Что можно сделать с помощью циркуля
Построения с помощью циркуля и линейки
Построения с помощью циркуля и линейки — раздел евклидовой геометрии, известный с античных времён.
В задачах на построение возможны следующие операции:
При этом циркуль и линейка считаются идеальными инструментами, в частности
Содержание
Простой пример
Задача. С помощью циркуля и линейки разбить данный отрезок AB на две равные части. Одно из решений показано на рисунке:
Правильные многоугольники
Античным геометрам были известны способы построения правильных n-угольников для , , и .
Гаусс показал в 1796 возможность построения правильных n-угольников при , где — различные простые числа Ферма. В 1836 П. Ванцель доказал, что других правильных многоугольников, которые можно построить циркулем и линейкой, не существует.
Известные задачи
Неразрешимые задачи
Следующие три задачи на построение были поставлены ещё в античности:
Только в XIX веке было доказано, что все три задачи не имеют решения. Вопрос возможности построения полностью решён алгебраическими методами, основанными на теории Галуа.
Возможные и невозможные построения
Все построения являются ничем иным, как решениями какого-либо уравнения, причем коэффициенты этого уравнения связаны с длинами заданных отрезков. Поэтому удобно говорить о построении числа — графического решения уравнения определенного типа. В рамках вышеописанных требований, возможны следующие построения:
Иначе говоря, возможно построить лишь числа равные арифметическим выражениям с использованием квадратного корня из исходных чисел (длин отрезков). Например,
Вариации и обобщения
Забавные факты
См.также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Построения с помощью циркуля и линейки» в других словарях:
Построения при помощи циркуля и линейки — Построения с помощью циркуля и линейки раздел евклидовой геометрии, известный с античных времён. В задачах на построение возможны следующие операции: Отметить произвольную точку на плоскости, точку на одной из построенных линий или точку… … Википедия
Построение с помощью циркуля и линейки — Построения с помощью циркуля и линейки раздел евклидовой геометрии, известный с античных времён. В задачах на построение циркуль и линейка считаются идеальными инструментами, в частности: Линейка не имеет делений и имеет сторону бесконечной … Википедия
геометрические построения — приёмы, позволяющие по графически данным элементам (точкам, прямым, окружностям) найти (построить) с помощью наперёд заданных средств другие элементы, связанные с данными некоторыми условиями. Наиболее известны построения с помощью циркуля и… … Энциклопедический словарь
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ — приемы, позволяющие по графически данным элементам (точкам, прямым, окружностям) найти (построить) с помощью наперед заданных средств другие элементы, связанные с данными некоторыми условиями. Наиболее известны построения с помощью циркуля и… … Большой Энциклопедический словарь
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ — приёмы, позволяющие по графически данным элементам (точкам, прямым, окружностям) найти (построить) с помощью наперёд заданных средств др. элементы, связанные с данными нек рыми условиями. Наиболее известны построения с помощью циркуля и линейки… … Естествознание. Энциклопедический словарь
Геометрические построения — решение некоторых геометрических задач при помощи вспомогательных инструментов (линейка, циркуль и т.п.), которые предполагаются абсолютно точными. В исследованиях по Г. п. выясняется круг задач, разрешимых с помощью заданного набора… … Большая советская энциклопедия
Построение циркулем и линейкой — Построения с помощью циркуля и линейки раздел евклидовой геометрии, известный с античных времён. В задачах на построение возможны следующие операции: Отметить произвольную точку на плоскости, точку на одной из построенных линий или точку… … Википедия
Квадратура круга — Круг и квадрат одинаковой площади Квадратура круга задача, заключающаяся в нахождении построения с помощью циркуля и линейки квадрата, равновеликого по площади данно … Википедия
Удвоение куба — классическая античная задача на построение циркулем и линейкой ребра куба, объём которого вдвое больше объёма заданного куба. Наряду с трисекцией угла и квадратурой круга, является одной из самых известных неразрешимых задач на построения с… … Википедия
Гаусс Карл Фридрих — (Gauß) (1777 1855), немецкий математик, иностранный член корреспондент (1802) и иностранный почетный член (1824) Петербургской АН. Для творчества Гаусса характерна органическая связь между теоретической и прикладной математикой, широта… … Энциклопедический словарь
Построение с помощью циркуля и линейки — описание, алгоритмы и задачи
Построение с помощью циркуля и линейки – древнейший способ расчета в евклидовой геометрии. Известен со времен Древней Греции. Данная тема изучается в средних и старших классах на уроках геометрии.
Рассмотрим все случаи построения на конкретных примерах.
Построение отрезка, равного данному
Есть отрезок СD. Задача — начертить равнозначный данному отрезок той же величины.
Строится луч, имеющий начало в т. A. Циркуль отмеряет существующий отрезок CD. Циркулем откладывается отрезок, равнозначный первому отрезку, на том же начерченном луче от его начала (A).
Для подобного чертежа ножку с иглой закрепляют в начале луча A, а с помощью части с грифелем проводится дуга до места соприкосновения с лучом. Данную точку можно обозначить т. B.
Отрезок AB будет равнозначен отрезку СD. Задача решена.
Деление отрезка пополам
Имеется отрезок AB.
Сначала следует нарисовать окружность с радиусом больше половины отрезка AB с центром в т. A.
Далее чертится круг с тем же радиусом с серединой в т. B. В местах пересечения окружностей имеем т. C и т. D.
Сквозь эти точки требуется провести прямую линию. Получаем т. E, которая будет серединой отрезка AB.
Построение угла, равного данному
Вблизи угла проводится луч ED. Далее чертится окружность с серединой в т. B. В итоге имеем точки M и N.
Оставив раствор циркуля прежним, рисуют круг с серединой в т. E. В точке соприкосновения имеем т. K.
Поменяв раствор циркуля на длину расстояния между т. M и т. N, нужно провести окружность с серединой в т. K. В итоге получается т. F. После чертится прямая из т. E через т. F. Образуется угол DEF, который будет равнозначен углу ABC. Задача решена.
Построение перпендикулярных прямых
Пример 1
Точка O находится на прямой a.
Есть прямая и точка, находящаяся на ней. Нанести линию, идущую через существующую точку и находящуюся под прямым углом к имеющейся прямой.
Шаг 1. Чертим круг с рандомным радиусом r с серединой в т. O. Окружность соприкасается с прямой в т. A и т. B.
Шаг 2. Из имеющихся точек строится круг с радиусом AB. Точки С и D являются точками соприкосновения окружностей.
Приложив линейку, чертят прямую, сквозь т. O и одну из т. C или т. D, к примеру отрезок OC.
Доказательство, что прямая OC лежит перпендикулярно a.
Намечаются два отрезка — AC и CB. Получившиеся треугольники будут равны, согласно третьему признаку равенства треугольников. Значит, прямая CO перпендикулярна AB.
Пример 2
Точка O находится вне прямой а.
Нарисовать окружность с радиусом r из т. O. Она должна проходить сквозь прямую a. A и B — точки её соприкосновения с прямой.
Оставив прежний радиус, рисуем окружности с серединой в т. A и т. B. Точка O1 — место их соприкосновения.
Рисуем линию, соединяющая т. O и т. O1.
Доказательство выглядит следующим образом.
Две прямые ОО1 и AB пересекаются в т. C. Согласно третьему признаку равенства всех треугольников AOB = BO1A. Из данного вывода следует, что угол OAC = O1AC. Одноименные треугольники также будут равны (согласно первому признаку равенства всех треугольников).
Исходя из этого, выводим, что угол OCA = O1CA, а, учитывая смежность углов, приходим к пониманию, что они прямые. А это означает, что OC – перпендикулярный отрезок, опущенный из т. O на прямую a. Задача решена.
Построение параллельных (непересекающихся) прямых
Имеется прямая и т. А, не лежащая на этой прямой.
Нужно отметить прямую, проходящую через т. A, и параллельную имеющейся прямой.
Берется рандомная точка на имеющейся прямой и именуется B. С помощью циркуля строится окружность радиуса AB с серединой в т. B. В месте пересечения окружности и данной прямой отмечается т. C.
Оставив прежний радиус, рисуется еще одна окружность, теперь уже с центром в т. C. При правильных расчетах дуга должна пройти через т. B.
C тем же радиусом AB строится окружность с серединой в т. A. Точку соприкосновения второй и третьей окружностей назовем D. Третья окружность, учитывая верность расчетов, также пройдет через т. B.
Проводится прямая через т. A и т. D, которая станет параллельной первой. В итоге, получились две параллельные прямые, BC и AD.
Построение правильного треугольника, вписанного в окружность
Правила построения правильного треугольника, вписанного в окружность:
Отметить отрезок AB, чья длина будет равняться а.
Взять циркуль. Часть с иголкой расположить на т. А, а часть с карандашом на т. B. Прочертить окружность. В итоге, радиус круга будет равнозначен длине отрезка AB.
Далее иглу размещают на т. B, а часть с грифелем на т. A. Чертится круг. В итоге, его радиус будет равнозначен длине отрезка AB.
На чертеже окружности пересеклись в двух точках. Далее нужно соединить т. A и т. B и одну из вышеупомянутых точек. В результате получится равносторонний треугольник.
Стороны такого треугольника равнозначны радиусам двух окружностей, которые равны длине а. Задача решена.
Построение правильного четырехугольника вписанного в окружность
Вариант 1
Исходя из данности, что диагонали любого квадрата пересекаются в середине окружности и находятся по отношению к его осям под углом 45 градусов, производят следующие действия. Пользуясь линейкой и уголком с углами 45 градусов (см. рисунок), размечают вершины т. 1 и т. 3.
Сквозь данные точки чертят отрезки, стороны четырехугольника, расположенные по горизонтали. Это т. 4 и т. 1, т. 3 и т. 2. В конце линейкой и уголком по его катету проводятся линии, расположенные по вертикали (высоты), отрезок т.1 — т. 2 и отрезок т. 4 — т. 3.
Вариант 2
Так как вершины правильного четырехугольника разделяют наполовину дуги окружностей, между точками диаметра (см. рисунок), то для достижения результата делают следующее: отмечают на точках перпендикулярных диаметров т. A, т. B и т. C и рисуют дуги до их соприкосновения.
После чертят прямые через места соприкосновения дуг, которые выделены на фигуре линиями. Точки соприкосновения с окружностью будут являться вершинами — это т. 1 и т. 3, т. 4 и т. 2. Данные вершины полученного квадрата соединяют друг с другом.
Задача выполнена двумя способами.
Построение вписанного в окружность правильного пятиугольника
Поместить на окружность т. 1, считая ее за вершину пятиугольника. Разделить отрезок AO пополам. Чтобы произвести подобную операцию, из т. A чертят дугу до места соприкосновения с окружностью в т. M и т. B.
Расположив конкретные точки на прямой, получаем т. K, и после совмещаем с т. 1. Радиусом, длина которого – отрезок А1, сделать изгиб из т. K до места соприкосновения с линией АО в т. H. После совместить т. 1 и т. H, образуя одну из пяти сторон пятиугольника.
Взять циркуль, величина раствора которого будет равна отрезку т.1 — т. H, нарисовать изгиб из т. 1 до соприкосновения с кругом. Так находят вершины 2 и 5. Отметив точки на вершинах 2 и 5, получают вершины 3 и 4. В конце все точки совмещают друг с другом.
Построение правильного шестиугольника, вписанного в окружность
Решение подобной задачи строится на свойствах, где сторона шестиугольника равнозначна радиусу круга.
Для расчета разделяют круг на шесть ровных частей и последовательно совмещают все полученные точки (см. рисунок). Задача решена.
Проект по математике «Рисование циркулем»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОШ №1» Г.ЖИЗДРЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Автор: Мурнаева Валентина,
учащаяся 5б класса
Руководитель: Яшина Н.М.,
С детства я очень люблю рисовать. Однажды на уроке математики, когда мы изучали тему «Окружность и круг», нам предложили нарисовать рисунок циркулем. Можно было скопировать рисунки из учебника, можно было придумать свой рисунок. Я очень увлеклась этим занятием и позднее решила этому посвятить свой проект.
Тема моего проекта называется « Рисунки циркулем».
вручную сделать практические и творческие задачи на построение циркулем.
изучить сведения по этому вопросу в школьном учебнике математики,
сделать самостоятельно рисунки циркулем,
найти новые способы создания рисунков с помощью различных источников информации,
сделать мультимедийную презентацию о создании простейшего орнамента циркулем.
Гипотеза: я предположила, что рисование циркулем – это просто и увлекательно и это занятие кому-нибудь нужно.
Начав с копирования рисунка из учебника, я стала, затем придумывать свои и выполнять рисунки в цвете. Мне очень нравился этот процесс. Мне нравилось, что учитель меня хвалит и поддерживает. Затем мы стали усложнять рисунки, придумывая целые композиции, например: животное, цветок, какой-нибудь сюжет, а затем стали придумывать орнаменты. Это было уже непросто, не все получалось. Я стала искать рисунки в интернете, в библиотеке. Оказывается, что существуют целые программы на компьютере, чтобы рисовать циркулем не вручную, а с помощью машины, т.е. техники.
Таким образом, я поняла, что очень сложные и красивые рисунки не так легко создать, что человек позвал на помощь себе машину.
Я узнала, что орнаменты применяются в строительстве, для украшения, в раскраске стекол для различных целей, для раскраски тканей и т.д.
В ходе работы я столкнулась с такими проблемами: во-первых, что в 5 классе не изучается, как с помощью циркуля делить отрезок пополам и многие другие задачи на построение, во-вторых, способы составления рисунка, которые я нашла в интернете, не так легко повторить, надо много времени и терпения, чтобы разобраться.
Мне удалось достичь цели проекта, потому что мне нравится рисовать, мне нравится получать удивительные, красивые композиции и орнаменты. Мне удалось изучить возможности циркуля, этого чудо-устройства.
В моей работе присутствует коллекция лучших рисунков циркулем моих одноклассников. Мне удалось в течение нескольких месяцев заниматься творчеством, создавая необычные рисунки, окрашивать их в различные цветовые гаммы. Не все рисунки получились, какие хотелось бы. Не смотря на это, я получила большое эстетическое удовольствие в процессе выполнения этого проекта. Я также рада, что выбрала такой проект, который соединил мое любимое занятие с математикой.
Совершенствование техник работы с циркулем——————————-18
С детства я очень люблю рисовать. Однажды на уроке математики, когда мы изучали тему «Окружность и круг», нам предложили нарисовать рисунок циркулем. Можно было скопировать рисунки из учебника, можно было придумать свой рисунок. Я очень увлеклась этим занятием и позднее решила этому посвятить свой проект.
Тема моего проекта называется « Рисунки циркулем».
вручную сделать практические и творческие задачи на построение циркулем.
изучить сведения по этому вопросу в школьном учебнике математики,
сделать самостоятельно рисунки циркулем,
найти новые способы создания рисунков с помощью различных источников информации,
сделать мультимедийную презентацию о создании простейшего орнамента циркулем.
Гипотеза: я предположила, что рисование циркулем – это просто и увлекательно и это занятие кому-нибудь нужно.
Циркуль делается из металла и состоит из двух частей, соединённых шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой — пишущий предмет, например грифель карандаша, рейсфедер или специальный держатель для рапидографа. У измерительного циркуля иглы на обеих ножках.
Циркуль изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране впервые обнаружены в Нижнем Новгороде. Писатель Ю.Олеша писал: «В бархате лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжёлая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку ».
Я поразилась очень красивым узорам в кругах. Оказывается, что они нарисованы при помощи циркуля. Сначала легонько рисуются лепестки (сколько нужно), а потом это обводится фломастерами или красками. Круговой орнамент. Как рисовать циркулем?
Я разработала простую пошаговую инструкцию кругового орнамента.
Я узнала, что орнаменты применяются в строительстве, для украшения, в раскраске стекол для различных целей, для раскраски тканей и т.д.
Пошаговая инструкция «Орнамент с помощью циркуля ».
3. Из этой точки проводим циркулем внутри круга (линия должна пройти через центр круга)
4. Втыкаем циркуль в новое место пересечения
5. Опять рисуем часть окружности
6. Продолжаем, и вот он –первый лепесток.
7. Рисуем круги из всех точек пересечения, и получаем цветок
9. Больше повторов – больше красоты!
10. Можно ограничить область рисования дополнительным кружочком
В процессе может понадобиться транспортир, чтобы найти промежуточные точки на окружности. Первоначальный цветок состоит из 6-ти лепестков. Значит, угол между лепестками равен 360 / 6 = 60 градусов. Красиво начинать от дополнительных точек под кратными углами. Например, 15, 30, 45, 60°. Или 20, 40, 60°. Можно обойтись только циркулем, если умеешь находить середину отрезка: Делим отрезок пополам с помощью циркуля.
Делим отрезок пополам с помощью циркуля:
• Из концов отрезка рисуем две одинаковые окружности
• Проводим прямую через их пересечение.
Начав с копирования рисунка из учебника, я стала, затем придумывать свои и выполнять рисунки в цвете.
Мне очень нравился этот процесс. Мне нравилось, что учитель меня хвалит и поддерживает. Затем мы стали усложнять рисунки, придумывая целые композиции, например: животное, цветок, какой-нибудь сюжет, а затем стали придумывать орнаменты. Это было уже непросто, не все получалось. Я стала искать рисунки в интернете, в библиотеке.
Удивительный по красоте цветок можно нарисовать при помощи циркуля, а затем заполнить цветом, если захочется. С чего следует начинать? Для начала нужно сходить в магазин, чтобы купить циркуль, альбом или ватман. Для раскрашивания пригодится все, чем можно раскрашивать: краски, мелки, карандаши или фломастеры.
Нарисуем циркулем окружность (я буду называть ее центральной). Сохраняя этот радиус, поставим острие циркуля на полученную окружность в любом месте и нарисуем еще одну окружность. Двигаясь по часовой стрелке, установим острие циркуля в точке пересечения последней окружности с центральной и начертим еще одну окружность. Снова поставим острие в точку пересечения предыдущей окружности с центральной и проведите окружность. Двигаясь таким образом, мы получим окружность с шестью окружностями-лепестками. Теперь опустим перпендикуляр из точки пересечения двух окружностей-лепестков на отрезок, соединяющий две соседние точки пересечения окружностей-лепестков с основной окружностью. Если есть линейка, просто можно измерить расстояние между этими точками и отметить середину отрезка. Перпендикуляр из этой точки пересечет основную окружность в точке, куда нужно установить острие циркуля и провести окружность. Затем, двигаясь по часовой стрелке, как и в первом круге окружностей, нужно начертить еще шесть. В конечном итоге у нас получится цветок с двенадцатью лепестками-окружностями.
Сказать, что рисование оного – завораживающий процесс, значит, вообще ничего не сказать.
Рисование яблока циркулем
На этом возможности циркуля не заканчиваются. После этого с помощью циркуля можно нарисовать яблоко. Этот способ я нашла в интернете. Кажется, что «Это очень просто»! Но это не так.
Я ни один раз, начинала этот процесс заново. Но когда я смола нарисовать свое яблоко, моему восторгу не было предела. Хотя сам процесс рисования не сложный, но захватывающий, т.к. грифель циркуля, рисуя все новые окружности, преображает рисунок в затейливые формы.
Я узнала, что орнаменты применяются в строительстве, для украшения, в раскраске стекол для различных целей, для раскраски тканей и т.д.
В ходе работы я столкнулась с такими проблемами: во-первых, что в 5 классе не изучается, как с помощью циркуля делить отрезок пополам и многие другие задачи на построение, во-вторых, способы составления рисунка, которые я нашла в интернете, не так легко повторить, надо много времени и терпения, чтобы разобраться.
Мне удалось достичь цели проекта, потому что мне нравится рисовать, мне нравится получать удивительные, красивые композиции и орнаменты. Мне удалось изучить возможности циркуля, этого чудо-устройства.
В моей работе присутствует коллекция лучших рисунков циркулем моих одноклассников. Мне удалось в течение нескольких месяцев заниматься творчеством, создавая необычные рисунки, окрашивать их в различные цветовые гаммы. Не все рисунки получились, какие хотелось бы. Не смотря на это, я получила большое эстетическое удовольствие в процессе выполнения этого проекта. Я также рада, что выбрала такой проект, который соединил мое любимое занятие с математикой.
Я вручную сделала то, что сейчас обычно рассчитывается на компьютере.
Оказывается, что существуют целые программы на компьютере, чтобы рисовать циркулем не вручную, а с помощью машины, т.е. техники.
Таким образом, я поняла, что очень сложные и красивые рисунки не так легко создать, что человек позвал на помощь себе машину.
В каком-то смысле я воскресила древнюю практику. Моя мотивация – творческое самовыражение и самопознание – сравнима с мотивацией древних ученых, которые считали линии, углы и числа проявлением божественного». По-моему, мое творчество – это отличная возможность увидеть в себе нечто новое через призму древних знаний.