Что можно сделать с планом глаголы
Методическая разработка. Глаголы, которые можно использовать при планировании задач.
Наталья Баландина
Методическая разработка. Глаголы, которые можно использовать при планировании задач.
ГЛАГОЛЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ПРИ планировании задач.
Формулировка годовых задач у педагогов вызывают наибольшие трудности. Задача пишется с глагола, предлагаю вам некоторые из них, применение которых облегчат написание планов.
Составитель Баландина Н. М.
активизировать (например: детей к музыкальной деятельности)
воспитывать (например: музыкальный вкус, дружелюбие, выдержку и т. д.)
возбуждать интерес (например: к классической музыке)
добиваться (например: точной передачи ритма или чистого интонирования)
доставить (например: игрой удовольствие)
закреплять (закрепить) (например: выученный материал, технику игры на муз. инструментах, технику танцевального движения и т. д.)
знакомить (например: посредством музыки знакомить детей с временем года)
координировать (например: взаимоотношения детей)
мотивировать (например: действия,последовательность: почему так, а
побуждать (например: к действию)
показать (например: как правильно извлекать звук, движение)
поощрять (например: за хорошее поведение)
понаблюдать (например: за тем или иным ребенком во время игры)
приобщать (например: к музыкальному искусству, музыкальной культуре)
приучать (например: к самостоятельности, заботе о ближнем)
развивать (например: музыкальные и творческие способности)
согласовывать (например: движения с текстом)
способствовать (например: желанию петь, хорошему настроению)
совершенствовать (например: движение поскока)
создавать (например: условия или благоприятную обстановку и т. д.)
содействовать (например: музыкальному развитию, успеху)
тренировать (например: реакцию, координацию движений,память)
упражнять (например: детей в беге врассыпную и по кругу)
уточнить (например: последовательность движений или текст песни)
уделять внимание (осанке, дыханию, т. д.)
формировать (например: основы музыкальной культуры, музыкальный вкус).
Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультимедийные презентации в математическом развитии младших дошкольников Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультемидийные презентации в математическом развитии младших дошкольников. У меня большой.
Методическая разработка «Конспект НОД. Как написать?» 1. Для того, чтобы правильно написать конспект НОД по какой-либо деятельности, необходимо помнить о его структуре. Первое, с чего начинаем.
Консультация для родителей первой младшей группы «Игры, которые можно провести дома» Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая игра.
Методическая разработка «Дерево чудес» В оследние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше.
Методическая разработка «Логопедическая ритмика» Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания у детей дошкольников.
Методическая разработка «Предшкольная пора» Предшкольная пора На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования. Преемственность.
Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.
Методическая разработка «Ориентация в пространстве» Введение Пространство – философская категория; протяженность предметов и расстояние между ними. Пространство – всеобщее свойство материальных.
Подборка правил: глагол
Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие (идти, брать, хвалить, сделать).
Признаки
1. Постоянные:
2. Непостоянные
Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма – это начальная форма глагола.
Вид глагола
В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.
ЗАПОМНИ!
Спряжение глаголов
Глаголы могут спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам.
Выделяют 2 спряжения глагола:
ИСКЛЮЧЕНИЯ!
Способ определения спряжения глагола
ЗАПОМНИ!
Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым.
Переходные и непереходные глаголы
Глаголы в русском языке бывают переходные и непереходные.
Возвратные глаголы
Возвратные глаголы – это непереходные глаголы с суффиксом -СЯ.
Многие глаголы в русском языке имеют возвратные и невозвратные формы: мыть(ся), драть(ся), валять(ся), умывать(ся), стучать(ся), гнуть(ся).
Некоторые глаголы без -СЯ не употребляются: смеяться, надеяться, стараться, бояться, гордиться, сомневаться.
Наклонение глагола
В русском языке различаются три наклонения глагола: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.
Время глагола
Глаголы изменяются по временам (только в изъявительном наклонении). Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.
Изменяются по родам и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).
Изменяются по лицам и числам: (Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).
Изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).
Формы будущего времени
Правописание НЕ с глаголами
ЗАПОМНИ!
НЕ с глаголами всегда пишется раздельно (Не спать! Он не боялся идти в лес.).
ЗАПОМНИ!
Глаголы, которые без НЕ не употребляются: негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.
ЗАПОМНИ!
Чтобы узнать, пишется у глагола -ТСЯ или -ТЬСЯ, нужно поставить вопрос. При вопросах что делать?/что сделать? пишется -ТЬСЯ, а при вопросах что делает?/что сделает? пишется -ТСЯ.
Морфологический разбор глагола
Основные понятия
Сформулируем, что такое глагол и узнаем, из чего состоит его морфологический разбор.
Глагол в русском языке — это это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Морфологический разбор глагола — это выявление постоянных и непостоянных признаков глагола, как самостоятельной части речи в русском языке.
Давайте узнаем, из чего состоит морфологический разбор глагола и как его выполнять.
Порядок морфологического разбора глагола
Морфологические признаки глагола:
Начальная (неопределенная) форма.
Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.
Непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, род, число.
План морфологического разбора глагола: памятка
Часть речи. Общее значение.
Начальная форма — неопределенная форма (инфинитив).
Начальная форма (инфинитив).
совершенный (что сделать?);
несовершенный (что делать?).
переходный (употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
возвратность (возвратный, невозвратный).
изъявительное (что делал? что делает? что сделает?);
повелительное (что делай?);
условное (что делал бы? что сделал бы?).
время (только в изъявительном наклонении);
лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);
род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение).
Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом предложения).
Вот так выглядит схема морфологического разбора глагола. Ее можно сохранить на смартфон или распечатать и пользоваться при выполнении заданий.
А теперь рассмотрим образцы разбора глаголов с разной грамматической формой в предложении.
Примеры морфологического разбора глагола
В пятом классе школьники только начинают касаться темы морфологического разбора. А в седьмом классе уже есть все знания, чтобы производить самостоятельно полный письменный морфологический разбор глагола. Потренируемся на примерах.
Пример 1
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Любишь — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делаешь?
Урок русского языка во 2-м классе по теме: «Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?»
ХОД УРОКА
1. Орг. момент:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
2. В тетради: число, классная работа (списывают с доски)
3. Минутка чистописания:
Прочитайте узоры. Что изменилось?
4. Работа над предложением и словарём:
Запись под диктовку:
Весело мчатся ребята по льду на коньках. Проверка орфографическим чтением.
Какие слова из словаря в этом предложении? (весело, ребята, коньки)
Отгадайте ребусы (на доске в закрытом виде, открываю по мере разгадывания следую
щий ребус и отгаданное слово на карточке).
(Рисунок 1) | (Рисунок 2) | (Рисунок 3) |
ВЕСЕЛО | КОНЬКИ | РЕБЯТА |
Орфографическое чтение словарных слов.
Итак, эти слова повторите в домашнем задании.
Разбор по членам предложения (главные и второстепенные)
Итак, какие члены предложения вы знаете?
5. Орфографическая пятиминутка. Актуализация опорных знаний.
Летел, ослаб, Анна, чуют, сошьёт, учить, выучить.
Прочитай слова. Найди и подчеркни лишнее слово. (Анна) Почему? (существительное, а остальные слова глаголы) Что такое глагол?
Задайте вопросы к каждому слову, запишите их сверху над словом. Определите, в каком времени происходили действия.
Итак, в каком времени могут происходить действия? ( в настоящем, прошедшем и будущем)
6. Определение темы урока.
У всех ли глаголов удалось определить время? (нет) У каких? (учить, выучить)
На какие вопросы они отвечают? Какое действие обозначают?
Интересно? Интересно! Неизвестно? Неизвестно!
Определите сами тему урока. ( Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?) Запись в тетради вопросов что делать? что сделать? Делаем 2 столбика.
7. Открытие нового знания через наблюдение в работе с раздаточным дидактическим материалом.
Работа в парах. На парте по 4 картинки. (Рисунок 4)
Разделите их на 2 группы (с девочкой, с мальчиком) Проверка: поднимите пары картинок по вариантам.
Положите пару картинок с мальчиком (с девочкой) перед собой.
Покажите картинку, на которой изображено законченное (незаконченное) действие.
Назовите глагол, называющий законченное (незаконченное) действие так. чтобы он за канчивался на –ть.
Итак, на какой вопрос отвечают глаголы, называющие законченное (незаконченное) действие?
8. Физминутка для тела и глаз.
Стоя. Я называю глаголы, а вы показываете то действие, которое они называют: писать, попрыгать, спать, помахать, сидеть. Сидя. Гимнастика для глаз.
9. Первичное закрепление.
а) Работа по учебнику. Упр. 262. (сравнение глаголов, отвечающих на вопросы что делать? что сделать? ) Сначала с комментированием, затем самостоятельно.
Что мы записали? Чем они отличаются?
б) Выборочный диктант. Послушайте известные вам пословицы, найди глаголы, отвечаю щие на вопросы что делать? что сделать? Запиши их, над ними напиши вопрос.
Учить – ум точить. Родина – мать, умей за неё постоять. Лучше хорошо поступить, чем
хорошо говорить. Проверка: прочитай глаголы, отвечающие на вопрос что делать? (что сделать?) Какое действие они обозначают?
10. Дом. задание по учебнику: упр. 263. Спиши. Подчеркни глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? Учебники и тетради закрыть.
11. Вторичное закрепление. Работа во временных группах.
Незнайка записал глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?
Проверьте. Найдите ошибку.
1 группа 2 группа 3 группа прыгать
спеть
читали
играть
решитьиграть
кормит
решить
прыгать
спетьрешить
прыгать
спеть
приедет
играть
Что интересного вы заметили? Сравните задания всех групп.
12. Итог.
а) Закончите предложения (на таблицах вопросы, данные в скобках, сначала закрыты)
Если действие предмета не закончено, то глагол отвечает на вопрос (что делать? )
Если действие предмета закончено, то глагол отвечает на вопрос (что сделать? )
б) Приведите примеры из своих заданий, затем сами.
в) Чему вы научились? Что узнали? Что было трудно? Что понравилось?
Что можно сделать с планом глаголы
Автор: Портнова Маргарита Германовна
Организация: МБОУ СОШ № 30 г. Химки
Населенный пункт: Московская область, г. Химки
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы ведения урока: деятельностный,
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Дидактическая цель: Познакомить с частью речи-глаголом, его отличительными признаками
Предметные задачи урока:
Метапредметные задачи урока:
Личностные задачи урока:
Планируемые результаты
Дети учатся:
— понимать и принимать учебную задачу;
— определять глаголы в речи;
— составлять предложения с глаголами;
— выяснять значение глаголов в речи;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Оборудование:
Компьютер, проектор, карточки для работы в группах и парах, рефлексивные карточки
Хронометраж урока.
Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
4. Работа по теме урока –26 мин.
Цель этапа: построение и фиксация нового знания.
б ) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи– 4мин.
Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.
Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
г) Включение в систему знаний и повторение – 6мин
Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
5. Подведение итогов-5 мин
6. Рефлексия – 3 мин.
7. Домашнее задание – 2 мин.
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания
1.Организационный момент.
-Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе.
«Если порядок на столе – то порядок в голове».
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и гостям. Пусть ваше хорошее настроение будет вам помощником на уроке.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал
—Приветствуют учителя.
2. Актуализация опорных знаний
(на доске и на слайде)
Работая в паре, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
Чайка, руч.и, д.рить, птич.ка, яго.ка, снеж.нка.
Запишите слова самостоятельно, подчеркните орфограмму
Проверьте свою работу и оцените её.
-Разделите слова на 2 группы.(сорока, ворона, шел, снегирь). Какое слово здесь 1? Составьте предложение с этим словом и подчеркните главные члены (основу) предложения
Нр/ По дороге шел мальчик.
Ребята, мы продолжаем путешествие по стране Части речи. С первым жителем мы знакомы-это существительное, а с его соседом- мы знакомимся на этом уроке.
-Найдите в учебнике и прочитайте название нового раздела(стр.68)
-Прочитайте проблемный вопрос-тему урока
Проверяют и оценивают работу.
Распределяют слова на 2 группы. Определяют тему урока.
Читают действия дядюшки Глагола, отвечают на проблемный вопрос, ставят учебную задачу
3. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности
Ребята, начиная знакомство с глаголом, какие задачи мы ставим перед собой
Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает глагол?
Развивать свою речь, грамотность. Научимся распознавать глаголы, подбирать слова близкие и противоположные по значению.
Перечисляют вопросы, на которые считают важным получить ответы:
Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает глагол? Как узнать глаголы в тексте? И т.д.
4. Работа по теме урока
а) Первичное усвоение материала
Карточки для вывода правила
б ) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
рисунок глагола
в) Самостоятельная работа с самопроверкой
Посмотрите на рисунки в упр.116,
Кто изображён на картинке?
На какой вопрос отвечают эти слова?
Запишем предложения по 2 картинкам.
В записанных вами предложениях выделим главные члены.
-Какой частью речи выражено подлежащее?
-Предположите, какой частью речи выражено сказуемое?
-Сделайте вывод о сказуемом.
Подумайте, с какой частью речи может употребляться глагол?
-Работая в парах попробуйте сами дать определение новой части речи
2.А теперь прочитаем сведения от тетушки Совы.
Прочитайте правило. Сравните ваш вывод с правилом. Верно ли вы дали определение глагола?
-Что обозначает глагол?
-На какие ещё вопросы может отвечать глагол?
Чтобы вы лучше запомнили правило. Послушайте сообщение о глаголе
3. А наш новый знакомый Глагол, как и обещал, направился в зоопарк. Мы отправляемся вместе с ним. Но для этого мы должны вспомнить правила поведения в зоопарке.(Слайд7). Эти правила вы должны соблюдать всегда. А на тех, кто эти правила нарушает глагол сердится, негодует, злится.
-Что же он там увидел? Там творилось что- то невероятное. О них написано в упр. 118. Давайте прочитаем об этом.
Кто написал это произведение? Как оно называется? Все ли действия животных названы правильно. Помогите распутать эту путаницу.
1 ряд списывает первый столбик 2ряд второй столбик.
Птицы зачирикали. Лягушата квакают.
Лошади заржали. А утята крякают.
Мухи зажужжали. Поросята хрюкают
Первый вариант записывает первую строчку первого столбика, второй вариант первую строчку второго столбика.
— Подчеркните основу предложения.
— Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?
Взаимопроверка: поменяйтесь тетрадями проверьте и оцените работу товарища)
У кого всё верно встаньте, поднимите руку, кто допустил ошибку.
-Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что делают? (Крякают, квакают, хрюкают.)
-Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что сделали? (Зажужжали, заржал, зачирикали).
Вывод: чаще всего в предложении сказуемое выражено глаголом.
Глаголы- это действия предметов. Запомните, какие действия будете выполнять вы делая физкультминутку. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вы, наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
И работать начинаем.
Рассматривают рисунки. Называют слова, которые обозначают действия. Задают вопросы к выбранным словам. Предполагают, что эти слова называются глаголами.
Составляют предложения, выделяют главные члены предложения. Делают вывод, что сказуемое выражено глаголом.
Работая в парах, самостоятельно составляют определение глагола по опоре.
Сравнивают вывод с правилом. Отвечают на вопросы по правилу. Называют глаголы. Определяют, все ли действия животных названы правильно. Выполняют задание по вариантам.
Находят слова, отвечающие на вопросы: что делают? что сделали? Доказывают, что это глаголы
Утверждают, что сказуемое выражено глаголом.
Выполняют физкультминутку.
г) Включение в систему знаний и повторение
Карточки группам, магниты, линейки, фломастеры на столах
Продолжаем нашу работу по новому материалу. Сейчас мы с вами разделимся на группы. Каждая группа будет выполнять своё задание.
Послушайте инструкцию предстоящей работы. На выполнение задания вам даётся 5 минут. Внимательно прочитайте задание и только тогда приступайте к его выполнению. Подумайте, как его будете объяснять ребятам в классе. Какая группа выполнит задание, подаёт сигнал.
Подойдите ко мне по одному человеку от группы и получите карточки с заданием.
Задание: Составить из слов предложения. Записать их.
Задание: Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Указать глаголы.
На деревьях набухли почки.(дополнительно)
Задание: Образуйте от имён существительных глаголы, запишите их.
Выполняют задания в группах. По окончанию работы, каждое задание комментируется, доказывается правильность выполнения задания
5. Подведение итогов урока.
Глаголик хочет проверить, хорошо ли вы усвоили тему урока.
Тест
4.Подчеркни глаголы.
Заяц, речка, бежать, льдинка.
5. Допиши глагол к предмету.
Молодцы! Правило о глаголе вы усвоили.
-Ребята, давайте подведём итог. Достигли ли мы поставленных целей?
-Сможем теперь решить проблему, поставленную в начале урока? (Да)
-С какой частью речи познакомились на уроке?
-Что такое глагол?
6. Рефлексия
Прежде чем я назову отметки за урок, попробуйте вы сами оценить свою работу на уроке.
-если новый материал понятен, и вы, можете о нём рассказать другим, покажите 1 смайлик
а если вам было трудно и вы не уверены, что поняли тему урока, нарисуйте третий смайлик.
Оценивают свою деятельность.
7.Домашнее задание.
Учебник с. 68 правило.
Выполнить упражнение 120.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
Записывают домашнее задание