Что известно о боге отце

Бог-Отец

Что известно о боге отце

Бог-отец — это титул, данный Богу в современных монотеистических религиях, таких как христианство и иудаизм, отчасти потому, что он считается проявляющим живой интерес к человеческим делам, как отец, заботящийся о своих детях. В тринитарном христианстве Бог-Отец считается первой ипостасью Святой Троицы, за которой следуют Иисус Христос и Святой Дух.

В иудаизме Бог назван «Отцом», поскольку он является создателем, защитником, подателем жизни и закона. Gerald J. Blidstein, 2006 Honor thy father and mother: filial responsibility in Jewish law and ethics ISBN 0-88125-862-8 page 1 Однако, в иудаизме «Отец» — это зачастую метафора и лишь один из множества титулов, посредством которых иудеи говорят о Боге и обращаются к нему.

Начиная со второго века, христианские вероучения утверждали веру в «Бога-Отца (Всемогущего)», прежде всего, в качестве «Отца и создателя вселенной». Тем не менее, в христианстве концепция Бога как отца Иисуса отличается от концепции Бога как Создателя и отца всех людей, как указано в Апостольском символе веры, где выражение «Всемогущий Отец, Создатель Небес и Земли» отдельно сопровождается выражением «Иисус Христос, его единственный Сын, наш Господь», таким образом представляя оба смысла отцовства.

В исламе Бог рассматривается как создатель вселенной и податель жизни, однако, хотя традиционное исламское учение формально не запрещает использование термина «Отец» в отношении Бога, оно не пропагандирует и не поддерживает его.

Содержание

Общий обзор

В общем, титул Отец обозначает роль Бога как дарующего жизнь, авторитета, могущественного защитника, часто рассматриваемого как необъятный, всемогущий, всеведущий, вездесущий с бесконечной силой и милосердием, выходящим за пределы человеческого понимания. Lawrence Kimbrough, 2006 Contemplating God the Father B&H Publishing ISBN 0-8054-4083-6 page 3 Например, после завершения своей монументальной работы Сумма Теологии, святой Фома Аквинский пришел к выводу, что он все еще не начал понимать Бога-Отца. Thomas W. Petrisko, 2001 The Kingdom of Our Father St. Andrew’s Press ISBN 1-891903-18-7 page 8 Хотя термин «Отец» подразумевает мужские черты, Бог обычно определяется как имеющий форму духа без какого-либо человеческого биологического пола, например, в Катехизисе Католической Церкви № 239 конкретно говорится, что «Бог не является ни мужчиной, ни женщиной: он есть Бог». David Bordwell, 2002, Catechism of the Catholic Church,Continuum International Publishing ISBN 978-0-86012-324-8 page 84 Catechism at the Vatican website И хотя к Богу никогда не обращаются напрямую как к «Матери», порой материнские атрибуты могут быть истолкованы в ссылках Ветхого Завета, таких как Шаблон:Bibleref2, Шаблон:Bibleref2 или Шаблон:Bibleref2. Calling God «Father»: Essays on the Bible, Fatherhood and Culture by John W. Miller (Nov 1999) ISBN 0809138972 pages 50-51

Хотя между религиями существует сходство, общий язык и общие представления о Боге-Отце среди авраамических религий весьма ограничены, и каждая религия имеет очень специфические структуры верований и религиозную номенклатуру в отношении предмета. The Names of God in Judaism, Christianity, and Islam: A Basis for Interfaith Dialogue: by Máire Byrne (Sep 8, 2011) ISBN 144115356X pages 2-3 В то время как религиозный учитель в одной вере может с легкостью объяснить концепции своей аудитории, остаются существенные барьеры в распространении этих концепций через религиозные границы.

В Новом Завете христианская концепция Бога Отца может рассматриваться как продолжение еврейской, но с конкретными дополнениями и изменениями, которые со временем сделали ее еще более отчетливой к началу Средневековья. Early Jewish and Christian Monotheism by Wendy North and Loren T. Stuckenbruck (May 27, 2004) ISBN 0567082938 pages 111-112 One God, One Lord: Early Christian Devotion and Ancient Jewish Monotheism by Larry W. Hurtado (Oct 25, 2003) ISBN pages 96-100 Соответствие ветхозаветным концепциям показано в Мф 4:10 и Лк 4: 8, где в ответ на искушение Иисус цитирует Второзаконие 6:13 и заявляет: «Написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.» Тем не менее, в 1Кор 8: 6 представлено особое христианское учение об участии Христа, в котором говорится: «Один Бог – Отец, из которого все возникло и для которого мы живем, и один Господь – Иисус Христос, благодаря которому все возникло и благодаря которому мы живем». Этот отрывок явно подтверждает иудейское учение об уникальности Бога, но также указывает на роль Иисуса как посредника в творении. Со временем христианское учение начало полностью расходиться с иудаизмом посредством учения Отцов Церкви во втором веке, а к четвертому веку вера в Святую Троицу была формализована. A History of the Christian Tradition, Vol. I by Thomas D. McGonigle and James F. Quigley (Sep 1988) ISBN 0809129647 pages 72-75 and 90

Исламская концепция Бога отличается от христианских и иудейских взглядов, мусульмане не применяют к Богу термин «Отец», а христианское представление о Троице в исламе отвергается. Christian Theology: An Introduction by Alister E. McGrath (Oct 12, 2010) ISBN 1444335146 pages 237-238

Иудаизм

В иудаизме Бога называют «Отцом» с чувством особой близости. Помимо того, что Бог является «Отцом» для всех людей, потому что он создал мир, он является также патриархальным законодателем избранного народа. Он поддерживает особые, заветные отцовские отношения с людьми, даруя им Шаббат и уникальное наследие в делах Божьих, называя Израиль «своим сыном», потому что он избавил потомков Иакова от рабства в Египте Шаблон:Bibleref2cсогласно его клятве их отцу Аврааму. В Еврейских Писаниях (Ис 63:16) говорится: «Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш». Богу, согласно иудаизму, приписывается отцовская роль защитника. Его называют Отцом бедных, сирот и вдов, их гарантом справедливости. Его также называют Отцом царя, как учителя и помощника над судьей Израиля. Marianne Meye Thompson The promise of the Father: Jesus and God in the New Testament ch.2 God as Father in the Old Testament and Second Temple Judaism p35 2000 «Christian theologians have often accentuated the distinctiveness of the portrait of God as Father in the New Testament on the basis of an alleged discontinuity»

В молитве на Рош ха-Шана, Арешет Сфатейну, двойственное отношение к Богу проявляется из-за его роли Отца и Царя. Свободный перевод соответствующего предложения может звучать так: «сегодня всех созданий судят либо как сыновей, либо как рабов. Если как сыновей, прости нас, как отец прощает своего сына. Если как рабов, мы ждем, надеясь на

Однако, в христианстве отцовство воспринимается в более буквальном и содержательном смысле, нежели в иудаизме, и ясно говорит о необходимости Сына как средства доступа к Отцу, что делает его толкование более метафизическим, чем метафорическим. God the Father in Rabbinic Judaism and Christianity: Transformed Background or Common Ground?, Alon Goshen-Gottstein. The Elijah Interfaith Institute, first published in Journal of Ecumenical Studies, 38:4, Spring 2001

Христианство

Символы веры в Восточной Церкви (о которых известно, что они пришли позже) начались с утверждения веры в «единого Бога» и почти всегда расширяли ее, добавляя «Всемогущий Отец, Создатель всего видимого и невидимого».

К концу первого века Климент Римский неоднократно ссылался на Отца, Сына и Святого Духа и связывал Отца с творением (1 Климент 19:2), в котором говорится: «Давайте пристально смотреть на Отца и Создателя вселенной». The Doctrine of God: A Global Introduction by Veli-Matti Kärkkäinen 2004 ISBN 0801027527 pages 70-74 Около 213 г. н.э. в своем трактате Против Праксея (Adversus Praxeas) Тертуллиан официально представил концепцию Троицы, то есть, что Бог существует как одна «сущность», но как три «Личности»: Отец, Сын и Святой Дух. The Trinity by Roger E. Olson, Christopher Alan Hall 2002 ISBN 0802848273 pages 29-31 Tertullian, First Theologian of the West by Eric Osborn (4 Dec 2003) ISBN 0521524954 pages 116-117 Tertullian also discussed how the Holy Spirit proceeds from the Father and the Son.

Никейский Символ веры, который датируется 325 годом, утверждает, что Сын (Иисус Христос) «вечно рожденный от Отца», что указывает на то, что их «божественные» отношения Отец-Сын считаются не связанными с событием во времени или истории человечества.

В глубоком смысле христиане верят, что они стали участниками вечных отношений Отца и Сына через Иисуса Христа. Христиане называют себя «усыновленными» детьми Божьими: Paul’s Way of Knowing by Ian W. Scott (Dec 1, 2008) ISBN 0801036097 pages 159-160 Pillars of Paul’s Gospel: Galatians and Romans by John F. O?Grady (May 1992) ISBN 080913327X page 162

Тринитарное христианство

Для тринитарных христиан, которые включают в себя Римско-католическую церковь, Восточную православную церковь и большинство других протестантских деноминаций), Бог-Отец вовсе не является отдельным от Бога-Сына и от Святого Духа, других ипостасей высшего христианского божества. Critical Terms for Religious Studies. Chicago:

Будучи частью Троицы, Бог-Отец един с Сыном и Святым Духом, причем каждая Личность является одним вечным Богом, они в ни в коем случае не разделены, и все одинаково непроявленны и всемогущи. Поэтому Троица находится за пределами разума и может быть познана только посредством откровения. The Oxford Handbook of the Trinity by Gilles Emery O. P. and Matthew Levering (27 Oct 2011) ISBN 0199557810 page 263 Catholic catechism at the Vatican web site, items: 242 245 237

Тринитарианская концепция Бога-Отца не является пантеистической, поскольку он не рассматривается как тождественный вселенной или как неопределенное понятие, пребывающее в ее пределах, но существует полностью вне творения, как его Создатель. Он создал все видимое и невидимое в любви и мудрости и создал человека ради себя самого. Catholic Catechism items: 356 and 295 at the Vatican web site

Появление тринитарного богословия Бога-Отца в раннем христианстве было основано на двух ключевых идеях: во-первых, общая идентичность Ветхозаветного Яхве и Бога Иисуса в [ [Новом Завете]], а затем различие и все же единство между Иисусом и Его Отцом. The Trinity: Global Perspectives by Veli-Matti Kärkkäinen (Jan 17, 2007) ISBN 0664228909 pages 10-13 Global Dictionary of Theology by William A. Dyrness, Veli-Matti Kärkkäinen, Juan F. Martinez and Simon Chan (Oct 10, 2008) ISBN 0830824545 pages 169-171 В Новом Завете мы находим пример единства Отца и Сына (Мф 11:27): «Никто не знает Сына, кроме Отца, и никто не знает Отца, кроме Сына», чем утверждается их взаимное знание. The International Standard Bible Encyclopedia by Geoffrey W. Bromiley 1988 ISBN 0-8028-3785-9 page 571-572

Хотя понятие отцовства Бога присутствует в Ветхом Завете, только в Новом Завете оно становится центральным. Это проявляется в молитве Господней, которая сочетает в себе земные потребности в насущном хлебе и взаимную концепцию прощения. И акцент Иисуса на его особых отношениях с Отцом подчеркивает важность отдельной, но объединенной природы Иисуса и Отца, являя при этом единство Отца и Сына в Троице. The Doctrine of God: A Global Introduction by Veli-Matti Kärkkäinen 2004 ISBN 0801027527 pages 37-41

Взгляд на Бога как Отца передается от Иисуса его ученикам и всей Церкви, что отражено в посланиях, которые Иисус подал Отцу для своих последователей в конце «Прощального дискурса», в ночь перед распятием. Symbols of Jesus by Robert C. Neville (Feb 4, 2002) ISBN 0521003539 pages 26-27 Примеры этого в «Прощальном дискурсе» (Ин 14:20), когда Иисус обращается к ученикам: «Я в Отце моем, а вы во мне, и я в вас» и в (Ин 17:22), когда он молится Отцу:»Я принёс им славу, которую Ты даровал мне, чтобы они стали едины, как едины Ты и Я». Jesus and His Own: A Commentary on John 13-17 by Daniel B. Stevick (Apr 29, 2011) Eeardmans ISBN 0802848656 page 46

Антитринитаризм

Некоторые группы отвергают учение о Троице, но они также отличаются друг от друга своими взглядами. Trinitarian Soundings in Systematic Theology by Paul Louis Metzger 2006 ISBN 0567084108 pages 36 and 43

В мормонском богословии наиболее выдающимся представлением о Боге является божественный совет трех разных существ: Элохим (Отец), Иегова (Сын или Иисус) и Святой Дух. Считается, что Отец и Сын имеют совершенные материальные тела, тогда как Святой Дух имеет тело духа. Шаблон:Citation. See also: Шаблон:Citation. Мормоны верят, что Бог-Отец руководит как Сыном, так и Святым Духом, и что он больше, чем они оба, но все они едины в своей цели. Шаблон:Citation. Шаблон:Citation.

Ислам

Шаблон:Главная В исламском богословии Бог (Аллах) является всемогущим и всеведущим создателем, устроителем и судьей вселенной. Gerhard Böwering, God and his Attributes, Encyclopedia of the Quran John L. Esposito, Islam: The Straight Path, Oxford University Press, 1998, p.22 Islam puts a heavy emphasis on the conceptualization of God as strictly singular (tawhid). John L. Esposito, Islam: The Straight Path, Oxford University Press, 1998, p.88 Коран утверждает существование единой и абсолютной истины, которая превосходит мир; уникальное и неделимое существо, которое не зависит от всего творения. Vincent J. Cornell, Encyclopedia of Religion, Vol 5, pp.3561-3562

Хотя традиционное исламское учение формально не запрещает использовать термин «Отец» в отношении Бога, оно не пропагандирует и не поддерживает его. Но, тем не менее, есть некоторые подлинные рассказы исламского пророка Мухаммеда, в которых он сравнивает милость Аллаха по отношению к мусульманам с милостью матери к ее младенцу. Sahih al-Bukhari 5999 Шаблон:Primary source-inline Шаблон:Citation needed span

Однако, ислам не принимает христианскую позицию Отца-Сына, Бога и Иисуса, известного в исламе как пророк Иса, и не признает каких-либо уникальных отношений между Богом и Иисусом (см. Иисус в исламе). The Concept of Monotheism in Islam and Christianity by Hans Köchler 1982 ISBN 3-7003-0339-4 page 38 Мусульманское учение строго утверждает Абсолютное Единство Бога и полностью разделяет Его и других существ (будь то люди, ангел или любая другая святая фигура). Это особая причина, по которой использование термина «отец» в отношении Бога не одобряется в исламе, чтобы не вызывать недопонимания термина «отец» как принятия концепции Иисуса как Сына Божьего. Коран утверждает абсолютную неделимость и Единство Бога и отвергает любую форму дуализма или тринитаризма. Глава 112 Корана гласит: «Скажи: «Он – Аллах – Единый, Аллах – Самодостаточный; Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему.»»

Индуизм

Шаблон:Главная В индуизме Бхагаван Кришна в Бхагавад-гите, глава 9, стих 17, говорит: «Я Отец и Мать этой вселенной, ее Опора и Прародитель». Один комментатор добавляет: «Бог является источником вселенной и существ в ней, Его считают Отцом, Матерью и Дедом». «The Bhagavad Gita» by Srimath Swami Chidbhavananda 2009 ISBN 81-8085-147-8 page 501 Бесполый Брахман также считается Творцом и Жизнедателем, а Богиня Шакти рассматривается как божественная мать. Gods, Goddesses, and Mythology Set by C. Scott Littleton 2005 ISBN 0-7614-7559-1 page 908 Fundamentals of the Faith by Peter Kreeft 1988 ISBN 0-89870-202-X page 93

В западном искусстве

В течение примерно тысячи лет не делалось никаких попыток изобразить Бога-Отца в человеческом облике, так как первые христиане верили, что слова Исх 33:20 «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» и Ин 1:18: «Никто никогда не видел Бога» предназначались для применения не только к Богу, но и ко всем попыткам изобразить его. James Cornwell, 2009 Saints, Signs, and Symbols: The Symbolic Language of Christian Art ISBN 0-8192-2345-X page 2 Обычно изображается только небольшая часть тела Отца, и на многих изображениях фигура Сына вытесняет его. Adolphe Napoléon Didron, 2003 Christian iconography: or The history of Christian art in the middle ages ISBN 0-7661-4075-X pages 169

В раннем Средневековье Бог часто был представлен в образе Христа как «Логос», что продолжало быть очень распространенным даже после появления отдельной фигуры Бога-Отца. Западному искусству в конце концов потребовался какой-то способ проиллюстрировать присутствие Отца, поэтому через последовательные репрезентации набор художественных стилей для изображения Отца в человеческой форме постепенно появился около десятого века н.э.

К двенадцатому веку изображения фигур Бога-Отца, основанные на Ветхом днями из [Книги Даниила], начали появляться во французских рукописях и на витражных церковных окнах в Англии. В 14 веке иллюстрированная [Библия Неаполя] имела изображение Бога-Отца в Пылающем терновом кусте (неопалимой купине). К 15-му веку Книга часов Рохана включала изображения Бога-Отца в человеческом облике (его антропоморфный образ. Ко времени Ренессанса художественные изображения Бога-Отца свободно использовались в Западной Церкви. В восточно-православном искусстве изображение Бога остается редким и часто противоречивым.

«Небесный Отец» в исторической мифологии

«Небесный Отец» является прямым переводом ведического Дьяус Пита, этимологически идентичного греческому Зевсу-Патеру. «Дьяус» в ведическом языке сохранил значение «небо», в то время как греческий Зевс стал исключительно собственным именем. Хотя существует множество параллелей, приведенных извне индоевропейской мифологии, эта концепция далеко не универсальна (например, в египетской мифологии есть «Небесная Мать»).

«Кочевая» гипотеза

В конце 19-го века мнения о сравнительной религии, в образе мышления, который начинается с Фридриха Энгельса и Иоганна Якоба Бахофена, и который получил широкое литературное продвижение в «Золотой ветви» Джеймса Г. Фрейзера, считалось, что поклонение небесному отцу было характерно для кочевых народов, а поклонение матери-земле характеризовало земледельческие народы.

Эта точка зрения была стилизована как отражающая конфликт кочевничества и земледелия, а также «патриархата» и «матриархата», и превратилась в позднюю идеологию в некоторых направлениях феминистской духовности и феминистской археологии в 1970-х гг.Шаблон:Huh

В современной культуре

Теория о земных богинях, небесном отце и патриархальных захватчиках волновала умы и вызывала различные фантазии у деятелей искусства. Эта история была важна в литературе и часто упоминалась поэтами и писателями, такими как Т.С.Элиот, [[Д.Г.Лоуренс], Джеймс Джойс, Роберт Грейвс и другими.

То, как это получилось на практике, зависело от того, какую сторону верующие решили поддержать. Вера в небесного отца и военная доблесть арийцев была характерной чертой нацистской расовой идеологии; свастика была выбрана, чтобы воплотить эту систему верований, так как это был символ, который, как полагают, использовался древней ведической религией (а также индуизмом и буддизмом). Сочувствие потерянной утопии матриархальной богини возникло позже. Эта история жила на литературном факультете долгое время после того, как была отброшена отделом антропологии. Ее правдивость была предположена несколькими историческими романистами и авторами фэнтези, такими как Мэри Рено, Мэри Стюарт, Мерседес Лэки и Мэрион Зиммер Брэдли, и многими другими.

Источник

Бог — Отец наш Небесный

Все мы дети не только своих родителей, но и дети Бога. Как это произошло? Господь сотворил весь окружающий нас мир: космос с его галактиками, планетами, звездами и кометами, нашу землю с ее морями, континентами, островами, реками, озерами, горами, полями и лесами. Он создал всех рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, вообще весь растительный и животный мир. Наконец Бог создал свое высшее творение — человека. Человек — венец творения. Все, что мы видим на нашей планете Земля, сама она и все, что находится в космосе, никак не могло возникнуть случайно, без творческого участия сверхразумной творческой Силы, Которой является Бог.

Наш мир необыкновенно сложно и премудро устроен. Одна клетка человеческого тела содержит информации больше, чем во всех тридцати томах энциклопедии «Британика». Когда мы видим какой-то предмет или объект, сделанный руками людей, мы сразу представляем себе, сколько труда, сил и разума вложено в него. Даже очень простая вещь — стол или стул — не может возникнуть сама собой, без приложения сил извне, не говоря уже о более сложных предметах. Например, жилой дом. Чтобы построить его, трудятся сотни людей: архитекторы, проектировщики, строители. А ведь дом — это довольно простое творение человека, есть куда более сложные. Например, чтобы построить и отправить в космос космический корабль, потребуются годы человеческого труда, огромная работа целых научно-исследовательских институтов и специальных заводов. В основе создания любого космического корабля лежат тысячи изобретений и научных открытий. А Бог, обладая всесовершенным разумом и всемогуществом, сотворил все космические тела и планеты и запустил их по точно выверенным орбитам. Кстати, космос по-гречески порядок, устройство, стройность, красота: ведь все, что сотворено Богом, прекрасно и совершенно.

Но Бог не только создал этот мир, Он заботится о нем как о Своем любимом творении. Бог есть всесовершенная Любовь, Он творит этот мир и человека, как пишет известный богослов VII века преподобный Иоанн Дамаскин, «по преизбытку благости». Любовь всегда требует выражения, она должна на кого-то изливаться, любящий должен о ком-то заботиться. И Бог, сотворив мир по преизбытку любви, промышляет и заботится о нем. Бог участвует в жизни не только всего человечества, но и каждого человека.

Родители, когда в семье появляются дети, проявляют свою любовь, попечение, заботу о них. Так же Отец наш Небесный не оставляет Своим попечением нас, Своих чад. То, что мы имеем: пищу, питье, жизненные силы, способности, таланты, — все это получаем как дар от Самого Бога. Поэтому мы постоянно благодарим Бога.

Источник

Бог Отец

Бог Отец одно из Лиц (Ипо­ста­сей) Святой Троицы. Как и все Лица (Ипо­стаси) Святой Троицы, При­чина бытия Сына и Свя­того Духа. Бог Отец обла­дает свой­ствами при­су­щими только Богу. Как и все Лица (Ипо­стаси) Святой Троицы, Бог Отец рав­но­че­стен в Своем Боже­ствен­ном досто­ин­стве Сыну и Свя­тому Духу. Как и все Лица (Ипо­стаси) Святой Троицы Бог Отец еди­но­су­щен Им, обла­дает единой Боже­ствен­ной сущ­но­стью (при­ро­дой) с Сыном и Святым Духом. Как и всем Лицам (Ипо­ста­сям) Святой Троицы Ему воз­да­ется единое и нераз­дель­ное покло­не­ние, то есть покло­ня­ясь Богу Отцу, хри­сти­ане покло­ня­ются вместе с Ним Сыну и Свя­тому Духу, посто­янно имея в виду Их общее Боже­ство, единую Боже­ствен­ную сущ­ность.

От двух Других Лиц Святой Троицы Бога Отца отли­чает лич­ност­ное (ипо­стас­ное) свой­ство. Оно заклю­ча­ется в том, что Бог Отец пред­вечно рож­дает ипо­стась Сына и пред­вечно изво­дит ипо­стась Свя­того Духа. «Есте­ство в Трех, пишет св. Гри­го­рий Бого­слов, единое – Бог, еди­не­ние же – Отец, из кото­рого Другие, и к кото­рому Они воз­во­дятся, не сли­ва­ясь, а сопре­бы­вая с Ним, и нераз­де­ля­е­мые между Собою ни вре­ме­нем, ни хоте­нием, ни могу­ще­ством».

Следуя Святым Отцам, Бог Отец есть Боже­ствен­ный Ум (Разум), порож­да­ю­щий в веч­но­сти Слово и изво­дя­щий Свя­того Духа. «Он – Ум, Бездна Разума, Роди­тель Слова и чрез Слово Изво­ди­тель Духа, Кото­рый Его откры­вает», – учит св. Иоанн Дамас­кин. Само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой сопри­род­но­сти и боже­ствен­но­сти», как сказал о Ней св. Гри­го­рий Бого­слов.

«Первый Ум Сущий, Бог еди­но­сущ­ное в Себе имеет Слово с Духом соприс­но­сущ­ным, без Слова и Духа нико­гда не бывая» – учит св. Никита Сту­дий­ский. Именем Отец Боже­ствен­ный Ум наиме­но­вал Себя желая рас­крыть Свое роди­тель­ское отно­ше­ние к Своему Сыну – Слову. Это отно­ше­ние чело­век пости­гает из отно­ше­ния своего ума к к внут­рен­нему слову (мысли), поскольку явля­ется Обра­зом Божьим – Обра­зом Святой Троицы.

«Ум наш – образ Отца; слово наше (непро­из­не­сен­ное слово мы обык­но­венно назы­ваем мыслью) – образ Сына; дух – образ Свя­того Духа, – учит свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов. – Как в Троице-Боге три Лица нес­литно и нераз­дельно состав­ляют одно Боже­ствен­ное Суще­ство, так в троице-чело­веке три лица состав­ляют одно суще­ство, не сме­ши­ва­ясь между собой, не сли­ва­ясь в одно лицо, не раз­де­ля­ясь на три суще­ства. Ум наш родил и не пере­стает рож­дать мысль, мысль, родив­шись, не пере­стает снова рож­даться и вместе с тем пре­бы­вает рож­ден­ной, сокро­вен­ной в уме. Ум без мысли суще­ство­вать не может, и мысль – без ума. Начало одного непре­менно есть и начало другой; суще­ство­ва­ние ума есть непре­менно и суще­ство­ва­ние мысли. Точно также дух наш исхо­дит от ума и содей­ствует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдель­ный дух, всякая книга имеет свой соб­ствен­ный дух. Не может мысль быть без духа, суще­ство­ва­ние одной непре­менно сопут­ству­ется суще­ство­ва­нием дру­гого. В суще­ство­ва­нии того и дру­гого явля­ется суще­ство­ва­ние ума».

Личное свой­ство Бога Отца

Учение пра­во­слав­ной Церкви о личном свой­стве Бога Отца имеет самые твер­дые осно­ва­ния в св. Писа­нии. Сюда отно­сятся:

а) слова Спа­си­теля: якоже Отец имать живот в себе, тако даде и Сынови живот имети в себе ( Ин. 5:26 ), откуда видно, что Отец ни от кого не полу­чил бытия, ни от кого не сотво­рен, не рожден и не исхо­дит;
б) все те места, где Он назы­ва­ется Отцем по отно­ше­нию к Сыну, кото­рых бес­чис­лен­ное мно­же­ство, напри­мер: ник­тоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти ( Мф. 11:27 ); да еси чтут Сына, якоже чтут Отца, – а иже не чтит Сына, не чтит Отца послав­шего его ( Ин. 6:23 ); или где гово­рится, что Он рож­дает Сына: Гос­подь рече ко мне: сын мой еси ты, аз днесь родих тя ( Пс. 2:7 ); из чрева прежде ден­ницы родих тя ( Пс. 109:3 );
в) нако­нец, места, пред­став­ля­ю­щие Отца нача­лом по отно­ше­нию и к Св. Духу: егда же при­и­дет уте­ши­тель, егоже аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исхо­дит, той сви­де­тель­ствует о мне ( Ин. 15:26 ); мы не духа мира сего при­я­хом, но Духа, иже от Бога ( 1Кор. 2:12 ).

а) ста­но­вится понят­ным, почему Отец в порядке Боже­ских Лиц зани­мает обык­но­венно первое место ( Мф. 28:19 ) и назы­ва­ется первой Ипо­ста­сью Св. Троицы, или, как иногда у древ­них, само-богом, перво-богом, Богом началь­ным и под.;
б) ясно также, что в Боге есть только одно начало Боже­ства, Отец, – мысль, кото­рую весьма часто повто­ряли древ­ние учи­тели и доселе содер­жит пра­во­слав­ная Цер­ковь: ибо Сын и Св. Дух от Него еди­ного при­ем­лют свое бытие;
в) ясно, нако­нец, что Отец служит как бы связью и еди­не­нием для Лиц Св. Троицы, кото­рые хотя едино по суще­ству, но раз­дельны, как Лица: ибо Сын и Св. Дух, при­емля от Него начало, к Нему же еди­ному и воз­во­дятся, как своему Винов­нику.

«Есте­ство в Трех, пишет св. Гри­го­рий бого­слов, единое – Бог, еди­не­ние же – Отец, из кото­рого Другие, и к кото­рому Они воз­во­дятся, не сли­ва­ясь, а сопре­бы­вая с Ним, и нераз­де­ля­е­мые между Собою ни вре­ме­нем, ни хоте­нием, ни могу­ще­ством» (Слово 42, в Твор. св. Отц. IV, стр. 38; снес. II, стр. 168 : «соблю­да­ется, по моему рас­суж­де­нию, вера в еди­ного Бога, когда и Сына и Духа будем отно­сить к еди­ному Винов­нику (но не сла­гать и не сме­ши­вать с Ним) – отно­сить, как по одному и тому же (назову так) дви­же­нию и хоте­нию Боже­ства, так и по тож­де­ству сущ­но­сти»).

А чтобы пра­вильно пред­став­лять личное свой­ство Бога Отца, надобно пом­нить заме­ча­ния древ­них учи­те­лей Церкви, что Он рож­дает Сына и про­из­во­дит Св. Духа:

а) совер­шенно духов­ным обра­зом, и сле­до­ва­тельно, без вся­кого стра­да­ния, без вся­кого чув­ствен­ного отде­ле­ния: потому что есте­ство Божие неве­ще­ственно и просто;
б) рож­дает и про­из­во­дит от веч­но­сти и вечно: ибо не было вре­мени, когда бы Отец не был Отцом Сына и Про­из­во­ди­те­лем Св. Духа, как не было вре­мени, когда бы Он не был Богом, а что нико­гда не начи­на­лось, о том нельзя ска­зать, чтобы оно и кон­чи­лось;
в) рож­дает и про­из­во­дит так, как только Он один ведает и ведают Рож­да­ю­щийся от Него и Исхо­дя­щий, а из тварей никто постиг­нуть не может;
г) нако­нец, что без­на­чаль­ность, без­ви­нов­ность исклю­чи­тельно усво­я­ются Богу Отцу только по отно­ше­нию к прочим Лицам Св. Троицы, а по Боже­ству без­на­чальны и без­ви­новны и Сын и Св. Дух, или лучше, собез­на­чальна и собез­ви­новна вся Св. Троица.

Учение о монар­хии Отца

Этот вопрос как бы под­раз­де­ля­ется на два под­во­проса:

1) не уни­чи­жаем ли мы вторую и третью Ипо­стаси, утвер­ждая монар­хию Отца? и 2) почему учение о монар­хии Отца имеет такое прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние, почему святые отцы Пра­во­слав­ной Церкви всегда наста­и­вали на таком пони­ма­нии тро­ич­ных отно­ше­ний?

Еди­но­на­ча­лие Отца ни в коей сте­пени не ума­ляет Боже­ствен­ного досто­ин­ства Сына и Духа. Сын и Святый Дух по при­роде обла­дают всем, что при­суще Отцу, за исклю­че­нием свой­ства нерож­ден­но­сти. Но свой­ство нерож­ден­но­сти явля­ется свой­ством не при­род­ным, а личным, ипо­стас­ным, оно харак­те­ри­зует не при­роду, а способ ее суще­ство­ва­ния.

Св. Иоанн Дамас­кин об этом гово­рит: «Все, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух, кроме нерож­ден­но­сти, кото­рая озна­чает не раз­ли­чие по сущ­но­сти, или в досто­ин­стве, а образ бытия». В.Н. Лос­ский пыта­ется объ­яс­нить это несколько иначе (Очерк мисти­че­ского бого­сло­вия Восточ­ной Церкви. Дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие. М., 1991): «Начало тогда только совер­шенно, когда оно начало реаль­но­сти рав­но­со­вер­шен­ной. В Боге же при­чина, как совер­шен­ство личной любви, не может про­из­во­дить след­ствие менее совер­шен­ное, оно хочет их рав­но­чест­ными, и поэтому явля­ется также при­чи­ной их равен­ства». Свт. Гри­го­рий Бого­слов (Слово 40 на Кре­ще­ние) гово­рит: «Нет славы Началу (т.е. Отцу. – О.Д.) в уни­чи­же­нии тех, кото­рые от Него».

Почему отцы Восточ­ной Церкви наста­и­вали на учении о монар­хии Отца? Для этого нужно вспом­нить, в чем состоит суть три­ни­тар­ной про­блемы: каким обра­зом одно­вре­менно мыс­лить в Боге и тро­ич­ность и един­ство, причем так, чтобы одно не утвер­жда­лось в ущерб дру­гому, чтобы утвер­ждая един­ство, не сли­вать Лица и утвер­ждая раз­ли­чия Лиц, не раз­де­лить единую сущ­ность. Святые отцы назы­вали Бога Отца Боже­ством Источ­ни­ком. Напри­мер, свт. Гри­го­рий Палама в своем испо­ве­да­нии гово­рит: «Отец – един­ствен­ная при­чина и корень и источ­ник, в Сыне и Святом Духе созер­ца­е­мого Боже­ства». По выра­же­нию Восточ­ных отцов, «один Бог потому, что один Отец».

Именно Отец сооб­щает свою единую при­роду в равной сте­пени, хотя и раз­лич­ным обра­зом Сыну и Духу Свя­тому, в Кото­рых она и пре­бы­вает единой и нераз­дель­ной. При этом отсут­ствие отно­ше­ния между Духом Святым и Сыном нико­гда не сму­щало восточ­ное бого­сло­вие, поскольку между Сыном и Святым Духом также уста­нав­ли­ва­ется неко­то­рая соот­не­сен­ность, причем не непо­сред­ственно, а через Ипо­стась Отца; именно Отец постав­ляет Ипо­стаси в их абсо­лют­ном раз­ли­чии. При этом между Сыном и Духом непо­сред­ственно ника­кого отно­ше­ния нет. Они отли­ча­ются только моду­сом Своего про­ис­хож­де­ния.

По выра­же­нию В.Н. Лос­ского (Очерк мисти­че­ского бого­сло­вия Восточ­ной Церкви. Дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие. М., 1991, с. 47): «Отец тем самым явля­ется пре­де­лом соот­но­ше­ний, от кото­рых Ипо­стаси полу­чают свое раз­ли­че­ние: давая Лицам их про­ис­хож­де­ние, Отец уста­нав­ли­вает их соот­но­ше­ние с единым нача­лом Боже­ства как рож­де­ние и нахож­де­ние». Поскольку Сын и Святой Дух одно­вре­менно вос­хо­дят к Отцу как к одной при­чине, то уже в силу этого их можно мыс­лить как раз­лич­ные Ипо­стаси.

При этом утвер­ждая, что рож­де­ние и исхож­де­ние как два раз­лич­ных спо­соба про­ис­хож­де­ния Боже­ствен­ных Лиц не тож­де­ственны друг другу, пра­во­слав­ные бого­словы в соот­вет­ствии с тра­ди­цией апо­фа­ти­че­ского бого­сло­вия отвер­гают всякие попытки уста­но­вить, в чем же кон­кретно это отли­чие заклю­ча­ется. Св. Иоанн Дамас­кин пишет, что «конечно, раз­ли­чие между рож­де­нием и исхож­де­нием есть – это мы узнали, но какой образ раз­ли­чия – этого никак не пости­гаем». Любая попытка каким-то обра­зом отме­нить или осла­бить прин­цип еди­но­на­ча­лия неиз­бежно при­во­дит к нару­ше­нию рав­но­ве­сия в Троице, рав­но­ве­сия между тро­ич­но­стью и еди­нич­но­стью. Наи­бо­лее яркий пример тому – латин­ское учение о филио­кве, т. е. о двой­ном исхож­де­нии Духа Свя­таго от Отца и Сына как единой при­чины.

Почему изоб­ра­же­ния Бога Отца на иконах и фрес­ках назы­вают нека­но­нич­ными?

Потому что изоб­ра­же­ние Бога Отца про­ти­во­ре­чит реше­ниям цер­ков­ных Собо­ров. Так, святые отцы Седь­мого Все­лен­ского Собора поста­но­вили: «Почему мы не опи­сы­ваем Отца Гос­пода Иисуса Христа? Потому что мы не видели Eгo. А если бы мы уви­дели и познали Его, так же как и Сына Его, — то поста­ра­лись бы опи­сать и живо­писно изоб­ра­зить и Его (Отца)…» ( Деяния VII Все­лен­ского Собора, Деяние 4).

Сто­гла­вый Собор, созван­ный в Москве в 1551 году, давая пред­пи­са­ние ико­но­пис­цам, опре­де­лил в своем 43‑м пра­виле прин­ци­пи­аль­ную неизоб­ра­зи­мость Боже­ства. Это же под­твер­дил Боль­шой Мос­ков­ский Собор, собрав­шийся в 1666–1667 гг. В 43‑й главе деяний этого Собора, кото­рая так и назы­ва­ется «О ико­но­пис­цах и Сава­офе», было дано вполне четкое поста­нов­ле­ние: «отныне Гос­пода Сава­офа образ не писать в неле­пых и непри­лич­ных виде­ниях, ибо никто Сава­офа не видел во плоти, как и живо­пи­су­ется, то есть изоб­ра­жа­ется по плоти, а не по Боже­ству. Гос­пода Сава­офа брадою седа и Еди­но­род­ного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и непри­лично есть».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *