Что можно сказать о человеке коллекционирующем иконы
Как покупать иконы: советы бывалого коллекционера.
Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!
Любое копирование материалов запрещено!
08.06.2016 г.
Михаил вновь встретился с нами, потому что мы решили его попытать насчет того, как вообще начинать собирать старинные иконы, как купить свою первую икону, и так далее: вопросов много, все они, наверное, адресованы тем нашим Покупателям, которые в своем стремлении начать покупать старинные иконы боятся сделать первый шаг, сомневаются и вообще, не знают, с чего начать.
С Михаилом мы, уже по традиции пересеклись в одном из Московских кафе.
— Михаил, здравствуйте, приятно вас видеть снова! У нас к вам много вопросов, посвященных самому важному этапу в жизни человека, задумавшего заниматься собирательством икон, коллекционированием, или желающего купить первую старинную икону для своего дома, желающего купить икону в подарок. Сможете нам помочь раскрыть эту тему?
Михаил:
— Добрый день! Важная тема, бесспорно, и я постараюсь рассказать, что знаю, задавайте ваши вопросы!
— Михаил, как на ваш взгляд, с чего вообще начинать, если человек решил купить старинную икону, свою первую старинную икону? Что тут важно понимать, что надо обязательно знать, как не ошибиться в этом выборе, какие есть… правила, что ли?
Михаил:
— Да, тут надо, наверное, подумать, прежде чем дать ответ. Пожалуй, главное – очень хотеть купить старинную икону, именно хотеть и именно старинную, никакую другую!
Я вот сейчас просто задумываюсь, как вообще люди приходят к такому решению, ведь чего уж проще – в любой церковной лавке лежат сотни, тысячи новых икон, можно и живописную икону купить или заказать, можно купить печатную икону, выбор современных икон и правда, огромный.
Мне кажется, что человек, решивший, что ему нужна только старинная икона, руководствуется не случайным «хотением», это не блажь минутная, а почти всегда – выстраданный, обдуманный шаг, к которому сама жизнь нас подводит, и дальнейшее коллекционирование, собирательство икон это тоже не случайное увлечение, к нему приходят и прирастают душой, иначе нельзя.
Это совсем другое чувство, нежели при собирательстве любых других, не религиозного свойства, предметов. Никогда не соглашусь с тем, что собирательство спичечных коробков есть то же самое, что увлечение собиранием старинных икон!
Что же касается конкретно приобретения первой иконы, то следует к этому вопросу подойти, что называется, с холодной головой, спокойно, без суеты.
Отлично, если в вашем сознании уже сформировался некий образ, состоящий, скажем, из следующих параметров: название иконы, то есть иконописный сюжет, извод, ее размер, комфортная стоимость – диапазон цены.
Зная, пусть и примерно, эти три параметра, можно начать искать место, где можно было бы купить икону. Однако я сразу скажу, жестко задать и придерживаться этих параметров вам точно не придется, так как старинные иконы это предметы уникальные и вам, допустим, может понравиться икона более дорогая по стоимости, или отличающаяся по размеру от того, что вам представлялось.
Бывает и так, что при рассматривании старинных икон на витринах антикварных салонов, вам вдруг понравится совсем не тот образ, который вы изначально предполагали найти и купить.
Такое, я знаю сам по себе, случается очень часто, ведь иконы это не «картинки», это изображения, имеющие невидимую, духовную связь с человеком, на них смотрящим, и если вдруг какая-то икона вас буквально привораживает к себе, нравится вам, значит, этот духовный и душевный контакт возник, а в будущем перед такой иконой вам будет комфортно и приятно молиться, эта радость от созерцания и общения духовного, уверяю вас, только усилится, и, конечно, если остальные параметры образа вас устраивают, лучше отказаться на время от своего первоначального плана и купить эту икону. Если этого не сделать, в будущем можно сто раз пожалеть, что не сделали этого сразу.
— Михаил, а вот с этого места, как говорится, поподробнее! Что такое «честная» или «нечестная» икона, поясните, пожалуйста, для наших Покупателей и Посетителей сайта!
Михаил:
— Дело в том, что многие продавцы старинных икон считают своим долгом обязательно отреставрировать имеющиеся у них старинные иконы, благодаря чему на витринах у них расставлены яркие и блестящие старинные иконы, имеющие в основе, конечно, старинную доску и старинную живопись, но вот степень реставрации для непосвященного человека определить бывает крайне сложно, чаще всего – невозможно. Поэтому тут возникает проблема честности не только самой иконы, но и продавца, который сам должен информировать Покупателя о наличии и степени реставрационных вмешательств, или честно отвечать на вопрос о реставрации.
К сожалению же, я вынужден констатировать, что такое сочетание – «честных» икон и честных продавцов встретить сегодня крайне сложно.
Я вообще удивлен этому, но надо об этом сказать: кроме ваших сайтов, таких как kupistarinu.ru и ofena.ru мне будет сложно назвать еще хотя бы пару подобных, где старинные иконы представлены на качественных фотографиях, демонстрирующих не только красоту икон, но и их недостатки, где бы честно говорилось о наличии реставрации, я уже молчу насчет видео обзоров – это просто ваше ноу-хау, которое, я должен это подчеркнуть, выгодно отличает ваши сайты антиквариата ото всех других.
— Михаил, спасибо за добрые слова о наших ресурсах, нам очень приятно это услышать, но мы тоже хотим и вам и Покупателям, Посетителям сказать о том, что сделано это не случайно, а на основании наших собственных попыток когда-то давно купить старинные иконы!
Тогда мы столкнулись с тем, что продавцы антиквариата как будто специально показывают «мышиные» фотографии, не удосуживаются и пары слов сказать о предмете продажи, нам показалось такое положение вещей не просто ненормальным, а откровенно издевательским, поэтому мы в своей деятельности пошли совсем другим путем.
Нам, как вы правильно заметили, важно, чтобы каждый Посетитель смог быстро сориентироваться на сайте, смог с удовольствием выбирать иконы, рассматривать их со всех возможных ракурсов, чтобы Покупатель смог прочитать все, что мы можем ему сказать про каждую икону, выставленную на сайтах kupistarinu.ru и ofena.ru и чтобы в конечном итоге, как вы заметили, он, покупая икону, делал это с радостью, с пониманием того, что покупка желанная и полностью честная, прозрачная во всех отношениях.
Михаил:
— Да, да, подтверждаю ваши слова всецело, пусть не подумают ваши Читатели, что я рекламирую ваши антикварные интернет салоны, просто у вас все сделано в высшей степени грамотно и красиво, с душой.
Вы вот сказали, что «когда-то давно» столкнулись с «мышиными» фотографиями, отсутствием описаний и так далее, так я должен сказать, что с тех времен мало, что изменилось! Увы! И я думаю, люди уже с этим столкнулись: лукавые сайты, лукавые продавцы, и главное – лукавый товар!
Выбор места, где вы готовы будете купить старинную икону, очень важен! Тут без определенных навыков не обойтись, иначе, как это не горько констатировать, вы можете очень сильно обжечься, приобретя зареставрированную икону, а то и вовсе – новодел, то есть современную, выполненную под старину живопись на старинной иконной доске!
— Михаил, и тут, пожалуйста, поподробнее! Какие правила должен соблюсти при выборе антикварного интернет салона начинающий Покупатель, чтобы не «наломать дров»?
Михаил:
— Охотно сформулирую! Первое: фотографии старинных икон должны быть качественными, крупными, сделанными, как минимум, с двух сторон, так, чтобы можно было в подробностях рассмотреть живопись на иконе, увидеть возможные изъяны, утраты, потертости, увидеть трещины, кракелюр, увидеть реставрационные вмешательства и так далее. Фотография – это самый важный информационный ресурс, если такого на сайте нет, можно сразу уходить, не искать на свою голову приключений!
Второе важное условие – на сайте должно быть описание иконы, как можно более подробное. Я уже не говорю о том, что обязательно должны указываться линейные размеры предмета!
Описание нужно для того, чтобы вы знали, что это за икона, где и когда она была написана, какой она школы или какого региона, в описании нормальный и честный продавец должен сам написать об имеющихся, на его взгляд, недостатках, в том числе и о скрытых, которые трудно показать на фотографиях, но о которых знает продавец, державший икону в руках.
Продавец старинных икон, на мой взгляд, просто обязан рассказать о подлинности, о реставрации – он не может об этом не знать!
Третье и очень важное правило – на сайте каждый лот должен иметь ясно обозначенную цену, если под фотографией иконы на карточке товара вы видите слова «цена по запросу» или «позвоните, чтобы узнать цену», или указывается цена не в российских рублях, а в «уе», в каких-то, только продавцу понятных «условных единицах», это для вас должно служить важным сигналом: с вами хитрят, тут пахнет обманом!
Как продавец может не знать цену своего товара, чтобы не указать ее вам? В этом кроется ловушка: по вашему голосу, когда вы позвоните, чтобы выяснить цену, будут определять, насколько вам интересна эта или другая икона, и, соответственно, будут на ходу «выдумывать» цену! Прием известный на продуктовых рынках, где торгуют картошкой или помидорами, ловкие продавцы пытаются его культивировать и при продаже старинных икон!
— Мы правильно поняли, Михаил, что если на сайте антикварного магазина нет нормальных фото, нет описания и нет ценника, лучше с такими продавцами антиквариата не связываться вовсе?
Михаил:
— Да, абсолютно так! Зачем, если вы не являетесь специалистом в области антиквариата, рисковать, причем рисковать своими собственными деньгами? Иконы – не картошка, тут цены другие и разочарование от сделки будет гораздо сильнее, обиднее!
Но кроме потери чисто финансовой вы будете еще и обладать предметом, который не будет соответствовать вашим изначальным пожеланиям! На мой взгляд, покупать старинные иконы надо у тех, кто не делает из этого «секретика», кто предоставляет максимум информации, кто всегда открыт для дальнейшего диалога!
Кстати, еще один признак, благодаря которому можно вычислить недобросовестного продавца – это отсутствие или сокрытие, умалчивание информации не только на сайте, но и при личном разговоре. Как правило, представители таких ресурсов на прямые вопросы стараются не давать прямых ответов.
— Кроме таких сайтов антикварных салонов, где нет достаточной информации о продаваемых старинных иконах, какие еще места в интернете вы бы назвали потенциально опасными, с точки зрения покупки нечестных икон? Вы бы могли их назвать, Михаил?
Михаил:
— Охотно поделюсь своими соображениями! Вот, например, раньше существовал такой знаменитый аукцион, как «Молоток», после его закрытия в виртуальном пространстве появилось сразу несколько подобных, где обыкновенные люди из самых разных мест России и даже из-за рубежа могут разместить свои частные объявления о продаже любых вещей, и в том числе, конечно, имеют возможность разместить объявления о продаже старинных икон и других религиозных предметов.
Будет любопытно – найдите такие аукционы, посмотрите, как там представляются старинные иконы, вы быстро поймете, что не являясь специалистом в этой области, сделать там хорошую покупку по адекватной цене будет еще затруднительнее, нежели на сайтах специализированных антикварных салонов, потому что там, что называется, продавцов никто не контролирует, нет единой матрицы в представлении товара, каждый в своем желании сбыть товар с рук устремляется кто в лес, кто по дрова.
Часто можно встретить мутные, неинформативные фотографии, про описание товара я вообще молчу, его нет никогда, могут даже размеры не указать.
Я знаю, что многие покупатели ищут там старинные иконы по принципу дешевизны, наивно думая, что им удастся что-то «отхватить», но я часто просматриваю там лоты и давно убедился, что практически ничего случайного там нет и купить хоть что-то интересное дешево не получится!
Хорошие старинные иконы, выставленные на продажу на подобных аукционах всегда стоят дорого, часто дороже, чем в любой из нормальных антикварок!
Не обладая достаточным уровнем знаний и опыта покупать на таких аукционах старинные иконы я бы не рекомендовал, все снова сводится к простой формуле: покупайте иконы у тех, кто в достаточной мере информирует вас, кто открыт к диалогу, кто отвечает за свой товар, и снова укажу на ваши сайты kupistarinu.ru и ofena.ru, которые в моем понимании онлайн продаж антиквариата являются на сегодняшний день, не побоюсь этого слова, эталонными!
— Михаил, спасибо еще раз, просто рекламная у нас беседа получилась!
Михаил:
— Ну что поделать, если все так и есть! Да, кстати, еще один важный аспект, который вас снова приятно отличает от других торговцев антиквариатом: у вас есть не только интернет-площадка, но и живой магазин, офис в самом Центре Москвы, куда люди могут при желании подъехать и воочию увидеть предметы, представленные на сайте, могут получить дополнительную консультацию, и вообще, наличие стационарной точки продаж – это еще один важный показатель серьезности ваших намерений, ответственности перед Покупателем, того, что вы полностью открыты Покупателю, что вы стремитесь не к одноразовой сделке, а хотите, чтобы люди вам доверяли и к вам возвращались снова и снова, чтобы они стали вашими Постоянными Покупателями!
И раз уж мы снова говорим про ваши магазины, про сайты kupistarinu.ru и ofena.ru, скажите, я правильно понимаю вашу тактику продаж, вот откройте мне теперь секрет, есть ли у вас Постоянные Покупатели, как вообще люди реагируют на ваши интернет салоны, на ваш офис продаж?
— Михаил, вы, как всегда, очень точно и ясно все понимаете, сразу видно, что вы человек опытный в деле приобретения старинных икон!
Да, действительно, в нашей миссии заложена суть честной продажи старинных икон, мы ничего не скрываем, мы стараемся по максимуму информировать наших Покупателей обо всем, предоставляя визуальную информацию на сайтах и всегда готовы помочь лично при выборе и приобретении конкретных предметов.
Офис продаж, как вы правильно заметили, мы также открыли не случайно, мы понимаем, что многих Покупателей это должно укрепить в мысли, что мы являемся надежными продавцами, и мы, безусловно, во главу угла ставим идею о том, чтобы люди, один раз у нас побывавшие в Офисе продаж, или сделавшие онлайн заказ на сайте, обязательно к нам вернулись, чтобы в конечном итоге они стали для нас Постоянными Покупателями!
Михаил:
— Ну тогда уж откройте секрет, есть ли у вас такие Постоянные Покупатели, насколько люди довольны сотрудничеством с вами?
— Михаил, у нас есть Постоянные Покупатели, нам есть, чем гордиться и мы рады тому, что в принципе, все наши Покупатели остаются довольны работой с нами.
Хочется добавить, что приобретение старинных икон это ведь процесс особый, иконы это не совсем обычный товар и поэтому сам процесс выбора, совершения сделки должен проходить в атмосфере дружелюбия, радости, мы стараемся сделать все, чтобы сама процедура покупки у всех наших Покупателей в будущем вспоминалась с добрым чувством, для нас это очень важно!
Михаил:
— Ну вот вы и еще раз подтвердили мою мысль о том, что покупать иконы нужно только там, где умеют создавать для этого правильные условия, и надо избегать сомнительных мест, о которых я рассказал.
— Михаил, но все же скажите, вот как начинается собирательство икон, с чего начать – с покупки недорогих образов, или лучше сразу покупать дорогие иконы?
Михаил:
— Я бы советовал начинать с покупки икон среднего ценового уровня, если говорить про сайты kupistarinu.ru и ofena.ru, то это, наверное, диапазон от 20 000 рублей и, скажем, до 40000, или до 50000 рублей: тут есть, что выбрать и можно вполне купить икону очень приличного живописного уровня и хорошего уровня сохранности.
Конечно, если хочется начать сразу с серьезных предметов и на это есть средства, то опять же, у вас есть, что купить, и ассортимент приличный и есть даже возможность покупать иконы определенной школы, конкретной региональной и временной принадлежности.
— А если человек хочет не коллекционировать иконы, а, например, купить всего одну икону в дом, или планирует купить икону в подарок?
Михаил:
— Я в любом случае, советовал бы ему не только подробно рассмотреть иконы на ваших сайтах, но и обязательно позвонить или написать вам, с тем, чтобы сформулировать более конкретно свою задачу, а вы бы ему смогли, я знаю, посоветовать что-то конкретное.
— Михаил, вы как всегда, смотрите в корень!
Михаил:
— Да так и есть, когда вы ищете икону под определенную цель, нужно выяснить, какие есть варианты. С собранием проще: тут могут уживаться иконы самые разные, чаще всего на начальном этапе коллекция формируется по принципу «покупаю все, что нравится», только со временем приходит ясность и понимание того, что нужно все же стремиться к определенной цели, покупать иконы, соответствующие заданному направлению в собирательстве.
— Михаил, это как? Поясните, пожалуйста, для наших Читателей свою мысль!
Михаил:
— Все тут просто: существует множество направлений в коллекционировании икон, каждый собиратель в своем увлечении приходит к тому, что формирует личную коллекцию на основе четких принципов, только тогда со временем собрание и приобретает ценность не в русле ценности отдельных экспонатов, а в симфонии звучания всех предметов, связанных единой концепцией.
Например, можно начать собирать старинные иконы Палеха, или старинные иконы Афона – это будут цельные, сформированные по единому принципу, коллекции, иконы в которых подбираются согласно их принадлежности к определенной иконописной школе, традиции. Есть коллекции Уральской иконы, икон Холуя или даже икон Ветки.
Кто-то занимается собирательством икон по «местячковому» принципу. Скажем, можно заняться приобретением икон Владимирских сел, или икон Русского Севера, это будет еще одно гармоничное собрание, объединенное ясной идеей.
Или, например, можно собирать паломнические иконы, и тоже получится замечательное, очень иллюстративное собрание, показывающее все разнообразие таких святых образов, изготавливавшихся в монастырях для паломников.
Есть и еще одно направление в собирательстве икон – некоторые увлеченно разыскивают и приобретают иконы одного извода. Например, можно собирать иконы исключительно с образом Николая Чудотворца: их так много, но все они разные, тут можно не ограничиваться одной школой или временем, получится очень разнообразная коллекция, идея пусть и не новая, но очень перспективная в плане коллекционирования!
Тут важно другое – человеку должно прийти видение, что именно его более всего увлекает, к чему он прирастает душой, поэтому я и говорю, что в большинстве своем изначально частные собрания начинаются с разрозненных предметов, и лишь потом выпестовывается четкое понимание, что делать дальше.
Кстати, обязательно надо сказать, что многие собиратели культивируют в своем увлечении не одно, а сразу несколько направлений, это даже интереснее, чем собирать что-то одно, особенно если выбраны «сложные» направления в коллекционировании.
— Михаил, что значит «сложные», поясните, пожалуйста!
Михаил:
— Это когда предметы, которые вы решили собирать, редко встречаются в продаже. Например, если вы поставите своей целью собирательство древних икон XIII века, то как раз и столкнетесь с тем, что таких образов практически нет в свободной антикварной продаже и цены на них будут просто космическими.
Михаил:
— Я осмелюсь дать вашим Читателям и вашим Постоянным и Будущим Покупателям и свой совет: если вы решили заняться собирательством икон, не стремитесь к экзотике, не начинайте с обычных ошибок, среди которых часто встречается стремление к более древним иконам, скажем, к иконам XVII века!
Дело в том, что чем иконы древнее, тем их меньше продается, тем они дороже и, главное, тем сложнее среди них обнаружить по-настоящему хорошо сохранившиеся образчики, в основном это будут иконы с большой долей реставрационных вмешательств.
Лучше всего устремить свой коллекционерский и просто покупательский пыл, если вам, например, нужна икона для дома или в подарок, на поздние иконы, на иконы XIX века, потому что тут всегда будет высокий шанс найти подлинную икону, здесь есть выбор икон и среди икон девятнадцатого столетия много очень красивых, достойных образов!
Да что далеко ходить, ваши сайты kupistarinu.ru и ofena.ru и сформированы, в основном, из таких отлично сохранившихся поздних икон, выбирайте и покупайте на здоровье!
— Михаил, спасибо вам за обстоятельную беседу, мы будем рады с вами встретиться еще не раз!
Михаил:
— Всегда рад, и буду очень рад, если наш разговор поможет вашим Покупателям сделать правильный выбор, купить по-настоящему добрые, радующие их, старинные иконы!
Помогите новичку [Коллекционирование икон]
Я хотел бы начать коллекционировать русские иконы, но не знаю с какого, так сказать, бока к этому подойти. Не могли бы вы обьяснить основные моменты, а также дать ссылки на материалы, относящиеся к этой теме. Книги, веб порталы и т.д.
Большое спасибо.
Меж тем разрешите подбросить в диалог пару слов по книгам. Из вышедшего в свет недавно мне сразу на ум приходят два издания, посвященных собирательству икон:
Во-первых, огромный и очень качественно иллюстрированный фолиант (иначе и не назовешь), знакомящий с коллекцией В.А.Бондаренко:
И по плодам узнается древо. Русская иконопись XV–XX веков из собрания Виктора Бондаренко
М., Военный парад, 2003
Содержание
Попов Г. В. О коллекции В. А. Бондаренко [7]
Вздорнов Г. И. Частное коллекционирование икон в России [21]
Тарасов О. Ю. Обрамляя икону [49]
Сидоренко Г.В. Предисловие к каталогу [73]
Каталог [80]
Приложение
Гладкова О.В. Икона «Преподобный Феодосий»: проблемы текста [593]
Сосновцева И.В. Биографические исследования об иконописце В.П.Гурьянове [598]
Сосновцева И.В. Опубликованные иконы В.П.Гурьянова в музейных и частных собраниях [602]
Сосновцева И.В. Иконы В.П.Гурьянова в собрании Государственного Русского музея [604]
Сосновцева И.В. Список изданий, осуществленных В.П.Гурьяновым или при его участии [606]
Указатель иконографических тем и сюжетов [607]
Словарь редко употребляемых слов и специальных терминов [608]
Литература [609]
Принятые сокращения [621]
По моим ощущениям в московских магазинах книга еще встречается, но по-любому стоит она не менее четырех с гаком тыщ.
Во-вторых, ЦМиАР недавно проводил выставку, к которой выпустил одноименный каталог:
Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV — начала XX века. Каталог выставки
М., Тетру, 2004.
248 стр., илл. Тираж 500 экз. Формат 60х90/8.
ISBN 5-98396-004-0
Каталог состоит из 149 позиций, снабжен вступительной статьей «О современном коллекционировании икон в России» (В.М.Сорокатый, Н.И.Комашко) и содержит краткие комментарии некоторых коллекционеров, чьи собрания экспонировались на выставке.
Что можно сказать о человеке коллекционирующем иконы
Магазин икон Офеня: российский коллекционер икон рассказывает о своих иконах: актуальное интервью.
Эксклюзивно для магазина икон Офеня!
Любое копирование материалов запрещено!
22.03.2017 г.
Ведущий эксперт сети Антикварных салонов
Иконы из коллекции – редкие гости на антикварном рынке, коллекционеры икон в России также не часто рассказывают о своих собраниях, как говорится, «в прямом эфире», однако сегодня мы рады представить Вашему вниманию интервью с одним из собирателей народных русских икон, Максимом Бурмистровым, взятое в преддверии открытия на нашей виртуальной витрине особого, уникального Раздела «Иконы из коллекции».
В Разделе Иконы из коллекции мы представим Вашему вниманию антикварные иконы из собрания Максима, и Вы сможете купить каждую из представленных икон, заказав их через электронную форму на сайте!
О том, как формировалась коллекция, какие из икон будут продаваться и еще очень много интересного и познавательного Вы сможете узнать из этого материала, ведь Максим интересный собеседник, увлеченный человек, так что рекомендуем Вам прочитать статью и… купить себе отличную икону в новом Разделе!
Беседовал с Максимом Алексей Смирнов, ведущий эксперт сети антикварных салонов 1939.ru, kupistarinu.ru, ofena.ru.
— Максим, здравствуйте, очень рады встретиться с вами и поговорить о новом Разделе на сайте Офеня, в котором мы будем продавать иконы из вашего собрания, о том, как создавалась коллекция, какие принципы вы в нее закладывали.
— Добрый день, Алексей, тоже очень рад встретиться, тем более, что такой хороший повод у нас!
— Максим, сразу хочу начать разговор с вопроса, который меня лично гложет, думаю, что он и у наших читателей возникает сразу: как вообще дошли до жизни такой, что решились распродать коллекцию старинных икон, которую, как я знаю, вы долго и с трудом собрали?
Говорю об этом и с грустью и с легкостью, потому что могу теперь заняться другими делами, которые меня теперь волнуют в большей степени. Собрание это хорошо, но есть семья, дети, нужно двигаться дальше, не зацикливаясь на чем-то одном, близком только тебе.
Вы только представьте себе любого из коллекционеров старинных икон: вот они корпят многие годы над своими собраниями, выискивают, покупают, складывают. Наверное, у богатого, зажиточного (в отличие от меня), коллекционера могут быть не десятки, не сотни, а тысячи старинных икон, и все это сокровище, вся эта красота, вся эта духовность, условно говоря, лежит в шкафах. Если бы это были игрушечные машинки, марки или, скажем, фарфоровые статуэтки, то и ничего страшного, ну лежат и лежат, никого другого, кроме самого собирателя, они, пожалуй, сделать счастливыми и не смогут, кроме, наверное, такого же заядлого собирателя машинок, марок или статуэток, а вот с иконами все совсем не так!
Икона это не просто ценный предмет с материальной, коллекционной точки зрения. Старинная икона это религиозный предмет, обладающий энергетикой, это ведь окно в Горний Мир, связующее звено между верующим человеком и Небом, между человеком и Небесными заступниками, Целителями и Покровителями, и когда такая икона просто лежит в шкафу вместо того, чтобы помогать нуждающимся в такой помощи, людям, становится даже как-то не по себе.
Икона должна работать, ее должны видеть, на нее должны молиться, она всегда должна быть перед глазами, пусть даже если она находится в Красном углу твоей квартиры, а ты всего лишь проходишь мимо, ведь даже боковым зрением ты чувствуешь присутствие святого образа, на котором изображены твои Покровители.
Изначально я тоже активно включился в процесс собирательства, но со временем вопрос о количестве икон стал для меня одним из главных, сейчас он разрешился таким простым образом: я хочу практически полностью расстаться со своим собранием, дабы и другие люди смогли купить хорошую и доступную по цене старинную икону.
— Максим, а каково ваше видение – сколько икон нужно иметь в доме? Этот вопрос, кстати, волнует многих Покупателей старинных икон. Одну, две, сто?
— На этот вопрос можно отвечать бесконечно, но, наверное, я могу тут высказать только свою точку зрения. По-моему, икон должно быть ровно столько, сколько вам нужно. Кому-то хватает одной, кто-то организует молельное место с пятью, или десятью иконами. У кого-то их сто может быть, вся стена или несколько стен в иконах, но заметьте, что все иконы вывешены, они на виду, ими пользуются, значит, как иконами. А вот если пять икон висят, а сто лежат в шкафу – то эти как раз и есть «лишние», их быть не должно.
То есть пока имеющиеся у вас иконы «работают», пока вы молитесь перед ними, помните о них, знаете их, такое количество и будет правильным, и вы можете его увеличивать по возможности. А как только начинается бессмысленное «складирование», значит, надо остановиться.
— Хм, ну что же, на мой взгляд, очень хорошая и правильная теория, трудно с ней не согласиться! Максим, тогда еще один провокационный вопрос – вы продаете абсолютно все иконы, или что-то останется у вас?
— Конечно, не все, но практически все собрание, потому что живу я в весьма скромных условиях, увешивать иконами все стены и углы не имею возможности и не хочу, кроме того, считаюсь с мнением моих близких людей, которые тоже считают, что складировать ничего не нужно, надо расстаться и дать возможность людям купить для своего дома или в подарок хорошую старинную икону, которая была в коллекции, которая приобреталась отнюдь не случайно, с которой бережно обращались, которую ценили и любили.
Я еще раз повторюсь – на Офене выставляются на продажу последние иконы из моего собрания, все остальные иконы уже проданы или подарены мной, их судьба уже полностью и благополучно устроена.
— Хорошо, тогда по какому принципу вы отобрали иконы для продажи, значит, они наименее ценные для вас, что в них не так?
— Алексей, вы задаете совершенно правильные вопросы, точно в цель, как говорится! Дело в том, что конечно, старинная икона старинной иконе рознь, но тут все же все складывается иначе.
Мне дороги все мои иконы, я их очень люблю. Но при тематическом собирательстве возникает эффект повторения одного и того же. Например, в Разделе будет выставлен целый ряд старообрядческих многочастных икон трерядниц. Все они разновременные, разноплановые, написаны в разных регионах, но по сути своей они отражают одну идею – это миниатюрные домашние иконостасы, каждая икона заменяет собой сразу десяток икон, представьте только! Все иконы простого письма, наивного, доброго, отличаются они практически только набором святых образов в среднем регистре.
Для меня все эти иконы одинаково ценны, я очень ими дорожу, потому что они уже слишком редко встречаются на антикварном рынке сегодня, есть и без меня охотники за такими народными краснушками, но скажите, зачем мне их столько? Поэтому я оставил себе одну подобную икону, кстати, очень и очень простую, гораздо проще написанную, нежели те, что будут выставлены на продажу, и мне этого достаточно! С ней связана теплая и памятная история приобретения, покупал я ее у очень мне симпатичного коллекционера, так что всегда при взгляде на нее вспоминаешь и этот эпизод и конкретного человека, добром его вспоминаешь.
Тоже самое с монастырскими иконами, где изображались наши, русские святые, праведники, прославившие свои имена подвигами во имя Господа. Мне очень дороги они, но держать эти иконы без «работы» я не хочу – я уверен, что людям они пригодятся больше, чем мне, они будут им помогать, радовать.
Но у меня останется, например, монастырский образок с изображением преподобного Нила Столобенского, очень простой и незатейливый, но с моей историей – именно с ним мы семьей посещали несколько лет назад Нило-Столобенскую пустынь и мой сын прикладывал его к раке со святыми мощами преподобного.
Поэтому какие-то иконы останутся в семье, простые, но дорогие нашим сердцам и душам. Не в материальном плане ценные и дорогие, а в духовном, это важно.
Да, надо оговориться и о количестве икон, ведь у меня их совсем не так много, так что ни о каких тысячах и сотнях даже речи не идет! Все очень скромно и по-простому. И иконы эти все простые, дешевые и не древние, то есть изначально не те, которыми украшаются музейные экспозиции и не те, что расцыечивают страницы каталогов частных собраний серьезных коллекционеров. Я же всегда говорю, что шел в собирательстве своим путем: все стремились к иконе ценной, «трендовой», коммерческой, а я искал душевные иконы самого простого письма, крестьянской культуры. Это важно понимать, когда будете рассматривать эти иконы. Они очень просты и потому дешевы, доступны.
— Максим, а можно у вас узнать о том, как начинали собирать иконы, с чего все началось?
— Максим, сохранилась ли у вас первая старинная икона, которую вы купили для своего собрания?
— Нет, Алексей, не сохранилась, но я очень этому рад, потому что она сейчас находится у очень хороших людей, я ее им подарил и знаю, что они ее любят и меня, наверное, поминают добрым словом за такой подарок.
— Вы часто дарите иконы из своего собрания?
— Не часто, увы, потому что их у меня не так много, а достаются они мне не так просто, ведь коллекционирование икон, пусть и простых, сопряжено с материальными расходами, а доходы мои весьма и весьма скромны. Иногда приходилось даже какие-то дела откладывать в сторону, чтобы суметь выкупить икону. Но иконы я дарю, это правда, и делаю это с радостью, никогда потом не жалею об этом, более того, считаю искренне, что икона это лучший подарок!
Помните, во времена СССР была поговорка, что «книга – лучший подарок»? Выбивали из нас всю память о прошлом, ведь в имперской России того же XIX века не книга, а именно икона считалась лучшим подарком.
Просто ведь все: ты даришь своему другу, подруге, родственнику икону. И такой подарок уже никто не выкинет, не забросит в ящик письменного стола или в дальний угол чулана. Икона всегда будет с этим человеком, всегда будет на виду и главное – при взгляде на святой образ этот человек будет всегда вспоминать дарителя, то есть тебя и всегда невольно добрая и краткая молитва будет произнесена и о твоей душе, вот что такое икона в подарок!
— Максим, я всегда знал, что вы интересный собеседник, ведь и правда, подарить икону в подарок это замечательная идея!
— В дореволюционной России это была не идея, а национальная традиция, добрая и по-настоящему правильная, исключительно верная традиция. Но сегодня традиция дарить икону в подарок возрождается, и я рад, что могу кому-то, особо мне ценному человеку, также сделать такой запоминающийся презент.
— Максим, давайте поговорим о собрании, как оно формировалось, какие принципы легли в его основу, что вам было интересно, какие цели вы преследовали.
— Скажу честно, изначально ни о каком таком собрании речь не шла. Как верующий человек, я хотел иметь в доме иконы, они у меня были – обычные современные иконы, купленные в церковной лавке при храме. Но в какой-то момент я захотел купить старинную икону, что-то подсказывало мне, что это совершенно другой предмет.
— И как, старинная икона действительно другая?
— Алексей, да, для меня опыт знакомства с первой старинной иконой был просто ошеломляющим, это был момент крутого поворота в моей жизни.
Так получилось, что я купил эту первую икону и сразу уехал с ней на дачу на пару дней, совершенно один, дело было осенью. И я как сейчас помню этот волнительный момент, когда достал из пакета эту икону, дрожащими пальцами, поставил на кровать, прислонив к дощатой стене и тихо сидел, созерцал, а в душе была буквально буря эмоций, какой-то необыкновенный подъем, вихрь. Не описать словами, хотелось и кричать от радости и плакать и в душе все всколыхнулось, трепет необычайный, весь день я к образу тогда подходил и каждый раз подолгу сидел перед иконой и смотрел на нее.
А дальше я вернулся домой, и тут произошло другое волшебство – икону взялись доставать из пакета мои сыны, старшему лет тринадцать было, младшему около десяти. Они вынули ее, положили на кровать и замерли. Я такого никогда не наблюдал, представьте себе – вот они пять минут назад оба играли, бегали, скакали, возились, а тут оба пристроились рядом и два часа (я не преувеличиваю, два часа!) беззвучно сидели над иконой и вот так молча ее рассматривали, только я то думаю, что они не смотрели, а общались с ней, а она – с ними. И потом весь день их и слышно не было, в доме стоял полный штиль. Вот вам и старинная икона, вот вам и первое с ней знакомство, да что говорить, если у кого-то есть уже опыт первого вхождения в его дом именно старинной иконы, я думаю, подобные эмоции испытывали и они, этот момент забыть нельзя.
— Очень интересное предисловие, и все же теперь расскажите о формировании собрания и ваших целях.
— Да, конечно! Поскольку, как я неоднократно уже говорил, финансовые мои возможности были весьма скромны, я начал покупать старинные иконы из разряда самых дешевых и доступных. Тогда еще не было никакого собирательства, я покупал иконы для дома. Одновременно я стал все больше погружаться в тему, потому что если ты хочешь покупать старинные иконы, надо в них разбираться. Мало того, что кругом полно подделок и недобросовестных торговцев, нужно ориентироваться в приобретаемых предметах, знать их происхождение, уметь определить век, школу, видеть наличие и количество реставрационных вмешательств.
Это познание прошлого меня захватило полностью, я начал много читать, покупал книги, «проглатывал» их, покупал еще, одним словом, занялся самообучением и за очень короткий срок достиг в этом деле, как я считаю, значительного прогресса. Но обучение пониманию старинных икон и всего, что с ними связано – процесс долгий, для меня – бесконечный. Я и дальше буду этим заниматься и буду, я надеюсь, приобретать иконы.
Что же касается формирования направления в моей коллекции, то оно тоже пришло не случайно. Я увидел, например, что все «великие» коллекции старинных икон базируются на древних памятниках. Иконы XIV века, XV века, в крайнем случае, XVI века – вот что лежит в основе таких собраний, серьезных коллекций серьезных людей.
Не надо быть особо разбирающимся в древнерусской живописи, человеком, чтобы оценить современный тренд, который сквозит не только в упомянутых частных собраниях, но и в музейных экспозициях: мало кто централизованно собирает и пропагандирует иконопись позднюю, XIX век и вовсе считается «несерьезным», упадническим веком в истории русской иконописи. Дескать, это век «краснушек», «фольгушек» и прочих поточных расхожих икон самого посредственного художественного уровня, так зачем с ними возиться?
Если вы попробуете посмотреть на каталоги и вообще, книги, посвященные русской иконе, то отлично увидите эту несправедливость – практически все печатные издания будут посвящены все тем же иконам, написанным в допетровскую эпоху, иконы восемнадцатого, а тем паче, девятнадцатого века просто игнорируются!
Этот перекос, наверное, в чем-то справедлив, ведь классическая русская иконопись, тяготевшая к Византии и правда, осталась в средневековье, но это отнюдь не должно исключать интереса к поздней иконописи, «глотнувшей» Западного барокко, ищущей новых направлений и стилей, созвучных эпохе, подстраивающейся под запросы своих современников, борющейся, захлебывающейся в сопротивлении дешевой фабричной печатной иконе!
Да, действительно, много среди поздних икон таких, которые и меня, если честно, не трогают в силу уж слишком явно проглядывающей кустарщины, поточной примитивности бесталанной, но ведь и тут можно отыскивать жемчужины, образы, которые меня, например, «встряхивают» очень сильно, волнуют, радуют, удивляют…
Народные иконы, крестьянские примитивы, написанные деревенскими богомазами на потребу сельчан – разве это не удивление, разве не вызывают они в душе своим видом волнение и восхищение работой самобытного мастера-самоучки, иконописца «от сохи», от Бога, в конце концов?
Почему же тогда так мало внимания мы уделяем им внимания сегодня, ведь завтра и этих изделий «низовой культуры» уже не будет, тем более, что к ним наблюдается такое пренебрежение?!
Хотя, не все так печально и в последние лет десять наблюдается взрывной рост в интересе к поздней иконе, в том числе и к чисто народной иконе, к иконам Русского Севера. У меня есть книги и журналы, в которых основной темой повествования служат именно крестьянские иконы и я вижу, что в принципе, в среде нынешнего поколения коллекционеров интерес к иконным народным примитивам, к иконе самобытной вырос колоссально: схватились люди за голову, пришло и к ним понимание того, что за такой иконой – будущее всего собирательства, ведь все иконы средневековья уже давно в музеях и собраниях, учтены, опубликованы, подсчитаны, притока новых экземпляров икон 16 или 15 века просто нет, единичные экземпляры можно не учитывать.
Я прямо тут хочу сказать всем, кто думает о приобретении старинной иконы: ловите, не упускайте сегодняшнего момента, когда есть еще отличный выбор поздних старинных икон 18 или 19 века, лет через десять (при нынешнем просто колоссальном к ним интересе со стороны покупателей) и эти иконы будут недоступны во всех смыслах этого слова – и по скудности предложения и по возросшей стоимости!
Меня народные иконы очень взволновали, меня они тронули, а отсутствие средств на приобретение дорогих икон стало дополнительным стимулом к тому, чтобы увлечься именно простыми иконами, незатейливого, но очень душевного, доверительного письма.
Очень мне нравятся иконы трерядницы – это вообще квинтэссенция народного религиозного быта, настоящие миниатюрные домашние иконостасы, иконы-обереги, иконы-защитницы семьи и домашнего очага. Этим иконам я посвятил отдельную статью, которую, как мне кажется, будет интересно прочитать всем, кто интересуется историей народной иконы, старообрядческой иконы. Иконы трерядницы также будут выставлены на продажу в Разделе Иконы из коллекции, так что каждый желающий сможет купить икону 18 или 19 века, это очень правильные и сильные иконы.
В «нужный момент» пришло ко мне и понимание всей важности для русского человека в дореволюционной России паломничества, ведь в XIX веке паломниками становились, по сути, абсолютно все православные, независимо от их социального положения.
Люди шли, плыли и ехали в монастыри и храмы, дабы лично поклониться мощам праведников, увидеть красоту обителей, помолиться перед чудотворными иконами. Это был их душевный порыв, их главное желание, их малый подвиг. И из таких поездок они привозили дешевые паломнические живописные иконки, которые в монастырях писались монахами, это была статья дохода для обителей.
Вот посмотрит сегодня дилетант на такую иконку и скажет – дескать, а что тут такого, простецкая иконка, маленькая, смешная какая-то, кургузенькая. Вот я музее видел, огромную, всю в золоте, в серебряной ризе с драгоценными камнями, вот это икона!
А для крестьянина-паломника в патриархальной России маленький образок, принесенный пешком за тысячу верст из монастыря был главной ценностью! Знал паломник, что образ написан был монахом, Божьим человеком, отрешившимся от всего земного, от денег, от женщин, от вина и вообще, ото всего материального и искушающего. Монах, пребывающий в посте и в молитвах, писал эту икону, потом ее настоятель обители в церковной службе особой освятил на святых мощах праведника, на ней изображенного, а потом уже сам паломник обошел с образком все святыни обители или храма, прикладывая икону к ним, напитывая ее этой памятью, энергетикой Святого Места. Вот и становится она для него самой ценной, самой дорогой, самой любимой, а мы сегодня, не зная таких подробностей, можем и мимо пройти, не испытав никаких эмоций.
И вот когда я понял все это, когда сам прочувствовал энергию таких предметов, в том числе и посещая монастырские обители, тогда и захотелось прикоснуться к старинным паломническим иконам, постараться их найти и собрать.
Не стоит забывать и о том, что очень многих монастырей сегодня не сохранилось, святые мощи праведников осквернены и утрачены, лишь такие старинные иконы и хранят их изображения, хранят в себе память о прикосновениях к святым мощам их, о том былом величии храмов и обителей.
— Максим, вы снова очень много интересного сказали! Скажите пожалуйста, насколько ценны иконы, которые вы решили продать?
— Алексей, тут вопрос двоякий, ведь ясно, что любая старинная икона может иметь несколько степеней ценности, существующих параллельно! Это и культурная ценность, и религиозная и художественная и конечно же, материальная.
Для меня все эти иконы, в первую очередь, дороги, как памятники нашей религиозной истории, как художественные самобытные произведения, как свидетельство небывалой веры в дореволюционной России. В материальном плане эти иконы нельзя назвать дорогими в силу сегодняшнего антикварного и коллекционерского «тренда», о котором я уже не раз говорю, кроме того, я не хочу заведомо, чтобы продаваемые иконы были дороги, недоступны, хотя инвестиционный потенциал у них, безусловно, есть, и он будет только увеличиваться со временем.
Старинных икон не станет больше, наоборот, с годами купить хорошую и недорогую икону будет все сложней и сложней, благодаря вашей помощи и организации Раздела Иконы из коллекции пусть небольшое количество Покупателей, но сможет купить себе или в качестве доброго подарка друзьям, родственникам, сможет купить хорошие намоленные старинные иконы по самой доступной цене, которая только может быть на иконы из частных собраний.
— Максим, скажите пожалуйста, а почему многие из ваших икон имеют порой даже значительные повреждения – вы не планировали их реставрировать?
— Алексей, вы подняли важную тему для меня. Действительно, некоторые иконы имеют повреждения, есть даже иконы со значительными повреждениями, я никогда не обращал внимания на это при покупке, вернее, скажем так: если икона мне нравилась, я ее покупал в том виде, в котором она была, пусть даже это была икона с большим процентом утрат живописного слоя, но для меня важно было другое. Если икона сохраняла свою целостность в восприятии, если были целы лики и фигуры святых, все остальное было уже не важно – икона в этом случае представляла для меня ценность.
Что касается реставрации икон, то я отношусь к этому процессу резко отрицательно. Любая реставрация, на мой взгляд, даже очень качественная, «музейная», ведет к искажению авторского замысла. Приведу несколько утрированный пример. Представьте себе большую, в два метра высотой, древнюю доску, на оборотной стороне которой имеется авторская надпись: «Икону писал мастер Андрей Рублев», а на лицевой стороне из всей живописи сохранился только один глаз святого. Вот вся доска пустая, есть только один глаз и всем ясно, что икона написана была самым известным русским иконописцем. Икону можно отреставрировать – дописать все остальное, пытаясь угадать, вычислить, представить то, как это могло выглядеть изначально, но ведь это уже будет совсем не Рублев, и как мы с вами будем воспринимать такой «памятник», где только один глаз авторский, а остальное «нафантазировано» современным изографом?
Вот так и с другими иконами – пока икона с утратами, она авторская, оригинальная, в ней есть дух эпохи, она воспринимается правильно, а как только «влезли» в нее реставраторы, дописали недостающее, так начинаешь невольно приглядываться, «а что тут родное, а что тут дописали»? Поэтому в качестве реставрационных вмешательств я допускаю только несколько манипуляций. Во-первых, это очистка старинной иконы от слоя потемневшей олифы, которая мешает воспринимать живопись правильно. Но делать это нужно только в крайнем случае, когда реально олифа не дает проникнуть свету к изображению и его просто не видно.
Во-вторых, это тонировка участков с утраченной живописью, чтобы они светлыми контрастными пятнами не выделялись и не мешали восприятию авторской живописи.
И в-третьих, это укрепление красочного слоя иконы при помощи натурального осетрового клея, на котором изначально изготавливали левкас – грунт под живопись. Заметьте, что все эти допуски не искажают авторский замысел, не наносят живописи никакого ущерба и всегда обратимы.
— Максим, мы обратили внимание, что все иконы, выставленные в Разделе, имеют киот, причем часть из них обрамлена в необычные киоты белого цвета.
— Все верно! Икона должна правильно храниться, чтобы порадовать не только вас, но и ваших внуков и правнуков. Для этого необходимо обеспечить для нее правильные условия, киот для этого просто необходим! Несколько икон имеют оригинальные старинные киоты, в которых они и бытовали все эти века, а киоты белого цвета я изготовил для икон сам. Это киоты из массива сосны, декорированные экологически чистым маслом.
— Максим, мы знаем, что вы занимаетесь и писательством, ведете просветительскую деятельность, публикуете статьи в журналах. Мы также знаем, что многие из икон, представленные в Разделе Иконы из коллекции уже были опубликованы, что, безусловно, сообщает им большую ценность для будущего владельца.
— Алексей, все верно, все верно! Я сотрудничаю с альманахом «Деньга», в котором вышла и продолжает публиковаться целая серия статей, посвященных иконам и паломничеству, и конечно, иконы из моей коллекции, ныне представленные в ассортименте Антикварного салона Офеня там тоже представлены достаточно широко.
На мой взгляд, публикация памятника в печатных изданиях – это самый правильный подход, ведь люди могут увидеть старинные иконы и прочитать про них информацию, почерпнуть новые полезные знания, такая публикация, безусловно, должна и влиять на ценность старинной иконы, если она продается. Это – всемирная практика, и чем больше икону «засветить» в журнальных статьях, каталогах, справочниках и монографиях, тем логичнее предположить увеличение к ней интереса со стороны потенциального покупателя.
Я рад, что приобретатели икон из моего скромного собрания получат возможность получить вместе с иконой не только Экспертизу, но и журнал с публикацией памятника!
— Максим, благодарим вас за обстоятельную и захватывающую беседу, хотим только спросить – будет ли Раздел Иконы из коллекции пополняться?
— Алексей, я вас также благодарю, желаю всем Посетителям антикварного салона Офеня хороших покупок, добрых икон!
Да, Раздел будет пополняться, но он уже будет пополняться не за счет икон, которые мною были куплены несколько лет назад, а просто я буду выступать в роли консультанта, и, так сказать, гаранта правильного предмета.
Это наверное, будет в чем то сродни таким известным брендам, как «Торты от Палыча» или «Платье от Диор». Я шучу, конечно, но мне хочется, чтобы в этом разделе был представлен особый пласт предметов, объединенных одной идеей и отобранных мной среди сотен и тысяч икон, предлагаемых на рынке. Я думаю, что Покупателю всегда приятно, что он будет полностью уверен в предмете приобретения и получит исчерпывающую консультацию о нем в виде качественного текстового описания, верно? Вот такую помощь я могу оказать.
— Максим, еще раз благодарим вас!
В заключение хочется только добавить, что все иконы, выставляемые в Разделе Иконы из коллекции, будут иметь официальное Экспертное заключение, а многие из них еще и будут укомплектованы журналами, в которых есть упоминание об этих конкретно, иконах и в которых фотографии живописных памятников были опубликованы.
Заходите в магазин икон Офеня, покупайте старинные иконы из коллекции!