Что изучает наука палеография
Палеография
Палеогра́фия (греч. παλαιóς — древний и важный греч. γράφειν — писать) — вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография). В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей.
Термин палеография введен в 1708 г. французским монахом-мавристом Монфоконом. Автором «Греческой палеографии» (полное название: «Греческая палеография или о ряду с дипломатикой (дисциплиной о грамотах, по-латыни diplomae) был не Монфокон, а его коллега по конгрегации (мавристы — конгрегация ордена бенедиктинцев) Жан Мабильон (1632—1707). Защищая честь своего ордена в полемике с иезуитами, усомнившимися в подлинности грамот древних франкских королей вообще и выданных бенедиктинским монастырям в частности, Мабильон выпустил в Париже в 1681 г. труд «De re diplomatica libri sex» («Дипломатика в шести книгах»), в котором дал первую классификацию типов раннего средневекового письма, обозначив их как «национальные», то есть франкские, лангобардские, вестготские и т. д. Со своей стороны Монфокон впервые разработал метод палеографического исследования: расположив (на основе определенных признаков) рукописи в хронологический ряд, он вывел эволюцию букв и определил стадии в развитии средневекового греческого письма и его типы.
В России зачатки палеографических исследований имеются уже в трудах старообрядческих полемистов начала XVIII века, посвящённых разоблачению тенденциозных фальсификаций, которые были сфабрикованы правительством с целью доказать древность осуждения старых обрядов.
Содержание
Методика
Палеография обращает внимание не только на особенности письма, но и на внешний вид рукописи: писчий материал (бумага, пергамент, папирус), переплёт, линии, сокращения, украшения и т. п. Важным моментом для палеографа является определение инструмента письма (гусиное перо, калам и т. д.). Кроме самих букв, внимательно изучаются следующие моменты: «угол» письма, то есть положение орудия письма к строке; «дукт», то есть последовательность и направление в начертании отдельных линий, составляющих букву; размер буквы в мм. и пропорции высоты и ширины; «вес» письма («тяжелое» письмо с жирными линиями начертывается мягким, то есть податливым пером, «лёгкое» письмо с тонкими линиями — жёстким пером).
Формы письма
Важнейшую роль при изучении рукописи играет классификация письма по форме. Обыкновенно выделяют следующие основные формы: маюскул (письмо прописными буквами, от majuscula — прописная буква), минукскул (письмо строчными, от minuscula — строчная буква) и курсив («скоропись»). Следует отметить, что функциональное различие маюскульных (как прописных) и минускульных (как строчных) букв возникло только в XIII в., до того писали либо только прописными, либо только строчными. На рубеже античности и Средневековья книги писались обыкновенно маюскулом, который в свою очередь разделяют на «капитальное» письмо (русский «устав»), непосредственно восходящее к письму надписей, и более позднее, округлое и удобное при написании «унциальное» (русский «полуустав»). Маюскул был сменен минускулом (который иногда называют «полуунциалом»), на Западе около 800 года, в Греции несколько позже; на Западе минускул развился в готическое письмо. Славянский кириллический устав происходит от греческого маюскула IX века; он развился в полуустав, аналогичный западному «унициальному» маюскулу и лёгший в основу печатного церковнославянского шрифта. В XIV в. гуманисты, начиная с Петрарки, обнаружили труды античных авторов, переписанные в IX—XI вв. так называемым «каролинским минускулом»; это письмо они приняли за античное и, поражённые его красотой и удобочитаемостью по сравнению с готическим, принялись копировать. На его основе возник современный латинский шрифт, по образцу которого, в свою очередь, Пётр I в начале XVIII в. реформировал русскую азбуку.
Палеография — наука о письме
Палеографией называют историю письма, закономерности развития его графических форм и изучение памятников древней письменности. Она изучает письменные артефакты, чтобы прочесть их, определить, когда и где они были созданы, и кто является автором. Палеография исследует, как со временем меняются графические формы букв, какие существуют шрифты и как они эволюционируют, а также изучает писчий материал, инструменты для письма. В компетенцию палеографии включается также исследование переплета рукописей, форматов, украшений, водяных знаков бумаги. Достижения палеографии используются в историческом языкознании, истории, литературоведении, искусствоведении и других гуманитарных науках.
Специальный раздел палеографии — криптография — изучает графику тайнописи. Неография — изучение современного письма, машинописи, произведений печати XX в.
Одна из важных задач палеографии — изучение бересты, пергамента, бумаги. Определить время происхождения рукописей, созданных на бумаге, можно достаточно точно по водяным знакам — филиграням. Водяные знаки изучает особая, выделившаяся из палеографии дисциплина — филигранология. Если выясняется, что рукопись не древняя, она считается поддельной. Но главная задача палеографии — все же не определение подлинности, а именно установление времени написания текста. Для датировки старинных рукописей сегодня используют методы химии и физики.
Таким образом, хороший палеограф должен быть специалистом сразу в нескольких областях и разбираться не только в почерках и шрифтах. К его компетенции относятся также нумизматика, сфрагистика (наука о печатях), кодикология (то есть изучение состояния старинной рукописи), источниковедение, книговедение.
Очень большое значение при исследовании имеет классификация форм письма. Обычно выделяются такие формы, как маюскул (письмо прописными буквами), минускул, или полуинициал, (письмо строчными буквами) и курсив, или скоропись. В раннем Средневековье писали маюскулом, примерно в 800 г. его сменил минускул. Из минускула в Западной Европе сформировалось готическое письмо.
В XIV в. гуманисты, в том числе Ф. Петрарка, нашли работы древних авторов, переписанные так называемым каролингским минускулом в IX—XI вв. Почерк был красив и удобочитаем, исследователи приняли его за античный и стали копировать. Так постепенно появилось сегодняшнее написание латинских букв.
Что же касается кириллицы, то самый древний тип написания кириллических букв, разработанный Кириллом и Мефодием, носит название устав. Он произошел от греческого маюскула IX в. Для устава характерны строгая геометричность, отсутствие наклона и промежутков между словами. На его основе уже в XV в. сложился полуустав. Буквы полуустава мельче и более округлые.
В начале XVIII в. по инициативе Петра I русская азбука была реформирована и стала похожей на современную. Однако в ней были такие буквы, как фита, ижица, И десятеричное (i), а твердый знак ставился в конце каждого слова, оканчивающегося на согласный. Эти буквы и правила были отменены в 1918 г. Твердый знак остался только в середине слов, там, где это необходимо.
Начало палеографии
Как самостоятельная дисциплина палеография выделилась из дипломатики, которая определяет подлинность старинных документов. Сам термин «палеография» ввел в науку Бернар де Монфокон. В России первое палеографическое исследование относится к 1717 г., когда старообрядец Андрей Денисов с учениками доказали подложность двух рукописей, выдававшихся, соответственно, за документы XII и XIV вв. Старообрядцы использовали накопленные к тому времени знания о древних рукописях и анализ начертаний букв, который применялся уже в XV—XVII вв.
Значение слова «палеография»
[От греч. παλαιός — древний и γράφω — пишу]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПАЛЕОГРА’ФИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. palaios — древний и graphō — пишу] (филол.). Наука о графике и о внешнем виде древних рукописей. || Особенности письма и внешнего вида какой-н. рукописи. П. этого памятника очень своеобразна.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
палеогра́фия
1. вспомогательная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова джигит (существительное):
Синонимы к слову «палеография»
Предложения со словом «палеография»
Понятия со словом «палеография»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «палеография»
Палеография имеет целью определять не характер лиц, а характер обществ, степень их возвышения или падения.
Именно буквоедство и даёт палеографии возможность определять характер эпох, т. е. делает её искусством, умением, следя за изменением почерка, открывать перемены настроения, совершавшиеся в духе поколений, и притом перемены в самых существенных чертах, каковы переходы от веры, религиозности к сомнению, неверию, светскости; причём вера, религиозность, выражается в благоговении, основанном на сознании своего несовершенства, своей смертности, а сомнение, неверие – в чувстве презрения, которое начинается презрением к прошедшим поколениям, к умершим, и забвением о собственной смертности и оканчивается совершенным обесценением жизни, пессимизмом, буддизмом.
Позитивистская историография эффективно разрабатывала свои процедурные методики, например, методики изучения средневековых картулляриев, дипломатики, латинской палеографии.
Палеография
Полезное
Смотреть что такое «Палеография» в других словарях:
палеография — палеография … Орфографический словарь-справочник
ПАЛЕОГРАФИЯ — (греч., от palaios древний, grapho пишу). Искусство разбирать старинная письмена в рукописях и на монументах часть археологии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАЛЕОГРАФИЯ [ Словарь иностранных слов русского языка
Палеография — (греч. palaiós «древний» и graphē писание) система знаний, направленная к ориентированию в материале рукописей, преимущественно старом, т. к. последний чаще требует постановки вопросов «когда?» и «где?», разрешимых методом П. Для… … Литературная энциклопедия
палеография — и, ж. paléographie f. Историко филологическая дисциплина, изучающая внешний вид и письмо древних рукописей с целью определения времени и места их написания. БАС 1. См. Монфоконову Греческую Палеографию. Карамз. ПРП 1998 1 прил. 67. Палеография..… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПАЛЕОГРАФИЯ — (от палео. и. графия), историко филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью установления места и времени их создания. Палеография определяет материалы и орудия письма, прослеживает изменения графической формы… … Современная энциклопедия
ПАЛЕОГРАФИЯ — ПАЛЕОГРАФИЯ, палеографи, мн. нет, жен. (от греч. palaios древний и grapho пишу) (филол.). Наука о графике и о внешнем виде древних рукописей. || Особенности письма и внешнего вида какой нибудь рукописи. Палеография этого памятника очень… … Толковый словарь Ушакова
Палеография — наука о развитии письменности и древних рукописях. См. также: Письменность Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
палеография — (неправильно палеография) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ПАЛЕОГРАФИЯ
Историко-филологическая дисциплина, изучающая создание знаков письменности и их развитие.
Теоретическая П. устанавливает закономерности исторически изменившихся особенностей письма, практическая и описательная П. исследует индивидуальные особенности писцов или отд. рукописей в целях определения времени и места создания этих рукописей, участия писавших их лиц и границ работы писцов.
П. как самостоят. дисциплина выделилась из дипломатики. В Европе в 1681 появился труд учёного-бенедиктинца Жана Мабильона «Трактат о дипломатике», в котором он доказал подлинность королевских грамот («дипломов»), хранящихся в бенедиктинских архивах и закреплявших важные имуществ. и юридич. права этого ордена. Первое аналогичное дошедшее до нас палеографич. исследование в России появилось в 1717, когда старообрядцы Андрей Денисов и его ученики и сподвижники Мануил Петров и Леонтий Федосеев доказали подложность «Соборного деяния на еретика арменина на мниха Мартина», выдававшегося противниками старообрядцев за подлинную рукопись 12 в., и «Требника митрополита Феогноста», выдававшегося за рукопись 1329. В своём анализе старообрядцы опирались на накопленные к тому времени представления о письме и внешнем виде древних рукописей и на некоторые практич. приёмы анализа начертаний букв, получившие распространение в Рус. гос-ве ещё в 15–17 вв. Но зарождение науч. П. связано с именем учёного- бенедиктинца Бернара де Монфокона, который ввёл в науку и сам термин «П.». Опираясь на датиров. рукописи, он составил наглядные таблицы, показывающие историю изменения во времени отд. греч. букв («Греческая палеография», 1708), и на основании этих таблиц сделал в 1715 первое науч. описание собрания рукописей.
Главная задача П. – установление и систематизация хронологич. и локальных особенностей письма датиров. рукописей для последующей временнóй и территориальной атрибуции рукописей, не имеющих в своём тексте ни прямой даты и указания на место написания, ни косвенных сведений об этом.
Объект П. – письм. знаки, гл. обр. буквы и составляющие их элементы, а также надстрочные и разделит. знаки, приёмы сокращённого письма и т. п. П. изучает также материалы и орудия письма, которые заменялись и изменялись со временем. Особое значение собственно палеографич. метод исследования имеет для датировки текстов и записей на пальмовых листьях, папирусе, лотосе, бересте и пергамене. Определение времени происхождения ср.-век. рукописей на бумаге в большинстве случаев наиболее точно проводится по водяным знакам (филиграням) мануфактур и фабрик, изготовлявших бумагу. Изучение водяных знаков постепенно выделилось из П. и переросло в особую вспомогат. дисциплину – филигранологию.
П. обслуживает преим. потребности историч. языкознания, истории, литературоведения, искусствознания, для которых палеографич. анализ составляет обязательный, 1-й этап изучения рукописи, материал которой привлекается для исследования. Но и др. науки гуманитарного цикла и даже точные науки, в той степени, в какой материал для них может быть извлечён из памятников письменности, используют П. для установления времени и места происхождения изучаемого источника.
Совр. дифференциация наук приводит к тому, что палеограф должен быть осведомлён в смежных областях, которые предшествовали появлению П. рукописей (дипломатика) или отделились от неё: филигранология, нумизматика, сфрагистика (изучение печатей) в 19 в., кодикология, источниковедение, книговедение, неография (изучение совр. письма и даже машинописи и произведений печати) в 20 в.
Палеографы-лингвисты уделяют также особое внимание выявлению работы писцов, участвовавших в написании данной рукописной книги, или особенностей графики одного и того же лица, написавшего неск. рукописей. Языковед с помощью текстологии восстанавливает язык промежуточных списков памятника и черты языка первого списка (протографа), написанного самим автором или переводчиком текста на данный язык.
П. выработала методику датировки по совокупности палеографич. примет, технику анализа графич. данных, в которой используются и новые приёмы (напр., точное измерение углов букв, имеющих сходные элементы начертания). В 20 в. стали использовать лабораторные методы (напр., голографию для анализа письма), данные точных наук (химии – для анализа чернил и красок, физики – для выявления смытых, угасших или закрашенных текстов посредством цветоотделительного фотографирования и др. спец. методов исследования). В совр. П. применяются также методы математич. статистики (напр., для анализа корпуса используемых письм. знаков), создаются электронные базы данных, доступные в т. ч. через Интернет (напр., электронные копии рукописей на сайтах крупнейших библиотек).
Сфера П. не остаётся неизменной. В период формирования П. изучалось преим. книжное письмо чернилами и красками на спец. писчем материале – для Европы это пергамен и бумага. Вне внимания палеографов остаются надписи на предметах материальной культуры – каменных, дерев. и металлич. памятниках, посуде, утвари и т. п., а также на объектах естеств. происхождения – скалах, камнях. Всё это изучает эпиграфика, так же как нумизматика и сфрагистика соответственно изучают надписи на монетах и печатях. Текстами на папирусе занимается папирология. В сферу П. попали и конфигурация букв, вышитых или вытканных на старинных тканях, надписи иконописцев на иконах. В 1951 П. получила принципиально новый объект исследования – берестяные грамоты 11 – сер. 15 вв., письмо на которые наносилось путём продавливания или процарапывания внутр. слоя бересты (начертания чернилами на грамотах, открываемых во время археологич. раскопок, утрачены или утрачиваются сразу же после попадания бересты на воздух и необходимой промывки берестяных грамот).
Объект П. ограничен не только материалом, но и содержанием источников. Он складывался постепенно за счёт охвата разных видов письменности, различающейся как по используемому материалу и способам нанесения письма, так и по содержанию памятников. Некоторые историки считают важной задачей П. издание комментированных сводов письм. источников, однако этой цели должны служить отрасли знания, связанные с источниковедением (напр., источниковедение рус. истории, источниковедение истории рус. языка и т. п.).
Расширение задач П. выражается и в том, что к ней относят приобретение навыков чтения древних и ср.-век. рукописей, но процесс чтения не сводится к узнаванию буквы и непременно включает в себя понимание прочитанного, что невозможно без знания данного языка в его истории, а следовательно, является специфич. задачей языкознания.
П. изучает почерки, имеющие вид древних. Если путём палеографич. анализа удаётся определить, что они не являются столь древними, за какие выдаются лицами, использующими содержание определённого текста, то такая рукопись считается поддельной. Определение поддельности или подлинности рукописи не составляет особой задачи П. и является следствием решения осн. её задачи – установления времени написания рукописи.
В соответствии с исследуемыми письменностями П. подразделяется на греческую, латинскую, славянскую, армянскую (см. Армянское письмо), грузинскую (см. Грузинское письмо), индийскую (см. Индийское письмо), арабскую (см. Арабское письмо), египетскую (см. Египетское письмо), китайскую (см. Китайское письмо), П. письменности майя (см.Майя письмо) и др. древнеиндейских цивилизаций и т. д.
Совр. наука ставит вопрос о создании общей П., которая изучала бы общие закономерности письма всех видов, всех времён и на любых материалах. Междунар. палеографич. коллоквиум в Париже в 1953 принял решение об организации Междунар. палеографич. к-та (создан в 1957, в него вошли представители мн. стран, в т. ч. России). В 1995 создана орг-ция «Междунар. палеографич. ассоциация: культура, письмо, общество», которая объединила широкий круг специалистов, работающих над изучением разл. аспектов письм. культуры.
Автор: Жуковская Л. П.; дополнения – И. А.В.