Что изучает микология в биологии 5 класс кратко
Биология – наука о живой природе
Всего получено оценок: 4059.
Всего получено оценок: 4059.
Совокупность наук о живой природе называют биологией. Узнать подробнее, что изучает данная дисциплина, расширить свои знания и повторить пройденный материал в 5 классе поможет данная статья.
Биология – наука о живой природе
Всё живое на нашей планете объединяет живая природа, изучением которой и занимается наука биология.
Определение «Биология – наука о живой природе» зародилось ещё во времена античности. В переводе с греческого языка биос – это жизнь, а логос – учение.
Понятие «биология» включает в себя не одну, а целую совокупность наук, которые изучают органический мир планеты. К системе биологических дисциплин относятся:
Все живые организмы на планете условно поделены на царства. Их в природе четыре:
Отдельным царством считаются вирусы, так как они не имеют клеточного строения и живут внутри живой клетки.
которые читают вместе с этой
Человеческий организм относится к царству животных, так как функционирование систем органов и клеток человека схоже с животными.
Условия жизни на Земле
Живые организмы обитают на планете повсеместно (вода, воздух, почва). Оболочку Земли, в которой обитает органический мир, называют биосферой.
Условия, необходимые для нормального функционирования всего живого на планете:
Значение биологии
Знание биологии лежит в основе медицины и сельского хозяйства. А именно:
Что мы узнали?
Биология включает в себя знания целой системы наук. Их изучение поможет не только узнать строение и особенности жизнедеятельности организмов, но и сохранить чистой окружающую среду.
Биология – наука о живой природе
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Биология – наука о живой природе»
Здравствуйте ребята! Любите ли вы природу? «Конечно да», подумал про себя каждый из вас.
Мальчишки любят спускаться с крутых скалистых гор, плавать в речках и лазать по деревьям, а девчонки ─ прогуливаться по лесу, собирая ягоды, плести венки из ромашки, делать красивые букеты. Во всех этих событиях вас окружает природа. Животный и растительный мир.
С детства мы с ним знакомимся. И часто задаём себе много вопросов, как все устроено. Почему цветы цветные, а листья зелёные? Почему пчела окрашена в черно-жёлтую полоску? Чем питается ёжик, и почему он такой колючий? Ответы на эти вопросы непростые. И часто чтобы понять все моменты, нам необходимы дополнительные знания.
Наука биология даёт ответы на все эти вопросы, и на многие другие.
Биология ─ откуда пошло это название? От греческих слов: «βίος» означает жизнь, а «λόγος» ─ учение. Значит биология — это наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.
Биология изучает как устроены организмы, как работают те или иные органы, как все растёт, развивается, размножается, откуда происходят организмы и почему они обитают в тех или иных местах на Земле. И многое, многое другое.
Изучить все области биологии сразу трудно. Поэтому выделяют ряд самостоятельных наук и направлений.
Например, наука вирусология — изучает вирусы, микробиология — занимается изучением микроорганизмов, микология — это наука о грибах, ботаника — наука о растениях, зоология — наука о животных, антропология — наука о человеке.
Каждая из этих дисциплин ещё делится на ряд наук. Например, в зоологии выделяются такие науки, как энтомология — наука о насекомых, ихтиология — о рыбах, териология — о млекопитающих и др. В ботанике выделяются: альгология — наука о водорослях, бриология — о мхах, дендрология — о древесных растениях и др.
Биологические науки тесно связаны с физикой, химией, математикой, географией. Всех их объединяет не только предмет изучения — природа, но и методы, которыми пользуются исследователи для нахождения ответов на все поставленные вопросы.
Наиболее общими методами исследования биологии являются: наблюдение (позволяет описать биологические явления), ещё один метод ― сравнение (оно даёт возможность найти что-то в строении и жизнедеятельности разных организмов), эксперимент, или опыт (помогает изучать свойства биологических объектов в каких-то определённых условиях), моделирование (позволяет смоделировать многие процессы, которые трудно наблюдать), исторический метод (позволяет познать процессы развития живой природы).
Итак, вы поняли, что биология предмет не простой, но очень интересный, так как он приоткрывает завесы многих тайн, которыми интересовался человек с давних времён.
Ответы на сложнейшие вопросы человек находил не сразу. Биология развивалась постепенно. В разных уголках планеты, в разные века и столетия учёные делали величайшие открытия. Их накопленный опыт дошёл и до нас. И теперь мы с вами изучив биологию, сможем ответить на многие вопросы.
А с открытием микроскопа, в науке произошли кардинальные изменения. Человеку открылся тайный неведомый мир.
Микроскоп также изобрели не сразу. История микроскопии очень интересна, её вы можете изучить самостоятельно.
С помощью светового микроскопа можно видеть детали, расстояние между которыми составляет до 0,2 мкм.
Микроскоп, как нередко говорят учёные, «сделал доступным наблюдению новый мир». Микроскопические наблюдения, после открытия живой клетки, заставили резко изменить взгляд на природу материи.
История открытия клетки берет своё начало с тех времён, когда английский учёный Роберт Гук в 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево хорошо плавает, стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа.
Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему соты в ульях медоносных пчёл, и он назвал эти ячейки клетками.
В 1674 году голландский мастер Антоний ван Левенгук с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды инфузорий ─ движущихся живых организмов.
Давайте и мы познакомимся с микроскопическим миром.
Заглянем внутрь арбуза, лимона, лука и томата.
Вот спелый арбуз ― излюбленная многими ягода. Почему ягода?
С точки зрения ботаники (науки о растениях), ягода ― это сочный многосемянный плод. Если у плода есть сочная мякоть и внутри него много семян ― можете не сомневаться, это ― ягода (смородина, крыжовник, виноград, например).
Если посмотреть на срез арбуза, то можно заметить множество шарообразных пузырьков ― это клетки. У арбуза они очень крупные и видны в лупу.
Если посмотреть на клетки в микроскоп, то мы можем увидеть многие клеточные структуры.
Это клеточная стенка, ядро в котором заключена большая часть наследственного материала. Цитоплазма ─ полужидкое содержимое клетки. Также мы наблюдаем вакуоль. Сок, который содержится в плодах сосредоточен именно в вакуолях растительной клетки. Мы откусываем кусок арбуза повреждая при этом вакуоль и его содержимое ― клеточный сок ─ вытекает наружу.
Подробно о клеточных структурах вы узнаете позже.
А теперь рассмотрим под микроскопом кожицу лука. Для этого приготовим микропрепарат.
Для начала возьмём чистое предметное стекло. Протрём его чистой салфеткой чтобы на нем не было разводов и отпечатков пальцев.
Теперь нанесём на предметное стекло 1─2 капли воды. Возьмём луковицу и разрежем её вдоль, снимем наружные чешуи.
При помощи пинцета осторожно снимем маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука.
Положим кусочек кожицы в каплю воды. С помощью пинцета поверх поместим покровное стекло. Рассмотрим микропрепарат под микроскопом.
Для того чтобы клеточные структуры были хорошо видны, окрасим микропрепарат раствором йода.
Добавим 1 каплю йода на край покровного стекла.
Теперь рассмотрим окрашенный препарат сначала при малом увеличении.
На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой.
Теперь мы можем рассмотреть клетки и при большем увеличении.
Мы видим плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками ― порами. Внутри клетки находится бесцветное полужидкое содержимое ― цитоплазма (окрашенная йодом).
В цитоплазме находится небольшое плотное ядро.
Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости ― вакуоли.
А каковы клетки лимона? Посмотрим на них в микроскоп. Для этого сделаем тонкий срез мякоти и положим его в каплю воды на предметное стекло.
Клетки лимона жёлтые, благодаря пигментам. Именно пигменты окрашивают организмов в различные цвета.
Клеточный сок лимона богат лимонной, аскорбиновой и яблочной кислотами, оттого он такой кислый.
А вот микропрепарат мякоти томата. Он имеет красный цвет, ― также за счёт пигментов.
Клетки томата имеют те же клеточные структуры, что и предыдущие рассмотренные нами клетки.
Вам интересно, каковы клетки зелёного растения под микроскопом?
Посмотрим на лист элодеи. Элодея — это водное растение. Оно пускает длинные, сильно разветвлённые стебли, растущие чрезвычайно быстро и достигающие нередко длины более двух метров.
При малом увеличении мы наблюдаем зелёные округлые структуры. Это хлоропласты. Именно благодаря этим небольшим тельцам растения в присутствии света способны вырабатывать кислород, который необходим для нашего с вами существования. При большом увеличении мы видим, что хлоропласты движутся. На самом деле это движется цитоплазма. Благодаря этому происходит распределение важных веществ внутри клетки.
Посмотрим на кожицу листа примулы. Что мы видим? Какие-то округлые поры. Действительно, это поры листа в ботанике их называют устьица, они находятся на нижнем или верхнем слое кожицы листа растения, через них происходит испарение воды и газообмен с окружающей средой.
Попробуем рассмотреть под микроскопом не только растительный мир, но и животный. Это проба, взятая в озере. Возьмем каплю воды с ее дна и нанесем на предметное стело.
Вот амеба обыкновенная. Это маленький (0,2─0,5 мм), едва заметный простым глазом бесцветный студенистый организм, постоянно меняющий свою форму.
Амёба состоит из одной клетки, эта клетка — целый организм, ведущий самостоятельное существование.
Мы наблюдаем, как она при помощи своих ложноножек захватывает пищу. Благодаря микроскопу невидимый глазу мир становится видимым.
А сейчас мы ответим на вопросы, которые были заданы нами в начале урока.
Итак, почему цветы цветные, а листья зелёные?
Дело в том, что у листьев и цветов разные задачи. Листья зелёные за счёт хлорофилла. Мы видели его в микроскоп, на микропрепарате элодеи.
Цветы растений служат для продолжения рода. Они имеют яркую окраску, для привлечения к себе насекомых и других животных, которые способствуют размножению, перенося пыльцу от одного растения к другому.
Сладкий аромат цветов также привлекает насекомых и животных. Этот запах исходит от нектара — богатого сахарами сока. Он является основным продуктом питания, для многих насекомых.
Существуют также растения, которые может опылять только один-два вида насекомых. Например, клевер «дружит» лишь с пчёлами и шмелями — строение его цветка специально приспособлено под их хоботки.
Следующий вопрос: почему пчела окрашена в черно-жёлтую полоску?
На фоне ярких цветов пчелы могут быть замечены насекомоядными животными. Поэтому их окрас предостерегающий. Яркий, резко контрастирующий с окружающим фоном. Их яркая гамма приобретает, таким образом, общепонятное условное значение: «Не трогать — ядовито!»
Предостерегающая окраска свойственна и другим насекомым, например божьи коровки также яркие красные с черными пятнами. Если вы брали их на руки, то наверняка замечали, что они выделяют оранжевый секрет, он ядовит. Поэтому птицы их не склёвывают.
Чем питается ёжик, и почему он такой колючий?
Все из вас видели картинки где ёжики тащат на своих иголках яблоки. Яблоки ежи едят, но не так часто, как принято это считать.
Обыкновенный ёж поедает жуков, червей, личинок, слизней и улиток и других организмов.
Глубокой осенью ёжики прячутся в норы, зарываются в листья и впадают в зимнюю спячку.
На спине, боках и голове ёжика имеются иглы. У обыкновенного ежа они короткие, не более 3 см.
И если бы не острые иголки, покрывающие спину и бока ежа, он быстро бы стал лакомой добычей какого-нибудь хищника.
В случае опасности ёж сворачивается плотным клубком, прикрывая броней из острых игл ноги, морду и живот. Единственным животным, представляющим для ежа реальную опасность, является барсук: своими длинными когтями он может развернуть колючий шар и добраться до не защищённого иглами брюха.
Термины и определения по биологии 5 класс
Автотрофы — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.
Анатомия – исследует строение органов человека.
Бактериология – занимается исследованием бактерий.
Бактериофаг — вирус бактерий, способный поражать бактериальную клетку, размножаться в ней и вызывать её растворение.
Белки – органические вещества, входящие в состав клеточных структур клетки.
Биология – комплекс знаний о жизни и совокупность научных дисциплин, изучающих живую природу.
Ботаника – занимается изучением растительного мира.
Вакуоль — полость внутри клетки, ограниченная мембраной и заполненная клеточным соком.
Вирусология – исследует вирусы.
Водоросли — гетерогенная экологическая группа преимущественно фотоавтотрофных одноклеточных, колониальных или многоклеточных организмов, обитающих, как правило, в водной среде, в систематическом отношении представляющая собой совокупность многих отделов.
Генетика – уделяет внимание изменчивости и наследственности живых организмов.
Гетеротрофы — организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества.
Грибы — особая группа живых организмов, не относящиеся ни к животным, ни к растениям. Состоит из гифов, которые образуют плодового тела и грибницы
Деление клетки — биологический процесс, лежащий в основе размножения и индивидуального развития всех живых организмов.
Зоология – изучает животный мир.
Клетка – структурная единица любого организма, наименьшая часть организма, она служит основной единицей строения и жизнедеятельности организма.
Лишайники — это своеобразный организм, состоящий из гриба и водоросли (симбиоз)
Мембрана — тонкая пленка под оболочкой клетки, регулирует обмен веществ. Обладает полупроницаемостью.
Метод – последовательность действий, приводящих к определённому результату.
Микроскоп — прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, а также измерения объектов или деталей структуры, невидимых или плохо видимых невооружённым глазом. Совокупность технологий и методов практического использования микроскопов называют микроскопией.
Многоклеточные организмы — внесистематическая категория живых организмов, тело которых состоит из многих клеток, большая часть различается по строению и выполняемым функциям.
Микология – изучает царство грибов.
Обмен веществ — последовательное потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ и энергии в живых организмах в процессе жизни, позволяющие им самосохраняться, расти, развиваться и самовоспроизводиться в условиях окружающей среды, а также адаптироваться в ней.
Организм – живое существо или растение с его согласованно действующими органами.
Паразиты – питающиеся органическими веществами живых организмов.
Природное сообщество — это совокупность условий среды и живых организмов, тесно связанных между собой пищевыми цепочками.
Рибосомы — участвуют в образовании сложных молекул белка
Сапротрофы – получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.
Симбиоз – форма взаимоотношений, при которой оба организма, или только один извлекает пользу из другого.
Систематика — наука о многообразии видов и родственных связях между ними.
Споры — мелкие клетки, предназначенные специально для размножения
Фагоцитоз — активный захват и поглощение живых клеток и неживых частиц одноклеточными организмами или особыми клетками многоклеточных организмов — фагоцитами.
Хлоропласты — есть только у растений, содержат хлорофилл, участвуют в образовании органических веществ из неорганических
Цветковые растения — растения, состоящие их корня и побега (стебель, листья, почки, цветок), которые цветут хотя бы раз в жизни
Цитология – изучает жизнедеятельность и строение клеток.
Цитоплазма – вязкое, полужидкое вещество клетки, связывает все части клетки
Экология – исследует взаимоотношение организмов, их влияние на окружающую среду.
Ядро – важнейшая часть клетки, хранение и передача наследственной информации
История микологии, какие исследования и отрасли
Итальянский пирс Антонио Микели (1679-1737) считается основоположником современной микологии. Этот автор показал важность репродуктивных структур в классификации грибов.
Позже шведский Элиас Фрис (1794-1878) предложил основы используемой в настоящее время грибной номенклатуры. Впоследствии микология питалась такими дисциплинами, как микроскопия, молекулярная генетика и геномика..
Микология имеет несколько разделов, включая таксономию и филогению, а также биохимию и клеточную биологию. Он также затрагивает области микологии медицинской, промышленной, сельскохозяйственной и фитопатологии..
Среди недавних исследований в области систематики выделяется использование геномики для получения информации о родстве некоторых групп. В промышленной сфере исследования были сосредоточены на производстве биотоплива из грибов.
история
Доисторические цивилизации
В Африке были обнаружены доказательства использования галлюциногенных грибов цивилизациями, населявшими пустыню Сахара. Также в Европе есть записи об использовании вида Fomes fomentarius как часть трута используется для разжигания костров.
Древний Рим и Греция
Однако основы микологии начинают улаживаться с великими натуралистами Древней Греции. Первое упоминание о его культивировании находится в работе греческого Афина в Александрии (2–3 века до нашей эры)..
Средневековье и Ренессанс
В средние века микология не имела значительных успехов, поскольку натуралисты следовали только трудам Диоскорида и Плиния. За это время в Европе возникли серьезные проблемы при выращивании ржи из-за нападения спорыньи (Claviceps purpurea).
Позже, во времена Ренессанса, некоторые ученые внесли скромный вклад в эту дисциплину. Среди них есть Андреа Маттиоли, который поддерживал ложный подход Плиния к ядовитым «белым грибам».
Известный ботаник Андреа Цезальпинио предложил классификацию грибов, основанную главным образом на некоторых морфологических характеристиках и различном использовании различных видов.
18 век
Считается, что основателем современной микологии является итальянский пирс Антонио Микели. Он является автором нескольких открытий, признанных основополагающими при изучении грибов..
Он был первым, кто продемонстрировал, что размножение происходит спорами, а не спонтанным рождением, как считалось до сих пор..
Система классификации грибов, предложенная Микели, устанавливает четыре класса на основе репродуктивных структур. Это считается искусственной классификацией, так как в ней используются переменные символы в той же группе, такие как цвет.
Когда швейцарец Карол Линней предлагает биномиальную номенклатуру в своей работе «Systema Naturae(1735), изменил способ наименования вида. Линней не внес большого вклада в микологию, но его система заложила основу для других исследователей..
19 век
В течение этого столетия микология была полностью признана как самостоятельная дисциплина ботаники, в основном благодаря применению принципов, установленных Микели для изучения грибов.
Одним из наиболее признанных микологов этой эпохи является Кристиан Персон. Его работа была основана на анализе репродуктивных структур, его основной работе «Синопсис Methodica Fungorum«(1801).
Элиас Фрис (шведский) считается еще одним из великих микологов в истории. Автором опубликовано более 26 научных работ, считающихся основой современной микологии..
Его основная работа «Systema mycologicum(1821), где он предлагает классификацию, основанную на концепции филогении. Имена, предложенные этим автором, были приняты за основу микологической номенклатуры на Международном конгрессе ботаники в Брюсселе (1910)..
20 и 21 века
Они также начали идентифицировать вторичные метаболиты, производимые грибами, и их полезность была доказана в пищевой и фармацевтической промышленности..
Впоследствии, в 90-х годах двадцатого века, произошла разработка молекулярных методов, которые позволили изучить филогенетические связи у грибов и изучить их генетический состав..
Наконец, область геномики (изучение генетического содержания) уже была разработана в 21 веке. Эти методы позволили секвенировать полный геном различных видов грибов..
На основе исследований в области геномики была достигнута точная идентификация различных групп, которые не могут быть дифференцированы с помощью классических методов. Аналогичным образом, были расширены возможности использования этих организмов в различных областях, таких как производство биотоплива и медицина..
Что изучает микология? Область исследования
Микология включает изучение структурных характеристик, жизненных циклов и физиологического поведения грибов. Аналогичным образом, знания об эволюционных процессах и важности этих организмов в экосистемах обращаются.
Другой аспект, представляющий большой интерес, касается патогенных грибов. В этом смысле микология занимается изучением паразитических грибов растений и животных..
ветви
Микология затрагивает различные области исследования. Это привело к тому, что исследователи специализировались по разным направлениям, среди которых:
Таксономия и филогения
Эта ветвь занимается идентификацией и классификацией грибов, а также изучением взаимоотношений между ними и другими организмами. Несколько систем классификации были созданы на основе морфологических, репродуктивных и физиологических характеристик, среди других аспектов.
С развитием молекулярных методов филогении были разработаны для царства грибов. Также удалось установить отношения в каждой из больших групп грибов..
Изучение географического и экологического распределения различных видов также принимается во внимание. Большой интерес представляют исследования по разнообразию и сохранности грибов в различных регионах..
Другим важным аспектом в этой отрасли является изучение экологических взаимоотношений грибов, в которых рассматриваются симбиотические отношения с другими организмами, а также экологическое поведение многочисленных групп паразитов..
Биохимия, клеточная биология и физиология
Эта отрасль изучает химический состав и клеточную структуру грибов с помощью методов микроскопии, как оптических, так и электронных, для изучения биологии клеток..
Исследования в области генетики позволяют лучше понять механизмы размножения. Также возможно получить подходящие питательные среды для развития штаммов в различных условиях..
В области физиологии изучаются связи грибов с окружающей средой и формами питания. Точно так же речь идет о движении растворенных веществ и воды, а также о тропиках, тактиках и других механизмах..
Биотехнология и промышленная микология
Основное внимание уделяется исследованиям полезности грибов при различных видах человеческой деятельности, таких как использование дрожжей в процессах ферментации или получение лекарств..
Физиологические факторы различных видов обрабатываются для обработки углеводородов, синтеза белков и витаминов. Все метаболические аспекты грибов манипулируют с целью получения продуктов, которые могут быть использованы человеком.
Медицинская микология
Он занимается изучением болезней, вызываемых грибами как у животных, так и у людей..
Грибковые инфекции поражают многих людей во всем мире, в некоторых случаях могут быть очень серьезными. В этой области изучаются такие аспекты, как поведение патогена, его жизненный цикл и реакция хозяина..
Исследования проводятся на формы инфекции и симптомы грибковых заболеваний. Иммунологические ответы также изучаются и предлагаются возможные способы лечения..
Сельскохозяйственная микология
Сельскохозяйственная микология занимается изучением грибов, полезных в сельском хозяйстве. Эти организмы являются частью биоты почвы, необходимой для развития растений..
Существует целая область исследований в области формирования микоризы (ассоциация корней и грибов). Этот симбиоз имеет большое значение в поддержании растений естественным путем. Кроме того, они широко используются в сельском хозяйстве, чтобы уменьшить использование удобрений.
фитопатология
Фитопатология является одной из отраслей с наибольшим развитием в микологии. Изучает заболевания, вызванные грибами у растений.
Высокий процент грибов являются паразитами растений, и большинство из них вызывают важные заболевания. Эти грибковые заболевания являются причиной больших потерь в сельском хозяйстве..
В этой области изучаются патогены, вызывающие заболевания, а также симптомы, возникающие у растения. С другой стороны, предлагаются планы лечения и лечения, чтобы избежать большого ущерба от атаки этих грибов..
Знаменитые микологи
Основными микологами, которые внесли большой вклад в эту отрасль, были:
Пример недавних расследований
В последние годы исследования в области микологии были сосредоточены главным образом в области геномики и получения промышленной продукции..
В области филогенетических исследований геномика позволила установить более точные связи у грибов, которые формируют арбускулярные микоризы. Эта группа не может расти в культуральных средах, поэтому нелегко получить образцы ДНК.
В течение 2013 года геном вида был секвенирован Rhizophagus irregularis (Glomeromycotina). По этим данным в 2016 году удалось определить родственные связи этого вида с другими грибами..
Исследователям удалось манипулировать поведением гриба, внося изменения в культуральную среду. Этим они достигли высокой выработки этанола процессами брожения гриба.