Что изучает морфология в русском языке 7 класс ладыженская
Что изучает морфология в русском языке 7 класс ладыженская
Морфология — это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В задачи морфологии входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.
Что такое морфология в русском языке
Слово «морфология» греческого происхождения. В его составе присутствуют два греческих корня: morphe, что значит «форма» + logos, которое переведем как «разум, понятие, мысль, речь и слово».
Понятие «морфология» многозначное. Оно встречается в биологии, например, морфология растений, морфология животных (в том числе и человека).
В лингвистике словом «морфология» называют науку о слове с точки зрения отнесённости его к определенной части речи. В русском языке все окружающие нас слова можно отнести к десяти частям речи, которые в свою очередь делятся на самостоятельные, служебные и междометия.
К самостоятельным частям речи отнесем слова, которые называют предметы (существительное), признаки предметов (прилагательное), действия (глагол), количество предметов и порядок их при счёте (числительное) и обозначают все эти понятия, кроме действий, (наречия), а также указывают на них (местоимения).
Слова самостоятельных частей речи имеют определенное лексическое значение, выступают в роли главных или второстепенных членов предложения, могут определяться, поясняться словами других частей речи (добрый человек — очень добрый человек).
Служебных частей речи в русском языке всего три:
Они не имеют самостоятельного лексического значения, не являются членами предложения, но могут входить в их состав. Служебные части речи используются для выражения отношений между самостоятельными частями речи, между словосочетаниями и между предложениями, для придания предложению разных оттенков значения.
Особняком в русской морфологии стоит междометие. Его не относят ни к одной из самостоятельных или служебных частей речи.
От самостоятельных частей речи междометия отличаются тем, что они не имеют общего и лексического значения, не являются членами предложения, а от служебных — тем, что они не выражают ни связей, ни отношений между членами предложения и предложениями.
Это слова, которые обозначают наши чувства, побуждения, но конкретно не называют их при этом.
В роли междометий может выступать любая часть речи и целое словосочетание, если они теряют способность обозначать предмет, признак или действие и служат для выражения тех или иных чувств.
В русском языке слово каждой части речи изучается с точки зрения его общего значения, морфологических признаков, то есть совокупности грамматических значений, и синтаксической роли в предложении. Такое исследование слова как части речи называется морфологическим разбором.
§ 81. Морфология (окончание)
493. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Найдите в тексте имена собственные. Назовите части речи, которые встречаются в предложениях второго абзаца. Охарактеризуйте служебные части речи, приведите примеры из текста.
Одним из замечательных русских полководцев был Александр Невский.
Вначале он княжил в Новгороде. Когда на эту территорию вторглись шведы, князь Александр успешно отразил их атаки. В 1240 году шведский полководец Биргер продвинулся глубоко на территорию Руси по реке Неве. Князь Александр напал с небольшой дружиной на шведов, разбил их и обратил в бегство.
За эту победу полководец получил прозвище Невский.
В 1242 году произошло вторжение немцев, которые захватили Изборск и Псков и продвигались к Новгороду. Войска Александра Невского встретили немецких рыцарей на льду Чудского озера. Эта битва получила название Ледового побоища. Немецкие рыцари были полностью разбиты и надолго прекратили набеги на русские земли.
494. Спишите, подчеркните глаголы как члены предложения. Охарактеризуйте один глагол (по выбору) как часть речи. Составьте предварительно план ответа.
1. Свернув в просек. мы направились по утопта(н, нн)ой тропинк. 2. На пр..горке, как баррикады, навал..ны слома(н, нн)ые и вывороче(н, нн)ые с к..рнями деревья. 3. Всклокоче(н, нн)ые тучи, клубясь, быстро несут(?)ся невесть куда. 4. Ветер, угомонившись за ночь, зам..р. 5. Небо украш..но узорами сверкающих звёзд. 6. Весь город залит мерцающими огнями, над ним, ра..двинув тьму, в..сит матовый свет. 7. Комната узкая, дли(н, нн)ая; все полки уставл..ны книгами.
495. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните причастия и деепричастия как члены предложения.
1. Десант был выброш..н ночью. Семеро моряков попрыгали в мелкую воду и едва удерж..ваясь на ногах стали проб..раться к берегу. Они шли, спотыкаясь о камни поддерж..вая друг друга. Наконец море выпустило их на берег и захлопнуло за собой дверь.
2. На окраин.. городка, на берегу моря, стоит серый об..лиск. Он похож на большой к..нжальный штык поблёскивающий на солнце. У подножия об..лиска лежат цветы. Веточка гвоздики с горящ..м пунцов..м цветком похожа на маленький факел. В застывш..м бетон.. белела табличка. На ней было написа(н, нн)о Вечная слава участникам героического десанта. Дальше шли имена погибших.
496. Прочитайте. О каких частях речи сообщается в тексте? Спишите. Объясните написание вставленных вами букв, а также случаи слитного и раздельного написания не и ни.
Если вы заглян..те, скажем, в «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, то найдёте в нём два слова вон: указательная частица (Вон он идёт) и наречие (выйти вон). О междометии (ни)чего (не)говорится. А ведь в контекстах типа Вон отсюда! слово вон имеет значение «прочь, уходи» и уже (не)является н.. указательной частицей, н.. наречием. Значит, в русском языке сейчас три слова вон, а одно из них — последнее — представляет собой междометие, синонимичное слову прочь.
§ 81. Морфология
Морфология — раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Часть речи — группа слов, имеющих общее смысловое значение, обладающих своими морфологическими признаками и выполняющих в предложении определённую синтаксическую роль.
Части речи в русском языке
На какие три группы делятся части речи?
Какие части речи входят в группу самостоятельных слов?
Что объединяет предлоги, союзы, частицы в группу служебных частей речи?
Чем междометия отличаются от других частей речи?
490. Заполните таблицу «Части речи в русском языке». Расскажите об общем смысловом значении самостоятельных частей речи, приведите примеры.
Морфологические признаки частей речи.
На какие две группы делятся морфологические признаки самостоятельных частей речи?
Какие постоянные признаки самостоятельных частей речи вы знаете?
Какие непостоянные признаки изменяемых частей речи вы знаете?
В каких частях речи род является формой изменения?
В каких частях речи имеются неизменяемые формы?
В каких частях речи есть простые и составные формы?
491. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Произведите морфологический разбор выделенных слов. Укажите пять слов, характерных для художественной речи.
1. Ночи были теплы и (не)проглядны в ч..рной тьме плыли мерцали светили топазовым светом огне(н, нн)ые мухи стекля(н, нн)ыми колокольчиками зв..нели др..весные л..гушки. 4 2. В пр..брежном овраг.. спускавш..мся из лесу к морю быстро прыгала по кам..нистому ложу мелкая, прозрач(?)ная реч(?)ка. 3. Как чудес(?)но др..бился кипел её блеск в тот таинстве(н, нн)ый час, когда (из)за гор и лесов, точно какое(то) дивное существо, пристально смотрела поз(?)няя луна! 4. Горяч..е солнце было уже сильно чисто и радо(?)но. 5. В лесах лазурно светился ра..ходился и таял душистый туман за дальними лесистыми вершинами с..яла пр..двечерняя белизна снежных гор.
492. Сравните выделенные слова. Спишите, надписывая над выделенными словами, какими частями речи они являются. Укажите постоянные признаки у изменяемых частей речи.
Это мой портфель, мой руки. Простой план, простой вагонов на станции. Бег на месте, бегать по площадке. Зелёные листья берёзы, зеленеющие листья берёзы. Белизна облаков, белеющие облака, белые облака, белеть на фоне неба. Тройка за ответ, три товарища, тройной прыжок, утраивать силы. Положить выше, этот дом выше. Решение неверно, отвечал неверно.
Синтаксическая роль частей речи.
Какие части речи являются членами предложения, а какие не являются?
Какие самостоятельные части речи могут быть подлежащими и сказуемыми в предложении?
Какую синтаксическую роль выполняют служебные части речи в словосочетании и предложении?
§ 6. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
Что изучается в морфологии?
Перечислите известные вам самостоятельные и служебные части речи.
Как изменяются глаголы? Как определить вид глагола?
Как определить спряжение глагола?
Что общего имеют и чем различаются склоняемые части речи? Чем отличаются местоимения от других склоняемых слов?
29. Прочитайте текст. Расскажите о значении открытий М. Ломоносова в лингвистик
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711—1765)
«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом», — писал о выдающемся русском просветителе и учёном А. С. Пушкин.
Значительны открытия М. В. Ломоносова в лингвистике. Опубликованная в 1757 году «Российская грамматика» М. В. Ломоносова является первым научным описанием русского языка, в котором рассмотрены вопросы морфологии, синтаксиса, словопроизводства, систематизированы орфографические правила и орфоэпические нормы. На основе грамматики Ломоносова в начале 70-х годов XVIII века были созданы первые школьные учебники русского языка.
Огромна заслуга М. В. Ломоносова в развитии теории красноречия (риторики). Его «Краткое руководство к красноречию» стало фактически первой книгой такого рода, написанной на русском языке. До Ломоносова учебники красноречия составлялись либо на церковнославянском, либо на латыни.
Оценивая значение трудов М. В. Ломоносова, А. С. Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник. »
30. Как вы думаете, почему А. Пушкин сказал о М. Ломоносове: «Он. сам был первым нашим университетом»?
Составьте план доклада о научной деятельности Ломоносова, включив в него информацию из учебников истории, литературы, естественных наук, из Интернета. Выступите перед классом с сообщением по своему плану.
31. Прочитайте высказывание М. Ломоносова. Сформулируйте основную мысль текста. Выскажите своё мнение о том, что утверждает М. Ломоносов.
Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики. Итак, когда в грамматике все науки такову нужду имеют, того ради желая, дабы она сиянием. привлекала российское юношество к своему наставлению. да возрастёт и российского слова исправность в богатстве, красоте, силе.
32. Прочитайте, регулируя силу голоса (громкость). Какова основная мысль текста? Озаглавьте его. Выпишите из первого и второго абзацев сначала самостоятельные части речи, в которых есть пропуски и скобки, затем служебные части речи, заключённые в скобки, вместе с самостоятельными словами. • Назовите виды орфограмм на месте скобок.
Ч..рная туча совсем надвинулась, и стали видны уже не з..рницы, а молнии, осв..щавшие весь двор и разрушающийся дом с отломанными крыльцами, и гром послышался уже над головой. Все птицы притихли, но зато зашелестели листья.
Долетела одна капля, другая, забарабанило по лопухам, железу крыши, и ярко вспыхнул весь воздух; всё затихло, и (не)успел Нехлюдов сосчитать три, как страшно треснуло что-то (над)самой головой и раскатилось (по)небу.
Дождик шёл уже ливнем и стекал с крыш(?), журча, в кадушку; молния реже освещала двор и дом.
33. Прочитайте. Выпишите слова с пропусками и скобками, обозначая в них условия выбора вставленных орфограмм.
1. При переход.. через ручей (у)меня ч..вкнул сапог, и оттого с осины над самой моей головой сл..тела глухарка. 2. Я долго сл..дил за глухарём, как он часто щипл..т листья и быстро их проглат..вает. 3. Когда глухарь 3 ощ..пал сук, он попроб..вал 3 спрыгнуть на ве..ку пониже, но она была слишком тонка и согнулась. 4. На ноч(?) птиц.. подн..лись на осины, чтобы перед сном полакомит(?)ся своим любимым 3 листом. 5. Было во всей ж..лтой кроне осины только одно узен(?)кое окошечко в светлое небо, и это окошечко то закроет(?)ся, то откроет(?)ся. 6. Вст..вало безоблачное утро, и очень быстро св..тлело.
Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 9-11 Тема. Морфология и орфография
Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 9-11 Тема. Морфология и орфография
Цель: закрепить знания о морфологии, навыки анализа текста.
Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, выразительное чтение, предупредительный диктант; объяснительный диктант; взаимопроверка; самостоятельная работа.
I. Лингвистическая разминка
Синтаксический разбор предложения: Потребительское отношение к природе недопустимо. Выделим и объясним орфограммы, отметим, что сказуемое выражено кратким прилагательным.
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 27: по цепочке объясняем выбор слитного и дефисного написания слов.
III. Повторение темы «Морфология и орфография»
1. Беседа по вопросам с. 14.
К вопросу № 4. Спряжение глагола с ударными личными окончаниями определяется по окончанию: (идёшь – I спряжение, стоишь – II спряжение). Спряжение глагола с безударными личными окончаниями определяется по инфинитиву (неопределенной форме).
Напомним, что спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам:
. Я живу, говорю; ты живешь, говоришь; он живет, говорит;
Мы живем, говорим; вы живете, говорите; они живут, говорят.
Существует всего два способа изменения: одни глаголы имеют в личных окончаниях буквы е, у (ю), другие – и, а (я). То есть спряжение глаголов – это объективно существующее различие в их формах, давно замеченное и зафиксированное. Таким образом, надо запомнить всего по две буквы (условно назовем их сигнальными) для каждого спряжения: для I спряжения – гласные е, у (ю), для Й спряжения – и, а (я).
– Например, к какому спряжению относится глагол спать’? Проспрягаем (то есть изменим) его по лицам и числам: сплю, спишь, спит, спим, спите, спят. Гласные и, я говорят о том, что это глагол II спряжения.
Трудности начинаются там, где гласные окончаний безударные. В этом случае действует правило, позволяющее определять гласную окончания, то есть спряжение. Представим его в виде таблицы. Начнем со второго спряжения.
Одиннадцать глаголов-исключений легко запомнить в виде стихотворения:
Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Заметим, что приставки и постфиксы (-ся, сь) не влияют на спряжение глаголов (например: услышать спрягается, как слышать, вертеться – как вертеть и т. п. ).
Алгоритм проверки окончаний глаголов и суффиксов действительных причастий настоящего времени очень прост:
– Ставим глагол (или причастие) настоящего или будущего времени в начальную форму
Определяем спряжение (удобнее «примерять» глагол сначала ко II спряжению: выбор вариантов меньше).
– Подставляем «сигнальную» букву в окончание глагола (или суффикс причастия).
2. Повторение темы «Морфология именных частей речи».
– Сколько склонений имеют существительные?
– Какие существительные относятся к разносклоняемым? В чем их особенность?
– Все ли существительные в русском языке склоняются? Каковы несклоняемые имена существительные по происхождению? (Заимствованные слова. )
, – На какие разряды делятся прилагательные? (Качественные: яркий, добрый; относительные: стальной, городской; притяжательные: мамин, лисий. )
– В чем особенность качественный прилагательных? (Признак проявляется в большей или меньшей степени: ярче, ярчайший, самый яркий. Качественные прилагательные имеют краткую форму: ярок. )
– Как пишутся отрицательные местоимения? (Отрицательные местоимения пишутся слитно, если не имеют предлогов: некого, но не с кого. Под ударением пишется не, без ударения – ни: некем – никем. )
– На какие разряды делятся числительные? (Количественные: один, два, тридцать шесть; порядковые: первый, второй, тридцать шестой. )
– Как склоняются составные количественные и составные порядковые числительные? (У составных количественных числительных склоняются все слова: четырехсот шестидесяти восьми. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году. )
3. Предупредительный диктант.
Задание: определить склонение и падеж существительных, объяснить выбор написания слов.
IV. Работа с текстом
1. Упражнение 28: чтение текста, ответы на вопросы.
2. Составление плана доклада.
3. Упражнение 29: чтение текста, обмен мнениями об утверждении Ломоносова.
V. Сообщение ученика
Реализация индивидуального задания.
I. Лингвистическая разминка
Мощный экскаватор, необходимая помощь, шиповник колюч, непромокаемый плащ, тушь для рисования, стая туч, ночной дозор, опасный хищник, пятьдесят тысяч, находишься в незнакомой местности, купаться недалеко от берега, лучший теннисист, походная аптечка, ветошь для протирки стекол автомобиля, детский плач, калач с корицей, отрежь несколько кусочков.
II. Проверка домашнего задания
1. Упражнение 30: выразительное чтение, обсуждение основной мысли и заглавия текста.
Основная мысль: мощная сила природы. Вариант заголовка: «Гроза». Проследим, как построен текст: в трех небольших абзацах показаны стадии развития природного явления. 1-й абзац – предвестники грозы, 2-й – кульминация, 3-й – разрядка.
– С помощью каких средств достигается эффект изображаемого?
Эффект достигается, во-первых, лаконичностью: краткостью и емкостью описания. Во-вторых, аллитерацией – сочетанием согласных звуков. В 1-м абзаце – сочетание шипящих и сонорного «р»; во 2-м – усиление раскатистого «р» подчеркнуто контрастом
сочетаний с «х», создающим впечатление
восклицаний: «ах!»; в 3-м – преобладание шипящих, передающих шум дождя.
2. Упражнение 32: проверка «по цепочке».
III. Повторение темы «Морфология и орфография»
Выполнение упражнений по морфологии глагола.
1. Упражнение 36: устно.
Комментарий. Стиль текста – научный. Деление текста на абзацы соответствует его делению на предложения. Примерный вопросный план:
1. Какая особенность формообразования отличает глагол от
имен существительных и прилагательных?
И. Как найти основу неопределенной формы? III. Как получается основа настоящего времени?
3. Упражнение 35: выразительное чтение, определение переходности-непереходности глаголов.
Переходные глаголы – те, которые употребляются с существительными в винительном падеже без предлога, то есть действие прямо переходит на предмет: хранят (что?) зелень; не любит (что?) отдыхать (инфинитив в значении существительного: отдых); серебрит (что?) поле. Все остальные глаголы непереходные.