Что можно считать проявлением патриотизма в музыкальном искусстве

Методический доклад на тему: «Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания учащихся»

на тему: «Музыкальное искусство как средство

патриотического воспитания учащихся».

Составитель: Кузнецова Лилия Петровна

преподаватель МБУ ДО «Детская школа искусств» Г. Тетюши

Теоретические аспекты патриотического воспитания учащихся средствами музыкального искусства………………………………….3

Методы патриотического воспитания учащихся средствами музыкального искусства………………………………………………….8

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности, в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как родители, родство и Родина. В этой ситуации закономерно обращение здравомыслящих людей, истинных граждан своей страны, к патриотической идее, не раз спасавшей Россию в трудные годы. Это предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения высоких нравственных качеств, среди которых важное место занимают: патриотизм, гражданственность и ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

На протяжении всей истории развития человечества в центре внимания учёных всегда стояли вопросы воспитания подрастающего поколения в духе любви к Родине и преданности к Отечеству. С древних времён педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Патриотизм – это любовь к Отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данной нации. Чувство привязанности к Родине и родному народу, проникнутое просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа.

В словаре В.Даля, слово патриот характеризуется как любитель Отечества, ревнитель о благе его, «отчизнолюб», «отечественник» или «отчизник»; патриотизм – любовь к Отечеству.

Патриотизм в переводе с греческого языка – соотечественник – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Патриотизм – особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одно люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают.

Патриотизм – любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение.

Таким образом, как видно из перечисленных выше определений, патриотизм – это, прежде всего, любовь к Родине, к своему Отечеству. Чувство, понятное и прущее каждому разумному человеку.

Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству.

Воспитывать патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к её процветанию и могуществу. Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идёт через воспитание любви к своей малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к отечеству, обществу, народу, и истории, культуре, традициям.

Академик Д.С. Лихачёв писал, что «он придерживается того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт.

С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и народу».

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более 200 тысяч лет. Стержнем российского воспитания является патриотическое воспитание. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности.

С 1917 года предпринимались теоретические и экспериментальные исследования разных проблем обучения и воспитания подрастающего поколения. Особое значение имеют работы Н.К. Крупской, в которых заложены теоретические и методологические основы гражданского воспитания юношей и девушек. Идеи Н.К. Крупской о гражданском воспитании нашли дальнейшее развитие в трудах и практической деятельности выдающегося педагога А.С. Макаренко. Педагогический процесс школьного учреждения подчинял единой цели – воспитанию достойного гражданина, любящего Родину, окружающих его людей.

В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ «Об образовании» в качестве одного их принципов государственной политики в области образования. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» отмечалось, что воспитание патриотизма у российских граждан составляет основу консолидации общества и укрепления государства.

Средствами патриотического воспитания могут выступать:

— природное и социальное окружение;

В искусстве человек предстает эмоционально – переживательным субъектом – личностью. Воздействие произведения искусства на духовный мир человека, на человеческую жизнь является могущественным средством для совершенствования эстетической культуры человека. Музыка, имея множество духовно-жизненных основ, остается вернейшей спутницей человечества. К каким бы векам, эпохам и народам мы не обратились – живительное искусство музыки стоит на первом месте.

В музыке как виде искусства общая этическая задача – приносить добро – выражена особенно полно. Умноженные искусством добро, благо, счастье обступают человека, очеловечивают мир его существования.

Содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения. В высказываниях больших музыкантов можно найти множество доказательств того, что они смотрели на музыку, как на выражение чувств. Например, А. Рубинштейн писал, что он убежден в том, что любой сочинитель пишет не только в каком-нибудь тоне, в каком-нибудь размере, ритме ноты, но вкладывает душевное настроение, т.е. программу в своё сочинение, с уверенностью, что исполнитель и слушатель сумеют её угадать. Н.А. Римский-Корсаков отмечал, что настроения являются главной сущностью музыкальных впечатлений.

Достаточно обратиться к художественной литературе и перечитать страницы, посвященные описанию музыки и впечатлениям от неё, чтобы увидеть, что в огромном большинстве случаев они сводятся к попытке передать те чувства, эмоции, настроения, которые выражаются музыкой. Вспомнить хотя бы «Певцов» И.С. Тургенева и его же описание музыки; многочисленные «музыкальные места» у Л.Н. Толстого в «Войне и мире», «Семейном счастье», «Крейцеровой сонате».

С большой простотой и искренностью говорил об эмоциональном содержании музыки Н. Островский: «Знаешь, почему я так люблю музыку? Я видел в жизни много крови и страданий. Расти мне пришлось в трудное время… И вот, Чайковский открывает в моей душе такие интимные чувства, вызывает во мне такие нежные мысли, о существовании которых я раньше даже и не подозревал».

Музыка, прежде всего, есть путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством. Музыка даёт возможность исключительно глубоко проникнуть в содержание самых разных идей, образов и событий, но лишь при одном условии; если это содержание заранее известно. Из музыки, как таковой, нельзя впервые узнать содержание какой-либо мысли или картины. Но когда это содержание известно, с помощью музыки можно так глубоко его прочувствовать, пережить, сделать его своим внутренним достоянием. В этом – мощь музыки, в этом её великое познавательное и воспитательное значение.

Музыкальное искусство, являясь одним из средств нравственного воспитания, направляет, углубляет, развивает эмоции школьников, формируя нравственные принципы, укрепляя идейные позиции. Ребёнок познаёт законы красоты, приобщаясь к культурному наследию нации, присваивая ценный опыт поколений. В результате чего и происходит формирование личности, воспитание человека, патриота, гражданина, способного творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию.

Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности.

Чувство патриотизма формируется с раннего детства.

Музыкальное искусство, являясь одним из средств патриотического воспитания, направляет, углубляет, развивает эмоции школьников; формируя нравственные принципы, укрепляя идейные позиции.

Воспитание патриотизма у учащихся – это результат систематической и целенаправленной работы преподавателя. Для этого необходимо знакомить детей с музыкальной культурой местности, где ребёнок родился и живёт, что является важнейшей задачей развития личности ребёнка и составляющей процессов патриотического воспитания.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании учащихся. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и школьных мероприятий. Помимо этого на уроках музыки формируются такие качества, как коллективизм, любовь к своему дому. Бережное отношение к природе. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Педагог должен стараться раскрыть перед детьми красоту музыкальных произведений, сделать эти произведения любимыми. Причём те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими и конкретными, вызывать интерес, будить воображение.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воспитания заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. На уроках музыкальной литературы дети знакомятся с фольклором, музыкой русских и советских композиторов. Эта музыка вызывает интерес у детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, снимает чувство беспокойства и тревоги.

Одно из слагаемых патриотизма – чувство любви к родной природе. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство, т.к. природные явления и объекты, окружающие ребёнка, легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувство радости, грусти, нежности, доброты, воспитывается отношение и к образам реальной природы.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыкальной литературе много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Кроме того, в программе предлагается большое количество инструментальной музыки, характеризующей образы природы: М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», С.С. Прокофьев «Детская музыка», симфоническая сказка «Петя и волк» и множество других произведений.

Следующим этапом работы по формированию патриотизма у детей является использование музыки при ознакомлении детей с образами Родины. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это школа с его учителями и друзьями. Нравственно воспитание – это, прежде всего, воспитание уважения к матери. Все дети любят своих мам, делают им подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Иногда необходимо использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства, что обогащает содержательную сторону эмоционального отклика детей, делает процесс восприятия более ярким, глубоким и осознанным.

Особую роль в патриотическом воспитании учащихся средствами музыкального искусства занимает музыкально – краеведческая работа. Композитор связан глубокими корнями со своей землёй, с местом, где родился, жил, создавал свои музыкальные произведения. Родная природа, встречи с людьми, своеобразие быта находят художественное отражение в творениях многих композиторов. Родные места оставляют сильный отпечаток и на творческом облике композитора. Родные места входят в жизнь художника с особенностями природы, быта и человеческих отношений.

Розыски и запись музыкального фольклора являются увлекательным занятием учащихся, особенно проживающих в сельской местности. Сельские школьники самым естественным образом приобщаются к народной жизни, овладевают эстетическим богатством музыкального фольклора. Произведения музыкального фольклора учащиеся записывают со слов соседей, родителей, от известных на селе рассказчиков и песенников.

Большие возможности для привития интереса у учащихся к музыкальной культуре края открывает переписка с композиторами. Переписка сближает, углубляет интерес к личности композитора и его произведениям. Толчком для переписки может послужить рассказ преподавателя о композиторе, беседа о его музыкальных произведениях. Случается, что поиски юных музыкантов – краеведов приводят к неожиданным открытиям, которыми они спешат поделиться в своих письмах. Трудно представить композитора, который не имел бы в лице школьников самых пытливых и доброжелательных слушателей – корреспондентов. В своих письмах учащиеся делятся мыслями о прослушанных музыкальных произведениях, сообщают о полюбившихся героях и впечатлениях от встречи с ними в процессе прослушивания музыкальных произведений. Переписка с композитором не должна являться самоцелью. Её задача – привлечь внимание учащихся к музыкальному произведению, вызвать у них желание больше узнать о музыкальном искусстве родного края. Немало интересного содержит переписка учащихся с людьми, знавшими композитора – земляка. Их письма помогают школьникам узнавать новое о композиторе. Юные краеведы становятся порою обладателями редких фотографий, уникальных рукописных нотных сборников.

Объединяющим началом в подготовке музыкально-краеведческой выставки является активная деятельность самих учащихся.

В музыкально-краеведческих кружках школьники образуют местный музыкальный фольклор, слушают и исполняют музыкальные произведения композиторов – земляков, ведут розыски музыкально-краеведческого материала.

Музыкально-краеведческие экскурсии приобщают школьников к жизненным истокам музыкальной культуры той местности, в которой они проживают, помогают развитию художественной зоркости, способствуют пробуждению пытливого интереса к искусству. Экскурсия может быть связана с одним объектом (дом или памятник композитору) или может быть рассчитана на посещение нескольких объектов.

Таким образом, различные формы и методы работы педагогов по патриотическому воспитанию учащихся будут эффективны; если педагог будет применять их с учетом возрастных особенностей детей и знания основных механизмов формирования нравственно- патриотического качества личности.

Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа, отраженная в произведениях искусства, всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. В России традиционно, в течение столетий, уроки музыки в разных школах являлись важнейшим средством воспитания нравственности, патриотизма, высокого эстетического чувства.

Большие потенциальные возможности нравственно – патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе. Чувство любви к родной природе – это одно из слагаемых патриотизма. Особую роль в патриотическом воспитании школьников средствами музыкального искусства занимает музыкально-краеведческая работа Узнавание нового о музыкальной культуре родного края неотделимо от радости приобщения к большой жизни своего народа.

Источник

«РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

«РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Подготовила Сергеева Т.Л.

«Роль музыки в формировании патриотизма у подрастающего поколения»

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные задачи сохранятся и в ХХ I веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Д.С.Лихачёв.

«Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете». В.В.Путин.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, в политике, в системе государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые, в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, проявляется преступность, рост жестокости и насилия; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Всё это свидетельствует о падении нравственности нашего общества. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России у подрастающего поколения, отчуждение от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема воспитания гражданина страны – настоящего патриота своей Родины.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.

Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс формирования гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к маме, родным людям, дому, природе. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма, в становлении личности патриота.

Особая роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании ребёнка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду, а позже – в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребёнка.

С тех пор как человечество помнит себя, музыка неразлучна с ним: сопровождая людей в самые различные моменты жизни, она всегда была равно необходима – окрыляла ли радостью или захватывала душу трагизмом переживаний.

Музыку называют языком души. Это очень верно. Ибо ничто так не волнует, не говорит о самом сокровенном, как музыка. Потому отношение к ней всегда было особым: чем выше была культура того или иного общества, тем большую роль в его жизни играло искусство, музыка.

Музыка всегда являлась средством раскрытия не только красоты, но и правды жизни, источником духовного богатства человека, условием сохранения его достоинства и, что особенно важно, неприятия того низменного, что было в окружающем. Ибо не принимая, отвергая зло, человек протестует против него; и чем глубже воздействие прекрасного, тем активнее неприятие всего, что ему противостоит.

Так, воздействуя на человека, музыка помогает утверждать в нём определённые морально-этические устои, без которых немыслима человеческая личность.

Глубоко проникая в душу, музыка способна вскрывать внутреннюю суть явлений через их восприятие человеком, создавать не столько внешний портрет общества или человека, сколько художественный образ, порождённый эпохой. И его эмоциональная окрашенность тем более

впечатляет, чем активнее, выше в нём художественное начало. Оно помогает постичь человека той или иной эпохи, страны. Каков он – гордый, сильный, противостоящий всему недоброму, или робкий, слабый, распростёртый ниц перед своими немилосердными богами, способный лишь молить их да заклинать…

Не удивительно, что ещё в древности музыке придавалось магическое значение. И не только потому, что окружающий мир таил в себе столько непознанного, необъяснимого; просто воздействие музыки на человека – и люди поняли это очень давно – так глубоко, что невозможно не верить в её власть, преобразующую не только человеческие души, но, казалось, и весь окружающий мир.

Пусть это кажется теперь наивным, но любовь к музыке, вера в её сверхъестественную, надчеловеческую силу, в её способность очищать и возвеличивать душу, делали людей более тонкими, высокоорганизованными.

А может быть, наоборот? Возможно, влияние было обратным – глубокое пристрастие к музыке было следствием более тонкой душевной организации, большей восприимчивости к прекрасному. Удивительно ли, что ещё в глубокой древности возник и прекрасный миф об Орфее, укрощавшем своей музыкой диких зверей, а также неподвластные никому стихии, и целая философская система учёного-философа Пифагора, утверждавшего единство законов, по которым строится и Музыка, и Вселенная.

И если из произведений философов, мыслителей мы познаём жизнь мысли в различные эпохи, то из искусств – художественную жизнь общества, свидетельство его культурного уровня, уровня его духовной жизни.

К сожалению, музыкальная культура прошлого не запечатлена ни в камне, ни в бронзе (как, впрочем, всякая музыка – не в пример архитектуре, скульптуре). И до наших дней сохранились лишь отдельные высказывания выдающихся учёных древности, дающие возможность понять то огромное значение, какое придавалось музыке в далёком прошлом.

Это в древнем мире.

Не меньшую роль играла музыка и в средние века. В частности, на Руси, на всём протяжении её истории.

В русской музыке отображено наше славное прошлое. Потому она так много говорит нашему сердцу, что сама заключает в себе душу породившего её народа.

Говорят, что в песне находит наибольшее выражение душа народа. Это не преувеличение. В русских песнях отразилось всё то, чем жил наш народ многие века: мирная жизнь и ратные подвиги славных русичей, вымышленные герои и конкретные исторические личности, нашествия с запада и востока, падение русских городов и воскрешение их из руин и пепла…

Вся наша история, исполненная драматизма и трагических

кульминаций, нашла своё выражение в прекрасных песнях, легендах, сказаниях, сказках нашего народа, где жизнь и вымысел тесно переплелись, где страстно чаемое нередко выдавалось за реальное. В них воплотились не только скорбные, тягостные переживания, раздумья, но и вера в безграничность духовных сил русского народа, даже вопреки смерти, уничтожению. И главное – непримиримость, неприятие зла, насилия, которые извечно несли с собой поработители на нашу землю. И благодаря этому перед нами, живущими в ХХ I веке, во весь свой исполинский рост встаёт образ могучей и необъятной Руси; ближе, понятнее становятся наши далёкие предки, которые в жестокой, трагической борьбе сохранили для нас, неведомых им потомков, то самое святое, что теперь мы называем Родиной.

И борется – хочется добавить. Ибо вся многовековая история русского народа – это борьба: упорная, доблестная борьба, в которой приходилось отстаивать и своё достоинство, и свободу.

Потому так многочисленны песни, в которых отображена героическая история России. Они могут рассказать о жизни народа больше, чем самые точные, самые подробные исторические исследования.

Многообразен мир чувств и мыслей, выраженных в этой музыке. Но непреложным всегда оставалось одно: любовь к родной земле, к русскому народу.

История Руси с давних времён запечатлелась в былинах, а затем и в исторических песнях.

Наиболее древние былины отобразили эпоху Киевской Руси в её становлении, расцвете и в её героической борьбе с завоевателями.

Герои былин – богатыри, носители лучших черт русского национального характера, не были конкретными историческими лицами и подвиги их не всегда имели историческую дату – битвы с дикими кочевниками, донимавшими мирных русичей, происходили на протяжении многих веков. И тем не менее, в былинах отражена история Киевской Руси, жизненный уклад и даже характеристика киевских князей, богатырей.

Таков, например, образ Ильи Муромца – крестьянского сына. Неся службу на «заставе богатырской», защищая родимую землю от врагов её – «поганых», он не боится при случае «резать правду в глаза» своему князю, за что заключается на много лет в «погреба глубокие».

Но в трудный для Родины час, когда к Киеву подступают несметные полчища татар, Илья, простив «собаке-князю» его обиды, идёт на бой с врагами и побивает их. Многие подвиги совершает он, выступая всегда защитником справедливости и врагом всяческой неправды.

Интересно, что спустя несколько столетий после поражения восстания под предводительством Степана Разина, когда строго каралось даже

упоминание имени этого крестьянского вожака, в народных песнях снова всплыл образ былинного богатыря Ильи Муромца – теперь уже «удалого атамана», предводителя «голытьбы казачьей».

Вряд ли это биография только одного человека.

Так же собирателен, обобщён и образ Добрыни Никитича: отважный с врагами своей земли, смелый в общении с власть имущими, он к тому же и талантлив – играет на гуслях, обладает дипломатическим умом и знанием хороших манер, «вежеством»…

А вот Алёша Попович ещё и хитёр с врагами: в единоборстве с многоголовым Тугарином Змеевичем, олицетворявшим всех врагов Руси, он побеждает не только силушкой богатырской, но и тонкостью ума.

Исторические события средних веков запечатлелись в исторических песнях: от былин их отличает широкая мелодичность, сравнительно небольшая протяжённость, почти полное отсутствие фантастических элементов.

Самые ранние из этих песен отобразили события Х IV века – татарские и турецкие нашествия, разорение русских городов, сёл, увод в плен женщин, детей. И всегда в таких песнях глубину скорби перекрывает сила, величие души русского человека, её благородство.

Яркого расцвета достигла героико-патриотическая песня в Х VIII – Х I Х веках. Родившись в солдатской, казачьей среде, она достоверно отразила впечатления очевидцев тех или иных событий; поэтому так трогают в этих песнях описание трудностей походов и сражений, потерь и лишений, которые претерпевали русские солдаты.

Сохранилось немало песен, обличающих жестокие бесчеловечные порядки в армии, палочную дисциплину, отупляющую муштру и засилье среди офицеров карьеристов-иностранцев – высокомерных и беспощадных.

Высокохудожественны и лирические песни о тяжёлой солдатской доле, о тоске по родному краю, о гибели в бою, на чужбине. Большинство таких песен связано с крестьянскими протяжными песнями («Не белы снежки», «Взвейтесь, соколы, орлами»…)

Народная война 1812года настолько потрясла сознание русского народа, что песни о ней создавались на протяжении всего Х I Х века («Солдатушки, бравы ребятушки»…)

Многие черты, присущие историческим песням, были восприняты и развиты в революционных песнях Х I Х – начала ХХ века; в них нашли своё выражение все три этапа русской революции – декабристский, разночинский и пролетарский.

Если песни декабристской эпохи представляют собой соединение стихов К.Рылеева или А.Бестужева с известными народными мелодиями («Ах, тошно мне», «Слава»), то в последующие десятилетия преобладают лирические песни-воспоминания о декабристском восстании («Что не ветер шумит во сыром бору»), о судьбе сосланных и заключённых декабристов

(«Не слышно шума городского» на стихи Ф.Глинки, «Узник» и «Послание в Сибирь» на стихи А.Пушкина), а также песни на стихи революционеров-демократов – Н.Огарёва, А.Герцена, Н.Некрасова.

Некоторые из этих песен вошли в число так называемых песен каторги и ссылки («Слушай», «Смело, друзья, не теряйте»…). Они продолжали бытовать и в ХХ веке – после пролетарской революции («Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», «Мы кузнецы»…).

Но не только исторические песни имеют для нас ценность как выражение души народной. В бытовых, календарных, трудовых, лирических песнях тоже воплотилась история – история духовной жизни народа, мир его верований и надежд, преломленный через субъективные личные переживания их создателей и исполнителей.

Песня издревле имела не только историческое, художественное значение, но и воспитательное – передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение, воспитывала умы и души, выражая любовь и преданность народа своей великой, прекрасной Родине.

Благодаря своему высокому художественному совершенству, оригинальности, своеобразию наша народная песня явилась той основой, почвой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка.

Впрочем, не только народная песня воздействовала на творчество русских композиторов, но и изустная народная поэзия – сказания, легенды. Все эти элементы национального фольклора – музыкального и поэтического – определили самобытность, оригинальность нашей профессиональной музыки.

Возможно, поэтому русская классическая музыка так связана с народным искусством, с национальной историей, что в них русские композиторы усматривали не только славное прошлое нашего народа, но и не менее славное будущее, в которое свято верили.

К сожалению целый пласт истории нашей Родины, выраженный в песенном народном творчестве, который играет значительную роль в формировании патриотизма у детей, в наше время выпущен из курса музыкальной литературы в ДШИ. Я использовала все эти жанры в уроках народного творчества на отделении фольклорного пения, но, повторюсь, к сожалению, конкретной программы не существует, и многие педагоги не используют такой материал.

В Х VIII веке решительно заявила о себе русская профессиональная музыка.

Почти все шедевры русской профессиональной музыки связаны с героическими страницами русской национальной истории, с наиболее значительными её событиями.

Издревле испытывала Русь трагические потрясения под ударами степных кочевников – сначала половцев, затем татаро-монгольских орд. После их опустошительных набегов – почти за три столетия более сорока крупных кровавых побоищ, а уж мелких, грабительских не счесть – надолго воцарялись тишь и запустение на огромных пространствах. «Тогда по русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки свою речь говорили, собираясь полететь на добычу».

С неимоверными усилиями отстраивалась Русь – отстраивалась годами, а разрушалась опять в одночасье. И опять «чёрная земля под копытами костями была засеяна, и кровью полита: горем взошли они по Русской земле…»

Эти бесконечные утраты, потрясения угнетали, подавляли.

Эти непомерные тяготы Руси усугублялись ещё и междоусобицами.

Но не тем жива была Русь, Россия. Её народ, неиссякаемый источник жизни нашей земли, был на протяжении тысячелетий основой того, что впоследствии стало Русским государством.

Не случайно Александр Порфирьевич Бородин обратился к «Слову о полку Игореве», к этому литературному шедевру, драгоценному памятнику древнерусской литературы и истории. Это произведение было не только современно, но и дорого русским людям, так же как и седые стены Кремля, как прекрасные русские храмы и другие творения древнерусских зодчих, как и великолепные украшения – фрески, мозаика.

Горячая заинтересованность, страстность автора «Слова» приближает к нам те далёкие события, делает как бы участниками их, вызывая тоже сочувствие и осуждение, сострадание и негодование.

Для Бородина, да и его современников «Слово» было явлением общественной мысли, ибо повествует не только о походе князя Игоря, но и о судьбе всего народа.

Это они – прославленные князья и безвестные ратники, былинные богатыри и конкретные исторические личности – сохранили в жестоких испытаниях, кровопролитных и зачастую неравных битвах для нас, их потомков, родную землю. И помогали им в годины лихолетий высокоразвитое чувство долга, мужество, благородство.

Но если автор «Слова» описывает события, идя за ними по горячим следам, а потому волнуясь и переживая, то композитор воспринял в них только коренное, изначальное – то, что отстоялось в веках и осталось как наиболее типичное для русского национального характера. Потому в опере так удачно сочетается возвышенность поэтических обобщений современника тех событий с глубокой мудростью, проницательностью гениального художника Х1Х века.

Глубокий патриотизм, любовь к русскому народу и его истории – определённы и ярки не только в опере «Князь Игорь», но и во Второй симфонии, создаваемой одновременно.

Приступая к работе над оперой, Бородин обратился к огромному количеству исторических материалов, касающихся изображаемой им эпохи.

Работая над первоисточниками, он многое изменил в соответствии со своим замыслом, многое исключил совсем, а кое-что дополнил, усилив не только психологизм образов, но и патриотическое звучание всего произведения.

Образ главного героя оперы – князя Игоря подлинно историчен, конкретен, композитор обобщает его, наделяет лучшими чертами русских доблестных князей, сохраняя конкретность, неповторимость этой личности.

Акцентируя мотивы поведения князя – горячую любовь к Родине, высокое осознание своего долга перед ней, композитор не только усиливает историческую достоверность содержания, но и приближает его к нам, живущим сегодня.

Особого внимания заслуживает лирика оперы; она не контраст, а дополнение к героическим образам. Это как бы воплощение высокой духовности, дополняющей физическую красоту человека, кем бы он ни был – могущественным ли князем, мужественным ратником, славным богатырём или безвестным пахарем.

Всю оперу обрамляют Пролог и Эпилог. Их музыка исполнена благородной величавости, высокой поэтичности, красоты, поражающей суровой красотой, национальным своеобразием.

Хотелось бы коснуться исторических опер Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», «Псковитянка», но их изучение не входит в курс музыкальной литературы ДШИ, а мы говорим о формировании чувства патриотизма у подрастающего поколения – у детей.

«Вставайте, люди русские!» Как часто на протяжении многих веков звучал из конца в конец Руси этот смятенный, взволнованный призыв! Словно тревожный набат, звал он доблестных русичей снова и снова объединиться для отпора подчас ещё неведомому врагу.

Кантата «Александр Невский» была создана ярчайшим художником С.С.Прокофьевым.

Пристрастие к национальной истории, её героическим страницам, стремление отобразить в своём творчестве её наиболее значительные события, проявились у Прокофьева довольно ярко, определённо. Не потому ли большинство вершинных произведений 30-х – 40-х годов создано им на исторические сюжеты («Иван Грозный», «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке» и др.)

Историчность этих шедевров неразрывно связана с современной композитору действительностью, той эпохой, когда фашизм цинично утверждал себя в европейских странах и готовился развязать – а вскоре развязал – вторую мировую войну.

Не удивительно, что в те годы особенно близки становились нам страницы русской истории, наши национальные герои – прославленные

полководцы и безвестные сподвижники их, защищавшие нашу землю на протяжении всей истории Руси, России.

Борьба с порабощённой татарами Руси с немецкими завоевателями в далёком Х III веке, становление русской государственности в XVI еке, Отечественная война 1812 года, гражданская и Великая Отечественная войны. Всё это страницы нашей национальной истории. И музыка Прокофьева, воплотившая их, тоже стала страницей истории – истории мирового искусства.

Лучшие страницы произведений Прокофьева отличаются яркой театральностью, психологической глубиной и вместе с тем конкретностью музыкальных характеристик.

В этом особенно заметны связи композитора с классическими традициями русской музыки, творчеством Мусоргского, гениального психолога, создателя музыкальных портретов, а также Бородина, чьи величественно-эпические образы продолжали свое развитие в образном мире кантат, ораторий, опер лучших советских композиторов, и прежде всего Прокофьева.

Не только произведения русских классиков Х I Х века влияли на творчество Прокофьева, но и личное общение с ними: Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов были наставниками, учителями Прокофьева в Петербургской консерватории, через них осуществлялись связи с русскими национальными традициями. Чисто русское, национальное качество явилось основным выразителем его творческой натуры.

Горделивую радость за свою историю, за её героев рождает музыка кантаты «Александр Невский», огромна сила её художественного и эмоционального воздействия. И не только в идейной основе, в утверждении светлого человеческого начала заключена она, но и в огромной художественности, высокой поэтичности и конкретности музыкальных образов.

Он, по мнению современников, «глубоко вникнул в характер нашей народной музыки, подметил все её особенности, изучил, усвоил её – потом дал полную свободу фантазии, которые приняла образы чисто русские, родные…».

Помимо того, он возвысил жанр исторической оперы, существовавшей до него, до уровня народной трагедии и тем определил великое будущее русской оперы.

Вряд ли случайно таковой стала опера историко-патриотическая. Всё в ней – и сама тема, обращённая к одной из значительных страниц нашей истории, и её серьёзная, глубокая трактовка, и народность, реалистичность содержания, и близость передовым веяниям той эпохи – всё это при высокой

художественности стало залогом большой общественной значимости «Ивана Сусанина» для всей русской культуры.

Так эпоха бурного подъёма национального самосознания, ускоренная событиями 1812года, нашла в Глинке своего самого талантливого выразителя.

Как никто до него в русской музыке, сумел он подняться до высоких социальных и исторических обобщений.

Сюжет оперы «Иван Сусанин» был предложен М.И.Глинке поэтом В.А.Жуковским. создание именно такой, «отечественной героико-патриотической» отвечало прежде всего собственному желанию композитора, ибо этот сюжет воплощал в себе высокую идею патриотизма, народности, выраженную в подвиге героя, что «…и Россия богата примерами для подражания», как писал он сам.

Велико было воодушевление композитора показать страницы нашей истории, грани народной жизни, русский национальный характер.

Композитор развивает и обогащает рылеевский образ Сусанина. В отличие от него оперный Сусанин не просто герой-одиночка, а народный герой, частица своего народа, с которым он нерасторжим.

Глубокий интерес, любовь к народной жизни определили творческий облик композитора М.П.Мусоргского, создавшего на исторические сюжеты две гениальные оперы – «Борис Годунов» и «Хованщина». Несмотря на отдалённость изображаемых эпох (начало и конец XVIIвека), в них остро обозначены идеи, созвучные середине Х I Х века, когда по России прокатилась волна восстаний крестьян, обездоленных реформой 1861 года.

Героем своих опер Мусоргский сделал народ, который становится выразителем глубоко национального духа.

Потому так горячо любил он историю, изучал памятники русской старины, народное творчество.

Героико-патриотическая тема воплощена не только в жанре оперы. Вспомним «Богатырскую» симфонию А.П.Бородина, Торжественную увертюру П.И.Чайковского «1812 год».

Одним из крупных композиторов ХХ века, отобразивших значительные

страницы нашей истории, является Д.Д.Шостакович.

Ошеломляющим, смертоносным вихрем ворвалась в мирную жизнь нашего народа война. Ворвалась – перевернула всё. Отсветы военных пожарищ осветили необозримые просторы нашей Родины, и в их свете ярче предстали мужество и непоколебимость нашего народа.

Великая Отечественная война провела резкую грань в жизни наших людей и определила новую тематику всего советского искусства. В самых различных произведениях искусства и литературы того времени отображён могучий, несгибаемый дух советских людей, готовность к трагическим испытаниям, которые им предстояло пройти. Многие художники, чутко реагируя на происходящее, отобразили в своём творчестве то трагическое и героическое время.

«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою Седьмую симфонию».

Седьмая симфония Шостаковича не имеет себе подобных. Её художественные достоинства неоспоримы – ведь даже теперь, спустя многие годы, она неотразимо воздействует на ум и сердце слушателя.

Главный образ симфонии – образ Родины, образ народа.

…Механическая, мертвящая душу музыка передаёт звериный облик фашизма в его наступательном, агрессивном движении.

С беспощадной правдивостью нарисовал Шостакович реальные картины мира и войны, передал в музыке величие и героизм своего народа, показал страшную силу врага и всю напряжённость смертельной схватки.

Это великое произведение, отразившее в себе ту героико-трагическую эпоху, которая породила его. Яркое и талантливое, оно поведало всему миру о мужестве наших людей, об их неисчислимых страданиях и непоколебимой стойкости в борьбе с врагом.

Каждый раз исполнение симфонии воскрешает перед слушателями незабываемые страницы нашей истории и вливает в их сердца мужество и гордость.

Коснёмся творчества самого масштабного и значимого, последнего композитора ХХ века – Г.В.Свиридова. Свиридов полно и глубоко выразил в своих многочисленных сочинениях суть национального народного характера России в событиях прошлого и зримо ощутил движение страны, вступившей на путь строительства новой жизни.

Среди его огромного творческого наследия значительные по размерам вокально-симфонические фрески – такие как «Патетическая оратория», поэма «Памяти Сергея Есенина», и маленькие кантаты «Деревянная Русь» «Весенняя кантата», «Курские песни» и другие произведения, в которых средствами музыки воссозданы и беспредельная любовь к Родине, и к простому русскому человеку.

Тема Родины в творчестве Свиридова имеет особое значение. Она звучит и в произведениях, посвящённых картинам народной жизни, пейзажам и героическим образам революции.

Созданное Г.В.Свиридовым является непреходящей ценностью нации. Гордостью нации. Нашим «алмазным фондом». Творчество его – выдающееся явление духовной культуры нашего народа. Его музыка, простая и мудрая, как народная песня; призывная и возвышенная, как речь трибуна; сердечная, как слово друга, занимает особое место в русском искусстве как советской эпохи, так и в наши дни.

Героико-патриотическая тема ведущая в творчестве ведущих композиторов-классиков нашей музыкальной культуры. Не развлекательность, а воздействие на формирование гражданина, патриота своей страны – вот в чём миссия героико-патриотической музыки. И в каждом из рассмотренных произведений, которые входят в курс музыкальной литературы, к которой мы приобщаем наше подрастающее поколение, есть своя ударная точка, которая наиболее ярко раскрывает их народность, величие и мужественность русских характеров, раскрывает идею объединения народов в едином патриотическом порыве.

Многогранны отображения композиторами в операх, ораториях, симфониях стойкости, душевной красоты русского человека. Создано множество разнообразных по форме и средствам выразительности произведений на героико-патриотическую тему.

Выше я уже говорила о том, что толкование термина «патриотизм» очень велик. Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему лому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Общеизвестно, что для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, это дом, где он живёт, двор, где он играет, это детский сад. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольника начинается именно с воспитания любви и уважения к матери. Поэтому песни на такую тематику постоянно входят в детский репертуар. В воспитании патриотизма у детей ценным материалом являются песни о Родине. Их воздействие бывает подчас более сильным, чем беседы и рассуждения. На музыкальных занятиях дети, приобщаясь к культурному наследию своей страны, знакомясь с творчеством русских композиторов Н.А.Римского-Корсакова, Г.В.Свиридова, С.В.Рахманинова, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, М.И.Глинки… Большие потенциальные возможности, вызывающие интерес у детей, заключаются в народной музыке. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Поэтому вспомним произведения, в которых отображены бытовые сценки, картины природы, что так близко детям, подрастающему поколению. Это «Детский альбом» и «Времена года» П.И.Чайковского, Детская музыка С.Прокофьева, А.Хачатуряна, «Альбом для детей» Г.Свиридова, фортепианные пьесы для детей Д.Шостаковича, музыка для детей В.Гаврилина и С.Баневича,

С.Слонимского, творчество для детей А.Островского, песни для детей А.Пахмутовой.

В наши дни – дни полные тревоги за судьбы человечества, когда так обострилась международная обстановка, ответственность музыки в патриотическом воспитании человека очень высока. «В мире растёт конфликтный потенциал. Серьёзно обостряются старые противоречия и провоцируются новые» В.В.Путин.

Наступил период более активного формирования идейно-художественной позиции музыкантов, направленной на пристальное внимание к воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма. Детство – сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы, очень важно трудно сейчас воспитать здорового ребёнка – здорового и телесно, и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое и от нас, учителей, и от него зависит его духовно-нравственное воспитание.

Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М.Виноградовой., М., 1991

«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003

Третьякова Л.С.. Героика в русской и советской музыке. М., 1985

Кусова Л.И. Очерки по русской музыкальной литературе 2-й половины ХХ века. Орёл, 1999

Соловцов А. Книга о русской опере. М., 1960

Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Преображенский А.А. Патриотические традиции русского народа. ПИШ., 1993

Казаева Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего возраста. Екатеринбург., 2000

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *