Что изучает наука религиоведение искусство христианство религии нравственность и мораль
Тест по теме «Религия»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест Религия. ФИ__________________________________________________________класс_________
1. Что регулируют мораль и религия?
1) отношение людей к природе 2) отношения между людьми
3) отношение общества к человеку 4) отношение человека к обществу
2. Что изучает наука этика?
1) искусство 2) христианство 3) религии 4) нравственность и мораль
3. Что изучает наука религиоведение?
1) искусство 2) христианство 3) религии 4) нравственность и мораль
4. Общим у авраамических религий является:
1) жертвоприношение 2) наличие особой организации 3) множество богов 4) единый бог
5. Самая многочисленная религия в мире:
1) индуизм 2) даосизм 3) буддизм 4) христианство
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) вера в сверхъестественные возможности неодушевлённых предметов
3) вера в сверхъестественную связь коллектива людей, рода с животным предком
4) вера в сверхъестественные способности человека воздействовать на окружающий мир и других людей
7. Какие из названных религий являются мировыми?
Выберите несколько из 6 вариантов ответа:
8. Верны ли следующие утверждения:
А) Россия является многоконфессиональным государством;
Б) православие является государственной религией в России?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) верно А 3) оба утверждения неверны
2) верно Б 4) верны оба утверждения
Выберите один из 4 вариантов ответа:
10. Выберите черты, характерные для мировых религий.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) приветствуется миссионерская деятельность
2) проповедуют социальное равенство
3) не придают значения национальной принадлежности человека
4) распространяются на определённой территории
5) не приветствуется переход в данное вероисповедание верующих других конфессий
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) формирует у людей определённую картину мира
2) выступает как объединяющая людей идея
3) помогает человеку найти надежду и утешение в сложных жизненных ситуациях
4) формулирует нормы поведения верующих
5) способствует накоплению и передаче от поколения к поколению культурного наследия
12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.
Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ___________ (А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___________ (Б).
Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, т. е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, ___________ (В), ___________ (Г).
Все религии можно также объединить в две большие группы ___________ (Д), т. е. признающие существование единого Бога и ___________ (Е), признающие множество богов».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
13. Дайте определение понятию «религия»
Тест по обществознанию на тему «Мораль и религия»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Группа №______ Дата__________
Что регулируют мораль и религия?
а) отношение людей к природе б) отношения между людьми
в) отношение общества к человеку г) отношение человека к обществу
2. К мировым религиям относится –
а) индуизм б) даосизм
в) буддизм г) синтоизм
3. Что изучает наука этика?
а) искусство б) христианство
в) религии г) нравственность и мораль
4. Что изучает наука религиоведение?
а) искусство б) христианство
в) религии г) нравственность и мораль
5. Общим для многих религий является:
а) жертвоприношение б) наличие особой организации
в) множество богов г) единый бог
6. Когда появляются нравственные и моральные нормы?
а) с появлением законодательства б) с появлением человечества
в) с появлением противоречий между частными и общественными интересами
г) с появлением религий
7. Существуют ли различия морали различных социальных слоев и групп:
в) верно а) и б) г) не верно а) и б)
8. Отношение Государственной власти в РФ к религии:
а) поддерживает б) уменьшает их влияние на общество
в) восстанавливает их позиции г) увеличивает их влияние на общество
9. Самая многочисленная религия в мире:
а) индуизм б) даосизм
в) буддизм г) христианство
10. Возможно ли существование общества без морали?
в) верно а) и б) г) не верно а) и б)
11. Зависит ли в настоящее время государство от религии?
в) верно а) и б) г) не верно а) и б)
12. Что относится к принципам морали:
а) не убий б) не укради
13. Что определяют нормы морали:
а) отношение государства и религии б) поведение людей
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-720351
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Лекция по обществознанию по теме: «Мораль, искусство и религия, как элементы духовной культуры»
Содержимое разработки
Тема: Мораль, искусство и религия, как элементы духовной культуры.
— образовательная: дать учащимся представление о морали, религии, и искусстве, как основным элементам духовной культуры;
— развивающая: развивать умения осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы;
— воспитательная: воспитать уважения к нормам мораль и нравственности.
Основные понятия: «мораль», «наука», «религия».
Оборудование: интерактивная доска, проектор, учебник, презентация «Мораль, искусство, религия».
Тип урока: Комбинированный урок
Организационный момент. (3 минуты)
Проверка домашнего задания. (10 минут)
1. Понятие образования и его функции.
2. Задачи научной деятельности.
3. Этапы развития науки. (50 минут)
III. Изучение нового материала.
1. Мораль, как элемент духовной культуры.
2. Религия, как элемент духовной культуры.
3. Искусство, как элемент, духовной культуры.
№1. Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.
Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке. Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.
Принципы морали: гуманизма, патриотизма, оптимизма, толерантность.
Нравственность – система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловно принципов человеческого бытия; система неписанных законов, в которых находят отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков.
Нравственность проявляется в отношении человека к друзьям, к семье, коллективу, родине, народу в целом, к самому себе.
Основным критерием нравственности является чувство ответственности перед коллективом, обществом, самим собой, родиной и т.д.
Мораль – должное, а нравственность – сущее. Категории нравственности: добро, зло, честь, совесть, достоинство, ответственность, свобода, добросовестность, Совесть – внутренний регулятор всех наших поступков.
Нормы морали – правила поведения, предписывающие человеку какие поступки он должен или не должен совершать.
Мораль – это принятые в обществе нормы поведения, основанные на представлении о добре и зле, справедливом и несправедливом.
Нравственность – это внутренние (духовные) индивидуальные убеждения и принципы поведения (совесть, честь, достоинство).
Перед вами Аркадий, какими качествами он должен обладать, чтобы стать, высоконравственным человеком? (добро, искренность, справедливость честность).
Предлагается выполнить индивидуальную работу:
Кто обеспечивает соблюдение
Общественное мнение, закон
Мораль основывается на добре и зле (2 столбика солнышко и тучка). Распределите по столбикам: Истина, ревность, зависть, сожаление, надежда, эгоизм, амбиции, верность, мир, гнев, ложь, любовь.
№2. Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемая ими поведение людей. На основе веры в существование сверхъестественной сферы.
Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу культуры человека. Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам
Национальные религии: Конфуцианство (Китай), Иудоизм (Полестина), Синтаизм.
Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.
В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, религиозных) воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.
Мораль выступает, как правило, в качестве «неписаного закона», реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания.
Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе.
Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами). Это идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества через сакрализацию базовых общественных связей. В этике и ритуале религия раскрывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет ему смысл жизни, гарантирует высшие ценности и нормы, делает человека членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной, дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному.
№3. Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проблема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские умы, но о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. Зарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. Согласно данным археологов уже в эпоху палеолита (древнекаменного века) около 35-10 тыс. до н. э. появились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика).
В первобытном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом. Художественная, духовная культура существует в тесном единстве с материальной, образуя первобытный синкретический, т. е. единый, культурный комплекс, который лишь спустя столетия распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, искусство (во всем разнообразии его форм), спорт, науку. Изображения, воспроизведенные рукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественно-религиозно-театрального магического действа, отражающего синтез материальной и духовной культуры человека той далекой эпохи. Ранние рисунки примитивны; это контурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки (так называемые «макароны»). Более поздние изображения эпохи палеолита — это рисунки животных того времени (оленей, лошадей, бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и потолках пещер. Древнейшие статуэтки животных отличаются точным изображением, жизнь заставляла человека-охотника подробно изучать характер животного, его повадки. Эти знания представляли собой практическую ценность. Себя же человек еще не познал, поэтому скульптурные изображения человека очень схематичны, условны. Таковы первобытные «венеры» (Венера из Вил-лендорфа), простейшие женские фигуры с непропорциональными конечностями, гипертрофированными материнскими чертами и отсутствием черт человеческого лица. Правильно воспринимая отдельные предметы, человек еще не охватил общую картину мира и не осознал в ней свое место.
Живописные изображения мезолитической поры (среднекаменная эпоха) 10-6 тыс. до н. э. стали более красочными. Появились многофигурные композиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений между племенами, бытовой деятельности. Человек делает первые попытки раскрыть взаимосвязи мироздания, освоить общие закономерности жизни.
Неолит (новокаменный век), 6-2 тыс. до н. э., обогатил изобразительное искусство созданием произведений монументальной антропоморфной (человекообразной) скульптуры (например, так называемые «каменные бабы» Северного Причерноморья).
Характерная черта культуры неолита — распространение мелкой пластики, художественных ремесел, которые положили начало декоративному искусству.
В эпоху бронзы, около 2 тыс. лет до н. э. преобладающее значение получает архитектура, названная мегалитической (т. е. архитектура больших камней: от греческих корней «мег» — большой и «лит» — камень). К мегалитическим сооружениям относятся: менгиры, дольмены, кромлехи. Возникновение их связано с развитием религиозных представлений. Каменные столбы — менгиры — высотой до 20 м (находящиеся в Бретани, Франции; Закавказье, Армении) несут в себе черты архитектуры и скульптуры.
4. Закрепление изученного материала
1. Дайте понятие термину «культура».
2. На чем основана духовная культура?
3. Объясните связь между моралью и религией.
4. Какова роль искусства в жизни человека?
5. Домашнее задание:
РЕЛИГИЯ И МОРАЛЬ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ. 4 класс. ОРСКЭ
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
РЕЛИГИЯ И МОРАЛЬ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Религия и культура. Теология культуры П. Тиллиха. Этапы развития религии. Политеизм и монотеизм. Анимизм и тотемизм. Религии древних цивилизаций. Основания современных религий.
3.1. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
Понятие религии и основные подходы к определению ее сущности складываются в рамках науки о религии – религиоведении, выделившемся из контекста гуманитарной области знания. Но для культурологии они представляют не меньшую ценность. В соответствии с религиозными критериями в социологии культуры выделяются духовно-религиозные регионы-цивилизации: западно-христианская, восточно-христианская, исламская и индо-буддийская цивилизации.
В теории культуры на основе отношения человека к духовному и материальному миру различают типы религиозной и светской культуры, основанные на диалектике священного (сакрального) и мирского (профанного).
Философский и научный подходы, представляющие религию как субстанцию культуры, демонстрируют понимание Бога как высшего разума (философия деизма) или тождества Бога и природы (философия пантеизма). В философии культуры и в религиоведении как особый вид духовного познания принято рассматривать религиозный опыт (гносеологический подход). В концепции теологии культуры П. Тиллиха и сама культура понимается как форма религии. В теологических и религиозно-философских концепциях содержатся представления о надприродном, надчеловеческом и надобщественном статусе религии. В философии Г. Гегеля как три степени развития духа рассматриваются религия природы, религия духовной индивидуальности и абсолютная религия. Этимология понятия «религия» указывает на его определение как способа восстановления и воспроизводства утраченной когда-то связи человека с Богом.
Социологические концепции религии Э. Дюркгейма и М. Вебера определяют место и значение религии в системе культуры. Религия описывается как форма социокультурной деятельности и созданный человеком социокультурный институт, дающий индивиду и обществу ценностную ориентацию.
Религия, религиозность, религиозное мировоззрение, религиозный опыт, религиозное чувство, понятия души и духовности являются также предметом психологических концепций культуры (У. Джемс, 3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).
В типологии религий народов мира различаются религии природы, религии нравственности и религии спасения. Из многочисленных классификаций религий можно назвать разделение их на теистические и светские религии; авторитарные и гуманистические религии; племенные, национальные и мировые религии.
Структурную основу религии как социокультурного феномена определяют религиозные институты и религиозный культ. В отношениях человека и религии связующим звеном являются религиозные чувства и религиозное мировоззрение, предполагающее сакрализацию пространства и времени. Вера может выступать как интуиция (А. Бергсон, С. Булгаков, А. Мень) и как жизненный ориентир. Воздействие религии (религиозных обрядов) на человека во многом происходит через произведения искусства (архитектура, скульптура, музыка).
Происхождение современных религиозных представлений во многом объясняется благодаря контексту архаических культур. Магико-религиозные корни имеют многие современные запреты и нормы, порой сохраняющиеся как рудименты обрядовости, ритуальности культуры или суеверий в сознании и поведении.
3.2. Этапы развития религии
Согласно эволюционной теории Э. Тэйлора в процессе развития религии в мировой культуре можно выделить три основных этапа: анимизм, политеизм и монотеизм. Рассмотрим их кратко.
Анимизм характеризует систему мировоззрения, сложившуюся в условиях родо-племенной жизни, и предполагает одушевление явлений и предметов окружающего мира. В контексте анимизма развиваются такие феномены как мифологичность сознания первобытного человека, тесно связанного с миром природы, тотемизм (представление о происхождении рода от предка-животного или растения), табу (запреты на бытовое использование частей тотемных животных и других предметов), фетишизм (поклонение предметам, символизирующим духов или божеств) и магия (воздействие с помощью различных приемов на предметы, которые символизируют людей, явления и объекты природы). В основе религиозных представлений первобытных людей находился культ Богини-Матери. В первобытном анимизме и древних религиозных верованиях существовали понятия о душе, которую изображали с помощью зоо- и антропоморфных образов. В архаических культурах сохранились представления о создании мира первопредками и о возникновении людей и различных предметов, которые используются в человеческой деятельности, из различных частей тотемных животных.
Религии древних цивилизаций Египта и Месопотамии представляют этап развития политеизма. Истоки религиозных представлений древних египтян, их космогония и обрядовые практики были связаны с поклонением силам природы в процессе регулярной хозяйственной деятельности (роль солярных культов и культа Нила для земледелия). Религиозные культы укреплялись с развитием институтов политической власти (обожествление фараона), становились все более разработанными в иерархическом отношении. Особое значение имели представления о загробном существовании («Книга мертвых», «Сказание о Гильгамеше»).
Политеистические религии греко-римской культуры берут начало в древнем крито-микенском культе Богини-Матери. В Древней Греции его дополняют культы сил природы, культы правителей и воинские культы (Ахейская эпоха). Их обоснование содержится в уникальной мифологической традиции, впоследствии ставшей основой европейской художественной культуры. Особенности древнегреческой религии заключались в необычайно активной культовой деятельности с многочисленными праздниками и мистериями.
Феномен религии Древнего Рима состоит в заимствовании и последующем развитии древнегреческих традиций. Для древнеримских верований характерно поклонение различным духам, предкам и божествам – покровителям власти (вплоть до культа императора) и военных действий.
Религиозные культы в цивилизациях Центральной Америки (земледельческие и военные в культурах майя и ацтеков) опирались на представления о необходимости постоянно питать божеств, и потому были связаны с жертвоприношениями. Религиозные практики в империи инков (Южная Америка) были основана на земледельческих культах, у индейцев Северной Америки был широко распространен шаманизм.
Национальные религии Востока также политеистические и включают индуизм, зороастризм, иудаизм. синтоизм и религиозно-философские учения конфуцианство и даосизм.
Становление индуизма происходит в древнеиндийской культуре в ведийскую эпоху, когда складываются культы божеств Индры, Агни, Сурьи, Сомы. В поздний ведийский период оформляется брахманизм, который имеет большое значение для обоснования кастовой системы в индийском обществе. Основы индуизма излагаются в священных текстах Вед, Брахман, Упанишад, Араньяк, Пуран, а также эпических произведений «Махабхарата» и «Рамаяна». Формируется культ Тримурти (Брахма, Шива, Вишну). Для индуизма характерны представления о перерождении (сансара, карма, мокша). До настоящего времени главными конфессиями в индуизме остаются шиваизм, вишнуизм, шактизм, рамаизм.
Истоки зороастризма берут начало в культуре Ирана. Вероучение основоположника религии пророка Зороастра дано в священном тексте – «Авесте». Главным культом зороастрийцев является культ огня.
Иудаизм, в отличие от других национальных религий, является монотеистическим. В его основе лежит концепция богоизбранного народа. Принято почитание пророков. В священных текстах иудаизма (Тора, Танах и Талмуд) изложены представления о живом общении Бога и человека. Принципы иудейского вероучения сформулированы Маймонидом Основными конфессиями иудаизма являются ортодоксальный иудаизм, караимство, хасидизм, реформированный иудаизм.
Религиозные традиции Китая и Японии непосредственно связаны с мифологией. Для становления конфуцианства большое значение имели культ предков и культ природы. В учении Конфуция особое внимание уделяется вопросу воспитания у человека пяти добродетелей. Большое место в социальной жизни Конфуций отводил ритуалу. Конфуцианство играет важную роль в сфере образования, управления и культуры Китая. В основе даосизма лежит учение Лао-Цзы о Дао как о природе вещей, изложенное в трактате «Дао Де Цзин». В национальной религии Японии синтоизме принят культ богини Аматэрасу, почитаются духи ками и мировой порядок цуми. В религиозных представлениях и обрядах велика роль магии, тотемизма и фетишизма. Священными книгами являются летописи и мифопоэтические тексты «Кодзики» и «Нихонги».
Христианство выступает как ведущая мировая религия. В основе учения Иисуса Христа лежит заповедь любви. Представления о загробном существовании в христианстве связаны с концепцией Царства Божьего. Становление христианского вероучения происходило в первые века новой эры. Большую роль в развитии и распространении христианства сыграли ученики Иисуса Христа – апостолы (Новый завет – Евангелия, Послания апостолов, Апокалипсис). Особое значение для формирования доктрины христианства имели Вселенские соборы.
В период падения Западной Римской империи возникает западное христианство. Официальное разделение христианской церкви на православную и католическую произошло в 1054 году. Неотъемлемой частью истории римского католицизма в эпоху Средневековья становятся крестовые походы, инквизиция и ее борьба с еретическими учениями. В отличие от православия, в католицизме в представлениях о загробном существовании есть понятие чистилища; культовым элементом католического храма являются скульптурные изображения.
Развитие учения о главенстве Папы Римского над всеми христианами лежит в основе института папства в Римской католической церкви. Особенности управления Римско-католической церковью заключаются в ее единстве (Ватикан как центр католицизма, Римская Курия как центральный административный аппарат Римской католической церкви).
История православия берет начало в Византии, преемницей которой становится Русская православная церковь. Развитие православия на Руси начинается с Крещения Руси в 988 году. Особенности церковной организации в православии заключаются в существовании системы автокефальных церквей. Большое значение для хранения православных традиций в русской культуре всегда имела деятельность монашества. В православной церкви принято почитание святых и иконопочитание.
Возникновение протестантизма знаменует собой новую эпоху в истории западной и мировой культуры – эпоху Реформации. Оно связано с именем Мартина Лютера (тезисы против Римской церкви, концепция об оправдании верой, о спасении человека по благодати Божьей). Решающую роль в быстром распространении протестантизма в странах Европы и Америки сыграли: представление об Иисусе Христе как о единственном источнике спасения, отрицание культов Богородицы и святых, почитания икон, крестного знамения; трактовка Библии как единственного источника вероучения; отказ от посреднической роли Церкви; признание священства всех верующих с правом на совершение богослужений, произнесение проповедей, чтение и толкование Библии. Направления протестантизма включают лютеранскую церковь, кальвинизм (основан на концепции Ж. Кальвина о предопределении), англиканскую церковь, баптизм, адвентизм, пятидесятничество, Протестантская этика опирается на этику труда и хозяйственную этику. Она становится основой этики в эпоху развития капитализма и современной западной цивилизации в целом.
В современную эпоху происходят процессы секуляризации и модернизации религий, создаются новые неохристианские и неовосточные религиозные движения, в которых присутствуют эклектические тенденции. На иной культурной почве возрождаются старые языческие и возникают неоязыческие культы. С религиозными течениями сосуществует оккультизм. Развивается атеистическое сознание, на основе которого появляются наукообразные религиозные течения.
В разных странах мира создаются религиозные организации Римской католической церкви, Русской православной церкви, мусульманские и буддийские организации, организации иудаистов, деятельность которых заключается в распространении религиозных учений.
В конце ХХ – начале ХХ I веков сложной оказывается религиозная ситуация в России (внутриконфессиональные противоречия, проблемы межконфессиональных отношений, сектанстство и антисектантское движение). В настоящее время в жизни российского общества возрастает роль Русской православной церкви.
3.2. МОРАЛЬ И ПРАВО В КУЛЬТУРЕ
Наиболее важными системами нормативной регуляции в культуре являются мораль и право. Следует отличать друг от друга правила поведения, моральные норм и, правовые нормы. В культурологии выделяются универсальные (общие) и частные (в т.ч. профессиональные), побуждающие и запрещающие нормы. Классификация норм по сферам деятельности содержится в теории Т. Парсонса, который различает: нормы поведения; нормы хозяйственной деятельности; политические нормы; собственно культурные нормы.
Определяющим аспектом культуры, общим обоснованием человеческой деятельности, движущей силой социальных и межличностных отношений является мораль или нравственность. Нравственные нормы и принципы, основанные на представлениях о добре и зле и их ценности, служат регулированию культурной деятельности. Иерархия нравственных ценностей в культуре лежит в основе социокультурных систем норм и запретов, формирующихся в рамках моральных кодексов.
В соответствии с эволюционными и циклическими теориями культуры в процессах культурного развития народов периодически наступают периоды кризисов, разложения нравственности или этического вакуума, сменяющиеся моральными революциями, которые, в свою очередь, ведут к прогрессу в этой области. Нравственность играет большую роль в процессах интеграции сообществ.
В отличие от морали право как система социокультурных норм и отношений охраняется силой государства. Правовые нормы отличаются от правил поведения и норм морали, заключая в себе минимум морали. Нормы права действуют в определенных социокультурных сферах. Понятие права в культурном контексте соотносится с понятиями справедливости, закона и силы. Право занимает место в иерархии социокультурных ценностей. Правовой статус личности является показателем положения личности в обществе и государстве.