Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Циклоп и Одиссей: миф о хитроумном Одиссее в пещере Полифема на острове циклопов

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Синонимы к слову циклопический: огромный, гигантский, великанский.

Встреча Одиссея с циклопом: как хитроумный герой обманул Полифема

Одноглазый великан Полифем был сыном морского бога Посейдона и нимфы Фоосы. Πολύφημος означает «много упоминаемый в песнях и легендах».

Одиссей, возвращаясь с Троянской войны на родную Итаку, вместе с товарищами высадился на острове циклопов и попал в пещеру Полифема. Великан захватил их в плен и съел шестерых.

Одиссей был с великаном вежлив и представился именем Никто. В награду за учтивость Полифем пообещал съесть его последним. Однако царь Итаки сдаваться не собирался.

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Однако путешественники по-прежнему были заперты в пещере с разъяренным Полифемом. Одиссей придумал, как выбраться на волю. В пещере кроме людей были овцы, которых пас циклоп. Когда хозяин решил выпустить отару наружу, друзья Одиссея связали овец по три, и под брюхом каждого среднего животного спряталось по одному человеку. Так что когда Полифем ощупывал спины овец, выпуская их из пещеры, он не заметил моряков.

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Так Одиссей и его спутники избежали гибели. В благодарность они принесли в жертву Зевсу любимого из баранов Полифема.

К несчастью для Одиссея, отплывая, он назвал слепому великану свое настоящее имя.

Если, циклоп, у тебя из людей земнородных кто спросит,
Как истреблен твой единственный глаз, ты на это ответствуй:
Царь Одиссей, городов сокрушитель, героя Лаэрта
Сын, знаменитый властитель Итаки, мне выколол глаз мой мой.

«Одиссея» в переводе В.А. Жуковского

Источник

Циклопы – страшные монстры или великие мастера Греции?

Мифология многих народов мира рассказывает не только о богах, но и о странных созданиях, легендарных чудовищах и монстрах. Древнегреческие предания богаты такими существами, и, пожалуй, одними из наиболее устрашающих являются циклопы.

Одноглазые или трёхглазые великаны с суровым нравом и жестокими поступками встречаются и у других народов, но именно жители Древней Греции превратили циклопов в некий символ своих мифов. С таким монстром встретился знаменитый Одиссей, о чём своим слушателям рассказывал поэт Гомер. Но как же появились циклопы? Кто из них стал самым известным?

Свергнутые дети титанов

В переводе с древнегреческого “киклос” переводится как “круг”, отчего циклопов (или, как их ещё называют, киклопов) можно назвать “круглоглазыми”. Одни сказания говорят, что они являлись наполовину божественными существами, а другие склоняются к тому, что на земле жил целый народ циклопов.

Что можно сказать о нраве и законах циклоповЦиклопы были мастерами Зевса

Когда Кронос сверг их отца, они лишь ненадолго вернулись на поверхность земли. Новый властитель титанов понимал, что племя циклопов опасно и неуправляемо, а потому вновь закрыл их в пещерах подземного мира.

Циклопы – талантливые мастера

Когда в противостояние с Кроносом вступают боги под предводительством Зевса, циклопы вновь появляются в центре событий. Их мать, обиженная на Кроноса из-за поражения своего супруга, приняла сторону божеств.

Она шепнула Зевсу, что тот может использовать в своих целях страшных монстров, заключённых в глубинах Тартара. Поразительно, но именно циклопы, вернувшиеся из мира тьмы, научили богов основным ремёслам, которые те впоследствии передали людям. Благодаря мастерству циклопов у Зевса появились молнии, которые он метал во врагов, а Посейдон получил свой волшебный трезубец.

Что можно сказать о нраве и законах циклоповПолифем – самый известный циклоп

Закончился ли на этом род циклопов? На мой взгляд, нет. Овидий в своих трудах рассказывал, что первые циклопы-прародители проживают на Сицилии, а в Коринфе им даже было построено святилище. По всей видимости, для древних греков циклопы были чем-то сходным с полубожествами, которые также требовали даров и поклонения.

Циклопы – великаны-людоеды из мифов

Если заглянуть в знаменитую гомеровскую “Одиссею”, мы узнаем, что автор называет циклопами целый народ. Выглядели они действительно устрашающе.

Огромные великаны жили на отдельных островах, носили овечьи шкуры и пасли овец. Отличительной чертой циклопов было наличие трёх или одного глаза. При этом единственный (или дополнительный) глаз располагался посреди лба.

После падения Трои Одиссей вместе со своей командой отправились к родным берегам. Путь был долгим и опасным, но однажды они заметили живописный остров, что появился перед ними.

Конечно, моряки решили остановиться у его берегов, запастись водой и провизией. Изучая новую землю, Одиссей вместе с друзьями нашёл пещеру, где было гостеприимно приготовлено много сыра и вяленого мяса.

Я думаю, компанию моряков озадачило отсутствие хозяина, но они решили поесть с дороги, а затем отблагодарить владельца запасов прекрасным греческим вином, что принесли с собой. Уснувшие странники даже представить не могли, кого увидят вечером.

Когда солнце начало клониться к горизонту, Одиссей услышал блеяние овец. Вероятно, это хозяин пещеры возвращался к себе в жилище. Когда огромный проход в скале закрыла гигантская фигура, команда Одиссея поняла, что перед ними – циклоп.

Несмотря на попытки людей поговорить с ним, циклоп заявил, что наутро он всех их съест. Побег был невозможен, поскольку Полифем (а так звали циклопа) закрыл вход в пещеру огромным валуном. С лёгкостью убив нескольких товарищей Одиссея, циклоп уснул, напившись вина. Люди осознавали, что утром монстр расправится с ними всеми, а потому старались найти выход из ситуации.

Увидев огромный кол, лежавший в глубине жилища Полифема, греки заострили его конец. Усилиями всей команды они смогли поднять своё орудие и вонзить его в единственный глаз циклопа.

Что можно сказать о нраве и законах циклоповОдиссей и циклоп Полифем

Обезумевший от боли Полифем не видел людей, однако старался ударить вслепую, уничтожив ещё нескольких друзей Одиссея. Утром он открыл выход, но выпускал лишь своих овец, тщательно ощупывая спины каждого животного. Тогда Одиссей придумал хитрый план.

Греки связали нескольких крупных баранов, привязав себя к их животам. Так Полифем выпустил из пещеры всех своих пленников. С опозданием поняв свою ошибку, ослеплённый циклоп бросился к берегу моря. Он оторвал скалу и бросил её в воды, но поднявшаяся волна уже не могла повредить кораблю Одиссея, что стремительно уходил прочь.

Как вы заметили, разные предания по-разному показывают циклопов. Если в древних версиях эти создания напоминают мастеров и мучеников, то более поздние сказания уже воспринимали циклопов как страшных чудовищ. Одноглазый великан Полифем стал одним из самых ярких персонажей “Одиссеи”, ведь именно он заставил главного героя продемонстрировать свои смекалку и отвагу.

Источник

Что вы можете сказать о нраве и законов циклопов?

Что вы можете сказать о нраве и законов циклопов?

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Циклопы грозные, грубые, сильные, безжалостные, громовой.

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Законы джунглей из сказки маугли Срочноо?

Законы джунглей из сказки маугли Срочноо!

Напишите все законы джунглей из книги «Книга Джунглей» ПОЖАЛУЙСТА!

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Каким предстал циклоп Полифем перед Одисеем?

Каким предстал циклоп Полифем перед Одисеем?

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Описание Одисея и циклопа?

Описание Одисея и циклопа.

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Здравствуйте?

Определите порядок событий в «Одиссее» А.

Одиссей и его спутники прибывают на остров циклопов Б.

Возвращение циклопа в пещеру.

В. Расправа циклопа со спутниками Одиссея.

Г. Опьянение циклопа.

Д. Одиссей и его товарищи выбираются из пещеры.

Е. Ослепление циклопа.

Ж. Одиссей придумывает, как избавиться от циклопа.

З. Встреча и раговор с циклопом.

И. Описание жилища циклопа и его портрет.

К. Мореплаватели покидают остров циклопов.

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Сообщение о твоей любимой книге, Почему она тебе нравится?

Сообщение о твоей любимой книге, Почему она тебе нравится?

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

План о одиссей на острове циклопов?

План о одиссей на острове циклопов.

ПОЛИФЕМ пожалуйста помогите срочно.

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Одиссей на острове циклопов?

Одиссей на острове циклопов.

Сочинение где они на острове.

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Автор стихотворения как человек плыл с одисеем?

Автор стихотворения как человек плыл с одисеем.

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Устный рассказ «Книга, которая мне нравится»?

Устный рассказ «Книга, которая мне нравится».

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Они не совершали аскетических подвигов, не брали на себя непосильных духовных трудов. Они просто любили друг друга христианской любовью, были единой плотью, достойным образцом истинной христианской семьи. И когда пришел конец их земной жизни, они о..

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Один из героев рассказа был одержим поисками клада, якобы закрытом в этих местах известным пиратом. Его друг, от лица которого ведётся повествование, присутствовал на завершающем этапе поисков. Оказывается неутомимый кладоискатель нашёл жука, по ви..

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Есть книга метро в которой рассказывают о поступках юного мальчика который спас мир.

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Своим сердцем и воспоминаниям.

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Своим любящим горячим сердцем она разрушила чары Снежной королевы.

Что можно сказать о нраве и законах циклопов

Источник

Личность в контексте культуры

Законы гостеприимства и Полифем

Тема гостеприимства в произведении о возвращении

За последние три десятилетия подход исследователей к проблемам гомеровского эпоса существенно изменился. Сегодня мы видим многообразие методов и школ * : неоаналитизм [2], структурализм [3], антропологический метод [4], деконструкция [5], нарратология [6], современный марксистский анализ [7], феминистские исследования [8]. В поле зрения исследователей попадают все новые темы и проблемы. Благодаря этому дисциплинарное поле классической филологии значительно расширилось. Одной из широко обсуждаемых в последнее время тем является тема гостеприимства в гомеровской «Одиссее». С нашей точки зрения, это одна из ключевых сквозных тем «Одиссеи» как произведения о возвращении и, следовательно, произведения-путешествия.

Из всех эпизодов, которые могут быть интерпретированы с точки зрения темы гостеприимства (появление Афины в доме Одиссея, посещение Телемахом Нестора и Менелая, Одиссей у феаков, Одиссей в собственном доме и т.д.), эпизод встречи Полифема и Одиссея является наиболее значимым. В данном эпизоде «Одиссеи » (IX песнь) представлено «гостеприимство наоборот ». Здесь задается основная оппозиция: человеческим представлениям о гостеприимстве противостоит беззаконие и своеволие циклопов. Таким образом, задаются рамки действия законов гостеприимства, и мы ясно видим, в каких условиях они перестают действовать.

Все это не исключает наличия альтернативных точек зрения на происходящее. На основе анализа встречи Полифема и Одиссея *** попытаемся представить те «модели мировоззрения», которые выявляются в ходе рассмотрения мотива гостеприимства и других связанных с ним мотивов, используя элементы нарратологического анализа.

Что отличает Полифема от людей?

Проблема культурных различий

В этой ситуации именно проблема гостеприимства, включающая в себя вопрос о вине Полифема и Одиссея, наглядно показывает глубокие культурные различия между людьми и циклопами. Вопрос о вине, несомненно, важен с точки зрения как нравственной оценки героев (оценка поведения Одиссея и Полифема феаками), так и логики дальнейшего развития сюжета (проклятье Полифема в конце 9-й песни и его обращение к Посейдону влекут за собой весьма печальные для Одиссея и его спутников последствия: гибель товарищей Одиссея и невозможность немедленного возвращения Одиссея на Итаку).

Вина Полифема и Одиссея

Образ Полифема, несомненно, играет ключевую роль в эпизоде. Именно он во многом отличает этот эпизод от эпизода на острове лестригонов, развивающегося по сходному, еще более плачевному для Одиссея и его соратников, сценарию. Если история с лестригонами описана весьма кратко и без подробностей, то пребывание Одиссея на острове циклопов разворачивается постепенно, с детальными описаниями ********* и подробными диалогами между героями.

Из описания нравов циклопов следует, что они не имеют обычаев и установлений (______’__ [19] ********** ). Описание сделано еще до рассказа о прибытии Одиссея на остров и как будто бы заранее несет в себе ответ на традиционный [22] вопрос Одиссея о том, являются ли циклопы дикими или же, наоборот, дружелюбными по отношению к гостям [23]. В данном случае причина и следствие как будто поменялись местами: эту информацию Одиссей мог получить только во время непосредственного контакта с циклопами и поэтому не может учитывать ее во время принятия решения об отправке экспедиции для обследования пещеры Полифема. При этом Одиссей, говоря о разных немаловажных вещах, опускает самую главную деталь: циклопы едят людей. В этом заключается эффект неожиданности для аудитории, которая считает, что уже все знает о циклопах, и вдруг слышит ужасную новость.

Любопытство и жажда подарков Одиссея

Что можно сказать о нраве и законах циклопов[29].

Однако появившийся вскоре Полифем не очень дружелюбен к своим гостям. Увидев, что в его пещеру забрались люди, он спрашивает их:

Что можно сказать о нраве и законах циклопов*************[31];

Спрашивая о том, с какой целью путешествуют Одиссей и его спутники – по какому-то делу (__’_ __5.__), то есть как торговцы, или без дела (__6__(), то есть как пираты (_7 ‘_ /__’5__), – Полифем задает как будто бы довольно оскорбительный вопрос. Ведь есть и другие обстоятельства, позволяющие говорить о возможном скрытом подтексте вопроса в этой ситуации. Во-первых, Одиссей и его спутники часто вели себя как пираты (достаточно вспомнить хотя бы разграбление города киконов). Кроме того, в данном случае Одиссей и его соратники, забравшиеся в чужой дом и взявшие чужое имущество, похожи именно на пиратов. Однако, с нашей точки зрения, это вполне нейтральный вопрос, который не оскорбителен для гостей. Необходимо учитывать, что пиратство, по свидетельству некоторых греческих историков (и, в частности, Фукидида [32] **************), не считалось в древние времена недостойным занятием, а вопрос к чужестранцу, не пират ли он, был вполне типичен и не имел негативного оттенка ***************.

Что можно сказать о нраве и законах циклопов[37].

Различия в системе ценностей

Что можно сказать о нраве и законах циклопов[39].

Различное прочтение одной ситуации

Менелай говорит о том, что во время своих путешествий он не раз оказывался в роли гостя, и, следовательно, сам должен привечать своих гостей. Полифем же никогда нигде не был, а значит, никогда не был принят в качестве гостя. Важную для понимания эпизодов роль играет слово _9___, означающее в данном случае не абстрактную глупость, а отсутствие понимания конкретной ситуации и соответствующих законов поведения.

Зеркальное отражение правил гостеприимства

* Безусловно, речь не идет о вине Одиссея в более позднем, христианском понимании этого слова. Вина у гомеровских героев – это не внутреннее состояние. В этой связи нам представляется возможным рассматривать такое понятие, как ________, как указатель на чью-то виновность.

** Выражаю благодарность профессору Грегори Хатчинсону (Эксетер, Оксфорд) за его лекцию о Полифеме, прочитанную в университете г. Салоники в марте 2005 года, а также за любезно предоставленную мне консультацию по этому вопросу.

*** Этот вопрос не так прост, как кажется. О том, что у Полифема только один глаз, Гомер не говорит (мы можем доказать это только логическим способом). Если посмотреть на изображения ослепления Полифема на сосудах, легко увидеть, что Полифем и те, кто его ослепляет, изображены в профиль, а следовательно, все как один как будто имеют по одному глазу [11]. При этом люди, ослепляющие Полифема, иногда так похожи на самого Полифема (в том числе и по своему росту), что их трудно отличить друг от друга [12]. Но и это еще не все: в одном из редких случаев, когда Полифем изображается анфас, у него – два глаза вместо одного [13]. Разумеется, подобные казусы можно объяснить ошибками, вкравшимися в традицию изображения сюжета (художники чаще ориентировались на визуальные образцы, нежели на устную или письменную традицию). Однако причины этих ошибок будут для нас неясны, если мы не поймем, что для художников (и для самого Гомера) главными были не внешние отличия Полифема от людей, а его каннибализм и другие его привычки, отличные от традиционных нравов греков.

**** Подобное обвинение Одиссей и его товарищи не предъявляют ни лестригонам, которые заманивают их к себе, а затем уничтожают почти весь флот Одиссея, ни Кирке, которая коварно превращает своих гостей в животных.

***** Как, например, встреча Одиссея со Сциллой и Харибдой.

****** В случае с Одиссеем исследователи чаще всего говорят о вине перед богами. Таким образом они объясняют гнев Посейдона и его месть Одиссею, а также позицию Зевса, не принимающего жертву Одиссея и демонстрирующего этим свою неблагосклонность к нему [15].

******* Краткое описание этнографического характера см.: [16]. Заметим, что объем информации, которым обладает Одиссей, явно превышает тот, который он мог бы получить за время своего пребывания (речь, в частности, идет о семьях циклопов: [17] IX, 114–15). Об Одиссее как о всезнающем рассказчике и о невозможности сужения перспективы рассказа в Апологиях см.: [18].

******** Краткий пересказ гомеровского описания образа жизни циклопов см.: [20]; более подробный пересказ с анализом см.: [21].

********* О героическом коде и желании военной добычи см.: [24]. В этой же работе Ярхо отмечает, что, несмотря на желание вернуться домой, Одиссей готов хоть целый год дожидаться подарков феаков [25]. Желание подарков, конечно, связано с героическим кодом, но также нельзя не заметить, что Одиссей привык получать подарки уже с детства [26] и использует любой подходящий для этого случай. Это представляется нам вполне живой чертой характера Одиссея у Гомера.

*********** См. соответствующее этому латинское словосочетание «vada salsa»: [30].

************ Впрочем, источником для Фукидида вполне мог быть и Гомер.

************* О пиратстве в Древней Греции см. также: [33].

************** Подробный анализ диалога Одиссея и Полифема [35] см.: [36].

*************** Например, любимый Полифемом баран является самым быстрым в его стаде.

**************** Одиссей сразу разгадывает хитрость циклопа и придумывает ложный ответ.

***************** Об этом и о других особенностях этой пародии на тему гостеприимства см.: [42].

******************* Полифем, как и Алкиной, царь феаков [45], задает этот вопрос во время трапезы. Однако на этой трапезе Одиссей не желанный гость, а жертва.

******************** Проклятье Полифема, вспомнившего старинное пророчество, предупреждавшее его о встрече с Одиссеем, не могло бы совершиться в том случае, если Одиссей продолжал бы прятаться за именем Никто [50].

********************* Слова Полифема (в том, что касается возвращения Одиссея) исполняются с абсолютной точностью.

********************** Это обстоятельство беспокоило многих ученых и давало

*********************** Последние работы по этому вопросу: [55]. Основные варианты см.: [56].

************************* Для Данека это особый случай: пустой дом без дверей.

************************** Ньютон: Нельзя верить словам Одиссея; contra – [60] (примитивное жертвоприношение: [61]).

*************************** Это __ /__ поверженного противника.

****************************** В критической литературе много говорится о возможности противопоставления феаков и циклопов (в отношении подарков, полученных и неполученных, а также в контексте отношения циклопов и феаков к морю). Я не буду подробно на этом останавливаться, замечу только, что не стоит полностью переносить на феаков модель человеческих отношений и принципы человеческой морали, так как феаки, хотя и более похожи на людей, чем циклопы, все же далеки от человеческого сообщества с его проблемами, представляя собой определенную идеальную замкнутую систему. О феаках как об идеальной аудитории см. [74].

2. Kullmann W. Zur Methode der Neoanalyse in der Homerforschung. 1981. WSt 15. S. 5–42.

11. Giuliani L. Bild und Mythos. M ь nchen, 2003.

18. Suerbaum W. Die Ich-Erz д hlungen des Odysseus: Ь berlegungen zur epischen Technik der Odyssee. Poetica. 1968. S.150–77. S. 154.

22. VI, 120–1; XIII, 201–2.

23. IX, 175–6: H _, _Q _, 3*___’_( ‘_ ___ A_____ ____ _(_____, // @_ &_ _.____ __( _&__ ___ «_’# _____9.

24. Ярхо В.Н. Эпос. Ранняя лирика. М., 2001. С. 72.

26. XIX, 409–412 и далее.

28. V, 474; VI, 145; XI, 358 и др.

30. Cat. LXIV, 6; Verg. Aen. V, 158.

31. IX, 252–55 (= III, 71–4).

42. Reece Steve. The Stranger’s Welcome: Oral Theory and the Aesthetics of the Homeric Hospitality Scene. Ann Arbor : The University of Michigan Press, 1993. 129ff.; Pucci Pietro. The Song of the Sirens: essays on Homer. Lanham: Rowman & Littlefield, 1998. 117ff.

43. Eisenberger Herbert. Studien zur Odyssee. Wiesbaden : Franz Steiner Verlag, 1973. 134; Segal Charles P. «Divine Justice in the Odyssey: Poseidon, Cyclops and Helios». AJP 113, 1992. S. 489–518. 502ff.

49. IX, 502–5; 528–35 (505=531).

53. Kirchhoff Adolf. Die homerische Odyssee. Hildesheim : Georg Olms Verlag. 1973(=1879). S. 215; M ь lder D. «Das Kyklopengedicht der Odyssee». Hermes, 38, 1903. 414. и мн. др.

56. De Jong Irene. A Narratological Commentary on the Odyssey. Cambridge : University Press, 2001.

62. Contra: [ Danek Georg. Epos und Zitat. Wien: Verlag der Ц sterreichischen Akademie der Wissenschaften, 1998. S. 186].

64. Friedrich Rainer. «The Hybris of Odysseus». JHS 111, 1991. P. 16–28; Reece Steve. The Stranger’s Welcome: Oral Theory and the Aesthetics of the Homeric Hospitality Scene. Ann Arbor : The University of Michigan Press, 1993. P. 143.

65. Fenik Bernard. Studies in the Odyssey (Hermes Einzelschriften 30). Wiesbaden : Franz Steiner Verlag, 1974. S. 208–30.

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *