Что можно сделать с содой опыты
Все опыты с содой. Часть 1
Уже несколько недель подряд мы скупаем всю соду и уксус во всех ближайших магазинах. А все потому, что мы решили сделать все опыты, в которых присутствует сода и кислота. Святослав достиг того возраста, когда чувствует себя настоящим экспериментатором. Проводить опыты теперь его любимое развлечение и увлекательный досуг. А младший уже спешит пододвинуть стульчик к столу и подсесть поближе, сопровождая все забавными возгласами.
Надо сказать, что опыты – это не только интересное зрелище, но и повод, для того чтобы поразмыслить над происходящим (для старшего ребенка), выдвинуть гипотезы, почему происходит именно так. А иногда и повторить опыт, меняя составляющие. Иногда не происходит желаемого результата, к примеру, из-за низкой концентрации кислоты или лишнего воздуха, там где его быть не должно. И тогда — это тоже результат, повод для размышления, повторения опыта, и исправления неточностей.
Для справки: Взаимодействие соды с уксусом называется реакцией нейтрализации. Суть её состоит в том, что кислота при взаимодействии с щелочью (содой) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ.
Основными ингредиентами всех опытов, указанных ниже, является сода и кислота. В некоторых случаях я использую лимонную кислоту в концентрации 1-2 чайные ложки на стакан воды. А иногда — 9% столовый уксус.
Итак начнем наше путешествие по содовым опытам.
1. Извержение вулкана.
Это один из самых любимых детских опытов! Его наверняка знают все, но для полной коллекции не могу его здесь не указать. После многократного повторения бурной реакции соды с кислотой, у ребенка, рано или поздно, возникнет вопрос, почему так происходит в природе? Расскажите ему, что Земля состоит из ядра, мантии и коры, и иногда в земной коре образуются отверстия, которые называются вулканами. Через жерло вулкана из глубин земли вырывается горячая расплавленная лава, а также пепел и газ. Также найдите на карте до сих пор действующие вулканы или расскажите о наиболее сильных извержениях, которые разрушили города в древности.
Для опыта понадобится:
Поднос или блюдо
Сода, уксус, немного краски или красителя, жидкое мыло.
Пластиковая бутылка
Существует масса способов сделать вулкан. Самый распространенный — в качестве основы взять пластиковую бутылку, затем вокруг этой бутылки вылепить гору. Это можно сделать из соленого теста, затвердевающей массы для лепки, пластилина.
Так же в теплое время гору можно сделать из песка прямо в песочнице, поставив внутрь бутылку.
Что делаем: Насыпаем в бутылочку соду и краситель, добавляем пару ложек моющего средства.
Затем аккуратно добавляем кислоты.
Вулкан начинает извергать мыльную пену.
Последний наш вулкан был вылеплен из соленого теста, подкрашенного кокао, внутри сделано углубление. Наш вулкан сох на подоконнике около 5 дней, после чего уже на протяжении недели работает в напряженном режиме извергая лаву каждый день. А это фото из нашей песочницы, сделанное несколько лет назад.
2 опыт. Надуваем шар
Что делаем:
Примерно 1/3 бутылки заполняем кислотой.
В воздушный шар насыпаем через воронку соду.
Надеваем на горлышко бутылки воздушные шар, и постепенно высыпаем соду из шарика в бутылку.
Результат: Шарик начинает надуваться за счет выделения углекислого газа.
3 Выращивание кристаллов из соды
Наливаем горячую воду в стакан или банку. Добавляем соду и размешиваем. Когда сода перестанет растворяться — это значит, что «пищи» достаточно. Я добавила около 15 столовых ложек соды, чтоб уж наверняка 🙂
На нитку подвешиваем предметы, на которых будем выращивать кристалл. Я брала синельную проволоку, но можно подвесить любой предмет. Нитку привязываем к палочке и устанавливаем на банку. Ждем около суток.
Почему так происходит: При остывании жидкости, сода прекратила растворяться и стала оседать на нитке с фигуркой. Когда вода, насыщенная содой, начала понемногу испаряться, кристаллы стали «расти.
Зимой мы проводили опыт по выращиванием кристаллов из соли, такие кристаллы получаются еще более интересными и «кристаллическими», чем содовые.
4 Рисование на соде
С помощью соды, красителя и кислоты можно создавать узоры. Это один из способов необычного рисования, который стоит попробовать.
Вариаций подобного рисования может быть много. Для начала, нужно насыпать соду в широкое блюдо и равномерно её распределить. А дальше — уже вариации.
Красители: можно развести водой и капать на соду. А можно воспользоваться сухими красителями и насыпать узором, а уже потом капать жидкость.
Кислота: Можно капать в соду кислоту, а можно посыпать соду кристаллами лимонной кислоты и капать водой.
Ну и конечно же в качестве источника жидкости можно использовать разные приспособления: пипетки, шприцы, спринцовки, брызгать из распылителя.
Сначала мы капали на соду разведенными в воде красителями с растворенной лимонной кислотой. А в другом варианте посыпали соду лимонной кислотой, затем наносили узор красителями, и распылителем брызгали воду в блюдо, и вот что вышло.
после того как все перемешается можно взять палочку и порисовать, смешивая все краски. Нанесенный узор не растекается, а «держит форму»
А меленькому Тимофею, все наше безобразие безумно нравится, и он, естественно, не может удержаться, чтобы не потрогать все это 🙂
5. Содовые бомбочки.
Для этого опыта необходимо заранее слепить содовые бомбочки.
Как делать: в миске смешиваем соду и гуашь + несколько капель воды, чтобы замесить густую массу. Масса должна хорошо лепиться руками. Делаем из этой массы комочки и оставляем сохнуть на сутки.
И вот что получается: А уже эти комочки можно бросать в кислую воду и смотреть, как они начинают шипеть и пузыриться и постепенно окрашивать воду.
Еще один необычный вариант использовать такие содовые бомбочки — это добавить в стакан масло.
На дно стакана я насыпала лимонную кислоты и блестки, добавила воды и растительного масла.
Затем добавляем в стакан содовый шарик и наблюдаем как летают блестки и капельки масла.
Еще более зрелищным этот опыт становится, если бросить вместо содовых шариков шипучую таблетку, посмотрите это видео здесь.
6. Лед из соды
Многие дети любят морозить и растапливать лед и, добавив в воду соды, этот процесс становится еще более интересным и необычным для ребенка.
Прежде всего необходимо сделать концентрированный содовый раствор и распределить по формам.
Когда лед будет готов — выкладываем его на блюдо.
Для растапливания льда понадобится горячая вода с растворенной лимонной кислотой, примерно 1-2 чайной ложки на стакан.
Выдаем ребенку шприц или спринцовку и наблюдаем как плавится лед с брызгами и пузырьками. Вариации: Добавьте в формочки для льда, перед заморозкой, какие-нибудь сокровища, например, красивые бусины, тогда ребенок будет с еще большим энтузиазмом их добывать из кусочков льда.
7. Танцующий рис
В воду добавляем темный рис (можно любую крупу) — крупа оседает на дно.
Затем добавляем ложку соды, тщательно размешиваем. Начинаем вливать в стакан уксус.
Каждая рисинка покрывается маленькими шариками и начинает «танцевать» в стакане, поднимаясь вверх, а затем, опускаясь вниз. После того, как танец начинает затихать, можно добавить в воду краситель и понаблюдать как он распределяется по стакану.
8 Содовый взрыв
Все наверное помнят, как шампанское стреляет в потолок, если потрясти бутылку. Вот примерно точно также, с помощью соды и уксуса можно запустить «ракету» в комнате.
Сначала примеряем к бутылке пробку, она не должна проваливаться внутрь. По желанию ребенка, декорируем пробку «под ракету».
В бутылку, наливаем 1/3 часть столового уксуса.
В кусочек туалетной бумаги кладем чайную ложку соды и сворачиваем в рулончик. Сверток с содой опускаем в бутылку и закрываем её пробкой. Наблюдаем запуск ракеты.
10 Делаем газированный напиток.
Нам понадобятся 2 соломинки для напитков. На одной из них делаем надрез и соединяем их, чтобы трубочка стала еще длиннее (конечно при необходимости, в случае, если одной трубочки не достаточно, чтобы соединить два сосуда)
В крышке от бутылки шилом проделываем отверстие под трубочку.
Вставляем трубочку в крышку.В стакане готовим напиток, который будем газировать.
Свободный конец трубочки опускаем в стакан со сладкой водой.
В бутылку насыпаем 3 чайные ложки соды, затем добавляем уксус и быстро закрываем крышку с трубочкой.
Как вариант, можно сначала налить кислоту в бутылку, а затем бросить сверток с содой, как в предыдущем опыте. Тогда реакция начнется не так стремительно, как раз для того, чтобы успеть закрутить крышку.Результат: В стакан по трубочке устремляется углекислый газ, наполняя нашу воду пузырьками воздуха.
11. «Пузыри в банке» — это один из самых странных опытов. Но поскольку такой опыт существует, мы не можем пройти мимо него.
Сразу скажу, что делали мы его несколько раз в различных вариациях, чтобы получить обещанный результат. Но результат все равно получался иным.
Итак, для опыта нам понадобится трех литровая банка, сода, уксус и мыльные пузыри. На дно насыпаем соду, наливаем уксус. Начинается реакция с выделением углекислого газа. А теперь берем мыльные пузыри и начинаем вдувать их в банку.
Обещанные результат — мыльные пузыри повисают в центре банки за счет «подушки» из углекислого газа.
12. Ну и напоследок добавим немного огня. Наблюдаем над тем, как углекислый газ тушит огонь. Дайте возможность ребенку самому понять, почему так происходит.
А еще обязательно попробуйте сделать «снег» из соды. Подробнее об этом смотрите здесь.
И это еще не все опыты из соды! В следующей статье я расскажу про опыты с содой, которые проводят в Монтессори-классах.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. Так вы скажите автору спасибо 🙂
Конспект занятия по экспериментированию «Эта удивительная сода»
Наталья Федорищева
Конспект занятия по экспериментированию «Эта удивительная сода»
Цель: изучить свойства пищевой соды.
Задачи: найти информацию о пищевой соде и способах её получения;
— выяснить области её применения;
— исследовать свойства пищевой соды;
— проанализировать полученные результаты
— доказать, что вокруг нас можно найти много интересного и необычного, доступного для наблюдения и изучения.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, безопасность, коммуникация, здоровье, труд.
Образовательные: закрепить знания детей о свойствах соды;
учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
организовать познание детей через самостоятельный поиск;
активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие: развивать познавательную активность, умения делать выводы, умозаключения, закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.
Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, аккуратности при выполнении работы.
Практические: формировать навыки экспериментальной деятельности, закреплять умения и навыки работы с различными материалами.
Оборудование и материалы: халаты, шапочки на каждого ребенка, ложки, прозрачные стаканы, воздушные шары по количеству детей, подносы, влажные салфетки, вода, краски, планшеты для рисования содой, пипетки для рисования,
Технические средства: мультимедийный экран, компьютер.
Ход занятия:
Организационный момент: Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я!
Педагог: Ребята хотите узнать, чем мы сегодня будем заниматься.
Педагог: А для этого я вам предлагаю отгадать загадку. Загадка спрятана в конверте вам его надо найти. И я предлагаю вам самим ее прочитать.
1. Что за чудо порошок
2. Белый словно снег
3. Помогает он в быту и даже в медицине.
Дети в поиске конверта. Педагог дает подсказки, где может быть спрятана загадка. Найдя первый конверт, дети его читают.
Дети: Сода.
Молодцы! Вы правильно отгадали мою загадку.
Педагог: Давайте узнаем, что такое сода?
Сода-гидрокарбонат натрия NaHCO3, кислая соль угольной кислоты, белый кристаллический порошок, используется в медицине и кулинарии.
• Без цвета и запаха, вкус солоновато-мыльный
• Хорошо растворима в воде
Педагог: Ребята, а вы знаете, где и как добывали соду? Соду извлекали из месторождений в виде минералов и добывали из содовых озер путем управления воды.
В России отсутствуют месторождения, которые пригодны для промышленной добычи соды. В России крупнейшим производителем пищевой соды является Стерлитамакский завод «Башкирская содовая компания». Именно эту соду в желто-красных пачках мы и видим на прилавках российских магазинов.
Педагог: Благодаря своим способностям хорошо растворяться в воде, а также вступать во взаимодействие с кислотами, образуя в результате реакции углекислый газ, сода находит применение:
• при выпечки различных изделий
• в медицине для приготовления антибиотиков
• в производстве стекла
Педагог: Ну, вот ребята теперь, мы с вами знаем что такое-сода, что это белый порошок без цвета и запаха, вкус солоновато-мыльный, хорошо растворима в воде; места ее зарождения, сода находит применение.
Педагог: Дети вы знаете, кто работает в лаборатории?
— А чем они занимаются ученые?
Дети: Проводят опыты, делают открытия и т. д.
— Хотите стать учеными?
— Сегодня мы с вами превратимся в ученых, поработаем в лаборатории и попробуем сделать открытие.
— Вы знаете, как нужно вести себя в лаборатории?
Дети: Не шуметь, быть аккуратными и внимательными, и соблюдать технику безопасности.
Педагог: Ну, что я предлагаю приступить к исследованию соды.
Проблемно –поисковая деятельность:
1. Опыт «Кипящее озеро»
Нам понадобится: миска с водой, лимонная кислота, сода, 2 чайные ложки и ложка побольше для размешивания. Пусть вода в миске будет озером. Добавим в озеро немного соды и лимонной кислоты, озеро закипит.
Вывод: Вулкан, который мешают, извергается сильнее, так, как перемешивая воду в озере, мы помогаем молекулам соды и лимонной кислоты быстрее встречаться.
2. Опыт. «Надуваем шар»
Примерно 1/3 бутылки заполняем кислотой.
В воздушный шар насыпаем через воронку соду.
Надеваем на горлышко бутылки воздушные шар, и постепенно высыпаем соду из шарика в бутылку.
Вывод: пищевая сода и кислота, вступая в реакцию при их соединении, выделяют углекислый газ, который и надувают шарик.
3. Опыт «Разноцветный вулкан»
И так,для опыта нам понадобятся:
Сода пищевая 5 столовых ложек.
Кислота лимонная 5 столовых ложек. Вы можете взять любое количество,главное соблюдать соотношение 1:1.
Красители пищевые или вода, подкрашенная акварельными красками
Емкости с водой, ложки, поднос.
4. Опыт. «Рисование на соде»
С помощью соды, красителя и кислоты можно создавать узоры. Это один из способов необычного рисования, который стоит попробовать.
Вариаций подобного рисования может быть много. Для начала, нужно насыпать соду в широкое блюдо и равномерно её распределить. А дальше — уже вариации.
Красители: можно развести водой и капать на соду. А можно воспользоваться сухими красителями и насыпать узором, а уже потом капать жидкость.
Кислота: Можно капать в соду кислоту, а можно посыпать соду кристаллами лимонной кислоты и капать водой.
Ну и конечно же в качестве источника жидкости можно использовать разные приспособления: пипетки, шприцы, спринцовки, брызгать из распылителя.
Итог: Все дети подходят к воспитателю.
Педагог: Ну что, ребята. Мы сегодня побывали в роли ученых. Вам понравилось? Что нового и интересного вы узнали? Что вам больше всего запомнилось?
Педагог: А еще мы познакомились с веществом – пищевой содой. Наши опыты показали, что сода взаимодействует с различными веществами, мы увидели, что с ней происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу вручить медаль «За любознательность». Желаю вам продолжить экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо большое.
«Что мы знаем о воздухе?» Конспект интегрированного занятия по экспериментированию в подготовительной группе Интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе. Тема: «Что мы знаем о воздухе?» Познавательно-исследовательская.
Конспект занятия по экспериментированию в младшей группе «Снег и его свойства» Цель: Ознакомление детей со свойствами снега. Задачи: Образовательные • Способствовать расширению знаний о свойствах предмета (подвести.
Конспект занятия по экспериментированию с водой и песком «Пирожки для Маши» Технологическая карта образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на основе системно – деятельной технологии Петерсон.
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию пальчиками во второй младшей группе «Удивительная белая краска» Конспект занятия по нетрадиционному рисованию пальчиками во второй младшей группе. Тема: «Удивительная белая краска». Цели и задачи:.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.
Конспект занятия по экспериментированию «Бутон» во второй младшей группе Здравствуйте уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию занятие по экспериментированию во второй младшей группе. Цель: продолжать.
Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной группе Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Программное.
Опыты с содой и уксусом для детей
Дети в любом возрасте очень познавательны, именно поэтому любого ребенка легко будет увлечь разнообразными опытами. Один из самых распространенных видов опытов-это опыты с содой и уксусом. Занимательные уроки химии для детей можно проводить с помощью этих двух элементов: можно надуть воздушный шар без любых усилий, вырастить кристалл, и даже сделать вулкан, извергающий лаву.
Действующий вулкан
Какой малыш не придет в восторг от извержения самодельного вулкана? На самом деле построить такой вулкан достаточно просто. Для опыта понадобится поднос, пластиковая бутылка и пластилин, либо подкрашенное солёное тесто. Бутылку снизу можно обрезать, чтобы вулкан не получился слишком высоким, а донышко закрепить тем-же пластилином или соленым тестом. Бутылка устанавливается на поднос вертикально, после чего его необходимо облепить пластилином или тестом так, чтобы получился вулкан.
После того, как внешне вулкан подготовлен, нужно насыпать через горлышко соду, краситель и добавить пару ложек моющего средства для посуды (проще всего будет проще сделать это с помощью воронки). Для активации вулкана нужно налить в бутылку соду. При взаимодействии соды, моющего средства и уксуса начинает активно выделяться пена, а краситель окрасит её в красный цвет (или любой другой, который был добавлен в бутылку).
Выращивание кристалла
Опыт по выращиванию кристалла будет проходить в несколько дней, ведь кристаллу для образования на поверхности требуется немало времени. Для приготовления кристалла достаточно взять банку с горячей водой и добавить в неё соду. Точное количество соды рассчитать трудно, ведь объем банок бывает разный. Соду нужно добавлять постепенно, размешивая, до тех пор, пока она не перестанет растворяться.
Кристалл будет образовываться на любом предмете, опущенном в воду, наполненную содой. Самым простым вариантом будет взять нитку или проволоку и привязать её к карандашу. Карандаш устанавливается на банку так, чтоб привязанный предмет был погружен в воду. По мере остывания и испарения воды сода будет оседать на опущенном предмете и тем самым образовывать кристалл. Чем дольше предмет будет находиться в воде, тем больше вырастет кристалл.
Как надуть шарик с помощью соды и уксуса
Многие дети могут воспринимать такой опыт как фокус, ведь шарик будет надуваться без помощи насоса или рта. Для проведения такого опыта нужны бутылка, сода, уксус и воздушный шарик.
В бутылку необходимо налить уксус в соотношении 1 к 3, этого будет вполне достаточно. После этого в шарик необходимо насыпать небольшое количество соды, удобнее всего это будет сделать через воронку.
Далее необходимо плотно надеть шарик на горлышко бутылки и начать постепенно высыпать соду из шарика в бутылку с уксусом. При взаимодействии элементов в таком соотношении начнет активно выделяться углекислый газ. Газ начинает заполнять воздушный шар, тем самым его надувая.
Единственный минус такого способа заключается в том, что выделяемый газ гораздо тяжелее обычного воздуха, и он будет падать на пол быстрее обычного, надутого простым воздухом.
Как с помощью соды и уксуса сделать напиток газированным
Такой опыт, как и предыдущие основан на взаимодействии соды и уксуса. Для опыта понадобится стакан с жидкостью, которая после эксперимента станет газированной, сода с уксусом, бутылка с крышкой и трубочки от сока.
Для начала необходимо прорезать в крышке от бутылки дырочку таким образом, чтобы туда плотно поместилась трубочка, закрепить. Второй конец трубочки опускается в напиток. После этого в бутылку наливается уксус, и кладется сода. Как только сода попала в уксус необходимо максимально быстро закрутить крышку, чтобы газ не успел выйти. Как результат газ, выделяемый при взаимодействии элементов, будет проходить по трубочке в стакан и заполнять газом напиток.
Существует множество различных опытов с уксусом и содой, а также с другими веществами. Важно при проведении всех опытов помнить о правилах безопасности, и о том, что опыты должны приносить только позитивные эмоции.