Что изучает мировая художественная культура

Мировая художественная культура

Что изучает мировая художественная культура

Мирова́я худо́жественная культу́ра (МХК) — в российском школьном образовании учебный предмет в школе, изучающий основы художественной культуры. В начальной школе нередко имеет название Введе́ние в иску́сство. Целью этого предмета является эстетическое воспитание учеников, гуманитарное образование.

В начальной школе преподаются основы предмета, родное искусство. В 5-6 классе преподаётся художественная культура древнего мира. В 7 классе преподаётся художественная культура Средневековья. В 8 классе художественная культура неевропейских стран. Может также преподаваться русская художественная культура. В 9 классе преподаётся мировая художественная культура XX — XXI веков. в 10-11 классах идёт повторение изученного и более глубокое изучение пройденного в 5-9 классах.

Что изучает мировая художественная культура

Полезное

Смотреть что такое «Мировая художественная культура» в других словарях:

Шульгина, Дарья Павловна — Шульгина Дарья Павловна Портрет русский искусствовед, культуролог, историк, специалист по архитектуре эклектики. Дата рождения: 11 мая 1980(1980 05 11) (31 год) … Википедия

Казанский государственный университет культуры и искусств — Казанский государственный университет культуры и искусств ранее Казанская государственная академия культуры и искусств. Вуз основан в 1969 году как филиал Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской, в 1974 году… … Википедия

Всероссийская олимпиада школьников — Значок участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школь … Википедия

Всероссийские предметные олимпиады школьников — Значок участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2008 года Всероссийская олимпиада школьников система ежегодных предметных олимпиад для обучающихся в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных… … Википедия

Гимназия № 1 (Кирово-Чепецк) — Гимназия № 1 Девиз Per aspera ad astra Через тернии к звёздам Основана 1967 год Директор Ходырев Александр Петрович Тип Гимназия Учеников 816 Адрес Кировская область … Википедия

Скрябин, Александр Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Скрябин. Александр Скрябин … Википедия

Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж) — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж)» Год основания 1970 Тип музыкальная Дире … Википедия

Skriabin — Александр Николаевич Скрябин Дата рождения 25 декабря 1871 (6 января 1872) Место рождения Москва Дата смерти 14 (27) апреля 1915 Место смерти … Википедия

Орбисон, Рой — Рой Орбисон Roy Orbison … Википедия

Гуманитарный институт Донецкого национального университета — Гуманитарный институт Донецкого национального университета высшее учебное заведение государственной формы собственности в Донецке. Имеет III уровень аккредитации. Институт делится на два факультета: культурологический и музыкально… … Википедия

Источник

Мировая художественная культура

Что такое мировая художественная культура

Мировая художественная культура (МХК) — это вид культуры, выступающий в качестве ее устойчивого компонента и содержащий в своей основе образно-символическое воспроизведение ценностей культуры, созданных людьми, а также живой и неживой природы через творческую деятельность.

Это понятие заключает в себе все художественное наследие человечества, созданное в различные исторические периоды.

Ее основу составляют три элемента, которые обеспечивают функционирование культуры: производство, распространение и потребление художественных ценностей.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Развитие художественной культуры носит исторический характер, обусловленный особенностями того или иного общества и эпохи.

Что включает в себя МХК

У каждого вида искусства есть свой уникальный язык, воплощенный в художественных формах и символах. В своем историческом развитии искусство из первобытного синкретизма преобразилось в профессиональные и самостоятельные формы художественного творчества. Взаимодействие разных видов искусств составляет основу становления и художественной культуры.

Особенный интерес в изучении исторических эпох прошлого вызывает материально-духовное искусство, ставшее частью мировой художественной культуры. К нему можно отнести следующие виды творчества:

Исторические периоды

Культурная картина мира с каждой эпохой создает свои уникальные символы и знаки, опираясь на эстетические и художественные потребности общества. Каждый исторический период — это определенный отрезок художественного развития человечества, обладающий самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим значением.

Исследователи культуры и искусства выделяют следующие периоды исторического развития МХК:

Влияние мировой художественной культуры на общество

Одним из основных компонентов МХК является потребление художественных произведений. Этот элемент включает в себя восприятие произведения искусства как ценности, сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Отношение общества к искусству и осознание его значимости формируется в зависимости от социальной среды, уровня общественного развития, образования и доминирующей системы ценностей.

В развитых странах уделяют большое внимание художественному и эстетическому воспитанию людей, формируя у них уважительное отношение к искусству и понимание его вечных ценностей.

Мировая художественная культура меняет свой облик от эпохи к эпохе, но основу ее составляют великие и бессмертные произведения, которые не теряют своей актуальности с течением времени. Художественная культура постоянно взаимодействует с человеком и влияет на него, даже если он этого не осознает. Произведения искусства активно участвуют в формировании духовного мира личности, подводят ее к созидательной деятельности и расширяют кругозор.

Являясь неотъемлемой частью духовной культуры общества, художественная культура становится для общества устойчивым стержнем, потребность в котором обусловлена способностью культуры выступать в роли духовной опоры для человека и общества.

Важность изучения МХК в школе

Во второй половине прошлого века по инициативе советского педагога Лии Предтеченской МХК стали преподавать школьникам, а с 1988 года этот предмет стал обязательным для старших классов.

В рамках учебной программы учащиеся изучают основы художественной культуры и приобщаются к мировому культурному наследию. Это позволяет школьникам лучше понять исторические события прошлого в контексте культурного и духовного развития общества в конкретный временной период.

МХК воспитывает хороший вкус, расширяет кругозор, вдохновляет человека на творческую и созидательную деятельность. Художественная культура хранит в себе уникальность и своеобразие духовного и эстетического опыта, обобщает человеческие представления об искусстве и выстраивает цельную историческую картину культурного развития.

Источник

Мировая художественная культура

Автором предмета была Лия Михайловна Предтеченская, начавшая преподавание курса МХК в ленинградской школе № 397 в 1960-х годах. По её же инициативе началось внедрение курса в школьную практику. Решением Министерства Просвещения РСФСР с 1977 года курс МХК преподавался как экспериментальный вариант обязательного предмета в старших классах общеобразовательной школы, а с 1988 года — уже как обязательный учебный предмет в старших классах общеобразовательной школы.

В начальной школе преподаются основы предмета, родное искусство. В 5—6 классе преподаётся художественная культура древнего мира. В 7 классе преподаётся художественная культура Средневековья. В 8 классе художественная культура неевропейских стран. Может также преподаваться русская художественная культура. В 9 классе преподаётся мировая художественная культура XX—XXI веков. В 10—11 классах идёт повторение изученного и более глубокое изучение пройденного в 5—9 классах. В высших учебных заведениях предмет изучается глубже по регионам и странам.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юнио́р» (сокращённо Конкурс Юниор) проводится по основным направлениям естественнонаучных, технических и медико-биологических знаний в рамках пяти секций: математика, физика и астрономия, информатика, биология и экология, химия. Проводится Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» при участии Минобрнауки РФ и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». Генеральным спонсором является компания INTEL. Принимают участие школьники.

Источник

Предмет МХК

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что изучает мировая художественная культура

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

ПРЕДМЕТ МХК. СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ КУРСА. ЛИТЕРАТУРА. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО МИРА
ВИДЫ ИСКУССТВ. ИСКУССТВО СЛОВА, ЗВУКА, ИЗОБРАЖЕНИЯ.
ХРАМ ИСКУССТВ

Описание слайда:

Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно рассказывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание.
/Огюст Роден/

Описание слайда:

Художественная культура – это средоточие представлений о мире, о человеке, его нравственных и эстетических идеалах, выраженных в художественном творчестве человека.

Описание слайда:

Что же это за предмет и что нам дает его изучение?
МХК предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры (изобразительному искусству, музыке, литературе. театру), которая определяется как способ и продукт художественной деятельности людей. Цель этого курса — ввести в мир художественной культуры, научить ориентироваться в нем, развить эстетический вкус.

Описание слайда:
Описание слайда:

Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную, хотя это деление и условно.
Духовные ценности культуры соответствуют трем основным областям: науке (научные ценности), нравственности (нравственные ценности) и искусству (художествен­ные ценности).
Мировая
Духовная
КУЛЬТУРА
Национальная
Материальная
НАУКА
(научные ценности)
ИСКУССТВО
(художественные ценности)
НРАВСТВЕННОСТЬ
(нравственные ценности)

Описание слайда:

Что же дает нам изучение МХК?
Искусство — это та живительная сила, которая объединяет людей, в какое бы трудное время они ни жили. Ведь самое страшное, когда замыкаясь на себе, человек думает, что до него ничего не было. Изучая МХК, мы начинаем понимать, что искус­ство занимается вечными проблемами человечества. Мы получаем возможность вести диалог с партнерами любой эпохи. Это по силам только искусству! Путешествуя в глубь веков, мы расширяем наш кругозор, наш внутренний мир. Это дает нам гармо­нию, которая так необходима творческому человеку. Изучая древние цивилизации, мы понимаем закономерности развития культуры современной. Древние цивилизации по­могают нам оценить сквозь призму исторического опыта настоящее и спрогнозировать будущее.

Описание слайда:
Описание слайда:

Когда мы говорим «искусство», то чаще всего имеем в виду художественное творчество. Но существуют различные виды искусства: музыка, литература, скульптура, живопись, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство (ДПИ), кино, балет, театр, эстрада, художественная фотография, дизайн. Среди этого множества можно выделить три древнейших искусства, которые, воздействуя на зрение, слух и речь, воспитывают чувства человека. Это искусство изображения (изобразительное искусство), искусство звука (музыка) и искусство слова (литература). Без этих главных искусств невозможно представить себе ни спектакля, ни фильма, ни эстрадного концерта. Именно эти три искусства, осваивая мир в образной форме, имеют своей главной задачей, по словам Гегеля, «раскрывать истину в чувственной форме».

Описание слайда:

Искусство изображения (изобразительное искусство)

Описание слайда:

Искусство звука (музыка)

Описание слайда:

Искусство слова (литература)
Только искусство делает человека – человеком.
/К. Коровин/

Искусство есть одно из средств единения людей.
/Л. Толстой/

Описание слайда:

Давайте попробуем разобраться в многообразии видов искусства.
В зависимости от способа изображения жизни искусства подразделяются на пространственные и временные.
Временные искусства воспринимаются на слух и длятся во времени. Это музыка и литература.
Пространственные или пластические, искусства (их еще называют видимыми, визуальными, изящными) воспринимаются зрением и находятся реальном пространстве не изменяясь и не развиваясь во времени. Они имеют предметный характер и создаются посредством обработки вещественного материала.
Пространственные, или пластические, искусства условно делят на изобразитель­ные (графика, живопись, скульптура) и тектонические (архитектура, ДПИ и ди­зайн).

Описание слайда:

Важными в искусстве являются понятия «художник», «творчество, «произведения искусства».
Художник
Произведение
искусства
Творчество
Техника исполнения
(Как?)
Идея, содержание
(Что?)

Описание слайда:
Описание слайда:

Храм искусств
А теперь, зная различные виды искусства, их классификации, подумаем, как может выглядеть ХРАМ ИСКУССТВ.
Каждый человек представляет его по-своему. Попробуй и ты вообразить свой ХРАМ ИСКУССТВ.

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Что изучает мировая художественная культура

Что изучает мировая художественная культура

Понятие культура. Принципы изучения художественной культуры.

Мировая художественная культура – целый перечень научных дисциплин:

— история искусства (а также его философия и психология)

— эстетика (изучение форм прекрасного в художественном творчестве)

— культурология (комплекс исследований культуры в целом)

— культурная этнография (наука, изучающая материальную и духовную народов-этносов)

— семантика культуры (изучение культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла)

— семиотика культуры (рассмотрение культуры как системы знаков)

— герменевтика (изучение принципов трактовки и истолкования культурных объектов)

— онтология культуры (взаимосвязь культуры и универсальных законов бытия)

— эпистемология культуры (изучение форм познания, основанных на культурном наследии)

— аксиология (рассмотрение утверждаемых культурой ценностных ориентиров)

Что такое культура? Латинское происхождение слова отсылает нас к существительному colere «взращивание», «возделывание». Но единого определения нет.

Классификация определений понятия «культура» испанского культуролога Альберта Кафанья.

1) определения, отталкивающиеся от понятия социального наследия (Эдвард Сепир: «культура есть любой социально унаследованный элемент человеческой жизни — как материальной, так и духовной»)

2) определения, отталкивающиеся от понятия научаемых форм поведения (Джулиан Стюарт: «Культуру обычно понимают как приобретенные способы поведения, передающиеся социально. »)

3) определения, опирающиеся на понятие идей (Джеймс Форд: «. культура может быть в целом определена как поток идей, перетекающий от индивида к индивиду посредством символического поведения, вербального обучения или имитации»)

Культура – это совокупность социально наследуемых материальных и духовных элементов человеческой жизни: физических объектов, создаваемых человеком, трудовых навыков, поведенческих норм, эстетических образцов, идей, а также умение их сохранять, использовать и передавать потомкам.

Такое разделение правомерно, но принимать его как безусловную истину не стоит. На это указывает, например, русский философ Николай Бердяев: «Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа…». Иными словами, всякая материальная культура имеет своей причиной духовную культуру, а следствием то или иное духовное же состояние. Скажем, мобильный телефон, имеющийся у каждого из Вас – объект материальной культуры, но его существование возможно лишь благодаря культуре духовное (область науки), а его результатом является Ваше духовное состояние (например, феномен смс-мышления).

— «потребление» произведений искусства (слушателями, зрителями, читателями).

Очевидно, что первые три из этих составляющих предполагают профессиональную вовлеченность в художественную сферу (в роли художника (в широком смысле этого слова), искусствоведа, критика). Четвертая же касается непосредственно нас с Вами.


Задача курса МХК
: обретение человеком статуса «компетентного» потребителя( зрителя, читателя, слушателя), обладающего определенными познаниями в области искусства и пониманием закономерностей, согласно которым искусство существует и развивается.

Когда речь идёт о научных дисциплинах велика вероятность того, что историал совпадет с точкой, обозначающей состояние современного человечества. Т.е., скажем, физику мы будем изучать, исходя большей частью из современных тезисов, выдвигаемых этой наукой. Т.е., научный историал безличен и более или менее неподвижен: мы анализируем физические гипотезы, выдвинутые в 4 в. до н.э. (например, идею атомов за авторство Демокрита) и молекулярную теорию 19-го века исходя из одних и тех же научных данных, принадлежащих веку 21-му.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *