Что изучает наука краеведение

Краеведение

Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

Содержание

Краеведение как наука

Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. [1]

В начале XX века под краеведением понимали изучение природных условий и «изыскание дополнительных местных ресурсов» того или иного края. [3] В середине XX века в советской России главный акцент был смещён на историческое краеведение. Советское правительство в директивном порядке поставило задачу — выявлять и охранять памятники истории и культуры, которые могли быть утрачены при строительных работах. [4]

С 1970 года Российская национальная библиотека издаёт указатель статей «Организация, методика и содержание краеведческой работы». [4]

Краеведение для детей

Краеведение — школьный предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флорой и фауной, населением и промышленностью. [1]

Краеведение в России

Краеведение на Украине

Краеведение в Германии

В Германии активную краеведческую работу ведет геоклуб «Глобус» (Развивающий центр Кин-Топ), Дюссельдорф. Члены клуба совершают пешеходные и велосипедные поездки в различные регионы Северного Рейна — Вестфалии и создают на русском языке подробные краеведческие описания небольших территорий.

См. также

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Краеведение» в других словарях:

краеведение — краеведение … Орфографический словарь-справочник

КРАЕВЕДЕНИЕ — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно методических центров по краеведению… … Большой Энциклопедический словарь

КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, краеведения, мн. нет, ср. изучение какого нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т.п., производимое преимущественно местными силами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова

КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, я, ср. Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно исторических, экономических, этнографических особенностей. | прил. краеведческий, ая, ое. К. музей. К. кружок. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

краеведение — сущ., кол во синонимов: 1 • история (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

краеведение — Изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом силами местного населения … Словарь по географии

КРАЕВЕДЕНИЕ — в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности шк. микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из уч. пособия; самостоят, добывание… … Российская педагогическая энциклопедия

Краеведение — (ст.слав. – конец) – деятельность по изучению и восстановлению и сохранению культуры прошлого и настоящего родного края – «малой родины». Эта деятельность может быть как практической, так и теоретической, как популярно просветительской… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Краеведение — всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население … Большая советская энциклопедия

краеведение — я; ср. Совокупность знаний о том или другом крае (4 зн.), изучение его природы, истории, экономики, быта и т.п. ◁ Краеведческий, ая, ое. К. музей. К ая работа. * * * краеведение изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой… … Энциклопедический словарь

Источник

КРАЕВЕДЕНИЕ

Уве­ли­чи­лось чис­ло крае­ведческих об­ществ, в основном на­хо­див­ших­ся в гу­берн­ских го­ро­дах (Общество изу­че­ния Амур­ско­го края, Вла­ди­во­сток, 1884; Общество лю­би­те­лей изу­че­ния Ку­бан­ской области, Ека­те­ри­но­дар, 1897; Во­ло­год­ское общество изу­че­ния Северного края, 1909; Ко­ст­ром­ское на­учное общество по изу­че­нию ме­ст­но­го края, 1912; Общество изу­че­ния Оло­нец­кой губернии, Пет­ро­за­водск, 1913, и др.), их дея­тель­ность но­си­ла ком­плекс­ный ес­те­ст­вен­но-ис­то­рический ха­рак­тер. Об­ще­ст­ва ре­гу­ляр­но вы­пус­ка­ли тру­ды, за­пис­ки, от­чё­ты, из­вес­тия. Зна­чительный вклад в раз­ви­тие Краеведения вне­сли об­ла­стные съез­ды ис­сле­до­ва­те­лей ис­то­рии и древ­но­стей (1901-1911 годы). Бо­лее ре­гу­ляр­ны­ми ста­ли взаи­мо­свя­зи ме­ст­ных крае­ведческих. объ­е­ди­не­ний ме­ж­ду со­бой и с на­учными об­ще­ст­ва­ми и учё­ны­ми Санкт-Пе­тер­бур­га и Мо­ск­вы. К 1917 году в Рос­сии су­ще­ст­во­ва­ло около 300 об­ществ крае­ведческого ха­рак­те­ра (вклю­чая близ­кие по за­да­чам учё­ные ар­хив­ные ко­мис­сии, цер­ков­но-ар­хео­ло­гические ко­ми­те­ты, другие про­винциальные на­учные об­ще­ст­ва).

По ини­циа­ти­ве и при дея­тель­ном уча­стии крае­ве­дов в про­вин­ции сфор­ми­ро­ва­лась сеть ме­ст­ных му­зе­ев. Они соз­дава­лись при гу­берн­ских ста­ти­стических ко­мите­тах (Уфим­ский гу­берн­ский му­зей, 1864; Оло­нец­кий ес­те­ст­вен­но-промышленный и ис­то­рико-эт­но­гра­фический му­зей, Пет­ро­за­водск, 1871, и др.), при гу­берн­ских учё­ных ар­хив­ных ко­мис­си­ях (Там­бов­ский гу­берн­ский му­зей, 1879; Кур­ский ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­гический и кус­тар­ный му­зей, 1903), при на­учных и на­уч­но-про­све­ти­тель­ных об­ще­ст­вах (при Обществе ис­сле­до­ва­те­лей Ас­т­ра­хан­ско­го края, 1888; при Обществе изу­че­ния Смо­лен­ской губернии, 1908, и др.), ме­ст­ных от­де­ле­ни­ях РГО (Омск, 1877; Троицкосавск, 1890, и др.), при ор­га­нах городского са­мо­управ­ле­ния (Че­ре­по­вец, 1870; Ми­ну­синск, 1877, и др.), зем­ст­вах, па­ла­тах государственного иму­ще­ст­ва, народных до­мах, учи­ли­щах, шко­лах и т. п. В 1887 году на 7-м ар­хео­ло­гическом съез­де в Яро­слав­ле был при­нят про­ект «По­ло­же­ния» для гу­берн­ских и об­ла­ст­ных му­зе­ев, оп­ре­де­ляв­ший их ста­тус и це­ли, за­да­чи как «учё­ных цен­тров для ок­ру­жаю­щей ме­ст­но­сти». Струк­ту­ра ме­ст­ных му­зе­ев, сло­жив­шая­ся к началу XX века, от­ра­жа­ла со­дер­жа­ние кол­лек­ций, рас­пре­де­ляв­ших­ся по от­де­лам: ес­те­ст­вен­но-ис­то­ри­че­ский, ис­то­рической (с под­от­де­ла­ми ар­хео­ло­гии, цер­ков­ных древ­но­стей, па­мят­ни­ков бы­та), эт­но­гра­фический, ну­миз­ма­тический, ху­дожественный, ху­дожественно-про­мыш­лен­ный. С начала XX века в му­зе­ях ор­га­ни­зо­вы­ва­лись экс­кур­сии, кон­суль­та­ции, вос­крес­ные чте­ния, пуб­лич­ные лек­ции. Чис­ло ме­ст­ных му­зе­ев к 1917 году со­став­ля­ло, по раз­ным ис­точ­ни­кам, от 65 до 94.

Пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки вклю­чить крае­ведческие зна­ния в про­грам­мы школь­но­го об­ра­зо­ва­ния (в ме­то­дических тру­дах пе­да­го­гов, в ча­ст­но­сти Д.Д. Се­мё­но­ва, с середины XIX века для учеб­ных кур­сов по оз­на­ком­ле­нию с «ма­лой ро­ди­ной» упот­реб­ля­лись тер­ми­ны «от­чиз­но­ве­де­ние», «ро­ди­но­ве­де­ние»).

Из-за сво­ей ро­ли в куль­тур­ной жиз­ни ре­гио­нов крае­ведческие му­зеи од­ни­ми из пер­вых ис­пы­та­ли идео­ло­гическое дав­ле­ние советской вла­сти. По­ло­же­ние о гу­берн­ском му­зее, раз­ра­бо­тан­ное Нар­ком­про­сом в 1925 году, пре­ду­смат­ри­ва­ло обя­за­тель­ное вклю­че­ние в название му­зея сло­ва «крае­вед­че­ский» и еди­ную струк­ту­ру му­зея, ко­то­рый дол­жен был со­сто­ять из от­де­лов: ес­тественно-ис­то­рического, куль­тур­но-ис­то­рического, со­ци­аль­но-эко­но­мического и ре­во­лю­ци­он­но­го (при от­сут­ст­вии в ре­гио­не ис­то­ри­ко-ре­во­люционного му­зея). В ре­зуль­та­те ре­ор­га­ни­за­ции музей­ной се­ти на мес­тах во 2-й половине 1920-х годов про­изош­ло ме­ха­ническое объ­е­ди­не­ние различных му­зе­ев, имев­ших­ся в од­ном ре­гио­не, в крае­вед­че­ские. К 1930 году все рес­пуб­ли­кан­ские, крае­вые и об­ла­ст­ные цен­тры име­ли крае­ведческие му­зеи, ру­ко­вод­ст­во ими воз­ла­га­лось на по­ли­ти­ко-про­све­ти­тель­ные от­де­лы ме­ст­ных ис­пол­ко­мов.

В ус­ло­ви­ях идео­ло­гической пе­ре­строй­ки нау­ки в СССР и от­ка­за от изу­че­ния и пре­по­да­ва­ния ис­то­рии многие вид­ные учё­ные имен­но в тру­дах крае­ведческой на­прав­лен­но­сти по­лу­чи­ли воз­мож­ность вес­ти раз­ра­бот­ку про­блем ис­то­рии го­ро­да, тор­гов­ли, промышленности (Н.М. Дру­жи­нин, М.Н. Ти­хо­ми­ров в Мо­ск­ве, С.И. Ар­хан­гель­ский в Ниж­нем Нов­го­ро­де, А.Н. Вер­шин­ский в Тве­ри и др.), сель­ско­го бы­та и из­ме­не­ний, про­ис­хо­див­ших в де­ревне по­сле ус­та­нов­ле­ния советской вла­сти (М.Я. Фе­но­ме­нов, К.В. Сив­ков и др.), куль­ту­ры про­вин­ции (П.М. Дуль­ский в Ка­за­ни, С.Д. Яхон­тов, А.А. Ман­су­ров в Ря­за­ни, A.M. Пу­тин­цев в Во­роне­же, и др.), взаи­мо­свя­зи об­ще­ст­ва и при­ро­ды (Д.О. Свят­ский, В.П. Се­мёнов-Тян-Шан­ский). В рам­ках Краеведения мно­го бы­ло сде­ла­но для раз­ви­тия ис­точ­ни­ко­ве­де­ния и ар­хи­во­ве­де­ния (С.Н. Чер­нов, И Л. Мая­ков­ский), биб­лио­гра­фии, ме­то­ди­ки эт­но­гра­фических на­блю­де­ний (В.В. Бо­гда­нов, Ю.М. Со­ко­лов и др.) и ар­хео­ло­гических ис­сле­до­ва­ний, для вы­яв­ле­ния, опи­са­ния, ат­ри­бу­ти­ро­ва­ния па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры, му­зей­ных пред­ме­тов, со­вер­шен­ст­во­ва­ния приё­мов их рес­тав­ра­ции. В рам­ках Краеведения фор­ми­ро­ва­лись на­учные на­прав­ле­ния, ко­то­рые позд­нее по­лу­чи­ли на­зва­ния «ис­то­рия по­все­днев­но­сти» и «эко­ло­гия куль­ту­ры».

В раз­ра­бот­ку крае­ведческой про­бле­ма­ти­ки (как в об­ще­ме­то­до­ло­ги­че­ском, так и в кон­крет­ном пла­не) бы­ли во­вле­че­ны круп­ней­шие учё­ные Мо­ск­вы, Пет­ро­гра­да (Ле­нин­гра­да), других круп­ных на­учных цен­тров: ис­то­ри­ки С.В. Бах­ру­шин, М.М. Бо­го­слов­ский, С.К. Бо­го­яв­лен­ский, С.Б. Ве­се­лов­ский, В.И. Пи­че­та, С.Ф. Пла­то­нов, А.А. Спи­цын и др., язы­ко­ве­ды Н.М. Ка­рин­ский, Н.Я. Марр, Д.Н. Уша­ков, ли­те­ра­ту­ро­вед Н.К. Пик­са­нов, гео­гра­фы и гео­ло­ги Д.Н. Ану­чин, А.А. Бор­зов, А.П. Пав­лов, А.Е. Ферс­ман, Ю.М. Шо­каль­ский, биб­лио­граф Н.В. Здоб­нов, ис­кус­ст­во­ве­ды В.В. Згура, А.И. Не­кра­сов, A.M. Эф­рос и др. На­ря­ду с ни­ми, ав­тора­ми тру­дов о пред­ме­те и за­да­чах Краеведения, его ме­то­ди­ке ста­ли ве­ду­щие крае­ве­ды Н.П. Ан­ци­фе­ров, А.В. Ба­ку­шин­ский, И.М. Гревс, Н.А. Гей­ни­ке и др.

Окон­ча­тель­но крае­ведческое дви­же­ние как фор­ма куль­тур­ной об­щественной дея­тель­но­сти ис­чез­ло по­сле по­ста­нов­ле­ния СНК РСФСР «О ре­ор­га­ни­за­ции крае­вед­че­ской ра­бо­ты в цен­тре и на мес­тах» (10.6.1937 года). Со­глас­но по­сле­до­вав­ше­му за этим ука­за­нию Нар­ком­про­са РСФСР «О под­го­тов­ке и ор­га­ни­за­ции крае­вед­че­ской ра­бо­ты» (1938) ли­к­ви­ди­ро­ва­лись все об­щественные крае­ведческие ор­га­ни­за­ции на мес­тах как «край­не за­со­рён­ные вра­га­ми на­ро­да».

Отечественные крае­ве­ды сыг­ра­ли клю­че­вую роль в дея­тель­но­сти соз­дан­но­го в 1965 году Все­рос­сий­ско­го об­ще­ст­ва ох­ра­ны па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры. Крае­ведческая те­ма­ти­ка за­ни­ма­ла всё боль­шее ме­сто в про­грам­мах пе­да­го­гических ву­зов, соз­да­ва­лись учеб­ные по­со­бия по Краеведению, уве­ли­чи­лось чис­ло из­да­вае­мой крае­ведческой литературы. Важ­ное ме­сто крае­ведческая ин­фор­ма­ция за­ня­ла в эн­цик­ло­пе­ди­ях национальных рес­пуб­лик СССР, а так­же в из­да­ни­ях по ре­гио­наль­ной ис­то­рии со­юз­ных рес­пуб­лик (например, «Iсторiя мiст i сiл Української РСР», тома 1-26, 1967-1974 годы).

В этот пе­ри­од воз­ро­дил­ся ряд крае­ведческих ор­га­ни­за­ций, су­ще­ст­во­вав­ших до 1917 года и в 1920-х годах (например, Общество изу­че­ния русской усадь­бы), воз­рос ин­те­рес к изу­че­нию и пуб­ли­ка­ции на­сле­дия крае­ве­дов преж­них лет. С начала 1990-х годов на­чал­ся но­вый пе­ри­од в раз­ви­тии крае­ведческих му­зе­ев: прин­ци­пи­аль­но ме­ня­лось со­дер­жа­ние экс­по­зи­ций, ко­то­рое вы­шло за пре­де­лы со­ци­аль­но-эко­но­мической ис­то­рии XX века. Мно­гие из крае­ведческих му­зе­ев воз­вра­ти­ли се­бе роль важ­ней­ших цен­тров изу­че­ния ме­ст­ной ис­то­рии в ре­гио­нах, од­на­ко не­ко­то­рые му­зеи за­кры­лись, по­пав в тя­жё­лое эко­но­мическое по­ло­же­ние, ряд му­зе­ев по ре­ше­нию ме­ст­ных вла­стей ли­шил­ся экс­по­зи­ци­он­ных по­ме­ще­ний.

С конца 1980-х годов воз­ро­ди­лось та­кое на­прав­ле­ние Краеведения, как соз­да­ние ре­гио­наль­ных эн­цик­ло­пе­дий. К 2008 году прак­ти­че­ски во всех ре­гио­нах РФ су­ще­ст­ву­ет своё эн­цик­ло­пе­дическое из­да­ние. Из­да­ния это­го ти­па име­ют различный уро­вень ох­ва­та ин­фор­ма­ции: от субъ­ек­та РФ до отдельного рай­она, го­ро­да и да­же горородского рай­она. Для из­да­ния не­ко­то­рых ре­гио­наль­ных эн­цик­ло­пе­дий соз­да­ны специальные на­учные уч­ре­ж­де­ния (например, Институт Та­тар­ской эн­цик­ло­пе­дии).

В 1990-2000-е годы рез­ко воз­рос­ло чис­ло ме­ст­ных крае­ведческих из­да­ний всех ви­дов (книг, пе­рио­дических из­да­ний и пр.), на­учных кон­фе­рен­ций (все­российских и ре­гио­наль­ных), крае­ведческая те­ма­ти­ка ста­ла пре­об­ла­даю­щей на кон­кур­сах школь­ных со­чи­не­ний на ис­то­рические те­мы, с 2005 года про­во­дят­ся кон­кур­сы крае­ведческой ли­те­ра­ту­ры. Бур­ный рост пе­ре­жи­ва­ет цер­ков­ное Краеведение.

В Западной Ев­ро­пе и США ис­сле­до­ва­ния, по­доб­ные крае­вед­че­ским, ве­дут­ся в рам­ках на­учных школ ло­каль­ной ис­то­рии и мик­ро­ис­то­рии.

Лит.: Крае­вед­ные уч­ре­ж­де­ния СССР. 2-е изд. Л., 1927; Со­ловь­ев К. А. Крае­вед­ные му­зеи РСФСР // Со­вет­ский му­зей. 1932. № 6; Ра­ви­ко­вич Д. А. Му­зеи ме­ст­но­го края во вто­рой по­ло­ви­не XIX – на­ча­ле XX в. (1861–1917 гг.) // Очер­ки ис­то­рии му­зей­но­го де­ла в Рос­сии. М., 1960. Вып. 2; она же. Фор­ми­ро­ва­ние го­су­дар­ст­вен­ной му­зей­ной се­ти (1917 – I по­ло­ви­на 60-х гг.). М., 1988; Мои­се­ев A. M. Крае­вед­че­ские му­зеи за 50 лет // Ис­то­рия СССР. 1967. № 6; Ми­ло­нов Н. А. Ли­те­ра­тур­ное крае­ве­де­ние. М., 1985; Ма­тюшин Г. Н. Ис­то­ри­че­ское крае­ве­де­ние. М., 1987; Пер­вая Все­со­юз­ная на­уч­ная кон­фе­рен­ция по ис­то­ри­че­ско­му крае­ве­де­нию. К., 1987; Ма­мон­тов А. В., Щер­ба Н. Н. Крае­вед­че­ская биб­лио­гра­фия. 2-е изд. М., 1989; Фи­ли­мо­нов С. Б. Крае­ве­де­ние и до­ку­мен­таль­ные па­мят­ни­ки (1917–1929 гг.). М., 1989; он же. Крае­вед­че­ские ор­га­ни­за­ции ев­ро­пей­ской Рос­сии и до­ку­мен­таль­ные па­мят­ни­ки (1917–1929 гг.). М., 1991; Ис­то­ри­че­ское крае­ве­де­ние в СССР: во­про­сы тео­рии и прак­ти­ки. К., 1991; Шмидт C. O. Крае­ве­де­ние и до­ку­мен­таль­ные па­мят­ни­ки. Тверь, 1992; Ис­то­ри­че­ское крае­ве­де­ние. Пен­за, 1993; Рос­сий­ская про­вин­ция XVIII–XX вв.: реа­лии куль­тур­ной жиз­ни. Пен­за, 1996. Кн. 1–2; Ма­лые го­ро­да Рос­сии: про­бле­мы ис­то­рии и воз­ро­ж­де­ния. М.; Пе­ре­славль-За­лес­ский, 1998; Со­вре­мен­ное со­стоя­ние и пер­спек­ти­вы раз­вития крае­ве­де­ния в ре­гио­нах Рос­сии. М., 1999; Ме­то­до­ло­гия ре­гио­наль­ных ис­то­ри­че­ских за­ру­беж­ных ис­сле­до­ва­ний: [рос­сий­ский и за­ру­беж­ный опыт]. СПб., 2000; Оте­че­ст­вен­ная куль­ту­ра и раз­ви­тие крае­ве­де­ния. Пен­за, 2001; Пре­по­да­ва­ние крае­ве­де­ния и мо­ск­во­ве­де­ния в выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях. М., 2001; Les Études regionales en Rus­sie (1890–1990). Origines, crise, renessaince. P., 2002; Крае­ве­де­ние в Рос­сии. Ис­то­рия. Со­вре­мен­ное со­стоя­ние. Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия. М., 2004; Про­бле­мы соз­да­ния ре­гио­наль­ных эн­цик­ло­пе­дий. СПб., 2004; В. О. Клю­чев­ский и про­бле­мы рос­сий­ской про­вин­ци­аль­ной куль­ту­ры и ис­то­рио­гра­фии. М., 2005. Кн. 1–2; Ти­хо­ми­ров­ские чте­ния 2004 г. «Ис­точ­ни­ки по ис­то­рио­гра­фии крае­ве­де­ния» // Ар­хео­гра­фи­че­ский еже­год­ник за 2004 г. М., 2005; Крае­ве­де­ние в Рос­сии. Ис­то­рия, со­вре­мен­ное со­стоя­ние, пер­спек­ти­вы раз­ви­тия. М., 2006.

Источник

Конспект занятия. «Что изучает краеведение?»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ»

Разработка учебного занятия

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

1 год обучения (7-10 лет)

Тема № 1.1: « Что изучает краеведение.»

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО Кванториум

Что изучает наука краеведение2021 г.

1. Пояснительная записка……………………………………………3

2. Перечень оборудования и материалов…………………………. 3

3. Основная часть. Ход занятия……………………………………..4

4. Рефлексия. Подведение итогов …………………………………..9

5. Список используемой литературы………………………………..9

Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры своей «малой Родины».

Перечень оборудования и материалов:

1. Компьютер с проектором.

2. Листы для рисования.

3. Цветные Карандаши или фломастеры.

« Что изучает краеведение.»

Цель: Сформировать понятие о краеведении как о комплексном изучении Хабаровского края на основе географической компоненты.

— обеспечить в ходе занятия усвоение следующих основных понятий: что изучает краеведенье и чем занимаются краеведы;

— познакомить с достопримечательностями Хабаровского края;

— познакомить учащихся с геральдикой своего края.

— развитие умений анализировать;

— выявлять причинно-следственные связи;

— создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

— формировать научное мировоззрение.

— повысить интерес к изучению малой Родины;

— содействовать формированию у учащихся патриотических чувств к своей Родине;

— способствовать любви к родному краю.

1. Организационный момент (5-10 мин.).

2. Актуализация знаний (7-10 мин.).

3. Объяснение нового материала (30-45 мин.).

4. Динамические паузы (2-5 мин.)

5. Закрепление материала (10-15 мин.)

6. Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)

1. Организационная часть.

На наших занятиях мы будем изучать наш Хабаровский край. Мы все очень любим свой родной край. Все ли вы наблюдали за тем, как меняется природа в разное время года? Какие животные и растения есть в Хабаровском крае?

Учащиеся: отвечают на вопрос.

Педагог : сегодня мы начинаем изучение нового для вас понятия «Краеведение». Познакомимся с объектами, задачами и направлениями данной науки!

2. Изучение нового материала. Актуализация знаний и умений:

Педагог : Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.

Краеведение, это наука, изучающая историю, природу, культуру, быт, язык людей, экономику какой-либо небольшой территории (области, района, города, села, деревни и даже одной улицы или одного района большого города).

А кто такие краеведы? (слайд 2)

Учащиеся: Большое, красивое, бескрайнее, зелёное и т.д.

Педагог : Все большие молодцы, мне очень захотелось побывать на вашей планете и в вашем городе. Сейчас мы отдохнем и продолжим.

3. Динамическая пауза

Десять раз подпрыгнуть нужно, скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания.)

Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте.)

Подаёт учитель знак. Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты.)

Педагог: Цвета флага Хабаровского края означают:

Белый — символ чистоты, добра, скромности, безоблачного мирного неба и чистоты помыслов жителей Хабаровского края;

голубой — символ красоты, мягкости, величия, обширных водных ресурсов Хабаровского края;

зелёный — символ надежды, радости, изобилия, уникальной флоры и фауны Хабаровского края, «бескрайнего моря тайги».

При исполнении герба применены три геральдических цвета и два цвета металла (драгоценного и благородного):

• красный символизирует храбрость, мужество, неустрашимость;

• голубой — символ красоты, мягкости, величия;

• черный символизирует благоразумие, смирение, печаль;

• золото — символ богатства, справедливости, великодушия;

• серебро — символ чистоты, добра, независимости.

Герб Хабаровского края является своеобразным памятником истории и культуры края, отражает природно-климатическую особенность края и основную направленность традиций населения дальневосточного региона. Медведь изображён «вооруженным», о чем говорят раскрытая пасть, червленые глаза и язык, и символизирует мощь и неприкосновенность дальневосточных рубежей России.

А теперь взгляните на флаг и герб нашего города Комсомольска-на-Амуре (слайд 4).

Что вы думаете о них? Почему такие цвета и кто изображён гербе?

· жёлтый — цвет солнца, энергии, богатства. Символизирует процветание города Комсомольска-на-Амуре, в том числе спортивные достижения жителей, а также успехи в области науки, культуры и искусства;

· голубой (небесный) — символ красоты, мягкости, величия. В данном случае символизирует воды могучей реки Амур, а также развитую структуру воздушного и водного транспорта.

· зелёный (зелень) — цвет надежды, радости, изобилия. Символизирует вечно молодой дух города, а также необъятные таёжные просторы. Район Комсомольска-на-Амуре славится лесными ресурсами, богатыми запасами реликтовых растений.

В центральной части голубого цвета размещаются элементы герба города Комсомольска-на-Амуре. В центре щита фигура молодого человека. Он в рабочей одежде строителя. Лицо юноши открыто всем ветрам. Мощным размахом сильных рук юноша-строитель раздвигает вековую тайгу. У ног юноши — синь и белые барашки волн таёжной реки Амур. Над синей гладью восходит золотое (жёлтое) солнце, устремляясь лучами ввысь. Герб является памятником первым строителям города, прибывшим на дикий берег Амура 10 мая 1932 г. и символизирует вечно молодой дух города.

А теперь, давайте обратим свое внимание на достопримечательности нашего края. (Слайд 5) Амурские столбы– памятник природы местного значения, расположенный в нижнем течении реки Амур, в 400 км от Хабаровска и по праву считаются первым чудом Хабаровского края. До сих пор не утихают споры о происхождении Амурских столбов. Их человекоподобные формы, огромные размеры и ровные углы заставляют задуматься о многом.

Памятник природы краевого значения «Силинский лес» был основан в 1997 году в самом центре Комсомольска-на-Амуре. Первостроители специально оставили часть нетронутой уссурийской тайги, чтобы каждый горожанин мог по-настоящему окунуться в ее чарующую атмосферу, не покидая пределов города.

Дети, а кто знает название нашей самой большой и знаменитой реки?

Учащиеся: отвечают (путают с кувшинками)

Педагог : Разница между кувшинкой и лотосом в том, что:

· У большинства видов пестик не выступает высоко

· Пестик выступающий, бочонковидный

· Листья с белесоватым налетом

Лотосовые озера. Находятся в разных районах края. Самые популярные озёра: Цветочное, Бархатное, Лончаково. Всего несколько дней в конце июля и в начале августа можно увидеть, как цветут лотосы Комарова. Водная гладь покрывается цветками, создавая неповторимое природное полотно. С этим явлением связано немало легенд и преданий. Якобы, если посмотреть на лотос в период распускания бутонов – будешь удачлив весь год.

Еще в нашем крае есть очень красивое место, горный хребет Дуссе-Алинь (слайд 8) Горный хребет протяжённостью 150 км. Наивысшая точка – 2,1 тысячи метров. Поскольку большая часть территории удалена от цивилизации, здесь сохранилась первозданная природа. В 1987 году был образован Буреинский заповедник, где имеется образцовый участок горной тайги. Помимо Дуссе-Алинь украшением этих мест является озеро Медвежье, расположившееся на склонах хребта. Оно не только горное, но и ледниковое. Водоём как будто запечатан с трёх сторон в каменном мешке. Водная гладь голубая и чистая. Туристы могут посещать территорию только в группах с сопровождением работников заповедника.

5. Самостоятельная работа учащихся «рисунок».

Педагог : Ребята, а каким видите наш Хабаровский край? Давайте вы изобразите (нарисуете) его на листке бумаги. Возможно, кому-то из вас больше всего нравятся наши красивые сопки, а кто-то захочет нарисовать реку или деревья.

6. Итог занятия. Рефлексия.

Делаем мини-выставку готовых работ.

Педагог: Какие замечательные у вас получились рисунки! Как вы разнообразно видите свой родной край. Сегодня, ребята, на занятии вы узнали, что изучает краеведенье и наглядно показали каким вы сами видите свой родной Хабаровский край! Мне очень с вами понравилось заниматься. А вам понравилось?

Педагог : Я уже с нетерпением жду следующих занятий, на них вы узнаете еще больше о наших местных красотах, реках, озерах, лесов и их обитателей!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *