Что изучает наука валеология
Медицинская валеология
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Кафедра валеологии, рефлексотерапии и мануальной медицины.
Зав. кафедрой, д.м.н., д.ф., академик РАМТН Татаринцева Р.Я.
Российский Университет дружбы народов.
Факультет повышения квалификации медицинских работников.
Прикладной, практический аспект нашей работы состоит в применении различных методов: мануальной терапии, рефлексотерапии, духовно-ориентированной психотерапии, цветоимпульсной терапии, фитотерапии, гомеопатии, диетотерапии, применении сорбентов, фито- и органопрепаратов с их индивидуальным подбором по авторской методике электрорефлексодиагностики по микроакупунктурным системам Р.Я. Татаринцевой, иридодиагностики и др.
Одним из основных направлений в работе кафедры является мягкотканевая физиологическая мануальная терапия, мало известная в России и ближнем Зарубежье. Теоретически эти методы были разработаны группой профессоров Мичиганского Университета. Один из авторов мягкотканевой мануальной терапии профессор Роберт Вуд из Вашингтонского университета (США) является нашим научным консультантом. В Европе эти методы получили распространение благодаря работе Генерального секретаря Международной ассоциации мануальной медицины профессора Й. Фоссгрина (Дания), у которого прошли обучение и получили сертификаты все врачи нашей кафедры. Профессор Й. Фоссгрин также является научным консультантом нашей кафедры.
Кафедра широко использует в своей работе методы рефлексотерапии, в частности, рефлексотерапию по микроакупунктурным системам кисти и стопы, а также классическую корпоральную акупунктуру, которую мы рассматриваем больше с позиций современной физиологии, чем с позиций восточной медицины.
В РУДН на базе кафедры созданы сертификационные комиссии по специальностям: мануальная терапия, рефлексотерапия и психотерапия, в которые вошли ведущие отечественные и зарубежные специалисты, проводятся сертификационные циклы и экзамены по выдаче сертификата специалиста.
Кафедра сотрудничает в области психотерапии с Российской Ассоциацией психодрамы и ролевого тренинга. Преподают психотерапию специалисты, прошедшие подготовку по международной программе подготовки психотерапевтов под руководством доктора психологии Иви Лотце (США), являющиеся сертифицированными специалистами.
Руководитель программы духовно-ориентированной психотерапии и один из ее авторов психотерапевт, психодраматист, сотрудник Душепопечительского Центра во имя святого и праведного Иоанна Кронштадтского Ильин В.А.
Нами разработаны и утверждены Ученым Советом ФПКМР учебные программы по профилактике заболеваний, оказанию само- и взаимопомощи методами традиционной медицины, по здоровому образу жизни для лиц без медицинского образования (в частности, ГАИ, МВД, спасатели МЧС и другие специалисты, работающие в условиях повышенного психоэмоционального напряжения), студентов, старших и младших школьников и их родителей «Здоровье без лекарств: профилактика заболеваний, оказание само- и взаимопомощи методами традиционной медицины», «Веселые минутки», «Помоги себе сам», программы для подготовки школьных валеологов и педагогов и многое другое.
Мы являемся сторонниками безмедикаментозных методов лечения и заинтересованы в их широком распространении как в различных регионах России, так и за рубежом.
Кафедра проводит выездные семинары по обучению врачей в регионах. Окончившим выездные курсы выдается международно-признанный государственный диплом или сертификат Университета дружбы народов, дающий право на применение методов мануальной терапии, рефлексотерапии, психотерапии и др. как специальности и как метода в своей основной врачебной специальности. Дипломы и сертификаты РУДН являются государственными, подлежат лицензированию в РФ. РУДН является членом ЮНЕСКО и ООН, подписаны соглашения со 114 государствами о подготовке для них специалистов, поэтому мы можем готовить специалистов по традиционной медицине (в том числе и с духовным образованием) не только для России и СНГ, но и для других государств. Выездные циклы мы совмещаем с лечебно-консультативной помощью, поскольку все наши сотрудники являются практикующими врачами. Планируем выездные учебные циклы и оказание лечебно-консультативной помощи в отдаленных регионах: Республика Саха, Коми, Архангельская область и др.
Перечень учебных циклов:
Для популяризации новых безмедикаментозных методов лечения и лечебных специальностей: психотерапия, мануальная терапия и рефлексотерапия, утвержденных Минздравом РФ, планируем организацию и проведение факультативных занятий для студентов дневных и вечерних отделений медицинских вузов России силами сотрудников кафедры.
В настоящее время идет подготовка и оформление документов для создания факультетского Православного Храма на базе кафедры валеологии, рефлексотерапии и мануальной медицины силами сотрудников кафедры, часть из которых имеют высшее медицинское образование, ученые степени и являются священнослужителями Русской Православной церкви.
Наше решение основано на том, что:
Учитывая тот факт, что в нашей стране возрождаются духовные и культурные традиции, растет интерес к православию, мы считаем целесообразным и полезным создание в одном из помещений кафедры валеологии, рефлексотерапии и мануальной медицины ФПКМР ЦОППС РУДН Православного Храма. С его созданием была бы реализована традиция создания церквей при медицинских учреждениях.
Это помещение мы планируем использовать как для проведения православных обрядов и таинств, так и для проведение учебных циклов по духовно-ориентированной психотерапии и оказания психотерапевтической помощи (духовно-ориентированного направления) врачами кафедры, являющимися одновременно священнослужителями Православной Церкви.
Этот проект при его реализации несомненно способствовал бы росту популярности РУДН и распространении информации о новом направлении психотерапии, которое уже сейчас вызывает большой интерес, в том числе и на международном уровне. Осуществляемые и планируемые проекты будут способствовать созданию духовно-ориентированной медицины, учитывающей духовные и психологические потребности верующих пациентов и слушателей различных религиозных конфессий, улучшению качества научно-педагогической и лечебной работы факультета.
Адрес кафедры валеологии, рефлексотерапии и мануальной медицины ФПКМР ЦОППС РУДН:
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.21/3, каб. 305-316.
Телефон для справок:
каф. 434-6638 доб.26, 434-6605 доб.27.
пейджер 913-33-55, 995-12-12 аб. 27245.
Fax 434-66-46.
E-mail: Tatraisa@mailcity.com или asaprofi@corbina.ru
Адрес постоянно действующего выездного курса кафедры ФПКМР ЦОППС РУДН:
236007, г. Калининград обл., ул. Дмитрия Донского, д.7а, Гуманитарный институт им. Сергия Радонежского.
Телефон для справок:
(0112)55-50-41, (0112) 22-54-74.
Fax 434-66-46.
E-mail: postmaster@roscom. koenig.su
В настоящее время решается вопрос об открытии постоянно действующих выездных учебных курсов в г.г. Омске, Краснодаре, Ставрополе, Ноябрьске и др., контактные телефоны будут сообщены дополнительно.
Валеология: понятие и главные принципы
Вы хотите оставаться по-настоящему здоровым человеком? Для этого недостаточно не иметь вредных привычек, не курить сигареты, не принимать алкоголь. Даже если вы будете заниматься спортом и часто гулять, внешняя среда настолько негативно влияет на вас, что приводит к серьезным заболеваниям. Вы не сможете спрятаться от ее воздействия: повышенного радиационного фона, городского шума, смога, уберечься от стрессов. Что же вам делать?
Для того чтобы помочь найти ответ на этот вопрос, появилось новое учение валеология. Впервые это название применил профессор Израиль Ицкович Брехман. Он использовал латинское слово valeo, что переводится «быть здоровым». Советский ученый призвал к созданию такой науки, которая займется исследованиями в этой важной для человека области.
Немного о валеологии
Валеология — это наука, изучающая внутренние резервы человеческого организма, пути их увеличения. Она заботится о сохранении здоровья во вредных условиях. В этом ее отличие от медицины, которая занимается только лечением больных людей или, в лучшем случае, профилактикой заболеваний.
Молодое учение подверглось резкой критике со стороны академической науки и церковных служителей. А затем, когда его включили в качестве учебного предмета в систему образования, это вызвало сильный общественный резонанс и неприятие. Это было связано с рядом ошибок: не было единой концепции преподавания, опытных преподавателей.
В настоящее время учение набирает все большую популярность, хотя преподавание в качестве учебной дисциплины, к сожалению, остается до сих пор только на факультативной основе и лишь в некоторых учебных заведениях в нашей стране.
Общая валеология включает в себя цели, задачи, методы, историю создания. Специальная — это медицинская, педагогическая, профессиональная, семейная, социальная, экологическая валеология.
Отрасли валеологии
В валеологию пришли ученые из других наук, что привело к ее дифференциации, т.е. появлению новых направлений развития.
Медицинская валеология разрабатывает методы устранения болезни с помощью внутренних резервов, определяет, по каким критериям оценивать уровень здоровья. При этом обязательно учитывается возрастная категория и социальное положение пациента. Кроме того, выявляются факторы, которые могут спровоцировать возникновение болезни, разрабатываются соответствующие рекомендации. И, конечно же, основной фокус внимания направлен на профилактические меры.
Педагогическая валеология занимается воспитанием человека, у которого будет сформирована установка на здоровый образ жизни. Эта отрасль валеологии развивается быстрее других, так как общество нуждается в ней особенно остро. Потому что необходимо срочно принимать экстренные меры по устранению негативного влияния образовательной среды на здоровье детей. Сейчас для оздоровления населения планеты важно воспитывать культуру здорового образа жизни.
Семейная валеология наблюдает за состоянием всей семьи в целом и поведением каждого ее члена, а затем дает нужные рекомендации. Это направление имеет большое будущее, потому что роль семьи в воспитании верного и осознанного отношения к здоровью нельзя переоценить.
Задачей социальной валеологии является разобраться, как влияют на уровень здоровья взаимоотношения с другими людьми, с обществом, поведение отдельного человека в социуме.
Экологическая валеология изучает, каким образом на человека оказывают влияние природные факторы, катаклизмы, изменения климата. С одной стороны, она исследует влияние измененной среды, а с другой – разрабатывает рекомендации по оптимальному поведению людей в плохих экологических условиях.
Профессиональная валеология изучает, как влияют на здоровье работников производственные и профессиональные факторы. Используя тесты по профессиональной ориентации, учитывая индивидуальные свойства личности, она определяет трудовую деятельность, подходящую для конкретного человека, и, при необходимости реабилитации, соответствующие средства.
Действующие принципы валеологии
Основными принципами, на которых базируется учение, являются:
Насколько ценным для вас является здоровье? Безусловно, иметь хорошее здоровье – это действительно важно. Но вы задумывались о том, насколько это зависит от вас самих? Валеология — это наука, которая учит быть ответственными за свой образ жизни, принимать активное участие в сохранении и укреплении своего здоровья. И мы думаем, это научное направление имеет полное право на существование и развитие.
Валеология: понятие и главные принципы
В современном мире оставаться здоровым человеком стало достаточно модно. Однако не всегда здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек заключается в хорошем самочувствии, так как внешние факторы очень сильно влияют на эмоциональное состояние человека. Если человек регулярно пребывает в подавленном состоянии, а также испытывает стресс, его здоровье может резко пошатнуться.
Что же нужно делать, чтобы максимально уберечь себя от воздействия шумного города, радиации и других факторов? Для решения этих проблем была создана целая наука, которая обрела название валеология. Впервые такой термин использовал российский ученый Израиль Брехман.
Наука валеология
Валеология была создана, чтобы изучать внутренние резервы человеческого организма. Основная ее цель заключается не только в том, чтобы максимально изучить эту область, но и разобрать пути их увеличения. Основа науки состоит в том, чтобы предотвратить ухудшение человеческого здоровья, а не просто вылечить, как это делается в медицине.
Сразу после появления этого учения, оно столкнулось с критикой со стороны церковных служителей и профессоров. Несмотря на то, что валеологию включили в ряд дисциплин, которые преподавались в учебных заведениях, никто не мог создать единую концепцию преподавания.
На сегодняшний день данная наука изучается всего в нескольких университетах на факультативах, однако, с каждым годом она становится все более популярной. Никаких четких граней с другими дисциплинами, изучающие здоровье человека, валеология не имеет, но она является достаточно молодой наукой и методы ее преподавания еще находятся в стадии разработки.
Саму валеологию можно легко разделить на общую и специальную. В общую входит история создания науки, ее задачи и методы по отношению к объекту, а также какие цели в себя включает наука. Специальная валеология подразумевает более узкоспециализированный вид, например, связанная с медициной, семейная, педагогическая и другие виды.
Отрасли науки
Валеология начала существенно развиваться в других отраслях после того, как ее начали изучать ученые, пришедшие из других наук. Так, например, медицинская валеология направлена на изучение состояния организма, а также ее задача состоит в том, чтобы устранить болезнь при помощи внутренних резервов. Во внимание берется также социальное положение пациента и его возраст. Выявляются основные факторы, которые способствуют ухудшению состояния и даются необходимые рекомендации.
Педагогическая валеология направлена на воспитание человека для формирования установки относительно здорового образа жизни. Внешняя среда дает негативный отпечаток на воспитании детей в вопросах здоровья, поэтому данная отрасль пользуется наибольшей популярностью.
Семейная валеология изучает поведенческие нормы всей семьи в целом, а также каждого его члена по отдельности. В соответствии с этим, создаются индивидуальные рекомендации, помогающие в воспитании правильного отношения к здоровью.
Профессиональная валеология рассматривает состояние работников различных сфер производства. Принцип действия науки в данном вопросе состоит в изучении влияния определенных факторов на здоровье человека. Используя тесты, можно определить к какому типу трудовой деятельности относится каждая личность, и что именно ей подходит.
Принципы валеологии
Валеология базируется на определенных принципах, среди которых:
Безусловно, здоровье – самое ценное, что есть у каждого человека. Однако за его сохранность отвечает и несет всю ответственность сам человек.
Заботясь о себе, не стоит забывать и о когнитивном здоровье. Короткие тренировки помогут поддерживать продуктивность мозга и улучшить память, внимание, мышление.
Валеология с латинского «наука о здоровье»
Валеолог – это специалист, который, по сути, может дать ответ на любой вопрос по ЗОЖ (закаливание, питание, профилактика вредных привычек и т.д.).
1. формирование здоровья человека.
2. Изучение резервов здоровья человека.
3. Формирование установки на ЗОЖ.
4. Сохранение и укрепление здоровья через приобщение его к ЗОЖ.
Мы все прекрасно понимаем, что воспитание детей начинается с семьи. Но медики занимают наравне с родителями главную позицию в воспитании здорового ребенка, являясь в этих вопросах консультантами, и тоже ответе за его жизнь. Это неразрывная связь в «выращивании» ребёнка существует с самого рождения (и даже до этого) вплоть до состояния взрослого. С рождения ребенка важно, в какой семье он родился и воспитывался (откуда берутся СОП подростки?). В таких случаях встаёт другой вопрос: где мы не досмотрели, пропустили семью с проблемами. Кстати, эти вопросы решает педагогическая валеология, возрастная, семейная, социальная и т.д.
В наших руках здоровье наших детей, значит и наше будущее, наше благополучие. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что всё будет обстоять благополучно!
В этом вопросе мы должны придерживаться таких 3 правила Н:
Мы видим, что по мере продвижения детей по «школьной лестнице» уменьшается количество здоровых детей (растёт нарушение осанки, патология зрения, болезни пищеварения, кровообращения, ожирение, депрессивные состояния) и т.д. Где-то допущены ошибки. Над этим нужно работать.
Наши традиционные славянские взгляды на жизнь, сложившиеся до сего времени делают акцент на ценности семьи, целомудрия, культа здоровья. Если их не воспитывать в наших детях, то приходят другие ценности, и мы это наблюдаем уже сейчас, которые разрушают семьи, сбивают с правильного пути наших детей. Мы должны этому противостоять. От каждого из нас зависит – сохраниться ли всё хорошее или будет потихоньку рушиться. А стране, нам с вами нужны крепкие семьи, повышенная рождаемость, крепкое здоровье, здоровые дети.
В детской поликлинике работает клуб « Проблемные вопросы семейной жизни». С 2016г ведет Жанна Васильевна Булаева она же педиатр, психолог. Статистика подсказывает, что работа этого клуба необходима.
Бывают разные причины развода, но в основном – это непонимание мужчинами и женщинами психологии друг друга. Порой их просто надо направить, помочь разобраться в конфликте и найти выход из него. Мы говорим – в счастливой семье счастливые дети. Там где присутствуют алкоголь, никотин, наркотики, идет нарушение семейных ценностей. Семья имеет глубокий смысл. Это одно целое и делить её на части нельзя. В таких случаях, необязательно использовать сложные методики. Порой достаточно простых примеров:
Как кошка смотрит своих котят.
Как собака охраняет своих щенят.
Как птицы смотрят своих птенцов.
Очень серьёзно ведется работа на базе кабинета здорового ребёнка детской поликлиники с группой подростков, находящихся в социально-опасном положении. Уже 2 года регулярно занимаются по пятницам волонтер-Шахновский А.А и врач-педиатр Булаева Ж.В. по темам «Становление личности», помогают вернуться детям к нормальной жизни.
В этой связи вспоминаются замечательные слова А.С.Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
Клуб « Проблемные вопросы семейной жизни» работает с молодыми семьями по средам с 11-00 до 12-00. Индивидуальное консультирование семьи по четвергам в 19-00.
Предварительная запись по телефону доверия 50-10-80 с 7-30 до 15-30.
Василевская Л.П
Фельдшер-валеолог, медсестра кабинета здорового ребенка детской поликлиники
Приемная главного врача
(+375 214) 50-62-70
(+375 214) 50-62-11 (факс)
Канцелярия
(+375 214) 50-15-39 (факс)
Валеология
Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других. [1] Валеология подвергалась критике со стороны академической науки и со стороны церкви; причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям». [2]
Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.
Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения. [1] Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла. [1] Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины. [1] Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.
На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжают изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Беларуси, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.
Содержание
История
С 1996 года Российский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».
Министерство Здравоохранения утверждает должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Белоруссии и Украины вводят в университетах и школах учебный предмет «валеология». Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.
В конце 90-х годов возрастает популярность валеологии. Появляется множество литературы и учебников по валеологии. Учебные материалы по валеологии оказались наполнены такими понятиями как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало резкую критику со стороны академической науки и Русской православной церкви.
В результате в 2001 году Министерствами образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.
В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений. В Белоруссии преподавание предмета «Валеология» в средних общеобразовательных школах сохраняется как факультатив.
Научно-образовательные организации
Критика
Со стороны науки
Канд. мед. наук, зав. лабораторией НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова РАМН А. Н. Мац [7] характеризует валеологию как одно из «альтернативных и маргинальных парамедицинских ретроградных течений» наряду с антивакцинаторством, натуропатией, целительством, «СПИД-диссидентством», «антропософской и холистической медициной» и др. [2]
Со стороны религиозных организаций
Представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение. Так, старший научный сотрудник кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, председатель отдела катехизации и религиозного образования Рязанской митрополии канд. ф.-м. наук протоиерей Сергий Рыбаков, анализируя попавшие к нему в 1999 году пособия по валеологии, приходит к следующему заключению: