. В ней чувствуется стремление народа восстановить справедливость.
Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиций, в форме которых сказка дошла до него. Эти традиции создавались многими поколениями сказочников.
Русским народным сказкамприсущи определенные образы героев: образ дурака, доброго, веселого, удачливого победителя всех жизненных невзгод; образ ловкого, смелого солдата, победителя самой смерти; образ чудесной работницы; образы коварного и мстительного царя, страшного чудовища, которое надо победить; образы чудесных помощников, будь ли это волк, верный конь, благодарный за привет старичок.
Сказочная фантастика выражает стремление устремления народа, его мечты, желания, надежды. В этой фантастике воплощалось все, что волновало сердце и ум народа. Глубокая народность- естественная особенность такого вымысла. Сказочный вымысел служит раскрытию жизненной правды. В этом состоит специфика сказки.
Условно сказки подразделяются на волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные).
Кумулятивные сказки.
Это сказки с цепной композицией. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Звенья цепочки все одинаковые («Репка», «Теремок», «Колобок»). Повторяющиеся одинаковые эпизоды дополняются новыми элементами. Эта группа сказок создавалась специально для детей. Сказки сокращались, упрощались.
герои собираются в одном месте,
герой изгоняется из избы,
покушение на жизнь героя.
Совсем иной эффект достигался докучными сказками. Докучными (т. е. рассчитанными на то, чтоб больше не докучали, не приставали) они названы с известной долей юмора. Например, ребятишки долго упрашивают пестунью рассказать им сказку, и та наконец соглашается. Они устраиваются поудобнее, приготовившись внимательно слушать длинную и увлекательную сказку. А вместо этого сказкаукладывается в двух-трех строчках:
Вот и сказка вся!
Хочешь сказку про лису!
Ходили журавль да овца:
Сметали они стожок сенца –
Не сказать ли с конца?
1. Аникин В. П «Русская народная сказка: пособие для учителей» Москва 1977г.
2. «Русские народные сказки» под редакцией Аникина В. П. Москва 1985г
3. Аникин В. П. «К мудрости ступенька» Детская литература 1982г
4. В. С. Бахтин «От былины до считалки» Детская литература 1982г
5. «Детская литература» под редакцией Е. Е. Зубаревой Москва 1989г
6. А. А. Горелов «Народные русские сказки А. Н. Афанасьева» Лениздат 1983г
1. Волшебная сказка как жанр. http://www.nelidovo.edu.ru/filialtgu/Babushkina/skazka/w-a.htm
2. История и культура. http://rusprogram.ru/
4. Устное народное творчество Вологодского края. http://www.booksite.ru/fulltext/ust/noy/ena/rod/noe/index.htm
Русская народная сказка в развитии эмоциональности детей раннего возраста Дети очень любят,когда им читают книги. Но самые любимые книжки для всех детей-сказки. Сказки оказывают значимое воздействие на эмоциональное.
Конспект театрализованной деятельности. Русская народная сказка «Маша и медведь» Предлагаю вашему вниманию конспект театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). Этот конспект направлен.
Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Русская народная сказка «Репка» Русская народная сказка Репка. Пересказ с помощью мнемотаблицы. Цель: развивать внимание, формировать у детей желание рассказывать вместе.
Русская народная сказка «Маша и медведь» в стихах Маша и медведь. Что так ровно дышите? Неужель не слышите? Стоит сказка у ворот Вашего вниманья ждет! У дедушки да бабушки внученька.
Русская народная сказка «Репка». Фотоотчёт с интегрированного занятия Видео Доброе время суток, уважаемые коллеги! Не так давно прошли осенние утренники. В средней группе «Колобок» я осуществила постановку русской.
Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми «Русская народная сказка «Сивка-бурка» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: Русская народная сказка «Сивка-бурка» Возрастная группа: старшая.
Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух» Целевые установки урока: 1. формирование понятия об отличительных особенностях сказки; 2. развитие у школьников посредством художественных.
Консультация «Русская народная сказка»
Сказка возникла в доисторические времена и играла важную роль в развитии творчества народа, на всех его этапах. Она отражала взгляды народа на данном этапе исторического пути, будь то мирные времена или какие-то военные действия. Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Через сказку ребенок знакомится с окружающим миром, получает представление о добре и зле. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.
А действительно, почему?
Как появились русские народные сказки?
Особенности русских народных сказок
В русских сказкахчасто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец,а также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли, палаты белокаменные.Встречаются также тавтологии: диво дивное, чудо чудное;сросшиеся синонимы: путь-дороженька, горе-несчастье.
С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал а сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Сказка – мечта в буквальном смысле слова.
В литературе существует большое разнообразие народных произведений,позже ученые объединили их в группы за общими признаками и дали этим группам названия: мифы, легенды, предания, сказки. Все эти группы имеют и разное происхождения.
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Форма сказки идеальна. Сказка дает схему человеческих отношений. В ней чувствуется стремление народа восстановить справедливость.
Русские народные сказки – это словесно изображенные мечты людей. Кто мечтает в первую очередь? Конечно, человек, обделенный судьбой, человек, которому чего-то не хватает, а ему так этого хочется. Бедный мечтает о богатстве, дурак желает стать умный, слабый хочет быть героем, а несчастная, с детства обделенная любовью падчерица мечтает о любви и счастье. И в сказках все это сбывается!
Сказка в жизни ребёнка
Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством нравственного воспитания детей.
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка» (старший дошкольный возраст) Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» ХОД НОД: В: «.
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.
Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Русская народная сказка «Колобок». Цель: Приобщение к русскому народному творчеству.
Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка». Планируемые.
Фотоотчет о победе в конкурсе «Русская народная сказка «По щучьему велению» Уважаемые коллеги! В этом году мы с моей напарницей, приняли участие в Городском конкурсе «Мастерская сказки» в номинации «Сказка своими.
Русская народная сказка «Репка». Фотоотчёт с интегрированного занятия Видео Доброе время суток, уважаемые коллеги! Не так давно прошли осенние утренники. В средней группе «Колобок» я осуществила постановку русской.
Русская народная сказка «Теремок» (фотоотчет) 24 октября 2017 года в нашей средней группе №1 Федерального Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения №53 г. Улан-Удэ.
Спектакль. Русская народная сказка «Курочка Ряба» (первая младшая группа) Спектакль. Русская народная сказка «Курочка Ряба» Цель: Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать к активному участию.
Русские народные сказки: всё ли так просто?
«Что ты мне сказки рассказываешь?» – часто можно слышать в ответ на откровенную ложь. В массовом сознании понятие «сказка» стало едва ли не синонимом слова «ложь». Разве что в сознании ребёнка словосочетание «рассказывать сказки» является чем-то приятным и интересным, а вот в сознании у большинства взрослых это означает «бессовестно врать».
Если понаблюдать за окружающим миром, то можно понять, что в нём ничего не происходит «просто так» или «само по себе». Даже листья с деревьев падают лишь потому, что это кому-то нужно. В данном случае самому дереву, чтобы подготовиться к зимней «спячке». Тоже самое касается и всех процессов в нашем обществе. И если что-либо активно высмеивается, либо же просто формируется некое пренебрежительное или снисходительное отношение к тому или иному явлению, значит кому-то нужно, чтобы это явление не воспринималось всерьёз.
Взять, к примеру, вегетарианство. Лишь в последние лет десять это уже стало полноценным типом питания, с которым вынуждена считаться даже медицина, более того, Всемирная Организация Здравоохранения подтверждает, что мясо-таки вредно. Правда, пока что с различными оговорками, реверансами – не готово пока что общество к таким радикальным переменам в концепции правильного питания.
Если же оценить отношение к вегетарианству ещё 15-20 лет назад, то можно видеть, что этот тип питания активно высмеивался. Дело в том, что юмор – это отличный инструмент для того, чтобы обесценить ту или иную идею. И надо сказать даже более эффективный, чем всякого рода цензура, запреты и даже уголовное преследование. Обратите внимание, как сейчас высмеивается всё, что связано с нравственностью и целомудрием – это именно процесс обесценивания через юмор. Потому что то, над чем люди смеются, никак не может восприниматься как нечто созидательное.
Сказка ложь, да в ней намёк
Однако вернёмся к сказкам. Почему в обществе такое снисходительное отношение к сказкам? Глядя на современное общество, можно с уверенностью сказать, что большинству людей было бы полезно почитать многие русские народные сказки, где порой встречается совсем даже не детская мудрость.
Сказ, рассказ – это некое повествование. А что же такое «сказ-ка»? Это уменьшительно-ласкательное от слова «сказ». То есть в самом названии уже отмечается некое пренебрежительное отношение к такому явлению, как сказка. И в данном случае мы можем видеть типичную подмену понятий. Ещё двести лет назад термин «сказка» вовсе не обозначал детскую небылицу. В середине 19-го века «сказкой» называли серьёзные документы, к примеру, «ревизская сказка». Ревизская сказка – это переписной лист, с помощью которого вели учёт населения. А в посольских приказах сказками назывались реальные сведения, а вовсе не детские небылицы.
Стоит отметить, что в те времена существовали сказки и в привычном нынешнем понимании этого слова. Именно 150 лет назад начался процесс записи русских народных сказок. И если сопоставить два этих факта – название термином «сказка» серьёзных документов и русского народного творчества, то получается, что в те времена отношение к русскому фольклору было более серьёзным, нежели сейчас. Почему так? Попробуем разобраться.
Можно привести сравнение с айсбергом: верхняя часть составляет лишь небольшой процент от его реальной массы. Большая часть айсберга скрыта под водой. Тоже самое можно сказать и про сказку – казалось бы наивный фантастический рассказ содержит в себе важную зашифрованную информацию, которая, скорее всего, может быть доступна лишь посвящённым, либо же при детальном и глубинном изучении той или иной сказки.
То есть сказка – это послание предков будущим поколениям, которое содержит в себе мудрость, либо же иную важную информацию. И то, что мы воспринимаем сказку, как детское развлечение – это крайнее невежество. Мы видим лишь вершину айсберга, а основную суть сказки просто не замечаем.
Сказки передают сквозь века глубинную мудрость народа. Второй смысловой ряд – вот что важно в сказке. И достаточно копнуть чуть глубже привычного поверхностного информационного слоя любой сказки – и перед искателем открывается глубинная мудрость веков. Самый поверхностный слой восприятия – это, казалось бы, ничем не примечательный обычный сюжет. Глубинное восприятие, которое доступно даже маленьким детям, позволяет понять мораль сказки, то есть её поучительную составляющую. К примеру, сказка о старике и золотой рыбке учит тому, что алчность может привести к «разбитому корыту». Однако существуют и более глубинные уровни осознания сказок.
Проблема в том, что, взрослея, человек перестаёт читать сказки. На самом же деле в этом народном творчестве содержится мудрость, которая будет полезна большинству взрослых. И по мере взросления каждое произведение народного искусства будет открываться всё новыми и новыми гранями. В сказках можно не только встретить описание тайн мироздания, но даже и отсылку к конкретным историческим событиям, происходившим некогда на земле.
Отдельно можно сказать о колыбельных, которые также являются формой сказок. Колыбельная – это подача информации от матери к ребёнку на том уровне восприятия, который доступен младенцу. В, казалось бы, примитивном тексте содержится базовая человеческая мудрость – призыв быть честным, быть искренним, жить в гармонии со Вселенной и так далее.
Что зашифровано в сказке о Колобке
Чтобы показать пример того, как в простой детской сказке может быть зашифрована мудрость предков, попробуем рассмотреть историю о Колобке.
Казалось бы всё просто. Хитрый кусок хлеба укатился от бабушки с дедушкой, покатался по лесу и, бедняга, таки попался в лапы лисы. Забавно, занимательно, но не более того. Однако не стоит спешить с выводами. Попробуем увидеть в этой истории второй смысловой ряд.
Начнём с самого начала. Как был создан Колобок? Изначально это – просто кусок теста. Но в процессе творения он обретает личность, разум и, надо полагать, душу. То есть мы можем видеть зарождение жизни, фактически, из ничего. Это ли не символ воплощения души в материальном мире?
Можно рассмотреть сюжет этой истории с точки зрения устройства Вселенной. Предположим, что Колобок – это символ Луны. И в истории о Колобке мы можем видеть описание того, как Луна передвигается по небесным созвездиям. Чтобы заметить параллели между описанием путешествия Колобка и движения Луны по небосводу, обратимся к более древнему варианту сказки.
В более древнем варианте Колобок встречает сначала Вепря, затем Ворона, потом Медведя, Волка и под конец Лису. И что же мы можем видеть? Вепрь, Ворон, Медведь, Волк и Лиса – это созвездия славянского зодиака – Сварожьего круга. И самое интересное, что по мере продвижения по созвездиям Луна становится меньше. А в сказке каждое из животных, которое встречается Колобку, откусывает от него кусочек. Забавное совпадение, не правда ли? А может быть, не совпадение?
Таким образом, вполне возможно, что история о Колобке содержит иллюстрацию движения Луны по небосводу – в каждом из созвездий Луна убывает, пока не исчезает вовсе в созвездии Лисы. Можно предположить, что сказка о Колобке – это пособие по изучению астрологии, которое зашифровано в простые детские образы для лучшего запоминания. Это типичный приём, известный нам ещё со школы – чтобы эффективно чему-либо обучить ребёнка, процесс обучение следует проводить в игровой форме.
Пушкин – поэт или пророк
Обратимся к другому произведению – сказке Пушкина «Руслан и Людмила». Если после прочтения этой сказки изучить древнее ведическое писание «Рамаяна», то можно заметить, что истории идентичны практически полностью. Стоит отметить, что Пушкин написал произведение «Руслан и Людмила» в 20 лет. Мог ли он знать о древнем ведическом писании в столь юном возрасте?
Вполне можно предположить, что Пушкин не был простым поэтом – возможно, он имел некую связь со вселенским разумом и черпал знания непосредственно из источника. Это заставляет задуматься о том, что все его произведения – не просто красивые стихи, а зашифрованные знания, которые он, подобно пророку, хотел передать людям. И кто знает, какие ещё тайны мы не увидели в его стихах, изучая их на уроках в школе? Быть может, стоит присмотреться к творчеству Пушкина повнимательнее, и многие тайны откроются нам.
Сказки – это послания предков, которые способны открыть нам многие тайны и изменить судьбу целых народов. А как известно, невежественными людьми проще управлять. Именно поэтому мы можем видеть, как вносятся изменения и искажения в изначальный вариант народных сказаний. Происходит ли это случайно, то есть просто те или иные подробности естественным путём скрывает от нас пыль веков или чья-то недобрая рука намеренно вычёркивает из народных сказаний то, что нам знать не положено – вопрос открытый.
Сказка про репку: куда пропадают персонажи
Вспомним сказку про репку. Сюжет, казалось бы, прост – несколько сказочных персонажей «тянут-потянут» репку. Вроде бы всё очевидно – история о том, что в любом деле следует действовать сообща. Но если присмотреться к персонажам, в истории присутствуют животные, а также люди. И вот тут закралась некая нестыковка. В сказке присутствует внучка, дед и бабка. И возникает вопрос: куда же делись отец и мать – ключевые образы славянской традиции, символ продолжения рода?
И если попытаться найти в сказке второй смысловой ряд, то можно предположить, что это история о взаимоотношениях поколений и взаимодействии временных структур. Образ репки можно расшифровать как образ некой мудрости предков, которую из глубин общественного сознания намереваются вытащить персонажи.
Итак, дед помышляет вытащить репку. Дед – как символ рода. Но самостоятельно справиться не может и зовёт бабку. Бабка, в данном случае, как символ традиции, хозяйственности. Вдвоём они также не достигают успеха и, в древнем варианте сказки, зовут отца и мать. Отец – символ защиты и опоры рода, а мать – забота и любовь. И что же получается – в современном варианте сказки это символы, то есть такие понятия, как защита и опора рода, а также забота и любовь просто отсутствуют.
Также стоит отметить, что количество персонажей с девяти сокращено до семи. Девять – сакральное число славянской культуры. А вот семёрка – это сакральное число христианства. Кстати, в истории прослеживается ещё одна подобная подмена – девятидневную славянскую неделю заменили семидневной.
Таким образом, сказки – это хранилища многовековой мудрости предков. Сказку можно сравнить с жёстким диском компьютера. Можно, конечно, этим устройством колоть орехи – тоже весьма продуктивно получается, а можно подключить устройство к компьютеру (голову, проще говоря, включить) и изучить информацию, которая на этом носителе находится. Какой вариант выбрать – решать нам. Ведь это послание наших предков, и от того, как мы распорядимся этим сокровищем, зависит наше будущее.