Что можно сделать хорошего для города
10 способов улучшить города России
Думаю, вы не раз замечали, что города за границей выглядят гораздо лучше, чем наши. Это связано с тем, что мы мало знаем об урбанистике — науке о развитии городских систем. В советское время города строились одинаковыми и мало менялись. А тем временем мегаполисы в Европе и Северной Америке прошли тернистый путь, всё время совершенствуясь.
В европейской урбанистике были промахи. И сейчас наша страна повторяет тот же путь проб и ошибок вместо того, чтобы поучиться на чужих. Ведь существует много исследований о городском благоустройстве и примеры Запада. Как раз об ошибках в устройстве наших городов и о возможных улучшениях и пойдёт речь далее.
Автобусные карманы
Каждый россиянин знает, что перед автобусной остановкой существует расширение проезжей части за счёт тротуара. Это называется автобусным карманом. Этот карман, по идее, помогает автобусам быстрее обслуживать людей, чтобы трафик не мешал автобусу. Но на самом деле эти карманы работают в точности до наоборот. Вместо быстрого обслуживания автобусы передвигаются медленнее, чем если бы кармана не было вовсе. Это происходит того, что автобусу нелегко снова влиться в трафик, особенно в час пик. Кроме того, и некоторые безответственные люди любят парковать машины в автобусных карманах. В отдельных странах делают даже антикарманы, чтобы такие не мешали пассажирам садиться в автобус. Но и здесь есть свои минусы. Так что лучшее решение — не делать карман вовсе. Тогда автобус подъедет к остановке, заберёт пассажиров и без проблем сольётся с трафиком.
Широкие автомагистрали
У нас во всех крупных городах улицы превратились в широкие автомагистрали. Расширяют дороги для того, чтобы пробок было меньше. И часто на этих улицах убирают светофоры и пешеходные переходы. Но в итоге все такие улицы и стоят в пробках, только ещё больших. Расширяя дороги, мы делаем город неудобным для пешеходов и способствуем автомобилизации города, провоцируя таким образом жуткие пробки. Так что надо не расширять улицы и магистрали, а напротив — сужать. Тогда жителям будет удобнее передвигаться пешком и на велосипеде, а машин станет меньше. Светофоры же, наоборот, помогают регулировке трафика и уменьшают пробки.
Приоритеты
Думаю, если вы часто ходите пешком по улице, то вы не раз задавались вопросом, почему город — такой неудобный? А ответ максимально простой — неверные приоритеты. Существует четыре способа перемещения в городе: пешком, на велосипеде, общественным транспортом и на машине. Сейчас приоритет в наших городах отдан автомобилям. Но это в корне неправильно! Автомобили могут себе позволить не так уж много людей. Большинство же ходит пешком. Поэтому приоритет должен быть отдан в первую очередь пешеходам. Не стоит ущемлять права большинства. Тогда и города будут удобны. Следующие по «рангу» велосипедисты. Это те же пешеходы, но с велосипедом. И часто им неудобно перемещаться вместе с машинами или пешеходами. Лучший выход — выделить для них велодорожку. Или обеспечить хотя бы минимальный комфорт для велосипедистов — обустроить съезды на дорогу на пешеходных переходах и велостоянки. Далее преимущество перед частным транспортом должен иметь общественный. За день общественный транспорт перевозит людей гораздо больше, чем машины. Для общественного транспорта было бы хорошо выделять полосу движения. И лишь в последнюю очередь урбанисты должны заботиться о комфорте автомобилистов.
Маршрутки
Каждый видел или регулярно пользуется у себя в городе таким видом транспорта, как маршрутки. Обычно это машины частных компаний, которые зарабатывают на том, что обеспечивают перевозки по маршрутам в час пик. этого страдают все. Всё бы ничего, если бы эти маршрутки ездили по расписанию, согласованным с городской администрацией. Но нет, надо больше заработать. В идеале маршрутки должны ездить вечером, чтобы не мешать расписанию городского транспорта и забирать пассажиров, которые не успели уехать по этому расписанию.
Пёстрые знаки
В наших городах знаки несовершенны. Обычно их много, и они говорят об одном и том же. Например, на одном столбе висит огромный знак о запрете парковки, а ниже висит знак, что вашу машину эвакуируют в случае нарушения. Эти обозначения отвлекают водителя от управления. Вместо двух знаков можно было бы сделать один небольшой. Во время движения он не будет бросаться в глаза, а когда водитель решит припарковаться, то увидит, что парковка запрещена. Похожая ситуация с пешеходными переходами. Они выделяются знаком и цветными полосами. И вместо того, чтобы смотреть на дорогу, водитель отвлекается на знаки и полосы и может не заметить самого пешехода. Лучше делать пешеходные переходы приподнятыми и без разметки, или же выделять полосками по границам без разметки.
Пешеходная улица
Почти все улицы в мире — это компромисс между удобством пешеходов и автомобилистов. Но совсем недавно в городах начали делать полностью пешеходные улицы. Согласитесь, было бы приятно в центре крупного города гулять по улице, где нет машин. Пешеходная улица — это некая альтернатива парка. И она должна быть в каждом крупном городе. Это сделает город приятней и удобней.
Платные парковки
Микрорайоны
Если вы житель крупного города, то вы обязаны знать о «муравейниках» или «человейниках». Так называют дома в микрорайонах на окраине мегаполиса. Микрорайоны активно строятся в наших странах. Тем временем в Европе почти везде такие районы были снесены, так как превратились в гетто. Основная проблема таких районов — отсутствие инфраструктуры и, как следствие, работы. Инфраструктура — это объекты, необходимые для жизни современного человека (магазины, школы, общественные места, дороги). Утром все жители такого района уезжают, стоя в пробках, на работу в город, район пустеет. Следовательно, нет смысла открывать здесь рестораны или магазины. Только пивнушки! Вечером в микрорайоне обычно тоже нечего делать. Не посидеть в парке (вместо него двор, стоянка или пустырь), не пойти в кафе или в кино. Всё находится в городе. Потихоньку люди уезжают из таких районов, и их заселяют самые низшие слои. Так и появляются гетто. Что же делать? Нужно сносить такие микрорайоны и делать квартальную застройку. Лучше всего, чтобы в квартале сочетались дома разной ценовой категории. Дворы должны представлять собой общественное пространство как для детей, так и для взрослых. Здесь должны быть места работы (офисы ) и образовательные учреждения (школы, садики). Малый бизнес (кафе, магазины) в таких местах сам по себе начнёт работать. В таком районе и жизнь будет кипеть.
Историческая среда
Историческая среда очень важная составляющая города. Ведь, согласитесь, приятнее видеть центр города с красивыми историческими зданиями, а не высотными современными. Исторические здания делают город привлекательней для туристов. Очень важно сохранять историю, а не уничтожать. И желательно, чтобы была историческая среда (много исторических зданий без современных построек), а не просто исторические здания (вперемешку исторические здания и современные).
Внешний вид зданий
Скорее всего, в вашем городе здания увешаны рекламой и пёстрыми вывесками магазинов. Но это убивает красоту здания, особенно если оно историческое! За всем этим «мусором» здания теряются, да и общее ощущение отрицательное. Лучший выход — аккуратная реклама и общая стилистика вывесок. Таким образом улица станет в разы красивей. Также не стоит забывать о своевременной покраске зданий и починке ветхих.
Урбанистика очень важная современная наука. Благодаря популяризации урбанистики мы добьёмся того, что наши города станут не хуже европейских, а, может, и лучше. Не стоит пренебрегать удобством и внешним видом городов.
50 идей для благоустройства города своими руками. Часть 1
Опубликовано 13 декабря 2018
В городе должно быть интересно. В начале девяностых, когда на прилавках появились пиратские кассеты с американскими фильмами в неповторимом гнусавом переводе, люди начали узнавать о разнообразных ярмарках, конкурсах, автомобильных кинотеатрах и поеданиях бургеров на скорость. Удивительно, но за пределами МКАД городские активисты, архитекторы и другие креативщики до сих пор не могут ничего нормально придумать и воплотить, постоянно возвращаясь к палаткам с пивом и ржавым аттракционам. Хотя при этом любая простая идея встречается жителями с огромным энтузиазмом. В этой статье мы представим вам внушительный список идей на тему улучшения городских пространств.
«…и на вашей улице праздник!»
Раскрасьте переходы — речь идет не о подземных переходах, которые, кстати, тоже почти всегда нуждаются в обновлении, а о наземных переходах — «зебрах». Жители одного небольшого городка в штате Сиэтл поступили именно так. Когда переход стал разноцветным, водители стали больше обращать на него внимание, а соседским детям стало веселее по нему переходить. Эта акция привлекает внимание и городских служб, которые узнают об аварийных участках или недостаточной освещенности переходов. И да, это красиво.
Придумайте парковку — девизом этой статьи может стать фраза «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». Организация парковки во дворе ложится на муниципальные службы, но они с этим обычно не справляются. Почему бы не придумать свой собственный парковочный план? При правильном планировании становится достаточно места как для машин, так и для прогулок. Не забудьте «озеленить» парковку. Практика показывает, что создание эко-парковки сводится всего лишь к тому, что в асфальте нужно пробить несколько аккуратных дырок. YouTube с его видеоуроками по теме вам в помощь.
Присаживайтесь — в России есть своеобразный культ лавочек. По преданию, на них сидят бабушки у подъездов, асоциальные личности распивают спиртное, а бездомные высыпаются. Мы не раз встречали лавки, на которых сияет гордая надпись «установлена по инициативе депутата N». Вам стоит сломать эти традиции, ведь гении благоустройства давно выявили «закон лавки» — лавочек всегда на одну меньше, чем нужно. Установите их побольше и район преобразится.
Маленькая бесплатная библиотека — масштабный мировой проект «Little Free Libraries movement» убеждает активистов, что люди до сих пор любят читать, но хотят делать это бесплатно. Библиотека выглядит как небольшой скворечник или почтовый ящик с книгами. Каждый может что-то оттуда взять и что-то туда положить. Просто, легко, красиво и изящно.
История улицы — …начинается прямо сейчас. Фотографий центральной площади вашего города из прошлого века, наверное, миллион. А попробуйте найти фотографию вашей улицы хотя бы тридцатилетней давности, если вы, конечно, не живете в историческом центре. А это, поверьте, очень интересно. Сами ведь замечали, что когда тебя не было дома хотя бы две недели, то есть ощущение, что все поменялось. Так начните документировать все, что происходит на вашей улице, например, в Instagram. Истории, сплетни, стройки, открытые люки, прилет птиц и прочие радости. Подобная ретроспектива всегда повышает интерес к вам и вашему району.
Велосипедная парковка — вы думаете, что на вашей небольшой улице в три дома, где есть лишь несколько «хрущевок» и живут одни старики, нет велосипедистов? Как бы не так. Просто хранить велосипед на балконе неудобно, в коридоре опасно и грузно. А велопарковка прямо у дома, каким бы старым он ни был, многократно повысит его привлекательность. И атлетичных велосипедистов в вашем районе появится намного больше. Кстати, сама парковка — это зачастую всего лишь фигурный огрызок железной трубы.
Посадите дерево — хорошо? Строить дом и выращивать сыновей пока никто не требует.
Уберите за собаками — если на вашей улице хозяева собак до сих пор не убирают собачьи экскременты, то проведите разъяснительную работу на этот счет. После этого посоветуйте другим собачникам убирать продукты жизнедеятельности не только своих собак, но и остатки чужих. Это не трудно, это облагораживает, а уровень брезгливости нисколько не повышается.
Район-раскраска — не останавливайтесь на пешеходных переходах. НКО почти всегда знакомы с художниками-волонтерами, которые готовы помочь везде и всюду. Воспользоваться их услугами можно для раскраски мусорных баков и урн, бытовых сооружений, канализационных люков, дверей и т.д. А детишки из соседнего детского сада или начальной школы с радостью покалякают мелом на асфальте.
Интерактив — теперь задачка посложнее, в которую входит создание интерактивных арт- и не очень арт-объектов. В статье об идеях для фандрайзинга мы упоминали о точках по продаже домашнего лимонада, и это вполне себе интерактивный объект. Есть и другие более интересные способы развлечь ваших соседей и поднять им настроение. Например, проект «As You Wish», где группа людей исполняет желания прохожих, применяя подручные средства. «Хочу учится на одни пятерки» — заявляет свое желание подошедший мальчик, и кто-нибудь быстро рисует аттестат с отличными отметками. Или можно создать «шатер разговоров на любые темы», где вы сидите за столом, а к вам заходят люди просто так поболтать… или даже выговориться, а вы их слушаете и, может быть, даже что-то советуете. Подключайте креатив, друзья.
«На районе…»
Неон на страже закона — в каждом районе есть своеобразные «места силы», где любит скапливаться криминальный элемент и прочий не внушающий доверия контингент. Как и вампиры, все они боятся света. Устанавливать фонари — это дорого, долго и без вмешательства муниципалитета практически невозможно. А вот сделать яркую неоновую вывеску, которая втыкается в любую розетку, пожалуйста! Неоном можно обдать все темные места в вашем районе и превратить их в арт-объект. Посмотрите на фотографию — воспроизведите по-своему.
Вооружитесь семенными бомбами — если городские власти не хотят озеленять ваш район, то сделайте это сами, снабдив своих единомышленников семенными бомбами. Лучше всего они подойдут для труднодоступных мест — свалки, стройки, пустыри и всякие огороженные территории. Делать их очень легко, а пользы от них масса.
Полезный вандализм — вы же любите, когда граффити не только символизируют название какой-то группировки подростков, а являются произведением уличного искусства. В вашем городе точно есть гений, который только и ищет место для демонстрации своего таланта. Как насчет той груды гаражей?
Дайте света — LED-лампочки отличаются своей красотой, яркостью и дешевизной. Если у вас в районе есть хоть какая-нибудь достопримечательность, поиграйте на ней цветом и светом. Пусть горит разными цветами, символизируя какой-нибудь праздник или событие.
Район на футболке — в некоторых городах и странах вошли в тренд футболки с названиями районов и улиц. Особенной популярностью пользуются так называемые неблагополучные районы. Так повышается их узнаваемость и даже привлекательность.
Дебетонизация — несколько лет назад мощение брусчаткой, бетонирование и прочая асфальтоукладка виделись людям спасением от всех проблем. Поэтому твердое покрытие появилось на наших улицах даже там, где оно совсем не нужно. Дебетонизация — процесс трудоемкий, энергозатратный, но не сказать, что очень уж дорогой. Справитесь? Поисковый запрос «depave» вам в помощь.
Морды — в зарубежных интернетах давно популярна тема под названием «eyebombing». Смешные пластмассовые глаза приклеиваются ко всему, что не попадется. Это повышает настроение всем, кто это видит.
Присаживайтесь-2 — берете брошенные строительные палеты и красиво сгружаете их в виде лавочки на любом привлекательном участке.
Знаки — сделайте забавные знаки и таблички, которые к чему-то призывают или просто развлекают. Например, «По газону не ходить (а только сидеть и лежать)». Или приклейте табличку «Не срывать… ну, пожалуйста» на стену, рядом с которой вырос одуванчик.
Коворкинг везде — любой мост, пустырь, одиноко стоящее дерево или склон можно превратить в место для совместной удаленной работы, то есть коворкинга. Нужно лишь найти розетки и мебель (опять палеты?).
Аллея мечты — если в вашем районе есть аллея подходящей длины (между двух домов, например), то давайте превратим ее в миниатюрную пешеходную центральную улицу города. Достаточно найти единомышленников, промышляющих малым бизнесом в ресторанной сфере, прибить к стене баскетбольное кольцо или дартс, и люди потянутся к вам организованной гурьбой.
Надо подкачаться — договоритесь с любым из спортзалов о предоставлении вам помощи в виде нескольких ненужных или старых тренажеров. Установите их в подходящем месте. И спортзалу реклама, и район в восторге.
Логотип — да, скорее всего, у вашего района есть какой-нибудь нафталиновый герб, который вы видите только в здании администрации. Придумайте вашему району собственный логотип. Своеобразное брендирование еще никому не повредило.
Раскрасьте переходы-2 — а теперь взглянем в сторону многочисленных подземных переходов, коими славятся все страны на постсоветском пространстве. Разве не классно облагородить их, заручившись поддержкой какой-нибудь арт-группы!
Закрыто! — Бар, конечно, закрылся, но почему бы этому месту не поработать. Пустующие торговые и не очень торговые площади — идеальный плацдарм для вечеринок, выставок, быстрых рекламных проектов и прочих радостей. НКО легко может договориться с владельцем пустующих арендных площадей, чтобы пока это место свободно, его займете вы. Таким образом, вы можете быстро реализовать какой-либо проект, при этом подсобив арендодателю в поиске новых арендаторов.
Инициатива на местах: как благоустроить город без крупных инвестиций
Об авторе: Анастасия Долгорукова, студентка международной магистерской программы «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ.
В феврале 2020 года Всемирный банк представил исследование «The Hidden Wealth of Cities» (Скрытое богатство городов). Доклад предлагает городам раскрывать экономический потенциал за счет инвестиций в общественные пространства. Городские власти часто не уделяют достаточного внимания развитию качественных публичных пространств из-за непродуманного градостроительного планирования, бюджетных ограничений или других первоочередных приоритетов. В результате, эти объекты становятся городским пассивом, который истощает городской бюджет на свое поддержание.
Примеры 20 городов со всего мира, приведенные в публикации, иллюстрируют, как успешные общественные пространства помогают городам укрепить социальную сплоченность; способствуют здоровью и благополучию горожан; поддерживают местную экономику; стимулируют джентрификацию и рост предпринимательства; и привлекают дополнительные инвестиции в городские кварталы.
В 2019 году центр городской экономики КБ Стрелка опубликовал исследование, в котором была проведена оценка валового городского продукта (ВГП) крупнейших российских городов. Вывод этой работы — инвестиционные вложения в повышение качества городской среды связаны с увеличением объема ВГП.
Развитие общественных пространств является одной из успешных политик для экономического благополучия городов.
Благоустройство должно быть экономически целесообразно, так как происходит за счет привлечения инфраструктурных инвестиций. При дефиците денежных средств городские администрации вынуждены полагаться на местный бизнес, частные инициативы и партнерство с муниципальными органами.
Для повышения качества городской среды необходимо искать решения, способные улучшить общественные пространства в условиях ограниченных бюджетов.
Термин «тактический урбанизм» (Tactical Urbanism) подразумевает временные, маломасштабные и малозатратные мероприятия, направленные на улучшение городской среды. Данный подход позволяет без крупных вложений преобразить городскую среду и проверить, как будет работать пространство в новом формате. В случае успеха это позволит сразу получить экономический и общественный эффект и даст повод задуматься о более капитальных решениях.
Преимущество тактического урбанизма — вовлеченность граждан в жизнь города. Подобная инициатива побуждает государственные органы власти и градостроителей налаживать контакт с неравнодушными жителями для совместного решения городских проблем.
Супер-кварталы в Барселоне
В Барселоне уже долгое время реализуется известный проект «Superblocks». Цель проекта — закрыть часть улиц для автомобильного движения, предоставив их пешеходам. Идея основана на принципе «супер-кварталов» — кварталы объединяются в блоки 3×3 и внутри блока все улицы делаются пешеходными.
Это проект рассчитан на 503 супер-блока. Для проверки эффективности такого решения власти города воспользовались тактическим урбанизмом и изменили пространство с помощью разметки, уличной мебели, деревьев в кадках и прочих передвигаемых объектов.
Это позволяет попробовать разные решения, перед тем как выбрать наиболее эффективное, и не нести издержки при реализации неудачных вариантов.
Общественное пространство на месте пустыря в Челябинске
Команда Льва Владова, известного как Челябинский урбанист, благоустроила общественное пространство, используя простые и дешевые материалы. С помощью паллет и небезразличных к городской среде людей они превратили пустырь в место рекреации и проведения досуга. Сам проект обошелся челябинским урбанистам в 25 тыс. руб.
Также командой Льва был реализован проект по созданию тротуара вместо парковки на площади перед зданием университета С помощью декоративных камней и клумб удалось организовать комфортный тротуар, практически не сократив количество парковочных мест, так как пространство на площади раньше использовалось неэффективно.
Сквер-перлога в Твери
Архитектор Никита Маликов договорился с городской администрацией, нашел спонсоров и организовал общественное пространство в историческом центре Твери на набережной Волги. Ему удалось создать сквер-перголу, где отдыхают люди и любой желающий может бесплатно провести свое мероприятие. Общая стоимость проекта составила 1 млн руб.
Качество общественного пространства измеряется не в количестве уложенной плитки или кубометрах залитого бетона. Можно создать пространство из доступных материалов с минимальным вмешательством в природу.
Набережная в Белгороде
Таким путем пошли в Белгороде при реконструкции набережной реки Везёлка. Вместо благоустройства из гранита и бетона, там решили сделать трехкилометровую прогулочную зону площадью 7,5 га за 164 млн руб.
Бюджет кажется внушительным, но для сравнения в Тюмени строительство 916 м гранитной набережной и зоны отдыха площадью 9,8 га стоит 535 млн руб.
Так выглядит набережная Везёлки после реконструкции:
А так выглядит набережная в Тюмени:
Если городской бюджет не готов тратить деньги на благоустройство, то можно обратить внимание на общественные движения. Часто, чтобы сделать город лучше, достаточно не мешать людям.
Возможно, и в вашем городе проходит фестиваль «Том Сойер». Это волонтерское некоммерческое сообщество, действующее с 2015 года. Основное направление для них — спасение исторических зданий. Работы ведутся за счет пожертвований и усилий волонтеров, которые помогают в восстановлении исторического облика зданий.
Если в вашем городе есть исторические объекты, которые со временем ветшают и могут быть потеряны навсегда, а на их спасение нет средств — стоит обратиться к фонду «Внимание». Если вы готовы взять на себя работы по спасению исторической вывески, восстановлению исторического облика дверной группы, реставрации мозаичного панно или даже восстановлению целого здания — вы можете привлечь средства через краудфандинг с помощью фонда.
На момент написания статьи фонд успешно собрал средства на 26 проектов и успешно завершил 19 из них. Оставшиеся семь находятся в работе, открыт сбор средств еще на восемь объектов.
Грустная история «Активации»
«Активация» — группа архитекторов, которая была сформирована в 2011 году в Вологде. В течение года «Активация» смогла реализовать пять общественных пространств для отдыха вологжан. Всю архитектурную работу проводили участники проекта, на строительство объектов было затрачено 2,5 млн руб.
За один год проект смог организовать общественное пространство на набережной, открыть несколько сцен рядом с университетом и драматическим театром для проведения мероприятий и разместить скамейки на центральных улицах города.
К сожалению, все построенные объекты были снесены в 2018 году. Срок службы деревянных сооружений без ухода составляет пять лет. Город не стал следовать рекомендациям по уходу за пространствами, и они обветшали.
Какие еще способы благоустройства есть в условиях ограниченных ресурсов
Fabrication Laboratories или Фаблаб — это небольшие мастерские, оборудованные ручными инструментами, приборами и ЧПУ станками. Они создаются для того, чтобы у каждого человека была возможность прийти в лабораторию и смастерить что-нибудь своими руками. При этом не обязательно придумывать проект с нуля, многие хорошие решения уже выложены в открытый доступ как Open Source проекты. Достаточно найти тот проект, который подходит под нужную цель, и изготовить его. Фаблабы расположены по всему миру, в том числе и в России.
Один из примеров — объединение фаблаб-мейкеров для изготовления бесплатных защитных щитков против COVID-19 для медицинских работников: