Что изучает наука страноведение кратко
Страноведение
Полезное
Смотреть что такое «Страноведение» в других словарях:
страноведение — страноведение … Орфографический словарь-справочник
СТРАНОВЕДЕНИЕ — раздел географии, занимающийся комплексным изучением материков, стран и крупнейших районов. Страноведение показывает, как проявляются на конкретных отдельных территориях общие закономерности и типологические черты, устанавливаемые соответственно… … Экологический словарь
СТРАНОВЕДЕНИЕ — СТРАНОВЕДЕНИЕ. Смежная для методики обучения иностранным языкам наука, изучающая общие закономерности развития страны или крупных регионов. С. дает представление о социально экономическом положении народа, язык которого изучается, о его истории,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СТРАНОВЕДЕНИЕ — географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, а также их крупных частей (районов) и региональных группировок; систематизирует и обобщает разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной… … Большой Энциклопедический словарь
СТРАНОВЕДЕНИЕ — СТРАНОВЕДЕНИЕ, страноведения, мн. нет, ср. То же, что география. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СТРАНОВЕДЕНИЕ — СТРАНОВЕДЕНИЕ, я, ср. Комплексное изучение отдельных стран, их природы, географии, экономики, социального устройства. | прил. страноведческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
страноведение — сущ., кол во синонимов: 2 • география (18) • лингвострановедение (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
страноведение — Комплексное изучение природы, населения, хозяйства, культуры и социальной организации отдельных стран и крупных территорий. Syn.: региональная география … Словарь по географии
Страноведение — Страноведение географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации. Отдельный раздел страноведения,… … Википедия
страноведение — я; ср. Научная дисциплина в системе географических наук, занимающаяся комплексным изучением стран или отдельных крупных районов, их природы, населения, хозяйства, культуры, социальной организации. ◁ Страноведческий, ая, ое. * * * страноведение… … Энциклопедический словарь
Что изучает страноведение?
Обсуждение вопроса:
Странове́дение (от рус. страны и ведать) — географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, экономике, культуре и социальной организации.
По предмету страноведение отчасти пересекается с регионоведением (изучение факторов развития территориальных сообществ, внешнеполитических, географических, экономических, социокультурных, конфессиональных и др. региональных группировок, стран и их регионов), однако не тождественно ему, поскольку использует иные методы, что, в частности, отражается в различиях классификационных структур, выстраиваемых в рамках страно- и регионоведения.
1. Страноведение — это наука, изучающая конкретные территории в отличие от отраслевой географии.
2. Страноведение — это «лаборатория», предназначенная для проверки теорий и закономерностей, вырабатываемых частной географией.
3. Страноведение — это наука, изучающая полный комплекс географических явлений на определенной территории, в отличие от отраслевой географии, которая изучает определенную часть географической оболочки в масштабах всей Земли.
4. Тот же подход, что и предыдущий, но понимаемый в рамках только физической или только экономической географии.
5. Страноведение — это комплексная синтезирующая наука. В данном определении акцент сделан на синтезе.
6. Страноведение — это организационная форма объединения различной информации об определенной стране (районе). Упор делается на информационный аспект.
Страноведение
Странове́дение — географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации.
Отдельный раздел страноведения, который исторически сформировался в Европе как обособленная научная дисциплина — востоковедение.
Содержание
Разделы современного страноведения
Современное страноведение имеет следующие разделы: общее страноведение, военное страноведение и туристское страноведение. В рамках каждого раздела существуют и развиваются как теоретические, так и практические аспекты дисциплин, опирающиеся на базовые элементы, теорию, практику, опыт и колоссальный информационный банк данных, накопленный традиционным общим страноведением.
История страноведения
Каждая страна имеет свою национальную историю страноведения, ибо знания о других странах — необходимый элемент любой социальной, экономической и политической общности людей.
На самых ранних этапах развития человеческого общества сведения о соседних племенах и географии мест ими населенных передавались изустно в виде рассказов, легенд, преданий, песен, а также в виде определенных видов танца, через рисунки, примитивные надписи и простейшие карты и схемы.
С дальнейшим развитием человеческой цивилизации и образованием первых государств знания о других странах стали целенаправленно и осознанно добываться, аккумулироваться, систематизироваться и сохраняться в виде текстовых записей, рисунков, макетов и специальных карт и схем. Были созданы структуры, которые систематически занимались изучением географического пространства за пределами границ государства; это были дипломатическая и военная разведки. Отдельной отраслью тогдашнего страноведения являлись и чисто научные изыскания, обусловленные естественной жаждой познания окружающего мира.
В истории Европы исключительно важную роль в области страноведческих знаний сыграли по-видимому три источника: Библия, «Александрия» — эпическое повествование о жизни и деяниях Александра Македонского и литературная запись путешествия Марко Поло.
Колоссальное количество уникальных страноведческих сведений было собрано в коллекциях античной Александрийской библиотеки в Египте.
Военное страноведение
Военное страноведение — раздел страноведения, изучающий военные аспекты политики, экономики, социума, а также военный потенциал изучаемой страны или группы стран в интересах высшего политического и военного руководства.
Военные страноведы
Туристское страноведение
Туристское страноведение осуществляет следующие функции:
Страноведение в туризме — это изучение природы, населения целом и отдельных народов страны, её истории и культуры, особенностей политики, хозяйства и окружающей среды, то есть все компоненты страны, составляющие условия и предпосылки для организации и развития туризма на её территории.
Конечная цель изучения страны — создание комплексной туристской характеристики как совокупности условий организации развития туризма. Для этого необходимо выявить взаимосвязи и взаимозависимость компонентов, поскольку только их сочетание, пространственная композиция определяют своеобразие, специфику «образа» страны в туризме.
Туристское страноведение заимствовало из географического (комплексного) страноведения очень многое: план характеристики страны (который разнится лишь в деталях), отношение к природной составляющей (характеристика и оценка компонентов и явлений природы — одного из важнейших условий развития туризма), и все это даётся в связи с географическим своеобразием территории.
Основой содержания в комплексном страноведении является раскрытие пространственной организации страны как результата взаимодействия её территориальных элементов общественного и природного характера, то есть изучения взаимосвязей, сочетания компонентов, комплекса всех составляющих. Аналогично, главной задачей туристского изучения стало создание образа страны, что возможно только путём выявления специфических особенностей сочетания, мозаики, композиции всех компонентов. Но страноведение в туризме в отличие от комплексного географического страноведения рассматривает только те объекты (компоненты, явления, процессы), которые определяют возможности и условия развития туризма в стране.
Методы
Основными подходами, или методами, страноведения в туризме являются: аналитический, хорологический (пространственный), хронологический (временной), формально-логический, географический и культурный.
При этом используются материалы, подходы и методические приемы других дисциплин: исторического, географического (комплексного и проблемного), политологического, культурного и других видов страноведения. Так, например, многие черты современного облика той или иной страны, своеобразие её традиций, искусства, языка, народного творчества определяются особенностями её исторического развития. Поэтому исторический раздел стал обязательной составной частью туристской характеристики, а использование понятий, терминов и некоторых методов исторического исследования — необходимой составной частью туристского изучения страны.
Связи страноведения в туризме с географическим (комплексным и проблемным) страноведением более основательны и многоплановы.
Страноведение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «страноведение». Его структура и специфика
Страноведение – старейшее направление географии, возникшее еще в античные времена. Начиная с Геродота и Страбона страноведение включало знания о природе, населении, истории, культуре, экономике и политике той или иной страны.
Общего определения понятию «страноведение» на сегодняшний день не существует. Чаще всего его рассматривают в качестве географической науки.
Страноведение в узком смысле – это область географии, изучающая комплексные характеристики стран.
Среди различных трактовок страноведения можно выделить основные:
В России термин «страноведение» впервые был употреблен в 1946 году Н.Н. Баранский. В 1954 году термином назвали рубрику журнала «География». В 1956 году понятие «страноведение» было введено в Большую Советскую Энциклопедию.
Интенсивное развитие страноведения в XX веке привело к росту систематических географических наук и усилению обобщающего аспекта. При этом обособились экономическая и физическая географии, что привело к созданию двух самостоятельных направлений: физико-географического и экономико-географического, что было обусловлено различиями в закономерностях развития природы и общества и несовместимости сеток экономического и природного районирования.
Объектами исследования страноведения являются различные страны, как основные единицы социально-политической организации мира, их районы и региональные группировки. Предмет страноведения – территориальная макроструктура страны (территория, очерченная государственными границами).
Готовые работы на аналогичную тему
Функции и направления страноведения
Направления страноведения: физико-географическое – характеризует природные условия в тесной связи с жизнедеятельностью человека условиями его жизни; экономико-географическое – изучает население и хозяйственную деятельность человека чрез специализацию основных отраслей экономики в соответствии с территориальной организацией; комплексное страноведение.
Страноведческое исследование подстерегают некоторые опасности: одно масштабность и невозможность сравнения; энциклопедичность, справочность, что превращает исследование в механическую сводку, совокупность фактов и данных; компилятивность (набор суждений и идей, которые могут носить устаревший характер и быть ошибочными); привнесение готового результата в исследование.
Виды страноведения
В современной географической науке тесно взаимодействуют разные виды страноведения: историческое (освоение территорий); медицинское (ареалы распространения заболеваний); военное (политические и географические особенности отдельных государств, групп стран для подготовки и ведения военных действий); рекреационное (содействие международному и внутреннему туризму); комплексное.
Для комплексного страноведения, получившего особое развитие в СССР в 30-е годы XX века, характерен синергический метод исследования, позволяющий выделить отдельные уровни дисциплины: макрорегиональный и внутрирегиональный.
Комплексное страноведение способствует сохранению целостности географии, который обогащает негеографические науки, в частности социологию, экономику, культурологию и др. В комплексном страноведении выделяют следующие типы: научное, учебное, геоинформационное, прогнозное и конструктивное, культурно-просветительское.
В своем развитии комплексное страноведение опирается на многие науки:
Роль страноведения заключается в осуществлении региональных целевых программ, региональной политики, создаются принципы территориальной организации производительных сил, схемы территориальных сетей и структур, создаются направления оптимизации среды обитания.
Значительную роль страноведение играет в области внешних политических и экономических связей, способствует увеличению уровня их эффективности созданием географической культуры власти, дипломатов и предпринимателей.
Ярко выраженный страноведческий характер носят работы Портера, А. Тойнби, Ф. Броделя и др.
СТРАНОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА
Для того чтобы понять, что из себя представляет страноведение как наука, следует обратиться к его истории. Рассмотрим основные школы и этапы классического страноведения, не только получившие большую популярность, но и способствовавшие его развитию,
В XVII в. вышла в свет работа Бернхарда Варена «География генеральная». Ее можно считать не только началом, но и крупным достижением географической классики. Автор впервые разделил географию на общую (систематическую) и региональную. По мнению ученого, региональная география изучает:
· земные свойства стран (конфигурацию, границы, рельеф, величину, природные условия и ресурсы);
· небесные свойства (климат и астрономические данные);
· человеческие свойства (население, его культуру, язык, традиции, ремесла и науки, политическое устройство, населенные пункты).
Б. Варен считал региональную географию сравнительной (рассматривающей свойства и явления в сравнении одного места с другим),
В XVII-XVIII вв. в университетах Германии получает развитие описательное государствоведение, или «камеральная статистика». Студенты должны были заучивать сведения о странах и городах (территория, население, государственный строй, экономика, армия, традиции и т. д.). Это направление называется немецкой школой.
В конце XIX — начале XX в. популярность получает французская страноведческо-краеведческая школа, главным представителем которой являлся Видаль де ла Бланш. Этому направлению присущи большое искусство описания и гуманистичность. За что оно и получило название «географии человека». Характерным в его трудах было отсутствие четко выраженной программы, кроме того, автор не придерживался схемы описания. Все данные излагались так, чтобы читатель, ощутил контраст территории. Для этого выбирались и объединялись наиболее интересные и впечатляющие факты. Нередко в один ряд ставились аспекты, далекие друг от друга, например климатические, этнографические, политические.
Основное внимание французской школы было направлено на человека. Первичным, основным объектом исследования здесь являлся «образ жизни», т. е. рассматривалась неразрывная связь, взаимодействие между человеком и природой в ходе адаптации его к окружающим условиям. Последователи этого направления в первую очередь рассматривали внешние выражения в области человеческой деятельности. Поэтому при названии «география человека» акцент все же делался на сферу, где человек более всего зависел от природы и теснее всего с ней был связан. Вместе с тем данной школе страноведения было свойственно описание архаичных образов жизни. Как правило, большие города и промышленные районы не изучались.
В середине XIX в. появляется научная школа, которая достигла больших результатов в области синтезирования страноведческих описаний. Она называлась антропогеография. Это название было придумано немецким географом Ф. Ратцелем, который, оставаясь на позициях географического детерминизма, сформулировал принципы антропогеографии, состоящие в изучении расселения людей в связи с различиями окружающей географической среды, а также с формирующимся в процессе расселения образом их жизни.
Страноведение, относящееся к наиболее традиционным и общепризнанным функциям географии, было преобладающим ее направлением в дореволюционной России. В активе отечественного страноведения — богатый методический опыт, фундаментальные труды по описанию нашей страны, популярные работы, признанный международный авторитет, сложившиеся традиции.
Сбор и распространение сведений о географии нашего отечества и зарубежных стран являлись наиболее важными задачами Российского географического общества, которое в основном занималось региональными исследованиями и создало фундаментальные страноведческие описания, в том числе «Россия. Полное описание нашего отечества». Очень большой вклад в развитие отечественного страноведения был сделан такими известными учеными, как П. П. Семенов-Тян-Шанский, Д. Н. Анучин, Л. С. Берг.
В России направление антропогеографии представлено именами А. А. Крубера и Л. Д. Синицкого. Однако в 30-е годы в СССР эту школу стали считать лженаучной, а географию населения начали рассматривать как часть экономической географии, в которой человек выступает в качестве главной производительной силы или в качестве потребителя.
В середине 20-х годов в Советском Союзе под руководством Н. Н. Баранского развивается районное направление экономической географии. Это было связано с проводившимися в те годы работами по экономическому районированию страны. Наиболее фундаментальная разработка данного направления представлена книгой Н. Н. Баранского «Экономическая география Советского Союза. Обзор по областям Госплана» (М., 1927). Главным, что отличало ее от всех ранее вышедших работ в стране, было новое содержание понятия «район», а также сам подход к районированию, связанный с преобразовательным направлением в географии.
Основная задача, которую Н. Н. Баранский выдвинул в страноведении, — это исследовательский синтез. Страноведение, по его мнению, — это синтез разносторонних черт, характеризующих специфику страны или района.
В настоящее время единого взгляда на предмет страноведения нет. Можно отметить несколько наиболее общих его определений:
1. Страноведение — это наука, изучающая конкретные территории в отличие от отраслевой географии.
2. Страноведение — это «лаборатория», предназначенная для проверки теорий и закономерностей, вырабатываемых частной географией.
3. Страноведение — это наука, изучающая полный комплекс географических явлений на определенной территории, в отличие от отраслевой географии, которая изучает определенную часть географической оболочки в масштабах всей Земли.
4. Тот же подход, что и предыдущий, но понимаемый в рамках только физической или только экономической географии.
5. Страноведение — это комплексная синтезирующая наука. В данном определении акцент сделан на синтезе.
6. Страноведение — это организационная форма объединения различной информации об определенной стране (районе). Упор делается на информационный аспект.
Говоря о современном состоянии страноведения в нашей стране, следует отметить, что эта важнейшая отрасль еще не обеспечена ни организационным, ни методическим единством: нет ни ведущего института страноведения, ни кафедр, направленных на подготовку и выпуск специалистов-страноведов. Тем не менее, положительные сдвиги в организации страноведческих исследований имеются. Действуют региональные институты по изучению Африки, США и Канады, Латинской Америки, Дальнего Востока.