Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

Демографический переход — быстрое снижение показателей рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений. Этот процесс — часть перехода от традиционного общества к современному.

Демографический переход вызван модернизацией хозяйственной деятельности, благодаря которой увеличивается качество продуктов питания, улучшаются санитарные условия, повышается качество и доступность медицинского обслуживания. Всё это способствует росту продолжительности жизни и падению смертности, а со временем и падению рождаемости. Как следствие, на смену демографическому взрыву приходит процесс стабилизации роста населения.

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

Фазы демографического перехода

В концепции демографического перехода выделяются четыре этапа (фазы). В настоящее время большинство развивающихся стран находится на 2—3-м этапах, а развитых — на 4-м.

I фаза. Высокая рождаемость и высокая смертность.

II фаза. Высокая рождаемость и снижение показателя смертности, обусловленное улучшением медицины, социально-бытовых условий, переездом в города. Начало перехода от второго типа воспроизводства к первому.

III фаза. Низкий уровень смертности и постепенное снижение рождаемости. Первое возможно благодаря высокому уровню медицины, второе происходит на фоне зрелого промышленного развития, когда большинство населения проживает в городах, а семьи активно переходят на малодетную модель.

IV фаза. Показатели рождаемости и смертности выравниваются.

В смотрели конспект урока по географии «Демографический переход». Выберите дальнейшее действие:

Источник

Демографический переход

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

Демографический переход — исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений. Этот процесс является частью перехода от традиционного общества (для которого характерна высокая рождаемость и высокая смертность) к современному.

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

Содержание

Теория демографического перехода

Этот термин был впервые введен в научное обращение американским демографом Фрэнком Ноутстейном в 1945 году, хотя сходные идеи высказывались и раньше. Сама концепция демографического перехода приобрела особую популярность позднее, в связи с демографическими изменениями, происшедшими после Второй мировой войны в освободившихся от колониализма странах. В результате значительного снижения смертности (на первых порах главным образом из-за успешных противоэпидемических мероприятий) и сохранения высокого уровня рождаемости в этих странах резко ускорился рост населения, что получило название демографического взрыва. Было выяснено, что аналогичные изменения произошли в основном уже в XIX веке и в ныне экономически развитых странах, но в них резкое ускорение роста населения сопровождалось снижением уровня рождаемости и в конечном счете стабилизацией роста населения. С другой стороны, достаточно быстрое снижение рождаемости наблюдается в настоящее время и в странах Третьего мира, многие из которых (например, Иран) уже достаточно близки к завершению демографического перехода.

В концепции демографического перехода выделяются четыре последовательных этапа в демографической истории человечества. Обозначим коэффициент рождаемости через R(x), коэффициент смертности через S(x), тогда прирост коэффициента рождаемости будет R'(x), а коэффициента смертности будет S'(x).

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

В настоящее время процесс демографического перехода завершили Россия, Китай и все развитые страны. В процессе резкого падения рождаемости находятся Египет, Алжир,также Мексика, Бразилия, Аргентина, ряд других стран Латинской Америки. В последние годы в Иране, Турции и Тунисе рождаемость снизилась до уровня простого замещения поколений. (см. статданные)

Число стран с уровнем рождаемости, недостаточным для полного замещения поколений, выросло с 13 в 1970 году до 66 в 2002 году. Общая численность населения этих стран достигла 46 % человечества.

Причины демографического перехода

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

Начало демографического перехода связано с началом модернизационных процессов, ведущих к росту производства ВВП на душу населения, улучшению качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживания и т. п., что в свою очередь приводит к значительному росту продолжительности жизни и падению смертности. Модернизационные процессы приводят в конечном счёте и к не менее заметному падению рождаемости, но происходит это с ощутимым запаздыванием.

В традиционном аграрном обществе дети рассматривались как дополнительные рабочие руки в хозяйстве. Поэтому рождение детей имело экономический смысл. Кроме того, большое количество детей является гарантией продолжения рода в условиях относительно высокой детской смертности. Урбанизация и труд индустриального типа разрушают этот тип поведения и приводят к снижению рождаемости, причем чем больше поколений прожило в городе после миграции из деревни, тем ниже рождаемость. Наличие значительного числа детей было также единственной надёжной гарантией сколько-нибудь благополучной старости родителей в условиях отсутствия системы социального страхования/пенсионного обеспечения.

В развитом индустриальном обществе дети должны длительное время учиться, чтобы получить квалификацию, соответствующую современным требованиям. Это приводит к их выключению из хозяйственной жизни. Дети из помощников превращаются в обузу для взрослых. Родители вынуждены тратить свое время и финансовые средства для достижения детьми высокого образовательного уровня. Они предпочитают вырастить лишь одного-двух «высококачественных» детей, так как большое количество детей в семье, как правило, отрицательно сказывается на их образовательном уровне и дальнейшей карьере. Кроме того, длительный период обучения способствует повышению среднего возраста женщины, рожающей первого ребенка (с 16 до 25 лет и старше). В аграрном же обществе дети, работая вместе с родителями, приобретали необходимые трудовые навыки естественным путем.

Практически все страны с высоким образовательным уровнем имеют низкие показатели рождаемости. И наоборот, лидеры по рождаемости имеют неграмотное население (в арабских странах 38 % населения старше 15 лет неграмотно, в странах «чёрной» Африки — 35 %). Исключением является Израиль, где, несмотря на очень высокую образованность, на женщину приходится 2,44 ребенка, тогда как во всех странах ЕС — менее двух. Частично это обусловлено очень высокой рождаемостью евреев-ортодоксов (у любавических хасидов — в среднем 7,5 ребенка на семью) и израильских арабов. Хотя все евреи грамотны, группа евреев-ортодоксов получает только религиозное образование и остается ориентированной на традиционные ценности, исключающие возможность демографического перехода.

Повышение независимости и образованности женщин является главным фактором снижения рождаемости. В свою очередь повышение образованности женщин ведет к росту их независимости. Поскольку главная нагрузка по выхаживанию и воспитанию детей ложится на женщин, они объективно не заинтересованы в многодетности.

Появились люди, сознательно отказывающиеся от деторождения (чайлдфри).

Система пенсионного обеспечения также способствует снижению рождаемости, так как люди перестают быть столь кровно заинтересованы в наличии большого количества потомков, помогающих в старости.

Концепция второго демографического перехода

Как попытка дать адекватное теоретическое объяснение современной и будущей ситуации, возникла гипотеза «Второго демографического перехода», происходящего в Европе (сходные идеи выдвигаются также в рамках гипотезы о пятой фазе демографического перехода). Авторы концепции второго демографического перехода Р. Лестег и Д. Ван де Каа доказывают, что современная демографическая ситуация и главная ее особенность — снижение рождаемости ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения — обусловлены принципиально иными причинами по сравнению со снижением рождаемости во время первого демографического перехода (Lesthaeghe, van de Kaa 1986; van de Kaa 1987).

Основная идея, лежащая в основе концепции второго демографического перехода, была заложена в 1986 году. Ван де Каа (van de Kaa 1987) утверждает, что с середины 1970-х годов Европа вступила на новую стадию в ее демографической истории. Он предполагает, что демографический переход XIX столетия необходимо рассматривать как первый переход. «Неожиданные», «запутанные» изменения в демографической ситуации с середины 1960-х годов отметили начало второго демографического перехода. К этому времени уже закончился послевоенный «бэби-бум» и утвердилась долговременная тенденция к дальнейшему снижению рождаемости.

Среди исследователей нет еще единого мнения обо всех причинах второго демографического перехода, но преобладает точка зрения, что он является следствием широкого развития индивидуалистически ориентированной системы ценностей и соответствующем изменении норм поведения, в том числе и демографического. Происходит значительное увеличение степени свободы как в выборе индивидуальных целей, так и средств их достижения. Ван де Каа рассматривает второй демографический переход как результат движения общественного сознания от консерватизма к прогрессивности, при этом прогрессивность понимается как толерантность и восприимчивость к новым ценностям и моделям поведения.

Он выделяет четыре основных черты этого перехода:

Таким образом, демографические изменения в шестидесятых годах — это результат изменения (ставшего весьма целеустремленным, индивидуалистическим) поведения как мужчин и женщин по отдельности, так и непосредственно пар. В области брачности и рождаемости доступность новых, высокоэффективных средств контрацепции, часто сопровождаемая увеличенными возможностями совершения аборта и стерилизации, послужила неким катализатором.

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

Источник

Демографический переход

Содержание

Теория демографического перехода

Этот термин был впервые введен в научное обращение американским демографом Фрэнком Ноутстейном в 1945 году, хотя сходные идеи высказывались и раньше. Сама концепция демографического перехода приобрела особую популярность позднее, в связи с демографическими изменениями, происшедшими после Второй мировой войны в освободившихся от колониализма странах. В результате значительного снижения смертности (на первых порах главным образом из-за успешных противоэпидемических мероприятий) и сохранения высокого уровня рождаемости в этих странах резко ускорился рост населения, что получило название демографического взрыва. Было выяснено, что аналогичные изменения произошли в основном уже в XIX веке и в ныне экономически развитых странах, но в них резкое ускорение роста населения сопровождалось снижением уровня рождаемости и в конечном счете стабилизацией роста населения. С другой стороны, достаточно быстрое снижение рождаемости наблюдается в настоящее время и в странах Третьего мира, многие из которых (например, Иран) уже достаточно близки к завершению демографического перехода.

В концепции демографического перехода выделяются четыре последовательных этапа в демографической истории человечества.

Переход от высоких уровней рождаемости и смертности к низким и получил название демографического перехода. Согласно такой периодизации, экономически развитые страны уже завершили демографический переход, а развивающиеся заканчивают второй и вступают в третий этап, то есть выходят из состояния демографического взрыва и приближаются к завершению демографического перехода.

Данные по демографическому переходу в ряде стран

В настоящее время процесс демографического перехода завершили Россия, Китай и все развитые страны. В процессе резкого падения рождаемости находятся Египет, Алжир, Мексика, Бразилия, Аргентина, ряд других стран Латинской Америки. В последние годы в Иране, Турции и Тунисе рождаемость снизилась до уровня простого замещения поколений. (см. статданные)

Число стран с уровнем рождаемости, недостаточным для полного замещения поколений, выросло с 13 в 1970 году до 66 в 2002 году. Общая численность населения этих стран достигла 46 % человечества.

Причины демографического перехода

Начало демографического перехода связано с началом модернизационных процессов, ведущих к росту производства ВВП на душу населения, улучшению качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживания и т.п., что в свою очередь приводит к значительному росту ожидаемой продолжительности жизни и падению смертности. Модернизационные процессы приводят в конечном счёте и к не менее заметному падению рождаемости, но происходит это с ощутимым запаздыванием.

В традиционном аграрном обществе дети рассматривались как дополнительные рабочие руки в хозяйстве. Поэтому рождение детей имело экономический смысл. Кроме того, большое количество детей является гарантией продолжения рода в условиях относительно высокой детской смертности. Урбанизация и труд индустриального типа разрушают этот тип поведения и приводят к снижению рождаемости, причем чем больше поколений прожило в городе после миграции из деревни, тем ниже рождаемость. Наличие значительного числа людей было также единственной надёжной гарантией сколько-нибудь благополучной старости родителей в условиях отсутствия системы социального страхования/пенсионного обеспечения.

В развитом индустриальном обществе дети должны длительное время учиться, чтобы получить квалификацию, соответствующую современным требованиям. Это приводит к их выключению из хозяйственной жизни. Дети из помощников превращаются в обузу для взрослых. Родители вынуждены тратить свое время и финансовые средства для достижения детьми высокого образовательного уровня. Они предпочитают вырастить лишь одного-двух «высококачественных» детей, так как большое количество детей в семье, как правило, отрицательно сказывается на их образовательном уровне и дальнейшей карьере. Кроме того, длительный период обучения способствует повышению среднего возраста женщины, рожающей первого ребенка (с 16 до 25 лет и старше). В аграрном же обществе дети, работая вместе с родителями, приобретали необходимые трудовые навыки естественным путем.

Усиление независимости женщин является важным фактором снижения рождаемости. Повышение образованности женщин ведет к росту их независимости. Поскольку главная нагрузка по выхаживанию и воспитанию детей ложится на женщин, они объективно не заинтересованы в многодетности.

Концепция второго демографического перехода

Как попытка дать адекватное теоретическое объяснение современной и будущей ситуации, возникла гипотеза «Второго демографического перехода», происходящего в Европе (сходные идеи выдвигаются также в рамках гипотезы о пятой фазе демографического перехода). Авторы концепции второго демографического перехода Р. Лестэр и Д. Ван де Каа доказывают, что современная демографическая ситуация и главные ее особенность — снижение рождаемости ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения — обусловлены принципиально новыми причинами по сравнению со снижением рождаемости во время первого демографического перехода. [источник?]

Основная идея, лежащая в основе концепции второго демографического перехода, была заложена в 1986 году. Ван де Каа утверждает, что с середины 1970-х Европа вступила на новую стадию в ее демографической истории. Он предполагает, что демографический переход XIX столетия необходимо рассматривать как первый переход. «Неожиданные», «запутанные» изменения в демографической ситуации с середины 1960-х отметили начало второго демографического перехода. К этому времени уже закончился послевоенный «бэби-бум» и утвердилась долговременная тенденция к дальнейшему снижению рождаемости.

Среди исследователей нет еще единого мнения обо всех причинах второго демографического перехода, но преобладает точка зрения, что он является следствием широкого развития индивидуалистически ориентированной системы ценностей и соответствующем изменении норм поведении, в том числе и демографического. Происходит значительное увеличение степени свободы как в выборе индивидуальных целей, так и средств их достижения. Ван де Каа рассматривает второй демографический переход как результат движения общественного сознания от консерватизма к прогрессивности, при этом прогрессивность понимается как толерантность и восприимчивость к новым ценностям и моделям поведения.

Он выделяет четыре основных черты этого перехода:

Литература

См. также

ca:Transició demogràfica cs:Demografická revoluce de:Demografischer Übergang en:Demographic transition es:Transición demográfica fi:Väestöllisen muuntumisen teoria fr:Transition démographique lmo:Transizziun demugrafica nl:Demografische transitie no:Demografisk overgang pt:Transição demográfica sr:Демографска транзиција sv:Demografisk transition

Источник

География. 10 класс

§ 8. ТЕОРИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА

Первый, второй и третий демографические переходы. Рождаемость, смертность, характер естественного движения населения мира изменяются в истории человечества под влиянием социально-экономических и ряда других факторов. В результате происходит смена типов воспроизводства населения, которая в регионах и странах мира протекает в разное время. Объяснение динамики демографических процессов и последовательности смены типов воспроизводства даёт теория демографического перехода.

Демографический переход — это коренные демографические перемены в истории человечества, которые характеризуются переходом от высокого уровня рождаемости и смертности населения к низкому и приводят к смене типов воспроизводства населения.

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

Впервые об исторической смене типов воспроизводства под влиянием как биологических законов, так и социально-экономических условий написал в 1909 г. французский демограф А. Ландри (рис. 49).

Позднее, в 1945 г., американским демографом Ф. Ноутстайном (рис. 50) был предложен термин «демографический переход» и его объяснение.

Теория демографического перехода (ДП) объясняет особенности демографической ситуации в мире, регионах и странах с экономическим ростом и социальным прогрессом. Впоследствии он был назван Первым демографическим переходом. Выделяют четыре стадии демографического перехода (рис. 51). Для первой стадии характерны высокий уровень рождаемости и смертности, колебания численности населения, низкий естественный прирост, которые сдерживают рост численности населения. Такая ситуация была присуща всем обществам в первобытную эпоху. В настоящее время стран на этой стадии нет.

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

На второй стадии сохраняется высокая рождаемость, начинает снижаться смертность, растёт продолжительность жизни. За счёт этого увеличивается естественный прирост, который к моменту окончания стадии достигает наивысших в истории значений. Происходит начальный рост численности населения. Сегодня эта стадия характерна для большинства стран Африки и наименее экономически развитых стран Азии.

Клуб знатоков-экономикогеографов. Снижение смертности было связано с переходом от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, когда появились запасы продовольствия на случаи засухи, голода и наводнений. Улучшение продовольственного обеспечения создало условия для прироста населения.

Третья стадия связана с началом развития капитализма. Она характеризуется продолжением снижения смертности, но ещё более быстрым снижением рождаемости. Естественный прирост начинает уменьшаться, но рост численности населения сохраняется. В ХХI в. на этой стадии находится большинство стран Латинской Америки и отдельные страны Азии.

Клуб знатоков-экономикогеографов. Снижение рождаемости объясняется индустриализацией и урбанизацией. Повышается качество жизни, растут расходы на воспитание детей, женщины вовлекаются в производство. Начинают широко распространяться медицинские средства регулирования рождаемости.

На четвёртой стадии, которая соответствует переходу от индустриального к постиндустриальному обществу, происходит дальнейшее снижение и стабилизация рождаемости и численности населения. Смертность под влиянием старения населения начинает медленно возрастать. Первым регионом, вступившим в эту стадию, была Европа. В конце ХХ в. к ней присоединились страны Северной (США и Канада) и Южной (Уругвай, Аргентина) Америки, а также Япония, Австралия, Новая Зеландия. В ХХI в. большинство экономически развитых стран мира находится на этой стадии.

Клуб знатоков-экономикогеографов. По мере улучшения качества питания и здравоохранения смертность уменьшается. Но как только люди вовлекаются в образ жизни высокоразвитого индустриального и постиндустриального общества, рождаемость тоже снижается и темпы роста численности населения уменьшаются.

В мире всё взаимосвязано. Как по мере развития человеческого общества изменялось воспроизводство населения планеты? Перед вами, как будущими руководителями, стоит задача улучшить демографическую ситуацию в вашем регионе. Какую стратегию вы можете предложить по решению данного вопроса?

В конце ХХ в. в ряде экономически развитых стран начинают вновь происходить коренные демографические перемены, что легло в основу теории Второго демографического перехода, или пятой стадии Первого демографического перехода (рис. 52). Главной его особенностью является снижение рождаемости ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения, из-за отсутствия мотивации иметь детей. География Второго демографического перехода представлена в основном экономически высокоразвитыми странами и рядом стран с переходной экономикой.

Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода

Клуб знатоков-экономикогеографов. Второй демографический переход проявляется в виде роста среднего возраста заключения брака и рождения первого ребёнка, увеличения интервалов между родами, повышения роли рождаемости вне официального брака, увеличения доли людей, никогда не вступавших в зарегистрированный брак и не имевших ни одного ребёнка.

Теории Первого и Второго демографических переходов не принимают во внимание миграцию. Однако в последнее время она вносит значительный вклад в формирование населения Европы, Северной Америки и Австралии. К началу XXI в. миграционный прирост стал главным процессом в динамике численности населения большинства европейских стран, где смертность превышает рождаемость. В связи с этим возникла теория Третьего демографического перехода — особой фазы развития населения страны, в течение которой на динамику численности, состав населения и в целом социально-экономическое развитие страны определяющее влияние оказывает миграция.

Поразмышляем. Согласны ли вы с утверждением С. П. Капицы, известного учёного-физика, занимавшегося и проблемами демографии, о том, что «демографический переход — фундаментальное явление в развитии человечества, затрагивающее все стороны нашего бытия»?

Мир и Беларусь. Проанализируйте изменение демографической ситуации в конце XX – начале XXI в. в Республике Беларусь. Как вы думаете, какой демографический переход характерен для нашей страны? Обоснуйте свой ответ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *