Что изучает микро и макроэкономика какие факторы влияют на потребности человека
Экономика. 10 класс
Конспект урока
Название предмета и класс: экономика, 10 класс
Номер урока и название темы: урок №1 «Что изучает экономика. Потребности и блага»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Глоссарий по теме: микроэкономика, макроэкономика, потребности, свободные блага, экономические блага, товар, услуга, комплементы, субституты.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Экономика. Задумывались ли Вы когда-нибудь, что означает термин, который ежедневно встречается в телевизионных и интернет-новостях, газетах и журналах, обращениях президента, да и просто в обычных беседах людей?
Слово «экономика» произошло от двух греческих слов: Οϊκοϛ [ó͜йкос] – дом и νόμοϛ [нóмос] – правило, что дословно переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства». Домохозяйство неотъемлемо связано с фирмами и государством. Эти объекты взаимодействуют между собой в процессах производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. «Искусство вести домашнее хозяйство» означает успешно справляться с экономическими объектами и процессами.
В современном русском языке это слово имеет два значения: экономика как хозяйство страны и экономика как наука – экономическая теория.
Экономика как хозяйство включает ресурсы (природные или созданные в процессе производства), которые люди используют для обеспечения своей жизнедеятельности.
Экономика как наука исследует, как с помощью ограниченных ресурсов наиболее полно удовлетворить неограниченные потребности людей.
Изучение экономических отношений происходит на разных уровнях.
Микроэкономика изучает поведение отдельных фирм, домохозяйств и отдельных рынков, таких как рынок земли, капитала, отдельных фирм и т. д.
Макроэкономика исследует экономические процессы, происходящие в стране. Предметом изучения макроэкономики являются экономический рост, инфляция, безработица, международная торговля и т.п. Микро- и макроэкономика взаимосвязаны. Микроэкономический анализ и его результаты используются в макроэкономике, а глобальные решения макроэкономического уровня оказывают влияние на домашние хозяйства и фирмы.
На протяжении всей жизни человек испытывает чувство нехватки чего-либо, в экономической теории это называется желанием удовлетворять свои потребности.
Потребности выражают необходимость владеть чем-либо для осуществления жизнедеятельности и развития личности.
Потребности людей дифференцированы. Различают потребности первичные (вода, еда, жилище, одежда), потребности более высокого порядка (образование, культура), высшие потребности (самореализация, участие в общественной жизни и т.п.).
На потребности оказывают влияние различные факторы: уровень жизни, климат, степень развития производства. Значительно влияет на их развитие информация. Потребности растут безгранично. В каждый определённый момент времени у людей имеются неудовлетворённые потребности.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются блага. Различают свободные и экономические блага.
Свободные – блага, имеющиеся в распоряжении общества в большем количестве, чем величина потребности в них (например, воздух, вода из природного источника, солнечная энергия).
Экономические – блага, произведённые людьми и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве (телефон, костюм, квартира). Экономические блага могут быть воспроизводимыми (оборудование, продукты) и невоспроизводимыми (картины Айвазовского, скульптуры Фальконе).
Люди потребляют экономические блага в виде товаров и услуг.
Товар – это продукт, произведённый для потребления или обмена (хлеб, дом, мотоцикл).
Услуга – это деятельность, обладающая определённой ценностью (здравоохранение, образование, охрана).
Блага, дополняющие друг друга, называются комплементы, а блага, заменяющие друг друга, – субституты.
Для увеличения количества экономических благ необходимо организовать их производство.
Таким образом, можно сказать, что экономика – это наука, изучающая поведение людей в процессе производства, обмена и распределения экономических благ.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
___– это полезный ресурс, необходимый для удовлетворения ___ человека. Компьютерный вирус – это тоже ___, но бесполезный, т.к. он разрушает компьютер. Потребности человека могут удовлетворяться с помощью свободных и экономических благ. ___ блага доступны всем, их размер значительно больше потребности в них. ___ блага должны производиться, их имеющийся объём значительно меньше потребности в них.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Порядковые номера ответов занесите в таблицу.
Поля для ввода ответов:
Экономика. 10 класс
Конспект урока
Название предмета и класс: экономика, 10 класс
Номер урока и название темы: урок №1 «Что изучает экономика. Потребности и блага»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Глоссарий по теме: микроэкономика, макроэкономика, потребности, свободные блага, экономические блага, товар, услуга, комплементы, субституты.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Экономика. Задумывались ли Вы когда-нибудь, что означает термин, который ежедневно встречается в телевизионных и интернет-новостях, газетах и журналах, обращениях президента, да и просто в обычных беседах людей?
Слово «экономика» произошло от двух греческих слов: Οϊκοϛ [ó͜йкос] – дом и νόμοϛ [нóмос] – правило, что дословно переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства». Домохозяйство неотъемлемо связано с фирмами и государством. Эти объекты взаимодействуют между собой в процессах производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. «Искусство вести домашнее хозяйство» означает успешно справляться с экономическими объектами и процессами.
В современном русском языке это слово имеет два значения: экономика как хозяйство страны и экономика как наука – экономическая теория.
Экономика как хозяйство включает ресурсы (природные или созданные в процессе производства), которые люди используют для обеспечения своей жизнедеятельности.
Экономика как наука исследует, как с помощью ограниченных ресурсов наиболее полно удовлетворить неограниченные потребности людей.
Изучение экономических отношений происходит на разных уровнях.
Микроэкономика изучает поведение отдельных фирм, домохозяйств и отдельных рынков, таких как рынок земли, капитала, отдельных фирм и т. д.
Макроэкономика исследует экономические процессы, происходящие в стране. Предметом изучения макроэкономики являются экономический рост, инфляция, безработица, международная торговля и т.п. Микро- и макроэкономика взаимосвязаны. Микроэкономический анализ и его результаты используются в макроэкономике, а глобальные решения макроэкономического уровня оказывают влияние на домашние хозяйства и фирмы.
На протяжении всей жизни человек испытывает чувство нехватки чего-либо, в экономической теории это называется желанием удовлетворять свои потребности.
Потребности выражают необходимость владеть чем-либо для осуществления жизнедеятельности и развития личности.
Потребности людей дифференцированы. Различают потребности первичные (вода, еда, жилище, одежда), потребности более высокого порядка (образование, культура), высшие потребности (самореализация, участие в общественной жизни и т.п.).
На потребности оказывают влияние различные факторы: уровень жизни, климат, степень развития производства. Значительно влияет на их развитие информация. Потребности растут безгранично. В каждый определённый момент времени у людей имеются неудовлетворённые потребности.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются блага. Различают свободные и экономические блага.
Свободные – блага, имеющиеся в распоряжении общества в большем количестве, чем величина потребности в них (например, воздух, вода из природного источника, солнечная энергия).
Экономические – блага, произведённые людьми и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве (телефон, костюм, квартира). Экономические блага могут быть воспроизводимыми (оборудование, продукты) и невоспроизводимыми (картины Айвазовского, скульптуры Фальконе).
Люди потребляют экономические блага в виде товаров и услуг.
Товар – это продукт, произведённый для потребления или обмена (хлеб, дом, мотоцикл).
Услуга – это деятельность, обладающая определённой ценностью (здравоохранение, образование, охрана).
Блага, дополняющие друг друга, называются комплементы, а блага, заменяющие друг друга, – субституты.
Для увеличения количества экономических благ необходимо организовать их производство.
Таким образом, можно сказать, что экономика – это наука, изучающая поведение людей в процессе производства, обмена и распределения экономических благ.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
___– это полезный ресурс, необходимый для удовлетворения ___ человека. Компьютерный вирус – это тоже ___, но бесполезный, т.к. он разрушает компьютер. Потребности человека могут удовлетворяться с помощью свободных и экономических благ. ___ блага доступны всем, их размер значительно больше потребности в них. ___ блага должны производиться, их имеющийся объём значительно меньше потребности в них.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Порядковые номера ответов занесите в таблицу.
Поля для ввода ответов:
§ 1. Что изучает экономика
• те, кто производят товары и услуги: работники заводов и фабрик, электростанций и строительных организаций, ресторанов и больниц, театров и телевидения, транспорта.
• те, кто занят торговлей в универсамах и палатках, на оптовых базах и в торговых сетях.
• те, кто занят Буфере денежного обращения: работники банков, обменных пунктов, валютных бирж.
• государство: оно устанавливает «правила игры» и собирает налоги, финансирует науку и образование, армию и милицию, выплачивает пенсии и пособия.
• те, кто потребляет товары и услуги: это каждый из нас, в том числе и вы, уважаемые читатели.
Все перечисленные процессы подчиняются определённым законам. Чтобы принимать грамотные решения в повседневной практике, необходимо изучить эти законы и принципы поведения участников экономической деятельности.
1. Экономика: наука и хозяйство
В переводе с греческого слово «экономика» буквально означает «искусство ведения домашнего хозяйства». В современном мире хозяйство ведётся и управляется не только в рамках семьи или города, но и в пределах региона, страны, всего мира. Оно организовано не только по территориальному, но и по производственному признаку, в рамках предприятий, отраслей, корпораций, многие из которых являются многонациональными и влияют на жизнь людей разных стран.
В современном русском языке это слово имеет два значения: «экономика как хозяйство страны» и «экономика как научная дисциплина, экономическая теория».
Экономика как хозяйство включает ресурсы, предприятия, домашние хозяйства, систему законодательства, структуру государственных органов, сложившиеся в обществе традиционный образ жизни, формы собственности.
Экономика как наука изучает экономические отношения, законы и категории производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Более полное определение экономики как науки мы сможем сформулировать, когда выясним, в чём заключается главная проблема экономики.
Экономическая наука изучает экономические отношения на разных уровнях.
Микроэкономика изучает поведение отдельных потребителей, отдельных фирм, а также отраслевые и региональные рынки, рынки факторов производства, проблему внешних эффектов. При этом масштабы объекта изучения могут быть мелкими и очень крупными. Например, объектами изучения микроэкономики являются рынки велосипедов, мобильных телефонов и МРЗ-плееров, местный рынок рыбы и рынок пшеницы, рынок земли, рынок капитала, рынок автомобильной промышленности и электроэнергии и т. д.
Макроэкономика изучает экономику страны как единое целое. Объектами изучения макроэкономики являются экономический рост, инфляция, безработица, денежное обращение, налоговая система, государственный бюджет, международная торговля.
Микро- и макроэкономика связаны между собой. Выводы, которые могут быть сделаны в результате микроэкономического анализа, используются в макроэкономике, и наоборот, государственные решения макроэкономического уровня непосредственно влияют на ситуацию в каждой семье, на каждом предприятии.
2. Потребности и блага
Из курса обществознания вы помните, что каждый из нас имеет потребности: в еде и одежде, в учёбе и развлечениях и т. д.
Потребности выражают необходимость владеть чем-либо для осуществления жизнедеятельности и развития личности. Прежде всего должны быть удовлетворенв1 потребности, которые являются условием жизни, — это потребности в воздухе, воде, еде, одежде, жилище.
Характер потребностей зависит от многих обстоятельств: климата, обычаев, религиозных убеждений, уровня жизни в стране, степени развития производства. Потребности развиваются, видоизменяются под влиянием информации. Новая информация создаёт новые потребности и способст-
вует качественному изменению уже существующих потребностей. Важную роль в формировании наших потребностей играет реклама, которая информирует о новых товарах, их качествах. Потребности растут безгранично.
Вспомните ситуацию, когда информация повлияла на круг ваших потребностей.
Потребности могут быть удовлетворены с помощью благ. Блага — это средства, удовлетворяющие потребности. Различают блага свободные и экономические.
Свободные блага не ограничены и доступны всем, кто в них нуждается: воздух, солнечный свет, дождевая вода, родниковая вода, энергия ветра, ягоды в лесу, рыба в море и т. д.
Большинство благ являются ограниченными, платными. Это экономические блага. Именно с этим типом благ имеет дело экономическая теория. Экономическими благами являются пищевые продукты, одежда, жильё, мебель и пр. Люди потребляют экономические блага в виде товаров и услуг.
Товар — это продукт, произведённый для потребления или обмена, например мороженое, куртка, телефон, компьютер, автомобиль, квартира.
Услуга — это деятельность, обладающая определённой ценностью, например образование, медицинское обслуживание, кино, театр, транспортные услуги.
Блага, дополняющие друг друга, называются комплементарными благами, или комплементами. Например: компьютер — принтер — сканер — звуковые колонки.
Блага, заменяющие друг друга, называются субститутами. Например: куртка — пальто; автобус — такси.
Более наглядно классификация благ может быть представлена с помощью схемы.
Приведите свои примеры товаров-комплементов и товаров-субститутов. |
3. Факторы производства
Для создания экономических благ необходимы ресурсы: трудовые, природные, материальные.
Какие ресурсы потребуются, чтобы испечь пирог?
Вероятно, вы назовёте муку, масло, сахар, молоко, а ещё плиту, посуду, воду. Если подумаете, то вспомните про повара с поварёнком, электроэнергию, кухню, в которой они будут печь пирог, даже время, необходимое для выпечки, и ещё десяток необходимых предметов.
Экономисты объединяют все ресурсы, необходимые для производства любого товара, в четыре группы так называемых факторов производства. Факторы производства — ресурсы, которые непосредственно участвуют в производстве товаров и услуг. Это труд, земля, капитал и предпринимательство.
Труд — это непосредственное приложение физических и умственных способностей людей в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора в целом по стране определяется количеством населения в трудоспособном возрасте, уровнем образования людей, их квалификацией, мотивацией к труду. Собственник трудового ресурса получает доход, называемый заработной платой.
Трудовые ресурсы — это люди любых специальностей: рабочие, инженеры, учёные, учителя, врачи и т. п. Даже безработный является трудовым ресурсом, поскольку он готов работать. Не являются трудовыми ресурсами дети, учащиеся, пенсионеры, домохозяйки и другие группы населения. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в теме «Безработица».
О Является ли трудовым ресурсом робот, используемый на производстве? собака, охраняющая территорию завода?
Земля — это условное название всех видов природных ресурсов, включающих участки земли, а также леса, водные ресурсы рек, морей, океанов, месторождения полезных ископаемых.
Капитал — это созданные человеком средства производства: здания, сооружения, оборудование, транспорт, материалы, полуфабрикаты. Доход собственника капитала — процент.
Чтобы не ошибиться в классификации тех или иных ресурсов, следует иметь в виду, что земельные ресурсы созданы природой, а капитальные — человеком; в капитальных ресурсах заложен прошлый человеческий труд. Например, нефть и бензин: что из них является земельным ресурсом, а что — капитальным? Нефть — это природный ресурс, земля, а бензин — капитал,
произведённый человеком. Вода в озере и вода в водопроводе: природным ресурсом является вода в озере, капитальным — водопроводная вода. Рыба в море — это природный ресурс, рыба на консервном заводе — капитал.
О Верно ли утверждение, что мука, кастрюля, кухня, электричество —
Физический, или реальный, капитал, который является фактором производства, следует отличать от денежного капитала. Деньги — это средство для покупки факторов производства, но они не фактор производства.
Четвёртый фактор производства — предпринимательство — соединяет названные три фактора (труд, землю, капитал). Предпринимательство — инициативная новаторская деятельность, готовность к ведению дела в условиях риска. Это сам предприниматель, а также его идеи, новшества, ноу-хау, умение принимать решения и идти на риск. Условно к этому фактору относят и время.
Доход предпринимателя — прибыль. Вкладывая средства в покупку факторов производства, предприниматель не имеет гарантии, что бизнес будет успешным, прибыльным. Он рискует, открывая свою фирму. Прибыль предпринимателя — это плата не только за предпринимательство, но и за риск.
Некоторые авторы выделяют ещё информацию как самостоятельный фактор производства. Однако информация сама по себе не участвует в процессе производства, она является частью факторов производства. Так, определённой информацией обладают наёмные работники; информация о технологических процессах является неотъемлемой частью реального, физического, капитала; предприниматели используют деловую информацию, идеи, новшества, ноу-хау.
О Распределите по группам факторов производства ресурсы, которые необходимы для выпечки пирога.
Помимо основных четырёх факторов производства, большую роль в экономике играют также наука, общая культура, правовая культура, состояние нравственности.
4. Ограниченность ресурсов
Говоря в начале этой темы о потребностях, мы отмечали, что потребности растут безгранично. В отличие от них факторы производства ограничены. Доступных ресурсов всегда недостаточно по сравнению с неограниченными потребностями, которые надо удовлетворить с помощью этих ресурсов. Проблема ограниченности принципиально не может быть решена. Эта проблема присуща любому обществу, независимо от степени его развития и уровня благосостояния его граждан, как в прошлом, так и в будущем; постоянно растущие потребности опережают доступные обществу ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов — главная проблема экономики.
Теперь мы можем дать более полное определение экономики как науки.
Экономика — наука, которая занимается различными областями хозяйственной деятельности и изучает, как с помощью ограниченных ресурсов наиболее полно удовлетворить неограниченные потребности людей.
• Блага, удовлетворяющие потребности, могут быть свободными и ограниченными.
• Для производства экономических благ требуются ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство.
• Главная проблема экономики: потребности безграничны, а доступные ресурсы ограничены.
Блага свободные и экономические Комплементарные блага Субституты Факторы производства Ограниченность ресурсов
1. Что изучает микро- и макроэкономика?
2. Какие факторы влияют на потребности человека?
3. Верно ли, что экономические блага делятся на свободные и ограниченные?
4. Перечислите факторы производства. Как называется доход собственника каждого фактора производства?
5. В чём состоит главная проблема экономики?
6. Может ли проблема ограниченности быть решена, если люди сократят свои потребности? если научно-технический прогресс позволит существенно повысить производство экономических благ?
7. «Нет ничего практичнее хорошей теории» (Р. Кирхоф). Объясните смысл этого высказывания.
Что такое макроэкономика. Что изучает макроэкономика
Макроэкономика изучает темпы экономического роста, объемы производства, национальный доход, общий уровень цен, денежный оборот. Она занимается проблемами повышения занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции, безработицы и кризисов.
Макроэкономика охватывает все национальное хозяйство, изучает его как единое целое.
Основными макроэкономическими индикаторами являются валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), инфляция, безработица и валютный курс.
Макроэкономика стремится к стабильности и подчиняется принципу социального эффекта.
Отцом макроэкономики принято считать британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, который в 1936 году опубликовал работу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней Кейнс впервые подверг последовательной критике идеи Адама Смита о том, что «невидимая рука рынка» способна справляться с экономическими трудностями без вмешательства государства. С этого момента стали говорить о разделении науки на микро- и макроэкономику.
Джон Мейнард Кейнс. Фото: National Portrait Gallery / Walter Stoneman
Что такое микроэкономика. Что изучает микроэкономика
Микроэкономика исследует принятие экономических решений людьми и фирмами. То есть микроэкономика в отличие от макроэкономики изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, а не функционирование экономики страны в целом.
Микроэкономика занимается проблемами ограниченности выбора, альтернативной стоимости, цены. Она изучает процессы производства и потребления, изменения спроса и предложения на отдельные товары и на отдельных рынках.
Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов.
Микроэкономика стремится к динамике и росту. Она подчиняется принципу рыночной целесообразности.
Как связаны микроэкономика и макроэкономика
Оба раздела экономической теории одинаково важны с точки зрения науки и образования. Их невозможно разделить полностью, ведь макроэкономические процессы во многом инициируются решениями отдельных экономических агентов. А отдельные фирмы и домохозяйства принимают решения в определенной макроэкономической среде и зависят от нее.
Микроэкономика и макроэкономика. Правильные ответы на задания из ЕГЭ
Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо иметь общие представления об экономике как науке, а также о вопросах, которыми занимаются макроэкономика и микроэкономика. Для примера разберем несколько заданий из тестов прошлых лет:
Задание 3
Установите соответствие между частями экономической науки и изучаемыми проблемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Б) взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг
B) экономический рост
Г) роль государства в экономике
Д) экономические отношения между потребителями
Задание 4
Установите соответствие между объектами изучения экономической науки и ее разделами.
А) динамика валового внутреннего продукта
Б) поведение потребителей отдельных товаров и услуг
В) условия успешности бизнеса в определённых сферах
Г) изменение курсов валют
Д) причины экономических кризисов