Что изучает всемирная история

Всемирная история

Иногда под всемирной историей понимается рассмотрение истории отдельных стран или совокупности историй своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. Прусский историограф Леопольд фон Ранке по этому поводу замечал: «Более или менее полное собрание истории отдельных народов ещё не составило бы никакой всемирной истории, ибо оно потеряло бы из виду взаимосвязь вещей. Но задача всемирной истории как науки как раз и заключается в том, чтобы познать эту взаимосвязь, показать ход развития великих событий, которые связывают все народы и управляют ими. То, что такая общность имеется, является очевидным».

Историческое развитие человечества реализуется двумя способами: путём постепенного прироста открытий и находок, а также путём качественных скачков или революций, составляющих эпохи в материальной и духовной эволюции.

Сельскохозяйственная (неолитическая) революция привела к развитию цивилизаций, оседлых сообществ, то есть перешедших от кочевого образа жизни (скотоводство и собирательство) к земледелию. В этих древних цивилизациях была изобретена письменность, позволившая передавать знания из поколения в поколение на материальных носителях. Это стимулировало развитие многообразных ремёсел, разделение труда и расслоение общества на классы.

Разрозненные поселения, сконцентрированные вокруг жизнеобеспечивающих источников ресурсов — плодородных естественно орошаемых земель, воды (рек и озёр), обильных выпасов для скота — позже интегрировались в более крупные образования. Этому также способствовало совершенствование транспортных средств. Эти естественные процессы развития древних сообществ, сопровождавшиеся соперничеством и конфликтами между соседними сообществами, развиваясь на протяжении тысячелетий, привели к образованию государств и, затем, сверхдержав (империй).

Падение Римской империи в Европе в конце античной эпохи ознаменовало начало Средневековья.

В середине XV века изобретение Иоганном Гутенбергом современного книгопечатания — оттисков на бумаге покрытого краской и вырезанного на деревянных досках зеркального шрифта, совершило переворот в коммуникациях, помогая завершиться Средневековью и возвестив о Новом времени, Возрождении и научно-технической революции.

К XVIII столетию накопление знаний и технологий, особенно в Европе, достигло критической массы, которая вдохнула жизнь в Промышленную революцию. Более четверти тысячелетия наука, знания, технологии, торговля и сопутствующие им войны ускорялись в геометрической прогрессии, создавая как благоприятные условия, так и угрозы, с которыми ныне сталкивается человеческое сообщество, населяющее планету.

Источник

Всемирная история

Из Википедии — свободной энциклопедии

Историческое развитие человечества реализуется двумя способами: путём постепенного прироста открытий и находок, а также путём качественных скачков или революций, составляющих эпохи в материальной и духовной эволюции.

Сельскохозяйственная (неолитическая) революция привела к развитию цивилизаций, оседлых сообществ, то есть перешедших от кочевого образа жизни (скотоводство и собирательство) к земледелию. В этих древних цивилизациях была изобретена письменность, позволившая передавать знания из поколения в поколение на материальных носителях. Это стимулировало развитие многообразных ремёсел, разделение труда и расслоение общества на классы.

Разрозненные поселения, сконцентрированные вокруг жизнеобеспечивающих источников ресурсов — плодородных естественно орошаемых земель, воды (рек и озёр), обильных выпасов для скота — позже интегрировались в более крупные образования. Этому также способствовало совершенствование транспортных средств. Эти естественные процессы развития древних сообществ, сопровождавшиеся соперничеством и конфликтами между соседними сообществами, развиваясь на протяжении тысячелетий, привели к образованию государств и, затем, сверхдержав (империй).

К XVIII веку накопление знаний и технологий, особенно в Европе, достигло критической массы, которая вдохнула жизнь в Промышленную революцию. Более четверти тысячелетия наука, знания, технологии, торговля и сопутствующие им войны ускорялись в геометрической прогрессии, создавая как благоприятные условия, так и угрозы, с которыми ныне сталкивается человеческое сообщество, населяющее планету.

Источник

Что изучает всемирная история

Понятие всемирной истории. История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).

Вспомогательные исторические дисциплины.

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; флаговедение – флаги; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпиграфия – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края.

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

Предмет исторической науки — особенности экономической, социальной, политической, культурной и других сфер жизни конкретного общества в прошлом, совокупность отношений в обществе в их развитии.

Объект исторической науки — историческая действительность, процесс, события, явления и фрагменты исторического развития, его действующие лица, вся совокупность условий, характеризующих жизнь общества и влияют на него, т.е. все, на что направлено познавательную функцию исторической науки. объект исторического познания очень близок к источниковой базы, но не тождественен ей. доминантным объектом исторической науки является сам субъект исторического процесса, то есть его движок, создатель, а в этой роли выступают люди и результаты их деятельности.

Периодизация всемирной истории: варианты и содержание

1) древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов – божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже.

2) древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. при этом вектор истории практически отсутствует. такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека,

3) русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время).

4) американский ученый Уолт Ростоу разработал теорию стадий экономического роста. тогда он выделил пять стадий экономического роста:

5) Антропологическая периодизация — периодизация этапов эволюции физического типа людей (архантропы, неандертальцы, кроманьонцы)

6) Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда.

7) в российских учебниках по Всемирной (всеобщей) истории принята следующая периодизация:

Что изучает всемирная история

Это конспект по теме «». Выберите дальнейшие действия:

Источник

История [Всемирная, Всеобщая]

История — это наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом. История всесторонне изучает прошлое человечества, помогает узнать, как жили люди когда-то, чем они занимались, к чему стремились, какие горести и радости испытыва­ли. У этой науки есть свои правила и законы.

Слово «история» пришло из греческого языка. Оно означает «рассказ о прошедшем, об узнанном».

Английский писатель конца XIX в. Роберт Макензи говорил: «Исто­рия человечества — это летопись прогресса, летопись накопления зна­ния и рост мудрости, постоянное движение от низшего уровня разума и процветания к высшему. Каждое поколение передаёт следующему унаследованные им сокровища, изменённые к лучшему его собствен­ным опытом, обогащённые плодами всех одержанных им побед. »

Что изучает всемирная история

Периодизация истории

Предмет изучения

Всеобщая история как область исторической науки занимается фундаментальными проблемами всемирно-исторического процес­са. Она изучает историю человечества от первобытности до совре­менности, анализирует многовариантность общественно-полити­ческого, социально-экономического и культурного развития регио­нов, стран и народов мира в различные хронологические периоды и эпохи. Она освещает историческую реальность в конкретно-исто­рических и теоретических аспектах.

Историческая наука основана на прочном фундаменте сохранив­шихся до нашего времени фактов. И всё же для объективного суж­дения о событиях, происходивших в глубокой древности, этих фак­тов порой недостаточно. Да и письменные источники ушедших и близких к нашему времени эпох (летописи, воспоминания, офи­циальные документы) подчас грешат противоречиями, субъектив­ными оценками, неточностями, идеологическими искажениями. Анализируя источники и, следовательно, высказывая свои пред­положения, можно ответить на главные проблемы истории: что движет развитием человечества? какова роль личности в истории? как менялась повседневная жизнь людей? как развивались искус­ство, наука, техника?

Прошлое человечества тогда становится силой, когда оно тесно связано с его настоящим. Познавая историю человечества, можно луч­ше понять себя и своё место в живом и многосложном потоке со­временных исторических событий, свидетелями и участниками ко­торых суждено быть каждому человеку.

Историография

В различных периодах развития общества существовало разное представление об истории.

В развитых обществах с сильной динамикой движение истории представляется от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Под историей чаще всего имеют ввиду именно историю цивилизованных обществ и подразумевают, что она берет начало около 4000 лет тому назад.

В традиционных (отсталых) обществах прошлое ставят выше современности. Стремление к нему как к образцу, идеа­лу ставится в качестве цели. В таких обществах преобладают мифы. В связи с этим их называют доисторическими обществами, т.е. они имеют исторического опыта.

Основные понятия истории

Основными понятиями исторической науки являются историче­ский факт и исторический источник.

Исторический факт

В зависимости от взглядов че­ловека, его системы ценностей один и тот же исторический факт мо­жет получить различное толкование, приобрести разное значение. Ни одна из существующих теорий не может дать универсального и единственно верного объяснения событий и явлений прошлого. Вместе с тем различные подходы к изучению истории вовсе не озна­чают отсутствия исторической истины: в процессе познания идёт по­стоянное движение к более точной картине развития человечества.

Исторический источник

Созданные и сохранённые человеком предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и многое дру­гое несут информацию о далёком прошлом. Это — исторические ис­точники. Учёные стремятся привлечь как можно больше таких ис­точников, что позволяет достовернее воссоздавать исторический процесс. Сотни тысячелетий знания о прошлом передавали устно от поколения к поколению, они сохранялись, видоиз­меняясь, в памяти человечества в виде мифов, ле­генд, героических песен. Отделить вымысел от дей­ствительно протекавших в глубочайшей древности явлений и событий подчас не представляется воз­можным. Для учёного устное народное творчество — самая трудная, но, пожалуй, и самая увлекательная об­ласть исследования.

Периоды истории

Всемирная История разделена по периодам. Основные периоды мировой истории: Доисторическая эпоха, Древний мир, Средние ве­ка, Новое время и Новейшее время.

Русский учёный В. П. Алексеев считает, что появление человека берет начало с формирования семейства гоминидов и трудовой деятельности. Историю формирования человека он делит на историю первобытного периода и историю последующего периода.

Доисторическая эпоха

Древний мир

История Древнего мира начинается с появлением че­ловека на Земле. Завершается этот период в 476 г. н. э., когда перестала существовать Западная Римская импе­рия. Это самый продолжительный отрезок времени в истории человечества.

Знать своё прошлое люди стремились во все времена, даже в самой глубокой древ­ности. Один из первых историков — Геро­дот — в своём историческом сочинении вместе с описанием действительных событий приводит фантастические сказания, услышан­ные им в разных странах. История в то время ещё не стала наукой. Тогда действительные события и вымысел не разделяли.

Средние века

Средние века длились более тысячи лет — от круше­ния Западной Римской империи (476 г.) до конца XV в. Следу­ет сказать, что границы исторических периодов не всегда можно определить с точностью до века, они до­статочно условны. Так, например, завершение периода Средневековья некоторые историки относят к концу эпохи Великих географических открытий, длив­шейся с середины XVI до середины XVII в.

Новое вре­мя

Новейшее время

Новейшее время началось в XX в., и охваты­вает нынешний, XXI в.

История континентов и государств

Америка

Европа

Южная Азия: Индия.

Африка

Исторические государства

Методология истории

Принципы исторической науки

Учёный-историк должен обязательно проверить достоверность, правдивость любых сведений, которые он хочет сооб­щить. Всё, что когда-то произошло, что было сделано, свершилось, учёные называют фактом. В переводе с латинского языка это слово означает «сделанное». Историк должен обязательно доказать, что произошедшее является фактом. Зна­чит, слово «факт» имеет и дру­гое значение — «правда», «ис­тина». Но для историка недос­таточно на основе фактов лишь назвать то, что про­изошло. Он должен устано­вить, как и почему именно так происходили события в дейст­вительности. Кроме того, обя­зательно нужно назвать места событий и указать, когда они происходили, то есть на­звать дату (день, месяц, год, столетие).

Изучая документы и вещественные источники, учё­ные восстанавливают исторические события.

На этом работа исследователя не заканчивается. В истории нет ничего случайного. Поэтому важно оп­ределить, что было до и после изучаемых событий, и установить связь между ними. И наконец, следует понять, каково значение того или иного события для истории страны или всего мира. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Методы исторического исследования

Историко-типологический метод

Историко-типологический метод широко используется в источниковедении. В частности археологи применяют его при изучении исторических источников археологических культур, упорядочивая и сопоставляя типичные (однородные) артефакты.

Историко-генетический метод

Историко-генетические методы позволяют связывать во времени и пространстве формирование отдельных народов по информации, заложенной в генах человека. Генетический код у всех людей устроен таким образом, что у каждого имеются 23 пары хромосом, в которых хранится вся наследственная информация, доставшаяся от обоих родителей. При формировании хромосомы около половины берется от материнской хромосомы и около половины от отцовской. При этом одна мужская хромосома — Y целиком передается от отца к сыну. Через определенное количество поколений происходят её мутации и чем больше мутаций, тем древнее общий предок. Тем не менее, до конца не ясно, есть ли чёткая корреляция между скоростью мутаций и равными временными промежутками.

Лингвистические методы

Лингвистические методы изучают изменение структуры языков, позволяя делать выводы об этапах его формирования. Методика анализа базируется на предложенном в середине XX века американским лингвистом М. Сводешом (M. Swadesh) подходе «датировки с помощью языка» — глоттохронологии. Основной словарный состав языка изменяется примерно с одинаковой скоростью. Если два языка произошли от общего предка, то каждый из них через тысячу лет сохранит порядка 80% изначальной базисной лексики. Значит, для родственных языков можно рассчитать период их разделения. Метод глоттохронологии был признан большинством лингвистов до возраста 8­9 тыс. лет — потом слишком мало становится в разошедшихся языках общих слов, велика вероятность ошибки. В отдельных случаях общие слова разных языков объясняются заимствованиями, но сфера т. н. базисной лексики очень устойчива и меняется крайне медленно (например, лексический массив понятий, связанных с деторождением).

Исторические дисциплины

Узнать прошлое историкам помогают различные науки, среди которых:

Источник

Всемирная история

Содержание

Историческое развитие человечества реализуется двумя способами: путём постепенного прироста открытий и находок, а также путём качественных скачков или революций, составляющих эпохи в материальной и духовной эволюции.

Сельскохозяйственная (неолитическая) революция привела к развитию цивилизаций, то есть письменных оседлых сообществ, стимулирующих развитие многообразных ремёсел.

Разрозненные поселения, сконцентрированные вокруг жизнеобеспечивающих источников воды — рек и озёр — позже интегрировались в более крупные образования параллельно с эволюцией более эффективных транспортных средств. Эти интеграционные процессы, сопровождавшиеся соперничеством и конфликтами между соседними сообществами, развиваясь на протяжении тысячелетий привели к образованию государств и, затем, сверхдержав (империй).

В середине XV века открытие Иоганном Гутенбергом современного книгопечатания на основе наборного шрифта, совершило переворот в коммуникациях, помогая завершиться Средневековью и возвестив о Новом времени, Возрождении и научно-технической революции.

К XVIII столетию накопление знаний и технологий, особенно в Европе, достигло критической массы, которая вдохнула жизнь в Промышленную революцию. Более четверти тысячелетия наука, знания, технологии, торговля и сопутствующие им войны ускорялись в геометрической прогрессии, создавая как благоприятные условия, так и угрозы, с которыми ныне сталкивается человеческое сообщество, населяющее планету.

Первобытное общество

Эпоха палеолита

Что изучает всемирная история

Что изучает всемирная история

Зарождение современного Homo sapiens произошло в Африке в течение эпохи Палеолита после долгого периода эволюции человека, что подтверждено наукой на основе генетических данных и изучения ископаемых останков. Предки людей, например Homo erectus, использовали простые орудия труда свыше тысячи тысячелетий, но, с течением времени, они становились значительно более сложными. Возникновение языка также произошло где-то в период Палеолита, как и возникновение некоторых обычаев, включая систематическое захоронение мёртвых.

Первые признаки возникновения доисторического искусства также появились в этот период.

В течение Палеолита все люди были охотниками и собирателями, что подразумевало в основном кочевой образ жизни.

Современный человек быстро распространился по земному шару из Африки по свободным от обледенения зонам Европы и Азии. Быстрая экспансия человечества в Северную Америку и Океанию имела место в условиях климата более поздней эпохи Оледенения, когда умеренные ныне регионы были крайне негостеприимны. К концу Ледникового периода (около 12 000 до нашего времени) человек заселил почти все свободные от обледенения территории земного шара.

Хотя сообщества охотников и собирателей были очень маленькими, всё же в некоторых случаях появилась социальная стратификация и могли быть возможными контакты между отдалёнными сообществами, как в случае «больших дорог» аборигенов Австралии.

В конечном счёте большинство сообществ охотников и собирателей развились, или были поглощены большими сельскохозяйственными структурами. Те же сообщества, которые не перешли к земледелию и скотоводству, либо погибли, либо остались в изоляции, как в случае с небольшими племенами охотников и собирателей, которые сохранились в удалённых регионах мира до настоящего времени.

Эпоха мезолита

«Мезолит» или «Среднекаменный век» (др.-греч. μέσος — «средний» и λίθος — «камень») — период развития человечества и технологии между периодами Палеолита и Неолита.

Мезолит начался с окончанием эпохи плейстоцена, около 10 000 лет назад и закончился вступлением в эпоху сельского хозяйства (даты различаются в зависимости от географического региона). На некоторых территориях, таких как Ближний Восток, сельское хозяйство начало своё развитие уже в конце плейстоцена, для них период мезолита оказался коротким и практически незаметным. На территориях с ограниченным ледниковым влиянием иногда предпочитают термин «эпипалеолит».

Регионы, испытавшие бо́льшее экологическое воздействие в Последний ледниковый период, имели намного более выраженную эру Мезолита, продлившуюся тысячелетия. В Северной Европе человеческие сообщества были способны процветать на богатых источниках пищи болотистых местностей в условиях тёплого климата. Такие условия породили характерный образ жизни людей, который был сохранён в предметах материальных культур, таких как маглемозе и азильская культура. Эти условия также отсрочили наступление неолита по крайней мере до 4000 г. до н. э. в Северной Европе.

Памятники этого периода немногочисленны и рассеяны, часто ограничены мусорными кучами.

На лесистых территориях появились первые признаки обезлесения, хотя этот процесс мог начаться только в раннем неолите, когда потребовалось бо́льшее пространство для сельскохозяйственной деятельности.

Мезолит характеризуется на большинстве территорий маленькими составными кремневыми инструментами — микролитами и микрорезцами. Рыболовные снасти, каменные тесла и деревянные объекты, такие как каноэ и луки, были обнаружены лишь на некоторых территориях. Эти технологии, возникшие впервые в Африке, ассоциируются с азильской культурой. Затем распространились в Европе возможно через иберо-мавританскую культуру Испании и Португалии, а также кебаранскую культуру Палестины. Не исключено и независимое открытие данной технологии.

Эпоха неолита

«Неолит», или «новый каменный век», был периодом примитивного технологического и социального развития, на завершающем этапе «каменного века». Начавшись в 10-м тысячелетии до н. э., неолит сопровождался развитием ранних деревень, сельского хозяйства и одомашнивание животных.

Крупнейшее изменение, называемое рядом историков «сельскохозяйственной (неолитической) революцией», произошло приблизительно в 10-м тысячелетии до н. э. с освоением человеком сельского хозяйства. Первыми начали заниматься сельским хозяйством жители Ближнего Востока ок. 9500 лет до н. э. К 7-му тысячелетию до н. э. сельское хозяйство распространилось в долине Инда, к 6-му — в Древнем Египте, к 5-му — в Китае. Около 2700 лет до н. э. сельское хозяйство пришло в Месоамерику.

Хотя внимание исследователей имеет тенденцию концентрироваться на средневосточном плодородном регионе, археологические находки в Южной и Северной Америке, Восточной Азии и Средней Азии показывают, что сельскохозяйственные системы, используя различные растения и животных, могли в некоторых случаях развиваться очень сходным образом.

Колыбелью ранних цивилизаций стали долины рек, такие как: долина Хуанхэ в Китае, долина Нила в Египте и долина Инда на полуострове Индостан. В то же время некоторые кочевые народы, такие как аборигены Австралии и Бушмены южной Африки, не занимались сельским хозяйством до относительно недавнего времени.

До 1800 г. большая часть человечества не принадлежала к обособленным государствам. Учёные расходятся во взглядах на то, следует ли применять термин «племя» к разновидности сообществ, в которых эти люди жили. Большая часть мира была территориями «племён» до тех пор, пока европейцы не начали колонизацию. Много племенных сообществ, в Европе и в других местах, трансформировались в государства, когда оказались под угрозой исчезновения или после нападения существующих государств. Например: маркоманны, Польша и Литва. Некоторые племена, такие как касситы и маньчжуры, были завоёваны государствами и поглощены ими.

Сельское хозяйство сделало возможным возникновение сложных сообществ — цивилизаций. Появились первые государства и рынки. Технологии расширили возможности людей взаимодействовать с природой, развивать транспорт и коммуникации.

Большинство историков прослеживают становление сложных религиозных культов с эпохи неолита. Религиозные убеждения в этот период обычно состояли в поклонении Небесной матери, Небесному отцу, Солнцу и Луне как божествам (см. также Культ солнца). Святилища совершенствовались и со временем превратились в церковные учреждения со сложной иерархией жрецов и жриц, других чиновников. Характерной для Неолита была тенденция поклонения антропоморфным божествам.

Часть историков считает, что самыми ранними сохранившимися религиозными священными текстами являются Тексты Пирамид, созданные Египтянами около 3100 года до н. э.

Древний мир

Сельскохозяйственная революция привела к значительным изменениям. Она позволила значительно уплотнить население, которое со временем организовалось в государства. Существует множество определений термина «государство». Макс Вебер и Норберт Элиас определяют государство, как организацию людей, имеющих монополию на легитимное использование силы на определённой географической территории.

Что изучает всемирная история

Что изучает всемирная история

Первые государства возникли в Месопотамии, Древнем Египте и Древней Индии в конце 4 — начале 3 тысячелетия до н. э. В Месопотамии возникло несколько городов-государств. Древнеегипетское государство первоначально возникло без городов, но вскоре они развились и там. Государство в Китае возникло в конце 3-го — начале 2 тысячелетия до н. э.

Государство обычно нуждается в армии, необходимой для легитимного применения силы. Армия в свою очередь не обходится без поддерживающей её бюрократии.

Масштабные войны велись между государствами Среднего Востока. Около 1275 г. до н. э. хетты и египтяне заключили Кадешский договор, древнейший из описанных межгосударственных мирных договоров.

Империи возникали путём установления суверенитета центральных племён над завоеванными прилежащими областями, так возникли Персидская империя (VI век до н. э.), империя Маурьев (IV век до н. э.), Китайская империя (III век до н. э.), Римская империя (I век до н. э.).

Интересы империй сталкивались, как например в VIII в., когда Арабский халифат (правивший от Испании до Ирана) и Китайская империя династии Тан (правившая от Синьцзяна до Кореи) десятилетиями боролись за контроль над Центральной Азией.

Величайшей по занимаемой территории империей стала Монгольская (в XIII в.). К этому времени большинство населения Европы, Азии и Северной Африки принадлежало к государствам. Существовали государства в Мексике и западной части Южной Америки. Государства контролировали всё больше территорий и населения. Последние ничейные территории, за исключением необитаемой Антарктиды, были поделены между государствами по Берлинскому договору (1878).

Города и торговля

Сельское хозяйство создало и позволило сохранять избыток продовольствия, который мог поддерживать людей, напрямую не занимавшихся производством продуктов питания, что дало толчок возникновению первых городов. Они стали центрами торговли, мануфактур и политической власти практически без собственного сельскохозяйственного производства. Города представляли собой симбиоз с окружающими их сельскими поселениями, поглощая продукты сельского хозяйства и поставляя взамен ремесленные товары и разного рода военную защиту.

Развитие городов приравнивалось, как этимологически так и фактически, к росту влияния цивилизаций, при этом повышался их социальный и экономический уровень.

Цивилизации шумеров, древнего Египта и долины Инда были настолько различными, что, практически несомненно, возникли независимо друг от друга. В этот период, следуя потребностям городов, возникли письменность и обширная торговля.

В Китае первые городские сообщества могли возникнуть около 2500 лет до н. э., но первые идентифицированные археологами города появились при династии Шан. Во 2-м тысячелетии до н. э. возникли цивилизации на Крите, в материковой Греции и центральной Турции.

Великие американские цивилизации: Майя, Моче и Наска возникли в Месоамерике и Перу в конце 1-го тысячелетия до н. э.

Впервые в мире чеканка монет была начата около 625 года до н. э. в Лидии (западная Анатолия в современной Турции). [3]

Торговые пути возникли в восточном Средиземноморье в 4-м тысячелетии до н. э. Первые протяжённые торговые маршруты появились в 3-м тысячелетии до н. э., когда шумеры в Месопотамии начали торговлю с древнеиндийской цивилизацией. Великий шёлковый путь между Китаем и Сирией возник во 2-м тысячелетии до н. э. Города Центральной Азии и Персидской империи стали огромными перекрёстками этих торговых маршрутов.

Финикийская и Древнегреческая цивилизации основали торгово-ориентированные империи в средиземноморском бассейне в 1-м тысячелетии до н. э. В конце 1 — начале 2 тысячелетия н. э. арабы доминировали на торговых маршрутах Индийского океана, Восточной Азии и Сахары. В конце 1-го тысячелетия в торговле Средиземноморья доминировали арабы и евреи. В начале 2-го тысячелетия итальянцы перехватили эту роль. Фламандские и немецкие города стали центрами торговых маршрутов в Северной Европе. Все крупные города развились на перекрёстках торговых маршрутов.

Религия и философия

Новые философские воззрения и верования возникали как на Востоке, так и на Западе, особенно VI в. до н. э. В это время в мире развилось множество религий, самыми ранними из крупнейших стали индуизм и буддизм в Индии, зороастризм в Персии. Зарождение иудаизма около 1800 лет до н. э. положило начало авраамическим религиям.

На Востоке возникли крупные школы философской мысли, среди них до нынешних дней доминируют китайские мыслители. Широко известны даоизм, легизм и конфуцианство, последняя традиция остаётся преобладающей. Последователи Конфуция ищут политическую мораль не в силе закона, а в силе примера и традиций.

На Западе древнегреческая философская традиция была представлена школами Платона и Аристотеля. Она проникла из Европы на Средний Восток в IV в. до н. э. в ходе завоеваний Александра Македонского.

Древние цивилизации

В последних столетиях новой эры Средиземное море, реки Ганг и Хуанхэ стали естественными границами империй.

В Индии Империя Маурьев правила в самой южной части Азии, в то время как Империя Пандиев — в южной части Индии.

В Китае династии Цинь и Хань расширили свои имперские владения путём политического объединения, совершенствования коммуникаций и созданием императором У-Ди государственных монополий.

На западе греки создали цивилизацию, которая по мнению большинства историков стала фундаментальной культурой для современной Западной цивилизации.

Спустя несколько столетий, в III в. до н. э. Римляне начали расширение своих территорий путём завоеваний и колонизации. При императоре Августе (конец I век до н. э.) Рим контролировал все земли, прилежащие к Средиземному морю.

Великие империи зависели от военной аннексии территорий и от формирования защищённых поселений, становившихся сельскохозяйственными центрами. Относительный мир, установившийся с формированием империй, стимулировал международную торговлю; особенно крупные торговые пути Средиземноморья развились ко времени эпохи Эллинов.

Империи столкнулись с общими проблемами, связанными с необходимостью содержания огромных армий и центральной бюрократии. Эти издержки ложились тяжёлым бременем в основном на крестьянство, в то время как крупные землевладельцы были способны уклоняться от давления централизованного управления. Набеги варваров на границы ускорили процессы внутреннего распада. Империя Хань скатилась к гражданской войне в 220 году н. э., её Римский аналог децентрализовался и начал распадаться примерно в этот же период.

Во всех умеренных зонах Евразии, Америки и Северной Африки империи продолжали расти и распадаться.

Средние века

Постепенный распад Римской империи, растянувшийся на несколько столетий (после II века н. э.) совпал с распространением христианства на запад из Среднего Востока. Западная Римская империя пала под натиском германских племён в V в. Вместо неё возникло несколько непримиримых государств, так или иначе связанных с Римско-католической церковью. Оставшаяся часть Римской империи в восточном Средиземноморье превратилась в дальнейшем в Византийскую империю. Столетия спустя ограниченное объединение в Западной Европе смогло восстановиться путём создания Священной Римской империи, включавшей несколько государств на территории современных Германии и Италии.

В то же время в северной Индии правила Империя Гупта. В южной Индии возникли три выдающихся королевства дравидов: Черов, Чола и Империя Пандьев. Наступившая затем стабильность возвестила о наступлении «золотого века» культуры индусов (IV—V вв. н. э.)

Что изучает всемирная история

Что изучает всемирная история

В то же время в Центральной Америке обширные сообщества также начали развиваться, наиболее значимые из них — цивилизация майя и ацтеков в Месоамерике. С постепенным упадком материнской культуры ольмеков росло количество и влияние больших городов-государств майя, их культура распространилась по всему Юкатану и прилежащим областям. Поздняя империя ацтеков была построена на соседних культурах под влиянием завоёванных народов, таких как тольтеки.

В Южной Америке в XIV—XV вв. наступил расцвет инков. Империя инков со столицей в Куско, простиравшаяся на все Анды, была процветающей и развитой технологически, известны прекрасная дорожная система инков и великолепное искусство каменщиков.

Ислам, возникший в VII в. в Аравии, стал также одной из значительных сил в истории, пройдя путь от массы приверженцев до основания нескольких империй на просторах Среднего Востока, Северной Африки, Центральной Азии, Индии и современной Индонезии.

В Северовосточной Африке: Нубия и Эфиопия остались христианскими анклавами в то время как остальная Африка севернее экватора приняла ислам. С исламом пришли новые технологии, которые, впервые, сделали надёжной торговлю через Сахару. Налоги от обложения этой торговли принесли процветание в Северную Африку и позволили развиться нескольким королевствам в Сахеле.

Этот период всемирной истории был отмечен медленным, но устойчивым развитием технологий, такими важными изобретениями, как стремя и отвальный плуг, переживших несколько веков. В некоторых регионах были, однако, и периоды быстрого технологического развития. Возможно самый важный в период эллинизма в Средиземноморье, когда были открыты сотни новых технологий. За такими периодами следовал технологический упадок, например, при падении Римской империи и последующем раннем Средневековье.

Новое время

Что изучает всемирная история

Что изучает всемирная история

Почти все аграрные цивилизации были существенно ограничены их окружающей средой. Производительность труда оставалась низкой, климатические изменения легко провоцировали циклы экономических бумов и спадов, которые приносили развитие и упадок цивилизациям. Со времен Римской Империи и до XVI в. среднемировой уровень жизни снизился на 10 %, особенно пострадал в экономическом плане Ближне-Восточный Регион.

Однако приблизительно к 1500 г. произошло качественное изменение во всемирной истории. Технологический прорыв и благосостояние, порождённое торговлей, постепенно привели к расширению возможностей. Задолго до XVI в. некоторые цивилизации сформировали развитые общества. Древние греки и римляне образовали государства с развитыми общественными отношениями, поддерживаемые развитой денежной экономикой, с финансовыми рынками и правом частной собственности. Эти институты создали условия для постоянного накопления капитала и роста производительности труда. По некоторым оценкам, доход на душу населения в Римской Италии, одном из наиболее развитых регионов Римской империи, был сравним с аналогичным показателем развитых экономик в XVIII в., а Македония (современная Греция) достигла показателей уровня жизни II в. только в XIX в. / [5] Наиболее развитые регионы классических цивилизаций были более урбанизированы, чем некоторые регионы раннего периода новейшей истории. Однако эти цивилизации постепенно пришли в упадок и разрушились, о причинах этого историки спорят до сих пор.

На первый взгляд европейское Возрождение, начавшееся в XIV в. состояло в «переоткрытии» мировых научных достижений, экономическом и социальном подъёме Европы. Возрождение породило культуру «любознательного» отношения к миру, которая затем привела к гуманизму, научной революции и, наконец, великим преобразованиям промышленной революции. Однако научная революция в XVII в. не обладала немедленным воздействием на технологии; только во второй половине XVIII в. научные достижения начали широко применяться в практической плоскости.

Существует множество объяснений, почему с окончанием Средневековья Европа превзошла другие цивилизации, став родиной промышленной революции и стала доминировать в мире. Макс Вебер аргументирует это следствием протестантской этики европейских рабочих, которая, по его мнению, заставляла их работать упорнее и дольше чем другие. Другое социоэкономическое объяснение рассматривает вопрос с демографической точки зрения: Европа, со своим холостым духовенством, колониальной эмиграцией, высокой смертностью в промышленных центрах, непрерывными войнами, поздним возрастом вступления в брак сдерживала рост населения в большей степени, нежели азиатские культуры. Относительная нехватка рабочих рук требовала инвестиций прибавочной стоимости в развитие экономичных технологий, например, водяная мельница, фабричный способ производства, прядильные и ткацкие станки, паровой двигатель и грузоперевозки, а не в снабжение провиантом растущего населения.

Многие считают, что европейские институты права собственности и свободной рыночной экономики были более прочными, чем где-либо, в связи с типичными для Европы идеалами свободы. В последние годы учёные, например Кеннет Померанц, бросают вызов такому взгляду, хотя ревизионистский подход к мировой истории критикуется за систематическое умаление европейских достижений. [8]

География также содействовала важным геополитическим различиям. На протяжении большей части своей истории Китай, Индия и Средний Восток были объединены единственными доминирующими силами, простиравшимися до гор и пустынь, окружающих эти государства. В 1600 г. Османская империя контролировала почти весь Средний Восток, династия Мин правила Китаем, а империя Великих Моголов удерживала влияние в Индии. Напротив Европа была почти всегда разделена на несколько воюющих государств. Панъевропейские империи за исключением Римской империи имели тенденцию распадаться вскоре после возникновения.

Часто говорят, что одним из источников европейского успеха была интенсивная конкуренция среди Европейских государств. В других регионах устойчивость была часто более важным приоритетом чем развитие. Развитие Китая, как морской державы, было остановлено при династии Мин запретом на морскую торговлю. В Европе из-за политических разногласий комплексный запрет такого рода был невозможен; государство, принявшее такое решение, быстро отстало бы от своих конкурентов.

Другим несомненно важным географическим фактором возвышения Европы было Средиземное море, которое в течение тысячелетий функционировало как морская магистраль, способствуя обмену товарами, людьми, идеями и открытиями.

В отличие от Европы в тропических странах до сих пор широко распространены тропические болезни и паразиты, истощающие силу и здоровье людей, их животных и посевов. Они являются социально-дезорганизующим фактором, препятствующим прогрессу.

Возвышение Европы

Что изучает всемирная история

Что изучает всемирная история

В XIV в. в Европе наступила эпоха Возрождения. Некоторые современные учёные задаются вопросом: действительно ли расцвет искусств и идей гуманизма принёс пользу науке, или важным оказалось слияние накопленных знаний арабской и европейской культур. Одним из важнейших открытий стало создание каравелл, в которых комбинировались арабские треугольные и европейские прямые паруса. Каравеллы стали первыми судами, способными безопасно пересекать Атлантический океан. Наряду с важными разработками в области навигации эта технология позволила Христофору Колумбу в 1492 переплыть через Атлантический океан и связать Африку и Евразию с Америкой.

Золото и ресурсы подстёгивали людей оставлять свои родные земли и эмигрировать из Европы в Америку. Для удовлетворения спроса на рабочую силу в новых колониях начался массовый ввоз рабов из Африки. Вскоре в Америке появился огромный монорасовый слой общества — рабы. А в Западной Африке возник ряд развивающихся государств на т. н. Невольничьем береге, добившихся процветания на эксплуатации страданий центральноафриканских народов.

Что изучает всемирная история

Что изучает всемирная история

Наибольший вклад в морскую экспансию Европы вполне закономерно, в соответствии с географией континента, внесли прибрежные государства: Португалия, Испания, Англия, Франция, Нидерланды. Португальская и Испанская империи сначала были преобладающими завоевателями и источниками влияния, но вскоре более северные Английская, Французская и Голландская начали доминировать на Атлантике. В серии войн, разразившихся в XVII—XVIII вв., кульминацией которых были Наполеоновские войны, Великобритания утвердилась как первая мировая держава, которая охватила весь земной шар, управляя, на своем пике, приблизительно одной четвертью его поверхности, в этот период она получила название «империя незаходящего солнца».

Путешествия адмирала Чжэн Хэ были остановлены при династии Мин, установившейся после изгнания монголов. Китайская торговая революция, иногда называемая «начальным капитализмом», была также прервана. Династия Мин в конечном счёте пала под натиском маньчжуров, чья династия Цин пережила сначала период спокойствия и процветания, но затем пала жертвой посягательств Запада.

Вскоре после завоевания Америки европейцы также доказали своё технологическое преимущество над народами Азии. В начале XIX в. Великобритания контролировала полуостров Индостан, Египет и Малайский полуостров; французы владели Индокитаем; голландцы оккупировали Индонезию. Британцы также господствовали на нескольких территориях населённых первобытно-общинными племенами, включая Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, большое количество британских колонистов начало эмигрировать туда, как в Америку. К концу XIX в. европейские державы «поделили» оставшиеся территории Африки.

Этот период в Европе, названный Эпохой здравого смысла, привел к научной революции, которая изменила представления человека о мире и сделала возможной промышленную революцию — великую трансформацию мировой экономики. Промышленная революция началась в Великобритании с началом использования нового типа организации производства — фабричного (см. также Мануфактура), повсеместного применения поточного производства и механизации для обеспечения массового выпуска товаров с меньшими, чем прежде, временными и трудовыми затратами.

Эпоха здравого смысла также привела к зарождению современных демократий в конце XVIII в. в ходе Американской и Французской революций. Рост демократий оказал огромное влияние на события в мире и качество жизни. В ходе Промышленной революции мировая экономика, основанная на угле, новых видах транспорта, таких как железная дорога и пароходы, эффективно сближала мир. Между тем многократно ускорились промышленное загрязнение и разрушение окружающей среды, начавшиеся с момента открытия огня и зарождения цивилизаций.

Новейшее время

Что изучает всемирная история

Что изучает всемирная история

XX век сопровождался упадком европейского доминирования в мире в связи с опустошительными Первой и Второй мировой войнами, а также ростом соперничающих сверхдержав: США и СССР. После окончания Второй мировой войны была образована Организация объединённых наций в утопической надежде на то, что она сможет разрешать конфликты между нациями и предотвращать будущие войны. В 1991 г. Советский Союз распался, оставив в одиночестве США, как государство, владеющее титулом «сверхдержава». (см. также «Пакс Американа»)

Век породил мощные светские идеологии различной политической направленности. Первая, принятая на государственном уровне после 1917 г. в Советском Союзе, — коммунизм, распространилась после 1945 г. в Центральной Европе, Югославии, Болгарии, Румынии, Албании, Северной Корее и Вьетнаме; в 1949 г. в Китае; в 50—60-х гг. — в ряде стран третьего мира. Противоположная крайняя идеология милитаристского фашизма в 20—30-х гг. сформировала диктаторские режимы, контролировавшие Италию, Германию, Японию и Испанию.

Что изучает всемирная история

Что изучает всемирная история

В 1991 г. мир стал свидетелем распада Советского Союза, после которого часть его бывших республик воссоединилась с Россией в составе Содружества независимых государств, а несколько других республик бывших «сателлитов» СССР устремили свои взгляды в сторону Западной Европы и Европейского союза.

Коллапс коммунистических государств с некоторым опозданием нашёл отражение в капиталистическом мире в виде ускорения свободной торговли и «глобализации» конца XX в., которые привели к росту задолженности США Китаю; переводу американских производств в страны с дешёвой рабочей силой в ущерб собственным рабочим (аутсорсинг). Вырос внешний и внутренний государственный долг США, суля недоброе в долгосрочной перспективе для экономики, дипломатического и геополитического положения этой страны в мире. (Лоу Доббс, Война со средним классом, 2006; Чалмерз Джонсон, Возмездие: Последние дни американской республики, 2007.)

Этот же век принёс невиданный прогресс в технологии, значительный рост продолжительности жизни и повышение жизненных стандартов для большей части человечества. Мировая экономика переключилась с угля на нефть. Новые коммуникационные и транспортные технологии сделали мир более «тесным». Технологическое развитие также внесло свой вклад в загрязнение окружающей среды. Поскольку мировые запасы нефти приближаются к своему истощению (считается, что их хватит не более чем на несколько десятилетий), конкуренция за обладание сокращающимися ресурсами обострила продолжительные конфликты на Среднем Востоке и в некоторых других регионах.

Что изучает всемирная история

Что изучает всемирная история

В тот же период появились перспективы заката истории человечества, ускоряемого неуправляемыми глобальными угрозами, такими как: распространение ядерных вооружений, парниковый эффект и другие формы разрушения окружающей среды, международные конфликты побуждаемые истощением природных ресурсов, быстро распространяющиеся эпидемии (например ВИЧ) и, наконец, была осознана опасность пролетающих близко от Земли астероидов и комет.

Развитие государств всегда берёт толчок от надежды приобрести и страха потерять. Чувство национальной идентичности всегда выходит на первый план в конфликтах с аутсайдерами, которые воспринимаются как угроза. В конце XX в. мир стал свидетелем появления, как некоторым показалось, новой сверхдержавы — Европейского союза. Пробные шаги по созданию аналогов Евросоюза были сделаны также государствами в Азии, Африке и Южной Америке. Тем временем, появление, развитие и распад государств, организованных вокруг различных человеческих популяций и для достижения различных человеческих целей, продолжает сопровождаться войнами, с сопутствующими им людскими потерями, разрушениями, болезнями, голодом и геноцидом.

В конце XX — начале XXI вв. мир, всё в большей степени взаимозависимый, столкнулся с угрозой, которая может быть предотвращена только общими усилиями. Некоторые учёные связывают её с переходом к планетарной фазе цивилизации. Всё больше и больше кажется, что мир должен либо исчезнуть, либо выжить как единое целое. В этом убеждает отчёт Штерна от 30 октября 2006 г., предупреждающий об угрозе глобального потепления и быстрых изменениях климата. В исторической эскалации угроз локализованные междоусобные и международные конфликты начинают вытесняться общей угрозой для всего человечества — глобальным конфликтом человечества с окружающей средой.

Глобальная угроза, которую сулит разрушение окружающей среды и истощение материальных и энергетических ресурсов, была не первым «материально-энергетическим кризисом» с которым столкнулся мир. Один из более ранних был инициирован обезлесением Британии, в результате вырубки лесов для производства древесного угля, необходимого при выплавке железа. Тот кризис привёл к открытию процесса коксования угля, который содействовал началу в XIX в. промышленной революции. Похоже, что в начале XXI в. мир снова застрял в историческом «узком месте», выбраться из которого можно при помощи новых технологий — включая исследования в области термоядерного синтеза (ИТЭР) и значительно возросшее использование возобновляемых источников энергии: ветра, приливов, прямой солнечной энергии (см. солнечная батарея) и других.

Примечания

Литература

Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *