Что известно о боге отце
Бог-Отец
Бог-отец — это титул, данный Богу в современных монотеистических религиях, таких как христианство и иудаизм, отчасти потому, что он считается проявляющим живой интерес к человеческим делам, как отец, заботящийся о своих детях. В тринитарном христианстве Бог-Отец считается первой ипостасью Святой Троицы, за которой следуют Иисус Христос и Святой Дух.
В иудаизме Бог назван «Отцом», поскольку он является создателем, защитником, подателем жизни и закона. Gerald J. Blidstein, 2006 Honor thy father and mother: filial responsibility in Jewish law and ethics ISBN 0-88125-862-8 page 1 Однако, в иудаизме «Отец» — это зачастую метафора и лишь один из множества титулов, посредством которых иудеи говорят о Боге и обращаются к нему.
Начиная со второго века, христианские вероучения утверждали веру в «Бога-Отца (Всемогущего)», прежде всего, в качестве «Отца и создателя вселенной». Тем не менее, в христианстве концепция Бога как отца Иисуса отличается от концепции Бога как Создателя и отца всех людей, как указано в Апостольском символе веры, где выражение «Всемогущий Отец, Создатель Небес и Земли» отдельно сопровождается выражением «Иисус Христос, его единственный Сын, наш Господь», таким образом представляя оба смысла отцовства.
В исламе Бог рассматривается как создатель вселенной и податель жизни, однако, хотя традиционное исламское учение формально не запрещает использование термина «Отец» в отношении Бога, оно не пропагандирует и не поддерживает его.
Содержание
Общий обзор
В общем, титул Отец обозначает роль Бога как дарующего жизнь, авторитета, могущественного защитника, часто рассматриваемого как необъятный, всемогущий, всеведущий, вездесущий с бесконечной силой и милосердием, выходящим за пределы человеческого понимания. Lawrence Kimbrough, 2006 Contemplating God the Father B&H Publishing ISBN 0-8054-4083-6 page 3 Например, после завершения своей монументальной работы Сумма Теологии, святой Фома Аквинский пришел к выводу, что он все еще не начал понимать Бога-Отца. Thomas W. Petrisko, 2001 The Kingdom of Our Father St. Andrew’s Press ISBN 1-891903-18-7 page 8 Хотя термин «Отец» подразумевает мужские черты, Бог обычно определяется как имеющий форму духа без какого-либо человеческого биологического пола, например, в Катехизисе Католической Церкви № 239 конкретно говорится, что «Бог не является ни мужчиной, ни женщиной: он есть Бог». David Bordwell, 2002, Catechism of the Catholic Church,Continuum International Publishing ISBN 978-0-86012-324-8 page 84 Catechism at the Vatican website И хотя к Богу никогда не обращаются напрямую как к «Матери», порой материнские атрибуты могут быть истолкованы в ссылках Ветхого Завета, таких как Шаблон:Bibleref2, Шаблон:Bibleref2 или Шаблон:Bibleref2. Calling God «Father»: Essays on the Bible, Fatherhood and Culture by John W. Miller (Nov 1999) ISBN 0809138972 pages 50-51
Хотя между религиями существует сходство, общий язык и общие представления о Боге-Отце среди авраамических религий весьма ограничены, и каждая религия имеет очень специфические структуры верований и религиозную номенклатуру в отношении предмета. The Names of God in Judaism, Christianity, and Islam: A Basis for Interfaith Dialogue: by Máire Byrne (Sep 8, 2011) ISBN 144115356X pages 2-3 В то время как религиозный учитель в одной вере может с легкостью объяснить концепции своей аудитории, остаются существенные барьеры в распространении этих концепций через религиозные границы.
В Новом Завете христианская концепция Бога Отца может рассматриваться как продолжение еврейской, но с конкретными дополнениями и изменениями, которые со временем сделали ее еще более отчетливой к началу Средневековья. Early Jewish and Christian Monotheism by Wendy North and Loren T. Stuckenbruck (May 27, 2004) ISBN 0567082938 pages 111-112 One God, One Lord: Early Christian Devotion and Ancient Jewish Monotheism by Larry W. Hurtado (Oct 25, 2003) ISBN pages 96-100 Соответствие ветхозаветным концепциям показано в Мф 4:10 и Лк 4: 8, где в ответ на искушение Иисус цитирует Второзаконие 6:13 и заявляет: «Написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.» Тем не менее, в 1Кор 8: 6 представлено особое христианское учение об участии Христа, в котором говорится: «Один Бог – Отец, из которого все возникло и для которого мы живем, и один Господь – Иисус Христос, благодаря которому все возникло и благодаря которому мы живем». Этот отрывок явно подтверждает иудейское учение об уникальности Бога, но также указывает на роль Иисуса как посредника в творении. Со временем христианское учение начало полностью расходиться с иудаизмом посредством учения Отцов Церкви во втором веке, а к четвертому веку вера в Святую Троицу была формализована. A History of the Christian Tradition, Vol. I by Thomas D. McGonigle and James F. Quigley (Sep 1988) ISBN 0809129647 pages 72-75 and 90
Исламская концепция Бога отличается от христианских и иудейских взглядов, мусульмане не применяют к Богу термин «Отец», а христианское представление о Троице в исламе отвергается. Christian Theology: An Introduction by Alister E. McGrath (Oct 12, 2010) ISBN 1444335146 pages 237-238
Иудаизм
В иудаизме Бога называют «Отцом» с чувством особой близости. Помимо того, что Бог является «Отцом» для всех людей, потому что он создал мир, он является также патриархальным законодателем избранного народа. Он поддерживает особые, заветные отцовские отношения с людьми, даруя им Шаббат и уникальное наследие в делах Божьих, называя Израиль «своим сыном», потому что он избавил потомков Иакова от рабства в Египте Шаблон:Bibleref2cсогласно его клятве их отцу Аврааму. В Еврейских Писаниях (Ис 63:16) говорится: «Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш». Богу, согласно иудаизму, приписывается отцовская роль защитника. Его называют Отцом бедных, сирот и вдов, их гарантом справедливости. Его также называют Отцом царя, как учителя и помощника над судьей Израиля. Marianne Meye Thompson The promise of the Father: Jesus and God in the New Testament ch.2 God as Father in the Old Testament and Second Temple Judaism p35 2000 «Christian theologians have often accentuated the distinctiveness of the portrait of God as Father in the New Testament on the basis of an alleged discontinuity»
В молитве на Рош ха-Шана, Арешет Сфатейну, двойственное отношение к Богу проявляется из-за его роли Отца и Царя. Свободный перевод соответствующего предложения может звучать так: «сегодня всех созданий судят либо как сыновей, либо как рабов. Если как сыновей, прости нас, как отец прощает своего сына. Если как рабов, мы ждем, надеясь на
Однако, в христианстве отцовство воспринимается в более буквальном и содержательном смысле, нежели в иудаизме, и ясно говорит о необходимости Сына как средства доступа к Отцу, что делает его толкование более метафизическим, чем метафорическим. God the Father in Rabbinic Judaism and Christianity: Transformed Background or Common Ground?, Alon Goshen-Gottstein. The Elijah Interfaith Institute, first published in Journal of Ecumenical Studies, 38:4, Spring 2001
Христианство
Символы веры в Восточной Церкви (о которых известно, что они пришли позже) начались с утверждения веры в «единого Бога» и почти всегда расширяли ее, добавляя «Всемогущий Отец, Создатель всего видимого и невидимого».
К концу первого века Климент Римский неоднократно ссылался на Отца, Сына и Святого Духа и связывал Отца с творением (1 Климент 19:2), в котором говорится: «Давайте пристально смотреть на Отца и Создателя вселенной». The Doctrine of God: A Global Introduction by Veli-Matti Kärkkäinen 2004 ISBN 0801027527 pages 70-74 Около 213 г. н.э. в своем трактате Против Праксея (Adversus Praxeas) Тертуллиан официально представил концепцию Троицы, то есть, что Бог существует как одна «сущность», но как три «Личности»: Отец, Сын и Святой Дух. The Trinity by Roger E. Olson, Christopher Alan Hall 2002 ISBN 0802848273 pages 29-31 Tertullian, First Theologian of the West by Eric Osborn (4 Dec 2003) ISBN 0521524954 pages 116-117 Tertullian also discussed how the Holy Spirit proceeds from the Father and the Son.
Никейский Символ веры, который датируется 325 годом, утверждает, что Сын (Иисус Христос) «вечно рожденный от Отца», что указывает на то, что их «божественные» отношения Отец-Сын считаются не связанными с событием во времени или истории человечества.
В глубоком смысле христиане верят, что они стали участниками вечных отношений Отца и Сына через Иисуса Христа. Христиане называют себя «усыновленными» детьми Божьими: Paul’s Way of Knowing by Ian W. Scott (Dec 1, 2008) ISBN 0801036097 pages 159-160 Pillars of Paul’s Gospel: Galatians and Romans by John F. O?Grady (May 1992) ISBN 080913327X page 162
Тринитарное христианство
Для тринитарных христиан, которые включают в себя Римско-католическую церковь, Восточную православную церковь и большинство других протестантских деноминаций), Бог-Отец вовсе не является отдельным от Бога-Сына и от Святого Духа, других ипостасей высшего христианского божества. Critical Terms for Religious Studies. Chicago:
Будучи частью Троицы, Бог-Отец един с Сыном и Святым Духом, причем каждая Личность является одним вечным Богом, они в ни в коем случае не разделены, и все одинаково непроявленны и всемогущи. Поэтому Троица находится за пределами разума и может быть познана только посредством откровения. The Oxford Handbook of the Trinity by Gilles Emery O. P. and Matthew Levering (27 Oct 2011) ISBN 0199557810 page 263 Catholic catechism at the Vatican web site, items: 242 245 237
Тринитарианская концепция Бога-Отца не является пантеистической, поскольку он не рассматривается как тождественный вселенной или как неопределенное понятие, пребывающее в ее пределах, но существует полностью вне творения, как его Создатель. Он создал все видимое и невидимое в любви и мудрости и создал человека ради себя самого. Catholic Catechism items: 356 and 295 at the Vatican web site
Появление тринитарного богословия Бога-Отца в раннем христианстве было основано на двух ключевых идеях: во-первых, общая идентичность Ветхозаветного Яхве и Бога Иисуса в [ [Новом Завете]], а затем различие и все же единство между Иисусом и Его Отцом. The Trinity: Global Perspectives by Veli-Matti Kärkkäinen (Jan 17, 2007) ISBN 0664228909 pages 10-13 Global Dictionary of Theology by William A. Dyrness, Veli-Matti Kärkkäinen, Juan F. Martinez and Simon Chan (Oct 10, 2008) ISBN 0830824545 pages 169-171 В Новом Завете мы находим пример единства Отца и Сына (Мф 11:27): «Никто не знает Сына, кроме Отца, и никто не знает Отца, кроме Сына», чем утверждается их взаимное знание. The International Standard Bible Encyclopedia by Geoffrey W. Bromiley 1988 ISBN 0-8028-3785-9 page 571-572
Хотя понятие отцовства Бога присутствует в Ветхом Завете, только в Новом Завете оно становится центральным. Это проявляется в молитве Господней, которая сочетает в себе земные потребности в насущном хлебе и взаимную концепцию прощения. И акцент Иисуса на его особых отношениях с Отцом подчеркивает важность отдельной, но объединенной природы Иисуса и Отца, являя при этом единство Отца и Сына в Троице. The Doctrine of God: A Global Introduction by Veli-Matti Kärkkäinen 2004 ISBN 0801027527 pages 37-41
Взгляд на Бога как Отца передается от Иисуса его ученикам и всей Церкви, что отражено в посланиях, которые Иисус подал Отцу для своих последователей в конце «Прощального дискурса», в ночь перед распятием. Symbols of Jesus by Robert C. Neville (Feb 4, 2002) ISBN 0521003539 pages 26-27 Примеры этого в «Прощальном дискурсе» (Ин 14:20), когда Иисус обращается к ученикам: «Я в Отце моем, а вы во мне, и я в вас» и в (Ин 17:22), когда он молится Отцу:»Я принёс им славу, которую Ты даровал мне, чтобы они стали едины, как едины Ты и Я». Jesus and His Own: A Commentary on John 13-17 by Daniel B. Stevick (Apr 29, 2011) Eeardmans ISBN 0802848656 page 46
Антитринитаризм
Некоторые группы отвергают учение о Троице, но они также отличаются друг от друга своими взглядами. Trinitarian Soundings in Systematic Theology by Paul Louis Metzger 2006 ISBN 0567084108 pages 36 and 43
В мормонском богословии наиболее выдающимся представлением о Боге является божественный совет трех разных существ: Элохим (Отец), Иегова (Сын или Иисус) и Святой Дух. Считается, что Отец и Сын имеют совершенные материальные тела, тогда как Святой Дух имеет тело духа. Шаблон:Citation. See also: Шаблон:Citation. Мормоны верят, что Бог-Отец руководит как Сыном, так и Святым Духом, и что он больше, чем они оба, но все они едины в своей цели. Шаблон:Citation. Шаблон:Citation.
Ислам
Шаблон:Главная В исламском богословии Бог (Аллах) является всемогущим и всеведущим создателем, устроителем и судьей вселенной. Gerhard Böwering, God and his Attributes, Encyclopedia of the Quran John L. Esposito, Islam: The Straight Path, Oxford University Press, 1998, p.22 Islam puts a heavy emphasis on the conceptualization of God as strictly singular (tawhid). John L. Esposito, Islam: The Straight Path, Oxford University Press, 1998, p.88 Коран утверждает существование единой и абсолютной истины, которая превосходит мир; уникальное и неделимое существо, которое не зависит от всего творения. Vincent J. Cornell, Encyclopedia of Religion, Vol 5, pp.3561-3562
Хотя традиционное исламское учение формально не запрещает использовать термин «Отец» в отношении Бога, оно не пропагандирует и не поддерживает его. Но, тем не менее, есть некоторые подлинные рассказы исламского пророка Мухаммеда, в которых он сравнивает милость Аллаха по отношению к мусульманам с милостью матери к ее младенцу. Sahih al-Bukhari 5999 Шаблон:Primary source-inline Шаблон:Citation needed span
Однако, ислам не принимает христианскую позицию Отца-Сына, Бога и Иисуса, известного в исламе как пророк Иса, и не признает каких-либо уникальных отношений между Богом и Иисусом (см. Иисус в исламе). The Concept of Monotheism in Islam and Christianity by Hans Köchler 1982 ISBN 3-7003-0339-4 page 38 Мусульманское учение строго утверждает Абсолютное Единство Бога и полностью разделяет Его и других существ (будь то люди, ангел или любая другая святая фигура). Это особая причина, по которой использование термина «отец» в отношении Бога не одобряется в исламе, чтобы не вызывать недопонимания термина «отец» как принятия концепции Иисуса как Сына Божьего. Коран утверждает абсолютную неделимость и Единство Бога и отвергает любую форму дуализма или тринитаризма. Глава 112 Корана гласит: «Скажи: «Он – Аллах – Единый, Аллах – Самодостаточный; Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему.»»
Индуизм
Шаблон:Главная В индуизме Бхагаван Кришна в Бхагавад-гите, глава 9, стих 17, говорит: «Я Отец и Мать этой вселенной, ее Опора и Прародитель». Один комментатор добавляет: «Бог является источником вселенной и существ в ней, Его считают Отцом, Матерью и Дедом». «The Bhagavad Gita» by Srimath Swami Chidbhavananda 2009 ISBN 81-8085-147-8 page 501 Бесполый Брахман также считается Творцом и Жизнедателем, а Богиня Шакти рассматривается как божественная мать. Gods, Goddesses, and Mythology Set by C. Scott Littleton 2005 ISBN 0-7614-7559-1 page 908 Fundamentals of the Faith by Peter Kreeft 1988 ISBN 0-89870-202-X page 93
В западном искусстве
В течение примерно тысячи лет не делалось никаких попыток изобразить Бога-Отца в человеческом облике, так как первые христиане верили, что слова Исх 33:20 «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» и Ин 1:18: «Никто никогда не видел Бога» предназначались для применения не только к Богу, но и ко всем попыткам изобразить его. James Cornwell, 2009 Saints, Signs, and Symbols: The Symbolic Language of Christian Art ISBN 0-8192-2345-X page 2 Обычно изображается только небольшая часть тела Отца, и на многих изображениях фигура Сына вытесняет его. Adolphe Napoléon Didron, 2003 Christian iconography: or The history of Christian art in the middle ages ISBN 0-7661-4075-X pages 169
В раннем Средневековье Бог часто был представлен в образе Христа как «Логос», что продолжало быть очень распространенным даже после появления отдельной фигуры Бога-Отца. Западному искусству в конце концов потребовался какой-то способ проиллюстрировать присутствие Отца, поэтому через последовательные репрезентации набор художественных стилей для изображения Отца в человеческой форме постепенно появился около десятого века н.э.
К двенадцатому веку изображения фигур Бога-Отца, основанные на Ветхом днями из [Книги Даниила], начали появляться во французских рукописях и на витражных церковных окнах в Англии. В 14 веке иллюстрированная [Библия Неаполя] имела изображение Бога-Отца в Пылающем терновом кусте (неопалимой купине). К 15-му веку Книга часов Рохана включала изображения Бога-Отца в человеческом облике (его антропоморфный образ. Ко времени Ренессанса художественные изображения Бога-Отца свободно использовались в Западной Церкви. В восточно-православном искусстве изображение Бога остается редким и часто противоречивым.
«Небесный Отец» в исторической мифологии
«Небесный Отец» является прямым переводом ведического Дьяус Пита, этимологически идентичного греческому Зевсу-Патеру. «Дьяус» в ведическом языке сохранил значение «небо», в то время как греческий Зевс стал исключительно собственным именем. Хотя существует множество параллелей, приведенных извне индоевропейской мифологии, эта концепция далеко не универсальна (например, в египетской мифологии есть «Небесная Мать»).
«Кочевая» гипотеза
В конце 19-го века мнения о сравнительной религии, в образе мышления, который начинается с Фридриха Энгельса и Иоганна Якоба Бахофена, и который получил широкое литературное продвижение в «Золотой ветви» Джеймса Г. Фрейзера, считалось, что поклонение небесному отцу было характерно для кочевых народов, а поклонение матери-земле характеризовало земледельческие народы.
Эта точка зрения была стилизована как отражающая конфликт кочевничества и земледелия, а также «патриархата» и «матриархата», и превратилась в позднюю идеологию в некоторых направлениях феминистской духовности и феминистской археологии в 1970-х гг.Шаблон:Huh
В современной культуре
Теория о земных богинях, небесном отце и патриархальных захватчиках волновала умы и вызывала различные фантазии у деятелей искусства. Эта история была важна в литературе и часто упоминалась поэтами и писателями, такими как Т.С.Элиот, [[Д.Г.Лоуренс], Джеймс Джойс, Роберт Грейвс и другими.
То, как это получилось на практике, зависело от того, какую сторону верующие решили поддержать. Вера в небесного отца и военная доблесть арийцев была характерной чертой нацистской расовой идеологии; свастика была выбрана, чтобы воплотить эту систему верований, так как это был символ, который, как полагают, использовался древней ведической религией (а также индуизмом и буддизмом). Сочувствие потерянной утопии матриархальной богини возникло позже. Эта история жила на литературном факультете долгое время после того, как была отброшена отделом антропологии. Ее правдивость была предположена несколькими историческими романистами и авторами фэнтези, такими как Мэри Рено, Мэри Стюарт, Мерседес Лэки и Мэрион Зиммер Брэдли, и многими другими.
Бог — Отец наш Небесный
Все мы дети не только своих родителей, но и дети Бога. Как это произошло? Господь сотворил весь окружающий нас мир: космос с его галактиками, планетами, звездами и кометами, нашу землю с ее морями, континентами, островами, реками, озерами, горами, полями и лесами. Он создал всех рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, вообще весь растительный и животный мир. Наконец Бог создал свое высшее творение — человека. Человек — венец творения. Все, что мы видим на нашей планете Земля, сама она и все, что находится в космосе, никак не могло возникнуть случайно, без творческого участия сверхразумной творческой Силы, Которой является Бог.
Наш мир необыкновенно сложно и премудро устроен. Одна клетка человеческого тела содержит информации больше, чем во всех тридцати томах энциклопедии «Британика». Когда мы видим какой-то предмет или объект, сделанный руками людей, мы сразу представляем себе, сколько труда, сил и разума вложено в него. Даже очень простая вещь — стол или стул — не может возникнуть сама собой, без приложения сил извне, не говоря уже о более сложных предметах. Например, жилой дом. Чтобы построить его, трудятся сотни людей: архитекторы, проектировщики, строители. А ведь дом — это довольно простое творение человека, есть куда более сложные. Например, чтобы построить и отправить в космос космический корабль, потребуются годы человеческого труда, огромная работа целых научно-исследовательских институтов и специальных заводов. В основе создания любого космического корабля лежат тысячи изобретений и научных открытий. А Бог, обладая всесовершенным разумом и всемогуществом, сотворил все космические тела и планеты и запустил их по точно выверенным орбитам. Кстати, космос по-гречески порядок, устройство, стройность, красота: ведь все, что сотворено Богом, прекрасно и совершенно.
Но Бог не только создал этот мир, Он заботится о нем как о Своем любимом творении. Бог есть всесовершенная Любовь, Он творит этот мир и человека, как пишет известный богослов VII века преподобный Иоанн Дамаскин, «по преизбытку благости». Любовь всегда требует выражения, она должна на кого-то изливаться, любящий должен о ком-то заботиться. И Бог, сотворив мир по преизбытку любви, промышляет и заботится о нем. Бог участвует в жизни не только всего человечества, но и каждого человека.
Родители, когда в семье появляются дети, проявляют свою любовь, попечение, заботу о них. Так же Отец наш Небесный не оставляет Своим попечением нас, Своих чад. То, что мы имеем: пищу, питье, жизненные силы, способности, таланты, — все это получаем как дар от Самого Бога. Поэтому мы постоянно благодарим Бога.
Бог Отец
Бог Отец одно из Лиц (Ипостасей) Святой Троицы. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Причина бытия Сына и Святого Духа. Бог Отец обладает свойствами присущими только Богу. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Бог Отец равночестен в Своем Божественном достоинстве Сыну и Святому Духу. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы Бог Отец единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Сыном и Святым Духом. Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Ему воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Богу Отцу, христиане поклоняются вместе с Ним Сыну и Святому Духу, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.
От двух Других Лиц Святой Троицы Бога Отца отличает личностное (ипостасное) свойство. Оно заключается в том, что Бог Отец предвечно рождает ипостась Сына и предвечно изводит ипостась Святого Духа. «Естество в Трех, пишет св. Григорий Богослов, единое – Бог, единение же – Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом».
Следуя Святым Отцам, Бог Отец есть Божественный Ум (Разум), порождающий в вечности Слово и изводящий Святого Духа. «Он – Ум, Бездна Разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает», – учит св. Иоанн Дамаскин. Само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как сказал о Ней св. Григорий Богослов.
«Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» – учит св. Никита Студийский. Именем Отец Божественный Ум наименовал Себя желая раскрыть Свое родительское отношение к Своему Сыну – Слову. Это отношение человек постигает из отношения своего ума к к внутреннему слову (мысли), поскольку является Образом Божьим – Образом Святой Троицы.
«Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа, – учит святитель Игнатий Брянчанинов. – Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».
Личное свойство Бога Отца
Учение православной Церкви о личном свойстве Бога Отца имеет самые твердые основания в св. Писании. Сюда относятся:
а) слова Спасителя: якоже Отец имать живот в себе, тако даде и Сынови живот имети в себе ( Ин. 5:26 ), откуда видно, что Отец ни от кого не получил бытия, ни от кого не сотворен, не рожден и не исходит;
б) все те места, где Он называется Отцем по отношению к Сыну, которых бесчисленное множество, например: никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти ( Мф. 11:27 ); да еси чтут Сына, якоже чтут Отца, – а иже не чтит Сына, не чтит Отца пославшего его ( Ин. 6:23 ); или где говорится, что Он рождает Сына: Господь рече ко мне: сын мой еси ты, аз днесь родих тя ( Пс. 2:7 ); из чрева прежде денницы родих тя ( Пс. 109:3 );
в) наконец, места, представляющие Отца началом по отношению и к Св. Духу: егда же приидет утешитель, егоже аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетельствует о мне ( Ин. 15:26 ); мы не духа мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога ( 1Кор. 2:12 ).
а) становится понятным, почему Отец в порядке Божеских Лиц занимает обыкновенно первое место ( Мф. 28:19 ) и называется первой Ипостасью Св. Троицы, или, как иногда у древних, само-богом, перво-богом, Богом начальным и под.;
б) ясно также, что в Боге есть только одно начало Божества, Отец, – мысль, которую весьма часто повторяли древние учители и доселе содержит православная Церковь: ибо Сын и Св. Дух от Него единого приемлют свое бытие;
в) ясно, наконец, что Отец служит как бы связью и единением для Лиц Св. Троицы, которые хотя едино по существу, но раздельны, как Лица: ибо Сын и Св. Дух, приемля от Него начало, к Нему же единому и возводятся, как своему Виновнику.
«Естество в Трех, пишет св. Григорий богослов, единое – Бог, единение же – Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом» (Слово 42, в Твор. св. Отц. IV, стр. 38; снес. II, стр. 168 : «соблюдается, по моему рассуждению, вера в единого Бога, когда и Сына и Духа будем относить к единому Виновнику (но не слагать и не смешивать с Ним) – относить, как по одному и тому же (назову так) движению и хотению Божества, так и по тождеству сущности»).
А чтобы правильно представлять личное свойство Бога Отца, надобно помнить замечания древних учителей Церкви, что Он рождает Сына и производит Св. Духа:
а) совершенно духовным образом, и следовательно, без всякого страдания, без всякого чувственного отделения: потому что естество Божие невещественно и просто;
б) рождает и производит от вечности и вечно: ибо не было времени, когда бы Отец не был Отцом Сына и Производителем Св. Духа, как не было времени, когда бы Он не был Богом, а что никогда не начиналось, о том нельзя сказать, чтобы оно и кончилось;
в) рождает и производит так, как только Он один ведает и ведают Рождающийся от Него и Исходящий, а из тварей никто постигнуть не может;
г) наконец, что безначальность, безвиновность исключительно усвояются Богу Отцу только по отношению к прочим Лицам Св. Троицы, а по Божеству безначальны и безвиновны и Сын и Св. Дух, или лучше, собезначальна и собезвиновна вся Св. Троица.
Учение о монархии Отца
Этот вопрос как бы подразделяется на два подвопроса:
1) не уничижаем ли мы вторую и третью Ипостаси, утверждая монархию Отца? и 2) почему учение о монархии Отца имеет такое принципиальное значение, почему святые отцы Православной Церкви всегда настаивали на таком понимании троичных отношений?
Единоначалие Отца ни в коей степени не умаляет Божественного достоинства Сына и Духа. Сын и Святый Дух по природе обладают всем, что присуще Отцу, за исключением свойства нерожденности. Но свойство нерожденности является свойством не природным, а личным, ипостасным, оно характеризует не природу, а способ ее существования.
Св. Иоанн Дамаскин об этом говорит: «Все, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух, кроме нерожденности, которая означает не различие по сущности, или в достоинстве, а образ бытия». В.Н. Лосский пытается объяснить это несколько иначе (Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991): «Начало тогда только совершенно, когда оно начало реальности равносовершенной. В Боге же причина, как совершенство личной любви, не может производить следствие менее совершенное, оно хочет их равночестными, и поэтому является также причиной их равенства». Свт. Григорий Богослов (Слово 40 на Крещение) говорит: «Нет славы Началу (т.е. Отцу. – О.Д.) в уничижении тех, которые от Него».
Почему отцы Восточной Церкви настаивали на учении о монархии Отца? Для этого нужно вспомнить, в чем состоит суть тринитарной проблемы: каким образом одновременно мыслить в Боге и троичность и единство, причем так, чтобы одно не утверждалось в ущерб другому, чтобы утверждая единство, не сливать Лица и утверждая различия Лиц, не разделить единую сущность. Святые отцы называли Бога Отца Божеством Источником. Например, свт. Григорий Палама в своем исповедании говорит: «Отец – единственная причина и корень и источник, в Сыне и Святом Духе созерцаемого Божества». По выражению Восточных отцов, «один Бог потому, что один Отец».
Именно Отец сообщает свою единую природу в равной степени, хотя и различным образом Сыну и Духу Святому, в Которых она и пребывает единой и нераздельной. При этом отсутствие отношения между Духом Святым и Сыном никогда не смущало восточное богословие, поскольку между Сыном и Святым Духом также устанавливается некоторая соотнесенность, причем не непосредственно, а через Ипостась Отца; именно Отец поставляет Ипостаси в их абсолютном различии. При этом между Сыном и Духом непосредственно никакого отношения нет. Они отличаются только модусом Своего происхождения.
По выражению В.Н. Лосского (Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, с. 47): «Отец тем самым является пределом соотношений, от которых Ипостаси получают свое различение: давая Лицам их происхождение, Отец устанавливает их соотношение с единым началом Божества как рождение и нахождение». Поскольку Сын и Святой Дух одновременно восходят к Отцу как к одной причине, то уже в силу этого их можно мыслить как различные Ипостаси.
При этом утверждая, что рождение и исхождение как два различных способа происхождения Божественных Лиц не тождественны друг другу, православные богословы в соответствии с традицией апофатического богословия отвергают всякие попытки установить, в чем же конкретно это отличие заключается. Св. Иоанн Дамаскин пишет, что «конечно, различие между рождением и исхождением есть – это мы узнали, но какой образ различия – этого никак не постигаем». Любая попытка каким-то образом отменить или ослабить принцип единоначалия неизбежно приводит к нарушению равновесия в Троице, равновесия между троичностью и единичностью. Наиболее яркий пример тому – латинское учение о филиокве, т. е. о двойном исхождении Духа Святаго от Отца и Сына как единой причины.
Почему изображения Бога Отца на иконах и фресках называют неканоничными?
Потому что изображение Бога Отца противоречит решениям церковных Соборов. Так, святые отцы Седьмого Вселенского Собора постановили: «Почему мы не описываем Отца Господа Иисуса Христа? Потому что мы не видели Eгo. А если бы мы увидели и познали Его, так же как и Сына Его, — то постарались бы описать и живописно изобразить и Его (Отца)…» ( Деяния VII Вселенского Собора, Деяние 4).
Стоглавый Собор, созванный в Москве в 1551 году, давая предписание иконописцам, определил в своем 43‑м правиле принципиальную неизобразимость Божества. Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666–1667 гг. В 43‑й главе деяний этого Собора, которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое постановление: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству. Господа Саваофа брадою седа и Единородного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть».