Что изучает возрастная анатомия и возрастная физиология
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Цикл лекций
Для специальностей
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
44.02.02 Преподавание в начальных классах,
44.02.01 Дошкольное воспитание
Составитель:Садовина Л.А. – преподаватель анатомии ГБПОУ Республики Марий Эл «Оршанский многопрофильный колледж им. И.К.Глушкова»
Пушкарёва Л.Д. – преподаватель ОМК высшей категории, председатель ПЦК преподавателей медико-биологических дисциплин
Анатомия. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов для специальностей: 44.02.02 Преподавание в начальных классах,
44.02.01 Дошкольное воспитание. /Составитель Садовина ЛА.. – Оршанка, 2015. – 72с.
Раздел «Введение. Предмет и содержание курса. Основные закономерности роста и развития организма».
Тема. Предмет и содержание курса « ВАФиГ». Организм как единое целое. Основные закономерности роста и развития (2часа).
Цель: дать общее представление о задачах и содержании АФГ; углубить знания об основных закономерностях роста и развития организма.
План.
1.Знакомство с содержанием и задачами курса АФГ, требования к студентам. 2. Понятие роста и развития.
3 Основные закономерности роста и развития детей.
1. Задачи и содержание курса ВАФиГ.
Организм человека — это сложная, целостная, саморегулируемая, самообновляемая и самовосстанавливаемая система. Состоит из клеток.
Уровни организации организма:
1. молекулярный (вирус, микроб).
2. клеточный (туфелька, амёба)
3. тканный (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная).
4. органный (сердце, желудок, почки, лёгкие)
5. системный (пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, костно-мышечная, выделительная. половая).
Деятельность всех структур организма, начиная с клетки и кончая всех систем органов, согласованна и подчинена единому целому.
Единство организма и среды.
И.М. Сеченов в определении организма включал и среду, влияющую на него. Физиология целостного организма изучает не только внутренние механизмы регуляции физиологических процессов, но и механизмы, обеспечивающие взаимодействие и единство с окружающей средой.
2. Понятие роста и развития.
Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения Функции целостного организма осуществляются только при тесном взаимодействии со средой. Организм реагирует на среду и использует её факторы для своего существования и развития. яйцеклетки, представляют собой непрерывный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами, жизни сводится не только к количественным, но и качественным изменениям.
Под развитием следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование ( приобретение организмом характерных, присущих ему форм ). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребёнка от организма взрослого, являетсярост, т.е. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров. В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах, таких, как кости, лёгкие, рост осуществляется преимущественно за счёт увеличения числа клеток; в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.
3. Основные закономерности роста и развития детского организма
Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами всех живых существ.
Развитие — это процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организма и взаимодействия всех его систем.
Развитие включает в себя 3 фактора:
Рост происходит за счёт увеличения числа клеток (кости, лёгкие), а также за счёт увеличения размеров самих клеток (мышцы, нейроны, почки, печень).
1.Непрерывность и неравномерность.
До начала периода полового созревания (предпубертационный) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.
2. Гетерохрония (разновременность) с явлениями опережающего созревания жизненно важных функциональных систем (ф.с.).
Учение о гетерохронии выдвинул русский учёный физиолог П.К.Анохин.
Это ф.с. сосания, передвижения, питания, дыхания, речи и др.
— в крови человека тромбина столько, что его хватило бы для свёртывания крови 500человек;
— аорта выдерживает давление до 20 атмосфер;
— у мужчин за 1 эякуляцию выделяется до 500 млн. сперматозоидов, тогда как яйцеклетку оплодотворяет только один.
3. Успехи медицины, снижение заболеваемости, формы и развитие физкультуры и спорта, печати, радио, телевидения, культуры, компьютеризация и др.
4. Развитие городов, транспортных средств привело к расширению географии браков, молодые становятся выше ростом и созревают раньше своих родителей.
5. Стимулирующее воздействие на организм малых доз космических излучений.
Тема. Возрастная периодизация. Нервная и гуморальная регуляция (2часа).
Цель: дать общее представление о возрастной периодизации, принятой в науке анатомии, нервной и гуморальной регуляции.
План:
1. Возрастная периодизация.
2. Нервная и гуморальная регуляция функций организма.
Возрастная периодизация.
В процессе онтогенеза отдельные органы и системы органов созревают постепенно и завершают своё развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония (разновременность) созревания обуславливает особенности функционирования организма детей разного возраста.
Выделяют определённые этапы и периоды развития
1 этап. Пренатальный (дородовый, внутриутробный)
Периоды: а) зародышевый (2 месяца);
б) плодный (7 месяцев);
2 этап Постнатальный (послеродовый, внеутробный)
Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков. расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета. прорезывание зубов, развитие желёз внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу.
Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Индивидуальные различия в процессах роста и развития могут изменяться в широких пределах. Особенно сильно эти различия проявляются в период полового созревания.
У большинства детей степень развития организма (биологический возраст) совпадает с календарным (паспортным) возрастом. Однако есть дети, у которых биологический возраст опережает паспортный или отстаёт от него.
Учителям физической культуры необходимо учитывать не только паспортный возраст, но и биологический возраст.
Биологический возраст определяют преимущественно по степени развития вторичных половых признаков.
Знание возрастных особенностей детей и подростков позволяет правильно планировать учебные занятия, дозировать объём и интенсивность физической нагрузки, решать вопросы ранней специализации в спорте, содействуя укреплению здоровья детей.
Головной мозг
И их возрастные особенности
Поверхность Б.П. изрезана большим количеством борозд, между которыми находятся извилины.
Лобная доля расположена впереди центральной борозды. В ней различают 4 основные извилины: предцентральную, верхнюю, среднюю и нижнюю лобные.
Теменная доля находится сзади центральной борозды. Она имеет 3 извилина: постцентральную, верхнюю и нижние теменные дольки. Височная доля лежит ниже боковой борозды. На ней выделяют 3 извилины: верхнюю, среднюю и нижнюю височные.
Затылочная доля находится позади теменно-затылочной борозды и заканчивается затылочным полюсом. Борозды на затылочной доле непостоянны по количеству и направлению.
Нижняя поверхность полушарий представлена нижними поверхностями лобной, височной и затылочной долей. На нижней поверхности лобной доли проходит обонятельная борозда, в которой лежит обонятельная луковица, обонятельный тракт, переходящий в обонятельный треугольник, которые в совокупности образуют обонятельный мозг.
1) К моменту рождения кора Б.П. имеет такой же тип строения как и у взрослого.
2) Поверхность коры Б.П. увеличивается за счёт формирования борозд и извилин.
3) Кора Б.П. быстро развивается на 1-м году жизни, зреют нейроны, происходит миелинизация нервных волокон.
Пластичность типов ВНД.
Свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут под действием воспитания и обучения меняться, т.к. нервная система ребёнка пластична, т.е. способна к изменениям. Тип В.Н.Д. складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которым подвергается человек в процессе жизни. Пластичность нервной системы И.П. Павлов называл “важнейшим педагогическим фактором”. Дети неуравновешенного типа под действием воспитания приближаются к уравновешенному типу. Чем моложе человек, тем пластичнее, т.е более изменчива нервная система. Наиболее трудными следует считать детей с неуравновешенной В.Н.Д., особенно тех, кто были определены как взрывчатые и распущенные. Однако, если правильная воспитательная работа ведётся с самого раннего детства, то можно значительно уменьшить дурные проявления, смягчить их, привив ребёнку прочные навыки, которые предотвратят бесконтрольное влияние инстинктов, а также чрезмерную агрессивность и запальчивость.
В зависимости от уравновешенности сигнальных систем И.П. Павлов выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:
1. Художественный тип: характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.
2. Мыслительный тип: это люди с преобладанием второй сигнальной системы, “мыслители”, с выраженной способностью к абстрактному мышлению.
3. Смешанный (средний) тип: к этому относятся большинство людей с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.
Тема. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования (2часа).
Цель: познакомить с биологическими ритмами, нейрофизиологическими основами сна-бодрствования.
План: 1. Понятие сна, его значение, механизмы сна, сновидения
3. Продолжительность и гигиена сна детей.
Виды сна.
1. Нормальный физиологический сон:
Быстрый сон крайне необходим человеку. Лишение быстрого сна только в течение одной ночи приводит к раздражительности, быстрому нервному утомлению. Более длительное отсутствие быстрого сна может привести к расстройству психики.
Восприимчивость к гипнозу зависит
а) от индивидуальных особенностей нервной системы.
б) от обстановки, где проводится сеанс гипноза.
в) от личных качеств врача-гипнотизёра.
г) от желания больного подвергнутся гипнозу.
4. Патологические сны:
Строение глаза.
Обеспечивает восприятие, проведение, анализ и синтез зрительных раздражений.
2. Сосудистая оболочка содержит множество кровеносных сосудов и пигментные клетки. Она делится на 3 части: радужку, ресничное тело и собственно сосудистую оболочку.
Ресничное тело находится на месте перехода склеры в роговицу. Это утолщение (валик) сосудистой оболочки, его основу составляет ресничная мышца.
Собственно сосудистая оболочка занимает 2/3 задней части глазного яблока. В ней находятся эластические волокна, кровеносные и лимфатические сосуды и пигментные клетки.
Ядро яблока включает жидкость передней и задней камер, хрусталик и стекловидное тело
Слезная железа расположена в верхнем латеральном углу глазницы. Она постоянно вырабатывает слезу и выделяет её в щелевидное пространство верхнего века. Слеза омывает глазное яблоко.
Проводящие пути зрительного анализатора представлены зрительным нервом.
Световые лучи, пройдя через светопреломляющую среду (роговицу, жидкость камер, хрусталик, стекловидное тело) воспринимаются на сетчатке фотосенсорными клетками (колбочки и палочки), от которых по зрительному нерву нервные импульсы идут в подкорковые центры верхних холмиков среднего мозга, зрительные бугры и латеральные коленчатые тела промежуточного мозга, а затем в центральный отдел зрительного анализатора, который находится в зрительной зоне, где происходит высший анализ и синтез зрительных раздражений.
колбочки зрительный зрительная
З А == палочки + нерв + зона
Возрастные особенности.
1. У новорождённых орган слуха сформирован и способен нормально функционировать.
2. Наружный слуховой проход у них короткий и узкий, в первое время расположен вертикально. До 1-го года наружный слуховой проход состоит из хряща, который впоследствии окостеневает.
3. Барабанная перепонка толще, чем у взрослых и расположена горизонтально.
6. Острота слуха, т.е наименьшая сила звука, которая может вызвать звуковое ощущение, увеличивается в среднем и старшем школьном возрасте (14-15 лет).
У детей следует развивать слух слушанием музыки, обучением игры на музыкальном инструменте, пением. Развивать голос. Во время прогулок, экскурсий следует приучать детей слушать шум леса, пение птиц, шорох листьев, плеск воды и т.д.
Гигиена слуха.
1. Для слуха человека чрезвычайно вредны сильные звуки. которые не только притупляют слух, но и понижают возбудимость клеток коры больших полушарий, ухудшают координацию движений, снижают остроту зрения. приводят к торможению. Необходима борьба с шумами в школе.
3. Мастерские, гимнастические залы должны находится на первом этаже в отдельном крыле или пристрое к основному зданию.
4. Длина классной комнаты должна быть 8 м. и обеспечивать чёткое восприятие речи учителя и ясное различение написанного на доске.
5. Не допускать чрезмерных шумов, криков в помещениях. Воспитывать у детей чувства сохранения рабочей обстановки, соблюдение тишины.
6. Беречь уши в холодное время, ветряные дни, особенно после бани.
8. Детей с пониженным слухом сажать за первые столы.
Механизм восприятия звука.
При колебании волокон спиральной мембраны колеблются расположенные на ней чувствительные волосковые клетки. Возникшее в них возбуждение по нервным волокнам преддверно-улиткового нерва передаётся в слуховую зону (височная доля), где происходит тонкий анализ сложных звуков.
Значение речи учителя.
Негромкая, ясная, небыстрая речь учителя, эмоционально окрашенная, способствует наилучшему её слуховому восприятию учащимися и усвоению учебного материала. Слова следует произносить чётко. Монотонная речь учителя способствует возникновению у учащихся дремотного состояния, где учебный материал воспринимается с трудом.
Речь учителя должна быть живой, богатой интонацией, образной и чаще адресоваться к зрительному воображению учащихся.
Наибольшая нагрузка во время уроков приходится на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы.
Классификация мышц.
2. по направлению волокон: мышцы с параллельным расположением мышечных волокон; мышцы перистые (ног); мышцы с круговым расположением волокон (глаза, рта, вокруг отверстий).
3. по функции: сгибатели-разгибатели, отводящие-приводящие, пронаторы-супинаторы.
4. по глубине залегания: поверхностные, глубокие.
5. по топографии: мышцы спины, шеи, груди, живота и т.д.
6. по отношению к суставам: одно-, дву- и многосуставные.
Работа и сила мышц
Сокращаясь, мышцы совершают работу. Существует 2 вида работы: статистическая и динамическая.
Для каждого вида мышечной деятельности нужно подобрать средний (оптимальный) ритм и величину нагрузки, при которых будет выполнена наибольшая работа, а утомление будет развиваться постепенно.
Основные группы мышц.
Мышцы делятся на мышцы туловища (спины, шеи, груди, живота), головы (мимические, жевательные), мышцы верхних и нижних конечностей.
а) К мышцам спиныотносятся трапециевидная, широчайшая мышца спины, ромбовидная и др.
б) К мышцам шеи : подкожная мышца шеи, грудино-ключично-сосцевидная, лестничные и др.
в) К мышцам груди: малые и большие грудные, передние зубчатые, наружные и внутренние межрёберные, диафрагма и др.
г) К мышцам живота: прямая наружная и внутренняя косые, поперечная, которые образуют брюшной пресс.
б) Жевательные мышцы: одним концом крепятся к нижней челюсти и приводят её в движение. К ним относятся: височная, жевательная, внутренняя и наружная крыловидные.
III. Мышцы конечностей
Системы детей».
Тема. Понятие об эндокринной системе, гормональной деятельности желёз внутренней секреции (2 часа).
Цель:сформировать общие представления о гормонах, типах желёз, железах внутренней секреции и их роли в организме.
Оборудование: таблица «Эндокринная система».
План: 1. Типы желёз в организме человека.
2. Гормоны, их свойства и значение.
3. Влияние гормонов гипофиза на рост и развитие детского организма.
4. Влияние гормонов щитовидной железы на рост и развитие детского организма
Железы внешней секреции вырабатывают секреты, которые через выводные протоки выделяются в полость или на поверхность тела (слюнные, желудочные, кишечные, потовые, молочные, сальные и др.).
Железы внутренней секреции выводных протоков не имеют, а их секреты (гормоны) выделяются в кровь и разносятся по организму (гипофиз, щитовидная, вилочковая железы, надпочечники и др.).
К смешанным железам относятся поджелудочная и половые железы.
Свойства гормонов: 1. Гормоны обладают высокой биологической активностью, т.е. в ничтожно малых количествах оказывают мощное воздействие на организм. Так 1 г. адреналина усиливает работу 100 млн. сердец лягушек. 1 г инсулина понижает содержание сахара в крови 125 тыс. кроликов.
2. Гормоны обладают специфичностью их действия, т.е.оказывают влияние на определённые органы и определённые функции.
Предмет, задачи и методы исследований возрастной анатомии, физиологии и гигиены
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет, задачи и методы исследований возрастной анатомии, физиологии и гигиены
Целью дисциплины « Возрастная а натомия и физиология » является формирование знаний о функциях организма человека на различных этапах онтогенеза для правильной организации работы с разными возрастными группами населения и повышения ее эффективности и качества на основе индивидуального подхода.
1. Формирование основных представлений об уровнях строения и жизнедеятельности организма человека, его целостности и особенностях взаимодействия с окружающей средой.
4. И зуч ение гигиенически х средств и метод ов сохранения и укрепления здоровья детей.
Естественный эксперимент – проводится в естественных условиях. Например, исследование влияния различных педагогических технологий на развитие когнитивных функций или влияния применения оздоровительных технологий на здоровье детей и подростков.
Лабораторный эксперимент – изучение функций организма в специально организованных условиях.
— Антропометрия – это измерение морфологических характеристик тела для оценки физического развития. Масса и длина тела, окружность грудной клетки и талии, обхват плеча и голени, толщина кожно-жировой складки измеряются с помощью медицинских весов, ростомера, антропометра и других специальных приспособлений.
— Физиометрия — определение параметров функциональных возможностей организма и динамике протекания тех или иных функциональных процессов в нем. Например, измерение жизненной емкости легких, запись дыхательных движений (спирограмма) – важнейшие приемы исследования функции дыхания. Работу сердца изучают с помощью электрокардиографии, эхокардиографии. Для измерения кровяного давления используют специальные манометры, а скорость протекания крови по сосудам тела измеряют с помощью механических или электрических плетизмографов. Огромный прогресс в исследованиях функции мозга достигнут благодаря изучению электроэнцефалограммы – электрических потенциалов, вырабатываемых клетками мозга в процессе их жизнедеятельности. В исследовательских целях применяют рентгеновские, ультразвуковые, магниторезонансные и другие методы. Современные физиологические приборы обычно оборудованы специализированными компьютерами и программным обеспечением, которые значительно облегчают работу исследователя и повышают точность и надежность получаемых результатов.
— Биохимические методы позволяют изучать состав крови, слюны, мочи и других жидких сред и продуктов жизнедеятельности организма. С помощью биохимических и гистохимических методов удается выяснить возрастные изменения содержания и активности многих ферментов непосредственно в тканях организма.
— Функциональные пробы . Применяются для исследования физиологической системы в процессе ее функциональной активности. Например, дозированные нагрузки (умственные – для выяснения механизмов умственной работоспособности, физические – для оценки мышечной работоспособности и ее физиологических механизмов); пробы с произвольной активацией или задержкой дыхания – при исследовании дыхательной функции; водные и солевые нагрузки – при оценке функциональных возможностей выделительной системы; температурные воздействия – при изучении механизмов терморегуляции и т.п. Важнейшее значение функциональные пробы имеют при изучении системной организации деятельности головного мозга, поскольку именно в процессе решения тех или иных задач как раз и проявляются возрастные особенности организации взаимодействия мозговых структур.
4. Моделирование экспериментальное и математическое. Естественный эксперимент не способен обеспечить решение всех задач, возникающих в процессе изучения физиологических закономерностей роста и развития. В связи с этим экспериментатор вынужден использовать различного рода модели. Например, изучение закономерностей ростовых процессов у лабораторных животных представляет собой экспериментальную модель, с ее помощью выявляются многие аспекты развития, которые нельзя изучать при исследовании детей. В частности, анализ возрастных преобразований на тканевом и клеточном уровне проводится почти исключительно на экспериментальных моделях с использованием лабораторных животных.
В тех случаях, когда теоретическая схема протекания того или иного процесса позволяет описать его на языке математических алгоритмов, используют математические модели. Такое моделирование позволяет прогнозировать результаты воздействий, которые невозможно или крайне сложно осуществить в реальной жизни. Математические модели, как правило, не позволяют добыть новые научные факты, но дают возможность исследователю убедиться, насколько верна логика, которую он выстроил для объяснения наблюдаемых эффектов. Кроме того, математические модели позволяют вычислять предельно допустимые параметры тех или иных воздействий, а также параметры максимальных ответных реакций организма на разного рода экстремальные воздействия. Таким образом, математические модели не могут заменить физиологический эксперимент, но позволяют сделать его безопасным, не несущим риска для здоровья испытуемого.
Статистические методы и системный анализ . Все количественные показатели и все научные выводы в физиологии развития носят статистический характер, т. е. отражают наиболее вероятное протекание событий или наиболее вероятный уровень измеряемого показателя. Для работы с подобными вероятностными величинами разработаны специальные математические приемы, которые основаны на теории вероятности и называются статистическими методами. Статистический анализ позволяет вскрывать наиболее существенные закономерности, функциональные связи и строить математические модели происходящих процессов. Особое значение в физиологии развития имеют методы системного анализа, позволяющего рассматривать организм не как набор отдельных органов и физиологических систем, а как единую систему, саморегулирующуюся и способную приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Организм человека как единое целое
Организм человека представляет собой сложно организованную систему многочисленных взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. В настоящее время в организме человека принято различать клеточный, тканевый, органный и системный уровни организации.
Структурной единицей организма человека, как и любого живого существа, является клетка. В основе жизнедеятельности организма лежат такие важные функции клеток, как обмен веществ, рост, развитие, движение, раздражимость, размножение. Кроме того, клетка является хранителем генетической информации. Совокупность клеток, сходных по строению, имеющих общее происхождение и выполняющих одинаковые функции образует ткань.
По выполняемым функциям ткани подразделяют на четыре группы: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервные.
1. Эпителиальные ткани образуют наружные покровы тела и выстилают многие полости внутренних органов (слизистая оболочка внутренних органов, кожный эпителий, железы внешней и внутренней секреции).
а). Покровный эпителий. Занимает пограничное положение, отделяя внутреннюю среду от внешней, выполняет функцию обмена веществ между организмом и внешней средой и защитную функции.
В них клетки плотно прилегают друг к другу, поэтому межклеточного вещества очень мало. Такое строение ткани затрудняет проникновение в организм микробов, вредных веществ. Часто клетки эпителиальной ткани располагаются многочисленными слоями, надежно защищая расположенные под ними органы.
б). Железистый эпителий образует эпителиальные железистые клетки, синтезирующие и выделяющие секреты.
2. Соединительные ткани . К собственно соединительным тканям относятся: а). рыхлая волокнистая ткань – заполняет промежутки между органами, окружает кровеносные сосуды.
б). плотная волокнистая (неоформленная и оформленная) ткань – образует сухожилия и связки.
Кроме того, выделяют ткани со специальными свойствами:
а). ретикулярная ткань – образует ткань кроветворных органов;
б). жировая ткань (белый жир и бурый жир) – обеспечивает терморегуляторную, трофическую, формообразующую функции;
в). твердые скелетные ткани – костная и хрящевая. Костная ткань обеспечивает опорно-двигательную и кроветворную функции.
— эластический хрящ (ушная раковина, хрящи гортани);
— волокнистый хрящ ( межпозвоночные диски, суставные диски и мениски).
3. Мышечные ткани . Основным свойством мышечной ткани является способность к сокращению, которая осуществляется за счет сократимых белков (актина и миозина). Различают поперечно-полосатую и гладкую мышечные ткани.
Поперечнополосатые мышечные ткани образуют скелетную мускулатуру. Они состоят из мышечных волокон, длина которых может составлять от нескольких миллиметров до 10-12 см. В функциональном отношении они относятся к произвольным мышцам, т. е. сокращаются по воле человека. Гладкие мышечные ткани образуют мускулатуру внутренних органов (стенки сосудов, кишечника, бронхов, мочевого пузыря, мочеточников и т. д.). Это веретенообразные клетки, в цитоплазме которых имеются одно палочковидное ядро и миофибриллы. Гладкие мышцы сокращаются непроизвольно, для них характерны длительные тонические сокращения и относительно медленные движения.
Глиальные клетки: эпендимоциты (обеспечивают циркуляцию спинно-мозговой жидкости), астроциты (выполняют опорную функцию, трофическую и экскреторную функции, создают гематоэнцефалический барьер), олигодендроциты (образуют миелиновую оболочку), микроглия (выполняют защитную функцию, уничтожают токсические вещества и погибшие нейроны).
Ткани образуют органы – структуры, занимающие определенное положение, имеющие особое строение и выполняющие определенную функцию.
Органы, совместно выполняющие сложные акты деятельности, объединяются в физиологические системы :
Взаимосвязанная и нормальная жизнедеятельность всех составных частей организма человека возможна только при условии сохранения относительного физико-химического постоянства его внутренней среды, т.е. гомеостаза.
На постоянном уровне поддерживаются следующие физико-химические показатели внутренней среды :
Изоволемия – постоянный объем крови.
Изоосмия – постоянное количество осмотически активных веществ. Осмотическое давление крови создается в основном NaCl (0,9%).
Постоянное онкотическое давление крови. Онкотическое давление крови обеспечивается белками плазмы крови – альбуминами, глобулинами.
рН крови поддерживается на уровне 7,37 – 7,43 ед.
Изотермия – поддержание постоянной температуры.
Регуляция функций в организме
На основе принципа обратной связи в организме поддерживается на относительно постоянных величинах уровень артериального давления, температура тела, концентрация глюкозы, физико-химические показатели крови и др.
Гуморальная регуляция – филогенетически более древняя форма регуляции функций. Осуществляется через жидкие среды организма (кровь и лимфу) с помощью биологически активных веществ. К биологически активным веществам относятся гомоны эндокринных желез, нейрогормоны нервной системы (адреналин, норадреналин, эндорфины, энкефалины), гормоны желудочно-кишечного тракта.
Нервная регуляция – обеспечивает наиболее адекватные и быстрые реакции на любые внешние и внутренние раздражители. Любые физиологические процессы, в том числе сдвиг параметров гемеостаза регистрируется баро-, хемо-, механо-, терморецепторами организма, информация передается в центральную нервную систему (ЦНС), которая анализирует поступающую информацию, принимает решение и передает сигналы на исполнительные органы.
Нервный и гуморальный механизмы регуляции взаимосвязаны, т.е. в организме существует единая нервно-гуморальная регуляция функций, осуществляемая через гипоталамо-гипофизарную систему (гипоталамус – отдел промежуточного мозга, гипофиз – центральная эндокринная железа). Образование и поступление во внутреннюю среду гормонов и биологически активных веществ контролируется нервной системой. В свою очередь, биологически активные вещества оказывают влияние на нервные клетки, изменяя их функциональное состояние.
3. Рост и развитие организма детей и подростков
Онтогенез, т.е. индивидуальное развитие организма – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).
В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй – от момента рождения до смерти человека. Пренатальный этап в среднем длится 280 дней. Продолжительность второго для всех людей различна и в нем выделяют следующие периоды развития: ранний, зрелый и заключительный (период старения).
Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции. Развитие включает в себя 3 основных процесса: рост, дифференцировку органов и тканей и формообразование.
Рост – увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков. Рост осуществляется за счет процессов гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул, а также за счет гипертрофии – увеличения размеров клеток.
Процессы гиперплазии наиболее интенсивно протекают в период внутриутробного развития и менее интенсивно после рождения. В постнатальный период некоторые клетки теряют способность к делению. Так, образование новых мышечных клеток возможно только первые 4 месяца после рождения. После рождения новые нервные клетки не образуются. Дальнейшее увеличение массы и объема головного мозга происходит в основном за счет образования огромного количества нервных отростков и синаптических контактов.
Дифференцировка – приобретение клетками и тканями специфичности и специализации.
Формообразование – приобретение организмом характерных, присущих ему форм.
Закономерности роста и развития
К общим закономерностям роста и развития относят:
1. Генетическая детерминированность.
Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определенного признака, называется геном. Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Комбинации этих признаков могут быть самые разные. Комбинация унаследованных признаков определяет «генный портрет» человека – его генотип. Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека – его фенотип. Таким образом, каждому человеку присуща индивидуальная генетическая программа развития.
Стадийность. Рост и развитие индивидуума протекает стадийно. При этом последовательность стадий определяется генетически.
Неравномерность развития. Длина тела и его масса являются интегральными показателями, позволяющими судить о физическом развитии человека. Организм ребенка развивается неравномерно: существует 2 скачка интенсивного роста детского организма. Первый наблюдается до 7 лет, затем наблюдается задержка роста и вновь бурный скачок роста с 12-13 лет. Эти скачки связаны с тем, что после рождения на ребенка действует огромное количество раздражителей, которые стимулируют рост. Постепенно, к 7-ми годам, ребенок адаптируется ко всем раздражителям окружающей среды, поэтому происходит замедление в его развитии. В 12 лет в организме начинается пубертатный период, связанный с интенсивным выделением гормонов. Эти раздражители являются стимуляторами роста.
Гетерохронность – неодновременное созревание функциональных систем. Учение о гетерохронии выдвинул П.К. Анохин. Эта закономерность лежит в основе системогенеза.
Согласно учению системогенеза, функциональные системы созревают неравномерно, включаются в работу поэтапно, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.
Прежде всего развиваются и совершенствуются те органы и системы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Системогенез особенно четко выявляется на стадии эмбрионального развития. Например, сердце уже начинает функционировать на 3-ей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.
Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных анатомо-физиологических преобразований. В постнатальном периоде выделяют 3 таких критических периода или «возрастных криза».
Первый критический период наблюдается в возрасте от 2 до 3,5 лет, т.е. период, когда ребенок начинает активно двигаться. При этом резко возрастает сфера его общения с внешним миром, происходит интенсивное формирование речи и сознания. В этот период велика возможность перенапряжения нервной системы и появления различных психических заболеваний.
В этот период онтогенеза важно принять меры по предупреждению детского травматизма, т.к. около 40% смертных случаев при детских бытовых и транспортных травмах приходится на первое 4-х летие ребенка.
Второй критический период приходится на возраст 6-8 лет. В этом возрасте заканчивается сенситивный (благоприятный) период для развития речи и формирования памяти. В 6-8 лет хорошо осваивается тонкая моторика – лепка, игра на музыкальных инструментах, спортивные упражнения. Дети, воспитанные в условиях изоляции (в кладовках, подвалах) теряли сенситивные периоды и в последующем они с большим трудом выучивали несколько слов и осваивали сложные движения.
Третий критический период – пубертатный. Связан с изменением в организме гормонального баланса, созреванием половой системы. В этот период происходит интенсивное физическое развитие и формирование интеллектуальных способностей. Характеризуется повышенной ранимостью нервной системы – «переходный возраст».
Под акселерацией понимается ускорение темпов роста и развития детей и подростков, а также абсолютное увеличение размеров тела взрослых. Этот термин был предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных, полученных в начале 20-х годов XX века с данными 30-х годов XIX века, когда начали проводить антропометрические исследования детей.
В настоящее время выделяют акселерацию эпохальную и внутригрупповую.
Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Она проявляется уже на стадии внутриутробного развития. У современных новорожденных длина тела больше на 0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти различия возрастают. У современных детей раньше происходит становление репродуктивных функций. Существуют доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем.
Внутригрупповая акселерация – ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Внутригрупповые акселераты характеризуются более высоким ростом, большей мышечной силой и возможностями дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание и раньше заканчиваются процессы роста. Таким образом, внутригрупповая акселерация часто сочетается с повышением физиологических возможностей организма.
Однако, индивидуальная акселерация нередко сопровождается дисгармоническим развитием различных систем и функций, что приводит к физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей. У детей с повышенными темпами развития чаще наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, нервные расстройства, кариес зубов, повышенное артериальное давление.
После 60-70-х годов стали проявляться негативные явления акселерации. В первую очередь, диспропорциональность физического развития, особенно в сторону избыточности массы тела. Вторым негативным явлением акселерации является уменьшение жизненной емкости легких и снижение мышечной силы. Причиной дисгармоничности физического развития современных детей и подростков является низкая двигательная активность.
Биологические механизмы акселерации:
1. В первую группу входят физико-химические гипотезы. Е.Кох считал, что современные дети подвергаются более интенсивному воздействию солнечных лучей, являющихся, по его мнению, стимулятором роста. По мнению Тайбера, стимулирующее влияние на рост и развитие оказывают электромагнитные волны, возникающие при работе многочисленных радиостанций. Д’Руддер связывает акселерацию с возможным изменением уровня радиации. Но большинство исследователей склоняются к гипотезе о стимулирующем влиянии отходов промышленного производства. Промышленные отходы, оказываясь в воздушной среде, попадая с питьевой водой, продуктами питания в небольших дозах обладают мутагенными свойствами и поэтому способны оказывать биостимулирующий гетерозисоподобный эффект.
2. Во вторую группу входят гипотезы, объясняющие акселерацию изменением социальных условий: улучшение питания (Н.Ленч), медицинского обслуживания (М.Кривогорский) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.
3. Третья группа – это гипотезы, согласно которым акселерация является результатом циклических биологических изменений гетерозиса и других явлений. Эффект гетерозиса связан с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.
Ретардация – явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.
Причины ретардации.
Различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения. Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за более короткий срок.
Различные факторы социального характера.
Существенное отрицательное влияние оказывают социальные факторы: в меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей – отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях. Дети, воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах, отстают в своем развитии на 1,5-2 года от сверстников.
4. Возрастные особенности развитие нервной системы
Нервная система:
1. Координирует и регулирует деятельность всех органов и систем обеспечивая функционирование организма как единого целого.
2. Осуществляет связь организма с окружающей средой.
3. Осуществляет адаптацию организма к изменениям окружающей обстановки.
4. Поддерживает постоянство его внутренней среды.
5. Обеспечение сознания и всех видов психической деятельности.
Строение нервной системы
Центральная нервная система
Периферическая нервная система
Соматическая нервная система
Вегетативная нервная система
Симпатическая нервная система
Парасимпатическая нервная система
Строение и функции центральной и периферической нервной системы
Периферическая нервная система
Соматическая нервная система – обеспечивает
Восприятие внешних раздражений сенсорными системами.
Двигательные реакции, осуществляемые скелетной мускулатурой.
Вегетативная нервная система включает два морфологически и функционально отличающихся отдела: симпатический и парасимпатический.
Функции : 1. Обеспечивает афферентную иннервацию всех внутренних органов, сосудов и потовых желез, а также трофическую иннервацию скелетной мускулатуры.
2.Регулирует обмен веществ в организме.
3. Обеспечивает размножение и развитие
Центральная нервная система
Спинной мозг. Функции спинного мозга:
Проводниковая функция – по восходящим путям информация от рецепторов передается в отделы головного мозга, по нисходящим путям – из головного мозга к исполнительным органам.
Рефлекторная функция – нервные центры контролируют безусловные двигательные рефлексы (коленный рефрекс, ахиллов рефлекс), координируют работу мышц-антагонистов (сгибатели и разгибатели), контролируют вегетативные рефлексы (сосудодвигательные, потоотделение, половые рефлесы и др.).
Продолговатый мозг. К моменту рождения он вполне развит как в анатомическом, так и функциональном отношении. Его масса достигает 8 г у новорожденного. По мере развития плода размеры нервных клеток продолговатого мозга увеличиваются, а размеры ядра с ростом клетки относительно уменьшаются. С их развитием связано становление в онтогенезе регуляторных механизмов дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварительной и др. систем.
Мозжечок. В эмбриональном периоде развития сначала формируется древняя часть мозжечка – червь, а затем – его полушария. На 4-5-м месяце внутриутробного развития разрастаются поверхностные отделы мозжечка, образуются борозды и извилины. Наиболее интенсивно мозжечок растет в первый год жизни, особенно с 5-го по 11-й месяц, когда ребенок учится сидеть и ходить. К 3 годам размеры мозжечка приближаются к его размерам у взрослого. Полное формирование клеточных структур мозжечка осуществляется к 7-8 годам.
Нейроны мозжечка контролируют координацию тела в пространстве, обеспечивают согласованную деятельность мышц.
Варолиев мост. Развитие моста связано с формированием ножек мозжечка и установлением связей мозжечка с другими отделами центральной нервной системы. Внутреннее строение моста у ребенка не имеет отличительных особенностей по сравнению с взрослым человеком. Ядра расположенных в нем нервов к периоду рождения уже сформированы.
Средний мозг. Его форма и строение почти не отличаются от взрослого. Красное ядро и черная субстанция обеспечивают регуляцию мышечного тонуса и координацию движений. Нейроны верхних бугров четверохолмия организуют зрительные ориентировочные рефлексы, нейроны нижних бугров – слуховые ориентировочные рефлексы. Ядро глазодвигательного нерва обеспечивает поднятие верхнего века, регулирует движение глаз вверх, вниз и к носу, ширину зрачка и кривизну хрусталика. Ядро блокового нерва обеспечивает опускание верхнего века.
Промежуточный мозг. Состоит из таламуса, или зрительного бугра, эпиталамуса, или надбугорной области и гипоталамуса, или подбугорной области. Ядра гипоталамуса созревают в разное время, в основном к 2-3 годам. К моменту рождения структуры серого бугра еще полностью не дифференцированы, что приводит к несовершенству теплорегуляции у новорожденных и детей первого года жизни. Дифференциация клеточных элементов серого бугра заканчивается позднее всего – к 13-17 годам. Таламус обеспечивает обработку и интеграцию практически всех сигналов, идущих в кору головного мозга, принимает участие в регуляции и определяет функциональное состояние организма в целом.
Гипоталамус обеспечивает интеграцию вегетативной, соматической и эндокринной регуляции. Имеет центры терморегуляции, организации пищевого поведения, полового поведения, эмоционального поведения.
Кора больших полушарий. К 5 месяцам внутриутробного развития образуются основные борозды. Вторичные борозды появляются после 6 месяцев.
К моменту рождения кора больших полушарий имеет такое же количество нервных клеток (14-16 млрд.), как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы по строению, имеют простую веретенообразную форму и очень небольшое количество отростков. Кора больших полушарий относительно тоньше, корковые слои слабо дифференцированы, а корковые центры недостаточно сформированы. После рождения кора больших полушарий развивается быстро.
В развитии коры больших полушарий сохраняется общий принцип: сначала формируются филогенетически более старые структуры, а затем более молодые. На 5-м месяце, раньше других появляются ядра, регулирующие двигательную активность. На 6-м месяце появляется ядро кожного и зрительного анализатора. Позже других развиваются филогенетически новые области: лобная и нижнетеменная (на 7-м месяце), затем височно-теменная и теменно-затылочная. Причем филогенетически более молодые отделы коры больших полушарий с возрастом относительно увеличиваются, а более старые, наоборот, уменьшаются.
Высшая нервная деятельность – совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение в изменяющихся природных и социальных условиях.
Учение о ВНД было создано И.П. Павловым, который показал, что в нижележащих отделах нервной системы рефлекторные реакции осуществляются безусловными рефлексами, а в высших отделах нервной системы – условными рефлексами.
Различия безусловных и условных рефлексов
1. Врожденные, наследственно передающиеся.
1. Приобретенные организмом в процессе индивидуального развития.
2. Являются видовыми, т.е. свойственны всем представителям вида.
3. Функционируют постоянно от рождения до смерти.
3.Образуются условиями жизни и могут отменяться.
4. Осуществляются на адекватные раздражители, приложенные к определенному рецепторному полю.
4.Образуются на любые раздражители любого рецепторного поля.
5. Реализуются по анатомически определенным путям.
5.Реализуются по функционально образующимся временным нервным связям.
6. Имею центры в спинном и стволе головного мозга.
6.Формируются с участием коры больших полушарий.
7. Обеспечивают жизненно важные функции.
7.Вырабатываются на базе безусловных, способствуют адаптации к окружающей среде.
Безусловные рефлексы – индивидуальные и видовые, генетически закрепленные стереотипные реакции организма на внешние и внутренние раздражители.
Классификация безусловных рефлексов
Название по функции
Центры в нервной системе
Продолговатый мозг, гипоталамус, миндалина
Ядра миндалевидного комплекса, гиппокамп, лобная кора
Гипоталамус, обонятельная кора, лобная кора, гиппокамп.
Условные рефлексы – индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловнорефлекторным актом. В отличие от безусловных реакций, условные рефлексы могут возникать на любые раздражители, действующие на разные рецептивные поля, и являются преимущественно функцией коры больших полушарий.
Классификация условных рефлексов
По характеру подкрепления различают :
1. Рефлексы первого порядка – условные рефлексы, образованные путём сочетания условного сигнала с безусловным раздражителем.
2. Рефлексы второго порядка – рефлексы, образованные на базе другого условного рефлекса
По природе условного сигнала различают :
1. Натуральные рефлексы – образуются на естественные признаки безусловного раздражителя, например, вид и запах пищи.
2. Искусственные условные рефлексы – рефлексы на безразличный раздражитель, например, свет, звук.
По времени действия различают:
1. Рефлексы одновременного действия
2. Следовые условные рефлексы
а) отставленные – подкрепление через 5-30 секунд
б) запаздывающие – подкрепление через более длительное время
Основные этапы развития высшей нервной деятельности
Низшая и высшая нервная деятельность ребенка формируются в результате морфофункционального созревания всего нервного аппарата. Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей и подростков достигают уровня взрослого человека примерно к 20 годам. Весь сложный процесс развития ВНД человека определяется как наследственно, так и многими другими биологическими и социальными факторами внешней среды. Последние приобретают ведущее значение в постнатальном периоде, поэтому на семью и учебные заведения ложится основная ответственность за развитие интеллектуальных возможностей человека.
ВНД ребенка от рождения до 7 лет. Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробного развития. Тогда у плода появляются первые сосательные и дыхательные движения, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных рефлексов, которые обеспечивают ему нормальное функционирование вегетативной сферы.
Возможность простых пищевых условных реакций возникает уже на 1-2-е сутки, а к концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата.
Со 2-го месяца жизни образуются слуховые, зрительные и тактильные рефлексы, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Большое значение в совершенствовании условно-рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.
К концу 1-го года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова, и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.
На 2-м году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас; раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение.
2-й и 3-й год жизни отличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. Этот возраст ребенка характеризуется «предметным» характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1-2 годам достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка.
Период до 3-х лет характеризуется также легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. Примечательной особенностью 2-3-летнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов – последовательных цепей условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. Динамический стереотип это следствие сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей (условный рефлекс на время – прием пищи, время сна и др.).
Возраст от 3-х до 5-ти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запаздывательное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.
К 5-7 годам еще более повышается роль сигнальной системы слов и дети начинают свободно говорить. Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы – кора больших полушариев.
ВНД детей от 7 до 18 лет. Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) – период относительно «спокойного» развития ВНД. Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка. Но только при обучении письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, все, более отдаляясь от связанных с ним образов, предметов и действий. Незначительное ухудшение процессов ВНД наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе.
Особое значение для педагогов имеет подростковый (с 11-12 до 15-17 лет) период. В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.
Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех систем организма. Повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и функций второй сигнальной системы. Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека, т. е. ВНД старших школьников становится упорядоченной и гармоничной. Таким образом, для нормального развития ВНД на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий.
Типологические особенности ВНД ребенка. В ВНД ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами, выделяется 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.
1.Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием прочных условных рефлексов. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.
2.Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее и прочность их меньше. Дети этого типа быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью. Их речь быстрая с отдельными выкрикиваниями.
4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.
Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания, но пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа ВНД. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, корригирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте.
Возрастные особенности психофизиологических функций
Восприятие. Ему принадлежит важнейшая роль в обеспечении контактов с внешней средой и в формировании познавательной деятельности. Восприятие – сложный активный процесс, включающий анализ и синтез поступающей информации.
Постепенность и неодновременность созревания областей коры в процессе онтогенеза определяют существенные особенности процесса восприятия в различные возрастные периоды. Определенная степень зрелости корковых зон к моменту рождения ребенка создает условие для осуществления приема информации и элементарного анализа качественных признаков сигнала уже в период новорожденности. В течение первых месяцев жизни усложняется анализ сенсорных стимулов в коре, что свидетельствует о начале сенсорного воспитания.
Качественный скачок в формировании системы восприятия отмечен после 5 лет. К 5-6 годам существенно облегчается опознание сложных, ранее незнакомых предметов, сличение их с эталоном. Это дает основание рассматривать дошкольный возраст как сенситивный период развития зрительного восприятия. В школьном возрасте формируется произвольное избирательное восприятие, существенные изменения которого отмечены к 10-11 годам. Заключительный этап развития воспринимающей системы обеспечивает оптимальные условия для адекватного реагирования на внешние воздействия.
Внимание является одной из важнейших психофизиологических функций, обеспечивающих оптимизацию процессов воспитания и обучения. Внимание – сложный системный акт, в котором принимают участие различные структуры мозга. Признаки непроизвольного внимания обнаруживаются уже в период новорожденности в виде элементарной ориентировочной реакции на раздражитель. Критическим периодом в формировании непроизвольного внимания является 2-3-месячный возраст, когда ориентировочная реакция приобретает черты исследовательского характера. В грудном, так же как и в младшем дошкольном возрасте, произвольное внимание характеризуется эмоциональным аспектом, т. к. внимание ребенка в основном привлекают эмоциональные раздражители.
По мере формирования системы восприятия речи формируется социальная форма внимания, опосредованная речевой инструкцией. Однако вплоть до 5-летнего возраста эта форма внимания легко оттесняется непроизвольным вниманием, возникающим на новые привлекательные раздражители. В 6-7-летнем возрасте существенно возрастает роль речевой инструкции в формировании произвольного внимания. Вместе с тем в этом возрасте еще велико значение эмоционального фактора. Качественные сдвиги в формировании внимания отмечены в 9-10 лет. В начале подросткового периода (12-13 лет) внимание ослабляется, а к концу – процесс внимания соответствует таковому взрослого.
Память. Важнейшим свойством нервной системы является способность накапливать, хранить и воспроизводить поступающую информацию. Память, основанная на хранении следов возбуждения в системе условных рефлексов, формируется на ранних этапах развития. Относительная простота системы памяти в детском возрасте определяет устойчивость, прочность условных рефлексов, выработанных в раннем детстве. По мере структурно-функционального созревания мозга происходит значительное усложнение системы памяти. Это может привести к неравномерному и неоднозначному изменению показателей памяти с возрастом. Так, в младшем школьном возрасте объем памяти достоверно возрастает, а скорость запоминания уменьшается, увеличиваясь затем к подростковому возрасту. Созревание высших корковых центров с возрастом определяет постепенность развития и совершенствования словесно-логической абстрактной памяти.
Мотивации, потребности и эмоции. Мотивации – активные состояния мозговых структур, побуждающие совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. С мотивациями неразрывно связаны эмоции. Достижение цели и удовлетворение потребности вызывает положительные эмоции, обратное приводит к отрицательным эмоциям.
Роль эмоций особенно велика в детском возрасте. У них очень велика потребность в новизне. Удовлетворение этой потребности способствует положительным эмоциям, и те, в свою очередь, стимулируют деятельность ЦНС. Тесная связь эмоций с потребностями определяет необходимость учета возрастных особенностей эмоциональной сферы ребенка в процессе воспитания. Эмоции детей из-за слабости контроля со стороны высших отделов ЦНС неустойчивы, их внешние проявления несдержанны. Ребенок легко и быстро плачет и так же быстро от плача может перейти к смеху. С возрастом сдержанность эмоциональных проявлений возрастает. В этом немалую роль играют воспитательные воздействия, направленные на совершенствование внутреннего торможения.