Что изучает журналистика как наука
Тема 1. Журналистика как предмет изучения
В качестве основного термина, описывающего предмет науки и преподавания, можно было бы принять любой из них. Но предпочтительным кажется именно термин «журналистика» как самый емкий из них и не имеющий многозначных толкований (таких, как «информация», «пропаганда», «коммуникация», «общение») с уточняющей расшифровкой как система средств массовой информации.
Следующим шагом в формировании представлений о предмете науки и преподавания является представление о журналистике как массово-информационной деятельности, в которую включена совокупность «действующих сил», чьи взаимоотношения и взаимовлияния в реальных условиях определяют и характер функционирования журналистики. А зная характер функционирования журналистики, можно обратиться к внутренним законам ее деятельности.
Если попытаться рассмотреть функционирование отдельного органа журналистики, например, газеты «Известия», или совокупности СМИ определенного направления, например, прессы демократических сил России XIX века, или всей журналистики в определенный период, например, современной американской журналистики, то независимо от исторической эпохи или характера политических ориентации изданий и программ, принципиальная схема их функционирования будет одинаковой для всех возможных случаев, несмотря на то, что содержание и результаты деятельности журналистики будут различными. Единство принципиальной схемы функционирования чрезвычайно важно для построения и освоения общих закономерностей журналистики, тогда как различия требуют специального анализа в рамках иных теоретических и исторических разделов науки о журналистике.
«Действующими силами» изучаемой системы являются:
Действительность при этом выступает источником сведений и конечным объектом воздействия журналистики.
Основные «порождающие факторы» деятельности журналиста. Журналист должен «учитывать» по меньшей мере пять факторов, причем ни один из них не является стоящим «выше» других. Это информационная политика учредителя, запросы, интересы, потребности аудитории, характер отражаемых явлений действительности, особенности СМИ (как канала, передающего своеобразные тексты). К «порождающим факторам» относятся, конечно, и личностные особенности журналиста. При этом именно ему надо решать множество творческих проблем.
Подводя итоги, можно сделать вывод: предметом данного курса является журналистика как система средств массовой информации, компоненты которой взаимосвязаны и функционируют на основе прямых и обратных связей.
Тема 2. Основные понятия
В науке о журналистике в качестве категорий выступают такие общие понятия, как «информация», «свобода», «функции», «принципы», «эффективность» и др. Эти и другие категории и раскрывающие, детализирующие их содержание более конкретные понятия («актуальность», «интерес», «мотивы», «релевантность», «близость», «драматизм» и т.д.) нельзя рассматривать порознь, отдельно, вне связи и взаимосвязи их между собой, ограничиваясь указанием только на то, что все они относятся к полю знания о журналистике. Для построения системы категорий прежде всего необходимо определить центральную категорию, вокруг которой группируются остальные, связанные с ней.
Когда говорят об информационной природе журналистики, то имеют в виду не информацию вообще, а именно массовую информацию. Оно указывает на то, что информация обращена к массе, т.е. ко всем, или к большинству, или к большей части (народа, социального слоя или группы, жителей региона), оказывается доступной для нее, актуальной, интересной, отличается от специальной информации (научной, технической, профессиональной) прежде всего своей общесоциальной направленностью. Другими словами, массовая информация обращена к массовому сознанию. Готовя информацию, необходимо избегать легкого, поверхностного, тем более вульгарного, бездумно-развлекательного подхода, который неизбежно приводит к созданию худших образцов так называемой «массовой культуры». Выбор линии поведения по отношению к массовому сознанию зависит от социальной позиции журналиста, проявляющейся в информационной политике канала массовой информации. «Массовая информация» (центральная категория) является основной отправной точкой для развертывания совокупности других общих понятий.
Наглядно представить систему категорий науки о журналистике можно с помощью приведенной ниже схемы.
Таково обобщенное представление о системе категорий (основных понятий) науки о журналистике. При детальном рассмотрении каждое из этих понятий должно быть раскрыто теоретически и рассмотрено применительно к его бытию в конкретно-исторических условиях (например, определив понятие «Свобода журналистики», следует проследить, как осмысливается и реализуется идея свободы в различных ситуациях общественной жизни).
Данная система категорий действительна для всех областей знаний о журналистике (теоретического, исторического, социологического). Многочисленные частные научные дисциплины (такие, как теория творчества или история журналистского права и др.) обращаются не ко всей системе категорий, а к ограниченному кругу специфически значимых, хотя специалисты должны представлять место частного знания в общей системе науки.
Без обращения к теоретически сложным и психологически трудным для освоения вопросам (таким, например, как свобода журналистской деятельности) обойтись нельзя. Упрощенное, облегченное изложение материала может создать лишь иллюзию простоты, которая в действительности принесет вред и в теоретическом, и в практическом смысле. Поэтому вводить студентов в научное знание о журналистике необходимо без упрощений, но, разумеется, учитывая уровень их подготовленности. Таким образом, первая трудность состоит в необходимости изложения знаний в меру сложности самого предмета без упрощения, но максимально доступно.
Во-вторых, трудность поставленной задачи состоит также в том, что очень быстро, в течение полугодового курса, учащихся предстоит ввести во всю систему категориального знания о журналистике и таким образом заложить фундамент всего здания университетской подготовки журналистов. Важно теоретически «упредить» и конкретные журналистские курсы, и практическую деятельность студентов, которая будет проходить уже во втором семестре. В том и другом случае надо быть вооруженным системой общетеоретических «вводящих» знаний, создающих фон овладения конкретными знаниями и выполнения практических заданий для редакций. Без этого фона повседневные практические акции (определение темы, сбор фактов, разработка концепции произведения и т.д.) будут лишены важнейших принципиальных ориентиров и обречены на случайность и неопределенность решений. Не зная, «зачем» журналист создает свои произведения (а это вопрос о функциях СМИ), можно увлечься чистым описательством увиденного автором, заинтересовавшего его, без понимания значения изложенного материала для аудитории и т.д. Не понимая, что такое истинная свобода творчества, можно творить произвол над материалом жизни. Без твердого знания, что же такое патриотизм, легко соскользнуть на путь националистического подхода в освещении той или иной проблемы. Чтобы избежать серьезных ошибок уже на первых шагах практической деятельности, и необходимо овладевать системой общетеоретических знаний глубоко и творчески.
Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 3720 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Журналистика
Из Википедии — свободной энциклопедии
Журнали́стика (от фр. journaliste ← journal ← лат. diurnalis, diurnale «ежедневное известие, весть» [1] ) — деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью СМИ (интернет, печать, радио, телевидение, кино и др.). Во 2-й половине XIX — начале XX вв. появились фото- и киножурналистика, в 1920–40-е гг. — радио- и тележурналистика. [2] [3] [4]
Журналистика институционально является частью средств массовой информации, то есть входит в многофункциональные институты общества, такие, как пресса, телевидение, радио, интернет и др.
Часть исследователей считает, что существуют два основных направления журналистики — журналистика исследования и журналистика расследования. Журналист-исследователь, как правило, работает с открытыми (доступными) источниками информации, а в расследовании журналист вторгается в область закрытой (недоступной) информации. Соответственно методики работы в том и другом направлениях различны. В демократических странах журналистов-расследователей принято называть «цепными псами демократии» или «разгребателями грязи». Биполярный подход к направлениям журналистики сегодня оспаривается и признаётся упрощённым.
Журналистика как наука — система художественных, культурологических, исторических, социологических и др. дисциплин, охватывающая полный цикл создания и управления практической журналистикой в обществе, её влияния на изменения общественных процессов.
Журналистика
Журнали́стика — актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время.
Под журналистикой понимают также практику сбора, интерпретации информации о событиях, темах и тенденциях современной жизни, её представления в различных жанрах и формах, и последующего распространения на массовую аудиторию.
Журналистика институционально является частью полисистем средств массовой информации, то есть входит в многофункциональные институты общества, такие, как: пресса, телевидение, радио, интернет и др.
С точки зрения общественных интересов, журналистика адаптирует часть научно-практического знания данных групп для восприятия массовым сознанием в целях принятия другими социальными группами моделей поведения, идеологии (культуры, морали, этики, эстетики) и способов развития.
Часть исследователей считает, что существуют два основных направления журналистики — журналистика исследования и журналистика расследования. Журналист исследователь, как правило работает с открытыми (доступными) источниками информации, в расследовании журналист вторгается в область закрытой (не доступной) информации. Соответственно методики работы в том и другом направлениях различны. В демократических странах журналистов-расследователей принято называть «цепными псами демократии» или «разгребателями грязи». Следует отметить, что биполярный подход к направлениям журналистики сегодня оспаривается и признается упрощенным.
Журналистика как наука — система художественных, культурологических, исторических, социологических и др. дисциплин, охватывающая полный цикл создания и управления практической журналистикой в обществе, её влияния на изменения общественных процессов.
Содержание
Журналистика как наука
Журналистика может быть подвергнута системному анализу и изучаться как:
Масштабные научные исследования в области журналистики на протяжении двадцати лет проводит Международная Ассоциация медийных и коммуникационных исследований (МАМИКИС) (англ.) International Association for Media and Communication Research (IAMCR). [2]
История журналистики
Корнями журналистика уходит к протожурналистике. Политическую информацию в Средние века доставляли глашатаи, герольды, курьеры и вестники, которые зачитывали указы, реляции и рескрипты, иногда с авторскими комментариями. Отчасти поэтому в современной журналистике названия газет и журналов напоминают об этих гонцах: «Курьер ЮНЕСКО», Daily Herald (герольд), «Московский вестник», Chicago Tribune (трибуна — место для речей), «Форум» (площадь в Риме, где проходила агора — народное собрание) и т. д. [3]
Медиаэкономика и экономика СМИ
Основным источником дохода большинства СМИ является размещение рекламных и других коммерческих материалов. Распространяя тексты и рекламу, масс-медиа становятся одновременно и инструментом, стимулирующим потребление, и важным каналом информации о новых товарах и услугах. Информация, распространяемая через различные коммуникационные каналы, такие как печатная пресса, телевидение и радиовещание, продвижение медиа в коммуникационных сетях, таких как мобильная связь и интернет, становятся источником получения доходов, и могут быть рассмотрены как особый сектор экономики. [6]
В современном обществе, однако, сама информация зачастую оказывается товаром. Этим обусловлено существование большого количества СМИ, не содержащих рекламных материалов, а полностью финансируемых различными организациями, правительствами, общественными объединениями и движениями.
Виды журналистики
В зависимости от используемых технологий и оборудования журналистику подразделяют на следующие виды:
Возможны смешения этих видов, например, фотожурналистика может быть печатной, радиопрограммы могут передаваться через сеть Интернет, в звуковом и текстовом виде, интернет-издания могут готовить программы для радио, телевизионное вещание может быть организовано через сети (мобильный интернет, мобильную связь) и т. п.
Жанры журналистики
Разные ученые различают разные же способы разделения журналистских жанров. Самый распространенный способ классификации жанров предусматривает их деление на информационные, аналитические и художественно-публицистические. Но встречаются и другие способы. Например исследователь Лев Кройчик разделяет тексты на:
Жанр по Кройчику — особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. [7] По-другому к рассмотрению этого вопроса подходит Семён Гуревич. Он даёт определение самого понятия «жанр», признавая его как устойчивые особенности содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Соответственно, разнится и типология разделения жанров. По Гуревичу все жанры делятся на: [8]
Несмотря на богатство классификаций, журналисты и исследователи предпочитают традиционный способ рассмотрения жанров:
Со временем, одни жанры начинают преобладать над другими. Так, с развитием Интернет-журналистики первое место по распространенности завоевала информационная заметка. Художественно-публицистические жанры в большинстве своем остались в прошлом — в российской, белорусской и украинской прессе редко теперь встретишь фельетон или памфлет.
Типология журналистики
Типология журналистики весьма условна, так как опирается на социальное объективно-истинное знание, подвергнутое влиянию ценностных общественных установок. В то же время такие установки могут отличаться в различных социумах. Для системного анализа необходимо выявление исторически сложившихся разделов журналистики, их периодизация и взаимовлияние. «Отнесение конкретного журнала или газеты, программы ТВ или РВ к одному из исторических типов — результат высокого обобщения на основе „ядра“ позиции и играемой в обществе роли, главной социальной направленности». [9]
Роль журналистики в демократическом обществе
Законодательные основы
Профессиональная деятельность журналиста тесно связана с таким понятием как конфиденциальность — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определённой информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия её обладателя [11] ; за несоблюдение конфиденциальности информации журналист может быть привлечён к административной или уголовной ответственности в судебном порядке.
В различных странах журналисты обладают разным объёмом прав на распространение информации: например, правительство Великобритании приняло бо́льшее количество законопроектов о юридической ответственности за разглашение информации, чем Конгресс США. Есть и страны, которые известны своими пристрастиями к преследованиям и жёстокому обращению с журналистами — это Зимбабве и Демократическая Республика Конго (ДРК).
В США никогда не было федерального закона о конфиденциальности источников. Каждый штат самостоятельно определяет степень свободы журналиста в работе с информацией. Федеральный суд может обязать журналиста раскрыть источник информации только в крайнем случае — когда от этого зависит исход судебного процесса и разрешение вопроса не может быть достигнуто без разглашения источника информации. Журналисты, которые отказываются от дачи свидетельских показаний, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
В России существуют правовые нормы, регулирующие работу в медиа-бизнесе:
Право на доступ к информации
Международные организации по развитию медиа
Современное состояние журналистики
В России
Язык прессы пока ещё довольно однообразен, журналисты со сколько-нибудь индивидуализированным стилем — на вес золота. В газетах преобладает смесь двух новоязов: это язык прежней эпохи, сильно разбавленный англицизмами. Это молодое поколение — в основном дети тех самых шестидесятников Владимир Яковлев, Артём Боровик, Дмитрий Лиханов, Евгений Додолев, Александр Любимов, — уже берёт свое. Представители недавней «золотой молодежи», выросшие в огромных квартирах или проведшие отрочество за границей, молодые выпускники международного отделения журфака МГУ, они начинают делать погоду на телевидении и в прессе. Отличные стартовые возможности и врожденное отсутствие страха позволяет им в течение полугода растабуировать все запретные темы и посетить все горячие точки, куда прежде не ступала нога советского журналиста.
За прошедшие десятилетия отрасль претерпела значительные метаморфозы. Изменилась лексика и подход к подачи информации. Пресса перешла из-под единого централизованного партийного (государственного) контроля под контроль частных собственников (значительная часть которых, как и везде, прямо и/или косвенно контролируется государством). В России функционируют крупные издательские дома, конкурирующие между собой.
Журналист Михаил Леонтьев в предисловии к книге «Битлы перестройки» [18] :
«Журнализм» является квинтэссенцией интеллигентского сознания, построенного на самомнении, презумпции морального превосходства и примитивных мировоззренческих клише.
В современную российскую журналистику пришли интересные писатели (Александр Кабаков, Эдуард Лимонов, Дмитрий Быков). Многие российские журналисты погибли и стали всемирно известны.
Урок 1. Введение в журналистику
Профессия журналиста по праву относится к самым интересным. Она позволяет не просто быть в курсе того, что происходит в мире и иметь полное право высказывать свои взгляды и точки зрения на те или иные проблемы, но и дарит возможность помогать людям в самом полном смысле этого слова.
Профессия журналиста предполагает встречи с интересными людьми, путешествия по родной стране и даже по всему миру, обработку невероятного количества самой разной информации. Также она подразумевает наличие целеустремленности, настойчивости, недюжинных коммуникационных навыков.
Но все, что мы перечислили выше, можно назвать просто набором красивых фраз и выражений, если нет четкого понимания того, что же представляет собой журналистика на самом деле: что послужило предпосылкой для ее появления, в чем состоят ее функции, какие проблемы она призвана решать, какими качествами необходимо обладать профессиональному журналисту. Рассмотрению именно этих вопросов и посвящен первый урок курса.
Содержание:
Начнем же мы с краткого исторического экскурса.
Немного из истории журналистики
Понятие «журналистика» происходит от французского слова «journal», означающего «журнал» или «дневник» (в немецком языке термину «журналистика» соответствует «Journalistik», а в английском языке – «journalism»). В России понятие «журналистика» изначально применялось лишь для обозначения журналов, но примерно в середине XIX столетия оно начало использоваться в отношении всех периодических изданий, включая газеты. Однако думать, что предвестниками газет были журналы, – неправильно.
Еще для царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых в России составлялись рукописные газеты – они назывались «Куранты» и «Вестовые письма». Основой для них служили переведенные на русский язык новости из газет Польши, Швеции, Германии и Голландии. Интересная информация отбиралась дьяками и подьячими Посольского приказа, затем переводилась и переписывалась узкими длинными столбцами на бумагу. В большинстве случаев газеты читались вслух царю, но иногда новости были доступным и приближенным к нему боярам.
Первое печатное издание появилось в период правления Петра I. Согласно его задумке, в нем надлежало сообщать о происшествиях внутри страны и за границей. 16 и 17 декабря 1702 г. свет увидели пробные номера «Ведомостей», а со 2 января следующего года они начали входить постоянно. Петр I лично принимал участие в компоновке первых номеров, делая отбор подходящих известий и новостей. Впоследствии издание выходило хаотично, и только 25 лет спустя его печать стала регулярной – газета выпускалась еженедельно по вторникам и пятницам. Из всего этого и вытекает тот факт, что журналистика непосредственно связана с печатной, периодической формой распространения информации. Но что же послужило предпосылкой для ее появления?
Учитывая только что названный факт, на момент появления журналистки уже существовали печатные станки и бумага для печати. В XV веке Иоганн Гутенберг создал печатный станок, и несколько последующих столетий стали называть «эрой Гутенберга». Кроме того, журналистика взаимосвязана с периодическим распространением информации, а это предполагает наличие организации или службы, способной распространять печатную продукцию. Первое почтовое ведомство было открыто в России в 1664 г. благодаря содействию немецких комиссионеров. Однако все это стало лишь техническими предпосылками.
Журналистика примерно в той форме, в какой мы знаем ее сегодня, появилась в тот момент, когда возникла потребность в систематических и актуальных экономических данных. Фабриканты и купцы нуждались в сведениях о том, что можно приобрести в разных городах (товары, оборудование и т.п.) и по каким ценам. Это явилось предпосылкой экономической.
Но помимо технических и экономических предпосылок, появлению журналистики способствовали еще и политические и государственные процессы в странах Европы. Сюда относится борьба политических, религиозных и идеологических воззрений, становление национальных государств и т.д. Для всего этого были необходимы не только серьезные средства управления, но и мощные инструменты пропаганды. И таким средством как раз и стала в итоге журналистика. И с чем же мы имеем дело сегодня?
Что такое журналистика?
Давать журналистике какое-то одно конкретное определение было бы в корне неправильным. По этой причине рассматривать ее можно с нескольких ракурсов:
A | Журналистика – это социальный институт. Она представляет собой систему различных учреждений, берущих за основу своей деятельности социальные законодательные акты. Такими учреждениями являются редакции журналов и газет, радиостанции, телекомпании, информационные агентства и прочие организации, которые удовлетворяют потребность людей в информации и обеспечивают информационную безопасность конкретной страны. |
B | Журналистика – это экономическая отрасль, в организациях которой работает множество людей. Например, в РФ вклад, который медиаотрасль вносит в ее ВВП, составляет около 1,4% (данные из Концепции развития телерадиовещания в РФ). А это сравнимо с вкладом легкой, деревообрабатывающей и лесной промышленности. |
C | Журналистика – это комплекс форм деятельности, требующихся для полноценного функционирования журналистки как социального института. Имеется в виду создание печатных СМИ, радио- и телепередач, интернет-ресурсов, работа, обеспечивающая подготовку кадров, функционирование медиаиндустрии и т.п. |
D | Журналистика – это комплекс связанных с ней профессий. К таким относятся журналисты, редакторы, корректоры, инженеры, операторы, режиссеры, менеджеры и некоторые другие. |
E | Журналистика – это система СМИ, применяющих разные формы распространения информации: информационные агентства, интернет-ресурсы, радио, ТВ, печатные издания. |
F | Журналистика – это совокупность размещаемых в печатных и электронных СМИ произведений: интервью, статьи, корреспонденции, репортажи, заметки, очерки и т.п. |
G | Журналистика – это система научных знаний о тонкостях работы с массовой информацией. |
Таким образом, центральной категорией журналистики является именно информация, но не в общем и целом, а только в одном из своих проявлений – массовая информация – та информация, которая применяется в управлении социумом. Социальную информацию можно охарактеризовать как высший, самый сложный и многообразный вид информации, и массовая информация, распространяемая посредством радио, телевидения, печати и иных средств, – это ее разновидность. Руководствуясь этой посылкой, достаточно просто определить основные функции, выполняемые журналистикой.
Функции журналистики
Среди общих функций журналистики выделяются:
Журналист освещает разные стороны жизни людей и общества, дает ответы на актуальные вопросы и помогает людям разобраться в положении дел. Но вместе с общими функциями, журналистика обладает и рядом специфических, а именно:
1 | Организационная функция: благодаря журналистике люди группируются по интересам, а структура СМИ отражает социальную структуру/ |
2 | Функция социальной критики: журналистика борется с социальными недостатками, предупреждает нарушение законов, противостоит коррупции и т.п. |
3 | Идеологическая функция: журналистика прививает определенные жизненные ценности: патриотизм, моральные качества, здоровый образ жизни и т.д. |
4 | Культурная функция: журналистика освещает социальную жизнь, события в мировой культуре, осуществляет художественную критику/ |
5 | Развлекательная функция: журналистика способствует полезному и приятному времяпрепровождению, отдыху от работы и т.п. |
6 | Рекламная функция: журналистика ставит людей в известность о производстве новой продукции, трендах, разработках и пр. |
Журналистика очень многогранна. Одни называют ее четвертой властью, другие считают великим творчеством, третьи ассоциируют ее с сенсациями, правдой и ложью; кто-то видит в ней романтику, а кто-то – исключительно прагматичные газеты и журналы, радио и телевидение. Как бы то ни было, ее влияние на массовое сознание, ее функции и задачи, которые она выполняет, можно перечислять еще очень долго. И представить сегодняшний мир без журналистики невозможно, ведь ее плоды жизненно необходимы современному обществу.
Но давайте перейдем теперь непосредственно к носителям этой профессии: какими качествами должен обладать грамотный журналист, и какие требования журналистика предъявляет к своим сотрудникам.
Качества профессионального журналиста
Если попытаться рассмотреть профессию журналиста объективно, можно выделить четыре основных уровня качеств, которыми должен обладать ее представитель:
Поговорим немного о каждом из этих уровней.
Природные данные
Говоря о природных данных, мы говорим о врожденной склонности человека к наблюдательности, его живом интересе к окружающим и миру, способности к увлекательному рассказу об увиденном с уклоном на важные подробности и детали, незамеченные другими. В некоторых случаях все эти черты могут проявляться в человеке уже с самого раннего возраста. А профессия журналиста ставит его перед необходимостью постоянного развития и совершенствования этих навыков.
Также нельзя обойти стороной такие отличительные черты журналиста, как разносторонность интересов, например, в области спорта, музыки, кино, литературы, художественного искусства; любовь к чтению, способность анализировать общественные и природные явления, свои и чужие поступки; любознательный ум.
Помимо прочего, талантливый журналист должен от природы обладать коммуникабельностью, умением быстро сходиться с людьми и способностью вызывать доверие, чувством юмора (в том числе и по отношению к самому себе), психологической выносливостью и стрессоустойчивостью, упорством и настойчивостью.
Естественно, человека, который обладал бы всем набором вышеназванных качеств, найти достаточно сложно. Но встретить журналиста, который был бы нелюдимым, замкнутым, безучастным к происходящему и не имеющим никаких талантов, просто невозможно.
Мировоззрение
Мировоззрение журналиста сравнимо с принципами самой журналистики: человек, трудящийся на этом поприще, должен быть верен фактам, смело смотреть правде в глаза, объективно освещать реальное положение дел, стремиться к постижению сложных явлений своего времени со всей их глубиной и противоречивостью. Однако речь не о том, что он должен абстрактно стремиться познать «абсолютную» истину, и не о том, что нужно любой ценой оставаться беспристрастным. Внимание журналиста должно быть сосредоточено на человеке, его свободах и правах, среди которых и его право на счастье. Отсюда и вывод, что журналисту нужно обладать гуманистическим мировоззрением.
Но и научное мировоззрение не стоит обходить стороной. Однако в этом вопросе нужно избегать устаревших, консервативных и тем более реакционных взглядов, ведь журналист с такими воззрениями служит отнюдь не на благо общества. Открытость новому, стремление к инновациям и прогрессу – вот что отличает хорошего журналиста. А вот узреть эти инновации и прогресс, понять его суть и начать бороться за движение социума вверх нередко помогает высокий уровень образования.
Образование
Безусловно, высшее образование для журналиста – существенный плюс. Необходимостью оно не является, но приветствуется всегда. Однако история полна примеров, когда успешными журналистами становились люди совершенно других профессий. И среди этих людей не только авторы – популяризаторы различных знаний и опыта (доктора пишут о медицине, инженеры об инженерном деле и т.д.), но и специалисты из тех областей, с которыми совершенно не связана тематика их журналистской деятельности (к примеру, известный телеведущий и журналист Владимир Познер учился на биолого-почвенном факультете МГУ по специальности «Физиология человека», и сегодня занимается совсем не связанной с его образованием деятельностью).
Множество журналистов в своем прошлом были заняты далеко не в гуманитарных сферах, но это не помешало им пойти по зову сердца и заняться журналистикой. Несмотря на это, среди представителей этой профессии вряд ли найдется человек малообразованный или необразованный в принципе.
Специфические качества
Специфические качества – это практически прямое следствие природных данных, но все же их следует выделить отдельным блоком. Таковыми являются эмоционально-психологические и волевые особенности.
Отличительная черта грамотного журналиста состоит во всеобъемлющем любопытстве, обращенности его психички в окружающий мир, желание и стремление разбираться в фактах и событиях, вести собственные расследования – явные признаки экстраверта.
Желание найти истину подразумевает наличие мужества, причем не мужества в плане мышления, а «иммунитет» к страху вполне возможных преследований, опасностей и угроз, ведь с этими вещами тесно связаны поиск и публикация определенного рода материалов.
Одновременно с этим профессия журналиста призывает к доброте, отзывчивости, чуткости, способности сочувствовать и сопереживать, эмпатии, умению смотреть на одни и те же вещи с противоположных ракурсов. А это в свою очередь требует следующего: быть общительным, стремиться понять даже соперника, быстро реагировать, уметь концентрироваться, быть собранным, находчивым и мобильным, уметь работать даже в условиях стресса и давления.
И, естественно, нельзя забывать и о физических данных. Профессия журналиста со всей ее спецификой ставит человека перед необходимостью проявлять чрезмерную работоспособность, выносливость и готовность к лишениям (не спать, не есть, не отдыхать – все это может быть в жизни журналиста). Быть журналистом – значит не пасовать перед опасностью за свою жизнь, если вдруг она возникает.
Резюме
И все же главенствующее место среди всех качеств журналиста (это нисколько не умаляет важности остальных) занимают именно интеллектуальные – то, как мыслит человек и насколько он умственно развит. Учитывая то, что первостепенная задача журналиста – разбираться в явлениях жизни, трезвость мышления, ясность ума, гибкость и умение рационально постигать реальность становятся его фундаментальными качествами.
Никто не спорит с тем, что накопление информации и знаний крайне важно для интеллекта. Но самое главное – это все-таки умственная активность, смелость мысли, сообразительность, умение применять знания на практике. Только так можно прийти к пониманию и верной оценке явлений жизни, выработке адекватных представлений, постановке правильных целей и разработке путей их достижения. При всем этом для представителя журналистской профессии необходимо умение искать нужную информацию, оценивать ее «приложимость» к конкретным явлениям, быстро и полноценно проводить множество интеллектуальных операций.
Мир личности журналиста должен быть многогранным: его способности, склонности, социальная и мировоззренческая позиция, индивидуальные черты и личностный потенциал, а также опыт, знания и навыки должны позволять на 100% выполнять взятые на себя обязательства. Журналистика – это ответственность, осмотрительность в суждениях, открытость к поправкам и дополнениям, стремление к новому, способность выдвигать на обсуждение и обсуждать спорные явления с сохранением самокритичности, способность отказываться от не выдерживающих критику идей, образность мышления и четкое видение явлений действительности.
Хорошим, успешным и полезным обществу журналистом может стать только тот человек, который не жалеет своего времени и сил на доскональное исследование социальных явлений; который обладает достаточным уровнем вдохновения, таланта и энергии, чтобы «достучаться» до аудитории. И, пожалуй, ничто не сравнится с удовлетворением, получаемым от того, что твоя деятельность, как журналиста, восстановила справедливость, защитила кого-то, дала кому-то надежду. В этом и кроется подлинная сущность журналистики и работы журналиста.
Надеемся, у вас сложилось четкое представление о том, какими качествами необходимо обладать профессиональному журналисту и что будет способствовать его успеху на данном поприще.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
В следующем уроке мы углубимся в особенности журналистского дела, и расскажем, какие существуют жанры журналистики, вкратце коснемся ее типологии, подробно побеседуем об интернет-журналистике и связанной с ней методике Web 2.0.