Что изучает наука берестология

Берестология

Древнейшая запись на бересте датируется 1-ой половиной XI века, самая поздняя — 2-ой половиной XV века. Тексты выцарапывали на бересте железными, бронзовыми и реже костными стержнями. Обязательным условием длительного хранения грамот в культурном слое почвы является её повышенная влажность, что делает невозможным приток воздуха. В XI—XIV веках береста была дешёвым материалом для письма. Внедрение бумаги и её массовое распространение в восточно-славянском мире с середины XV века привело к прекращению письма на бересте.

Наибольшую ценность имеют берестяные грамоты XI — 1-ой половины XIII века. Сейчас их насчитывается более 400. По жанру это различные документы, письма, азбуки, школьные упражнения и тому подобное. Новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о оживлённых торговых связях города с другими русскими городами, в частности с Киевом. Они являются свидетелями массового распространения грамоты в Древней Руси и относятся к категории массовых источников по истории средневековой Руси; их число растёт с каждым годом.

Связанные понятия

Протоэламиты — принятый в науке термин для обозначения цивилизации народностей, предположительно на юге Месопотамии, позднее расселившихся и распространивших своё влияние на территории современного юго-западного Ирана, создавших предпосылки для становления эламской цивилизации.

Бронзовый век на территории Европы последовал за европейским медным веком (западными археологами рассматривается как финальный этап неолита) в конце III тыс. до н. э. (поздняя традиция колоколовидных кубков). На большей части Европы бронзовый век почти полностью охватывал II тыс. до н. э., однако в Восточном Средиземноморье он закончился вместе с бронзовым коллапсом, когда погибли или пришли в упадок практически все цивилизации в регионе от Греции до Месопотамии, тогда как в Атлантической Европе.

Доисторическая эпоха Китая — период в истории Китая со времён появления на его территории первых представителей рода людей и до появления первых письменных источников о его истории.

Китайская письменность возникла и стала активно использоваться со II тысячелетия до н. э. Особенностью письменной культуры Китая является непрерывная преемственность между древнейшими эпиграфическими памятниками на гадательных костях и ритуальных бронзовых сосудах, и далее — объёмными текстами на бамбуковых планках и шёлковых свитках. Первоначальные книжные термины, использующиеся в I тысячелетии до н. э., соотносятся с гадательными надписями на костях и бронзовыми инскрипциями. Основным писчим материалом.

На протяжении веков число городов в Древней Руси, упоминаемых в летописях и, других источниках, неуклонно росло. В IX—X веках упоминаются 25 городов, в XI веке — еще 64, в XII веке — еще 135 и в XIII веке к ним добавляются еще 47 городов. Всего ко времени нашествия Батыя Киевская Русь насчитывала до 300 городов или в среднем по 20—25 на княжество. Помимо них существовали безымянные укрепленные поселения, порой довольно крупные. Всего их насчитывалось более тысячи. Соотношение городов и таких поселений.

Нураг, или нурага (итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi) — тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния со второй половины II тыс. до н. э. и до VIII столетия до н.э. Вокруг этих башен существовали небольшие деревни, встречаются также нураги и поселения вокруг них, окруженные овальными или четырехугольными стенами из дикого камня с бастионами.

Источник

Берестология как вспомогательная историческая дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:05, статья

Краткое описание
Вложенные файлы: 1 файл

В сборник.docx

Исаев Валерий Анатольевич

слушатель курсов переподготовки учителей истории и обществознания

Ульяновский государственный педагогический университет

В 1990 г. С.М. Каштанов предложил общую классификацию вспомогательных исторических дисциплин, разделив их на три типа:

1) дисциплины, имеющие определенный однородный объект исследования (источники одного рода, вида или разновидности);

2) дисциплины, изучающие отдельную сторону источников разных родов, видов и разновидностей;

3) дисциплины, изучающие не источники как таковые, а на базе источников разных видов какой-то круг вопросов, связанных единством предмета. jspui/bitstream/123456789…1/ VID.pdf

Весьма интересна история выделения берестологии в отдельную дисциплину. Существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. Например, в обители святого Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех» (Иосиф Волоцкий). В музеях и архивах сохранилось немало поздних, в основном старообрядческих доку ментов, даже целых книг, написанных на специально обработанной (расслоенной) бересте (XVII—XIX века). Этнограф С. В. Максимов отмечал, что видел в середине XIX века берестяную книгу у старообрядцев на Мезени.

Берестяные грамоты Древней Руси впервые были обнаружены в Великом Новгороде во время работы археологической экспедиции под руководством А.В.Арциховского в 1930-х гг. Однако вскоре работа экспедиции была приостановлена, а затем и вовсе прекращена в связи с немецкой оккупацией. Возобновились работы только в конце 1940-х гг.

С 1951 года берестяные грамоты обнаруживаются археологическими экспедициями в Новгороде, а затем и в ряде других древнерусских городов.

В настоящее время берестяные грамоты находят во время археологических раскопок в следующих древнерусских городах: Старая Русса, Торжок, Смоленск, Псков, Тверь, Москва, Старая Рязань, Нижний Новгород, Мстиславль (Белоруссия), Витебск (Белоруссия), Звенигород Галицкий (Украина). По состоянию на 2014 год количество берестяных грамот, обнаруженных при раскопках превысило 1000 экземпляров.

Целые берестяные грамоты в момент обнаружения обычно представляют собой свернутый свиток бересты с выцарапанным текстом на внутренней стороне коры (реже на обеих ее сторонах). Меньшая часть целых документов находится в земле в развернутом виде. Текст помещается на бересте в строку, в подавляющем большинстве грамот (как и средневековых славянских рукописях вообще) без разделения на слова.

Большинство берестяных грамот представляют собой частные письма, делового характера (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то») и челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века).

Кроме того, имеются черновики официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы и т. п.

Встречаются реже, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения), литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству), записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули). Огромную известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки новгородского мальчика Онфима. …pochta-stoletii.html

Берестяные грамоты, как правило, предельно кратки и прагматичны, содержат только самую важную информацию; то, что автору и адресату и так известно, в них, естественно, не упоминается. Бытовой и личный характер многих берестяных грамот Великого Новгорода (например, любовные послания незнатных молодых людей или хозяйственные записки-наказы) свидетельствуют о высоком распространении грамотности среди населения.

Как важнейший исторический источник берестяные грамоты были оценены уже их первооткрывателем А. В. Арциховским. Основные монографические работы на эту тему принадлежат Л. В. Черепнину и В. Л. Янину. Берестяные грамоты являются одновременно вещественными (археологическими) и письменными источниками; место их нахождения столь же важный для истории параметр, как и их содержание. Одно и то же имя в грамотах, обнаруженных на соседних усадьбах, упоминания князей и других государственных деятелей, упоминания значительных денежных сумм, географических названий всё это много говорит об истории строений, их владельцев, об их социальном статусе, об их связях с другими городами и областями. Немало говорят документы на бересте о землевладении в Новгородской земле, об экономических связях новгородцев с Псковом, Ростовом, Ярославлем, Угличем, Суздалем, Кучковом (будущей Москвой), Полоцком, Киевом, Переяславлем, Черниговом, даже Сибирью (Обдорской землёй). Челобитные крестьян, купчие и завещания XIV—XV веков свидетельствуют о закреплении крепостного права, о развитии судебной бюрократии и делопроизводства (эта область в домонгольский период ещё практически не отграничена от частной переписки). Мы узнаём о военных конфликтах и внешней политике Новгорода, о сборе дани с покорённых земель узнаём о массе бытовых подробностей, которые нам никогда бы не сообщили официальные документы. Ряд первостепенных данных имеется по истории церкви. Так, например, засвидетельствована древность некоторых черт литургии, есть сведения о взаимоотношениях членов клира с жителями окормляемых ими усадеб, а упоминание Бориса и Глеба в списке святых в грамоте 3-й четверти XI века почти совпадает со временем их канонизации (1071).

Уникален этот источник для изучения повседневной жизни Древней Руси. Берестяные грамоты свидетельствуют о широком распространении грамотности в Древней Руси, о том, что горожане обучались азбуке с детства и сами писали свои письма, что грамотны были и женщины; вместе с тем в ряде ситуаций (особенно в переписке высокопоставленных чиновников) уместна была и фигура писца, записывавшего под диктовку и служившего затем в роли посыльного. Семейная переписка новгородцев свидетельствует о высоком положении женщины, посылавшей мужу наказы («приказы»), вступавшей самостоятельно в денежные отношения и т. п. Есть в берестяных грамотах сведения о рационе древних новгородцев, их одежде, их ремёслах, а также о сфере человеческих взаимоотношений, родственной и дружеской заботе, гостеприимстве, конфликтах.

Сведения, которые можно почерпнуть из берестяных грамот, безусловно, важны для изучения истории в целом. Поэтому представляется, что выделение берестологии в самостоятельную дисциплину имеет под собой все основания, а развитие берестологии привнесет в историческую науку много новой важной и ценой информации.

Источник

Берестология

Из Википедии — свободной энциклопедии

Берестология — специальная историческая дисциплина, изучающая средневековый письменный источник — берестяные грамоты, открытые 26 июля 1951 года при раскопках Новгорода экспедицией под руководством российского археолога Артемия Арциховского. Основная масса этих грамот найдена в Великом Новгороде (около 1000), а также в городах Старая Русса, Смоленск, Псков, Тверь и других. На территории Украины найдены берестяные грамоты в Звенигороде Галицком археологом Игорем Свешниковым.

Древнейшая запись на бересте датируется 1-ой половиной XI века, самая поздняя — 2-ой половиной XV века. Тексты выцарапывали на бересте железными, бронзовыми и реже костными стержнями. Обязательным условием длительного хранения грамот в культурном слое почвы является её повышенная влажность, что делает невозможным приток воздуха. В XI—XIV веках береста была дешёвым материалом для письма. Внедрение бумаги и её массовое распространение в восточно-славянском мире с середины XV века привело к прекращению письма на бересте.

Наибольшую ценность имеют берестяные грамоты XI — 1-ой половины XIII века. Сейчас их насчитывается более 400. По жанру это различные документы, письма, азбуки, школьные упражнения и тому подобное. Новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о оживлённых торговых связях города с другими русскими городами, в частности с Киевом. Они являются свидетелями массового распространения грамоты в Древней Руси и относятся к категории массовых источников по истории средневековой Руси; их число растёт с каждым годом.

Источник

Специальная историческая дисциплина – папирология.

ЛЕКЦИЯ 6

ПАПИРОЛОГИЯ. БЕРЕСТОЛОГИЯ. ЭПИГРАФИКА.

1. Специальная историческая дисциплина – папирология.

2. Специальная историческая дисциплина – берестология.

3. Специальная историческая дисциплина – эпиграфика.

Специальная историческая дисциплина – папирология.

Папирология – это специальная историческая дисциплина, которая занимается изучением текстов на папирусе.

Объекты изучения папирологии:

1. античные и византийские письмена на папирусе, написанные на греческом и латинском языках;

2. тексты на папирусах, найденные в Египте;

3. папирусы на арамейском, древнееврейском, сирийском, ливийском, коптском, эфиопском и арабском языках, и даже обрывки готских текстов.

Как самостоятельная историческая дисциплина папирология отделилась от палеографии в конце XIX в., но до сих пор тесно связана с ней, так как решает общие задачи и применяет единые методы исследования. Термин папирология впервые был введен в научный оборот в 1898 г.

Задачи папирологии: изучение и классификация папирусов по периодам, месту, содержанию, изучение форм и видоизменений букв и знаков, особенностей грамматики и стиля написания папирусов.

По содержанию папирусы делятся на деловые и литературные. К деловым относятся различного рода постановления, декреты, судебные дела, купчие, контракты, описи и т. д. («Податной устав» Птолемея II Филадельфа, «Дикайомата» (сборник законов Александрии), царские декреты Египта). Литературные папирусы включают сочинения античных писателей и ученых («Конституция Афин» Аристотеля, «Охотники» Софокла и «Недовольный человек» Менандра).

Папирус – это тростниковое растение. Как материал для письма Папирус был изобретен в Древнем Египте в начале 3 тыс. до н.э. С середины 1 тыс. до н.э он получил широкое распространение в других странах. При изготовлении папирусной бумаги стебли тростника разрезали на полосы; полосы переплетали, налагая друг на друга, подвергали сильному давлению и высушивали. Полученные листы склеивались и оформлялись в виде свитков. Папирус был белого или почти белого цвета, но со временем темнел и терял эластичность, становясь хрупким и ломким.

Первые папирусы были найдены в 1752 г. во время раскопок римского города Геркуланум. С 1778 г. папирусы находят в Египте. В нач. 19 в. французский ученый Шамполион Ф. (1790-1832 гг.) расшифровал егип. иероглифы, и тексты папирусов смогли быть прочтены. С 4 в. н.э. на смену папирусу пришел пергамент. Окончательно его перестали использовать только после изобретения бумаги в Китае в 165 г.

Изучением папирусов занимались:

1. В 19 в. – английские ученые Ф. Кенион, Б. Гренфелл, А. Хант, французские ученые П. Жуге, Г. Лефевр, Т. Рейнак.

2. В 20 в. – немецкий ученый У. Вилькен, советские ученые – Г.Ф. Церетели, О. Крюгер, англичане Э. Тернер, С. Роберт, Э. Хандли, швейцарцы В Мартен, Р. Кассер.

Связь папирологии с другими науками. Для реконструкции текстов папирология использует методы дипломатики, кодикологии, ономастики, иконографии, хронологии и других специальных исторических дисциплин.

Основные центры хранения и изучения папирусов: Египетский музей, Каир (Египет); Британский музей, Лондон (Великобритания); Государственный музей в Берлине (Германия); Лувр, Париж; Австрийская национальная библиотека, Вена; библиотека Медичи-Лауренциана, Флоренция (Италия); Колумбийский университет, Нью-Йорк, и Мичиганский университет (США); Варшавский университет (Польша). В России –Государственный Эрмитаж и библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург; Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва и др.

С 1949 г. действует международная ассоциация папирологов с центром в Париже.

Основное значение папирусов заключается в том, что они дают огромное количество документальных свидетельств, являясь чем-то вроде современных архивов. Они дают сведения по экономической, социальной, политической, религиозной жизни населения Древнего Египта и античного мира. Этот материал только в редких случаях подвергался литературной обработке и, следовательно, непосредственно отражает действительность того времени.

Источник

Берестология

Берестология — специальная историческая дисциплина, изучающая средневековый письменный источник — берестяные грамоты, открытые 26 июля 1951 года при раскопках Новгорода экспедицией под руководством российского археолога Артемия Арциховского. Основная масса этих грамот найдена в Великом Новгороде (около 1000), а также в городах Старая Русса, Смоленск, Псков, Тверь и других. На территории Украины найдены берестяные грамоты в Звенигороде Галицком археологом Игорем Свешниковым.

Древнейшая запись на бересте датируется 1-ой половиной XI века, самая поздняя — 2-ой половиной XV века. Тексты выцарапывали на бересте железными, бронзовыми и реже костными стержнями. Обязательным условием длительного хранения грамот в культурном слое почвы является её повышенная влажность, что делает невозможным приток воздуха. В XI—XIV веках береста была дешёвым материалом для письма. Внедрение бумаги и её массовое распространение в восточно-славянском мире с середины XV века привело к прекращению письма на бересте.

Наибольшую ценность имеют берестяные грамоты XI — 1-ой половины XIII века. Сейчас их насчитывается более 400. По жанру это различные документы, письма, азбуки, школьные упражнения и тому подобное. Новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о оживлённых торговых связях города с другими русскими городами, в частности с Киевом. Они являются свидетелями массового распространения грамоты в Древней Руси и относятся к категории массовых источников по истории средневековой Руси; их число растёт с каждым годом.

Литература [ | ]

При написании этой статьи использовался материал статьи «БЕРЕСТОЛОГІЯ» (автор М. Ф. Котляр) из издания «Энциклопедия истории Украины», доступного по лицензии Creative Commons BY-SA 3.0 Unported.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *