Что изучает возрастная анатомия и физиология
Возрастная анатомия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Предмет и методы возрастной анатомии
Возрастная анатомия — это наука, которая изучает изменения строения человеческого организма в процесс индивидуального формирования при прохождении различных возрастных периодов.
Анатомия – это наука, которая изучает строение человеческого организма и исследует закономерности его развития в связи с процессом взаимодействия между ним и окружающей средой.
Анатомия рассматривает организм с позиции целостности и единства между ним и окружающей средой. Также анатомия обращает внимание на становление человеческого организма в филогенезе (процессе исторического развития органического мира).
Возрастная анатомия является комплексной наукой, которая использует знания из нескольких областей:
Весьма популярным в возрастной анатомии является такой метод исследования, как параллельное изучение тех или иных черт строения органов у представителей различных возрастных групп. Сопоставление выявленных особенностей позволяет проанализировать отклонения и систему нормативного развития детей различных возрастных групп.
Возрастная анатомия рассматривает все периоды развития организма в течение жизни, а именно:
Для того, чтобы получить полноценные сведения об описанных выше периодах онтогенеза, необходимо использовать данные эмбриологии и геронтологии.
Задачи возрастной анатомии
Основными задачами, которые реализует возрастная анатомия являются:
Готовые работы на аналогичную тему
Возрастная анатомия тесно связана с возрастной физиологией и многими другими науками из цикла биологических. Например, для понимания закономерностей формирования функций органа в тот или иной возрастной период, необходимо знать особенности развития его составных частей.
Возрастная анатомия является очень важной наукой, поскольку знания о жизнедеятельности организма и строения органов дает возможность сформировать комплексные представления о каждом возрастном этапе становления организма. Также данные возрастной анатомии дают возможность предотвратить многие соматические и вегетативные заболевания, возникающие у детей, тем самым укреплять их здоровье с самого раннего возраста.
Факты из истории развития возрастной анатомии
В нашей стране развитие возрастной анатомии было связано с открытием школ для детей из богатых семей. Основы понимания важности внедрения анатомических знаний в процесс воспитания внедрил М. В. Лесгафт, а также М. В. Ломоносов и другие ученые.
Одним из основоположников возрастной анатомии называют И.И. Мечникова, который сформулировал теорию старения и смерти, как результата отравления организма человека различными продуктами гниения белков внутри кишечника.
Серьезным прорывом в области возрастной анатомии стало открытие кафедры гигиены в Петербургской медико-хирургической академии. Таким образом, в полной мере научное изучение возрастных анатомических особенностей организма начинается только во второй половине 19 века. Развитие, происходящее в прошлые периоды можно охарактеризовать как накопительный этап знаний об анатомическом строении организма.
Как самостоятельное учение возрастная анатомия начала развиваться в 20 веке. Ее основоположником называли Н. П. Гундобина, который первым уделил должную степень внимания анатомо-физиологическим особенностям детского организма.
Центром изучения организма подростков и детей в нашей стране стал Институт школьной гигиены и физического воспитания АПН РСФСР.
Также данные возрастной анатомии чрезвычайно важны для гигиены с целью разработки санитарно-гигиенических требований организации жизни. Также возрастная анатомия позволяет понять, каким образом можно организовать учебные занятия, также занятия физической культурой, определить режим труда и отдыха.
Особенно важны данные возрастной анатомии для изучения функциональных возможностей организма. Поэтому возрастная анатомия также помогает развивать педагогическую науку, психологию, физиологию питания, труда и спорта.
Возрастная анатомия позволяет также является очень важной сферой знаний для работников дошкольных и школьных образовательных учреждений. Это происходит потому, что в этот период для организма очень важна правильная организация условий жизни и обучения. При нарушении этих тенденций возникает большое количество патологий, нарушения функций центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы.
Сегодня возрастная анатомия находится на позитивной стадии развития. Она позволяет повысить качество обучения, сделать его значительно более безопасным для детей различных возрастов. Методы обучения и воспитательного воздействия должны быть адекватны возрастным физиологическим особенностям школьников и дошкольников.
Педагогическая эффективность определяется так же с соответствием условий организации учебного процесса возможностям детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития ребенка с повышенной чувствительностью и пониженной сопротивляемостью организма. В связи с этим возрастная анатомия и физиология являются необходимы компонентом знаний молодого специалиста, работающего с детьми: воспитателя, учителя, психолога, социального педагога, социального работника, гигиениста.
Возрастная анатомия, Физиология, гигиена.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Возрастная анатомия, Физиология, гигиена.
ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ, ГИГИЕНЫ Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях организма человека. Анатомия человека – это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Анатомия человека изучается, как правило, путем рассмотрения различных органов. Физиология – наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток, взаимосвязь и изменение функций в разных условиях окружающей среды и при различных состояниях организма.
Возрастная анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни. Возрастная физиология – это наука, которая изучает особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Она является самостоятельной ветвью физиологии человека и животных, в предмет которой входит изучение закономерностей становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни. Предметом изучения возрастной анатомии и физиологии является изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития.
Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие: изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом; выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды; определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы); установление закономерностей индивидуального развития.
Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность, и разрабатывающая оптимальные требования к условиям жизни и труда. Гигиена создает основы текущего и предупредительного санитарного надзора, санитарных мероприятий по оздоровлению условий труда и отдыха человека. Одной из задач гигиены является экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Современная гигиена разрабатывает нормативы воздушной среды населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, материалов одежды, обуви с целью сохранения здоровья человека и предупреждения заболеваний для увеличения продолжительности жизни. Гигиенические нормативы, необходимые для сохранения здоровья человека, создаются на основе знаний анатомии и физиологии.
Из общей гигиены выделились ее разделы: коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков (или школьная гигиена), военная гигиена, радиационная гигиена и др. Гигиена детей и подростков наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья. Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития. Известны санитарные предписания в своде законов Древней Индии, в которых указывалось на необходимость смены белья и одежды, ухода за кожей и зубами, запрещение в излишествах пищи.
ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др. В настоящее время утверждена схема возрастной периодизации, согласно которой выделяют следующие этапы: новорожденность – до 1 мес. жизни; грудной возраст – от 1 мес. до 1 года; раннее детство – от 1 года до 3 лет; первое детство – от 4 до 7 лет; второе детство: мальчики – от 8 до 12 лет; девочки – от 8 до 11 лет; подростковый возраст: мальчики – от 13 до 16 лет; девочки – от 12 до 15 лет; юноше- ский возраст: юноши – от 17 до 21 года; девушки – от 16 до 20 лет.
ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков используются 4 критерия: наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности (для оценки состояния здоровья ребенка последний критерий имеет особенно большое значение, так как детский организм находится в процессе непрерывного роста и развития). Наличие или отсутствие заболеваний определяют при осмотре врачи-специалисты. Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб. Степень сопротивляемости организма определяют по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год. Уровень психического развития обычно устанавливает детский психолог, принимающий участие в осмотре. Уровень и степень гармоничности физического развития определяют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности – использованием оценочных таблиц (шкал регрессии).
В зависимости от состояния здоровья, дети подразделяются на следующие группы: Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. Сюда относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Сюда же следует относить детей, перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (4 и более раз в год) болеющих. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни. Правильный режим – это рациональная продолжительность и чет- кое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления. Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Цикл лекций
Для специальностей
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
44.02.02 Преподавание в начальных классах,
44.02.01 Дошкольное воспитание
Составитель:Садовина Л.А. – преподаватель анатомии ГБПОУ Республики Марий Эл «Оршанский многопрофильный колледж им. И.К.Глушкова»
Пушкарёва Л.Д. – преподаватель ОМК высшей категории, председатель ПЦК преподавателей медико-биологических дисциплин
Анатомия. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов для специальностей: 44.02.02 Преподавание в начальных классах,
44.02.01 Дошкольное воспитание. /Составитель Садовина ЛА.. – Оршанка, 2015. – 72с.
Раздел «Введение. Предмет и содержание курса. Основные закономерности роста и развития организма».
Тема. Предмет и содержание курса « ВАФиГ». Организм как единое целое. Основные закономерности роста и развития (2часа).
Цель: дать общее представление о задачах и содержании АФГ; углубить знания об основных закономерностях роста и развития организма.
План.
1.Знакомство с содержанием и задачами курса АФГ, требования к студентам. 2. Понятие роста и развития.
3 Основные закономерности роста и развития детей.
1. Задачи и содержание курса ВАФиГ.
Организм человека — это сложная, целостная, саморегулируемая, самообновляемая и самовосстанавливаемая система. Состоит из клеток.
Уровни организации организма:
1. молекулярный (вирус, микроб).
2. клеточный (туфелька, амёба)
3. тканный (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная).
4. органный (сердце, желудок, почки, лёгкие)
5. системный (пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, костно-мышечная, выделительная. половая).
Деятельность всех структур организма, начиная с клетки и кончая всех систем органов, согласованна и подчинена единому целому.
Единство организма и среды.
И.М. Сеченов в определении организма включал и среду, влияющую на него. Физиология целостного организма изучает не только внутренние механизмы регуляции физиологических процессов, но и механизмы, обеспечивающие взаимодействие и единство с окружающей средой.
2. Понятие роста и развития.
Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения Функции целостного организма осуществляются только при тесном взаимодействии со средой. Организм реагирует на среду и использует её факторы для своего существования и развития. яйцеклетки, представляют собой непрерывный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами, жизни сводится не только к количественным, но и качественным изменениям.
Под развитием следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование ( приобретение организмом характерных, присущих ему форм ). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребёнка от организма взрослого, являетсярост, т.е. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров. В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах, таких, как кости, лёгкие, рост осуществляется преимущественно за счёт увеличения числа клеток; в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.
3. Основные закономерности роста и развития детского организма
Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами всех живых существ.
Развитие — это процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организма и взаимодействия всех его систем.
Развитие включает в себя 3 фактора:
Рост происходит за счёт увеличения числа клеток (кости, лёгкие), а также за счёт увеличения размеров самих клеток (мышцы, нейроны, почки, печень).
1.Непрерывность и неравномерность.
До начала периода полового созревания (предпубертационный) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.
2. Гетерохрония (разновременность) с явлениями опережающего созревания жизненно важных функциональных систем (ф.с.).
Учение о гетерохронии выдвинул русский учёный физиолог П.К.Анохин.
Это ф.с. сосания, передвижения, питания, дыхания, речи и др.
— в крови человека тромбина столько, что его хватило бы для свёртывания крови 500человек;
— аорта выдерживает давление до 20 атмосфер;
— у мужчин за 1 эякуляцию выделяется до 500 млн. сперматозоидов, тогда как яйцеклетку оплодотворяет только один.
3. Успехи медицины, снижение заболеваемости, формы и развитие физкультуры и спорта, печати, радио, телевидения, культуры, компьютеризация и др.
4. Развитие городов, транспортных средств привело к расширению географии браков, молодые становятся выше ростом и созревают раньше своих родителей.
5. Стимулирующее воздействие на организм малых доз космических излучений.
Тема. Возрастная периодизация. Нервная и гуморальная регуляция (2часа).
Цель: дать общее представление о возрастной периодизации, принятой в науке анатомии, нервной и гуморальной регуляции.
План:
1. Возрастная периодизация.
2. Нервная и гуморальная регуляция функций организма.
Возрастная периодизация.
В процессе онтогенеза отдельные органы и системы органов созревают постепенно и завершают своё развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония (разновременность) созревания обуславливает особенности функционирования организма детей разного возраста.
Выделяют определённые этапы и периоды развития
1 этап. Пренатальный (дородовый, внутриутробный)
Периоды: а) зародышевый (2 месяца);
б) плодный (7 месяцев);
2 этап Постнатальный (послеродовый, внеутробный)
Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков. расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета. прорезывание зубов, развитие желёз внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу.
Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Индивидуальные различия в процессах роста и развития могут изменяться в широких пределах. Особенно сильно эти различия проявляются в период полового созревания.
У большинства детей степень развития организма (биологический возраст) совпадает с календарным (паспортным) возрастом. Однако есть дети, у которых биологический возраст опережает паспортный или отстаёт от него.
Учителям физической культуры необходимо учитывать не только паспортный возраст, но и биологический возраст.
Биологический возраст определяют преимущественно по степени развития вторичных половых признаков.
Знание возрастных особенностей детей и подростков позволяет правильно планировать учебные занятия, дозировать объём и интенсивность физической нагрузки, решать вопросы ранней специализации в спорте, содействуя укреплению здоровья детей.
Головной мозг
И их возрастные особенности
Поверхность Б.П. изрезана большим количеством борозд, между которыми находятся извилины.
Лобная доля расположена впереди центральной борозды. В ней различают 4 основные извилины: предцентральную, верхнюю, среднюю и нижнюю лобные.
Теменная доля находится сзади центральной борозды. Она имеет 3 извилина: постцентральную, верхнюю и нижние теменные дольки. Височная доля лежит ниже боковой борозды. На ней выделяют 3 извилины: верхнюю, среднюю и нижнюю височные.
Затылочная доля находится позади теменно-затылочной борозды и заканчивается затылочным полюсом. Борозды на затылочной доле непостоянны по количеству и направлению.
Нижняя поверхность полушарий представлена нижними поверхностями лобной, височной и затылочной долей. На нижней поверхности лобной доли проходит обонятельная борозда, в которой лежит обонятельная луковица, обонятельный тракт, переходящий в обонятельный треугольник, которые в совокупности образуют обонятельный мозг.
1) К моменту рождения кора Б.П. имеет такой же тип строения как и у взрослого.
2) Поверхность коры Б.П. увеличивается за счёт формирования борозд и извилин.
3) Кора Б.П. быстро развивается на 1-м году жизни, зреют нейроны, происходит миелинизация нервных волокон.
Пластичность типов ВНД.
Свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут под действием воспитания и обучения меняться, т.к. нервная система ребёнка пластична, т.е. способна к изменениям. Тип В.Н.Д. складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которым подвергается человек в процессе жизни. Пластичность нервной системы И.П. Павлов называл “важнейшим педагогическим фактором”. Дети неуравновешенного типа под действием воспитания приближаются к уравновешенному типу. Чем моложе человек, тем пластичнее, т.е более изменчива нервная система. Наиболее трудными следует считать детей с неуравновешенной В.Н.Д., особенно тех, кто были определены как взрывчатые и распущенные. Однако, если правильная воспитательная работа ведётся с самого раннего детства, то можно значительно уменьшить дурные проявления, смягчить их, привив ребёнку прочные навыки, которые предотвратят бесконтрольное влияние инстинктов, а также чрезмерную агрессивность и запальчивость.
В зависимости от уравновешенности сигнальных систем И.П. Павлов выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:
1. Художественный тип: характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.
2. Мыслительный тип: это люди с преобладанием второй сигнальной системы, “мыслители”, с выраженной способностью к абстрактному мышлению.
3. Смешанный (средний) тип: к этому относятся большинство людей с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.
Тема. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования (2часа).
Цель: познакомить с биологическими ритмами, нейрофизиологическими основами сна-бодрствования.
План: 1. Понятие сна, его значение, механизмы сна, сновидения
3. Продолжительность и гигиена сна детей.
Виды сна.
1. Нормальный физиологический сон:
Быстрый сон крайне необходим человеку. Лишение быстрого сна только в течение одной ночи приводит к раздражительности, быстрому нервному утомлению. Более длительное отсутствие быстрого сна может привести к расстройству психики.
Восприимчивость к гипнозу зависит
а) от индивидуальных особенностей нервной системы.
б) от обстановки, где проводится сеанс гипноза.
в) от личных качеств врача-гипнотизёра.
г) от желания больного подвергнутся гипнозу.
4. Патологические сны:
Строение глаза.
Обеспечивает восприятие, проведение, анализ и синтез зрительных раздражений.
2. Сосудистая оболочка содержит множество кровеносных сосудов и пигментные клетки. Она делится на 3 части: радужку, ресничное тело и собственно сосудистую оболочку.
Ресничное тело находится на месте перехода склеры в роговицу. Это утолщение (валик) сосудистой оболочки, его основу составляет ресничная мышца.
Собственно сосудистая оболочка занимает 2/3 задней части глазного яблока. В ней находятся эластические волокна, кровеносные и лимфатические сосуды и пигментные клетки.
Ядро яблока включает жидкость передней и задней камер, хрусталик и стекловидное тело
Слезная железа расположена в верхнем латеральном углу глазницы. Она постоянно вырабатывает слезу и выделяет её в щелевидное пространство верхнего века. Слеза омывает глазное яблоко.
Проводящие пути зрительного анализатора представлены зрительным нервом.
Световые лучи, пройдя через светопреломляющую среду (роговицу, жидкость камер, хрусталик, стекловидное тело) воспринимаются на сетчатке фотосенсорными клетками (колбочки и палочки), от которых по зрительному нерву нервные импульсы идут в подкорковые центры верхних холмиков среднего мозга, зрительные бугры и латеральные коленчатые тела промежуточного мозга, а затем в центральный отдел зрительного анализатора, который находится в зрительной зоне, где происходит высший анализ и синтез зрительных раздражений.
колбочки зрительный зрительная
З А == палочки + нерв + зона
Возрастные особенности.
1. У новорождённых орган слуха сформирован и способен нормально функционировать.
2. Наружный слуховой проход у них короткий и узкий, в первое время расположен вертикально. До 1-го года наружный слуховой проход состоит из хряща, который впоследствии окостеневает.
3. Барабанная перепонка толще, чем у взрослых и расположена горизонтально.
6. Острота слуха, т.е наименьшая сила звука, которая может вызвать звуковое ощущение, увеличивается в среднем и старшем школьном возрасте (14-15 лет).
У детей следует развивать слух слушанием музыки, обучением игры на музыкальном инструменте, пением. Развивать голос. Во время прогулок, экскурсий следует приучать детей слушать шум леса, пение птиц, шорох листьев, плеск воды и т.д.
Гигиена слуха.
1. Для слуха человека чрезвычайно вредны сильные звуки. которые не только притупляют слух, но и понижают возбудимость клеток коры больших полушарий, ухудшают координацию движений, снижают остроту зрения. приводят к торможению. Необходима борьба с шумами в школе.
3. Мастерские, гимнастические залы должны находится на первом этаже в отдельном крыле или пристрое к основному зданию.
4. Длина классной комнаты должна быть 8 м. и обеспечивать чёткое восприятие речи учителя и ясное различение написанного на доске.
5. Не допускать чрезмерных шумов, криков в помещениях. Воспитывать у детей чувства сохранения рабочей обстановки, соблюдение тишины.
6. Беречь уши в холодное время, ветряные дни, особенно после бани.
8. Детей с пониженным слухом сажать за первые столы.
Механизм восприятия звука.
При колебании волокон спиральной мембраны колеблются расположенные на ней чувствительные волосковые клетки. Возникшее в них возбуждение по нервным волокнам преддверно-улиткового нерва передаётся в слуховую зону (височная доля), где происходит тонкий анализ сложных звуков.
Значение речи учителя.
Негромкая, ясная, небыстрая речь учителя, эмоционально окрашенная, способствует наилучшему её слуховому восприятию учащимися и усвоению учебного материала. Слова следует произносить чётко. Монотонная речь учителя способствует возникновению у учащихся дремотного состояния, где учебный материал воспринимается с трудом.
Речь учителя должна быть живой, богатой интонацией, образной и чаще адресоваться к зрительному воображению учащихся.
Наибольшая нагрузка во время уроков приходится на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы.
Классификация мышц.
2. по направлению волокон: мышцы с параллельным расположением мышечных волокон; мышцы перистые (ног); мышцы с круговым расположением волокон (глаза, рта, вокруг отверстий).
3. по функции: сгибатели-разгибатели, отводящие-приводящие, пронаторы-супинаторы.
4. по глубине залегания: поверхностные, глубокие.
5. по топографии: мышцы спины, шеи, груди, живота и т.д.
6. по отношению к суставам: одно-, дву- и многосуставные.
Работа и сила мышц
Сокращаясь, мышцы совершают работу. Существует 2 вида работы: статистическая и динамическая.
Для каждого вида мышечной деятельности нужно подобрать средний (оптимальный) ритм и величину нагрузки, при которых будет выполнена наибольшая работа, а утомление будет развиваться постепенно.
Основные группы мышц.
Мышцы делятся на мышцы туловища (спины, шеи, груди, живота), головы (мимические, жевательные), мышцы верхних и нижних конечностей.
а) К мышцам спиныотносятся трапециевидная, широчайшая мышца спины, ромбовидная и др.
б) К мышцам шеи : подкожная мышца шеи, грудино-ключично-сосцевидная, лестничные и др.
в) К мышцам груди: малые и большие грудные, передние зубчатые, наружные и внутренние межрёберные, диафрагма и др.
г) К мышцам живота: прямая наружная и внутренняя косые, поперечная, которые образуют брюшной пресс.
б) Жевательные мышцы: одним концом крепятся к нижней челюсти и приводят её в движение. К ним относятся: височная, жевательная, внутренняя и наружная крыловидные.
III. Мышцы конечностей
Системы детей».
Тема. Понятие об эндокринной системе, гормональной деятельности желёз внутренней секреции (2 часа).
Цель:сформировать общие представления о гормонах, типах желёз, железах внутренней секреции и их роли в организме.
Оборудование: таблица «Эндокринная система».
План: 1. Типы желёз в организме человека.
2. Гормоны, их свойства и значение.
3. Влияние гормонов гипофиза на рост и развитие детского организма.
4. Влияние гормонов щитовидной железы на рост и развитие детского организма
Железы внешней секреции вырабатывают секреты, которые через выводные протоки выделяются в полость или на поверхность тела (слюнные, желудочные, кишечные, потовые, молочные, сальные и др.).
Железы внутренней секреции выводных протоков не имеют, а их секреты (гормоны) выделяются в кровь и разносятся по организму (гипофиз, щитовидная, вилочковая железы, надпочечники и др.).
К смешанным железам относятся поджелудочная и половые железы.
Свойства гормонов: 1. Гормоны обладают высокой биологической активностью, т.е. в ничтожно малых количествах оказывают мощное воздействие на организм. Так 1 г. адреналина усиливает работу 100 млн. сердец лягушек. 1 г инсулина понижает содержание сахара в крови 125 тыс. кроликов.
2. Гормоны обладают специфичностью их действия, т.е.оказывают влияние на определённые органы и определённые функции.