Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода
Что изучает наука демография назовите стадии демографического перехода
Демографический переход — быстрое снижение показателей рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений. Этот процесс — часть перехода от традиционного общества к современному.
Демографический переход вызван модернизацией хозяйственной деятельности, благодаря которой увеличивается качество продуктов питания, улучшаются санитарные условия, повышается качество и доступность медицинского обслуживания. Всё это способствует росту продолжительности жизни и падению смертности, а со временем и падению рождаемости. Как следствие, на смену демографическому взрыву приходит процесс стабилизации роста населения.
Фазы демографического перехода
В концепции демографического перехода выделяются четыре этапа (фазы). В настоящее время большинство развивающихся стран находится на 2—3-м этапах, а развитых — на 4-м.
I фаза. Высокая рождаемость и высокая смертность.
II фаза. Высокая рождаемость и снижение показателя смертности, обусловленное улучшением медицины, социально-бытовых условий, переездом в города. Начало перехода от второго типа воспроизводства к первому.
III фаза. Низкий уровень смертности и постепенное снижение рождаемости. Первое возможно благодаря высокому уровню медицины, второе происходит на фоне зрелого промышленного развития, когда большинство населения проживает в городах, а семьи активно переходят на малодетную модель.
IV фаза. Показатели рождаемости и смертности выравниваются.
В смотрели конспект урока по географии «Демографический переход». Выберите дальнейшее действие:
Демографический переход
Демографический переход — исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений. Этот процесс является частью перехода от традиционного общества (для которого характерна высокая рождаемость и высокая смертность) к современному.
Содержание
Теория демографического перехода
Этот термин был впервые введен в научное обращение американским демографом Фрэнком Ноутстейном в 1945 году, хотя сходные идеи высказывались и раньше. Сама концепция демографического перехода приобрела особую популярность позднее, в связи с демографическими изменениями, происшедшими после Второй мировой войны в освободившихся от колониализма странах. В результате значительного снижения смертности (на первых порах главным образом из-за успешных противоэпидемических мероприятий) и сохранения высокого уровня рождаемости в этих странах резко ускорился рост населения, что получило название демографического взрыва. Было выяснено, что аналогичные изменения произошли в основном уже в XIX веке и в ныне экономически развитых странах, но в них резкое ускорение роста населения сопровождалось снижением уровня рождаемости и в конечном счете стабилизацией роста населения. С другой стороны, достаточно быстрое снижение рождаемости наблюдается в настоящее время и в странах Третьего мира, многие из которых (например, Иран) уже достаточно близки к завершению демографического перехода.
В концепции демографического перехода выделяются четыре последовательных этапа в демографической истории человечества. Обозначим коэффициент рождаемости через R(x), коэффициент смертности через S(x), тогда прирост коэффициента рождаемости будет R'(x), а коэффициента смертности будет S'(x).
В настоящее время процесс демографического перехода завершили Россия, Китай и все развитые страны. В процессе резкого падения рождаемости находятся Египет, Алжир,также Мексика, Бразилия, Аргентина, ряд других стран Латинской Америки. В последние годы в Иране, Турции и Тунисе рождаемость снизилась до уровня простого замещения поколений. (см. статданные)
Число стран с уровнем рождаемости, недостаточным для полного замещения поколений, выросло с 13 в 1970 году до 66 в 2002 году. Общая численность населения этих стран достигла 46 % человечества.
Причины демографического перехода
Начало демографического перехода связано с началом модернизационных процессов, ведущих к росту производства ВВП на душу населения, улучшению качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживания и т. п., что в свою очередь приводит к значительному росту продолжительности жизни и падению смертности. Модернизационные процессы приводят в конечном счёте и к не менее заметному падению рождаемости, но происходит это с ощутимым запаздыванием.
В традиционном аграрном обществе дети рассматривались как дополнительные рабочие руки в хозяйстве. Поэтому рождение детей имело экономический смысл. Кроме того, большое количество детей является гарантией продолжения рода в условиях относительно высокой детской смертности. Урбанизация и труд индустриального типа разрушают этот тип поведения и приводят к снижению рождаемости, причем чем больше поколений прожило в городе после миграции из деревни, тем ниже рождаемость. Наличие значительного числа детей было также единственной надёжной гарантией сколько-нибудь благополучной старости родителей в условиях отсутствия системы социального страхования/пенсионного обеспечения.
В развитом индустриальном обществе дети должны длительное время учиться, чтобы получить квалификацию, соответствующую современным требованиям. Это приводит к их выключению из хозяйственной жизни. Дети из помощников превращаются в обузу для взрослых. Родители вынуждены тратить свое время и финансовые средства для достижения детьми высокого образовательного уровня. Они предпочитают вырастить лишь одного-двух «высококачественных» детей, так как большое количество детей в семье, как правило, отрицательно сказывается на их образовательном уровне и дальнейшей карьере. Кроме того, длительный период обучения способствует повышению среднего возраста женщины, рожающей первого ребенка (с 16 до 25 лет и старше). В аграрном же обществе дети, работая вместе с родителями, приобретали необходимые трудовые навыки естественным путем.
Практически все страны с высоким образовательным уровнем имеют низкие показатели рождаемости. И наоборот, лидеры по рождаемости имеют неграмотное население (в арабских странах 38 % населения старше 15 лет неграмотно, в странах «чёрной» Африки — 35 %). Исключением является Израиль, где, несмотря на очень высокую образованность, на женщину приходится 2,44 ребенка, тогда как во всех странах ЕС — менее двух. Частично это обусловлено очень высокой рождаемостью евреев-ортодоксов (у любавических хасидов — в среднем 7,5 ребенка на семью) и израильских арабов. Хотя все евреи грамотны, группа евреев-ортодоксов получает только религиозное образование и остается ориентированной на традиционные ценности, исключающие возможность демографического перехода.
Повышение независимости и образованности женщин является главным фактором снижения рождаемости. В свою очередь повышение образованности женщин ведет к росту их независимости. Поскольку главная нагрузка по выхаживанию и воспитанию детей ложится на женщин, они объективно не заинтересованы в многодетности.
Появились люди, сознательно отказывающиеся от деторождения (чайлдфри).
Система пенсионного обеспечения также способствует снижению рождаемости, так как люди перестают быть столь кровно заинтересованы в наличии большого количества потомков, помогающих в старости.
Концепция второго демографического перехода
Как попытка дать адекватное теоретическое объяснение современной и будущей ситуации, возникла гипотеза «Второго демографического перехода», происходящего в Европе (сходные идеи выдвигаются также в рамках гипотезы о пятой фазе демографического перехода). Авторы концепции второго демографического перехода Р. Лестег и Д. Ван де Каа доказывают, что современная демографическая ситуация и главная ее особенность — снижение рождаемости ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения — обусловлены принципиально иными причинами по сравнению со снижением рождаемости во время первого демографического перехода (Lesthaeghe, van de Kaa 1986; van de Kaa 1987).
Основная идея, лежащая в основе концепции второго демографического перехода, была заложена в 1986 году. Ван де Каа (van de Kaa 1987) утверждает, что с середины 1970-х годов Европа вступила на новую стадию в ее демографической истории. Он предполагает, что демографический переход XIX столетия необходимо рассматривать как первый переход. «Неожиданные», «запутанные» изменения в демографической ситуации с середины 1960-х годов отметили начало второго демографического перехода. К этому времени уже закончился послевоенный «бэби-бум» и утвердилась долговременная тенденция к дальнейшему снижению рождаемости.
Среди исследователей нет еще единого мнения обо всех причинах второго демографического перехода, но преобладает точка зрения, что он является следствием широкого развития индивидуалистически ориентированной системы ценностей и соответствующем изменении норм поведения, в том числе и демографического. Происходит значительное увеличение степени свободы как в выборе индивидуальных целей, так и средств их достижения. Ван де Каа рассматривает второй демографический переход как результат движения общественного сознания от консерватизма к прогрессивности, при этом прогрессивность понимается как толерантность и восприимчивость к новым ценностям и моделям поведения.
Он выделяет четыре основных черты этого перехода:
Таким образом, демографические изменения в шестидесятых годах — это результат изменения (ставшего весьма целеустремленным, индивидуалистическим) поведения как мужчин и женщин по отдельности, так и непосредственно пар. В области брачности и рождаемости доступность новых, высокоэффективных средств контрацепции, часто сопровождаемая увеличенными возможностями совершения аборта и стерилизации, послужила неким катализатором.
Демографический переход
Содержание
Теория демографического перехода
Этот термин был впервые введен в научное обращение американским демографом Фрэнком Ноутстейном в 1945 году, хотя сходные идеи высказывались и раньше. Сама концепция демографического перехода приобрела особую популярность позднее, в связи с демографическими изменениями, происшедшими после Второй мировой войны в освободившихся от колониализма странах. В результате значительного снижения смертности (на первых порах главным образом из-за успешных противоэпидемических мероприятий) и сохранения высокого уровня рождаемости в этих странах резко ускорился рост населения, что получило название демографического взрыва. Было выяснено, что аналогичные изменения произошли в основном уже в XIX веке и в ныне экономически развитых странах, но в них резкое ускорение роста населения сопровождалось снижением уровня рождаемости и в конечном счете стабилизацией роста населения. С другой стороны, достаточно быстрое снижение рождаемости наблюдается в настоящее время и в странах Третьего мира, многие из которых (например, Иран) уже достаточно близки к завершению демографического перехода.
В концепции демографического перехода выделяются четыре последовательных этапа в демографической истории человечества.
Переход от высоких уровней рождаемости и смертности к низким и получил название демографического перехода. Согласно такой периодизации, экономически развитые страны уже завершили демографический переход, а развивающиеся заканчивают второй и вступают в третий этап, то есть выходят из состояния демографического взрыва и приближаются к завершению демографического перехода.
Данные по демографическому переходу в ряде стран
В настоящее время процесс демографического перехода завершили Россия, Китай и все развитые страны. В процессе резкого падения рождаемости находятся Египет, Алжир, Мексика, Бразилия, Аргентина, ряд других стран Латинской Америки. В последние годы в Иране, Турции и Тунисе рождаемость снизилась до уровня простого замещения поколений. (см. статданные)
Число стран с уровнем рождаемости, недостаточным для полного замещения поколений, выросло с 13 в 1970 году до 66 в 2002 году. Общая численность населения этих стран достигла 46 % человечества.
Причины демографического перехода
Начало демографического перехода связано с началом модернизационных процессов, ведущих к росту производства ВВП на душу населения, улучшению качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживания и т.п., что в свою очередь приводит к значительному росту ожидаемой продолжительности жизни и падению смертности. Модернизационные процессы приводят в конечном счёте и к не менее заметному падению рождаемости, но происходит это с ощутимым запаздыванием.
В традиционном аграрном обществе дети рассматривались как дополнительные рабочие руки в хозяйстве. Поэтому рождение детей имело экономический смысл. Кроме того, большое количество детей является гарантией продолжения рода в условиях относительно высокой детской смертности. Урбанизация и труд индустриального типа разрушают этот тип поведения и приводят к снижению рождаемости, причем чем больше поколений прожило в городе после миграции из деревни, тем ниже рождаемость. Наличие значительного числа людей было также единственной надёжной гарантией сколько-нибудь благополучной старости родителей в условиях отсутствия системы социального страхования/пенсионного обеспечения.
В развитом индустриальном обществе дети должны длительное время учиться, чтобы получить квалификацию, соответствующую современным требованиям. Это приводит к их выключению из хозяйственной жизни. Дети из помощников превращаются в обузу для взрослых. Родители вынуждены тратить свое время и финансовые средства для достижения детьми высокого образовательного уровня. Они предпочитают вырастить лишь одного-двух «высококачественных» детей, так как большое количество детей в семье, как правило, отрицательно сказывается на их образовательном уровне и дальнейшей карьере. Кроме того, длительный период обучения способствует повышению среднего возраста женщины, рожающей первого ребенка (с 16 до 25 лет и старше). В аграрном же обществе дети, работая вместе с родителями, приобретали необходимые трудовые навыки естественным путем.
Усиление независимости женщин является важным фактором снижения рождаемости. Повышение образованности женщин ведет к росту их независимости. Поскольку главная нагрузка по выхаживанию и воспитанию детей ложится на женщин, они объективно не заинтересованы в многодетности.
Концепция второго демографического перехода
Как попытка дать адекватное теоретическое объяснение современной и будущей ситуации, возникла гипотеза «Второго демографического перехода», происходящего в Европе (сходные идеи выдвигаются также в рамках гипотезы о пятой фазе демографического перехода). Авторы концепции второго демографического перехода Р. Лестэр и Д. Ван де Каа доказывают, что современная демографическая ситуация и главные ее особенность — снижение рождаемости ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения — обусловлены принципиально новыми причинами по сравнению со снижением рождаемости во время первого демографического перехода. [источник?]
Основная идея, лежащая в основе концепции второго демографического перехода, была заложена в 1986 году. Ван де Каа утверждает, что с середины 1970-х Европа вступила на новую стадию в ее демографической истории. Он предполагает, что демографический переход XIX столетия необходимо рассматривать как первый переход. «Неожиданные», «запутанные» изменения в демографической ситуации с середины 1960-х отметили начало второго демографического перехода. К этому времени уже закончился послевоенный «бэби-бум» и утвердилась долговременная тенденция к дальнейшему снижению рождаемости.
Среди исследователей нет еще единого мнения обо всех причинах второго демографического перехода, но преобладает точка зрения, что он является следствием широкого развития индивидуалистически ориентированной системы ценностей и соответствующем изменении норм поведении, в том числе и демографического. Происходит значительное увеличение степени свободы как в выборе индивидуальных целей, так и средств их достижения. Ван де Каа рассматривает второй демографический переход как результат движения общественного сознания от консерватизма к прогрессивности, при этом прогрессивность понимается как толерантность и восприимчивость к новым ценностям и моделям поведения.
Он выделяет четыре основных черты этого перехода:
Литература
См. также
ca:Transició demogràfica cs:Demografická revoluce de:Demografischer Übergang en:Demographic transition es:Transición demográfica fi:Väestöllisen muuntumisen teoria fr:Transition démographique lmo:Transizziun demugrafica nl:Demografische transitie no:Demografisk overgang pt:Transição demográfica sr:Демографска транзиција sv:Demografisk transition
География. 10 класс
§ 8. ТЕОРИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА
Первый, второй и третий демографические переходы. Рождаемость, смертность, характер естественного движения населения мира изменяются в истории человечества под влиянием социально-экономических и ряда других факторов. В результате происходит смена типов воспроизводства населения, которая в регионах и странах мира протекает в разное время. Объяснение динамики демографических процессов и последовательности смены типов воспроизводства даёт теория демографического перехода.
Демографический переход — это коренные демографические перемены в истории человечества, которые характеризуются переходом от высокого уровня рождаемости и смертности населения к низкому и приводят к смене типов воспроизводства населения.
Впервые об исторической смене типов воспроизводства под влиянием как биологических законов, так и социально-экономических условий написал в 1909 г. французский демограф А. Ландри (рис. 49).
Позднее, в 1945 г., американским демографом Ф. Ноутстайном (рис. 50) был предложен термин «демографический переход» и его объяснение.
Теория демографического перехода (ДП) объясняет особенности демографической ситуации в мире, регионах и странах с экономическим ростом и социальным прогрессом. Впоследствии он был назван Первым демографическим переходом. Выделяют четыре стадии демографического перехода (рис. 51). Для первой стадии характерны высокий уровень рождаемости и смертности, колебания численности населения, низкий естественный прирост, которые сдерживают рост численности населения. Такая ситуация была присуща всем обществам в первобытную эпоху. В настоящее время стран на этой стадии нет.
На второй стадии сохраняется высокая рождаемость, начинает снижаться смертность, растёт продолжительность жизни. За счёт этого увеличивается естественный прирост, который к моменту окончания стадии достигает наивысших в истории значений. Происходит начальный рост численности населения. Сегодня эта стадия характерна для большинства стран Африки и наименее экономически развитых стран Азии.
Клуб знатоков-экономикогеографов. Снижение смертности было связано с переходом от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, когда появились запасы продовольствия на случаи засухи, голода и наводнений. Улучшение продовольственного обеспечения создало условия для прироста населения.
Третья стадия связана с началом развития капитализма. Она характеризуется продолжением снижения смертности, но ещё более быстрым снижением рождаемости. Естественный прирост начинает уменьшаться, но рост численности населения сохраняется. В ХХI в. на этой стадии находится большинство стран Латинской Америки и отдельные страны Азии.
Клуб знатоков-экономикогеографов. Снижение рождаемости объясняется индустриализацией и урбанизацией. Повышается качество жизни, растут расходы на воспитание детей, женщины вовлекаются в производство. Начинают широко распространяться медицинские средства регулирования рождаемости.
На четвёртой стадии, которая соответствует переходу от индустриального к постиндустриальному обществу, происходит дальнейшее снижение и стабилизация рождаемости и численности населения. Смертность под влиянием старения населения начинает медленно возрастать. Первым регионом, вступившим в эту стадию, была Европа. В конце ХХ в. к ней присоединились страны Северной (США и Канада) и Южной (Уругвай, Аргентина) Америки, а также Япония, Австралия, Новая Зеландия. В ХХI в. большинство экономически развитых стран мира находится на этой стадии.
Клуб знатоков-экономикогеографов. По мере улучшения качества питания и здравоохранения смертность уменьшается. Но как только люди вовлекаются в образ жизни высокоразвитого индустриального и постиндустриального общества, рождаемость тоже снижается и темпы роста численности населения уменьшаются.
В мире всё взаимосвязано. Как по мере развития человеческого общества изменялось воспроизводство населения планеты? Перед вами, как будущими руководителями, стоит задача улучшить демографическую ситуацию в вашем регионе. Какую стратегию вы можете предложить по решению данного вопроса?
В конце ХХ в. в ряде экономически развитых стран начинают вновь происходить коренные демографические перемены, что легло в основу теории Второго демографического перехода, или пятой стадии Первого демографического перехода (рис. 52). Главной его особенностью является снижение рождаемости ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения, из-за отсутствия мотивации иметь детей. География Второго демографического перехода представлена в основном экономически высокоразвитыми странами и рядом стран с переходной экономикой.
Клуб знатоков-экономикогеографов. Второй демографический переход проявляется в виде роста среднего возраста заключения брака и рождения первого ребёнка, увеличения интервалов между родами, повышения роли рождаемости вне официального брака, увеличения доли людей, никогда не вступавших в зарегистрированный брак и не имевших ни одного ребёнка.
Теории Первого и Второго демографических переходов не принимают во внимание миграцию. Однако в последнее время она вносит значительный вклад в формирование населения Европы, Северной Америки и Австралии. К началу XXI в. миграционный прирост стал главным процессом в динамике численности населения большинства европейских стран, где смертность превышает рождаемость. В связи с этим возникла теория Третьего демографического перехода — особой фазы развития населения страны, в течение которой на динамику численности, состав населения и в целом социально-экономическое развитие страны определяющее влияние оказывает миграция.
Поразмышляем. Согласны ли вы с утверждением С. П. Капицы, известного учёного-физика, занимавшегося и проблемами демографии, о том, что «демографический переход — фундаментальное явление в развитии человечества, затрагивающее все стороны нашего бытия»?
Мир и Беларусь. Проанализируйте изменение демографической ситуации в конце XX – начале XXI в. в Республике Беларусь. Как вы думаете, какой демографический переход характерен для нашей страны? Обоснуйте свой ответ.