Что изучает микросоциология и какие теории относятся к микросоциологическим
Макросоциология и микросоциология
Понятие макро- и микросоциологии
Микросоциология и макросоциология – это уровни социологического знания, различающиеся по масштабу охвата изучаемых явлений.
Макросоциология ориентирована на изучение социальных явлений крупного масштаба, таких как общество, социальные институты, общности, системы и процессы, в них происходящие.
Микросоциология исследует сферы непосредственного социального взаимодействия: отношения между отдельными личностями, процессы коммуникации в малых группах, пространство повседневной реальности.
Макросоциология – как наука
Макросоциологический уровень знания нацелен на комплексный охват социальных проблем, он стремится включить отдельные социальные события в общую теорию. Конкретные проблемы и ситуации здесь не рассматриваются.
В качестве предмета социологического познания у макросоциологов выступает общество и его структурные элементы. Анализу подвергаются:
Подчеркивается качественная неповторимость социальных явлений, невозможность их сведения к социально-психологическому уровню. Любые процессы, протекающие в сфере межличностного общения, изучаются как проявление закономерностей макроуровня. Основными методами получения знания об обществе на данном уровне являются анализ, синтез, обобщение, сравнение, индукция, дедукция, то есть в основном общенаучные методы.
К макросоциологии относят преимущественно теоретические концепции: структурный функционализм, структурализм, неоэволюционизм, теорию конфликта.
Какие вопросы изучает микросоциология?
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Макросоциология и микросоциология. Основные теории
Отношение социологии к социальным и гуманитарным наукам.
а) Взаимодействие социологии с политологией, экономикой.
Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. Рассмотрим некоторые аспекты этого взаимодействия.
Социология связана с политологией, которая изучает политическую систему и законодательную систему общества. Законы определяют нормы и правила социальной жизни.
Экономика, изучающая законы производства материальных и духовных благ также оказывает большое влияние на социальную жизнь.
б) Взаимодействие социологии и философии.
Социальная философия раскрывает субъективно-объективные отношения, сознательную деятельность на высшем уровне обобществления, рассматривает ее как родовую. Социология же, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной и разнообразной мозаики этой деятельности, поведения и отношений в том или ином обществе. Вместе с тем, описывая жизнедеятельность личности и социальных групп, социология оказывает воздействие на философию, заставляет ее расширять и углублять уровни обобщения.
в) Взаимодействие социологии и истории.
а) Макросоциология. Основные теории.
Основные макросоциологические теории:
1.Структурный функционализм. Основатели теории: Спенсер, Дюркгейм. Общество рассматривается как система взаимозависимых частей, каждая из которых оказывает влияние на функции целого. В результате нормального функционирования различных частей образуется устойчивое единое общество.
2. Теория социального конфликта. Основу составляет положение К. Маркса о том, что люди разделены на классы в соответствии с их местом в экономической системе. И что конфликт между этими классами неизбежен.
Некоторые современные сторонники теории конфликтов предают основное значение системе распределения власти, а не экономическим различиям.
б) Микросоциология. Основные теории.
Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, уделяя главное внимание поведению индивидов, и поступкам, мотивам, определяющим взаимодействие, которое оказывают влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.
Микросоциология
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основные характеристики микросоциологии
Исследователи в области социологии рассматривают общество с точки зрения двух уровней: макро- и микросоциологии.
Микросоциология – это особое направление, которое занимается исследованиями общения и взаимодействий людей друг с другом в повседневной жизни. Особое внимание в ней уделяется характеру непосредственных межличностных взаимодействий, которые складываются между индивидами под воздействием внешних факторов.
Основное внимание социологов, которые работают в этом направлении, направлено на то, чтобы провести исследования таких областей, как:
Эти аспекты оказывают очень сильное, в какой-то степени определяющее влияние на взаимодействия и взаимоотношения, которые складываются между людьми. Это, в свою очередь, достаточно сильно влияет на стабильность общества, а также на те перемены, которые происходят в нем. Сторонниками микросоциологического уровня исследований являются представители сразу нескольких социологических направлений. Среди них мы выделим Дж. Хоманса и П. Блау и их теорию социального обмена, Г. Гарфинкеля и его теорию этнометодологии, а также представителей феноменологической теории и теории символического интеракционизма.
Формирование микросоциологии как самостоятельно оформленного направления, а также в качестве самостоятельной социологической области началось примерно в 30-е годы 20 века. Ученые подчеркивают, что это было обусловлено тем, что в 20-30-е годы 20 века в Соединенных Штатах Америки происходили довольно серьезные общественные процессы, которые оказали влияние на взаимоотношения между индивидами и в целом на состояние людей. К таким процессам относились такие, как кризис экономической системы, время великой депрессии, рост уровня безработицы и преступности, что не позволяло обществу развиваться естественным путем из-за таких проблем.
Готовые работы на аналогичную тему
Все эти процессы во многом и стали толчком к тому, чтобы развернуть масштабные социологические исследования, которые были бы ориентированы на эмпирическое описание всевозможных сторон жизни отдельных социальных категорий и групп, при этом не рассматривая их во взаимосвязи с процессами, которые происходили на макроуровне, поскольку он был более объемным и не вписывался в идеи микросоциологических направлений и школ.
В основном, исследования, производимые на микросоциологическом уровне, были направлены на то, чтобы решать более узкие, конкретные проблемы. но следует также отметить, что наряду с микросоциологией все еще существовала и макросоциология. Тем не менее, они очень резко разошлись примерно в конце 60-х годов 20 века, и связано это было с неспособностью обеспечить полноценный анализ общества с точки зрения только одной из этих теорий. Именно тогда учеными предпринимались попытки интегрировать два этих направления, которые все же так и не увенчались успехом.
Основные теории микросоциологии
Как мы уже указали ранее, микросоциология в качестве основы социальной жизни людей рассматривает их непосредственные взаимодействия и взаимоотношения. В большей степени именно микросоциология (а не макросоциология) связана с практикой, а не с теоретическими основами. Наиболее известными и развитыми теориями микросоциологии принято считать такие, как символический интеракционизм и теорию обмена.
Основателями символического интеракционизма являются такие исследователи, как Джордж Мид и Герберт Блумер, которые в большей степени посвятили многие свои работы рассмотрению именно этого направления. Они анализировали жизнь и поведение других людей, а не обширных социальных групп или сообществ. В процессе взаимодействия, как считали исследователи, люди стремятся предпринимать попытки в предугадывании намерений других. Через это предугадывание можно также понимать друг друга, мотивы и смысл, который человек закладывает в свое поведение. При этом активно используются символы, которые облегчают понимание друг друга. Если символы имеют одни и те же значения, то это позволяет людям общаться и устраивать коммуникации на основании взаимопонимания.
Широкое распространение в рамках социологической науки получило такое направление, как индивидуализм. Посредством индивидуальных действий человека можно объяснить многие процессы и явления, происходящие в обществе. На основании этого утверждения исследователи сделали вывод о том, что необходимо изучать индивидуальные действия и отдельно, и в их совокупности. Действия включают в себя ряд элементов:
Также довольно широкое распространение в 20 веке получила еще одна микросоциологическая теория – теория обмена. Основными положениями данной теории стали следующие:
Это вполне логично и отражается в названии самой теории: обмен действия на какую-либо выгоду.
Таким образом, микросоциология больше ориентирована на то, чтобы рассмотреть и проанализировать внутренние мотивы индивидов, смысл, который они закладывают в свои действия. Также следует акцентировать внимание на взаимодействиях и взаимоотношениях, которые складываются между индивидами и небольшими социальными группами, на тех результатах, к которым они стремятся в процессе своей деятельности. Желаемые результаты, как полагают ученые, осуществляются тогда, когда индивиды хотят за проделанный труд получить вознаграждение. Коммуникация выстраивается на основании символических элементов, которым придается определенное значение, разделяемое большинством индивидов.
Микросоциология
Социоло́гия (от лат. socius — общественный и др.-греч. λóγος — учение) — наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей.
Предмет социологии — социальная специфика развития общества.
О развитии социологии см. История социологии.
Содержание
Понятие общества
Общество — постоянно изменяющаяся динамическая система, обособившаяся от природы и тесно с ней связанная часть материального мира.
Понятие социальной реальности и социального пространства
Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей. Например, Пьер Бурдье считает, что социальное пространство — систематизированные пересечения связей между социальными позициями, обладающими силовым воздействием на людей, занимающих данную социальную позицию. Пётр Штомпка полагает, что социальное пространство — сеть событий в определённый момент времени.
М.Фуко создал концепцию дисциплинарного пространства: способ организации социального пространства есть способ проявления социального контроля, форма власти.
Ю.Лотман рассматривал социальное пространство как разграничения на внутреннее и внешнее. Это семиотический процесс. Внутреннее пространство воспринимается как упорядоченное, организованное, значимое, а внешнее — наоборот. Граница носит символический характер и проявляется через язык, знания, ритуалы.
И.Гофман анализировал микросоциальные пространства и поделил социальное пространства на два плана — передний, соответствующий нормам, и задний, ненормативный.
Социология как мультипарадигмальная наука
Парадигма — теоретико-методологическая основа и принцип социологии. Большинство парадигм делится на два направления — макросоциологию и микросоциологию, которые основаны на различном представлении о природе социальной реальности.
Микро- (субъект) | Макро- (объект) |
---|---|
1. Понимание социальной реальности | |
Индивидуальная (номинализм) | Надиндивидуальная (реализм) |
2. Значение материальных и символических аспектов жизни | |
Идеалистическое понимание | Материалистическое понимание |
3. Значение внешних и внутренних факторов | |
Внутренние факторы (действие) | Внешние факторы (структура) |
4. Преобладающие методы | |
Внутренние факторы (действие) | Внешние факторы (структура) |
5. Степень свободы индивида | |
Индивидуализм (свобода) | Детерминизм (зависимость от установок) |
Макросоциология
Главной проблемой макросоциологии можно считать вопрос, каким образом в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода?
Основные концепции: Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), К. Леви-Стросс, М. Фуко (Структурализм), Р. Дарендорф (системный конфликт).
В макросоциологическом подходе рассматриваются теории социальных изменений — теория прогресса и циклические теории: теория социокультурной динамики Питирима Сорокина и теория бифуркации.
Также в макросоциологии рассматривается социальная структура. Основные понятия теории социальной структуры:
Макросоциология изучает общество как целое и его структуры как части — экономическое и политическое устройство, религия и семья;процессы изменений структур;постиндустриализм. Типичные вопросы: В каком направлении развиваются общества и их структуры в современном мире? Каковы факторы интеграции и дезинтеграции?
Микросоциология
Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами?
Теории разрабатывали: Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).
Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков.
В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям.
Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.
Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:
В рамках микросоциологии рассматриваются также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются малые группы.
Методы социологии
Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.
Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.
Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология, и другие гуманитарные дисциплины.
Социология как наука использует ряд методов:
Микросоциологические теории
Ранее уже коротко назывались основные недостатки макросоциологических, в первую очередь функциональных, теорий, среди которых исследователи в первую очередь называют редукционизм (упрощенность), пренебрежение активной ролью индивида, его творческих усилий, сознательной деятельности. Авторы микросоциологических концепций не пошли по пути доработки или дополнения макросоциологических концепций, сконцентрировавшись в полной мере на микросоциальном уровне, то есть на уровне конкретных межличностных, индивидуальных отношений и их роли как реального основания социальной реальности.
В целом это направление в социологии восходит к традиции, заложенной еще в рамках «понимающей» социологии М. Вебера, Г. Зиммеля, которые утверждали примат (верховенство) конкретного индивида над абстрактной реальностью общественных структур.
Бихевиористские теории
Теория социального обмена
В рамках бихевиористского направления ключевыми являются два основных положения:
1. На вопрос о том, свободно ли выбирает действующий субъект варианты действия или его поведение строго обусловлено различными социальными параметрами, бихевиоризм отвечает однозначно в пользу детерминированности индивида (определенности).
2. Представители бихевиористского направления строго отвергают необходимость изучения психических состояний индивида для объяснения его поведения, так как эти состояния признаются иллюзорными.
Вслед за Хомансом развитием теории социального обмена занялся Питер Блау (р. 1918), который исходил из того, что социальное поведение человека ориентировано на получение всевозможных вознаграждений, которые возможны только в постоянном взаимодействии с другими людьми, что и поддерживает социальное единство. Таким образом, в рамках концепции Блау ключевым элементом социальной реальности является именно необходимость постоянного обмена разнообразными социальными благами. Люди вступают в социальные отношения только потому, что ожидают определенных вознаграждений, получение которых вызывает стремление продолжать социальные взаимодействия.
Несмотря на первоначальные успехи бихевиористского направления довольно скоро проявились и недостатки этого направления. Главное, это игнорирование возможности свободного выбора у действующих индивидов, их способности к творческому осмыслению социальной среды, а не только механическому реагированию на ее раздражители. Поведение действительного участника социальных процессов не может быть сведено к пассивным реакциям на внешние стимулы. Поэтому критики бихевиористского направления обратили внимание на важность для поведения индивида не только формального положения вещей, но и того субъективного значения, которое он придает ситуации (Например, одна и та же фраза (стимул), произнесенная разными людьми, может вызвать у реципиента различные реакции).
Символический интеракционизм. Главный акцент в рамках символического интеракционизма делается на предметной стороне коммуникации, на роль и функции языка в процессе формирования личности, Я и, как следствие, общества. Социальная среда уподобляется приверженцами символического интеракционизма игровой среде, в которой существуют определенные коллективно принимаемые и изменяемые в процессе взаимодействия правила. Общество понимается как определенная совокупность «игроков», которые приспосабливаются друг к другу путем выработки общих правил «игры», либо отказываются от приспособления.
Право считаться основоположником символического интеракционизма справедливо принадлежит Джорджу Герберту Миду (1863-1931), который считал свою концепцию бихевиористской, обосновывая это тем, что исходным ее пунктом является изучение реальных социальных процессов, на основе которого и делаются дальнейшие теоретические выводы. Но, в то же время, когда исследованию подвергались внутренние фазы реального поведения, предложенная Мидом теория переставала быть бихевиористской. Таким образом, для символического интеракционизма поведение не является некой данностью, просто реакцией на условия внешней среды, как оно понималось в теории обмена. Главным вопросом при этом было, как в поведении, в процессе развертывания социальной деятельности рождается сознание.
Главной особенностью символического интеракционизма является то, что, несмотря на свой интерес к «внутренней» логике поведения, при объяснении социального поведения данное направление исходит не из субъективных предпочтений, влечений, интересов и механизмов принятия решений, а из социальной среды (общества), понимаемой, однако, как совокупность межындивидуальных взаимодействий. Социальная деятельность представляется как выполнение совокупности социальных ролей, которые фиксируются в системе символов, создающих языковое поле социальной среды. Всё многообразие связей индивида не только с другими людьми или социальными группами, но и с природой или вещами рассматривается как опосредованное этой системой социальных символов.
Личность в интерпретации Мида предстает в качестве социального продукта, рождающегося и развивающегося в ролевом взаимодействии. При этом под ролью понимаются границы соответствующего нормам поведения в определенной ситуации. Человеческое Я формируется в процессе исполнения социальных ролей путем интериоризации заключающихся в исполняемых ролях значений, прав и ограничений, которые становятся собственными убеждениями личности, а внешний социальный контроль превращается в самоконтроль, то есть во внутреннюю контролирующую инстанцию. Таким образом Я является социальным образованием, так как формируется в процессе ролевой деятельности, которая отражает накопленный в социальных ролях коллективный социальный опыт.
Такая трактовка социальной реальности во многом сходна с представлениями М. Вебера, создавшего «теорию социального действия». Многие современные авторы называют предложенную Блумером концепцию ролевой теорией. Критики символического интеракционизма, и прежде всего представители различных школ социальной психологии и социобиологии, указывают на пренебрежение биогенетических и психогенетических факторов, которые, по их мнению, играют в социальных процессах важное а иногда и решающее значение. К тому же, от внимания символических интеракционистов ускользают бессознательные компоненты поведения человека, то есть анализ мотивации и процессов принятия решений остается неполным, а изучение реальных «движущих сил» поведения подменяется описанием задаваемого культурой общего нормативно-ролевого плана, который на самом деле является лишь одним из компонентов деятельности.
Теоретический гуманизм. По мере возникновения социальной мысли все больше исследователей выходили за рамки сугубо социологических вопросов, обращаясь к общегуманитарным аспектам, вопросу о действительном и возможном значении социологического знания для человека и общества. В конце концов вопрос может быть поставлен следующим образом: каковы место и роль любых форм знания в жизни человека? Общая ориентация на решение этого вопроса является характерной особенностью социологического направления, которое можно назвать гуманистическим, то есть исходящим в первую очередь из возможных интересов человека, а не из ценностей научного познания, прогресса и т.д.. Данное направление представляет собой различные модификации так называемой Франкфуртской школы критической социологии (Теодор В. Адорно, Макс Хоркхаймер, Эрих Фромм, Герберт Маркузе).
Данное направление исходит из того, что социальный мир изменяется в процессе познавательной деятельности человека, в том числе направленной и на саму социальную реальность. Отсюда столь большой интерес к социологическому знанию уже не столько как научной дисциплине, а в первую очередь как к социально образующей и преобразующей силе. Данная точка зрения на социальную роль социологии весьма характерна для многих исследователей нетрадиционных социологических направлений (например, А. Гоулднер, Р. Фридрихс и др.). Познавательная деятельность в рамках этого подхода рассматривается как активное движение на пути расширения сферы человеческой свободы благодаря тому, что прирост знания обеспечивает человеку, приобщенному к этому знанию, расширение сферы реализации своих способностей, то есть свей личности. И если учесть, что социальная среда и является тем полем, на котором происходит развертывание человеческой деятельности, то именно познание социального пространства должно в наибольшей степени способствовать этому освобождающему процессу. Следовательно, социология как наука об обществе имеет здесь решающее значение, обладая концептуальным аппаратом, по определению направленным и наилучшим образом приспособленным к познанию социальной реальности. Из такой констатации вытекает и особая ответственность социологии за возможные последствия ее теоретической и практической деятельности.
На основе определенного описания мира, которое дается индивиду в процессе его приобщения к языковой среде и практике, его обыденное знание начинает наполняться и конкретными технологиями поведения, навыками не только общения, но и практической деятельности, которые Щюц назвал «эффективными решениями для использования типичных средств для достижения типичных целей в типичных ситуациях». Однако такие типичные решения типичных проблем не охватывают всей широты реальной социальной практики, поэтому по мере развития личности, по мере развертывания ее индивидуальной биографии опыт также расширяется, включая в себя все больше навыков. Такой процесс в рамках феноменологии называется «наслаиванием», то есть новые содержания опыта накладываются на старые слои, вписываются в уже имеющиеся «типы», расширяя, дополняя их содержание, либо создают новые типические структуры. Однако при этом новые формы опыта обязательно приводятся в соответствие с уже существующей целостной структурой опыта, которая в общих чертах была задана еще на начальных стадиях освоения мира на основе языковой практики.
Другим направлением дальнейшего развития заложенных А. Щюцем основ феноменологической социологии является этнометодология, разработанная Гарольдом Гарфинкелем (р. 1917). Также значительный вклад в развитие социологической теории в рамках этого направления сделали А. Сикурел, Д. Дуглас, П. Макхью. Представители этнометодологии развили представления феноменологической методологии о социальной обусловленности (определенности) индивидуального опыта и констатировали, что в процессе взаимодействия с другими людьми индивид имеет более или менее четкое представление о том, как должно и как будет протекать это взаимодействие. Причем этнометодологи отмечают, что представления такого рода формируются в согласии с нормами и требованиями, часто весьма отличными от норм и требований рационального суждения, принятых, например, в формальной логике или языке науки. Гарфинкель таким образом проводит принципиальную границу между реальным социальным взаимодействием и интеллектуальной теоретической деятельностью.
Важным следствием такой позиции является признание недостаточности теоретических описаний для понимания сущности социальной действительности, так как рациональность (разумность) обыденной жизни, рождаемая практической деятельностью, противостоит научной рациональности концепций и теорий. Поэтому главным лозунгом этнометодологии является утверждение: «черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении» (Гарфинкель). Основная задача социологии в таком случае заключается в исследовании конкретных единичных актов социального взаимодействия, которое в наиболее полной мере проявляется прежде всего в речевой коммуникации. Традиционная же социология, по убеждению этнометодологов, пыталась втиснуть необъятную реальность социальной практики в рамки узких теоретических схем.
Современные тенденции развития
Если попытаться выразить основную тенденцию теоретической социологии в последние десятилетия, то, несомненно, необходимо отметить общую направленность в направлении интегративного (целостного, объединяющего) понимания социальной реальности. Как говорилось выше, деление на макро- и микросоциологию всегда носило условный характер. Но в последнее время исследователи пытаются преодолеть и эту условную границу. Такой подход свойственен, например, теории структурации, предложенной Энтони Гидденсом (р. 1938). Основным положением этой теории является убеждение, что любое исследование в рамках социальных наук или истории всегда имеет дело с взаимосвязью процессов, действий и структуры. При этом вопрос о том, определяется ли структура действием, или же действие определяется структурой, не может быть разрешен в принципе, так как эти феномены создают целостное единство, в рамках которого они находятся в непрерывной взаимообусловленности. При этом Гидденс отдает должное предложенной К. Марксом концепции общественных формаций, которая является первым примером «интегративной социологической парадигмы».
Гидденс убежден, что главным объектом социологического исследования должен быть социальный опыт, упорядоченный во времени и пространстве, который является результатом взаимодействия существующей социальной структуры и деятельности конкретного индивида. Этот процесс Гидденс и называет структурацией. Таким образом, деятельность не может рассматриваться как результат автономной индивидуальной активности. Деятельность всегда осуществляется в рамках определенной социальной системы, поэтому, осуществляя деятельность, осуществляющий ее субъект воссоздает и социальную систему, которая, в свою очередь, дает возможность осуществлять деятельность. Например, покупая и читая книги, каждый читатель не только совершает конкретный акт покупки или чтения, но и воссоздает всю совокупность социальной структуры книжной культуры (приобщаясь к ней становясь ее участником), литературного языка (усваивая его и становясь его носителем), экономической системы, в рамках которой данные книги были произведены (покупка определенного товара стимулирует его производство; каждое действие в рамках данных экономических законов купли-продажи воспроизводит эти законы). Таким образом социальная практика, даже если она преследует личные интересы, но при этом осуществляется в рамках существующей системы, всегда выполняет функцию воспроизводства системы.
Еще одним примером интегративной направленности современной социологии является теория «социального действия и социальных систем» (Вспомните, кто является автором концепции «социального действия»?), предложенная немецким мыслителем Юргеном Хабермасом (р. 1929), в рамках которой особо акцентируется различность и особенность взаимосвязей между, с одной стороны, «жизненным миром» и, с другой стороны, крупномасштабными социальными системами. Эти две стороны социальной действительности, по мнению Хабермаса, стоит исследовать раздельно, иначе невозможно избежать поглощения теории действия теорией систем.
Хабермас отмечает, вслед за представителями этнометодологии, принципиальную разницу между рациональностью социальной системы, которая выражается в процессах институционализации на основе нормативных, формализованных положений, и рационализацией «жизненного мира», которая осуществляется непосредственно в процессе коммуникативного действия, которое рождает понимание и, как следствие, основанное не на правилах или влияниях извне, а осмысленное согласие. Хабермас констатирует явное отставание рационализации социальной системы от соответствующего процесса в «жизненном мире». В результате возникает противоречие между постоянно обновляющимся и саморегулирующимся в процессе коммуникативного понимания «жизненным миром» и господствующей над ним устаревающей социальной системой.
Хабермас подчеркивает особое значение коммуникации в жизни человека и общества, акцентирует их роль в процессе развития и сохранения демократического социального и политического устройства, основная угроза для которого, по глубокому убеждению немецкого философа, состоит именно в недостаточно интенсивном развитии социальной коммуникации как открытого процесса обмена информацией между всеми членами общества. Именно коммуникация могла бы, как считает Хабермас, наиболее действенно способствовать ускоренной рационализации не только «жизненного мира», но и более костной социальной системы в целом.
В рамках современной социальной мысли особое место занимает «многомерная социология» Джеффри Александера (р. 1945). Предложенный им подход к пониманию задач и «логики» социологии основывается на признании существования так называемого макромикроконтинуума (единства макро- и микроуровней, то есть коллективного и индивидуального уровней) социальной реальности. На макроуровне социальный порядок имеет коллективный характер и может рассматриваться как «создаваемый извне» по отношению к составляющим его индивидам. На микроуровне индивидуальных действий социальный порядок формируется индивидуальной интериоризацией определенных норм и стереотипов. Любое действие, согласно Александеру, может быть так же рассмотрено в виде двухуровневой структуры: макроуровень действия составляет нормативное его обоснование, а микроуровень содержит конкретную направленность действия, его обусловленность.
Следствием такого понимания предмета социологии является признание двух специфических категорий проблем:
а) проблема социального действия с присущей ему «особой природой норм и мотивации»;
б) проблема порядка: «каким образом множество действий становится взаимосвязанным и упорядоченным».
Однако в результате проведенного в указанных выше рамках анализа Александер приходит к выводу, что приоритетным все же должно быть исследование социального единства и возникающей в его рамках социальной среды, в то время как индивидуалистическая перспектива неизбежно приводит к необходимости вводить в теорию некие надындивидуальные объединяющие сущности (например, культуру, социальные цели, без которых единство не имеет основания).
С другой стороны, существует разработанная Рэнделлом Коллинзом (р. 1913)концепция «радикальной микросоциологии», в рамках которой в качестве предмета социологии рассматривается взаимодействие так называемых «ритуальных цепей», или, как определил их сам Коллинз, «индивидуальных цепей интеракционального опыта, перекрещивающихся друг с другом в пространстве и времени». Коллинз продолжает традиции, заложенные Вебером и Зиммелем, и утверждает, что реальным источником действия являются только конкретные индивиды, в то время как структуры, классы, общности, группы, организации и тому подобные теоретические образования не способны на реальное действие. Поэтому любое объяснение социального явления должно в конечном итоге всегда сводиться к действиям конкретных индивидов. Иными словами, Коллинз утверждает, что любой макрофеномен может быть представлен в виде комбинации микрособытий, а любая социальная структура является не чем иным, как моделью постоянно воспроизводимых в конкретных микроинтеракций (взаимодействий на микросоциальном уровне).
Дальнейшее развитие теории социального обмена в духе интеграции макро- и микросоциологических теорий предпринял американский социолог Джеймс Коллмэн (1926-1995), который выступал как последовательный критик структурного функционализма во всех его вариациях. С его точки зрения, существуют две центральные проблемы, которые стоят перед современной социологией и в формулировке которых он близок с Александером:
1. Каким образом целенаправленные действия субъектов образуют поведение системного, общественного уровня, то есть как действия отдельных людей складываются в групповое поведение?
2. Как, с другой стороны, эти индивидуальные целенаправленные действия формируются принуждениями, исходящими от системы, то есть почему субъект действует именно так, как оказывается необходимо для возникновения группового действия.
Такой подход, несомненно, является некоей реконструкцией теории социального действия, в рамках которой особое внимание уделяется отдельному деятелю, но он рассматривается не в абсолютной автономии и изоляции, а в качестве «корпоративного субъекта», то есть обусловленного своим конкретным социальным положением.
В заключение хотелось бы заметить, что движение современной социологии по пути к единому взгляду на общество еще далеко не завершено, а зачастую еще и не началось. Однако это вполне закономерное явление на фоне общей неустойчивости современного социогуманитарного знания, которая проявляется во всем спектре наук, занимающихся изучением человека и создаваемых им объединений и феноменов. Многие мыслители отмечают амбивалентность (двойственность) того положения, в котором оказалось социогуманитарное знание к началу XXI столетия.
В следующих разделах данного пособия Вы сможете ознакомиться с кратким изложением основных представлений современной социологии о том, как устроено общество, как в нем существует отдельный человек, что позволяет нам жить коллективно и что может мешать этому.