Что можно считать стратегией современного обучения родному языку

Современная стратегия и тактика обучения родному языку

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Одно из центральных мест в воспитании, обучении и развитии детей в дошкольном образовательном учреждении занимает работа по развитию речи. Актуальность этой работы подтверждается ведущими положениями педагогики и психологии дошкольного детства, в которых отмечается, что дошкольный возраст уникален по своему значению для развития речи, поскольку своевременное речевого развитие ребёнка в дошкольном детстве является залогом успешного развития его личности.

Задачи развития речи у дошкольников

1. Развитие словаря.

В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т. д. В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор прежде всего такого словаря, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими и который стихийным путем приобретается им медленно, с трудом, с ошибками. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).

2. Формирование грамматической стороны речи.

Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.

3. Воспитание звуковой культуры речи

Прежде всего, ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики и орфоэпии. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить ребенка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т. д.).

4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказать детям, что, если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т. д., можно узнать много интересного.

5. Обучение рассказыванию (монологической речи).

Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному — пересказывать. В дошкольном возрасте детей также учат самим составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребенка. В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям, а также умение выступать перед незнакомой аудиторией (на празднике, в присутствии взрослых, в другой группе), что способствует совершенствованию речи, развивает находчивость, навыки поведения в коллективе.

Источник

Современная стратегия и тактика обучения родному языку

Содержание

1. Современная стратегия и тактика обучения родному языку

2. Требования к занятиям по обучению родному языку

3. Особенности занятий в разных возрастных группах

4. Методы и приемы обучения родному языку

Введение

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей (СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989). В своей работе я попыталась выстроить логику речевого развития ребенка и организации педагогического процесса в детском саду. В работе раскрываются основные понятия, особенности развития разных сторон детской речи, задачи, содержание и методика работы.

Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей. Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

Современная стратегия и тактика обучения родному языку

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Одно из центральных мест в воспитании, обучении и развитии детей в дошкольном образовательном учреждении занимает работа по развитию речи. Актуальность этой работы подтверждается ведущими положениями педагогики и психологии дошкольного детства, в которых отмечается, что дошкольный возраст уникален по своему значению для развития речи, поскольку своевременное речевого развитие ребёнка в дошкольном детстве является залогом успешного развития его личности.

Задачи развития речи у дошкольников

1. Развитие словаря.

В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т. д. В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор прежде всего такого словаря, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими и который стихийным путем приобретается им медленно, с трудом, с ошибками. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).

2. Формирование грамматической стороны речи.

Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные). Ребенок слышит от окружающих грамматически оформленную речь. Осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй, познает модели языка. Воспитатель организует разнообразную речевую практику детей, включая в систему обучения языку упражнения, которые привлекали бы внимание детей к наиболее сложным и необходимым для них конструкциям, закрепляли бы определенные правила морфологии и синтаксиса родного языка («Помечтаем, что было бы. » — упражнение в употреблении сослагательного наклонения; «Отгадай, чего не хватает?»— упражнение в употреблении существительных в родительном падеже; «Я начну, а ты закончи!»— упражнение в употреблении распространенных предложений и т. д.).

Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.

3. Воспитание звуковой культуры речи

Прежде всего, ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики и орфоэпии. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить ребенка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т. д.).

4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказать детям, что, если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т. д., можно узнать много интересного.

5. Обучение рассказыванию (монологической речи).

Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному — пересказывать. В дошкольном возрасте детей также учат самим составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребенка. В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям, а также умение выступать перед незнакомой аудиторией (на празднике, в присутствии взрослых, в другой группе), что способствует совершенствованию речи, развивает находчивость, навыки поведения в коллективе.

6. Ознакомление с художественной литературой.

В дошкольном учреждении детей знакомят с лучшими произведениями детской литературы. Воспитатель формирует у детей некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. Все эти задачи тесно связаны с воспитанием нравственного облика и эстетических чувств детей.

7. Подготовка детей к обучению грамоте.

Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Для успешного учения в школе наибольшее значение имеют следующие качества: умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли в распространенных предложениях, небольших связных рассказах. Эти умения целенаправленно формируются у детей в основном в старшей и подготовительной к школе группах. Наряду с этим с детьми шести лет проводится работа по подготовке к овладению грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из двух — четырех слов и т. д. Итак, мы выделяем семь основных задач развития речи детей. Большинство задач решается во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей. Каждая из указанных задач имеет и образовательную и воспитательную сторону. В процессе развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи нравственного, эстетического воспитания. Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов обучения. Зная, какая задача на данном занятии по развитию речи является основной, воспитатель будет целенаправленно воздействовать на речь детей, сосредоточивая их внимание на определенном качестве речи (например, правильно изменять слова в родительном падеже: нет медведей, цыплят и т. д.).

Таким образом, знание основных задач развития речи не является формальным требованием, оно необходимо для правильной организации работы в детском саду.

Внутри каждой задачи выделяются стержневые моменты, лежащие в основе формирования коммуникативно-речевых умений и навыков. В развитии словаря – это работа над смысловой стороной слова, в монологической речи – отбор содержания высказывания, освоение способов соединения слов, предложений; в развитии диалогической речи – умений слушать и понимать собеседника, взаимодействовать с окружающими, участвовать в общем разговоре. Программа детского сада создает перспективы для развития детей в школе. Она имеет преемственные связи с программой по русскому языку в начальных классах. В детском саду формируются такие качества устной речи, которые получают дальнейшее развитие в первом классе школы. Богатый словарь, умения ясно и точно выражать свои мысли, избирательно и сознательно пользоваться языковыми средствами являются предпосылками успешного обучения русскому языку и овладения всеми учебными предметами. В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются так называемые вариативные программы. Среди них наиболее известны «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой), «Развитие» (научный руководитель Л.А. Венгер), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и другие), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова). В программе «Радуга», рекомендованной Министерством образования России, учитываются современные требования к речевому развитию детей, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды. Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях. Тщательно подобран литературный репертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть. Программа «Развитие» ориентирована на развитие умственных способностей и творчества детей. Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включают в себя три основных направления: 1) ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений); 2) освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); 3) развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями. Ярко выражена и реализована идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития. В средней группе поставлена как самостоятельная задача подготовка к обучению грамоте, а в старшей и подготовительной группах – обучение чтению (Программа «Развитие». (Основные положения). – М., 1994.) В программе «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомления с художественной литературой: «Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Внутри каждой задачи выделяются приоритетные линии, имеющие значение для развития связной речи и речевого общения. Особый акцент делается на формировании у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фраза ми и его частями. Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей. Программа значительно углубляет, дополняет и уточняет типовую программу, разработанную ранее в той же лаборатории (См.: Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994.)

В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретают знание педагогом возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей. Особое внимание следует обращать на то, как обеспечивается развитие всех сторон речи, соответствуют ли требования к речи детей возрастным нормативам, достигаются ли общие цели и задачи развития речи, обучения родному языку и воспитания личности.

Источник

Дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста

Описание: Данные исследования доказывают что в основе развития речи лежит активный. Поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи на основе формирования у детей умения думать обучения мыслительным операциям: анализу синтезу сравнению обобщению и т.

Дата добавления: 2015-01-27

Размер файла: 42.91 KB

Работу скачали: 35 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста

Посещение детского сада расширяет возможности речевого развития детей. Под руководством педагога они наблюдают явления природы, трудовую деятельность людей, общаются со сверстниками, слушают читаемые им воспитателем художественные произведения и т.п. Но необходимо также работать над речью детей.

Задание :  Соедините выделенные слова в этом абзаце, передайте устно как вывод.

.. Развивать речь – это значит…………………(доскажите фразу). 

Сформулируйте вопрос, дайте ответ 

 Важно также, чтобы обучение родному языку было осознанным, осмысленным, так как на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдений за языком, повышается уровень самоконтроля при построении высказывания.

По мнению Ф.А.Сохина, осознание языковой действительности (лингвистическое развитие) представляет собой выделение новой для ребёнка области объективных знаний, является важным моментом обогащения его умственного развития и имеет решающее значение для последующего систематического изучения курса родного языка в школе (119).

Доступность осознания детьми дошкольного возраста языковой действительности подтверждена многочисленными исследованиями:

– осознание звукового состава слова в процессе обучения грамоте (Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, г.А. Тумакова и др.);

– осознания смысловой структуры слова (Ф.И. Фрадкина, С.Н. Карпова, Е.М. Струнина, А.А.Смага и др.);

– осознания словообразовательных отношений (Д.Н. Богоявленский, Ф.А.Сохин, А. Г. Арушанова-Тамбовцева, Е.А.Федеравичене и др.);

– осознания связных высказываний ( Т.А. Ладыженская, О.С.Ушакова, Н.Г. Смольникова, А.А.Зрожевская и др.).

Р ебёнок может пойти в школу хорошо подготовленным (уметь читать, писать, считать), но из обучаемого он так и не станет учащимся (учащим себя) (106).

Недостаточно просто выдвинуть перед детьми познавательную задачу. Она должна быть принята ребёнком, т.е стать его собственной задачей. Вопрос, на который предстоит ответить, должен стать собственным вопросом ребёнка, иначе он может не заинтересоваться информацией, которую сам не искал. Поэтому познавательная задача должна быть поставлена так, чтобы ребёнок стремился к её решению.

Тем как организовано обучение, определяется многое. Во-первых, будут ли дети способны только к исполнительской деятельности, или у них появится решать различные задачи. Во-вторых, возникает ли у них тяга к знаниям. В-третьих, разовьётся ли способность иметь собственную точку зрения и при этом воспринимать и уважать чужое мнение.

Если в процессе обучения родному языку ребёнок является лишь исполнителем намеченного педагогом плана, если он познавательно пассивен, то обучение не будет способствовать его развитию, не окажет желаемого положительного влияния.

Задание :внимательно прочитайте содержание первого параграфа второй главы и ответить на вопросы:  1.Какова стратегия современного обучения родному языку? < 2.Что значит развивать речь? 

 2. 2.Значение родного языка. Задачи обучения родному языку

детей дошкольного возраста

Овладение родным языком происходит одновременно с воспитанием эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность детей.

Таким образом, роль родного языка во всестороннем развитии ребёнка огромна и неоспорима.

Однако развивать речь – это не только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Необходима целенаправленная работа над их речью.

Основная ц е л ь р а б о т ы по р а з в и т и ю р е ч и в дошкольных учреждениях – формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Она включает в себя ряд конкретных задач, среди которых: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи (диалогической и монологической).

А.П. Усова обращает внимание на то, что все стороны языка должны быть в поле их зрения, должны быть тесно связаны между собой и их развитие должно направляться взрослыми [Усова А.П.Обучение в старшей группе детского сада / Известия АПН РСФСР. – М.; Л.,1948. – № 16].

В развитии связной речи – это обучение умению использовать разнообразные средства связи (между словами, предложениями, частями текста), формирование представлений о структуре высказывании её особенностях в каждом типе текста (описание, повествование, рассуждение).

Вместе с тем центральной, ведущей задачей обучения родному языку является развитие связной речи, которая, по меткому выражению Ф.А.Сохина, вбирает в себя все речевые достижения ребёнка.

Задачи развития речи реализуются в программе, которая определяется объём речевых навыков и умений, требование к речи детей в разных возрастных группах.

В настоящее время в дошкольных учреждениях используются вариативные программы: « Истоки», «Радуга», «Развитие», «Детство », «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С.Ушакова). Педагоги имеют возможность выбора. Программы должны обеспечить речевое развитие детей, обеспечить взаимосвязь речевого развития с другими сторонами воспитания и разделами программы.

? 1.Какая речевая задача является ведущей в обучении родному языку? Обоснуйте свой ответ.

? 2.Каковы п риоритетные линии работы над каждой стороной речи?

2.3. Методические принципы обучения детей родному языку

Методические принципы определяют выбор содержания, методов и приёмов обучения речи в соответствии с задачами речевого воспитания детей.

Под методическими принципами понимаются общие исходные правила, руководствуясь которыми педагог выбирает (или создаёт) средства обучения. Методические принципы отражают специфику обучения родной речи и выступают во взаимосвязи друг с другом [Короткова Э.П. Принципы обучения речи в детском саду/ Э.П. Короткова. – Ростов н/ Д, 1975. – С.3].

Обучение родному языку базируется также на принципе взаимосвязи всех его сторон: фонетической, лексический и грамматической. Единство всех сторон языка проявляется прежде всего в его коммуникативной функции, которая выступает как основное свойство языка, его сущность.

Звуковая форма, свойственная любому слову, создаёт возможность для общения: слова физически воспроизводятся и воспринимаются. Однако звуковой строй языка не существует сам по себе. Не любой комплекс звуков, а лишь тот который имеет определённый смысл, может служить целям коммуникации. В качестве такого звукового комплекса выступает слово. Словарный состав языка, его лексика – это своеобразный строительный материал, служащий для выражения мыслей. Тем не менее, как бы ни был богат словарный состав языка, без грамматики он мёртв, так как не выполняет коммуникативной функции. В целях общения слова грамматически организуются, т.е. вступают в определённые отношения друг с другом в структуре предложения. Благодаря этому мысли получают стройную форму выражения.

Своеобразие каждой из сторон языка проявляется в специфике языковых единиц. Для фонетики в качестве таких единиц выступают звук речи, фонема; для лексикологии – слово с точки зрения его систематического значения и употребления; для грамматики – слово в своих формах, а также словосочетание и предложение.

Приведённые ниже положения определяют методику обучения родному языку дошкольников с учётом внутрипредметных связей.

Система обучения родному языку в дошкольном возрасте должна строиться с учётом сущности связи между сторонами языка. Данное положение должно реализовываться как при определении последовательности обучения, так и в самом содержании обучения.

В этих целях при воспитании звуковой культуры речи и подготовке к грамоте большое место отводится разъяснению дошкольникам единства смысловой и произносительной сторон слова и смыслоразличительной роли звуков.

В словарной работе особое внимание уделяется показу единства всех сторон слова: произношения, лексического значения совокупности грамматических признаков. При этом необходимо добиваться понимания как номинативной (назывной) функции слова, так и лексического значения.

При обучении грамматике ведущим направлением является формирование у детей умения пользоваться предложениями разной структуры.

Речевая практика детей способствует развитию того, что обычно называется «чувством языка» или языковым чутьём, которое представляет собой умение пользоваться языковыми средствами, соответствующими данной речевой ситуации, без привлечения знаний о языке. Это умение необходимо развивать. Если стихийно возникающую ориентировку в языке не поддерживать, она свёртывается.

Важным методическим принципом является принцип речевого действия. Педагог должен помнить о том, что не всякое произнесение звуков речи (пусть это будут даже целые тексты) есть речь. Фразы, которые говорит ребёнок, будут результатом речевого действия лишь при соблюдении ряда условий:

– при наличии у обучаемого внутреннего мотива (почему это надо сказать);

–при наличии цели ( для чего это надо сказать);

– при наличии мысли ( какое содержание нужно передать словами).

Процесс обучения должен строиться так, чтобы действия ребёнка были подлинно речевыми в каждый момент обучения.

В результате обучения у детей должны быть сформированы те речевые навыки, без которых невозможно создать любое, даже самое элементарное высказывание (навыки выбора слов, их изменения, выбора конструкции, соблюдения « грамматических обязательств». Речевой навык может считаться сформированным лишь при условии, если он переносится на новые, ещё не встречавшиеся ребёнку слова и речевые ситуации.

Исследователи (Л.П.Федоренко, Э.П. Короткова, В.И. Яшина) называют и другие методические принципы:

– взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детей

– коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи;

– обогащение мотивации речевой деятельности; организация наблюдений над языковым материалом;

– формирование элементарного осознания явлений языка и др.

На основе вышеизложенных методических принципов строится методика обучения детей звуковой культуре речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

Задание :выделите методические принципы обучения родному языку.

2.4. Деятельность как условие развития речи

обучения родному языку

Речь обслуживает важнейшие сферы деятельности людей. Активность человека в указанных сферах тесно связана с тем, насколько совершенно он владеет речью. Сказанное относится и к дошкольникам.

Овладение речью происходит по мере обогащения сознания ребёнка новыми представлениями и понятиями по мере возникновения потребностей выразить мысль, передать её другим, по мере накопления жизненного опыта. Большую роль в этом процессе играет деятельность.

В дошкольном возрасте развитие речи и речевого общения осуществляется в разных видах деятельности (общении, учебной деятельности, игре, труде, бытовой деятельности), которые заключают в себе потенциальные педагогические возможности. Решающую роль в становлении речи играет общение.

щ е н и я: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное общение. Рассмотрим особенности речи детей с разными формами общения, представленные в исследованиях А.Г.Рузской[105], А.Э. Рейнстейн [98].

Ситуативно-личностная форма общения характерна для детей двух – шести месяцев. В течение 4-6 недель жизни младенца близкий взрослый занимает положение главного объекта его внимания. Чтобы удержать взрослого возле себя, ребёнок улыбается проявляет двигательное оживление, вокализацию. На похвалу отвечает усилением того или иного действии «комплекс оживления»). В «комплекс оживления» входят яркие ориентировочные реакции на лицо взрослого, звук его голоса Дети подолгу сосредоточивают своё внимание на артикуляции и мимике говорящего человека. Затем у ребёнка возникают собственные речевые реакции как выражение эмоциональных состояний, подражание речи взрослых начинается с воспроизведения её интонационной стороны. Затем ребёнок начинает воспринимать ритмическую и позже – звуковую стороны речи. На этом этапе у младенца складывается качественно новое отношение к взрослому – не как к объекту, а как к субъекту, партнёру по общению.

На втором и третьем годах жизни доречевые формы общения уже не удовлетворяют ребёнка. Возникает потребность в интенсивном развитии речевых форм общения и появляется новая форма общения в виде диалога. А.М.Леушина считает, что диалогическая форма речи тесно переплетается с деятельностью. Это диалог, который возникает внутри какой либо деятельности ребёнка и по её поводу. Но постепенно он начинает приобретать самостоятельный характер. Этому способствует интенсивное овладение словами, развитие понимания их смысла и резко возрастающий интерес к окружающей действительности. Ребёнка начинает интересовать название и назначение предметов. Происходит развитие понимания речевого сообщения.

На этом этапе развития ребёнка предложения удлиняются, появляются сложные предложения. Лексика освобождается от привязанности к конкретной ситуации. Расширяется запас слов, связанных с отражением воспринимаемых качеств предметов окружающего мира. Наряду с атрибутивными свойствами (88,7% всех прилагательных) дети определяют также эстетические и эмоциональные отношения к предметам и явлениям. Употребляемые ребёнком глаголы становятся разнообразнее. Доля глаголов конкретного предметного действия уменьшается до 89%. Глаголы, обозначающие волевые и интеллектуальные действия, составляют 6,24%, а модальные глаголы – 3%. Повелительность глагола снижается примерно на 10%. Изменяется соотношение указательных и личных местоимений в пользу личных. С 4-х лет появляется косвенная речь.

Внеситуативно-личностная форма общения характерна для детей пяти-семи лет на первый план выступают коммуникативные задачи. Дошкольники активно беседуют со взрослыми о том, что происходит между людьми; Настойчиво пытаются выяснить, как следует поступать; раздумывают как над своими действиями, так и над действиями других людей. Беседы эти носят теоретический характер (вопросы, обсуждения, споры). Дети говорят о себе, расспрашивают взрослых о них самих, рассказывают о друзьях по группе, любят слушать рассказы обо всём, что касается людей. Старшие дошкольники превращают любое занятие в трамплин для обсуждения волнующих их вопросов. Они стремятся к взаимопониманию и сопереживанию. Для детей характерна наибольшая по сравнению с другими этапами обращённость их речи к партнёру. Необращённая речь составляет 40% всей речи. Дети говорят уже более сложными предложениями (14,9%). Прилагательные определяют помимо атрибутивных свойств (69,8%) эстетические (14,6), этические свойства персонажей (2,32%), их физическое и эмоциональное состояние (9,3%). Возрастает доля глаголов волевого и интеллектуального действия (9,7% всех глаголов). Доля повелительных глаголов уменьшается до 4,8%. Личные местоимения составляют 69,7% всех местоимений. Дети начинают пользоваться как косвенной, так и прямой речь ю.

Итак, развитие речи у дошкольников происходит в их общении со взрослыми. Под влиянием и по инициативе взрослого происходит переход детей от одной формы общения к другой, формируется новое содержание потребности в общении.

Однако ребёнок общается не только со взрослыми, но и своими сверстниками. которое возникает у детей у детей на третьем году жизни, имеет следующие особенности:

– яркая эмоциональная насыщенность. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает более или менее спокойно, без лишних экспрессий, то разговор со сверстниками, как правило, сопровождается резкими интонациями, криком, кривляньем и т.д. В общении дошкольников наблюдается почти в 10 раз больше экспрессивно- мимических проявлений, чем в общении со взрослыми;

– нестандарность детских высказываний, отсутствие жёстких норм и правил. Общаясь со взрослым, даже самый маленький ребёнок придерживается определённых норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы (жужжат, трещат, передразнивают друг друга, придумывают новые названия знакомым предметам);

– преобладание инициативных высказываний над ответными.

При общении со сверстниками ребёнку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своём, не слушая партнёра. Совсем по-другому ребёнок воспринимает взрослого. Его инициативу и предложение дошкольник чаще всего поддерживает, старается ответить на его вопросы, более или менее внимательно слушает сообщения и рассказы. Общаясь со взрослым, ребёнок скорее предпочитает слушать, чем говорить сам;

– общение детей друг с другом значительно богаче по своему назначе нию, функциям. Здесь: и управление действиями партнёра ( показать, как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязывание собственных образцов (заставить его сделать именно так), и совместная игра (вместе решить, как будем играть), и постоянное сравнение с собой (я так могу, а ты?). От взрослого же ребёнок ждёт либо оценки своих действий, либо новой познавательной информации [24.Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М., 1992. – ].

Из сказанного следует вывод: взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребёнка. В общении со взрослыми ребёнок учится говорить и поступать правильно, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстниками – выражать себя, управлять другими людьми, вступать в разнообразные отношения. Кроме того, многим вещам сверстник может научить гораздо лучше, например умению правильно говорить. Исследования А.Г.Рузской, А.Э.Рейнстейн и др. показали, что речь ребёнка, обращённая к сверстнику, является более связной, понятной, развёрнутой и лексически богатой. Общаясь с другими детьми, ребёнок расширяет свой словарный запас, пополняя его наречиями образа действия, прилагательными, передающими эмоциональное отношение, личными местоимениями, чаще использует разнообразные глагольные формы и сложные предложения. Исследователи объясняют это тем, что ребёнок является менее понятливым и чутким партнёром, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника играет положительную роль в развитии речи детей.

Разговаривая со взрослым, ребёнок не прикладывает особых усилий для того, чтобы его поняли. Взрослый поймёт его всегда, даже в том случае, если речь ребёнка не слишком понятна. Другое дело – сверстник. Он не будет пытаться угадывать желания и настроения своего приятеля. Ему надо всё чётко и ясно сказать. А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются связно и чётко выражать свои намерения, мысли, желания

Общаясь со взрослым, дошкольник овладевает речевыми нормами, узнаёт новые слова и словосочетания. Однако все эти усвоенные слова, выражения могут остаться «в пассиве» и не использоваться им в повседневной жизни.Ребёнок может знать много слов, но не употреблять их, потому что вэтом нет необходимости. Чтобы пассивные знания стали активными, нужна жизненная потребность в них. Эта потребность возникает у ребёнка, когда он общается со сверстником.

Таким образом, для развития речи детей необходимо общение ребёнка как со взрослыми, так и со сверстниками, поскольку каждая из сфер общения оказывает влияние на развитие определённых сторон речи дошкольников.

Одним из важных видов деятельности по формированию речи является обучение на специальных занятиях.

Занятия – это часть, фрагмент единого целого, своеобразная «клеточка» учебного процесса, в которой проявляются признаки, присущие всему явлению. обучение родному языку на занятиях – это планомерный систематический процесс развития всех сторон речи мышления ребёнка, процесс целенаправленного формирования у него речевых умений и навыков.

Речевая деятельность является основной деятельностью детей на занятиях по родному языку. она тесно связана с умственной деятельностью, умственной активностью: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, сами их задают, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребята не только воспринимают речь взрослого, но и, выражая мысли в своей речи, отбирают из словарного запаса нужное слово, более точно характеризующее предмет или явление и отражающее отношение к нему.

Своеобразием многих занятий является внутренняя активность детей при внешней их заторможенности. Например, один ребёнок рассказывает, а остальные слушают Слушающие внешне пассивны, а внутренне активны (следят за последовательностью рассказа, сопереживают герою и т.д.).

На занятиях дети получают новые знания, приучаются выполнять задания в соответствии со словесными указаниями, приобретают первоначальные навыки организованной умственной работы, учатся заниматься. Занятия дают возможность педагогу видеть успехи и неудачи в усвоении знаний и формировании умений каждого ребёнка.

В начале 90-х гг. XX в. некоторые авторы предлагали отказаться от занятий по развитию речи, оставив их лишь в старшей и подготовительной группах как занятия по подготовке к обучению грамоте. Задачи же речевого развития они предлагали решать на других занятиях и в процессе повседневной жизни, аргументируя это тем. что на занятиях: не удаётся обеспечить каждому ребёнку достаточную речевую практику; многие дети ограничиваются в основном слушанием; преобладают репродуктивные методы обучения; отношения воспитателя с детьми строятся на учебно-дисциплинарной основе; обучение родному языку мало направлено на развитие коммуникативной деятельности и т.д. [3. Алексеева М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях / М.М.Алексеева, О.С. Ушакова / Воспитание умственной активности детей дошкольного возраста, – М., 1983].

Данная т.з. не была поддержана ни исследователями, изучающими проблемы речевого развития дошкольников, ни практическими работниками. Необходимость специальных занятий М.М.Алексеева и В.И. Яшина объясняют рядом обстоятельств:

Необходимость объединения задач обучения детей родному языку объясняется тем, что:

– язык – это сложная система составляющихего подсистем и элементов, которые находятся в структурных отношениях. Единицы языка (фонемы, морфемы, слова, словосочетания, предложения) взаимосвязаны в речевой деятельности, поэтому взаимозависимость элементов языка должна учитываться в обучении речи на занятиях;

– детский сад должен решать целый ряд задач обучения языку и речевого развития детей. Без их совмещения невозможно обеспечить многоаспектного лингвистического воспитания дошкольников;

– комплексное решение речевых задач обучения создаёт благоприятные условия для реализации творческих возможностей и развития лингвистических способностей детей;

объединение задач обучения насыщает занятия по родному языку, делает их более содержательными, позволяет увеличить управляемую педагогом речевую практику детей;

– объединение задач обучения создаёт условия для научения детей большему объёму речевых умений за единицу учебного времени;

– объединение задач обучения позволяет разнообразить виды речевой деятельности детей;

– объединение задач обучения повышает результативность формирования связной речи;

– объединение задач обучения побуждает педагогов к творчеству [52. – С. 18 –28].

Большое распространение в практике получили интегрированные занятия, на которых используются разные виды детской деятельности и различные средства речевого развития (например, чтение и рисование, рассказывание и слушание музыки и т.д.).

Выделяют следующие т р е б о в а н и я к з а н я т и я м п о р а з в и т и ю р е ч и.

1. Взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач, обеспечивающих формирование у детей активной познавательной позиции [106].

Чтобы ребёнок мог осознать, что он умеет, а чего нет, знания, которыми он владеет, следует систематизировать. Получение любого нового знания должно быть подготовлено логикой предшествующей работы.

Развивающий эффект занятия достигается не включением отдельных развивающих заданий, а всем ходом работы. Станет занятие развивающим или нет зависит от того, будет ли предлагаемый материал содержательным, будут ли дети впитывать готовые знания, действовать по образцу или предпримут усилия для приобретения этих знаний, а затем станут осознанно пользоваться ими..

Если на занятии детям не просто передаются знания и умения, а формируется интерес к познанию, закладываются основы личностного отношения к этому процессу, то такое занятие будет одновременно обучающим, развивающим и воспитывающим.

Сотрудничество, как подчёркивает М.С. Соловейчик, – это единственный способ освоения, присвоения культуры. Но культура многоуровнева, разнородна. И столь же разнородны форма сотрудничества, погружаясь в которые ребёнок осваивает различные слои культуры. Наиболее точно отношение к культурному содержанию, подлежащему освоению, и формам сотрудничества, в которых это содержание передаётся новым поколениям, сформулировал Л.С.Выготский: «Новый тип обобщения требует нового типа общения» [21. – С. 356].

В научной литературе выделяют непосредственно-эмоциональную, предметно-деловую, игровую и учебную формы сотрудничества ребёнка со взрослым. Во время занятий педагог должен опираться на все формы сотрудничества. Лишь в этом случае происходит развитие детей.

3. Занятия должны быть лингвистически грамотными (по содержанию, постановке вопросов, по отбору дидактического материала, по организации работы с детьми). Необходимо, чтобы педагог понимал лингвистическую сущность всех явлений, сам хорошо ориентировался в изучаемых понятиях.

4. Занятие должно быть целостным «педагогическим прозведением » (М.Н.Скаткин ), иметь определённую логику развёртывания учебной деятельности детей. Для этого необходимо, обдумывая занятие, определить его «ядро», то главное, что должно быть достигнуто, а затем наметить этапы достижения этой цели, искать способы и средства обучения для каждого этапа. Другими словами, при подготовке к занятию педагогу нужно ответиь на следующие вопросы: Как поставить перед детьми учебную задачу, чтобы включить их в активную мыслительно-речевую деятельность? какие виды заданий и в какой последовательности предложить детям, какова их цель? Как обеспечить усвоение необходимой информации (можно ли организовать занятие так, чтобы дети сами «открыли» способ действия, нужный признак, свойство и как этого добиться?

В процессе игры и трудовой деятельности дети учатся сравнивать предметы по сходству и различию как зрительно, так и по памяти; давать краткое описание однородных предметов; отличить существенное от несущественного; классифицировать предметы по их признакам, материалам, назначению и т.п. Всё это сопровождается речью и способствует развитию речевой активности.

Игра и труд являются сильнейшими стимулами для речевого общения детей со взрослыми и сверстниками, для проявления самодеятельности дошкольников в области языка. Они обогащают, закрепляют и активизируют словарь ребёнка, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, а также навыки изменения и образования слов; способствуют воспитанию звуковой культуры речи, развитию выразительности речи; упражняют в составлении связных высказываний; развивают диалогическую и объяснительную речь. Поэтому детям нужно предоставлять для самостоятельного пользования игрушки, различные материалы, орудия труда, пособия. Педагог должен проявлять интерес к детской деятельности, обогащать её содержание, руководить ей, а в процессе руководства упражнять язык детей.

Таким образом, добиться высокого уровня речевого развития детей можно лишь используя все виды деятельности в совокупности.

2.5. Средства развития речи детей дошкольного возраста

Эффективность речевого развития дошкольников во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог.

Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь взрослых (в детском саду и семье) была содержательной, грамотной, разнообразной, выразительной, точной.

Но, к сожалению, на практике приходится сталкиваться с недостатками речи педагогов, среди которых:

многословие. Одни педагоги долго объясняют детям задание, не умея просто и ясно изложить свою мысль, и в результате дети делают не то, что нужно,так как за обилием слов не улавливают мысли. Другие педагоги повторяют всё, что говорят дети, неумеренно хвалят каждого, без нужды по нескольку раз повторяют свой вопрос или дают пространные пояснения к вопросу – в этом потоке слов теряетс главное, существенное;

– чрезмерная лаконичность речи, когда дети слышат только краткие распоряжения, замечания и больше ничего. У такого воспитателя детям нечему будет научиться в отношении родного языка;

– частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (тарелочка, постелька, чашечки, ручки и т.д.); при неумеренном их использования теряется эмоциональный оттенок слова;

небрежное, неряшливое произношение звуков, слов (слова произносятся как бы сквозь зубы, недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

– монотонность речи, которая утомляет детей и снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать;

– бедность языка (ограниченный запас слов, однообразные обороты речи, невыразительность, сухость). Такая речь – плохой пример для детей, она оставляет их равнодушными к её содержанию;

– злоупотребление лишними словами («так сказать», «значит», «вот», «ну»), употребление слов с характерными особенностями местных говоров, с неправильным ударением в словах («мага́зин», «кило́метр», «свекла́») [78; 82; 115].

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.

В общении с детьми дошкоьного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности и говорить с ними так, чтобы им было всё понятно, чтобы речь педагога доходила до сознания ребят, вызывала у них яркие образы и действовала на чувствовала.

Большое значение в развитии речи имеет содержательная жизнь детей в детском саду. Интересная, богатая впечатлениями жизнь обогащает и активизирует речь детей, у них появляется желание поделиться тем, что их глубоко затронуло. Разнообразные игры, развлечения, занятия с материалами, прогулки и наблюдения, уход за животными и растениями, рассматривание картин, посильное участие в организации своей жизни, яркие детские праздники и т.п. – всё это становится содержанием их речи. А если воспитатель проявляет к тому же чуткое и доброжелательное отношение (всегда готов выслушать то, о чём ему сообщают дети, готов поговорить по этому поводу), тогда возможности возникновения потребности выразить в речи свои переживания резко возрастают.

если у детей нет ярких впечатлений, если жизнь ребят бедна и однообразна, то их речь слабо развивается, им не о чём рассказывать, не о чем спрашивать, запас слов увеличивается медленно. В то же время педагогу следует быть осторожным в стремлении каждый день обогащать жизнь детей все новыми и новыми впечатлениями, так как этим он будет лишь обременяя их память, и они не смогут ничего прочно усвоить.

Е.А.Флёрина отмечает, что литературное произведение даёт ребёнкуготовые языковые формы, словесные характеристики образов, определения, которыми он впоследствии оперирует [134].

По мнению Н.С. Карпинской, художественная книга представляет прекрасные образцы литературного языка [53].

Контекстуальная осмысленность слов и выражений, включённые в литературные произведения, способствует обогащению словаря, а также средств словесной выразительности, образной речи (О.С. Ушакова, л.А.Колунова и др.).

Литературные сюжеты используются в качестве основы при разработке речевых ситуаций в обучении языку, при формировании аналитико-синтетической деятельности, а также для развития воображения, расширения круга представлений об окружающем мире.

К. Бюллер считает, что деятельное рисование начинается только тогда, когда словесное выражение уже сделало большие успехи, а А.Рыбников высказывает мнение, что до известного возраста ребёнок сам смотрит на свой рисунок как на особый вид речи; с его помощью он пытается рассказать о предмете всё, что о нём знает.

Установлено, что дети дошкольного возраста почти никогда не рисуют молча: некоторые шепчут что-то, другие громко разговаривают. Включение в процесс рисования речи, по мнению исследователей, может существенно перестроить ход изображения: ребёнок начинает анализировать свой рисунок, понимать, что у него сделано хорошо, а над чем ещё необходимо поработать. Слово позволяет осмыслить процесс изображения, делает движения ребёнка более нацеленными, продуманными, помогает использовать разнообразные материалы, разную технику рисования.

В свою очередь в процессе рисования дети учатся употреблять слова, обозначающие предметы, их признаки (цвет, форму, величину и пр.), свойства, временные и пространственные отношения. Словарь дошкольников пополняется изобразительными терминами («линия», «штрих», «колорит» и др.),уточняется значение отдельных слов, таких, как «большой», «крупный», «крупнее», «маленький», «меньше», «короткий», «короче», «меньше», «ниже» и т.д. Дети практически усваивают синонимические оттенки значений слов (например, «круг большой», «круг маленький»; «рисунок крупный», «рисунок мелкий» и т.п.). Словесное осмысление рисунка способствует возникновению и развитию в процессе изображения замысла. Замыслы, возникшие во время рисования и оформленные в слове, чаще остаются в памяти ребёнка и отражаются разными средствами.

Таким образом. рисунок и речь – два взаимосвязанных и взаимообогащающих средства, при помощи которых ребёнок выражает своё отношение к окружающему.

В дошкольных учреждениях в качестве наглядных пособий используются натуральные предметы (одежда, посуда, орудия труда, растения и т.д.), а также изобразительные пособия, передающие предметы (явления) мира опосредованно, в условном виде (картины, фотографии, диафильмы и т.д.). Особый вид наглядных пособий представляет дидактический материал (настольно-печатные игры, самодельные пособия и пр.).

Однако наличие пособий само по себе не решает задач речевого развития детей. Они не окажут заметного влияния на развитие речи дошкольников и будут лишь средством развлечения, если их использование не будет сопровождаться словом воспитателя, которое будет направлять восприятие детей, объяснять и называть показываемое.

Таким образом, для развития речи используются разнообразные средства, выбор Котовых зависит от уровня сформированности у детей речевых навыков и умений; от жизненного опыта детей; от характера языкового материала и его содержания.

 Вопрос и задание для повторения

1.Какие средства обучения освещались и вы их знаете?

2.Какова взаимосвязь различных средств обучения.?

2.6. Методы развития речи дошкольников

Главным условием ускорения речевого развития является применение различных методов обучения.

Методом обучения называют способ работы педагога и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков.

Исследователи речевого развития дошкольников (К.И Чуковский, А..Н. Гвоздев, А.Р. Лурия, А.А.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин и др.) стремились объяснить механизмы усвоения языка ребёнком в возрасте двух –пяти лет, когда он, не зная никаких правил, не только строит предложения, но и склоняет имена существительные, спрягает глаголы, правильно строит словосочетания. На основе аналогий и первичных обобщений он овладевает языком. Это происходит так.

Ребёнок усваивает слова, их значения, улавливая и обобщая аналогии форм и значений. Поэтому для развития речи нужны речевая среда, дающая образцы языка, и речевая активность самого ребёнка.

Из этой закономерности выводится метод обучения, получившивший название имитационного метода (метода обучения по образцу).

Здесь важно отличать самостоятельную работу ребёнка «по образцу ». По мнению М.Р. Львова «обучение по образцу» отличается от догматического метода обучения тем, что использование образца всегда требует познавательной активности детей, их самостоятельности. в работе «по образцу» применяется языковой анализ и синтез, делаются первичные обобщения (75).

Метод обучения «по образцу» предполагает:

– пересказ литературных произведений ;

– составление предложений по типу данного, по схеме;

– обучение произношению и интонации;

– выразительное чтение стихотворений по примеру взрослого;

– сочинение рассказов по аналогии с прочитанным.

По образцу дети учатся составлять тексты – описание, повествование, рассуждение.

Исследователи детской речи считают, что ограничиваться только образцами нельзя, необходимо организовать процесс познания ребёнком языковой действительности, учитывая такую закономерность речевого развития детей, как элементарное осмысление и осознание явлений языка и речи [19]. Добиться этого можно, используя проблемный (поисковый) метод обучения, который направлен на появление заинтересованности в принятии информации, желания уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы, проявление элементов творчества, умения усваивать способы познания и применять их на другом материале.

Включение детей в процесс познания осуществляется через речевые логические задачи, проблемные вопросы, творческие задания, экспериментирование, моделирование, сравнение, упражнение, дидактические игры.

Из функции языка выводится коммуникативный метод развития речи.

М.Р. Львов сформулировал следующие требования к этому методу:

– любое высказывание ребёнка должно быть мотивированно, вытекать из потребности что-то сказать. Мотивацией речевой деятельности детей в детском саду могут служить игровые ситуации, побуждающие дошкольника

говорить естественно, согласно выполняемой в игре роли, в связи со сложившимися условиями игры (убедить, доказать, объяснить, сообщить, спросить и т.д.); ситуации, вызывающие интерес детей к слушанию сказки, рассказа; ситуации, вызывающие стремление писать письма детям в другие детские сады или заболевшему товарищу; ситуации, стимулирующие детей к беседе, разговору;

– ребёнок должен быть подготовлен в достаточной мере к содержательному высказыванию, т.е. необходимо располагать существенным, важным материалом. Без свободного владения материалом говорящий не сможет осуществить коммуникацию;

– коммуникативная цель будет достигнута лишь в том случае, если ребёнок владеет достаточным словарным запасом, быстро образует грамматические формы, строит предложения и связывает их между собой в тексте, владеет интонациями [75].

Коммуникативный метод имеет свой арсенал методических приёмов, к которым относятся: создание речевых ситуаций; беседы; ролевые игры; прогулки и экскурсии; наблюдения; труд и другие виды деятельности, которые могут вызвать у детей потребность в высказывании, а также помочь им в выборе материала для рассказов и т.д.

вместе обдумывать, как можно было бы сказать лучше, как удачнее построить рассказ. Важно, чтобы сверстники помогали говорящему ребёнку исправлять речевые ошибки, советовали, как можно сказать по-другому, лучше, точнее, выразительнее. Такая языковая тренировка развивает речевые способности детей.

1. Каковы основные методы развития речи дошкольников? (Подтвердите,цитируя прочитанный материал: 1………………

2.Решающую роль в становлении речи играет что? ………………

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *