Что можно сказать о характере лютера
У Мартина Лютера наверняка был «пивной животик»
Кого ни спроси, Мартин Лютер – это тот немец, который восстал против средневековой Католической Церкви и прибил список новых церковных правил к двери.
Как это бывает со многими историческими личностями, в какой-то момент его начинаешь воспринимать всего лишь еще одним именем, картинкой лысого человека, сделавшего что-то хорошее очень давно. Для одних Лютер стал идеалом лидера, для других – революционером, расколовшим Католическую Церковь.
Но если копнуть немножко поглубже и познакомиться с Мартином Лютером – человеком, можно узнать, что он был довольно многослойной личностью, энергичной и неоднозначной. Он излучал и уверенность, и неуверенность. Был верным, но в то же время относился к себе с пренебрежением. Он любил созерцать, но не прочь был и устроить заварушку. В жизни Лютера можно найти много контрастов, полных и всепоглощающей темноты, и ярчайшего света. И по этой причине Лютер остается фигурой довольно загадочной.
Умер Лютер 470 лет назад, 18 февраля 1546 года, поэтому по понятным причинам некоторые детали его жизни представляются туманными. Но то, что известно об этом человеке сегодня – гораздо интереснее сказанного о нем в школьных учебниках истории.
Вот вам 9 неизвестных широкому кругу людей фактов из жизни Мартина Лютера:
Фамилия Мартина изначально была Людер.
Отец Лютера – Ганс Людер, работал на заводе и в шахте. Некоторые утверждают, что Мартин Лютер изменил свою фамилию на более приемлемую в латыни, чтобы звучать респектабельнее в академических кругах. Другие утверждают, что эта фамилия связана с изменениями его богословских взглядов и Лютер – это производная от греческого слова «элютериус», то есть свобода.
Ему нравился туалетный юмор.
Порой Лютер звучал больше как 12-летний мальчик, а не отец-реформатор. Проблемы с желудком обрекли Лютера на частое посещение маленькой комнаты. Поэтому многие мысли пришли к нему именно там. Говорят, что аргументы в пользу спасения по вере к нему пришли именно в отхожем месте.
Возможно именно это сподвигло Лютера сравнивать некоторые учения Папы с газами, ну или если уж совсем точным быть – с пуками, и говорить: «Я противостою дьяволу. Стоит мне пернуть, и он убегает. Когда он искушает меня своими дурацкими грехами, я говорю ему: “Дьявол, я вчера испортил воздух. Ты это записал в свой список?”»
Лютер учился на юриста, но учебу ненавидел.
В 14-летнем возрасте Лютера отправили учиться на юриста. К 22 годам он получил степень магистра, закончив традиционное европейское образование.
Внешне все выглядело вполне пристойно. В 1505 году он поступил на юридический факультет, но неприятие учебы, которое проявлялось и раньше, только усилилось. Лютер даже сравнивал учебу с адскими муками.
Одной июльской ночью карьера Лютера круто развернулась. Возвращаясь в университет верхом на лошади в грозу Лютер чуть не погиб – молния ударила в метре от него. В испуге Лютер закричал: «Святая Анна (она благоволит к плотникам), стану монахом!» В течение двух последующих недель Лютер бросил учебу, продал свои книги и подался в Августинский монастырь.
Лютер писал песни.
Из всех ненавистных занятий в школе, Лютер любил только музыкальные уроки. Он играл на лютне и впоследствии написал много гимнов, один из которых – «Крепость моя в Боге». В Католической Церкви музыка была уделом духовенства и исполнялась на латыни. Лютер же свои гимны писал на немецком, чтобы на богослужении паства могла подпевать. Именно с этого, говорят, в церквях началось общее пение.
Он хотел реформации церкви, а не разделения.
Легко представить Лютера на кафедре, проповедующего благодать своей допротестантсткой пастве, которой на задних рядах предлагают купить индульгенций, а он, как Иисус Христос торговцев, изгоняет из храма продавцов Божьего прощения. Мы представляем его с его 95 тезисами, которые он прибывает молотком к двери Собора. А вокруг гудят фанфары и бьют барабаны.
Но на деле, Лютер в своем убеждении двигался со страхом и осторожностью. Дверь, к которой он прибил тезисы, скорее выглядела как доска объявлений, на которой ученые-богословы прикрепляли свои работы и анонсы. Так что в этом «прибивании тезисов» не было ничего революционного. Богословское образование заставило Лютера начать обсуждение тех моментов церковной доктрины, которые он считал слабостями традиционной Церкви.
Тем не менее, Лютер очень хотел, чтобы завязалось обсуждение этих вопросов. А обсуждение привело к конфронтации. В чем-то помогло и недавнее изобретение печатного станка.
До самой своей смерти Лютер боялся, что совершил ошибку. Волна насилия, спровоцированная конфронтацией вокруг убеждений Лютера и прокатившаяся по всей Европе, стала для Лютера трагедией, за которую он себя простить так и не смог.
Половину своей жизни Лютер провел как преступник.
Когда 95 тезисов разнеслись по Европе, Лютер стал известным. Но с известностью росло количество недоброжелателей. Папа Лев Десятый нанял целый пул богословов, чтобы эти тезисы опровергнуть. Позже, на одном большом богословском собрании Лютера хотели заставить отказаться от своих слов, пригрозив анафемой. Лютер наотрез отказался: «Я стою на своем! И не могу иначе!» Лютера изгнали из церкви и объявили еретиком. А еретиков можно было убивать без страха наказания.
Он первым из духовенства вступил в брак.
Лютер выступал резко по отношению к обету безбрачия в духовенстве. Тем не менее всех шокировала его женитьба на Катарине фон Бора – монашке, которой он помог сбежать из монастыря. Его брак стал разрешением пасторам вступать в брак.
Он был вспыльчивым человеком
С возрастом вспыльчивый характер Лютера только усилился. Его статьи стали резче. Возрастные проблемы со здоровьем подлили масла в этот огонь. В конце своей жизни Лютер сказал несколько жестоких вещей по отношению к евреям. Это, по оценкам историков, могло внести свою лепту в антисемитизм в Германии.
Лютер был любителем пива.
Лютер в нескольких своих письмах упоминает о пиве, говоря, что скучает по пиву, которое варили у него дома.«Я постоянно думаю о хорошем вине и пиве, которое пил дома. И о прекрасной жене тоже думаю. Хочешь сделать доброе дело? Пришли мне мою винотеку и бутылочку пива.»
Молодые годы Мартина
Начало XVI века можно назвать эпохой Мартина Лютера — основателя протестантизма и отца Реформации. Его подробная биография полна событий.
Родился Мартин 10 ноября 1483 года в саксонском городе Айслебен. Родители Лютера были бедными крестьянами. Отец — Ганс и мать — Маргарита переехали сюда незадолго до рождения сына из близлежащей деревушки.
Жизнь в городе, вопреки ожиданиям, была не легче деревенской. Отец устроился на медные рудники, а мать на спине носила дрова. Лишь крайняя умеренность спасала семью от полной нищеты. И все же Мартин искренне гордился своим христианским происхождением.
Отец мальчика был очень суров со своим первенцем и однажды наказал сына так, что тот убежал из дома. Не отличалась нежностью и мать семейства. Как-то она избила сына до крови. Строгость воспитания сделала Лютера сдержанным, даже замкнутым.
Главной надеждой в семье был Мартин. Отец мечтал, чтобы сын выучился и стал бургомистром. Мартин был озабочен тем, чтобы заслужить любовь и похвалу родителей.
В 1501 году он стал студентом университета города Эрфурт. Когда через 2 года Мартин получил степень бакалавра, отец, доходы которого теперь уже значительно выросли, стал выплачивать ежемесячное пособие на его содержание.
На юридическом факультете Эрфуртского университета парень научился произносить длинные и серьёзные речи, за что получил прозвище «философ».
По старому студенческому обычаю, молодой человек зарабатывал на жизнь уличным пением и игрой на лютне, в чём достиг немалых успехов.
В 1505 году, окончив университет со степенью магистра, Мартин ушел в Августинский монастырь, и хотя этот шаг казался близким совершенно неожиданным, на тот момент у Мартина была на то причина. Один из университетских друзей Лютера умер от удара молнии. Это событие просто ошеломило молодого человека. Спустя некоторое время молния ударила в землю уже рядом с самим Лютером. Он так испугался, что выкрикнул: «Святая Анна помоги мне, я стану монахом».
И уже через 2 недели Мартин выполнил это обещание. Тогда отец, который после получения юношей ученой степени стал обращаться к сыну исключительно на вы, отрекся от него. Чтобы выполнить обет, он продал свои книги и ушёл в монастырь августинцев, известный особой строгостью устава.
Протест против продажи индульгенций
Единственным грехом новоприбывшего в Августинский монастырь послушника Мартина была неуемная тяга к знаниям. Господь не любит тех, кто крутится рядом с древом познания. В монастыре юноша принялся с остервенением изучать Священные Писания.
Он хотел взять небеса штурмом. Мартин подстегивал ум жесткой аскезой, постился по трое суток, не мылся, не менял одежду, спал без постели, едва не умер от переохлаждения. Его все время тревожило, достаточно ли он хорошо себя ведет, чтобы добиться божественного прощения.
Много физических ограничений он наложил на себя сам, помимо обязательных аскез. За 3 года в монастыре Мартин разрушил свое здоровье. Он стал испытанием для братьев по монастырю. Молодой человек денно и нощно искал в себе пороки, изнурял исповедями священников.
В ноябре 1508 года Лютер, приняв приглашение Фридриха Мудрого, начал преподавать в недавно созданном этим саксонским курфюрстом Виттенбергском университете. В 1510 году он съездил в Рим, где своими глазами увидел роскошь и разврат среди Верховного духовенства. Чувства пламенного католика были оскорблены. Особенно его возмущало, что любой человек мог купить индульгенцию и за деньги получить прощение самых страшных грехов.
В 1512 году молодой священник стал доктором богословия. Эта ученая степень давала ему право толкования Библии. В 1516 году талантливый доктор теологии стал проповедником соборной церкви Виттенберга. Народ слушал его, внимая каждому слову, ведь выходец из крестьянской семьи отлично знал, как общаться с обычными людьми.
Молодой реформатор встряхнул христианский мир до основания. 31 октября 1517 года Лютер дал залп по католической церкви. Свой протест против продажи индульгенций он сформулировал в 95 тезисах, которые прикрепил на дверях Виттенбергской церкви.
Он выступил с критикой роли церкви в спасении души. В своих тезисах он просил отменить продажу индульгенций. Вначале Лютер и не думал ни о какой Реформации. Таким необычным способом, обнародовав свои тезисы, он лишь хотел свободно обсудить проблему.
Но поступок Лютера наделал столько шума, что некоторые папские инквизиторы прямо потребовали сожжения еретика. Нападки противников вынудили Лютера пойти дальше.
Вера — краеугольный камень
Он пишет разъяснения к тезисам, в которых ставит под сомнение непогрешимость Папы, хотя пока еще Лютер согласен ему подчиняться. Тезисы вызвали ожесточенную полемику по всей Германии. От критики индульгенций сторонники Лютера перешли к обсуждению самих католических догматов.
Тогда папа Лев X издает буллу, в которой угрожает отлучить вольнодумца от церкви. 10 декабря 1520 года перед городскими воротами Виттенберга Мартин публично сжигает папское послание. Ответ Папы не заставил себя долго ждать — 37-летний ученый был отлучен от церкви. Так началась Реформация.
Энгельс давал сравнительную характеристику Мартину Лютеру. Он ставил его в один ряд с такими титанами, как Леонардо да Винчи, Альбрехтом Дюрером и Никколо Макиавелли. Полное собрание сочинений Лютера насчитывает 38 томов.
Отлученный от церкви, Мартин укрылся в замке саксонского князя, чтобы не попасть в лапы инквизиции. Он занялся разработкой собственного вероучения, которое впоследствии назовут протестантским. Он вошел в историю как идейный лидер протестантского движения, вождь его старейшей конфессии — Лютеранства. Его учение сократило дистанцию между богом и человеком.
Суть учения
Лютер пришёл к мысли, что спасение души лежит в самой вере. Это стало основным постулатом реформаторского учения Мартина Лютера. Вера — краеугольный камень учения, и разгадка его фантастической популярности. Он по-новому осмыслил Новый Завет. На одной чаше весов были католики, на другой лютеране.
Искренняя вера искупает грехи и удерживает от неправедных поступков. В отличие от католичества, которое требовало формального исполнения обрядов, протестантизм был направлен к сердцу каждого верующего.
Учение Лютера «Спасение верой»:
Лютер утверждал, что отношения между Богом и человеком имеют личный характер и не нуждаются во вмешательстве церкви, которая должна лишь помочь людям постичь Библию.
Он, как наиболее образованный богослов, перевел Библию на немецкий язык, сделав древние тексты доступными для народного чтения. Лютер заложил основы немецкого языка, на котором будут писать Гете, Шиллер, Кант и другие известные авторы.
Реформация совпала с развитием в Европе книгопечатания. Силой печатного и не печатного слова Лютер изменил религиозную и культурную жизнь миллионов людей на века вперед.
Ученый-богослов хотел реформировать только церковь, но его идеи обрели собственную жизнь и воспламенили весь мир западного христианства.
Крестьянская война
В тот год, когда Мартин ушел в монастырь, астрологи предсказали, что примерно через 20 лет, когда все планеты соберутся в созвездии Рыб, начнутся войны, беды и лишения. Накануне небесного собора в 1521 году было опубликовано более полусотни предупреждающих трактатов. Гравюры изображали великую рыбу на небе и потрясения на Земле.
Лютер не верил астрологам и астрономам. Коперника обзывал дураком. В назначенный срок в 1524 году началась крестьянская война. Лютер был против народных мятежей, и как типичный немецкий бюргер высказывался за расправу над мятежниками и восстановление порядка.
Через 2 года мятеж был подавлен, но Германия к тому времени стала уже совершенно другой страной. Лютеранская церковь приобретала всю большую популярность.
Она становилась более понятной и доступной. Освобождалась от икон и сложных обрядов, во многих городах Германии закрывались католические монастыри и вводилось новое богослужение на немецком языке.
Основные идеи лютеранства:
Некоторые исследователи предполагают, что мнимые грехи, в которых каялся Лютер, связаны с бурным воображением юноши, лишенного общения с девушками. Но в списке искушений он отдавал первенство не любовным бесам. Мартин хотел одного — верить, не испытывая сомнений. Он хотел слишком многого. Отныне главным искушением Лютера станет грех уныния.
Значение исследований Лютера
Примерно в это же время Лютер познакомился с Катариной фон Бора. Возраст замужества был уже на исходе, ей исполнилось 24 года, когда неведомым путем к ней попали запрещенные проповеди еретика Мартина Лютера.
Избранница долгое время жила в католическом монастыре, куда ее отдали ещё в детстве. Однако прочитав сочинение Мартина Лютера, она и еще 10 ее подруг решили оттуда сбежать. Организовать побег помог сам Лютер. В 1525 году 42-летний ученый женился на 26-летний Катарине фон Бора.
В своих учениях Лютер во всех бедствиях и муках человечества видел происки дьявола. Он был убежден, что и сам вовлечен в борьбу с ним. Он страдал галлюцинациями, в которых всегда присутствовал дьявол.
Последние годы жизни Лютер страдал от различных хронических недугов. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года.
Значение учений Лютера:
Его судьба стала ярким примером идеи Реформации. Человек из крестьянской семьи стал идейным вождем нации и предопределил судьбу Европы.
Что можно сказать о характере лютера
Ма́ртин Лю́тер (нем. Martin Luther). Родился 10 ноября 1483, Айслебен, Саксония. Дата смерти — 18 февраля 1546, там же. Христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.
Биография
Лукас Кранах. Ганс и Маргарита Лютер
Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера (1459—1530) — бывшего крестьянина, перебравшегося в Эйслебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь. Там он занялся горным делом в медных рудниках. После рождения Мартина семья переехала в горный городок Мансфельд, где отец стал зажиточным бюргером.
В 1497 году родители отдали 14-летнего Мартина в францисканскую школу города Марбург. В то время Лютер и его друзья зарабатывали на хлеб пением под окнами набожных обывателей. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте. Дело в том, что в те времена бюргеры стремились дать своим сыновьям высшее юридическое образование. Но ему предшествовало прохождение курса «семи свободных искусств». В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и начал изучать юриспруденцию. В тот же период он вопреки воле отца поступил в Августинский монастырь в Эрфурте.
Существует несколько объяснений этого неожиданного решения. Одно ссылается на угнетенное состояние Лютера вследствие «сознания своей греховности». Согласно другому, однажды Лютер попал в сильную грозу и был так напуган, что дал обет монашества. В третьем говорится о чрезмерной строгости родительского воспитания, которую Лютер не вынес. Причину надо искать, по-видимому, в окружении Лютера и в бытовавшем тогда в бюргерской среде брожении умов. На решение Лютера должно было, по-видимому, повлиять знакомство с участниками кружка гуманистов.
Лютер позднее писал, что его монашеская жизнь была очень сложной. Тем не менее он был примерным монахом и тщательно выполнял все предписания. Лютер вступил в Августинский орден в Эрфурте. За год до этого должность викария Ордена получил Иоанн Штаупитц, впоследствии друг Мартина.
В 1506 году Лютер принял монашеский обет, а в 1507 году он был посвящён в священники.
В Виттенберге
В 1508 году Лютера отправили преподавать в новый Виттенбергский университет. Там он впервые ознакомился с работами блаженного Августина. Среди его учеников был, в частности, Эразм Альберус. Лютер одновременно преподавал и учился, чтобы получить степень доктора теологии.
В 1511 году Лютера отправили в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно там он впервые столкнулся и увидел воочию развращённость римско-католического клира. В 1512 году он получил степень доктора богословия. После этого Лютер занял должность профессора теологии вместо Штаупитца.
Лютер постоянно ощущал себя в состоянии подвешенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов. В 1509 году Лютер читал курс о «Сентенциях» Петра Ломбардского, в 1513—1515 годах — о псалмах, 1515—1516 годах — о послании к Римлянам, в 1516—1518 годах — о посланиях к Галатам и к Евреям. Лютер кропотливо изучал Библию, а помимо своих обязанностей преподавателя он являлся смотрителем 11 монастырей и проповедовал в церкви.
Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха. Пережив духовный кризис, Лютер открыл для себя иное понимание Посланий св. Павла. Он писал: «Я понял, что божественную праведность мы получаем последствием самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры». При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и через открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515—1519 годах.
Реформаторская деятельность
18 октября 1517 года папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении, которая выражается 31 октября 1517 года в 95 тезисах. Тезисы были также отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Стоит добавить, что выступления против папства были и раньше. Однако они носили другой характер. Возглавленные гуманистами выступления против индульгенции рассматривали проблему с точки зрения человечности. Лютер же критиковал догмы, то есть христианский аспект учения. Слух о тезисах распространяется молниеносно и Лютера вызывают в 1519 году на суд и, смягчившись, на Лейпцигский диспут, куда он является, несмотря на судьбу Яна Гуса, и в диспуте выражает сомнение в праведности и непогрешимости католического папства. Тогда Папа Римский Лев X предает Лютера анафеме; в 1520 году буллу проклятия составил Пиетро из дома Аккольти (в 2008 году было объявлено, что католическая церковь планирует его «реабилитировать»). Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу Exsurge Domine об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.
Император Карл V вызвал Лютера на Вормсский рейхстаг, где Лютер проявил большую стойкость. Он заявил: «Поскольку Ваше величество и вы, государи, желаете услышать простой ответ, я отвечу прямо и просто. Если я не буду убежден свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума — ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, — совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. Бог да поможет мне. Аминь». В самых ранних изданиях его речи были добавлены слова: «На сем стою и не могу иначе», хотя их и нет в записях, сделанных непосредственно на заседании сейма.
Лютера отпустили из Вормса, согласно императорской охранной грамоте, но через месяц, в мае 1521 г., последовал Вормсский эдикт, осуждавший Лютера как еретика. На обратном пути Лютер был захвачен ночью рыцарями курфюрста Фридриха Саксонского и спрятан в замке Вартбург; некоторое время его считали погибшим. Лютер прятался в замке с 1520 по 1521 гг. Там ему якобы является дьявол, но Лютер (вместе с единомышленниками) приступает к переводу Библии на немецкий язык. Редактировать этот перевод ему помогал профессор теологии Виттенбергского университета Каспар Круцигер.
В 1525 году 42-летний Лютер связывает себя узами брака с 26-летней бывшей монахиней Катариной фон Бора. В браке у них родилось шесть детей.
Во время Крестьянской войны 1524—1526 годов Лютер выступил с резкой критикой бунтовщиков, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом.
В 1529 году Лютер составляет Большой и Малый Катехизис, которые были положены во главу угла Книги Согласия.
В работе Аугсбургского рейхстага 1530 года Лютер не участвовал, позиции протестантов на нём представлял Меланхтон.
Лютер неоднократно появлялся в Йене. Известно, что в марте 1532 года он инкогнито останавливался в гостинице «Чёрный медведь». Через два года он проповедовал в городской церкви св. Михаила против убеждённых противников реформации. После основания «Салана» в 1537 году, ставшего впоследствии университетом, Лютер получил здесь широкие возможности для проповеди и призывов к обновлению церкви.
Последователь Лютера Георг Рёрер (1492—1557) при своих посещениях Университета и библиотеки занимался редактированием трудов Лютера. В результате была издана «Иенская библия Лютера», находящаяся в настоящее время в музее города.
В 1546 году Иоганн Фридрих Первый сделал заказ мастеру Генриху Циглеру из Эрфурта сделать статую для могилы Лютера в Виттенберге. В качестве оригинала предполагалось использовать деревянную статую, созданную Лукасом Кранахом Старшим. Имевшаяся бронзовая доска на два десятилетия оказалась на хранении в замке Веймара. В 1571 году средний сын Иоганна Фридриха передал её в дар университету.
Последние годы жизни Лютера были омрачены хроническими недугами. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года.
Богословские взгляды Лютера
Основополагающие принципы достижения спасения по учению Лютера: sola fide, sola gratia et sola Scriptura (только вера, только благодать и только Писание). Лютер объявил несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком. Единственным путём спасения души для христианина является вера, дарованная ему непосредственно Богом (Гал. 3:11 «Праведный верою жив будет», а также Еф. 2:8 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар»). Лютер заявил об отвержении авторитета папских декретов и посланий и призвал считать главным источником христианских истин не институциональную церковь, а Библию. Антропологический компонент учения Лютер сформулировал как «христианскую свободу»: свобода души не зависит от внешних обстоятельств, но исключительно от воли Бога.
Одним из центральных и востребованных положений взглядов Лютера считается концепция «призвания» (нем. Berufung). В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется Божья благодать. Бог предназначает людей к тому или иному виду деятельности, вкладывая в них различные таланты или способности, и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание. В глазах Бога нет труда благородного или презренного.
Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству.
Концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21): «пребывай в труде (призвании) своем»
Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они должны лишь направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», — писал Лютер. Он выступает против догмата божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную, церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного Предания и соборов ставил под сомнение.
Согласно Лютеру, «мёртвые ничего не знают» (Эккл. 9:5). Кальвин возражает ему в своем первом теологическом труде «Сон душ» (1534).
Историческое значение деятельности Лютера
Согласно Максу Веберу, лютеранская проповедь не только дала толчок Реформации, но послужила поворотным моментом в зарождении капитализма и определила дух Нового Времени.
В историю немецкой общественной мысли Лютер вошёл и как деятель культуры — как реформатор образования, языка, музыки. В 2003 году по результатам опросов общественного мнения Лютер стал вторым великим немцем в истории Германии. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с «папистами» стремился использовать народную культуру и многое сделал для её развития. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522—1542), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка. В последней работе ему активно помогал его преданный друг и соратник Иоганн-Каспар Аквила.
Лютер и антисемитизм
Относительно антисемитизма Лютера (см. работу «О евреях и их лжи») существуют различные точки зрения. Одни считают, что антисемитизм был личной позицией Лютера, которая никак не повлияла на его теологию и была лишь выражением духа времени. Другие, как, например Даниэль Грубер, называют Лютера «теологом холокоста», полагая, что частное мнение отца-основателя конфессии не могло не повлиять на умы неокрепших верующих и могло способствовать распространению нацизма среди лютеран Германии.
В начале проповеднической деятельности Лютер был свободен от антисемитизма. Он даже написал в 1523 году памфлет «Иисус Христос родился евреем».
Лютер осуждал евреев как носителей иудаизма за отрицание ими Троицы, поэтому он призывал изгнать их и разрушить синагоги, что вызвало впоследствии симпатии Гитлера и его сторонников. Неслучайно так называемую Хрустальную ночь нацисты обозначили как празднование дня рождения Лютера.
Лютер и музыка
Лютер хорошо знал историю и теорию музыки; его любимыми композиторами были Жоскен Депре и Л. Зенфль. В своих трудах и письмах он цитировал средневековые и ренессансные трактаты о музыке (трактаты Иоанна Тинкториса почти дословно).
Лютер — автор предисловия (на латыни) к сборнику мотетов (разных композиторов) «Приятные созвучия… для 4 голосов», выпущенному в 1538 немецким издателем Георгом Рау. В этом тексте, неоднократно переиздававшемся в XVI веке (в том числе в немецком переводе) и получившем (позднее) название «Похвала музыке» («Encomion musices»), Лютер даёт восторженную оценку имитационно-полифонической музыке с основой на cantus firmus. Кто неспособен оценить божественную красоту такой изысканной полифонии, «тот недостоин называться человеком, и пусть слушает, как кричит ишак и хрюкает свинья». Помимо того, Лютер написал предисловие (на немецком) в стихах «Frau Musica» к небольшой поэме Иоганна Вальтера (1496—1570) «Lob und Preis der löblichen Kunst Musica» (Wittenberg, 1538), а также ряд предисловий к песенникам разных издателей, вышедшим в 1524, 1528, 1542 и 1545 годах, где излагал свои взгляды на музыку как исключительно важную, неотъемлемую составляющую обновлённого культа.
В рамках богослужебной реформы ввёл общинное пение строфических песен на немецком языке, позже названных обобщённо протестантским хоралом:
Ещё я хочу, чтобы у нас было как можно больше песен на родном языке, которые люди могли бы петь во время мессы, непосредственно после градуала и после Sanctus и Agnus Dei. Ибо несомненно, что изначально все люди пели то, что сейчас поет только хор.
— Formula missae
Предположительно с 1523 года Лютер принял непосредственное участие в составлении нового обиходного репертуара, сам сочинял стихи (чаще пересочинял церковные латинские и светские прототипы) и подбирал к ним «благопристойные» мелодии — как авторские, так и анонимные, в том числе из репертуара римской католической церкви. Например, в предисловии к сборнику песен для погребения усопших (1542) он писал:
Мы ради доброго примера отобрали красивые мелодии и песни, использовавшиеся при папстве для всенощных бдений, заупокойных месс и погребений, и напечатали некоторые из них в этой книжице, но снабдили их другими текстами, чтобы воспевать артикул о воскресении, а не чистилище с его муками и удовлетворением за грехи, в котором умершие не могут почить и найти успокоение. Сами песнопения и ноты [католиков] дорогого стоят, и было бы жаль, если бы всё это пропало втуне. Однако нехристианские и несуразные тексты или слова должны уйти прочь.
Вопрос о том, насколько велик персональный вклад Лютера в музыку протестантской церкви, на протяжении веков неоднократно пересматривался и остался дискуссионным. Некоторые церковные песни, написанные Лютером при активном участии Иоганна Вальтера, вошли в первый сборник четырёхголосных хоральных обработок «Книжечка духовных песнопений» (Виттенберг, 1524). В предисловии к нему (см. приведённое факсимиле) Лютер писал:
То, что пение духовных песен хорошее и богоугодное дело, очевидно всякому христианину, ведь не только пример пророков и царей Ветхого завета (которые славили Бога песнями и инструментальной музыкой, стихами и на всевозможных струнных инструментах), но и особый обычай псалмопения был известен всему христианству с самого начала. Поэтому для начала, чтобы поощрить тех, кто может сделать это получше, я вместе с несколькими другими [авторами] составил несколько духовных песен. Они положены на четыре голоса потому только, что я очень хотел, чтобы молодежь (которой так или иначе придется обучаться музыке и другим подлинным искусствам) обрела нечто, с помощью чего она могла бы отставить прочь любовные серенады и похотливые песенки (bul lieder und fleyschliche gesenge) и вместо них научиться чему-то полезному, и притом чтобы благо сочеталось со столь желанной для молодых приятностью.
Хоралы, которые традиция приписывает Лютеру, вошли и в другие первые сборники (одноголосных) церковных песен протестантов, которые были напечатаны в том же 1524 году в Нюрнберге и в Эрфурте
Известнейшие хоралы, сочинённые самим Лютером — «Ein feste Burg ist unser Gott» («Господь наш — оплот», сочинён между 1527 и 1529) и «Von Himmel hoch, da komm ich her» («Схожу с высот небесных я»; в 1535 сочинил стихи, подложив их под шпильманскую мелодию «Ich komm’ aus fremden Landen her»; в 1539 сочинил к стихам собственную мелодию). Всего Лютеру ныне приписывают сочинение около 30 хоралов. Стремясь к простоте и доступности богослужения, Лютер установил новое общинное пение строго диатоническим, с минимальным распевом (использовал преимущественно силлабику) — в противовес григорианскому хоралу, в котором много пышной мелизматики, требующей профессионализма певчих. Месса и службы оффиция (прежде всего вечерня с магнификатом), унаследованные от католиков, распевались как на стандартные латинские тексты, так и по-немецки. При этом заупокойную мессу и другие пышные ритуалы, которые практиковались католиками в богослужении об умерших, Лютер упразднил.
Труды, важнейшие для понимания богослужебной реформы Лютера,— «Формула мессы» («Formula missae», 1523) и «Немецкая месса» («Deutsche Messe», 1525—1526). В них даны 2 литургические формы (на латинском и немецком языках), которые не были взаимоисключающими: латинские песнопения могли совмещаться с немецким хоралом внутри одной службы. Богослужение полностью на немецком языке практиковалась в небольших городах и деревнях. В крупных городах, располагавших латинскими школами и университетами, макароническая протестантская месса была нормой.
Лютер не возражал против использования в церкви музыкальных инструментов, в особенности органа.
Лютер в искусстве
«Лютер» (Luther, США-Канада, 1973)
«Мартин Лютер» (Martin Luther, Германия, 1983)
«Лютер» (Luther; в российском прокате «Страсти по Лютеру», ФРГ, 2003). В роли Мартина Лютера — Джозеф Файнс
В скетче британской комик-труппы «Монти Пайтон» персонаж по имени Мартин Лютер был главным тренером футбольной сборной Германии, игроками которой были представлены другие известные немецкие философы.
Биография Мартина Лютера послужила сюжетом для концептуального альбома музыканта Нила Морза «Sola Scriptura», работающего в стиле прогрессивного рока.