Что можно сказать о классической музыке

Классическая музыка: 7 удивительных эффектов от прослушивания

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыке

1. Понижает давление

В эксперименте факультета психологии Калифорнийского университета участвовали 75 человек. В центре внимание было воздействие классической музыки на частоту сердечных сокращений и сосудистую систему, поврежденную в результате стрессов. Респондентам предложили решить арифметическую задачу в условиях ограниченного времени, а затем разделили на несколько групп. Участники первой слушали джаз, второй — поп-музыку, третьей — классику. В итоге у последних зафиксировали более низкий уровень систолического артериального давления. Другие музыкальные стили не привели к подобным эффектам, равно как и тишина.

2. Усиливает умственные способности

Журнал Learning and Individual Differences сообщает об исследовании, в ходе которого студентов разделили на две группы с равными показателями по возрасту, здоровью и успеваемости (среднему баллу). Участники из первой группы присутствовали на лекции, фоном на которой играла классическая музыка, а испытуемые из второго отбора прослушали тот же материал в тишине. После лекций студенты обеих групп решали одинаковый тест. Выяснилось, что добровольцы, которые занимались под классическую музыку, получили больше баллов за правильные ответы по сравнению с теми, кто слушал лекцию без аккомпанемента. Вывод: музыка способствовала лучшему усвоению новой информации.

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыке

3. Обеспечивает высокую продуктивность

Одни предпочитают работать в полной тишине, другим необходим офисный шум. Исследования подтвердили, что даже фоновые звуки в кофейне заставляют мозг работать активнее (недаром существуют специальные плей-листы для стимулирования посетителей магазинов). Ученые неоднократно проводили эксперименты по влиянию классической музыки на продуктивность. В одном из последних исследований Американской психологической ассоциации было описано влияние музыки на когнитивные способности человека. Участники выполняли задания либо в тишине, либо под треки различных направлений. В результате эксперимента ученые заявили, что музыкальные звуки в основном затрудняют выполнение сложных и незнакомых задач, однако значительно усиливают продуктивность при решении привычных задач.

4. Улучшает сон

Исследование института поведенческих наук при Университете Земмельвайса (Будапешт, Венгрия) подтверждают, что классическая музыка может помочь при бессоннице. Для эксперимента отобрали 94 человек в возрасте 19–28 лет, которые жаловались на проблемы с засыпанием. Две трети из них в течение трех недель слушали перед сном классическую музыку или аудиокниги. Остальные наблюдались без изменения образа жизни. Результаты еженедельно измерялись с помощью Питтсбургского опросника на определение индекса качества сна. Эксперимент показал, что классическая музыка успокаивала нервную систему и люди быстрее засыпали. Врачи рекомендуют использовать классику в качестве безопасного способа лечения бессонницы легкой степени.

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыке

5. Помогает снизить тревогу

Бороться со стрессом можно разными способами: с помощью спорта, еды, друзей или посещения психолога. Ученые из частного медицинского университета Kaohsiung на Тайване считают, что от тревожности нужно избавляться быстро и бесплатно — слушая классическую музыку. Они провели исследование с участием беременных женщин с зафиксированным повышенным уровнем стресса. Участницы слушали классику, звуки природы, колыбельные или нью-эйдж ежедневно. Плей-листы можно было чередовать и выбирать по настроению. Большинство женщин отметили заметное снижение тревожности и начали чувствовать себя спокойнее после сеансов аудиотерапии, проводимых в течение двух недель. Врачи подсчитали уровень стресса будущих мам и отметили, что наиболее позитивное влияние оказывают сонаты Бетховена.

6. Позволяет расслабиться

Снижение сердечного ритма — один из доказанных результатов воздействия классической музыки — неизменно приводит к расслаблению. К исследованию Медико-санитарного университета вооруженных сил в Бетесде, штат Мэриленд, привлекли 67 добровольцев. Сперва им создавали стрессовые и некомфортные условия, а затем предлагали успокоиться в тишине либо под классическую музыку. Но в первом случае нужно было концентрироваться на внимании по аналогии с медитацией, во втором — просто расслабиться и отдыхать. Абсолютно у всех участников были отмечены снижение уровня стресса и чрезмерной мозговой активности.

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыке

7. Уменьшает боль

Классическую музыку можно использовать как обезболивающее. Это выяснилось в ходе эксперимента с участием людей, страдающих от хронических болей. Большинство из них признали, что чувствуют себя лучше после прослушивания записей и испытывают конструктивные эмоции, не фокусируясь на страдании. Врачи сделали вывод, что классическая музыка помогает людям восстанавливаться после травм и операций, усиливая действия анальгетиков. Помимо этого, она способствует позитивному настрою, который очень важен для выздоровления.

Источник

Для чего нам слушать классическую музыку?

Каждый сам выбирает чем ему заниматься. По определению человек должен любить и уважать себя, выбирать то, что принесет ему пользу. Это касается всего, образа жизни, питания, спортивных нагрузок, режима, тех занятий, на которые не жалко потратить свободное время.

Телевизор называют зомбоящиком. Неизвестно что там говорят, правду ли доносят до нас СМИ, или же искажают информацию? Может развлекательные программы созданы, чтобы отвлекать массу от реальных проблем?

Безусловно, каждый выбирает на что потратить свое свободное время. Может даже открыть для себя совершенно новое занятие. Учиться никогда не поздно.

Почему нужно слушать классическую музыку?

Классическая музыка положительно влияет на человека, это было неоднократно доказано. Классика существует во всем, одежде, искусстве, еде, музыке. Когда надеваешь классическую одежду, чувствуешь себя совершенно по-другому, не хочется сутулиться, мусорить, ругаться. Кому то это покажется очень скучным, кто-то получает удовольствие и наслаждение. Так и в музыке. Все относятся к ней совершенно по-разному.

Но очень небольшое количество людей ценят классику. Для маленьких детей, подростков и для многих взрослых это скучное занятие. Тех, кто ходил в музыкальную школу учителя заставляли слушать классическую музыку и уметь разглядывать в ней что-то особенное, понимать, о чем она, составлять структурный план, разделять на составляющие. Кому-то это нравилось, другие же возненавидели классическую музыку. Мне кажется, посещение занятий для тех, и других, в любом случае принесло свои плоды. Способ преподавания музыкальной литературы довольно интересный.

Почему нужно слушать классическую музыку? Дети, например, слушают классическую музыку и рисуют образы, которые она вызывает у них в голове. Это помогает им развивать образное, абстрактное, творческое мышление, умение видеть прекрасное в окружающем, что очень важно для жизни в современном мире.

Зачем нужно слушать классическую музыку?

Изучая биографию композиторов, можно многое сопоставить и понять лучше музыку и людей, которые жили в то время, либо прочувствовать переживания самого композитора, влияния на него, на фоне событий происходящих в его жизни.

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыке

С чего начать знакомство с классической музыкой?

Если же Вы уже задались вопросом «Почему нужно слушать классическую музыку?», и твердо решили разнообразить свой репертуар, стоит учитывать ряд вещей. В самом начале знакомства с классикой, Баха или Бетховена очень сложно воспринимать. Мне кажется, будет лучше, если начать с того, что наиболее близко русскому человеку. Прекрасным началом будет музыка русских композиторов 19 века. Она встречается довольно часто в нашей повседневной жизни, исполняется на концертах, используется в рекламе, фильмах.

Например, самые известные балеты Чайковского: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Наверное, каждый слышал о его операх «Евгений Онегин», «Пиковая дама».

Римский-Корсаков Н. А.: композитор, педагог, дирижер, музыкальный критик, возглавлял «Могучую кучку». Автор 15 опер, 3 симфоний, камерно-инструментальной, вокальной, духовной музыки. Самые известные произведения: Испанское каприччио, сюита Шехеразада, 3 симфонии( последняя не закончена). Оперы «Снегурочка», «Царская невеста», «Садко», «Моцарт и Сальери». Концерт для фортепиано с оркестром. Кроме того, Римский-Корсаков был создателем композиторской школы.

Достойны внимания музыкальные творения на произведения великих литературных классиков. Например, такие произведения есть у композитора 20 века Георгия Свиридова – «Поэма памяти Сергея Есенина». Потрясающие и очень необычные 10 картин о крестьянской жизни.

Другие произведения: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» по А. С. Пушкину, опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, опера «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова по одноименной пьесе Островского, опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» на сюжет драмы Пушкина.

Почему стоит ходить на оперы?

Если человеку не приходилось бывать на опере, то ему однозначно стоит посетить оперный театр. Интересно открыть для себя новый жанр, расширить свой кругозор.

Вопрос «Зачем слушать классическую музыку?» время от времени возникает у каждого человека. Ответ на него у каждого свой, но, вне всяких сомнений, стоит уделять больше внимания классической музыке, ведь она дает нам связь с прошлой эпохой, позволяет с ней сблизиться, вносит необычное в повседневное. Массовая культура предлагает нам совсем иное, но классика достойна внимания не в меньшей степени.

Источник

Как понять классическую музыку? Советы музыковеда Натальи Гирявенко

Классическая музыка часто кажется сложной для понимания. Даже те, у кого есть интерес, задаются вопросом: как понять классику. Для таких дискуссий в белгородской филармонии проводят лекции-концерты. Их автор — музыковед, заслуженный работник культуры России Наталья Гирявенко. Корреспондент «Фонаря» побеседовал с музыковедом и узнал, с чего начать знакомство с классической музыкой.

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеФото белгородской филармонии

Зачем мне это нужно?

— Музыкой вы привносите в свою жизнь ум, красоту, гармонию, подлинные чувства. Даже фоновое прослушивание классики нас меняет. А если вы учитесь музыке, то это влияет ещё больше. Классическая музыка развивает память, музыкант-исполнитель пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулируя абстрактными звуковыми фигурами. Многие выдающиеся ученые учились музыке: Альберт Эйнштейн играл на скрипке. Он даже писал в одном из писем, что если бы не было фуг Баха, то он бы никогда не пришел к формуле, выражающей эквивалентность массы и энергии. 70 процентов профессоров физики и математики Оксфордского университета являются членами музыкального клуба, а руководство компании Microsoft при приёме на работу отдаёт предпочтение сотрудникам с музыкальным образованием.

Классическая музыка, как и классическое искусство в целом, элитарно. Так было и будет всегда. Вы никогда не привлечете к нему 100 процентов населения. И, по-моему, этого делать не надо. Могу ошибаться, но где-то мне попадалась цифра, что только четыре процента людей увлекаются классической музыкой. Поэтому решите, интересно ли это именно вам.

Начинать необходимо с желания. В любом деле так. Вы хотите, например, научиться печь блины. Вам могут сто раз рассказать, как их печь, показать сам процесс, но, пока вы сами не разведете тесто, не выльете его на сковородку, не сможете перевернуть блин — не научитесь.

Как выбрать музыку?

— Способ первый: начать с композиторов, которые более «открыты» к новому слушателю. Это, например, Шопен, Григ, Моцарт, Чайковский. Их музыка просто красива, мелодична, она вас впечатляет сразу же на уровне эмоций. Для первого знакомства с классикой можно прийти на концерт из фортепианных сочинений Фридерика Шопена: вальсов, мазурок, ноктюрнов. «Времена года» Петра Чайковского и другие его фортепианные произведения доступны для восприятия. Они поэтичные и трогательные.

Можно начинать по-другому — с концерта вокальной музыки. Это могут быть арии из опер, романсы. Это музыка с текстом, которая сюжетно развивается. Поэтому новичку легче проследить ход мыслей автора.

Лучше всего начинать слушать классику с программной музыки — той, которая имеет название, литературную программу, сюжет. Например, можно послушать даже такого «сложного» композитора, как Ференц Лист. У его симфонической поэмы «Прелюды» есть программа, которую чаще всего печатают в специальных буклетах или рассказывают перед концертом. Можно и самим поинтересоваться и прочитать ее. Тогда вы все услышите! И мечты «героя» о любви, и как от отдыхает на природе от житейских бурь, и сами эти бури — грозные и воинственные, и как в конце он побеждает. Другие примеры такой музыки: «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского или «Времена года» Антонио Вивальди. Программную музыку слушать и воспринимать намного проще, ведь можно следить за сюжетом.

Есть ещё один способ — искать свое, то, что понравится. Вообще хорошо бы сделать так, чтобы звучание классической музыки, которая вам, предположим, уже понравилась, звучала с вами постоянно. Вы побывали на концерте, состоящее из произведений, например, Шопена или Вивальди, после концерта создайте себе плейлист в телефоне, на компьютере и слушайте эту музыку фоном: дома, когда отдыхаете, готовите еду, занимаетесь гимнастикой, едете в машине на работу. Много музыки в 18 веке было написано именно для застолья, прогулок и бытовых дел. Например, Йозеф Гайдн «Музыка на воде» или сюиты Иоганна Себастьяна Баха. Окружите свое личное пространство классической музыкой и постепенно расширяйте круг того, что вам нравится, другими произведениями этих авторов.

Запомните: нельзя любить все жанры, все эпохи. Кому-то нравится звучание рояля, кому-то скрипки, а есть любители хоровой музыки. Начинайте с того, что нравится, и ищите своих исполнителей. Стивен Кинг в мемуарах «Как писать книги» говорил: «Если вы хотите научиться писать книги, вы, в первую очередь, должны их читать». Вывод: чтобы полюбить классическую музыку, надо не бояться ее слушать.

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеНаталья Горявенко. Фото белгородской филармонии

На что обращать внимание?

— Не надо пугаться того, что ничего не понял в музыке. Если тебе не понравилась месса Баха, то это не значит, что ты недостаточно хорош. Обращайте внимание на детали, старайтесь разобраться. Например, романсы Сергея Рахманинова. Вы слушаете текст, вам всё понятно. Но есть и пианист, который сопровождает пение. У него своя партия, и нередко он «досказывает» то, что уже пропел певец. Вслушайтесь в это!

Вы пришли на концерт из оперных арий Джузеппе Верди, а они звучат на итальянском. Вы не знаете текста, а ария большая, звучит минут пять. Например, ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос». Даже не зная, о чем поет баритон, вы при желании расслышите его скорбные, тяжелые размышления, душевные муки. Тут вы обратите внимание на его прерывающуюся речь, словно он неторопливо о чем-то размышляет, на медленный темп музыки, скорбное выражение лица у певца. Если это произойдет, вы начинаете сочувствовать ему. Вас тронули не слова — их вы не поняли — вас задела музыкальная атмосфера! А потом, конечно, если вам запала в сердце эта музыка, надо поинтересоваться, о чем он пел.

На концерте симфонической музыки перед вами оркестр. Обратите внимание, кто и как играет. Вас может увлечь какой-то исполнитель даже тем, как он извлекает звуки из своего инструмента, как двигается его тело. Обратите внимание на форму произведений. Вот отзвучала тема, началось ее развитие, вот тема вернулась, но в ином качестве, звучании, в новых тембрах. За всем этим можно следить и, одновременно, задавать себе вопрос, зачем эти изменения? На концертах симфонического оркестра, или концертах с солистом, я бы посоветовала брать билеты поближе к сцене — смотрите на музыкантов! Следите за солистом, его руками, как он извлекает звуки из инструмента. Это помогает и увлекает.

Мне всё равно не понятно

— Если в классической музыке что-то непонятно, то надо «копать» глубже. К примеру, Иоганн Бах. Его музыка полна тайнописи! У Баха есть «Токката и фуга ре минор», «Шутка», знаменитые клавирные или скрипичные концерты, которые нравятся всем с первого прослушивания. Но это малая часть баховской музыки, это даже не верхушка айсберга. Остальные его произведения сложнее.

Можно слушать любую из хоральных прелюдий, «Мессу», кантаты эмоционально, просто закрыв глаза и отдавшись потоку музыки. А можно иначе: с дополнительной подготовкой. Чтобы погрузиться глубже в понимание классической музыки, стоит узнавать новые факты о ней из дополнительных источников. Это повышает шансы на успех, более глубокий уровень восприятия классики.

Книги

— В поиске книг о музыке, нужно исходить из своего плейлиста. Вам нравится, к примеру, Шопен. Ищите книги о нем, о его жизни, судьбе, расширяйте свое представление о любимом, или пока понравившемся композиторе. Если вы прочтете книжку польского исследователя Ярослава Ивашкевича о Фридерике Шопене, то вы многое узнаете о нем. Кстати, есть замечательная серия «Жизнь замечательных людей».

Передачи и лекции

— Хорошо рассказывает о классике Артем Варгафтик, музыковед московской филармонии. У него был большой цикл лекций на канале «Культура». Он называется «Партитуры не горят». Ещё мне нравится Михаил Казиник. В интернете есть сотни его фильмов о музыке с привлекательными названиями «Эффект Моцарта», «Эффект Шуберта», «Тайные знаки культуры». Кроме того, у него есть серия книг «Тайны гениев». Все это очень доступно, увлекательно, классно!

Есть различные образовательные сайты: «Магистерия», Education, «Лекторий», группы во «ВКонтакте» по классической музыке, где размещаются лекции, рассказы о музыке и не только. Можете найти также уже переведенные выступления Леонарда Бернстайна, где он рассказывает о музыке. Послушайте лекции Татьяны Черниговской «Мозг и музыка». Вы узнаете то, как меняется наш разум под воздействием классики.

Московская филармония имеет специальный абонемент «Мама, я меломан» — это серии ночных концертов с предварительной лекцией о каждом. Их записи есть в интернете, на сайте московской филармонии. Зарегистрируйтесь и станьте слушателем этих лекций. Там музыковеды замечательно рассказывают о произведениях.

Что не стоит делать?

— Не слушайте мифы и не думайте, что вы не поймёте, что у вас нет слуха, а классика — это скучно. Чтобы слушать музыку или учиться музыке, не нужен какой-то великолепный слух. Такой слух важен только музыкантам. Хотя даже далеко не все композиторы имели его, но при этом стали великими. Как-то у Фредерика Стендаля я прочитала курьезный факт. Стендаль, рассказывал о своем знакомом, экспедиторе военного бюро, который имел абсолютный слух: «Вот скрипнет половица, а он тут же говорит „фа-диез“. Абсолютный слух! Но при этом этот экспедитор ненавидел музыку».

По-настоящему важна отзывчивость на музыку, желание реагировать на нее. В XX веке был такой замечательный австрийский пианист Артур Шнабель, он говорил: «Самое главное — это любовь к музыке. Любовь всегда дает некоторое знание. Но я никогда не слышал, чтобы знание давало что-либо, подобное любви». Надо просто слушать с желанием и любовью. Это искусство, которое само до вас дойдет и достучится.

Источник

Что можно услышать в классической музыке

Шаги по льду, голос кукушки и звуки ночного леса: какие понятные ребенку образы можно найти в великих композициях

Музыка — это искусство интонируе­мого смысла. То есть слов нет — а смысл есть. Извлекая из музыкаль­ных инструментов комбинации звуков раз­ной высоты и длительно­сти, человек способен говорить еще одним, отличным от вербального, способом — выражать свои мысли и чувства, делиться своими фантазиями.

Мы выбрали популярные инструмен­тальные композиции, созданные знамени­тыми музыкантами прошлого, и дали небольшие комментарии. У многих из этих сочинений есть авторские на­зва­ния, эпиграфы и словесные пояснения, которые отсылают к литературному первоисточнику, раскрывают содержание музыки или хотя бы намекают на не­го (все-таки композиторы сами хотели быть понятыми!), — такая музыка называ­ется программной. В других случаях подсказки можно обнаружить в самом музыкальном звучании — их интересно обсуждать и стараться расслышать. Это может стать ключом к классической музыке для ребенка.

Токката и фуга ре минор

Иоганн Себастьян Бах

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеСвятая Цецилия играет на органе. Миниатюра из антифонария. Нидерланды, 1510 год Free Library of Philadelphia

Орган был одним из главных инструментов в церковной музыке эпохи барокко (XVII — первая половина XVIII века). И даже больше, чем просто инструмен­том: органы не изготавливали, а строили как величе­ственные архитектурные сооружения. Несколько рядов клавиш для рук, ряд педалей для ног и сотни сверкающих труб — по мощи звучания орган напоминает огромный оркестр: меняя тембры, он может подражать флейте, гобою, трубе, тромбону… За это многообразие орган так любил Бах. Прикасаешься к клавишам органа («токка­та» — от итальянского toccare, «касаться»), и мощный возглас сотрясает всё вокруг — звучание токкаты иногда сравнивают с голосом Бога.

Исполнение: Карл Рихтер

Прелюдия до мажор из цикла «Хорошо темперированный клавир», том 1

Иоганн Себастьян Бах

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеБлаговещение. Картина Фра Беато Анджелико. Флоренция, около 1426 года Museo del Prado / Wikimedia Commons

Прелюдия — вступление перед важным. Музыкант как будто пробует инструмент: перебирает струны лютни, арфы, гитары, клавиши клавесина, пианино, рояля. Так рождается музыка. Знатоки символики старинной музыки связывают Прелюдию до мажор со сценой Благо­вещения и говорят, что Бах изобразил в ней взмахи крыльев ангела. Точнее, архангела Гавриила, который спускается на землю, чтобы сообщить юной Деве Марии о том, что она станет матерью Христа.

Исполнение: Тон Копман

«Кукушка»

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеСемья у клавесина. Картина Корнелиса Троста. 1739 год Rijksmuseum

Исполнение: Роберт Олдуинкл (клавесин)

Концерт № 4 фа минор («Зима») из цикла «Времена года»

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеЗимний пейзаж. Картина неизвестного художника. Италия, XVIII век © Mondadori Portfolio / Getty Images

И всё ж найти спасительное пламя
И, обогревшись, позабыть беду.
И вновь спешить неверными шагами, Скользить, пока не упадешь на льду.

Барахтаться, вставать и падать снова
На плоскости покрова ледяного,
И всё стремиться к очагу, домой.

Исполнение: Берлинский филармонический оркестр, Найджел Кеннеди (скрипка)

Соло флейты из оперы «Орфей и Эвридика»

Кристоф Виллибальд Глюк

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеОрфей и Эвридика. Картина Эдварда Джона Пойнтера. Англия, 1862 год Wikimedia Commons

Исполнение: Камерный оркестр Ленинградской филармонии, дирижер Виктор Федотов

Симфония № 40 соль минор, часть 1

Вольфганг Амадей Моцарт

В чем секрет этой музыки, такой запоми­нающейся и популярной? Во многих мелодиях можно услышать интонации человеческой речи, здесь это речь взволнованного человека. Так мы говорим — сбиваясь, повторяясь, — когда нас переполняют чувства. И начинается эта симфония удивительно. Без вступле­ния, без подготовки, без громких аккордов, призывающих к вниманию, а сразу, вдруг — с доверчивостью и искренностью, свойственной детям и влюбленным (неслучайно эта мелодия близка арии Керубино — юного влюбленного пажа из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро»).

Исполнение: камерный оркестр English Baroque Soloists, дирижер Джон Элиот Гардинер

Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»

Вольфганг Амадей Моцарт

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеСцена из «Свадьбы Фигаро». Рисунок Тома Шарль Ноде. Конец XVIII века Bibliothèque nationale de France

Увертюра — это оркестровое вступление к опере, она настраивает нас на пред­стоя­щий спектакль. В опере-буффа Опера-буффа (итал. opera buffa — «шуточная опера») — итальянское обозначение комиче­ской оперы. «Свадьба Фигаро» увертюра задает атмо­сферу радостной суеты, предвкушения праздника. В ней множество героев, у каждого свой характер и свои намерения — романтические или меркантиль­ные. Сюжет запутан, но развивается стремительно — так же стремительна увер­тюра. В этой музыке отражен и характер главного героя, который настой­чиво и нетерпеливо подталкивает действие, чтобы привести его к счастливому концу.

Исполнение: камерный оркестр English Baroque Soloists, дирижер Джон Элиот Гардинер

Симфония № 5 до минор, часть 1

Людвиг ван Бетховен

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеЛюдвиг ван Бетховен. Картина Йозефа Карла Штилера. 1820 год Beethoven-Haus / Wikimedia Commons

Знаменитое начало симфонии — самое яркое воплощение конфликта в музыке. В нем и повеление, и мольба. Диалог возобнов­ляется вновь и вновь: мольба сменяется жалобной просьбой, настойчивым увещеванием, отчаянным несо­гла­сием, героическим усилием, но грозная сила не отступает. Определить ге­роев этого противо­стояния каждый может сам: мрак и свет, неумолимая судь­ба и человек. Борьба длится, не ослабевая, на протяжении всей первой части симфонии, и последнее слово остается (пока!) за Повелевающим. Но всё изме­нится к финалу симфонии Классический сонатно-симфонический цикл состоит из четырех частей. : «через страдание к радости» — позиция Бетхове­на и в жизни, и в творчестве.

Исполнение: Камерный оркестр Европы, дирижер Николаус Арнонкур

Симфония № 7 ля мажор, часть 2 (Allegretto)

Людвиг ван Бетховен

Исполнение: Венский филармонический оркестр, дирижер Карлос Клайбер

Соната № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2 («Лунная»), часть 1

Людвиг ван Бетховен

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеПредположительно, портрет Джульетты Гвиччарди. Миниатюра, принадлежавшая Бетховену. Около 1810 года Wikimedia Commons

Бетховен не называл Лунную сонату «Лунной», такое имя она получила уже после смерти автора. Однако компози­тор выделил это произведение особым образом: определением sonata quasi una fantasia — соната в духе фантазии (что­бы подчеркнуть, что форма частей отличается от класси­ческой сонатной формы) — и посвящением графине Джуль­етте Гвиччарди на титульном листе. Конечно, можно подробнее узнать об отношениях композитора и юной графи­ни, его ученицы и воз­люб­ленной, — тогда это будет история о глухоте, которая подбиралась всё бли­же и мешала Бетховену не только заниматься музыкой, но и любить и жить. Но более известная трактовка и романтическое название появились благодаря писателю и музыкальному критику Людвигу Рельштабу, который в новелле «Теодор» (1823) сравнил му­зы­ку первой части сонаты с лун­ным све­том над одним из швейцарских озер. На берегу этого озера, в развали­нах ста­рого замка — эолова арфа, которая поет о неразделенной любви: удивите­ль­ный музыкальный инструмент, чьи струны начинают звучать сами, как только их тронет дуновение ветра.

Исполнение: Клаудио Аррау

Мазурка ля минор, ор. 68, № 2

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеМазурка. Цветная литография. Германия, 1850-е годы New York Public Library

Мазурка — польский народный танец, быстрый, энергичный, с кружением и прыжками. В XIX веке его стали исполнять на всех европейских балах. Ребен­ком, живя в Польше, Шопен не раз наблюдал, как под звуки небольшого дере­венского оркестра танцуют мазурку во время сельских праздников. Судьба композитора сложилась так, что всю свою взрослую жизнь он провел в отрыве от родины и очень по ней тосковал. Вспоминая Польшу, он сочинял всё новые и новые мазурки; всего их около 60, и они очень разные по характеру — то по­дражают ансамблю деревенских инструментов, то бальному оркестру. Но мно­гие мазурки Шопена глубоко печальны, как, например, Мазурка ля минор. Это уже не столько танец, сколько лирическое воспоминание о нем.

Исполнение: Григорий Соколов

Увертюра «Сон в летнюю ночь» по комедии Уильяма Шекспира

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеОберон, Титания и Пак с танцующими феями. Гравюра Уильяма Блейка. Англия, около 1786 года CC-BY-NC-ND 3.0 / © Tate

Увертюра задумывалась как законченное произведение. Небольшая по разме­рам, она вмещает в себя всё разнообразие содержания шекспировской пьесы и передает ее колорит. Первые аккорды увертюры — начало сказки, ожидание чуда. Действие происходит в волшебном ночном лесу, полном таинственных шорохов. Ветер шелестит в листве? Нет, это кру­жат­ся, мелькают прозрачными крылышками маленькие эльфы — их движение передает главная тема увертю­ры и задает этим тон всему произведению. Вот и их величественные повели­тели — лесной царь Оберон и его супруга Титания. Есть в увертюре и лириче­ские образы: две пары юных влюбленных заплутали в чаще — и в сво­их отно­шениях, кажется, тоже запутались. Лирика уступает место комедии: неуклю­жие простолюдины, приплясывая, репетируют в ноч­ном лесу спектакль для утреннего представления. один из них с го­ловой осла и кричит как осел — это лесной дух Пак, известный шалун и проказ­ник, заморочил всех своим колдовством; его смех можно угадать в музыке. Ничего, в конце концов он всё исправит — на этом и закончится сказка и увер­тюра.

Исполнение: Бостонский симфонический оркестр, дирижер Сейджи Озава

Пьесы «Пьеро» и «Арлекин» из цикла «Карнавал»

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеПьеро и Арлекин. Картина Поля Сезанна. Франция, 1888–1890 годы Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Шуман — мастер создания музыкальных портретов. В цикле фортепианных миниатюр Миниатюра — короткая одночастная пьеса. «Карнавал» он представил целую череду персонажей, характеры которых выражены в том числе через манеру двигаться. Вот идет Пьеро — он так задумчив и печален, что не замечает, как снова и снова спотыкается о свои длинные рукава. А вот Арлекин — ловкий, быстрый, и мелькает то здесь, то там, успевая кувыркаться на бегу. С персонажами-масками соседствуют ре­альные люди. В цикле есть пьесы «Шопен» и «Паганини», в которых Шуман передал образы своих выдающихся современников, подражая их музыкальному стилю.

Исполнение: Евгений Кисин

Увертюра к опере «Кармен»

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеЭскиз декорации к опере «Кармен». Рисунок Александра Головина. 1908 год Государственный Русский музей / © DIOMEDIA

Ослепительный свет полуденного солнца, Испания. Нарядная толпа, собрав­шая­ся на корриду, шумит в ожидании главного участника событий. И вот он идет — красавец тореадор, герой и любимец публики: уже в первой, быстрой части увертюры заявлена знаменитая тема его марша. Праздник жизни ощу­ща­ется еще острее, когда граничит со смертельным риском — вторая, медлен­ная часть знаменует вторжение трагедии.

Исполнение: Венский симфонический оркестр, дирижер Герберт фон Караян

Пьеса «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» по драме Генрика Ибсена

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеИллюстрация Артура Рэкема к пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Англия, 1936 год Wikimedia Commons

Тролли, горные духи — главные персонажи фольклора Норвегии, родины ком­позитора Эдварда Грига. Тролли свирепы, жестоки, упрямы и враждебны чело­веку. Именно такими предстают они в самом знаменитом оркестровом произ­ведении композитора «В пещере горного короля».

Повелитель троллей шествует в окружении свиты к своему трону. Процессия движется издалека. По пути к ней присоединяются всё новые и новые тролли, они появляются из каждой расщелины, из-за каждого выступа скалы. В темно­те пещеры разго­рается пламя факелов. И вот это уже не шествие, а неистовая пляска. Дикими криками славят тролли своего короля. Жутковато… А ведь как просто сделано: мелодия повторяется неизменно, но прибав­ляется количество инструментов, нарастает громкость, ускоряется темп.

Исполнение: Берлинский филармонический оркестр, дирижер Герберт фон Караян

Пьеса «Облака» из цикла «Ноктюрны»

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеЛуг. Картина Альфреда Сислея. Франция, 1875 год National Gallery of Art, Washington

Исполнение: Бостонский симфонический оркестр, дирижер Клаудио Аббадо

Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеЭскиз костюма Черномора к опере «Руслан и Людмила». Рисунок Виктора Гартмана. 1871 год Государственный музей А. С. Пушкина / © DIOMEDIA

Марш Черномора в опере «Руслан и Людми­ла» сопровождает торжественный выход злого волшебника-карлика (и вынос его чудодейственной бороды!). Фантастический пушкинский образ получил совершенное воплощение в музы­ке Глинки. В марше происходят удивительные превращения: преувеличенно грозное вдруг оборачивается маленьким и смешным, и снова грозным, и снова смешным. За страшное отвечает мощное звучание всего оркестра (tutti — от итал. «все») и фанфары труб, за волшеб­ное — колокольчики, а за комич­ное — «то­щие» аккорды высоких деревянных духовых и писк флейты-пикколо. Бояться или не бояться — вот в чем вопрос!

Исполнение: Оркестр Большого театра, дирижер Юрий Симонов

«Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыке«Половецкие пляски» в постановке Большого театра. Москва, 1964 год © Леон Дубильт / РИА «Новости»

«Половецкие пляски» — сцена из оперы «Князь Игорь», которая часто испол­ня­ется отдельно как концертное произведение. По сюжету хан Кончак устраи­вает праздник в честь плененного князя Игоря, чтобы пре­кра­тить вражду с Русью. Ночь. Постепенно спадает летний зной, и перед рус­ским князем разворачи­вается действо невиданной красоты и роскоши. Оболь­стите­льно-томный танец невольниц с плавными, гибкими движе­ниями сме­няется неистовой пляской мужчин, демонстрирующей их необуз­данную силу (сам автор назвал эту пля­ску «дикой»), а затем еще более стремительным, лег­ким танцем мальчиков. Танцовщики сменяют друг друга вновь и вновь, чтобы в конце концов объеди­ниться в общей пляске с криками восхваления хана. Из череды всемирно изве­стных мелодий этого фрагмента особенно выде­ляется первая, сопровождающая танец невольниц, — образец уникального соче­тания стилей. Печальный напев с обилием гибких поворотов мог бы быть русской народной песней (что согла­суется с сюжетом — ведь танцуют не поло­вецкие красавицы, а пленницы: в опе­­ре танец сопровождается пением женского хора со словами «Улетай на крыль­ях ветра ты в край родной, родная песня наша…»). Однако аккомпане­мент с синкопированным ритмом Синкопа — смещение акцента с сильной до­ли такта на слабую. и пряны­ми со­звучиями выдержан в под­черк­ну­то восточном стиле.

Исполнение: Берлинский филармонический оркестр, дирижер Герберт фон Караян

«Прогулка», «Гном», «Старый замок», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея, богатый и бедный», «Баба-яга» и другие пьесы из цикла «Картинки с выставки»

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеЭскиз костюмов к балету «Трильби». Рисунок Виктора Гартмана. 1871 год Wikimedia Commons

Фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргский написал после посе­щения посмертной выставки одного из своих друзей-художников, Виктора Гартмана. Отсюда исключительное разнообразие содержания (портреты ска­зочных персонажей чередуются с зарисовками реальной жизни, комичные сценки — с размышлениями о смерти, а из римских катакомб в Париже мы пе­ре­носимся к «Богатырским воротам» Киева). Цикл начинается с «Прогулки», которая повторяется после каждой следующей пьесы: в этой теме композитор изобразил себя, переходящего от картины к картине. Если слушать вниматель­но, можно заметить, что характер «Прогулки» меняется в зависимости от впе­чатлений автора от увиденного. Поскольку живопись запечатлевает останов­ленные мгновения, а музыка разворачивается во времени, Мусоргский делает из картинок сценки. Баба-яга с усилием отталкивает свою ступу от земли, раз­го­няется, летит. Гном ковыляет, прихрамывая. Под стенами старого замка Трубадур поет песню. Смешно суетятся и щебечут птенцы — или переодетые в птенчиков дети (на эскизах Гартмана к детскому балету Большого театра Балет Юлия Гербера «Трильби» в постановке Мариуса Петипа в Большом театре (1871 год). — костюмы в виде нераскрытых скорлупок). А в пьесе «Самуэль Гольденберг и Шмуйле» (в советских изданиях — «Два еврея, богатый и бедный») Мусорг­ский объединил двух героев отдельных портретов Гартмана: здесь можно ус­лышать жалобный лепет просителя, прерываемый грубой отповедью богача.

Существуют десятки обработок «Картинок» для оркестров самых разных соста­вов, джаз-бандов и рок-групп. Самая известная принадлежит Морису Равелю — созданная спустя почти 50 лет после оригинала, именно она способствовала все­мирной популярности сочинения Мусоргского.

Исполнение: Святослав Рихтер

Симфония № 1 («Зимние грезы»), часть 1

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеЗимняя дорога. Картина Льва Каменева. 1866 год Wikimedia Commons

Исполнение: Российский национальный оркестр, дирижер Михаил Плетнев

Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеТанец Феи Драже из балета «Щелкунчик» в постановке New York City Ballet. 1974 год © Martha Swope / New York Public Library

Танец Феи Драже — один из самых известных фрагментов балета, он получил отдельную от спектакля жизнь, звучит в симфонических концертах, мульт­филь­мах и телевизионных передачах. Фея Драже — повелительница страны сладостей, хозяйка волшебного дворца в Конфитюренбурге. С первых звуков ее танца мы переносимся в зача­рованный сказочный мир, где нет места ничему темному, мрачному и злому. Нежный хрустальный звон челесты обещает чуде­са и счастье (даже название этого инструмента с итальянского celesta перево­дит­ся как «небесная»). На премьере балета эффект чуда был еще усилен тем, что челесту в России до того никто не слышал: Чайковский привез этот новый по тем вре­ме­нам инструмент из Парижа и больше года просил знакомых хранить тайну. Похожая на миниа­тюрное фортепиано, но с метал­лическими или стеклянными пластинками внутри, челеста прижилась в симфоническом оркестре. Звучание, напоминаю­щее перезвон колокольчиков, стало символом сказочно-прекрасно­го, незем­ного.

Исполнение: оркестр «Филармония», дирижер Джон Ланчбери

Симфоническая сюита «Шехеразада», часть 1

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеЭскиз костюма Синей султанши к балету «Шехеразада». Рисунок Льва Бакста. 1910 год Wikimedia Commons

В начале и в конце каждой части звучит узнаваемая мелодия солирующей скрипки, напоминающая своим витиеватым узором и причудливые орнаменты роскошных восточных тканей, и гибкие движения восточной танцовщицы, и украшенную многочисленными эпитетами неспешную восточную речь — это лейтмотив Лейтмотив (от нем. Leitmotiv «главный, ве­дущий мотив») мотив, неоднократно воз­вра­щающийся на протяжении произведения в связи с характеристикой персонажа, чув­ства, ситуации, предмета и т. п. Шехеразады. Лейтмотив Шахрияра, грозный и повелительный, открывает произведение. И он же, успокоенный, звучит в самом конце — Ше­хе­разада нашла как усмирить гневный нрав султана.

Сегодня названия частей, известные из книги воспоминаний Римского-Кор­сакова «Летопись моей музыкальной жизни», почти всегда сообщаются слу­ша­телю, хотя живо­писность музыки позволяет обходиться и без пояснений. Пер­вая часть — первая сказка, «Море и Синдбадов корабль». Водная стихия в ней предстает живой и изменчивой. Волны перекатываются медленно и ле­ни­во, вспе­ниваются на гребне, рассыпаются мелкими брызгами, искрящимися на солнце, по глади скользит корабль. Но кажущееся поначалу ласковым, море в любой момент может показать свою грозную силу — и вот уже накатывают и рушатся вал за валом, волна за волной. Римский-Корсаков, в прошлом гар­демарин, изображал море как никто другой.

Исполнение: Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Евгений Светланов

Симфоническая сказка «Кикимора»

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеКикимора. Рисунок Ивана Билибина. 1934 год Wikimedia Commons

Исполнение: Российский национальный оркестр, дирижер Михаил Плетнев

Музыка к балету «Петрушка»

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеЭскиз декорации к балету «Петрушка». Рисунок Александра Бенуа. 1911 год Wikimedia Commons

Балет «Петрушка» — это единство музыки Стравинского, сценографии Алек­сан­дра Бенуа, хореографии Михаила Фокина и исполнения Вацлава Нижин­ского. Хотя слушать музыку отдельно не менее интересно, чем смотреть балет, знать сюжет всё же желательно. Петербург начала прошлого века. Гулянье на Масленицу — нарядная, шумная, радостная толпа. Множество увеселений на просторной площади Марсово поле: играют шарманки, танцуют механичес­кие балерины, с разных сторон доносятся крики зазывал, пытающихся завлечь зрителей в свои балаганчики, — колорит массовых народных сцен призван от­тенить драматическую суть произведения. Появление Фокусника приковывает всеобщее внимание, пестрый шум затихает, и играет таинственная музыка: Фокусник оживляет своих кукол, и зритель попадает в другую историю. Разы­грывается спектакль в спектакле: Петрушка страдает от неразделенной любви к Балерине (горестным лирическим криком звучит его лейтмотив). Красивая бесчувственная куколка предпочитает ему нарядного, хотя и грубого Арапа. В сражении с Арапом Петрушка погибает. Но ведь это всего лишь кукольный спектакль — народное гулянье продолжается. Слышатся переборы гармошки и обрывки городских песен («Вдоль по Питерской», «Ах вы, сени, мои сени»). Мужик играет на дудке, показывая дрессированного медведя, ряженый в маске черта в шутку пугает гуляющих, купец пошел в пляс с цыганами. Всё это зримо, ощутимо. жалко Петрушку? Не стоит переживать! Фокусник уносит сломанную куклу, но забавная рожица Петрушки появляется в толпе, показывая всем нос: лейтмотив героя завершает балет.

Исполнение: Columbia Symphony Orchestra. Дирижер: Игорь Стравинский

Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

Что можно сказать о классической музыке. Смотреть фото Что можно сказать о классической музыке. Смотреть картинку Что можно сказать о классической музыке. Картинка про Что можно сказать о классической музыке. Фото Что можно сказать о классической музыкеОбложка театрального журнала «Любовь к трем апельсинам». 1915 год Wikimedia Commons

Исполнение: Philharmonia Orchestra, д­­ирижер Николай Малько

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *