Что можно считать десятками
Числа от 1 до 100. Состав числа. Круглые числа
Числа от 1 до 100
Предыдущее и последующее число
56 , 57
56, 57
Однозначные и двузначные числа
Вспомни, что каждая цифра в записи занимает определенное место.
Единицы стоят на первом месте справа.
Десятки стоят на втором месте справа.
Однозначные числа записываются ОДНОЙ цифрой: 5, 9, 2, 5.
Двузначные числа записываются ДВУМЯ цифрами: 54, 91, 42, 85.
Состав двузначного числа
Всего на рисунке 35 палочкек.
35 = 30 + 5
Красных палочек 12.
12 = 10 + 2
Синих палочек всего 23.
23 = 2 дес. 3 ед.
23 = 20 + 3
Теперь научимся представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Какие разряды выделяют в двузначных числах?
В двузначных числах выделяют разряд десятков и разряд единиц, то есть двузначное число можно представить следующим образом:
В числе 35 три десятка и 9 единиц:
Сравнение двузначных чисел
Число | 42 | 24 |
Количество десятков | 4 | 2 |
Количество единиц | 2 | 4 |
1. Сравнение двузначных чисел всегда начинается с десятков.
2. Если количество десятков одинаково, тогда переходят к сравнению единиц.
Круглые числа
10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.
1 дес. + 4 дес. = 5 дес.
10 + 40 = 50
Счёт десятками
Десять любых предметов можно назвать – ОДИН ДЕСЯТОК.
Десятками можно считать:
Действия с десятками и единицами
— это 31
Как решить пример 34 + 25?
3 дес. и 4 ед. + 2 дес. и 5 ед. = 5 дес. 9 ед.
Можно записать короче:
Число 34 представляю в виде суммы разрядных слагаемых: 30 и 4, число 25 тоже представляю как 20 и 5. Теперь начинаю вычислять:
Сначала складываю единицы:
Теперь складываю десятки:
Запись решения выглядит так:
34 + 25 = (30 + 20) + (4 + 5) = 50 + 9 = 59
Десятки складываются с десятками.
Единицы складываются с единицами.
Можно рассуждать так:
Число 38 представим в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 8, а число 16 представим так: 10 и 6. Удобно число 6 вычесть из числа 8, получим 2. Затем число 10 вычтем из числа 30, получим 20. Теперь 2 прибавим к числу 20. Получим 22.
Десятки вычитаются из десятков.
Единицы вычитаются из единиц.
Мы рассмотрели случаи устных вычислений с двузначными числами.
Познакомиться с письменными приема вычислений (сложением в столбик и вычитанием в столбик) можно в нашем справочнике.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Урок Десяток. Счет десятками до 100.
Конспект урока математики
Тема: Десяток. Счет десятками до 100.
Целевые установки на достижение результатов:
Личностных: мотивация к учебной деятельности, принятие социальной роли обучающегося, овладение начальными навыками адаптации в обществе.
Предметных: сформировать понятие десятка как счётной единицы, помочь детям осознать возможность счёта десятками, обеспечить перенос знаний с области однозначных чисел на область двузначных.
умение ставить цель и планировать свои действия для реализации задач урока;
умение структурировать учебный материал;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (учебник, дополнительная литература);
владение диалоговой формой речи;
умение слушать и слышать собеседника при работе в паре;
умение формулировать собственное мнение и позицию и отстаивать их;
умение задавать вопросы.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
— Ребята, давайте вспомним, на каком этапе изучения математики мы находимся. Какие темы рассматривали? О чём говорили на предыдущих уроках? (предполагается, что предварительно с детьми обговаривалось, зачем нужно изучать математику, как будем изучать курс, что легче изучать от простого к сложному, по числовым концентрам: сначала в пределах 10, потом 20, 100 и т.д.)
Сегодня мы продолжим нашу работу.
Этап фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии, выявления места и причины затруднения
Этап построения проекта выхода из затруднения
Этап реализации построенного проекта.
1дес, 2дес, 3дес… 10дес!
— А раньше мы с вами таким образом считали? (нет) А как вы думаете, это нужное умение? Почему? (так удобнее считать большое количество предметов) Тогда определите сами тему нашего сегодняшнего урока. (Счёт десятками).
— Какова наша цель? (научиться считать десятки) Уточняем, что значит считать (вынести в качестве плана на доску):
— Как вы думаете, что нам поможет научиться считать десятками? Так, чтобы все-все ребята научились? (учебник, счётные палочки, счёт хором и т.д.)
— На что похож счёт десятками? 1, 2, 3… (на счёт единицами)
— Как вы научились считать единицами? Можно ли применить эти способы и здесь?
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Работа со счётными палочками.
Выставляю на наборное полотно 10 палочек. Сколько? (10)
Собираю в пучок. Сколько десятков? (1)
— Положите на парту 1 дес. А теперь ещё 1. Сколько единиц мы добавили? (10) Сколько десятков стало? (2) А сколько там отдельных палочек, единиц? (20) Ещё 1 дес. добавьте. Сколько единиц мы добавили? Сколько десятков стало? А единиц?
— Как вы думаете, ребята, для чего я всё время спрашиваю, сколько десятков да сколько единиц? (чтобы запомнили, что 1дес. = 10ед.)
Откройте учебник на с.6. О чем предупреждает человечек на полях? (Внимание! Новый материал!)
Прочтите этот материал (он выделен красной линией) и ответьте на вопрос: как называют и записывают числа, которые получают при счёте десятками?
Дети читают и отвечают.
— Как вы думаете, откуда взялись такие названия? Почему именно так называются числа? (два-дцать, три-дцать – сложение двух слов, дцать – старинное название десяти; пять-десят, шесть-десят, сем-десят, восем-десят – тут дети могут объяснить происхождение слов сложением основ пять+десять=пятьдесят и т.д.)
А почему число 40 так называется? Задание – узнать дома, поискать в интернете.
Прочитайте задание. Что нужно сделать? (сказать по-разному, сколько всего палочек на каждом рисунке и сколько палочек каждого цвета) А по-разному – это как?
— Придумайте вопросы к первому рисунку. (Сколько всего палочек? Сколько синих, красных? Как получили 4 дес? – это 3 синих и 1 красный пучок-дес.)
Аналогичная работа по второму рисунку, только работа в парах – задаём вопросы соседу, по очереди.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Рассмотрите задание. Что здесь нужно сделать? (складывать и вычитать десятки) Как будем выполнять? (дети могут предложить на палочках или письменно. Если при письменном выполнении возникают трудности – можно проиллюстрировать на палочках). Дети выполняют, затем открываю образец на доске, дети сверяют.
Прочитайте задание. Это задача или нет? Докажите. Дополните вопрос. Кто может решить задачу самостоятельно? С остальными иллюстрируем на палочках и составляем схему:
Определяем, где целое и части, и что ищем.
Решаем самостоятельно. Затем сверяемся.
-Что общего в этих трёх заданиях? Чему они нас научили? (считать, складывать и вычитать десятки)
Рассмотрите задание с.6 №4. Относится ли оно к нашей теме урока? (нет) А зачем оно тогда дано в учебнике? (повторить и закрепить) Выполняем самостоятельно построчно по рядам.
Этап включения в систему знаний.
— Мы до скольки считали? (до 100) Вы обратили внимание, что мы поднялись на следующую ступеньку в изучении математики? На какую? (числа в пределах 100)
— Объясните, связана ли эта ступенька с предыдущей? В чем эта связь?
Давайте наметим себе план действий в рамках этой темы – числа до 100. Чему мы должны здесь научиться? Что нам нужно сделать на последующих уроках?
Называть и записывать числа до 100
Знать разрядный состав чисел (т.е. уметь разложить на десятки и единицы)
Складывать и вычитать числа в пределах 100.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Сможете ли вы самостоятельно посчитать до 100 десятками?
Сможете ли вы самостоятельно сложить десятки, вычесть?
Сможете ли объяснить товарищу, как это сделать?
Что означает значок внизу страницы (треугольник с вопросом)? (проверь себя и оцени свои успехи)
Эту задачу попробуйте решить дома + поищите в интернете, почему число 40 носит такое название.
на каком этапе изучения математики мы находимся. Какие темы рассматривали? О чём говорили на предыдущих уроках?
Интернет-урок по математике «Десяток. Счёт десятками»
Посмотрит на числа:
1, 11, 3, 13, 5, 15, 7, 17, 8, 18, 9,19.
На какие две группы можно разделить эти числа?
Верно, на однозначные, те, которые состоят из одной цифры. И на двузначные, на те, которые состоят из двух цифр.
1, 3, 5, 7, 8, 9 — однозначные
11, 13, 15, 17, 18, 19 — двузначные
Назови самое маленькое число и самое большое число в первом ряду…
А самое самое маленькое число и самое большое число во втором ряду?
Любишь сказки? Слушай…
Давным — давно жил маленький мальчик Мирон. В 7 лет ему поручили пасти овец.
Фото с creozavr.me
Считая овец, Мирон загибал пальцы. Но пальцев на руке десять, а овец было намного больше.
Однако Мирон был умницей и нашёл выход. Каждый раз, сосчитав десять овец, он клал на землю камешек. Когда Мирон пересчитал всех овец, на земле лежали 5 камешков.
Догадался, сколько овец насчитал Мирон?
Сегодня на интернет-уроке мы узнаем про ДЕСЯТОК и научимся считать десятками…
Перед тобой ДЕСЯТЬ фигур — кружков. По-другому можно сказать, что здесь ОДИН ДЕСЯТОК (один раз по десять).
Что можно считать десятками?
Десяток карандашей…
Будем десяток обозначать треугольником…
А если десять и ещё один?
ОДИН на ДЦАТЬ (дцать — это десять), то есть ОДИН на ДЕСЯТИ. Это ОДИНнаДцать…
Вернёмся к десяткам…
Итак, 1 десяток — это 10
3 десятка — это…… Верно, 30.
Так, если Мирон насчитал 5 десятков, значит, сколько он насчитал овец?…. Верно, 50!
Как мы будем считать десятками? Легко…
Математика. Счет десятками. Круглые числа
Математика. Счет десятками. Круглые числа
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Счет десятками
Это что за беспорядок?
Разбежались цифры вдруг.
Ты расставь их по порядку,
Будь внимательнее, друг.
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Сколько цифр? Правильно, 10.
Цифра — это знак, обозначающий число.
С помощью десяти цифр можно составить огромное количество разных чисел.
Число может состоять из одной цифры, например: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Эти числа мы называем однозначными. Самое маленькое однозначное число – это 0, а самое большое – это 9.
Но если в записи числа участвуют две цифры, то это – двузначные числа (15, 24, 89 и т.д.).
В записи числа может участвовать и три, и четыре, и пять, и больше цифр.
Но есть один секрет, правило, которое нужно помнить, чтобы составлять числа.
В двузначных, трехзначных и т.д. числах цифра 0 стоять первой не может.
Запись числа, например, 02 – неверная, нужно писать 20.
Двузначные числа
Поговорим подробнее о двузначных числах, в конце которых стоит число 0.
Черняева В. написала так:
Цифра нуль — пустое место
Или просто — ничего.
Нуль раздулся в знак протеста,
Чтоб заметили его.
Нулик! Нуль! Не надо злиться.
Стань скорей за единицей.
Только так, когда вы вместе,
Будет сразу целых — десять!
10 – самое маленькое двузначное число.
Вышли курочки гулять,
Свежей травки пощипать,
Снесла каждая яички.
Надо нам их посчитать.
Круглое число
А как мы яйца считаем? Можем ли мы купить в магазине 1 яйцо?
Правильно, нам предлагают купить сразу десяток.
В каждом десятке 10 предметов.
Когда предметов мало, мы их можем посчитать по одному, а когда много, то можно посчитать десятками, объединив в группы по 10.
5 десятков – это 50.
6 десятков – это 60.
7 десятков – это 70.
8 десятков – это 80.
9 десятков – это 90.
Числа десятков называют круглыми числами, потому что они оканчиваются нулем.
Запомнить числа очень легко, обратите внимание, как они образуются
10 – десять
20 – двадцать
30 – тридцать
40 – сорок
50 – пятьдесят
60 – шестьдесят
70 – семьдесят
80 – восемьдесят
90 – девяносто
Десятками легко считать на счетах. Косточек на каждой строке ровно 10.
Также можно использовать абак, счетные палочки, объединенные по 10 штук.
Итак, важно запомнить:
1. Цифра — это знак, обозначающий число. Их 10.
2. Число может иметь в записи одну цифру (однозначное число), две цифры (двузначное число), три, четыре и множество цифр.
3. Числа, оканчивающиеся нулем, называются «круглые числа».
4. Самое маленькое круглое двузначное число – 10 или десяток.
5. Множество предметов можно посчитать десятками.
Что такое число десятков и число единиц
Числа от 1 до 100
Предыдущее и последующее число
Предыдущее число – то число, которое при счете следует перед данным числом.
56 , 57
Последующее число – то число, которое при счете называют сразу после данного числа.
56, 57
Однозначные и двузначные числа
Вспомни, что каждая цифра в записи занимает определенное место.
Единицы стоят на первом месте справа.
Десятки стоят на втором месте справа.
Однозначные числа записываются ОДНОЙ цифрой: 5, 9, 2, 5.
Двузначные числа записываются ДВУМЯ цифрами: 54, 91, 42, 85.
Самое большое однозначное число – 9.
Самое маленькое двузначное число – 10.
Самое большое двузначное число – 99.
Состав двузначного числа
Всего на рисунке 35 палочкек.
35 = 30 + 5
Состав числа 35 – 3 дес. 5 ед.
Красных палочек 12.
12 = 10 + 2
Состав числа 12 – 1 дес. 2 ед.
Синих палочек всего 23.
23 = 2 дес. 3 ед.
23 = 20 + 3
Состав числа 23 – 2 дес. 3 ед.
Теперь научимся представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Какие разряды выделяют в двузначных числах?
В двузначных числах выделяют разряд десятков и разряд единиц, то есть двузначное число можно представить следующим образом:
В числе 35 три десятка и 9 единиц:
Сравнение двузначных чисел
Числа 42 и 24 похожи тем, что в их записи использованы одинаковые цифры: цифра 4 и цифра 2. Но цифра 4 для числа 42 означает десятки, а для 24 – единицы, цифра 2 для числа 42 означает единицы, а для 24 – десятки.
Число | 42 | 24 |
Количество десятков | 4 | 2 |
Количество единиц | 2 | 4 |
1. Сравнение двузначных чисел всегда начинается с десятков.
2. Если количество десятков одинаково, тогда переходят к сравнению единиц.
Круглые числа
Числа, которые оканчиваются на 0, называются круглыми. – 60, 30, 20.
В разряде единиц у круглого числа – число 0. – 70, 90, 40.
10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.
1 дес. + 4 дес. = 5 дес.
10 + 40 = 50
Счёт десятками
Десять любых предметов можно назвать – ОДИН ДЕСЯТОК.
Десятками можно считать:
– это 2 десятка – записываю так: 2 дес.
Действия с десятками и единицами
– это 31
Как решить пример 34 + 25?
34 – это 3 дес. и 4 ед.
25 – это 2 дес. и 5 ед.
3 дес. и 4 ед. + 2 дес. и 5 ед. = 5 дес. 9 ед.
Можно записать короче:
Число 34 представляю в виде суммы разрядных слагаемых: 30 и 4, число 25 тоже представляю как 20 и 5. Теперь начинаю вычислять:
Сначала складываю единицы:
Теперь складываю десятки:
Запись решения выглядит так:
34 + 25 = (30 + 20) + (4 + 5) = 50 + 9 = 59
Десятки складываются с десятками.
Единицы складываются с единицами.
Как решить пример 38 – 16?
Число 38 – можно представить как 3 дес. и 8 ед.
Число 16 – это 1 дес. 6 ед.
3 дес. 8 ед. – 1 дес. 6 ед. = 2 дес. 2 ед.
38 – 16 = (30 – 10) + (8 – 6) = 20 + 2 = 22
Можно рассуждать так:
Число 38 представим в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 8, а число 16 представим так: 10 и 6. Удобно число 6 вычесть из числа 8, получим 2. Затем число 10 вычтем из числа 30, получим 20. Теперь 2 прибавим к числу 20. Получим 22.
38 – 16 = 22
Десятки вычитаются из десятков.
Единицы вычитаются из единиц.
Мы рассмотрели случаи устных вычислений с двузначными числами.
Познакомиться с письменными приема вычислений (сложением в столбик и вычитанием в столбик) можно в нашем справочнике.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Ответ или решение 2
Из условия известно, что нам задано двухзначное число на которое наложено условие, что число единиц на 8 больше чем число десятков.
Составим алгоритм и будем его придерживаться в решении задачи
Найдем двухзначное число в котором число единиц на 8 больше чем число десятков
Давайте следовать составленному алгоритму и вспомним понятие двухзначного числа в математике.
Двухзначными числами в математике называются числа, которые состоят из двух цифр.
Это цифры от 10 до 99.
Двухзначное число состоит из разряда единиц, которые принимают значение от 0 до 9 и десятков — они принимают значение от 10, 20, 30 до 90.
Введем переменные обозначив за a число десятков, а за b число единиц.
То есть наше число должно иметь вид ab.
В условии сказано, что число единиц должно быть больше на 8 числа десятков.
С помощью введенных переменных это можно записать так:
В результате мы получили уравнение с двумя переменными.
Решать уравнение будем методом подбора.
Числа a и b могут принимать значения от 0 до 9.
Под это условие подходит только число такая комбинация единиц и десятков как:
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
В начале урока мы вспомним, как связаны между собой различные числа из разных разрядов, как считаются и записываются разряды чисел. Также мы вспомним, как перевести число из одного разряда в другой. Мы научимся определять общее число единиц, десятков или сотен в числе. На конкретных примерах мы научимся практически решать задания и задачи.
Взаимосвязь между единицами, десятками, сотнями и тысячами
Вспомним, как связаны между собой различные разряды (рис. 1).
1 сотня = 10 десятков = 100 единиц
10 сотен = 100 десятков = 1000 единиц
Рис. 1. Связь разрядов чисел (Источник)
Задание №1
1. Что будет за число, если в нём 1 сотня и 2 десятка?
2. Сколько всего десятков в этом числе?
3. Выразите число 120 в единицах.
Решение: 1. Число, в котором одна сотня и два десятка, – это 120.
2. Одна сотня – это десять десятков. Ещё в этом числе два десятка. Всего двенадцать десятков.
3. 120 – это 100 единиц и 20 единиц. Получается 120 единиц.
Правило
Чтобы определить общее число единиц (десятков, сотен), необходимо все разрядные единицы перевести в нужные единицы разряда и полученные результаты сложить.
Задание № 2
1. Сколько всего десятков в числе 150?
2. Сколько десятков в числе 270?
3. Сколько всего десятков в числе 400?
4. Сколько всего сотен в числе 300?
5. Сколько всего сотен в числе 900?
Решение: 1. В числе 150 одна сотня. 1 сот. = 10 дес. Также в числе 5 дес. Общее число десятков – 15.
2. В числе 270 две сотни. 2 сот. = 20 дес. Также в числе 7 дес. Общее число десятков – 27.
3. В числе 400 четыре сотни. 4 сот. = 40 дес. Всего 40 десятков.
4. В числе 300 три сотни. Всего 3 сотни.
5. В числе 900 девять сотен.
Задание № 3
1. Сколько единиц составляет 25 десятков?
2. Сколько всего единиц составляет 5 сотен?
Решение: 1. В 1 десятке 10 единиц. В 25 десятках 250 единиц.
2. 1 сотня = 100 единиц. Тогда в пяти сотнях всего 500 единиц.
Задача № 1
Рост мальчика (рис. 2) – 1 м 27 см. Сколько это сантиметров?
Рис. 2. Рост мальчика (Источник)
Решение: 1. Для того чтобы ответить на вопрос, надо вспомнить, что в 1 м = 100 см. Тогда к 100 см добавим 27 и получим 127 см.
Задача № 2
Ширина окна – 150 см. Помоги Микки (рис. 3) определить, сколько это дециметров?
Рис. 3. Микки и окно (Источник)
Решение: 1. 1 дм = 10 см
2. В числе 150 десять и пять десятков, получаем 15 дм.
Задание № 4
Запиши пять чисел (рис. 4), каждое из которых содержит 37 десятков. Сколько таких чисел можно записать?
Решение: 1 37 десятков – это число 370. Если менять количество единиц, то количество десятков не изменится, поэтому запишем 370, 371, 372, 373, 374.
2. Всего таких чисел можно записать десять: 370, 371, 372, 373, 374, 375, 376, 378, 379.
Список литературы
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.