Что изучает мхк в 10 классе
Рабочая программа по МХК в 10 классе
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Карамалы-Губеево
муниципального района Туймазинский район
«29 » августа 201 6 г.
» 30 «августа 201 6 г.
» 30 » августа 201 6 г.
ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
ДЛЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 10 КЛАСС
Салихова Ляля Зинуровна,
учитель русского языка и литературы.
Рабочая программа по мировой художественной культуре рассчитана на два часа в неделю в общеобразовательном классе базового уровня подготовки.
1. Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »;
3. Федерального перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год (приказ от 31 марта 2014 г № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников »).
4. Примерная программа среднего общего образования по МХК (для 10 – 11 классов) Л.А.Рапацкой (Москва « Просвещение » 1990 год).
6. Учебного плана МБОУ СОШ с. Карамалы-Губеево (приказ №110 от 30.08.2016 г);
7. Календарного учебного графика МБОУ СОШ с. Карамалы-Губеево (приказ № 110 от 30.08.2016 г).
В 10 классе выделяется 68 часов (из расчета 2 часа в неделю), согласно календарному учебному графику 34 недели x 2= 68 часов.
Рабочая программа создана на основе Государственного образовательного стандарта 2004г., Программы мировой художественной культуры (для 10 – 11 классов) Л.А.Рапацкой, Методических рекомендаций по преподаванию МХК в общеобразовательных учреждениях в связи с переходом на ФБУП 2004 года. Рабочая программа рассчитана на использование учебника Л.А.Рапацкой «Мировая художественная культура» 10 класс.
Изучение МХК в старших классах школы призвано сформировать целостное представление об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира, обобщить и закрепить знания, полученные на уроках истории, изобразительного искусства, музыки, литературы. Воспитать чувство гордости за творцов, создавших шедевры русской национальной культуры, невозможно вне контекста мировых художественных традиций.
Учебный курс рассчитан на 68 часов и содержит три тематических блока:
— Художественная культура древнего и средневекового Востока
— Художественная культура Европы: становление христианской традиции
— Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции
Цели изучения МХК в 10 классе
Освоение знаний о стилях и направлениях в МХК, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре.
Развитие чувств, эмоций, образно-эстетического мышления и художественно-творческих способностей.
Воспитание гордости за творцов, создавших шедевры русского зодчества, живописи, музыкального творчества.
Воспитание художественно-эстетического вкуса, формирование потребности в освоении ценностей МХК.
Овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.
Использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
Роль МХК в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности
Приоритетными для предмета МХК на этапе среднего (полного) общего образования
умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;
умение устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
умение оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
умение осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа;
умение использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
навыки владения основными формами публичных выступлений;
умение определять собственное отношение к произведению искусства;
способность осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
В процессе изучения МХК осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой.
Формы контроля знаний
Тестовые и контрольные задания по изученному материалу, самостоятельный анализ произведений искусства, презентации о художниках и музыкантах.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения МХК на базовом уровне ученик должен:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили МХК;
особенности языка различных видов искусства,
узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями искусства;
пользоваться различными источниками информации о МХК;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации),
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и культурного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Для учителя и учащихся
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура 10 класс, учебник 2008г.
ЕмохоноваЛ.Г Мировая художественная культура, учебник 2009г.
Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура, учебник 1999г.
Забияко А.П. Начала древнерусской культуры, 2002г.
Энциклопедический словарь юного музыканта, 1985г.
Энциклопедия «Искусство» (в 3-х томах)2007г.
100 чудес света, 2002г.
Лисовый И.А., Ревяко К.А. «Античный мир в терминах, именах, названиях», 1997г.
Лучесской К. От пирамиды до телебашни, 1979г.
Зелинский Ф.Ф. Мифы древней Эллады.
Мелетинский Е.М. Мифологический словарь, 1991г.
Шедевры русской живописи, 2006г.
Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера, 1981г.
Художественная культура древнего и средневекового Востока
Художественная культура Европы: становление христианской традиции
Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции
Художественная культура Древнего Египта
Художественная культура Древней и Средневековой Индии
Художественная культура Древнего и Средневекового Китая
Художественная культура Японии
Художественная культура мусульманского Востока
Культура Египта и Индии: сходство и различие.
Культура Китая и Японии: сходство и различие.
Практическая работа по темам №1-5
Античность: колыбель европейской художественной культуры.
От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия.
От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия.
Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности
Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности
Практическая работа по темам № 6-8
Художественная культура итальянского Возрождения
Художественная культура итальянского Возрождения
Рабочая программа «МХК 10 класс»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное образование «Иволгинский район»
«Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа Поселья»
Руководитель МО английского языка и истории
______________Жалбалтаров Жаргал Доржиевич
от «____» августа 202__г.
_______________Цыдыпова Гэрэлма Ринчиндоржиевна
«____» августа 202___г.
Директор МОУ «СОШ Поселья»
___________Ширапов Баир Кимович
от «____» августа 202__г.
учебного предмета «Мировая художественная культура»
Уровень образования – среднее общее образование
Уровень изучения предмета – базовый уровень
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год
Количество часов по учебному предмету: 1ч./неделю, всего – 34 ч/год
Е.Н. Хромых, учитель истории и обществознания
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» для обучающихся 10-11 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы /– Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2019».
Функции предмета: Развитие толерантного отношения к миру как единству многообразия.
Цели учебного предмета :
· на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.
Задачи данного предмета:
· повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
· воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
· раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
· развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
· развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мировая художественная культура» является частью базисного учебного плана. На изучение «Мировой художественной культуры» в 10-11 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
В содержательном плане программа по МХК включает в себя развитие культуры Бурятии в разные периоды. Тема Художественная культура России 19 века, урок 26 Художественная культура России пореформенной эпохи включает в себя культуру Бурятии, традиции и быт бурятского народа.
Тема: Русская художественная культура 20 века. Урок 31 Социалистический реализм, включает в себя изучение бурятских деятелей культуры начала 20 века, панмонголизм. Урок 33 Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели», включает в себя изучение работ бурятских писателей, поэтов, скульпторов, архитекторов т.д
Предполагается, что результатом изучения МХК в 10 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
Целеполагание-как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
Планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результатов с заданным эталоном с целью обнаружений отклонений от него;
Коррекция-внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
Оценка-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня освоения;
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию-выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково – символические действия:
Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
Логические универсальные действия:
Сравнение, классификация, объектов по выделенным признакам;
Подведение под понятие, выведение следствий;
Установление причинно – следственных связей;
Построение логической цепи рассуждений;
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрировать в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Система оценки достижений учащихся. Для измерения оценки знаний учащимися используются все предполагаемые стандартом возможности :
Ø устный опрос (индивидуальный, фронтальный);
Ø контрольные работы;
Ø проверка исторических понятий.
3.Содержание учебного материала
Особенности исторического облика и менталитета России. Положение России между Востоком и Западом. Сохранение европейской ориентации в развитии русской художественной культуры (связи с Византией, Болгарией, Сербией, Польшей, Германией, Италией, Францией и др.) Христианские нравственные идеалы как основа развития художественной культуры России. Самобытность русского искусства. «Свой путь» русской художественной культуры от Древней Руси до XX в.
РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ
Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность
Сохранившиеся ценности художественной культуры Древнего Египта. Искусство Древнего Египта — свидетельство религиозных и эстетических исканий мудрецов древнейшей Цивилизации. Деспотическая форма общественного правления в Египте, обожествление власти фараона и художественное мышление египтян. Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Пирамиды. Древние храмы. Статичность и символичность изобразительного искусства. Предвосхищение в памятниках художественной культуры Египта будущих религиозных христианских представлений о сути мироздания.
Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии, Китая, Японии.
Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Поэмы «Упанишад» — стремление постичь смысл жизни. Древнеиндийский эпос. Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».
Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.
Индия — мир, издревле привлекающий к себе взоры русских людей. Афанасий Никитин («Хождение за три моря»). Духовные откровения индийских мудрецов и творчество Н.К. Рериха. Влияние образов индийской культуры на творчество А.Н. Скрябина (замысел «Мистерии»).
Своеобразие художественных традиций китайского народа. Отражение в художественном творчестве религиозных представлений об устройстве мира. Философская подоплека искусства. Учение Лао-цзы и Конфуция. Великая китайская стена как символ национальной самобытности, трудолюбия, мощи. Культ предков в Древнем Китае. Древние китайские поэзия и музыка.
Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Иероглифы, их роль в развитии философского начала искусства. Обожествление власти императора. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.
Художественные традиции Японии. Влияние китайского искусства на развитие японской художественной культуры Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Сохранение национальной уникальности культуры на протяжении столетий; влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Тема 6. Античность — колыбель европейской художественной культуры
Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Вне-моральные законы жизни в древнегреческой мифологии. Народные верования и высокая философия эллинских мудрецов, поиск разумного вселенского начала и единого Бога (Логоса). Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора.
Эволюция взглядов на Вселенную и человека, ее отражение в древнегреческом искусстве. Стремление к гармонии, красоте, совершенству внешней формы. Образы языческих богов как устойчивые символы развития искусства. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Ордер, его виды. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Портреты. Вазопись.
Искусство театра. Древнегреческая трагедия (Эсхил, Софокл, Эврипид). Роль музыки в театре. Хоровые эпизоды. Монологи героев с инструментальным сопровождением. Инструменты Древней Греции: лира, кифара, сиринкс (флейта Пана), авлос (инструмент типа гобоя). Теория музыки, учение о ладах и их влиянии на человека («грусть лидийского, приподнятость фригийского и воинственность дорийского лада»).
Развитие древнегреческих эстетических идеалов в художественной культуре Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета, черты реализма.
Античные идеалы как основа представлений о совершенной красоте в европейском искусстве последующих эпох.
Отношение к античному искусству в России: переводы античных поэтов, мифологические образы в музыке и живописи (Е.И. Фомин. Мелодрама «Орфей»; М.А. Врубель. «Пан»). Избирательное отношение к античному наследию. Роль древнегреческого ордера в русской архитектуре.
Тема 7. От мудрости Востока к библейским заветам
Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет — духовное откровение иудейского народа. Тексты Ветхого Завета, их разновидности (Пятикнижие, Пророки, Писания). Шестоднев. Грехопадение и изгнание из рая Адама и Евы. Каин и Авель. Всемирный потоп и Ноев ковчег. Вавилонская башня. Образ патриарха Авраама. Ветхозаветная Троица. Моисей, его скрижали. Десять заповедей. Псалтирь.
Тема 8. Средневековье и Возрождение: трудный путь гуманизма
Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира, отражающей представления о двух порядках бытия и духовной жизни человека. Становление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства.
Разделение церкви, два типа христианской культуры. Западная католическая церковь. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. Внутренняя структура и символика храма. «Пламенеющая готика» европейских соборов. Изобразительное искусство, развитие живописи, скульптуры; мозаики и фрески. Древнейшие напевы христианских храмов. Григорианский хорал. Средневековая секвенция «Dies irae», ее символика в мировой музыкальной культуре. Орган.
Византийские (восточные) христианские традиции. Православие. Художественный канон православного храма. Иконопись, ее смысл. Гимнография. Общий образ храма. Византия и Русь.
Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Периодизация Возрождения: Проторенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий Ренессанс. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Предшественники Возрождения. Н. Пизано, Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто. Флорентийские мастера: Ф. Брунеллески, Мазаччо, Донателло. Расцвет живописи во второй половине XV в. (Ф. Липпи, П. Перуджино, С. Боттичелли).
Мастера Высокого Возрождения. Наследие Л. Да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Венецианская школа живописи и архитектуры (Б. Джорджоне, П. Веронезе, А. Палладио). Собор св. Петра в Риме. Д. Браманте.
Развитие музыки в эпоху Возрождения (хоровая полифоническая музыка, мадригал, инструментальная музыка для лютни, виолы, флейты, клавесина и др.). Рождение оперы, первые оперные композиторы (К. Монтеверди).
Тема 9. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей
XVII в. Как «переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции, вобравшая в себя опыт средневековья и Возрождения. Шекспир. Его значение для развития мировой культуры. Стиль барокко. Пестрое сочетание художественных образов, почерпнутых из античной мифологии, христианского вероучения, окружающей действительности. Стремление мастеров увидеть мир во всей его многогранности и противоречивости.
Барокко в архитектуре (Д. Л. Бернини). Расцвет светского музыкального искусства. Опера (К. Монтеверди, А. Скарлатти), инструментальные сочинения А. Корелли, А. Вивальди; творчество французских клавесинистов (Ж.Ф. Рамо, Ф.Куперена, Л.К. Дакена). Титаны музыкального искусства: И.С. Бах и Г.Ф. Гендель. Философское и религиозное содержание музыки Баха. Духовные сочинения (Высокая месса си минор, Страсти по Матфею). Органная и клавирная музыка. «Хорошо темперированный клавир». Судьба наследия Баха.
Расцвет комедийного жанра, испанская комедия «плаща и шпаги» (Лопе де Вега, П. Кальдерон).
Изобразительное искусство XVII в., сочетание сюжетов и образов, обобщающих развитие художественной культуры Европы предшествующих столетий. Европейские школы живописи и выдающиеся мастера (Караваджо, Эль Греко, X. Рибера, Ф. Сурбаран, Э. Мурильо, Д. Веласкес, П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йордане, А. Ван Дейк, Рембрант, Ф. Хальс, «малые голландцы» и др.).
Тема 10. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума
Просвещение как важнейший этап обновления художественной культуры Европы. Гуманистические идеалы просветителей, их мечты о Свободе, Равенстве, Братстве всех народов и сословий. Критический анализ общественных отношений и нравственного облика человека — главный смысл культуры Просвещения. Наследие энциклопедистов. Вольтер. Ж.-Ж. Руссо.
Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Рационализм как норма художественного творчества.
Изобразительное искусство, парадоксы несовместимой образности (сочетание утонченности и изысканности с грубоватостью, заземлённостью, простонародностью). Творчество Ж.А. Ватто, Ф.Буше, И.О. Фрагонара, Ж.Б. Греза, Ж.Л. Давида. Скульптура в творчестве Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, А. Ка-новы. Архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера.
Расцвет литературы. Романы Д. Дефо, Дж. Свифта. Поэзия И.В. Гете, Р. Бернса. Драматургия Ф. Шиллера, Р. Шеридана (по выбору учителя).
Венский музыкальный классицизм. Творчество И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена. Кристаллизация форм классической сонаты и симфонии. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.
Значение искусства европейского Просвещения для развития русской художественной культуры. Классицизм как важнейший стиль, освоенный русским искусством.
РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема 11. Величие русской средневековой художественной культуры: приоритет духовных ценностей
Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Культ природы и матери-Земли. Обрядовый фольклор, красота народных песен. Героический эпос. Былины. Формирование дохристианских нравственных установок и эстетических представлений.
Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Опыт постижения духовного смысла бытия в древнерусском искусстве. Обращенность художественной культуры к «вечным ценностям». Православный храм и синтез храмовых искусств.
«Мистический реализм» как общая стилевая основа древнерусского искусства. Воплощение в художественных образах высшей правды жизни и смерти. Надличностный характер художественной культуры.
Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Монументальный историзм» (Д.С. Лихачев) искусствадревнего Киева. Памятники киевской литературы. Летописание. Нестор-летописец и его «Повесть временных лет». Возвеличивание духовных подвигов, жанр жития. Образы первых русских святых Бориса и Глеба. Памятники архитектуры. София Киевская. Фрески. Мозаики. Знаменное пение — хоровое одноголосие. Особенности интонирования богослужебного текста.
Утверждение в искусстве Киевской Руси единства прекрасного и духовного. Продолжение традиций в художественной культуре древнерусских княжеств. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Кремль. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Одноглавое каменное зодчество. Искусство колокольного звона.
Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Архитектура. Храм Покрова Богородицы на Нерли. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова.
Расцвет художественной культуры средневековья в эпоху формирования Московского государства. Роль Троице-Сергиевой обители в развитии духовных основ культуры. Св. Сергий Радонежский. Литература Московской Руси. Епифаний Премудрый и Максим Грек. Расцвет мелодизма в храмовом пении. Федор Христианин.
Иконописные шедевры. Экспрессивная манера письма Феофана Грека. Наследие Андрея Рублева, значение «Троицы» в общественной, духовной и художественной жизни Руси. Мастер Дионисий, фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Облик Московского Кремля; сочетание итальянских и русских традиций. Шатровое зодчество. Храм Вознесения Господня в Коломенском. Покровский собор (Собор Василия Блаженного).
Усиление личностного начала в искусстве XVI в. Жанр покаянного стиха. Творческие школы в храмовом пении и храмовой живописи.
Искусство «переходного периода» — «бунташного века»: противоречивое сочетание «старины и новизны». Обмирщение литературы XVII в. Повести. Ранние формы стихосложения. (С. Полоцкий).
Церковная реформа и ее культурные последствия. Рождение храмового многоголосия. Партесный хоровой концерт (творчество Н.П. Дилецкого, В.П. Титова).
Новые иконописные традиции, обмирщение иконописи. Икона и парсуна: на пути к светской живописи. Завершение древнерусского этапа развития искусства в русле канонических традиций «мистического реализма». Разделение искусства на светское и церковное. Общность нравственных ориентиров русского искусства.
Тема 12. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов
Европейские формы культурной жизни как эталон в русской культуре эпохи Просвещения. Новые идеологические установки светского государства. Сохранение традиционных национальных ценностей при освоении европейских форм и жанров искусства. Феномен «русской европейкости».
Приоритетная роль слова в художественной культуре эпохи Просвещения. Писатели первой половины века (по выбору учителя). Теория классицизма М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова: общее и различное. Значение классицизма для развития музыки.
Вокальные жанры в культуре Просвещения: от петровских кантов и «книжных песен» к «российским песням» (Ф.М. Дубянский, И.А. Козловский). Опера: европейское и русское. Развитие жанра комической оперы, роль литературной основы, сочинение «на голоса» народных песен. В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин — родоначальники русской оперы. Духовная музыка. Творчеством.С. Березовского и Д. С. Бортнянского. Классицистский хоровой концерт.
Становление инструментальной музыки в России. «Русский Паганини» — И.Е. Хандошкин. Фортепианная музыка Д.С. Бортнянского.
Развитие гуманистических идеалов русского Просвещения и «крестьянский вопрос». Крестьянские образы в русском искусстве. Собирание и изучение русских народных песен (сборники В.Ф. Трутовского, Н.А. Львова-Прача). Антикрепостнические мотивы русской прозы (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев), драматургии (Я.Б. Княжнин), поэзии (В.В. Капнист), музыки (В.А. Пашкевич). Комедия в творчестве Д.И. Фонвизина, сатирические образы и обличительный пафос (сатира «на нравы»). Творчество Г.Р. Державина (по выбору учителя).
Развитие театрального искусства. Крепостные театры и крепостные актеры. Итальянская и французская опера в Петербурге.
Неповторимость и самоценность человеческой личности в изобразительном искусстве эпохи Просвещения. Портретнаяживопись (И. Я. Вешняков, И.П. Аргунов, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Академия художеств. Становление жанра исторической живописи. Творчество А.П. Лосенко. Скульптура — новый вид искусства в России. Творчество Ф.И. Шубина. Памятник Петру Великому Э. М. Фальконе. Работы Ф.Г. Гордеева и М.И. Козловского.
Идеалы зодчества — прославление величия новой русской государственности. Смесь архитектурных форм — российских и привнесенных европейских. Принципиальная новизна в градостроительстве. Облик Санкт-Петербурга. Барокко в зодчестве. Творчество В.В. Растрелли. Классицизм; творцы дворцов и общественных зданий (А. Ринальди, Д. Кваренги, Ч. Камерон — иностранные мастера в России). Школа отечественных зодчих (М.Г. Земцов. И.К. Коробов, П.М. Еропкин, СИ. Чевакинский, И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский, А.Ф. Кокоринов). Выдающиеся мастера В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.
Вхождение художественной культуры России в контекст европейской культуры. «Русская европейскость» — предвестие классического этапа в развитии искусства «золотого» XIX в.
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.(3). Д.Байрон — властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана. Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Творчество Ф. Гойи. Борения человека со стихией в работе яркого романтика Т. Жерико. Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э. Делакруа.
Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Вена и Париж — крупнейшие европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.
Тема 2. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19-20 веков. (2) Постимпрессионистические искания французских художников. Группа фовистов. Кубизм П.Пикассо. Эстетика символизма Новые направления в живописи и скульптуре. Абстракционизм — новый взгляд на форму и цвет в живописи. Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Корбюзье. Сюрреализм.
Раздел 2. Художественная культура России19-20 века. 11 часов.
Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.(2) Хдожественная картина мира в искусстве пушкинской эпохи. Сохранение рационализма в литературе, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с новыми романтическими общественными взглядами. А.С. Пушкин; значение его творчества для развития русского искусства. М.И. Глинка — основоположник русской классической музыки. Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектурные ансамбли — новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в про-екте Исаакиевского собора М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве. Венецианов — родоначальник бытового жанра. Творчество К.П. Брюллова. А. Федотова. А.С. Даргомыжского. М.П. Мусоргского.
Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.(1) Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи. Творчество В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок». ТворчествоП. Чайковского.
Тема 9.Эстетика эксперемента и ранний русский авангард. «Русский футуризм » (3). Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лентулова. Абстрактноя живопись В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. Футуризм в поэзии. Творчество Б. Л. Пастернака. Поэзия В.Хлебникова.
Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. (3) Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии. Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль модерн. Творческое объединение «Мир искусства». С.П. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства. В. Идея слияния танца, живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в Париже. Знаменитые хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и С.В.Рахманинова. Тема Родины в творчестве русских художников.
Раздел 3. Европа и Америка: Художественная культура 20 века.
Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла.(1) Творчество Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Творчество А.Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма Д.Джойс. Жанр «иптеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса, Э.Ремарка, Р.Рильке, Г.Лорки Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.
Тема12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард»20 века. (2) Творчество Г.Малера. Неоклассицизм в музыке П.Хиндемита, К.Орфа, М.Фалья. Творчество Б.Бартока, Б.Бриттена. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок–н- ролла.
Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.
Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг.(2) Русская художественная культура 20 — 30-х гг. Рождение советского искусства и доктрины социалистического реализма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова. Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, СВ. Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.
Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века(1). Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Александров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Песни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. ТворчествоА.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова.
Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».(2) Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского,
Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты – песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова.
Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.(2) Храм Христа Спасителя в Москве. Противоречивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге нового тысячелетия. Молодежная субкультура.