Что молодежь подразумевает под здоровым образом жизни
Что молодежь подразумевает под здоровым образом жизни
Актуальность изучения ценности здорового образа жизни для современной молодежи обусловлена рядом существенных факторов и, прежде всего, сложными изменениями, которые происходят в их жизни. Потребность в информировании молодых людей о том, что такое здоровый образ жизни очень велика. Но насколько современники придерживаются этих понятий и как к ним относятся, вопрос очень важный и своевременный.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самопознанию и счастью человека. Но что же такое здоровый образ жизни?
Объект исследования: здоровый образ жизни, его основные понятия.
Предмет исследования: критерии определения здорового образа жизни у современной молодежи.
Цель исследования: выявить критерии, по которым у современной молодежи складываются убеждения о том, что такое здоровый образ жизни; определить степень осведомленности и изучить мнение молодежи о здоровом образе жизни.
Гипотеза исследования: здоровый образ жизни представляет наибольший интерес для молодых людей и играет важную роль в их жизнедеятельности. Главный тезис определения здорового образа жизни у современной молодежи — не пить, не курить, заниматься спортом и правильно питаться.
В основе исследования лежат труды Виноградова П.А. Он считал, что в определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два отправных фактора — генетическую природу человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности [1]. С этих позиций здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным особенностям человека, конкретным условиям жизни, и направлен на формирование, сохранение и укрепление здоровья, а также на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
В психолого-педагогическом направлении (Г.П. Аксёнов, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Р. Дитлс, И.О. Мартынюк, Л.С. Кобелянская и др.) «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.
Сегодня молодые люди находятся в наиболее сложной ситуации: в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях. Необходимо сориентироваться и выбрать профессию, определить идеалы, жизненные цели, определить, какую роль во всем этом играет собственное здоровье, и важно ли оно вообще. Поэтому исследование критериев определения здорового образа жизни у молодых людей имеет особое значение для понимания настоящего и будущего нашего общества.
Здоровый образ жизни выражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей.
Современная молодежь видит не всю совокупность компонентов, формирующих здоровой образ жизни, а лишь тот его аспект, с которым знакома лучше всего. С одной стороны, молодые люди в целом представляют собой сформированные личности а, с другой – их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям.
В исследовании приняли участие студенты 3 курса Муниципального автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования, обучающиеся по специальности «Сестринское дело», выборочная совокупность – 30 человек. Базой для эмпирического исследования послужили 3 методики [2].
Результаты исследования по проведенной методике «Отношение к здоровью» свидетельствуют, что респонденты наибольшее значение придают эмоциональным переживаниям за свое здоровье, нежели что-либо делают для его поддержания. Несмотря на это считают, что здоровый образ жизни играет важную роль для того, чтобы добиться успеха в жизни.
Сравнительный анализ индивидуальной значимости результатов свидетельствует о принятии ответственности за состояние своего здоровья. Респонденты выделяют следующие критерии его оценивания: качество медицинского обслуживания, экологическая обстановка, особенности питания, вредные привычки и недостаточная забота о здоровье.
На втором этапе исследования проводилось анкетирование, направленное на изучение критериев определения здорового образа жизни у современной молодежи.
Первая часть анкеты состояла из 4 предложений, которые нужно было дополнить своими словами: «что такое здоровый образ жизни»; «что подразумевает под собой хорошее здоровье»; «что значит – вести здоровый образ жизни»; «что необходимо, чтобы вести здоровый образ жизни».
Вторая часть анкеты состояла из 2 предложений, с вариантами ответов, которые нужно было закончить посредствам ранжирования, выявив при этом процентное соотношение.
У большинства респондентов наблюдается хорошее самочувствие, высокая работоспособность, они выносливы, полны сил, чувствуют себя свежими и отдохнувшими. Активны, подвижны, хорошее настроение преобладает, чувствуют себя счастливыми, оптимистичными, жизнерадостными, довольными и полными надежд.
Здоровый образ жизни молодёжи.
Баранова Анна Андреевна
Студентка КемГУ,
Россия, г.Кемерово
E-mail: molokova.nura@yandex.ru
Научный руководитель: Скотникова Лариса Николаевна
Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная задача государственного значения.
Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Отметим, что он для каждого индивидуален. В своей жизнедеятельности человеку нужно руководствоваться всеобщими законами вселенной. В социальном — особенными законами общества, в биологическом — индивидуальными законами своего организма.
В последние годы социальные программы, государственные органы и организации, задействованные в системе общественного здоровья, подчеркивают необходимость предотвращения заболеваний в противовес расширению сферы предоставления медицинских услуг, а также на внедрение образовательных программ, направленных на укрепление здоровья населения в целом.
В обществе возникает потребность не только сохранять здоровье каждого гражданина, но и формировать его в процессе всего периода жизни. Особое значение имеет деятельность, направленная на формирование здоровья детей и молодежи. Именно подрастающее поколение является будущим государства.
Молодежь представляет собой особую социально-возрастную группа, что отличается своим статусом в социуме и возрастными рамками: переход от детского и юношеского возраста к социальной ответственности. Существуют определенные возрастные ограничения, позволяющие относить категорию молодежи в данную группу, а именно — нижняя граница — лет и верхняя —
Под здоровьем понимаем состояние полного физического, социального и духовного благополучия, а не просто отсутствие болезней и каких либо физических дефектов. В современном понятии здоровье является не только личным делом граждан, но и всего общества в целом.
Был проведен опрос среди учащихся старших классов, а так же среди студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Опрос показывает, что 32% людей, считают, что они полностью здоровы после своевременного посещения врача. 15% людей включили в заботу о здоровье двигательную активность, под которой они понимают посещение спортзалов, фитнес — центров, бег по утрам и конечно же утренняя зарядка. 14% ведут здоровый образ жизни просто прогуливаясь по улице до магазина (в чьем — то понимании и это забота о здоровье). 39% опрошенных ничего не делают для того, что бы сохранить здоровье.
Здоровье нашей молодежи в основном зависит от образа жизни, а точнее от привычек. Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, а вредные тормозят ее становление. К вредным привычкам можно отнести нерациональный режим дня, не правильное питание, а так же низкая физическая активность. Но наиболее вредными являются употребление наркотиков, курение, злоупотребление алкоголем. Эти привычки могут, незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.
Хочется, чтобы нынешняя молодежь и в будущем подрастающие поколения заботились о своем здоровье. Для этого, с раннего возраста необходимо вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, правильно питаться, закаливаться, соблюдать правила личной гигиены, отрицательно относиться к вредным привычкам.
Медицинские интернет-конференции
Языки
Отношение к здоровому образу жизни современной молодежи
Алейникова Ю.А, Вяткина О.Н
Резюме
Статья посвящена анализу категории здорового образа жизни, а также изучению отношения к здоровому образу жизни современной молодежи.
Ключевые слова
Статья
Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
кафедра философии, гуманитарных наук и психологии.
Отличное настроение, прекрасное самочувствие, успешная деятельность человека и многое другое непременно зависит от его состояния здоровья. Поэтому необходимо с раннего возраста заботиться о нем, сохранять и поддерживать его, предотвращая развитие болезней и, главным образом, соблюдая здоровый образ жизни. Во второй половине ХХ века в мире интерес к проблеме здоровья существенно возрос [1,7, 10]. Значительная часть населения следит за состоянием своего здоровья, старается правильно питаться и регулярно заниматься спортом. В связи с нисходящей динамикой здоровья молодежи в целом важностремление к поддержаниюхорошей физической формы для людей в возрасте 16-30 лет.
Целью исследованияявляется выяснить отношение к здоровому образу жизни современной молодежи на примере студентов Саратовского государственного медицинского университета.
При этом 41% опрошенных уже ведут здоровый образ жизни, 40% стремятся к этому, но 19% респондентов, к сожалению, не задумываются об этом.
Описывая свое утро 17% респондентов отметили, что готовы проснуться пораньше и сделать зарядку, 19% занимаются утром учебой, но большинство 64% предпочитают поспать подольше [2,4].
Спорт является одной из составляющих здорового образа жизни. Из числа опрошенных регулярно спортом занимается лишь 36%, из них делают это ради удовольствия 19%, стремятся хорошо выглядеть и иметь красивое тело 17% респондентов, более половины опрошенных 52% ленятся это делать, 12% не любят заниматься спортом вообще [3, 5].
Соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, но делают это всего 11% из опрошенных, 36% стремятся к этому, но большинство современных студентов 53% не придерживаются строго режима дня.
Важнейшей чертой, характеризующей отношение человека к своему здоровью, является наличие или отсутствие вредных привычек. Наиболее распространенными среди вредных привычек, наносящих вред здоровью человека, являются употребление алкоголя, сигарет и энергетических напитков, переедание и т.п. Люди убеждены, что в малых дозах они не причинят вреда, а, начав употреблять что-то, у человека хватит силы воли, затем это бросить. В ходе опроса 11% признались, что часто употребляют алкоголь, 20% из опрошенных курят, 68% респондентов отметили, что не имеют вредных привычек. При этом 79% спят менее 8 часов, 21% респондентов в среднем спят по 8-9 часов [6, 8, 9].
Основными причинами не соблюдения здорового образа жизни респонденты назвали: нарушенный режим дня, курение, постоянные физические и эмоциональные нагрузки, недостаток времени, а также неумение грамотно распоряжаться своим временем. Тем не менее, 72% респондентов отметили, что студентам полезно вести здоровый образ жизни, только 28% считают, что в этом нет необходимости.
Таким образом, в ходе исследования было определено, что, несмотря на положительное отношение студентов к здорового образа жизни и желание его соблюдать, их образ жизни не соответствует здоровому. Это подтверждается нежеланием большинства опрашиваемых делать утреннюю зарядку, заниматься спортом, соблюдать режима дня и сна, отказаться от вредных привычек. Это связанно,прежде всего, с загруженностью студентов, нехваткой свободного времени, ленью и неумением правильно составлять свой режим дня. Очевидно, что реальное представление о здоровье как благополучии у студентов еще формируется, поэтому необходимо проведение мероприятий, направленных на формирование у них мотивации к ведению здорового образа жизни.
Литература
4. Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве // Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной). Редактор: Е.В. Харитонова. 2013. С. 65-70.
10. Юрова И.Ю., Андриянова Е.А., Федорова Л.М., Масляков В.В. Проблема здоровьесбережения сельского населения современного российского общества // Фундаментальные исследования. 2014. № 7-5. С. 1065-1069.
Формирование у подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Формирование у подростков ценностного
отношения к здоровому образу жизни
Здоровье составляет высшую фундаментальную ценность для каждого человека. Для того чтобы защитить личность от неблагоприятных факторов, наносящих вред здоровью, необходимо соблюдать здоровый образ жизни. Охрана здоровья необходима, особенно среди активного подрастающего поколения, поэтому важно воспитывать в подростках ценностное отношение к здоровому образу жизни, создавать условия для его поддержания. Большое значение имеет организация рационального образа жизни подростка. В статье рассмотрены методы формирования у подростков целесообразного и осмысленного отношения к своему здоровью и способам его укрепления.
Тема воспитания в современной молодёжи ценностного отношения к своему здоровью и соблюдению здорового образа жизни очень актуальна на сегодняшний день, так как на сегодняшний день особенно остро стоит проблема слабого здоровья подростков. Для того, чтобы помочь молодым людям поддерживать себя в хорошей форме, ощущать бодрость и хорошее самочувствие, необходимо осуществить проведение ряда мер на местном уровне, для информирования и поддержки ребят в области охраны своего здоровья.
Под здоровым образом жизни понимают «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций» [1]. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его безопасности и благополучной жизни.
Также здоровый образ жизни выражается в работе личности над поддержанием и формированием индивидуального и социального здоровья. Тем самым здоровый образ жизни сопряжен с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, эмоциональных, физиологических способностей. Отсюда рационально составить заключение о том, что развитие здорового образа жизни имеет огромное значение в формировании подходящих условий функционирования индивида и общества.
Важнейшей составляющей здорового образа жизни является его направленность. Важно не только как подросток живет, но и то, какой цели он пытается достичь. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентиров, взглядов, социального и нравственного опыта подростка.
Соблюдение ЗОЖ – важный компонент в укреплении здоровья подростков. Поэтому необходимо развивать ценностное отношение к здоровому образу жизни, формировать условия для его укрепления. Подросткам необходимо объяснить, что ведение здорового образа жизни должно превратиться в ежедневную привычку. Поэтому целью родителей и работников учебного заведения, является создание у молодёжи сознательного отношения к своему здоровью как главной ценности, данной им природой. Во период переходного возраста, многие подростки познают вредные привычки на себе. Кто-то продолжает баловаться ими, нанося большой ущерб собственному здоровью, а кто-то, напротив, отказывается от них, беспокоясь о себе и своем состоянии здоровья, занимаясь спортом, ведя правильный и энергичный образ жизни.
Я провела опрос среди подростков в возрасте от 16 до 18 лет, который показал, что практически 100% учащихся понимают важность ведения здорового образа жизни, но лишь 30-35% учащихся стараются придерживаться основных правил ЗОЖ. 100% учащихся понимают, что курение вредит физическому и психологическому здоровью. И все-таки, 15% ответили, что курят по 1-2 сигареты в день.На вопрос об употреблении алкоголя отрицательный ответ дали лишь 95% анкетируемых. Было выяснено, что зарядкой занимаются лишь 55% опрошенных.
Опираясь на результаты данного опроса, можно понять, что подростки осознают, что ЗОЖ необходим для каждого человека, но сами его не придерживаются. Это говорит о том, что подростки хорошо осведомлены о важности здорового образа жизни, но им не хватает определенной цели, мотивации для выполнения всех необходимых рекомендаций. Пока подросток самостоятельно не определит для себе цель, ради которой он будет готов соблюдать здоровый образ жизни, никакие приказы и наказания со стороны старшего поколения не подействуют.
Исследования показывают, что такие виды деятельности, как игры, тренинги, подвижные занятия, туристические путешествия, спортивные соревнования способствуют наиболее эффективному развитию ценностного отношения подростка к здоровому образу жизни, так как физические упражнения приводят к снижению стресса и истощения организма, улучшает интеллектуальную деятельность мозга и физическую подготовка. Подробные исследования можно рассмотреть в работах таких ученых, как Ярошенко О.Е., Щербина А.И. и др.
Преследуя цель информирования о проблеме актуализации ЗОЖ необходимо проведение консультаций, бесед, и конференций, как для педагогов, так и для родителей подростков. Также необходимой мерой является своеобразная «реклама» здорового образа жизни в социальных сетях, на различных социальных площадках, где наиболее количество подростков. Различные спортивные онлайн-марафоны с участием кумиров молодёжи являются несомненным стимулом к действию, который также будет способствовать формированию ценностного отношения к ЗОЖ.
Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у подрастающего поколения является важнейшей задачей общества. Необходимо стимулировать их к укреплению, сохранению своего здоровья, пропагандировать ЗОЖ, как стиль жизни, что приведет к увеличению массы, придерживающейся правильного образа жизни.
Конечно, важную роль в процессе воспитания в подростках здорового образа жизни играют образовательные учреждения, прививающих привычку к принципам ЗОЖ. Но в то же время, в этом формировании главную роль играет желание самого подростка самосовершенствоваться и укреплять свой организм.
· Ни для кого не секрет, что «настоящее» отличается от того, каким оно было даже 15 лет назад. Сегодня вся жизнь подростков находится у них буквально в руках – в их смартфонах. Поэтому самым действенным методом привить им ценностное отношение к собственному здоровью необходимо как раз с помощью их же смартфонов. Я предлагаю создать специальное приложение, суть которого очень напоминает многими любимую игру 90-х годов – Тамагочи. Открывая приложение, подросток видит своего питомца, которого необходимо кормить и выгуливать, чтобы поддерживать его жизнь. Для того, чтобы накормить свое виртуальное животное, подросток должен сфотографировать свой прием пищи и отправить на модерацию. Только когда подтвердится, что пища была полезная, тогда питомец будет сыт. Если же наоборот, подросток сфотографирует, условно говоря, чипсы, питомец будет еще голоднее. Такая же система и с выгуливанием питомца. Приложение внутри содержит шагомер – сколько подросток пройдет за день, на столько и вырастет питомец. Если не соблюдать эти меры, питомец погибнет. В конце месяца будут подводиться итоги среди всех игроков, и тот, у кого самый счастливый питомец будет получать призы от спонсоров. Такая незатейливая игра поможет подростку вовлечься в процесс, а затем он и сам не заметит, как станет питаться лучше и без игры, и чаще выходить на улицу.
Заключение
Таким образом, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни является наиболее актуальной проблемой, особенно в настоящее время, так как здоровье это важнейшая составляющая жизни каждого человека. Поиск способов сохранения и укрепления здоровья подростков, создание наиболее благоприятных условий для формирования у них трезвого отношения к ЗОЖ является одной из основополагающих целей старшего поколения. Воспитание в подростках понимания о важности здоровья и крепкого тела, и умения жить в гармонии со своими телом и душой – вот та конечная точка, к которой должно стремиться наше общество.
Проект «Профилактика здорового образа жизни современной молодежи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ризоватовская средняя школа
Проект «Профилактика здорового образа жизни современной молодежи»
Выполнила ученица 9 класса
Руководитель учитель Козлова Е.О.
Основные аспекты здорового образа жизни
2. Практическая часть
2.2 Результаты исследования
2.3. Тематические мероприятия
4. Список литературы
Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.
Актуальными вопросами современных школьников являются сохранение и укрепление собственного здоровья. Здоровый образ жизни для каждого индивидуален, в своей жизнедеятельности человек руководствуется законами общества и индивидуальными законами своего организма. Сохранение и укрепление здоровья нации во многом определяется отношением каждого индивидуума к своему здоровью. Одним из главных направлений молодежной политики в современной России обозначено формирование отношения к здоровому образу жизни как к личному и общественному приоритету, пропаганда ответственного отношения к своему здоровью. Негативные тенденции состояния здоровья населения Российской Федерации постоянно отмечаются в государственных докладах последних лет. Тревогу вызывает состояние здоровья детей, подростков и молодежи. Особенно актуальной является проблема здоровья учащихся школ. Школьники старшего возраста относятся к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования практически ко всем органам и системам их организма.
Поэтому главной целью нашего проекта станет формирование понимания зависимости школьников от их образа жизни, пропаганда здорового образа жизни, воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как важнейшей ценности человека.
Перед собой мы ставим следующие задачи:
-расширить знания учащихся о здоровом образе жизни;
-сформировать умения по здоровому образу жизни;
-закрепить навыки по здоровому образу жизни.
Объектом нашего исследования станут школьники МБ ОУ Ризоватовской СШ в возрасте с 13 по 17 лет.
• теоретические – изучение информации;
• практические – анкетирование учащихся, реализация тематических мероприятий.
Иммунитет человека — это способность его организма защищаться от различных «врагов», т.е. чужеродной генетической информации. С одной стороны, иммунная система защищает организм, а с другой — её состояние зависит от общего здоровья человека. Если человек активен, крепок, подвижен, и жизнерадостен, то и иммунитет у него будет в порядке, а если слаб и пассивен, то иммунная система будет соответственной.
Основы здорового образа жизни школьников:
• Режим труда (учебной деятельности) и отдыха.
• Профилактика вредных привычек.
1.2 Основные аспекты здорового образа жизни
Чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться, работать, чтобы жить, нужно принимать пищу.
Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность связана со значительными затратами энергии.
За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.
Самая полезная пища та, которую человек ест с аппетитом. Пища должна быть разнообразной и вкусной. Очень полезно есть овощи и фрукты.
Употребляйте белок. Из белка строятся защитные факторы иммунитета — антитела. Если вы будете употреблять в пищу мало мяса, рыбы, яиц, молочных блюд, орехов, то они просто не смогут образовываться.
Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.
2. Режим труда (учебной деятельности) и отдыха
Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.
Полноценный сон является одной из важнейших составляющих здорового образа жизни. Сон должен быть глубоким и достаточно длительным, чтобы человек после сна чувствовал себя полностью восстановившимся. Нарушение режима сна и бодрствования даже в течение короткого промежутка времени приводит к расстройству психического и физического здоровья. Последствия этого чаще всего проявляются в виде усталости, раздражительности, головных болей, повышенной сонливости днем, снижения концентрации, ухудшения памяти и координации движений.
Крепкий сон — один из лучших способов оставаться здоровым. Хороший ночной сон укрепляет иммунную систему.
Физическая нагрузка улучшает общее состояние организма. Согласно исследованиям, люди, регулярно занимающиеся спортом, болеют простудой на 25% реже, чем те, кто не ведет здоровый образ жизни. Тем не менее, не стоит слишком усердствовать. Всего 30-60 минут спорта в день позволяет вам стать здоровее, в то время как более серьезные нагрузки сделают вас слабее. Обязательно включайте в программу отжимания – они способствуют лучшей работе легких и сердца. Обязательно делайте упражнения на пресс.
Личная гигиена неотделима от правильного образа жизни и направлена на охрану здоровья. Основы здоровья каждого человека закладываются еще в детстве. Поэтому соблюдение элементарных правил личной гигиены должно воспитываться с ранних лет. Эти гигиенические навыки сохраняются у человека на протяжении всей жизни. Содержание кожного покрова в чистоте — одно из важнейших мероприятий личной гигиены. Кожа принимает активное участие в обмене веществ, осуществляет дыхательную функцию. Огромна связь кожного покрова с нервной системой. Регулярный гигиенический уход за кожным покровом нормализует многие функции и предупреждает развитие различных гнойничковых и грибковых заболевании. Важное гигиеническое значение имеет поддержание в чистоте волосяного покрова головы и гигиена ротовой полости, которая прежде всего сводится к уходу за зубами и деснами. Большое внимание надо уделять содержанию в чистоте одежды, постельного белья и поддержанию чистоты в своем жилище. Правила личной гигиены — это отличная профилактика большинства инфекционных заболеваний.
7. Профилактика вредных привычек
Вредные привычки школьников — предмет огорчения учителей и родителей. Для того, чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная профилактика, которая убережет их от пагубной зависимости. Вредные привычки — проблема, с которой очень часто сталкивается современная молодежь. Если раньше вредными привычками страдали подростки более старшего возраста, то в настоящий момент — это характерно для учеников средней школы. Чем же привлекают ребят столь пагубные привязанности? Скорее всего, подросткам хочется выглядеть так, как выглядят взрослые. Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми. Каждый школьник знает о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает. Здоровый образ жизни — это прежде всего работа над самим собой. Человек, следующий ему, должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда.
Методы борьбы с вредными привычками у школьников
Чем раньше будет выявлено наличие пагубных привычек у школьников, тем более эффективна будет помощь. Вредные привычки школьников можно попробовать искоренить следующими методами:
распределением свободного времени подростка;
пропагандой здорового образа жизни;
положительным примером окружающих.
Однако самым действенным методом борьбы с вредными привычками среди детей является собственный пример взрослых. Ребенок, какого возраста он бы ни был, не должен видеть вредные привычки взрослых. Ведь у детей очень сильно развит инстинкт подражания. А значит, перед глазами ребенка должен стоять пример человека, ведущего здоровый образ жизни. Это и послужит самым действенным методом профилактики и борьбы с вредными привычками у школьников.
Согласно исследованиям, люди, имеющие положительный эмоциональный стиль — счастливы, невозмутимы и полны энтузиазма, а также менее подвержены простудам. Веселье и здоровый образ жизни неотделимы друг от друга.
2. Практическая часть
Для того чтобы узнать ведут ли здоровый образ жизни учащиеся школы мы провели анкетирование на данную тему. Из 7, 8 и 9 классов участие приняли только 18 человек. Ребятам были предложены следующие анкеты:
1. Что такое на твой взгляд, здоровый образ жизни?
а) это образ жизни, направленный на сохранение здоровья;
б) это соблюдение режима дня и правильного питания;
в) это занятия спортом и закаливание.
г) не знаю.
2. Является ли твой образ жизни здоровым?
а) да;
б) нет;
в) частично;
г) не знаю.
3. Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни?
а) на 80-100%
б) на 50-70%
в) на 10-40%
г) не зависит.
4. Для чего бы ты стал вести здоровый образ жизни?
а) чтобы не беспокоили болезни;
б) чтобы жить долго;
в) чтобы выглядеть красиво;
г) чтобы всего добиться в жизни.
5. Какие обстоятельства могли бы побудить тебя изменить образ жизни?
а) пример родителей;
б) пример уважаемых мной людей;
в) болезни;
г) наглядная информация в фактах и цифрах;
6. Употребляешь ли ты алкоголь, табак, наркотики?
а) да;
б) нет;
в) пробовал;
г) уже отказался.
7. Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы?
а) да;
б) нет;
в) пытаюсь, но не получается высказать всё, стесняюсь;
г) пытаюсь, но родители неправильно меня понимают.
8. Как ты справляешься со стрессом?
а) слушаю классическую музыку;
б) иду в спортзал;
в) обливаюсь холодной водой;
г) хватаюсь за сигарету или банку пива.
9. Есть ли у тебя три заветных желания?
а) да;
б) нет.
1.Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
Хорошее
Скорее хорошее
Удовлетворительноее
Плохое
Скорее плохое
Затрудняюсь ответить
2.Имеются ли у Вас какие-нибудь хронические заболевания?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
3.По Вашему мнению, здоровый образ жизни – это… (можно дать несколько ответов)
Отказ от вредных привычек
Личная гигиена
Оптимальный двигательный режим
Рациональное питание
Закаливание
Положительные эмоции
Занятия физической культурой и спортом
Владение навыками безопасного поведения
4.Курите ли Вы?
Никогда не пробовал
Курил, но бросил
Курю от случая к случаю
Курю постоянно
5.Знаете ли Вы, как влияет курение на состояние здоровья?
14.Что, по-вашему, нельзя считать правильным питанием? (можно дать несколько ответов)
Прием пищи в одно и то же время
Регулярное употребление овощей и фруктов
Плотный, сытный ужин
Разнообразие блюд в меню
15.К каким последствиям может привести длительное голодание?
Нарушение работы органов и их систем
Улучшению общего самочувствия
Оздоровлению организма
Улучшение работы организма в целом
16.Как влияют, по-вашему, на здоровье вредные привычки?
Положительно
Никак не влияют
Отрицательно
17.Считаете ли Вы важным условием здорового образа жизни соблюдение личной гигиены?
Да
Нет
Не знаю
18.Необходимо ли человеку проводить время на свежем воздухе?
Да
Нет
Не знаю
19.Принимаете ли Вы в течение года витамины?
Да
Нет
Не всегда
20.Нужно ли человеку закаливаться?
Да, это укрепляет его организм
Нет, от этого частые простуды
Не обязательно
21.Как вы считаете, вы ведёте здоровый образ жизни?
Безусловно, да
Не совсем так, но я стараюсь
Увы, нет
22.Что на ваш взгляд необходимо для ведения здорового образа жизни? (можно дать несколько ответов)
Наличие соответствующих знаний
Наличие денежных средств
Помещение и оборудование
23.Интересно ли Вам узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?
Да, очень интересно и полезно
Интересно, но не всегда
Не очень интересно
Не интересно
2.2. Результаты исследования
После обработки анкет учащихся нами были получены следующие результаты:
90 % учащихся знают, что такое здоровый образ жизни
80 % учащихся считают, что от здорового образа жизни зависит успех человека, и проблемы со здоровье они обсуждают с родителями
100 % учащихся ответили, что не употребляют алкоголь и сигареты
75 % учащихся имеют хронические заболевания
5 % учащихся пробовали хотя бы 1 раз в жизни сигареты
100 % учащимся интересно было бы узнать как заботиться о своем здоровье, и 100% учащихся считают, что человеку необходимо закаливаться и проводить время на свежем воздухе
100% учащихся считают, что курение отрицательно влияет на жизнь человека
Вывод: в основном дети в 7 и 9 классах заботятся о своем здоровье и стараются вести здоровый образ жизни. Но, несмотря на это, большинство учащихся оценивают свое здоровье в большей степени плохое, чем хорошее. Лишь немногие оценили свое здоровье, как удовлетворительное.
2.3. Тематические мероприятия.
Акция для 1-4 классов «Здоровый образ жизни – путь к успеху» . Классный час «Режим дня».
1. Дать ученикам первоначальные представления о здоровом образе жизни.
2. Объяснить понятия: «физическая активность», «личная гигиена», «закаливание»,
«правильное питание», «режим дня».
3. Подвести детей к выводу: режим дня полезен и необходим.
4. Учить детей работать с информацией, анализировать материал, планировать и оценивать свою работу, работать в группе, формулировать своё мнение.
Интерактивный урок в 5-6 классах «Здорово быть здоровым»
Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
Именно такое определение здоровью даёт Всемирная организация здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — международное специализированное учреждение системы Организации Объединенных Наций в области здравоохранения. Эксперты ВОЗ разрабатывают рекомендации и стандарты в области охраны здоровья и оказывают помощь странам в разрешении проблем общественного здравоохранения. ВОЗ также оказывает поддержку и способствует проведению научных исследований в области здравоохранения. С помощью ВОЗ национальные правительства могут совместно искать решения глобальных проблем здравоохранения и добиваться улучшения благополучия своих граждан. Таким образом, мы понимаем, что вопросы здоровьесбережения очень важны.
Работу по данному обсуждению мы построим следующим образом: используем приём timed round robin (таймд роунд робин) — каждый высказывается на заданную ему тему
за определённое время — 30 секунд.
Кейс (от англ. сase ) — это описание конкретной ситуации или случая. Как правило, кейс содержит проблему и строится на реальных фактах. Соответственно решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение.
Внеклассное мероприятие «Время быть здоровым»
Цель данного мероприятия: актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни; дополнить представления учащихся о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табакокурению, алкоголю, наркомании; побуждать подростков к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.
В рамках мероприятия были использованы следующие упражнения: «Счастливая жизнь», «Солнышко здоровья», «Стена вредных привычек», «Самомассаж», «Цветотерапия»
Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.
Вот уже на протяжении целого десятилетия в России складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Эти цифры с каждым годом растут.
Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, ильное питание – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье детей.
Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед школой и родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.
Здоровый образ жизни школьника включает:
занятие физическими упражнениями
соблюдение режима дня
соблюдение норм гигиены
отсутствие вредных привычек
Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить. Почему санитарно-гигиеническое просвещение оказывается не всегда эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень сложно. Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно. Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем.
В своей работе мы постарались раскрыть понятие здоровья и значения здорового образа жизни для человека. В ходе работы над проектом, изучая дополнительную литературу и Internet – ресурсы выявили, что здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.
В своей экспериментальной части проекта я провела анкетирование одноклассников, провела ряд профилактических мероприятий
Хотелось бы отметить, что все поставленные цели и задачи данного проекта выполнены и раскрыты в полном объеме.
Это доказывают показатели нашей школы. Все учащиеся знают определение здорового образа жизни, понимают его ценность, учащиеся участвуют в проектах, побеждают в районных и всероссийских конкурсах, показывают неплохие результаты при сдаче норм ГТО.
Многие выпускники нашей школы продолжают заниматься спортом, вести здоровый и активный образ жизни, как этому учила их родная школа.
Да, пусть (из исследований школьной документации) большинство ребят имеют вторую подготовительную группу здоровья, все же мы будем стараться сберечь и укрепить свое здоровье.
Закончить свой проект я хотела бы высказыванием французского писателя и философа Мишеля Монтеня: «Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей своей жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».