Что изучает наука история источники исторических знаний 5 класс конспект
Конспект урока по истории на тему «Что изучает история» (5 класс)
Конспект урока по истории на тему «Что изучает история». Конспект разработан для пятого класса.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему «Что изучает история» (5 класс)»
Конспект урока по истории
Тема урока: Введение. Что изучает история.
Цель: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс.
-определить место учебной дисциплины в образовательном процессе;
-ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника;
-вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.
предметные: овладение целостными представлениями о предмете «История»; изучение и систематизация информации о различных исторических источниках; формулирование собственного мнения (гипотез) по дискуссионным вопросам;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;
личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: схема «Классификация исторических источников»; проектор; мультимедийная презентация; изображения исторических источников.
Тип урока: изучение нового материала.
I. Организационный момент
В этом году в расписании появился новый предмет – история. Может кто – то уже начал знакомство в начальной школе. История – это интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней.
Цицерон так говорил об истории: «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
Проблемный вопрос. Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?
1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.
2. Исторические источники.
3. Знакомство со структурой учебника.
III. Работа по теме урока
1. История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества.
Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня. А история человечества началась очень и очень давно, сотни тысяч лет назад.
— Ребята, как вы понимаете выражение «знать историю»?
По ходу выполнения задания составляется схема.).
Знать историю
Уметь отвечать на вопросы
Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.
Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.
Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».
2. Исторические источники
Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.
Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология.
Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.
Хранятся вещественные источники как правило в музее.
У учащихся на партах лежат тексты средневековой песенки вагантов ХI-XIII веков, которая звучит в мультфильме:
Во французской стороне,
Предстоит учиться мне
Hе сказать словами.
Плачьте ж милые друзья
Hа прощание пожмём
Мы друг другу руки,
И покинет отчий дом
Если не сведут с ума римляне и греки
Сочинившие тома для библиотеки,
Если те профессора, что студентов учат,
Горемыку-школяра насмерть не замучат,
Если насмерть не убьют
Работая в парах с текстом песни, учащиеся могут ответить на вопросы написанные на доске:
1) В каких учебных заведениях учились в старину?
2) Трудным ли было обучение?
3) Как назывались учителя? (профессора);
4) Как назывались учащиеся? (студенты);
5) Кто сочинил тома (учебники) для университетов? (римляне и греки).
На основании полученных ответов и текста песни учащиеся индивидуально составляют мини-рассказ о жизни студентов. Рассказы учащихся заслушиваются (по желанию).
«Устные источники – это легенды, былины, мифы, песни и т.д.».
Объяснение учителя: есть в истории очень важный вид источников— это письменные источники. Запись в тетрадь: «Письменные источники – это документы, письма, сборники законов, надписи, книги.»
3.Знакомство с учебником
В этом году вы будете изучать часть всемирной истории – историю Древнего мира. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. Главным помощником в этом путешествии для нас станет учебник истории. Знакомство с учебником, с его главами. Объяснение учителя, что учебник состоит из разделов, касающихся истории первобытного общества, стран Древнего Востока — самой древней в мире цивилизации, а во втором полугодии — знакомство с античностью — Древней Грецией и Древним Римом. Каждая глава делится на параграфы и начинается с вопросов, которые помогут готовиться к урокам.
Согласны ли вы с высказыванием Цицерона: «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
О чем мы узнали на уроке?
Что мы записали в тетради?
Определите, кто сегодня на уроке был самым активным.
Конспект урока истории в 5 классе на тему «Введение. Что изучает история»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Введение. Что изучает история.
Цели: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс»; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.
Продолжить формировать умение учащихся анализировать исторические факты, делать несложные выводы;
Познакомить с новыми терминами
Сформировать интерес к изучению исторического материала;
Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;
Дать широкий простор для проявления личного творчества, активности, самопознания и самовыражения.
предметные: овладение целостными представлениями о предмете «История»; изучение и систематизация информации о различных исторических источниках; формулирование собственного мнения (гипотез) по дискуссионным вопросам;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;
личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: доска, иллюстрации, рабочая тетрадь, карта мира (настенная), учебник ФГОС, планшетный компьютер, раздаточный материал для самооценки учащихся.
Современные педагогические технологии.
Технология, построенная на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения
Технология проблемного обучения, ориентированная на самостоятельное добывание знаний
Технология реализации межпредметных связей в учебном процессе
Тип урока: изучение нового материала.
I. Организационный момент
В этом году в учебном расписании появился новый предмет – история. Ребята, наверно кто-то уже изучал этот предмет, когда был учащимся начальных классов. История – это интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней.
План урока. (записаны заранее на доске учителем во время перемены, были закрыты ватманом с магнитиком, учитель открывает всё это в начале урока во время второго этапа)
1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.
2. Исторические источники.
Знакомство со структурой учебника.
Работа по теме урока
1. История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества.
Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня.
— Ребята, к ак вы понимаете выражение «знать историю»?
Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.
Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.
Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».
2. Ваши отцы, деды, прадеды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости, но как же ученые узнают, что произошло в глубокой древности?
Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.
После сказанного учитель обращается к схеме «Исторические источники».
Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология. Археология – это наука, изучающая историю древних народов по вещественным источникам.
— Где могут храниться источники?
В музее. Музей – это дом или место хранения исторических источников. Музеи бывают закрытые (это здание или какое-нибудь помещение, где организуются выставки) и музеи под открытым небом, где показывают, например, полностью селение какого-нибудь народа. В городе Пыть-Яхе есть такой музей, посвященный народу ханты.
Ребята, а вы бывали в музеях? Расскажите, пожалуйста, в каких, и какие у вас впечатления?
Ребята, я вижу, что мы усердно работаем и вы подустали. Давайте отдохнем немножко, разомнем уставшие мышцы и для этого проведем физкультминутку. Повторяйте, пожалуйста, те движения, которые описаны в стихотворении, которое я сейчас буду вам читать.
Быстро встали, улыбнулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Хорошо. Давайте работать над нашей темой дальше. Итак, ребята, в музее работают люди разных профессий. Это и хранители вещей, и реставраторы. Давайте поработаем реставраторами.
Класс разделен на группы. У каждой группы есть иллюстрированная копия какого-либо источника. Но эта копия состоит из нескольких частей, которые нужно собрать воедино, чтобы определить, что же это такое.
Первая группа работает с иллюстрацией саркофага, вторая группа – с иллюстрацией египетских пирамид, третья группа – с иллюстрацией фрески из гробницы «Сельскохозяйственные работы», четвертая группа – с иллюстрацией глиняных табличек, пятая группа работает с иллюстрацией фрески «Охота в зарослях Нила».
Вот перед вами отреставрированный предмет. Достаточно этого, чтобы предмет заговорил с нами на своем особом языке?
Нет. Чтобы диалог состоялся, нужно сначала собрать информацию, связанную с безмолвным собеседником. Этим занимаются ученые-исследователи. Поработаем исследователями?!
Вам предстоит продолжить работу в группах. У вас есть иллюстрированная копия источника, но давайте представим, что это настоящий исторический источник. Даны вопросы к этому источнику, на которые нужно ответить.
Вопросы для работы с историческим источником.
1. К какому виду источника относится предмет (копия).
2. В каком типе музея может храниться данный источник.
3. Предположите из чего сделан предмет.
4. Что изображено на источнике.
5. О чем рассказывает этот источник (какую информацию можно почерпнуть из него).
6. Для чего предполагалось использовать данный предмет.
Обучающиеся работают в группах, после каждая группа рассказывает о своем источнике всему классу.
3. В этом году вы будете изучать часть всемирной истории – историю Древнего мира. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. Главным помощником в этом путешествии для нас станет учебник истории. Знакомство с учебником, с его главами. Объяснение учителя, что учебник состоит из разделов, касающихся истории первобытного общества, стран Древнего Востока — самой древней в мире цивилизации, а во втором полугодии — знакомство с античностью — Древней Грецией и Древним Римом. Учащиеся узнают, какие типы заданий есть в учебники, как выполнять задания ФГОС, где ответы надо искать в сети Интернет (например, составление мультимедийной презентации или доклада к новому уроку).
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия
Предлагаю перейти снова к заданию, о котором мы говорили в начале урока. Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».
Дети получают листы для самооценки. Там они должны оформить небольшую анкету, указав свои имя-фамилию, класс, оценку (сами себе ставят) и аргументацию оценки в 1-2 предложениях.
Прочитать введение учебника, устно ответить на вопросы.
Организационные условия на уроке.
Конспект урока по истории для 5 класса по теме «Что изучает наука история?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по истории для 5 класса по теме «Что изучает наука история?»
Добрый день! Мне приятно с вами познакомиться. Сегодня у вас состоится первый урок истории. Теперь я предлагаю вам познакомиться с учебником.
Как называется ваш учебник? («История древнего мира»)
Кто является автором учебника? (А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая)
Как называется карта? (Первые государства и древние города на каре мира)
Посмотрите какие это города и государства.
Как вы думаете, почему именно эта карта стала началом вашего учебника? (На уроках мы будем изучать историю первых государств, древних городов.)
Но не только это будем изучать на уроках. Найдите оглавление учебника и внимательно посмотрите, как называются темы, которые мы будем изучать. Итак, посмотрев оглавление, сделайте вывод о том, что изучает история?
Записываем тему – Что изучает история?
Как вы думаете, стоит ли изучать историю? Почему?
История – это опыт и знания, накопленные тысячелетиями. Человек, не знающий своей истории, не может построить достойного будущего для своей страны. История должна учить не повторять ошибок прошлого, не ввязываться в войны.
Изучением истории занимаются историки? Откуда же они узнают о жизни людей и далеком прошлом?
Об этом вы узнаете, прочитав, учебник на ст. 8, под заголовком «Откуда мы знаем, как жили наши предки».
Из каких источников мы можем узнать о прошлом?
Книги, надписи на камнях, на глиняных дощечках, на папирусе (материал из египетского тростника) – ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Существует еще один вид источников, которые могут дать сведения о том как жили наши предки. – Это УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ.
Например, ветеран великой отечественной войны, может нам рассказать о том, где сражался, в каких условиях это происходило. Для нас это все история.
Итак, мы выяснили, что есть три вида источников, которые дают нам сведения о прошлом.
Исторические источники – все, что дает нам сведения о прошлом
Каким образом можно найти исторические источники?
Можно провести археологические раскопки.
Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? (Это наука археология.)
Археолог – это ученный, который изучает быт и культуру древних цивилизация по сохранившимся останкам их жизнедеятельности. В основе задачи работы археолога входит проведение раскопок для поисков исследования. Археологию часто сравнивают с работой детектива. Это творческая профессия, так как приходится использовать воображение, чтобы воссоздать картину прошлого.
Ученные – археологи работают как бы с отдельными элементами мозаики, которую нужно собрать воедино, чтобы разрешить загадку. Иногда на полное раскрытие тайны уходят годы.
Кроме археологии есть ряд других наук, которые позволяют добывать информацию из разных исторических источников. Назовем их науками – помощницами истории. (Нумизматика, генеалогия, геральдика и др.)
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их создали, каковы были достижения людей в далекой древности.)
Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)
Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)
Поэтому на следующем уроке мы начнем знакомиться с тем, как жили древнейшие люди.
Найдите дома исторические источники, которые могут рассказать историю вашей семьи. Запишите их в таблицу.
Урок истории по теме: «Наука история», 5 класс по ФГОС
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Наука история
Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
1.Проблема урока: для чего существует и что изучает особая наука история?
2.Поиск решения проблемы .
1.Создание проблемной ситуацией
Музыка. Показ слайдов
Ребята посмотрите на доску и ответьте, что изображено на слайдах (показ слайд-шоу).
1.Что вы видите на слайдах?
2. Что может объединять все эти разные слайды?
3.Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
(записывается учителем на доске)
Сегодня я вас приглашаю в путешествие в науку историю. Ребята, давайте попробуем определить, о каких сторонах жизни людей в прошлом рассказывает история.
— Учитель показывает первый слайд-шоу (первобытные люди).
. О чем нам рассказывает история, рассматривая первый слайд-шоу?
-история рассказывает о том, как первые люди Земли осваивали мир, природу, трудились, вели хозяйство.
— Учитель показывает второй слайд-шоу (правители, цари).
. О чем нам рассказывает история, рассматривая второй слайд-шоу?
-история рассказывает о том, кто находился у власти, и как управляли людьми.
— Учитель показывает третий слайд-шоу (войны, сражения).
. О чем нам рассказывает история, рассматривая третий слайд-шоу?
-история рассказывает о том, в каких войнах и сражениях принимали
-Учитель показывает четвертый слайд-шоу (боги, верования).
. О чем нам рассказывает история, рассматривая четвертый слайд-шоу?
-история рассказывает о том, кому поклонялись и во что верили люди.
Теперь посмотрите на все записи на доске и скажите, что изучает история.
Откройте тетради и запишите новый термин в словарь.
Ребята, основные знания по истории вы получаете из школьного учебника.
. А где еще можно узнать о прошлом?
Я вам помогу, посмотрите таблицу и прочитайте, где вы еще сможете получить знания по истории.
Но у меня проблема, все определения понятий перемешались.
Ребята, попытайтесь соотнести правильно определение каждого термина.
Архив Место, где хранятся, изучаются, демонстрируются посетителям памятники прошлого (одежда, вооружение, картины)
Библиотека- Место, хранения подлинных письменных памятников прошлого
Ребята, вы были в музее? Что вы видели в музее?
Давайте с вами отправимся в виртуальный музей (показ слайд-шоу)
Что находится в музее?
Это свидетельства о жизни. Откройте учебник п.2 и ответьте, как называются свидетельства о жизни. Исторические источники- это свидетельства о жизни.
Что такое исторические источники? Какие бывают исторические источники? (см. стр. учебника, дополнить схему)
Ребята, попытайтесь сформулировать, что такое письменные источники, а что такое вещественные?
Изучая источники, ученые по крупицам восстанавливают прошлое. Порой эта работа похожа на головоломку, неизвестные буквы, язык, материал, а ученым необходимо собрать воедино всю информацию.
Ребята, посмотрите на экран, что вы видите. (Стол)
Значит и история, не будет существовать как наука, если у нее не будет помощников. А помощь истории оказывают, следующие науки.
Задание (работа в группах) по тексту учебника, определите, чем занимается, каждая из наук-помощниц и свои знания запишите в таблице.
Изучает происхождение человека
Наука о народах всего мира
Наука о строении земли
6.Применение нового знания
Ребята, подумайте и скажите, какая из вспомогательных наук наиболее значима.
Вывод: история как наука не сможет существовать без каждой, как и стол, не будет столом без ножек.
Учитель демонстрирует фотоальбом с младенчества до старости.
-Как вы думаете, что это?
-Как располагаются фотографии?
Это жизнь человека.
— А можно начать жить сразу со старости?
-Или пропустить молодость?
Вывод: Ребята, так и история живет своей жизнью, в которой все идет по порядку, и невозможно вырезать один период, и заменить его другим.
Глядя на фотоальбом, мы видим, как формируется человек, от рождения до старости. Так и история переживает развитие от появление человечества до его совершенства.
По итогам урока заполните схему :
7.Домашнее задание §1
Тема : История и время.
Планируемый результат. Цели:
Предметные умения: учащиеся смогут сформировать картину мира, фактов и понятий; объяснять изменения способов исторического отсчета времени; сравнивать разные системы летоисчисления; определять последовательность событий, соотносить год с веком, год с тысячелетием, применять римские цифры для обозначения веков: решать исторические задачи.
Регулятивные: обучающиеся смогут выдвигать версии и планировать деятельность.
Познавательные: обучающие смогут анализировать и устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.
Личностные: обучающиеся смогут осознавать целостность мира и многообразия взглядов, научатся применять основы критического мышления.
II. Поиск решения проблемы.
Хронология, месяц, год, эра, эпоха, век, тысячелетие, лента времени.
Примерный вывод по проблеме: История человечества длится многие сотни тысяч лет, она развивается и усложняется, а историки должны точно знать, когда произошло то или иное событие. И хронология-наука о времени помогает измерять и делить историю человечества.
Создание проблемой ситуации
Узнавая истории строки
Погружаемся вместе во время,
Хоть герои давно уже смолкли,
Но узнать их судьбу – наше бремя!
Лента времени – это дорога,
Где события лишь остановки,
Где историков мудрое племя
Ищет истину каждой эпохи.
— Какое время называют историческим и почему?
— Как определить отрезки времени, час, например?
— Что обозначает выражение “Наше время”?
В начале третьего тысячелетия непросто представить, что наши предки совсем иначе определяли, какой у них идет год.
— По каким явлениям природы в древности люди отсчитывали время?
— Чем неудобен был счет по правлениям царей?
История — это движение общества во времени. Изучать историю, не изучая ее во времени, нельзя. Но ведь способы счета лет у разных народов были разными!
При различных способах летоисчисления у разных народов трудно датировать события по нашему календарю.
(записывается учителем на доске)
Гипотезы записываются на доске, выделяются ключевые слова
История человечества делится учеными на большие последовательные отрезки (периоды). Почему?
Подумайте, всегда ли люди жили одинаково? Чем первобытный человек отличался от современного человека?
Говорят об условиях эволюции человека
Общество – общность людей, которая занимает определенную территорию в определенное время:
— особенности ведения хозяйства;
— форма домов, одежды, предметов быта, еда;
— свои обычаи, правила поведения, представления о добре и зле, религиозные верования, особые взгляды на окружающий мир.
Выясняем, что существуют различные исторические периоды
Любой исторический период можно разделить на более мелкие исторические единицы.
Т.о. используя ваш жизненный опыт, мы составили план нашего исследования?
Из чего состоит историческое время?
Как можно сегодня ориентироваться в прошлом? Как определить какое событие, когда происходило?
Давайте узнаем, как отсчитывают время? И только ли месяцами и годами?
Нам поможет линия времени. Линия времени – прямая линия, на которой мы будем откладывать отрезки времени
Лента времени: «наша эра» и «до нашей эры». Рождество Христово.
— От какого события ведется летоисчисление в нашем календаре?
— Что значит «наша эра»?
История человечества длится многие сотни тысяч лет. Удобно ли отсчитывать время только годами?
П. 5 § 2 (самостоятельно в тетрадь):
-история первобытного мира;
— история Древнего мира;
— история Средних веков;
— Новая и Новейшая история.
Существует способ измерения истории человечества и по материалу – вещественным источникам (в том числе и по орудиям труда)
П. 5 § 2 (работа в парах):
А теперь настало время отправиться путешествовать по истории. Для этого нам понадобится историческое время и маршрут.
Дорогу, по которой мы пойдем можно представить в виде схемы. Она перед вами.
Она называется лента времени. Давайте разберемся, какие года относятся к какому веку… В истории века записываются римскими цифрами.
Чертят ленту времени в тетради.
Записаны арабские цифры и под ними римские. Но римские цифры записаны не все, пропущенные вам нужно дописать.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
В какой последовательности нужно расположить следующие единицы времени – день, век, месяц, сутки, неделя, год – начиная с самой маленькой?
Единицы времени пишутся на доске
Подумайте и соедините стрелками единицы времени:
Тысячелетие 12 месяцев
Установите век по указанным годам с помощью «ленты времени»:
Чьи версии, гипотезы оказались верными?
История человечества длится многие сотни тысяч лет, она развивается и усложняется, а историки должны точно знать, когда произошло то или иное событие. И хронология-наука о времени помогает измерять и делить историю человечества.
Применение нового знания
Вывод – примерное решение проблемы
По итогам урока заполните схему:
Домашнее задание §2
Тема урока: «Жизнь древнейших собирателей и охотников».
— обучающиеся смогут различать точки зрения на происхождение человека;
— обучающиеся смогут называть прародину человека;
— обучающиеся смогут называть различия человека от обезьяны.
— обучающиеся смогут находить информацию в видеофильме и учебнике;
— обучающиеся смогут сравнивать первобытного человека и обезьяну, определяя их отличия.
— обучающиеся смогут определить проблему возникновения человека и различия первобытного человека и обезьяны;
— обучающиеся смогут выдвигать версии о происхождении человека и отличиях первобытного человека от обезьяны;
— обучающиеся смогут работать по плану, выдвинутому в ходе выдвижения версий;
— обучающиеся смогут оценивать степень решения поставленной проблемы.
— обучающиеся смогут организовывать работу в паре.
— обучающиеся смогут излагать свое мнение по вопросам происхождения человека и отличия первобытного человека от обезьяны;
— обучающиеся смогут выработать уважительно-доброжелательное отношение к мнению партнера по работе в паре;
— обучающиеся смогут освоить новую роль эксперта в проверке ответа партнера при работе в паре.
Создание проблемной ситуации.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами попробуем себя в качестве больших ученых. И как большие ученые мы с вами должны решить очень важный вопрос. Все мы с вами люди. Нас окружают люди. Но возникает очень важный вопрос, откуда же взялись люди? Откуда взялись мы с вами?
Большие ученые всегда выдвигают какие-то гипотезы. Давайте и мы с вами попробуем выдвинуть свои научные гипотезы. Как вы думаете, откуда же появился человек? Откуда появились мы с вами?
Обучающиеся высказывают свои точки зрения:.
Все гипотезы записываются на доску.
У нас с вами появилось несколько гипотез, которые нам надо проверить. Все ученые пользуются в своих исследованиях текстами. У нас с вами тоже есть текст – это учебник. Давайте познакомимся с тексом параграфа и проверим наши догадки. А для того, чтобы не запутаться, оформим наши результаты в виде схемы:
Откуда взялся человек
Создали боги (Бог) произошел от обезьяны космическая теория
Давайте проверим результаты нашего исследования с гипотезами.
религиозная, эволюционная, космическая точка зрения на происхождения человека
Обучающиеся делаю вывод о том, что все гипотезы верны.
Создание проблемной ситуации
Мы с вами нашли решение поставленной проблеме. Но нужно отметить, что сейчас главной точкой зрения является та, что человек произошел от обезьяны.
Мы все с вами видели обезьян в зоопарке или по телевизору. А теперь посмотрите на экран (доску). Обучающимся представляются изображения дриопитека (предка человека, человекоподобной обезьяны), человека умелого и человека разумного.
Посмотрите на эти изображения. Как вы считаете, есть ли большие различия между этими изображениями? Нет. Тогда возникает вопрос: сейчас между человеком и обезьяной очень большие различия. Тогда, имея перед глазами эти изображения, как вы думаете, чем же отличался древний человек от обезьяны? И отличался ли вообще?
Дети выдвигают предположения об отличиях первобытного человека от человекоподобной обезьяны. Результаты записываются на доску.
Хорошо. Мы с вами сделали несколько предположений.
Давайте подумаем, что мы уже знаем по этому вопросу и что мы должны узнать, чтобы ответить на этот вопрос.
Обучающиеся называют уже известные факты и предполагают то, что им нужно узнать (второй вопрос фиксируется на доске и служит планом изучения темы):
— когда появился человек;
— где появился человек;
— что отличало человека от обезьяны;
— как жили древние люди.
Поиск решения (открытие нового знания)
Для начала давайте посмотрим, что о происхождении человека говорят «взрослые» ученые. Обучающимся представляется отрывок из фильма «Происхождение человека» (7 минут). Но при просмотре фильма мы с вами должны помнить о нашем главном вопросе, чем отличается человек от обезьяны.
Во время просмотра обучающиеся фиксируют в тетради отличия человека от обезьяны.
Как мы с вами знаем, серьезные ученые не привыкли доверять одному источнику. Давайте и мы проверим наши результаты. Давайте поищем информацию на наши вопросы в учебнике. Предлагаю там, где ваши предположения совпадают ставить знак «+», где не совпадают – «-», а то, чего не хватает – дописать.
Обучающиеся читают учебник, пункты 3-5 и отмечают правильные предположения, дописывают недостающее.
Выполнение этого задание возможно в парах. Соседи по парте меняются тетрадями и проверяют результаты, дописывают.
Отличие человека от обезьяны:
1.Больший объем мозга.
2.Использование орудий труда.
3.Жизнь в праобщинах и общинах.
Итак, мы с вами закончили выполнение задания. Давайте теперь попробуем ответить на вопросы, которые вы сами поставили перед собой.
Дети отвечают на вопросы, поставленные перед изучением нового материала.
Итак, какой же ответ мы можем дать на главные вопросы урока. Дети делают вывод о происхождении человека и отличиях человека от обезьяны.
Давайте с вами посмотрим, чьи версии об отличиях человека от обезьяны подтвердились. Как вы думаете, что у нас сегодня получилось, а что не получилось? Как вы оцениваете свою работу?
Обучающиеся делают вывод о том, что получилось у них на уроке, а что не получилось. Оценивают свою работу.
Применение нового знания
А теперь, используя новые полученные знания, попробуйте нарисовать в тетради стоянку древнего человека, как она выглядела.
Обучающиеся рисуют стоянку древнего человека.