Что изучает возрастная психология

Понятия возрастной психологии: что изучает наука, особенности и проблемы

Возрастная психология

Вторая половина XIX века ознаменовалась реорганизацией системы образования, что способствовало выделению возрастной психологии в отдельную отрасль науки.

Возрастная психология — отрасль психологической науки, рассматривающая развитие человека в динамике на протяжении всей жизни (от рождения до смерти).

Возрастная психология изучает:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Предмет и объект возрастной психологии

Предметом возрастной психологии выступает психическое развитие человека в динамике, тенденции и закономерности преобразований в поведении и в личности.

Развитие рассматривается данной отраслью науки, как временные изменения. Соответственно длине временных отрезков выделяют такие виды изменений:

Изменения, возникающие в процессе развития, могут быть:

Объектом возрастной психологии выступает человек в различных возрастных состояниях (ребёнок, подросток, взрослый и пожилой человек).

Основные задачи

Задачи психологии развития делятся на: научные, теоретические и прикладные.

Научные задачи:

Знание возрастной психологии необходимо для применения на практике людьми определённых профессий (преподаватели, воспитатели, психологи, врачи) и социальных ролей (родители, опекуны, дедушки). Практические задачи нацелены на постановку вопросов, ответы на которые будут способствовать гармоничному развитию личности.

Теоретической задачей является формирование верной модели развития человека.

Прикладными задачами данного ответвления психологии являются:

Возрастные группы

Существуют различные взгляды на процесс формирования личности. Одни учёные придерживаются точки зрения о непрерывном развитии, которое происходит равномерно, с одинаковой скоростью.

Основной позицией современной науки является мнение о дискретности процесса становления человека. Согласно ему, процесс может как ускоряться, так и замедляться в связи с определёнными причинами и условиями. Поэтому необходимым считается выделение различных этапов жизни индивидуума, которые разительно отличаются друг от друга.

Все дискретные периодизации условно можно разделить на три группы.

Периодизации по внешнему фактору

В первую группу входят мнения о разделении этапов на основе влияния на процесс формирования человека внешнего фактора. К этой группе относятся периодизации:

Периодизации по внутреннему фактору

Ко второй группе относятся деления на периоды, основанные на выделение определённого внутреннего критерия.

З. Фрейд в основу своей позиции ставил этапы полового созревания.

Л. Колберг акцентировал внимание на моральной составляющей личности и определил 3 этапа:

Ж. Пиаже основным выделил фактор формирования интеллекта.

Периодизации на основании признаков

К третьей группе относят:

1. Деление на этапы Л. С. Слободчикова.

2. А. Дистервег выделил 3 стадии:

Современная возрастная периодизация

В современной психологической науке выделяют следующие этапы формирования человека в процессе онтогенеза:

Новорождённость (0-2 месяца)

Данный период считается кризисным в жизни человека, так как происходит адаптация ребёнка к окружающему миру. Приспосабливаться помогают формирующиеся безусловные и врожденные защитные рефлексы. Основным видом деятельности на данном этапе является эмоциональная.

На 3-5 неделе формируются слуховая и зрительная концентрации. В 1 месяц формируется «комплекс оживления» — ребёнок узнаёт маму и начинает улыбаться, реагируя на её появление. С развитием данного комплекса заканчивается период новорождённости и начинается следующий.

Младенчество (от 2 месяцев до 1 года)

В физическом развитии этого периода прослеживается активное формирование умений двигаться. К 7 месяцам младенец самостоятельно сидит. 9-10 месяцев — ползает, стоит с поддержкой взрослых. К 12 месяцам начинает ходить.

В психической составляющей происходит становление восприятия (знакомство с цветовым спектром, предметами), эмоциональной, образной и двигательной памяти. К 1 году развивается сенсомоторный интеллект.

Происходит эмоциональное развитие, проявляются такие эмоции, как грусть, удивление, тревожность, испуг, радость.

Ранее детство (1-3 лет)

Происходит социализация ребёнка путём его взаимодействия с окружающим миром. Формируется двигательный аппарат. Основным видом деятельности данного возраста является игра. Происходит развитие моторики путём различных действий — лепка, рисование, аппликация.

В психическом состоянии доминирующим является развитие восприятия (подбор фигур по форме, цвету, ориентация в пространстве). Развивается словесно-смысловая память, формируется процесс воспроизведения. Познавая предназначения предметов, ребёнок развивает образное и наглядно-действенное мышление. Развитие воображения способствует появлению к 3 годам собственных сказок малыша.

В возрасте 1,5-2 лет происходит активное формирование и воспроизведение пассивной речи. К окончанию периода раннего детства ребёнок учится составлять простые предложения.

В этом периоде проявляются зачатки темперамента, происходит усвоение правил поведения, развивается самостоятельность.

Дошкольный возраст ( от 3 до 6-7 лет)

С 3 лет проявляется потребность ребёнка в общении, что характеризуется образованием «кратковременных объединений» для совместной игры. Развитие происходит посредством сюжетно-ролевых игр. В 4-6 лет появляется необходимость иметь друга. В процессе взаимодействия дети учатся договариваться друг с другом, решать конфликтные ситуации, выполнять определённые роли в игре.

Психическое развитие данного периода характеризуется умением ребёнка к 6 годам описать предмет, раскрыть его связи с другими вещами, пересказать художественное произведение.

К 6-7 годам происходит формирование причинного мышления, появляются рассуждения.

Развивается личностное восприятие себя через оценку других, появляется самооценка, сопереживание.

Младший школьный возраст (6-11 лет)

Формирование ребёнка происходит в учебной среде, происходит адаптация к новым условиям. К окончанию периода развивается синтезирующее восприятие, концентрация на каком-либо одном предмете, усидчивость.

Активным становится произвольный вид памяти, доминирует словесно-логическое мышление.

Развиваются такие личностные характеристики, как самоконтроль, ответственность, трудолюбие. Во время учебной деятельности происходит освоение и закрепление моральных ценностей.

На данном этапе изменяется и эмоциональный фон личности. Он становится более устойчивым и спокойным. Возникают длительные дружеские взаимоотношения.

Подростковый возраст (11-14 лет)

Характерным для данного периода жизни человека является активный рост гормонального фона, который приводит к физиологическим и психическим изменениям.

Усиливаются стремления к самостоятельности, перерастают в желание обособиться, быть независимым.

Основной деятельностью подросткового периода являются взаимоотношения с другими индивидуумами. Развивается рефлексивное, логическое мышление, интеллектуальные способности. Активным становится стремление к творческой деятельности.

Подросток управляет своей речью в зависимости от ситуации, собеседников, стиля общения. Формируется представление о своей будущей роли в жизни.

В личностном развитии происходят сложные процессы. Возможно занижение самооценки, стремление к уединению, динамично проявляются чувства тоски или грусти. Становятся бурными внутренние переживания, подросток не любит допускать взрослых в свой внутренний мир.

Юность (15-23 лет)

В период юности происходит завершение физиологического развития человека. На первый план выходят задачи самоопределения. Юноша способен критически оценить свои действия, фантазии, идеи.

Формируется установление определённых временных рамок. Юноша рассматривает, оценивает себя в перспективе. В связи с накоплением определённого опыта определяется видение себя, как личности, в окружающем мире, своей роли в действительности. В данном периоде закладывается система собственных убеждений, мировоззрений. Юность — импульсивный и энергичный период.

Усваиваются коммуникабельные навыки, появляются темы любви и отношений.

Молодость и зрелость (30-60 лет)

Данный период характеризуется становлением человека в профессиональной деятельности, определением своего места в жизни и в социуме.

Поиск партнёра, вступление в брак и создание собственной семьи припадают на период молодости и зрелости.

После 30 лет наблюдается медленный спад физических возможностей. Доминирующими становятся деятельность в профессиональной сфере и развитие семейных отношений.

Промежуток 30-40 лет является пиком для творческой деятельности. С 40 до 50 лет происходит ухудшение функций мышления.

Старость (от 60 лет)

Данный возрастной период характеризуется угасанием физических функций.

Доминирующая деятельность заключается в адаптации к условиям выхода на пенсию, поиске нового вида занятости, хобби, передаче накопленного опыта младшему поколению.

На уровне психического развития происходит снижение различного вида чувствительности (зрительной, слуховой).

Заметны нарушения в образной и смысловой памяти. В эмоциональном плане происходит упадок — снижается уровень общения, наблюдается нехватка коммуникации.

Методы исследования в возрастной психологии

Методы исследования, которые использует возрастная психология, были заимствованы из других отраслей психологии (дифференциальной, социальной, общей).

Наблюдение

Наблюдение является основным принципом работы с детьми дошкольного возраста. Для начала необходимо определить цель, составить программу наблюдения и спланировать действия. Регулярность наблюдений — залог успешного проведения данного метода. Чем младше ребёнок, тем меньше должны быть интервалы между слежениями.

Эффективность такого метода обусловлена тем, что ребёнок в таких условиях сохраняет свою непринужденность и непосредственность действия, не выполняя какую-либо роль.

Опрос

Форма опросов может быть, как устной, так и письменной. Сложность данного метода состоит в том, что восприятие ребёнка и взрослого человека отличаются. Ребёнок может воспринять предлагаемый вопрос иначе, не так, как его подразумевал взрослый. Изначально необходимо убедиться в правильности понимания ребёнком вопроса, и только потом можно анализировать его ответ.

Эксперимент

Метод эксперимента отличается надёжностью. Во время исследования создаются условия, которые способны вызвать определённые, интересующие исследователя, эмоции или процессы у ребёнка.

Чаще всего эксперимент проводится в игровой форме, что не вызывает скованности или зажатости ребёнка и в полной мере отражает его способности и навыки. Во время проведения данного метода необходимо постоянно удерживать внимание испытуемого.

Поперечные и продольные срезы

Метод поперечных срезов — изучение у группы детей определённого параметра с помощью различных методик.

Плюсом данного метода является одновременное исследование возрастных, половых особенностей коллектива и различие в психических процессах.

Метод продольных срезов — длительное наблюдение за одним и тем же коллективом. Он способствует выяснению причин изменений в психических процессах, изучению предпосылок их развития.

Тестирование

Тестирование направлено на выявление интеллектуального и личностного уровня развития ребёнка. С помощью тестов можно характеризовать наличие или отсутствие определённых качеств у школьника. Используемые тесты аналогичны взрослым, только адаптированы с учётом возрастной категории испытуемых.

Беседа

Беседа заключается в общении непосредственно с самим ребёнком. Таким образом от него получают ответы на поставленные вопросы. Для того, чтобы беседа была эффективной, необходимо создать дружелюбную обстановку и проявлять чувство такта во время беседы.

Анкетирование

Метод анкетирования представляет собой получение ответов на приготовленные заранее вопросы. Анкетирование бывает:

Анализ деятельности

Метод анализа продуктов деятельности заключается в исследовании каких-либо работ человека. Это могут быть рисунки, дневники, сочинения, тетради. Таким образом анализируется психическое состояние ребёнка, его внутренний мир, восприятие им окружающей действительности.

Основой данного метода является принцип единства сознания и деятельности. Его суть в том, что психика ребёнка проявляется в результатах его труда (деятельности). Рассматривая детские рисунки, психологи и логопеды могут сделать выводы об уровне мышления, воображения, творческих способностях ребёнка.

Основные теории возрастной психологии

Теоретические разногласия объясняются различным подходом к анализу факторов, характера объекта развития. Теории возрастной психологии, высказанные различными специалистами, направлены на выявление, что именно является доминантом в психическом развитии человека.

Выделяют основные теории:

Теория конвергенции

Теорию двух факторов разработал В. Штерн. Согласно данной точке зрения, развитие — это итог конвергенции внутренних данных с внешними условия.

Конвергенция — объединение признаков в явлениях, которые не зависят друг от друга.

Теория конвергенции утверждает, что влияние на развитие психики происходит как изнутри, так и снаружи. Влияние на человека оказывают и наследственность, и окружающая среда.

Психоаналитические теории

Психоаналитические теории были разработаны З. Фрейдом. Модель личности он разделил на 3 составляющие:

Этапы психического развития по Фрейду соответствуют этапам образования сексуальной энергии.

Эпигенетическая теория

Эпигенетическая теория Э. Эриксона основана на психоанализе. Он раскрыл элемент структуры З. Фрейда «Я», рассматривая его на фоне взаимоотношений с обществом. По мнению теоретика «Я» базируется на организации социума. Его метод акцентирует внимание и на личности человека, и на влиянии и характере общества.

Э. Эриксон в основу своего деления на периоды положил появление на каждом этапе нового качества, которое продиктовано обществом.

Теория социального научения

Теория социального научения рассматривает, каким образом ребёнок адаптируется в социуме, насколько он осваивает правила и нормы общества. Сторонники данной концепции полагают, что обучение может проходить и посредством подражания, имитации.

По мнению А. Бандуры, наказания и награды в процессе воспитания недостаточно. Ребёнок учится вести себя в обществе, копируя модель поведения близких людей.

Американский психолог Р. Сире вычленил 3 этапа детского развития:

Факторы развития возрастной психологии

Детская психология, как наука, сформировалась в конце XIX века. Толчком послужил труд немецкого учёного В. Прейера «Душа ребёнка». Именно он ввёл такое понятие, как метод объективного наблюдения.

Развитию данной области психологической науки способствовала реорганизация промышленности в XIX веке, что дало толчок для жизни общества. Благодаря этому были пересмотрены методы, направленные на воспитание детей. На первый план вышло понимание ребёнка, общество постепенно стало отказываться от физических методов наказания. Исследователи обнаружили, что в основе понимания взрослой психологии лежит изучение детской.

Особый вклад в развитие возрастной психологии внёс русский педагог К. Д. Ушинский своей работой «Человек как предмет воспитания».

Эволюционные рассуждения Ч. Дарвина и работы русского физиолога И. М. Сеченова легли в основу формирования рефлекторной теории психических процессов.

В начале XX века учёные занялись вопросом разработки этапов психического развития человека в онтогенезе (К. Бюлер, З. Фрейд, П. Блонский, Э. Эриксон, Л. Выготский).

Большой шаг вперёд возрастная психология сделала с появлением метода формирующего эксперимента (Л. Выготский). Данный метод стал базой для теорий формирования личности.

Источник

Что изучает возрастная психология

Тема 1. Возрастная психология как наука

1. Предмет возрастной психологии.

2. Основные проблемы возрастной психологии.

3. Методы исследования в возрастной психологии.

1. Предмет возрастной психологии

Возрастная психология ‑ отрасль психологической науки, изучающая динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств человека.

Объект возрастной психологии ‑ возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека.

Предмет возрастной психологии ‑ законы, закономерности, тенденции изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека в течение его жизни. Центральная научная категория возрастной психологии ‑ психическое развитие.

Развитие ‑ качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, процессов, структур.

Вообще, изменения, происходящие в развитии, могут быть:

— непрерывными / дискретными (скачкообразными),

— прогрессивными(эволюционными) /регрессивными (инволюционными). Однако развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями. Разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности, возрастные особенности психических процессов, возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития на протяжении всей жизни человека и т.д. Возрастная психология отличается от других областей психологии тем, что она делает акцент на динамике развития. Поэтому ее называют генетической психологией (от греческого «генезис» ‑ происхождение, становление). Тем не менее, возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции ‑ восприятие, мышление, речь, память, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень развития притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Каждый возраст ‑ это свое, особое влияние окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая ‑ с точки зрения воспитателя, учителя. Предмет педагогической психологии ‑ изучение психологических закономерностей обучения и воспитания. Единство возрастной и педагогической психологии в том, что у них общие объекты изучения ‑ ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, которые являются объектами изучения возрастной психологии. Если изучаются в плане динамики возрастного развития, и объектами изучения педагогической психологии, если рассматриваются как обучающиеся и воспитуемые в процессе целенаправленных воздействий педагога.

Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом оговариваются и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития.

Возрастная психология тесно примыкает к психологии развития. Возрастная психология ‑ это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях человека разного возраста. В то время как психология развития ‑ это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии человека. Возрастную психологию нельзя представить себе вне развития как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей.

Возрастная психология, или психология возрастного развития, занимается изучением и представлением в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития человека при его переходе из одного возраста в другой, включая развернутые разносторонние содержательные психологические характеристики людей, относящихся к разным возрастным группам.

Возрастная психология отмечает основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении человека при его переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев, до нескольких лет для людей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма человека, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Возрастные изменения психологии и поведения данного типа называются эволюционными, так как они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями. Их следует отличать от революционных, которые, являясь более глубокими, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие изменения обычно приурочены к кризисам возрастного развития, возникающих на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Возрастные кризисы ‑ это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.

Еще один тип изменений, который может рассматриваться как признак развития, связан с влиянием конкретной социальной ситуации. Такие изменения можно назвать ситуационными. Они включают в себя то, что происходит в психике и поведении человека под влиянием организованного или неорганизованного обучения и воспитания. Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления. Ситуационные изменения психики и поведения индивида неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях.

Еще одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения индивида, которое обозначается с помощью понятия «возраст». Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяются.

Понятие «возраст» в психологии ассоциируется не с количеством лет, прожитых человеком, а с особенностями его психологии и поведения. Ребенок может выглядеть не по годам взрослым в своих суждениях и поступках; подросток или юноша во многом могут проявлять себя как дети. Свои возрастные особенности имеют познавательные процессы человека, его восприятие, память, мышление, речь и другие. Еще в большей степени возраст человека проявляется в особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения.

Возраст ‑ конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими). Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени ‑ характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые в основном лишь оказывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.

Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т.е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Третьей составляющей предмета возрастной психологии и одновременно психологии возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека. Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития. Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Если противоречия не находят своего разрешения, возникают задержки психического развития, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные нарушения, психоневрозы.

Условия развития определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты.

Законы психического развития определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые, можно этим развитием управлять.

2. Основные проблемы возрастной психологии

В возрастной психологии можно выделить основные проблемы, которые соотносятся с основными предметными областями исследований. Как известно, проблемой называется содержащий противоречие и, как следствие, трудноразрешимый в науке вопрос, на который невозможно в настоящее время получить однозначный и бесспорный ответ.

Одной из таких проблем является вопрос о том, что больше определяет психическое развитие человека: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды. Эту проблему можно обозначить как проблему органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. (Почему эту проблему трудно разрешить?)

Вторая проблема касается относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие человека. Под стихийным понимается обучение и воспитание, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов, под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайным образом складывающихся отношений с ними, не преследующих образовательные цели. Организованным называется такое обучение и воспитание, которое целенаправленно осуществляется специальной частной и государственной системами образования, начиная с семьи и заканчивая высшими учебными заведениями. Здесь более или менее четко определены и последовательно реализуются цели развития. Под них составляются программы и подбираются методы обучения и воспитания человека.

Третья проблема: соотношение задатков и способностей. Ее можно представить как ряд частных вопросов, каждый из которых достаточно труден для решения, а все они вместе взятые составляют действительную психолого-педагогическую проблему.

Четвертая проблема касается сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике человека.

Пятая проблема заключается в выяснении соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии человека.

3. Методы исследования возрастной психологии

Практически все общепсихологические методы теоретических и практических исследований вошли в методический арсенал возрастной психологии.

Из общей психологии в возрастную пришли все методы, которые используются для изучения когнитивных процессов и личности человека. Эти методы в большинстве своем адаптированы к возрасту и направлены на изучение восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. При помощи данных методов в возрастной психологии решаются те же задачи, что и в общей психологии: извлекается информация о возрастных особенностях познавательных процессов, происходящих при переходе его из одной возрастной группы в другую.

Дифференциальная психология обеспечивает психологию возрастного развития такими методами, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий людей. Особое место среди этой группы методов занимает метод близнецов. При помощи данного метода исследуются сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, которые дают важный научный материал для понимания роли наследственности и среды в формировании развития психики и личности человека. Интересные факты получены Т. Бушаром при исследовании 48 пар монозиготных близнецов, разлученных после рождения. Ученые сравнили их с небольшой группой гетерозиготных близнецов, воспитывающихся порознь, а также с большой группой моно- и гетерозиготных близнецов, росших вместе. Монозиготные близнецы, воспитывавшиеся раздельно, обнаружили большое сходство по целому ряду черт личности, таких, как чувство собственного благополучия, социальная активность, реакция на стресс, агрессия, сдержанность. У гетерозиготных близнецов независимо от того, воспитывались они вместе или порознь, во всех этих чертах отмечалось значительно меньшее сходство. При помощи метода близнецов получено немало свидетельств того, что эмоциональность, уровень активности и общительности человека могут быть обусловлены генетически, хотя вопрос о «весомости» вклада наследственности и среды в психическое развитие на всех этапах онтогенеза остается открытым.

Их социальной психологии в психологию возрастного развития пришла группа методов, посредством которых изучаются межличностные отношения в различных возрастных группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми. В данном случае социально-психологические методы исследования, как правило, адаптированы к возрасту людей. Это наблюдение, опрос, интервью, социометрические методы, социально-психологический эксперимент.

Наблюдение позволяет получить достаточно разнообразную и достоверную информацию о людях. Наблюдение ‑ преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Всякое наблюдение необходимо вести по определенной программе или плану. При правильной организации этот метод дает объективную картину поведения человека, т.к. наблюдаемый не знает, что исследователь фиксирует факты его жизнедеятельности, и ведет себя естественно. Наблюдая за поведением дошкольника в игровых ситуациях, школьника ‑ на учебных занятиях, взрослого ‑ при осуществлении профессиональной деятельности и т.д., психолог получает данные о человеке как целостной личности во взаимосвязи с его высказываниями, поступками, действиями.

Следовательно, наблюдение позволяет системно анализировать психологию развивающегося человека, что является достоинством этого метода. Факты, полученные методом наблюдения, очень ценны. В. Штерн в результате наблюдений за развитием своих дочерей подготовил два тома исследований о развитии речи. В 1925 году в Ленинграде под руководством Н.М. Щелованова была создана клиника нормального развития детей. Там наблюдали за ребенком 24 часа в сутки, и именно там были открыты все основные факты, характеризующие первый год жизни ребенка. Общеизвестно, что концепция развития сенсомоторного интеллекта была построена Ж. Пиаже на основе наблюдений за тремя своими детьми. Длительное (на протяжении трех лет) изучение подростков одного класса позволило Д.Б. Эльконину и Т.В. Драгуновой дать психологическую характеристику подросткового возраста.

Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдения должны вестись регулярно. Интервалы, с которыми должно вестись наблюдение, зависят от возраста того, за кем наблюдают.

Наблюдение может проводиться с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио-, и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.).

С помощью наблюдения можно обнаружить явления, встречающиеся в обычных, «нормальных» условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание особых условий, отличных от «нормальных».

Ограниченность использования метода наблюдения связана с несколькими причинами. Во-первых, слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психологических процессов затрудняет понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного. Во-вторых, наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить, мог бы испытуемый выполнить то или иное действие лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал. При наблюдении психолог не должен вносить коррективы в изучаемое явление. В-третьих, при наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений. В-четвертых, наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления у ребенка. В детской психологии процесс наблюдения осложняется еще и тем, что любая регистрирующая аппаратура влияет на естественность поведения ребенка, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (именно поэтому отдельным вопросом встает необходимость разработки и использования скрытой аппаратуры, подобный знаменитому «зеркалу Гезелла»). Самый серьезный недостаток метода это трудно преодолимая субъективность. Наблюдение в большой степени зависит от личности наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей, установок и отношений к наблюдаемому, а также от его наблюдательности и внимательности. В-пятых, наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых. Обычно наблюдение сочетается с экспериментом.

В психологии экспериментальные методы используются уже более 100 лет, они предполагают активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт.

Эксперимент от наблюдения отличается следующими особенностями:

— в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, а наблюдатель не может вмешиваться в наблюдаемые ситуации;

— экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

— в эксперименте возможно поочередное исключение отдельных условий (переменных), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

— эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий, а также допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме игры, в которой выражаются непосредственные интересы и актуальные потребности ребенка. Последние два обстоятельства являются особенно важными, так как отсутствие у ребенка непосредственного интереса к тому, что ему предлагают делать в психолого-педагогическом эксперименте, не позволяет ему проявлять свои интеллектуальные способности и интересующие исследователя психологические качества. В результате ребенок может показаться исследователю менее развитым, чем он есть на самом деле. Кроме того, нужно учитывать, что мотивы участия детей в психолого-педагогическом эксперименте проще, нежели мотивы участия взрослых в аналогичных исследованиях. Включаясь в эксперимент, ребенок обычно действует более сиюминутно и спонтанно, чем взрослый, поэтому на протяжении всего исследования необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к эксперименту.

В возрастной психологии широко применяются такие виды эксперимента, как констатирующий и формирующий. В констатирующем эксперименте определяется уровень и особенности развития детей, присущие им в настоящее время. Это касается как личностного развития и отношений ребенка с окружающими, так и интеллектуального развития. Каждое направление экспериментального исследования предполагает свой набор более конкретных методов. Выбирая ту или иную методику, психолог исходит из задачи, стоящей перед ним, возраста детей (разные методики рассчитаны на разный возраст) и условий проведения эксперимента, которые он может обеспечить.

Одним из ведущих методов в возрастной психологии является формирующий эксперимент. Формирующий эксперимент предполагает целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки определенных качеств, умений. Другими словами, это развивающий метод в условиях специально организованного педагогического процесса. Для иллюстрации приведем два примера формирующих экспериментов, осуществленных по разным методическим процедурам.

Пример 1. В.Я. Ляудис и И. П. Негурэ разработали специальную программу обучения учащихся вторых классов начальной школы письменной речи. В начале формирующего эксперимента, рассчитанного на 35 часов, дети сочиняли собственные тексты, а затем работали над их оформлением. По мнению авторов, развитие письменной речи происходит в процессе формирования умения свободно использовать родной язык при решении творческих задач. Мотивация второклассников обеспечивалась тем, что они сочиняли сказки для младших детей. Учитель сообщал, что воспитанники ближайшего детского сада попросили их сочинить сказки, так как все книжки, которые были у них в библиотеке, уже прочитаны, и детям нечего читать. Для обучения сочинению текстов были использованы различные приемы, заимствованные у Дж. Родари, а также разработанные самими авторами.

После обучения детей по экспериментальной программе было проведено сопоставление их умения пользоваться письменной речью с умением детей других классов (констатирующий эксперимент), где обучение письменной речи шло по обычным школьным программам. По всем проверяемым характеристикам дети экспериментальных классов показали более высокий уровень овладения этим умением.

Пример 2. Одним из важных показателей психологической готовности ребенка к обучению в школе является уровень его умственного развития. В частности, к моменту поступления ребенка в школу у него должно быть сформировано умение использовать знаково-символические средства. Моделирование ‑ один из видов знаково-символической деятельности, который необходимо специально формировать. Процесс обучения деятельности моделирования обоснован Н.Г. Салминой с сотрудниками. Предварительные исследования (констатирующий эксперимент) показали, что учащиеся начальной школы не владеют этой деятельностью в полной мере.

На начальном этапе формирующего эксперимента авторы использовали приемы, обеспечивающие мотивацию. В частности, обучение происходило в форме игры, суть которой состояла в следующем: ребенок задумывает картинку, строит ее модель, а учитель (или другой ученик) отгадывает картинку. Также детям показывали неправильно построенные модели, при этом акцентировалось внимание на факторах, которые делают невозможным отгадывание картинок.

Затем выдавались картинки с правилами моделирования в наглядном виде. Одновременно учитель формулировал эти правила в доступной форме, на нескольких примерах объясняя, как надо строить модель. После этого детям предлагались задания, где число частей в замещаемых ситуациях варьировалось от 2 до 10. Учитель ставил вопросы, давал указания, чтобы помочь учащимся в выявлении всех необходимых действий в нужной последовательности. Для поддержания мотивации учитель выдавал фишки за каждый правильный ответ.

Постепенно дети запоминали содержание карточки и производили моделирование без обращения к ней. Процесс моделирования протекал теперь в форме рассуждения. Учитель при этом ставил условие: объяснения должны быть понятны детям младшей группы детского сада. Это прием помогал получать более обстоятельные ответы. После прохождения всех этапов усвоения детям были предложены контрольные задания (констатирующий эксперимент). Их результаты показали, что дети научились действию моделирования, при этом научились выбирать удобные заместители и структурировать их.

В возрастной психологии часто используется метод срезов: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, например уровень развития интеллекта. В результате получают данные, характерные для этой группы детей ‑ детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе. Когда делается несколько срезов, подключается сравнительный метод: данные каждой группы сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены. В примере с изучением интеллекта мы можем выявить возрастные тенденции, сравнивая особенности мышления дошкольников из группы детского сада (5 лет), младших школьников из начальной школы (9 лет) и подростков из средних классов (13 лет).

Подбирая группу по какому-то признаку для проведения срезов, психологи стараются «уравнять» другие существенные различия между детьми ‑ следят, чтобы в группах было одинаковое количество мальчиков и девочек, чтобы дети были здоровы, без значительных отклонений в психическом развитии и т.д. Те данные, которые получают благодаря методу срезов, являются средними или среднестатистическими.

Лонгитюдный (лонгитюдиальный) метод исследования часто называется «продольным исследованием». С помощью этого метода изучают развитие одного и того же испытуемого длительное время. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.

В истории психологии известны такие длительные лонгитюдные исследования, как наблюдения А. Гезелла за 165 детьми в течение 12 лет. Подобную ценность имеют и дневниковые записи родителей, фиксирующие ежедневное развитие ребенка, и исторические мемуары, позволяющие глубже понять психологические особенности людей разных возрастов и поколений.

Развитие личности изучается с помощью бесед, письменных опросов, косвенных методов. К последним относятся так называемые проективные методы. Они основаны на принципе проекции ‑ перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств. Человек, посмотрев на картинку со смутно изображенными на ней фигурами (детский вариант тематического апперцептивного теста), рассказывает о них, исходя из своего опыта, наделяя персонажей своими заботами и переживаниями. Например, младший школьник, у которого главная проблема ‑ успеваемость, часто представляет себе эти ситуации как учебные; неуспевающий ученик сочиняет историю о том, как мальчика-лентяя отец ругает за очередную «двойку», а аккуратная отличница наделяет того же персонажа прямо противоположными свойствами. Тот же механизм проявляется в окончаниях рассказов, которые придумывают дети (методика завершения рассказа), в продолжении фраз (методика неоконченных предложений) и т.д.

Отношения между людьми, сложившиеся в группе, определяет социометрический метод.

Интеллектуальное развитие изучается с помощью разнообразных методик, но главным образом ‑ стандартизированных тестов. К ним относятся тесты Бине-Симона, Стенфорд-Бине, тест Векслера и др.

Анкетирование ‑ метод выявления биографических данных, мнений, ценностных ориентации, установок и личностных черт опрашиваемого.

Метод беседы (опроса) проводит подготовленный исследователь, и используют его для изучения детей дошкольного, школьного возраста, подростков и юношей. Для изучения детей дошкольного возраста метод применяется в ограниченных пределах. До четырех лет опрос проводится, как правило, таким образом, чтобы дети отвечали, указывая на предметы или изображения. Примером может служить опрос по картинкам, цель которого ‑ выяснить, как дети оценивают величину изображенных предметов и расстояние между ними. На нескольких картинках было нарисовано по две елочки, имеющие равную величину и находящиеся на разном расстоянии друг от друга. Детей спрашивали: «Где нарисованы большие елочки? Где нарисованы маленькие елочки? Какие елочки стоят близко? Какие елочки стоят далеко? Где нарисованы одинаковые елочки?» Ответом служило указание ребенка на то или другое изображение.

После четырех лет становится возможным и опрос, предполагающий словесные ответы детей, т.е. беседа в собственном смысле слова. Вопросы необходимо подбирать так, чтобы они были интересны и понятны ребенку, они не должны содержать подсказки, так как дети отличаются большой внушаемостью и отвечают утвердительно на вопросы типа: «Ты умеешь играть в шахматы?».

Вопросы либо полностью подготавливают заранее и задают всем детям в одной и той же последовательности, либо намечают в общих чертах и изменяют их в зависимости от ответа ребенка на предыдущий вопрос. Беседа с изменяющимися вопросами значительно продуктивнее, так как она дает возможность учесть индивидуальные особенности ребенка, но проведение такой беседы требует от исследователя глубокого понимания детей, гибкости и находчивости.

Исследователь должен помнить, что ответы ребенка зависят не только от содержания вопросов, но и от его отношения к исследователю. Тактичность, приветливость, способность чувствовать индивидуальность исследуемого ребенка решают успех беседы.

Ответы ребенка записывают буквально. При обработке материалов беседы детские высказывания осмысливают и соотносят с данными, полученными при помощи других методов.

Биографический метод ‑ способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Первоначально биографический метод применялся как описание прошедших этапов жизни человека, в дальнейшем он стал включать анализ актуальных и предполагаемых в будущем событий, а также исследование круга общения субъекта. Современный биографический метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив ее жизнедеятельности и взаимоотношений со значимым окружением, направлен на формирование и коррекцию жизненных программ и сценариев ее развития в онтогенезе.

Большинство перечисленных методов являются исследовательскими. Они позволяют в качестве результата получить нечто новое (факты, закономерности, механизмы психических процессов и т.д.). Помимо описанных методов в возрастной психологии существует множество методов, направленных на изучение: телесного развития и связанного с этим образа тела; личности ‑ эмоциональной сферы ребенка (фрустрированности, страхов, эмоциональной рефлексии и др.); его воли, мотивов; картины мира; нравственных эталонов и т.д. Каждый метод для конкретного исследования требует описания, обоснования, конструирования, проверки на надежность, валидность и стандартизацию.

В заключение следует сказать о необходимости соблюдать этические нормы работы психолога. Психолог несет моральную ответственность за тех детей, с которыми он работает, от него может зависеть судьба ребенка. Он так же, как и медик, должен, прежде всего, руководствоваться принципом «не навреди».

Задание для самостоятельной работы

1. Ответьте на следующие вопросы:

а) что понимают под развитием; каковы критерии развития; всякое ли изменение психики и поведения человека можно считать его развитием?

б)что определяет психическое развитие человека в большей степени: возрастные изменения психики или интеллектуальный рост?

2. Составьте текст беседы. Тему, цель беседы, последовательность вопросов, возраст детей выбираете произвольно;

3. Отметьте основые этапы формирующего эксперимента в Примере 2.

Список рекомендуемой литературы

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996. ‑ 180с.

2. Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. ‑ М.: институт практической психологии, 1998. ‑ 488с.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. ‑ М.: ТЦ «Сфера», 2001.‑ 464с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. ‑ 2-е изд. ‑ М.: Издательский Центр «Академия», 1998.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *