Что изучает медицинская информатика исследование информационных процессов

Медицинская информатика

Введение

Информация

Первоначально «информация» — сведения, передаваемые людьми устным, письменным или каким-либо другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.).

С середины XX века термин «информация» превратился в общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (например, генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики. Академик Н.Н. Моисеев полагал, что в силу широты этого понятия нет и не может быть строгого и достаточно универсального определения информации. Термин «Информация» имеет различные значения в разных отраслях человеческой деятельности, каждая научная дисциплина вкладывает свой смысл в понятие «Информация».

Таким образом, в настоящее время, общенаучный термин «Информация» означает — сведения независимо от формы их представления (Википедия).

Форма представления информации может быть различной: алфавитная форма: мысли, составленные в виде предложений устной или письменной речи; графическая форма: рисунки, схемы,чертежи, карты, графики, диаграммы; символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.

Восприятие информации

Работа органов чувств включена в деятельность человека, обеспечивает её необходимой информацией, и вместе с тем подчинена деятельности: из огромного потока сигналов, поступающих человеку, органы чувств выделяют именно те, которые необходимы для осуществеления текущей деятельности. Выделение тех или иных сигналов из общего потока зависит от их значимости для человека и его ожиданий. Этим обеспечивается активность восприятия.

Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится зафиксировать так, чтобы она стала понятной и другим людям. На протяжении всей истории своего развития человечество придумывало и совершенствовало различные способы хранения и передачи информации. Сначала были узелки на веревках, зарубки на палках, затем появилась письменность.

Информация и письменность

Чаще всего люди общаются между собой (передают информацию) в устной или письменной форме, т.е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т.п.

Существуют и другие формы письменности, например китайская письменность называется идеографической. В ней один значок (иероглиф) обозначают слово или значительную часть слова.

Свойства информации

Информация, обладающая перечисленными свойствами, помогает людям лучше понять друг друга.

Информация будет понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена. Соответственно, информация должна преподноситься в доступной к восприятию форме.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Со временем достоверная информация может стать недостоверной, т. к. она обладает свойством устаревать, то есть перестает отражать истинное положение дел.

Информация полная, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация может сдерживать принятие решений или даже повлечь ошибки.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека.

Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она не может быть в силу объективных причин усвоена или оценена), так и ее задержка.

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, то она может стать бесполезной.

Информацию по одному и тому же вопросу можно излагать кратко (сжато, без излишних деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации наглядно демонстрируется в справочниках, энциклопедиях, инструкциях.

Медицинская информация, в широком смысле, – это любая информация, относящаяся к медицине. В более узком, – это информация, относящаяся непосредственно к человеку как пациенту, то есть информация о его здоровье, особенностях организма, перенесенных заболеваниях и др.

Медицинскую информацию можно классифицировать и по назначению.

Помимо общих свойств медицинская информация имеет и характерные особенности, например конфиденциальность и др.

Информационные процессы

Поиск информации может происходить посредством таких методов как: наблюдение, общение со специалистами по интересующему вопросу, чтение соответствующей литературы, просмотр телепрограмм, просулшивание радиопередач, работа в библиотеках и архивах, запросы к базам данных и многое другое.

При преобразовании информации по принцепу «Черного ящика» доступными для наблюдения является только исходная и получаемая на выходе информация. Собственно процесс преобразования информации остается сокрытым.

Информационные процессы присудствуют во всех областях медицины и здравоохранения. От их упорядоченности зависит четкость функционирования отросли в целом и эффективность управления ею.

Примечания

Что такое информация? Спасибо, Сергееву Александру, что помог упорядочить мои знания, на данную тему.

Понятие о медицинской информатике

Информатика

В этой статье нам не обойтись ещё без одного общенаучного термина «данные». Да́нные — зарегистрированная информация; представление фактов, понятий или инструкций в форме, приемлемой для общения, интерпретации, или обработки человеком или с помощью автоматических средств.

Медицинская информатика – это наука, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, распространения, представления информации с использованием информационной техники и технологии в медицине и здравоохранении.

В настоящее время медицинская информатика признана как самостоятельная область науки, имеющая свой предмет, объект изучения и занимающая место в ряду других медицинских дисциплин. С другой стороны, методология медицинской информатики основана на методологии общей информатики.

Учитывая, что медицинская информатика является одним из прикладных видов информатики, ее можно представить состоящей из двух разделов: общей, базовой информатики и собственно медицинской информатики.

Общая информатика, как фундаментальная наука, занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. Как прикладная дисциплина, информатика изучает закономерности информационных процессов, занимается созданием информационных моделей коммуникаций, разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях.

Собственно медицинская информатика рассматривает медицинские приложения информационных технологий. При этом изучаются как использование стандартных, универсальных средств информатики для решения медицинских задач, так и специальные медицинские информационные технологии и системы.

Предметом изучения медицинской информатики являются информационные процессы, сопряженные с медико-биологическими, клиническими и профилактическими проблемами.

Объект изучения медицинской информатики – это информационные технологии, реализуемые в здравоохранении на различных уровнях организации: государственном; территориальном; учрежденческом; индивидуальном.

Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине и здравоохранении за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающая повышения качества охраны здоровья населения.

История компьютеризации отечественного здравоохранения

Информатика внедрялась в медицину с нескольких относительно независимых направлений, главными из которых являлись: лаборатории и группы, занимающиеся медицинской кибернетикой; производители медицинской аппаратуры; медицинские информационно-вычислительные центры; сторонние организации, занимающиеся автоматизацией управленческой деятельности; руководители медицинских учреждений, самостоятельно внедрявшие новую технологию.

Процесс внедрения вычислительной техники в учреждения здравоохранения нашей страны имеет почти полувековую историю. Первые попытки применения ЭВМ для решения медицинских задач относятся к пятидесятым годам. В то время компьютеры занимали целые этажи зданий и обслуживались десятками людей. Естественно, что ни одно медицинское учреждение страны ими не располагало. Однако крупные научно-исследовательские институты арендовали в вычислительных центрах машинное время. В первую очередь это были задачи по статистической обработке данных для научно-медицинских исследований, а также предпринимались первые попытки по автоматизации процесса диагностики.

В 1959 году в институте хирургии имени Вишневского была организована первая лаборатория медицинской кибернетики и информатики под руководством М.Л. Быховского, а в 1961 году в этой лаборатории появилась ЭВМ («Урал-2»), первая в медицинских учреждениях Советского Союза. Были организованы также лаборатории медицинской кибернетики в ряде институтов Академии Наук.

В 70-80 годы ЭВМ стали доступными не только для научно-исследовательских институтов, но и для многих крупных клиник. Помимо проводившихся ранее работ появились первые автоматизированные системы профилактических осмотров населения; начались попытки совместить медицинскую аппаратуру с ЭВМ; появились сообщения о первых мониторных системах, системах для функциональных исследований. В 1973 году в ИССХ им. А.Н. Бакулева была разработана автоматизированная система обеспечения решений врача АСОРВ. Развитие консультативно-диагностических систем привело к созданию консультативных центров. Одной из первых ИС была система «Педиатрия», созданная в 1978 году под руководством Е.В. Гублера для реанимационно-консультативного центра Ленинграда. В 1983 году была начата разработка системы профилактических осмотров детского населения по заказу Главного управления здравоохранения города Ленинграда.

Во второй половине восьмидесятых годов появились персональные компьютеры, и процесс компьютеризации медицины принял лавинообразный характер. Появилось большое количество разнообразных систем для функциональных исследований. Различные информационные системы начинают разрабатываться и внедряться в учреждения практического здравоохранения. Создаются первые компьютерные сети в медицине.

С начала 90-х годов произошла фактическая стандартизация средств вычислительной техники в здравоохранении. Основным типом ЭВМ стал персональный компьютер, совместимый с IBM PC, а операционной системой Windows.

С появлением медицинского страхования начали активно внедряться соответствующие информационные системы. Для создания медицинской отчетности стали применять статистические информационные системы.

Сегодня компьютеры стали неотъемлемым компонентом оснащения всех медицинских учреждений. Однако в большинстве случаев их возможности не используются в полной мере. Одной из причин этого является недостаточная обеспеченность аппаратно-программными средствами, особенно коммуникационными устройствами, что не позволяет наладить транспортировку данных и оперативное обеспечение ими всех специалистов учреждения. Другая причина, вероятно более значимая, видится в отсутствии у медицинских работников знаний и навыков, необходимых для работы с современными персональными компьютерами.

Литература

1. Брукшир Дж. Гленн, Брилов Деннис Компьютерные науки. Базовый курс М: Вильямс, 2019.

2. Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум. СПб: Питер, 2001.

Источник

Методическая разработка лекции на тему: «Медицинская информатика как наука»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

по дисциплине ИНФОРМАТИКА

Раздел: Основные принципы медицинской информатики

Тема: Основные принципы медицинской информатики

Специальность: 31.02.01. Лечебное дело 2-3 курс

(протокол от ____. ____. 2018 № ___)

Автор-составитель: преподаватель высшей квалификационной категории Полей Жанна Анатольевна

к методической разработке по дисциплине «Информатика» по теме « Основные принципы медицинской информатики ».

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС III поколения к формированию знаний, для использования на лекции в рамках специальности 31.02.01 «Лечебное дело» углубленной подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

З 2 – основные принципы медицинской информатики ;

Формируемые компетенции: ОК 2, 4, 5, 8, 9

Методы и формы, используемые на занятии: применяются информационные технологии: мультимедийная презентация.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Входной контроль» (приложение №1), « Изучение нового материала » (приложение №2), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№3), Подведение итогов (приложение №4).

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Основные принципы медицинской информатики.

Место проведения: учебная аудитория

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.

1. Образовательная: После изучения темы студент должен:

— знать основные принципы медицинской информатики. Понятие о медицинской информатике. Основные принципы медицинской информатики. История компьютеризации отечественного здравоохранения.

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3. Развивающая: Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2), использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5), самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития (ОК 8), ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 9).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

студент должен знать:

Методическое обеспечение занятия: содержание учебного материала, контрольные вопросы по теме « Основные принципы медицинской информатики ».

Домашнее задание: Работа над учебным материалом электронного учебника и дополнительной электронной литературой Гельман В.Я., Медицинская информатика. Практикум. – СПб: Питер, 2014. – 468 с.

Основная: Информатика, С.В. Симонович – СПб, 2014;

Ефимова О. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие для старших классов. М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF 2012.

1. Гельман В.Я., Медицинская информатика. Практикум. – СПб: Питер, 2014. – 468 с.

2. Научно-образовательный интернет-ресурс по тематике ИКТ «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru). Разделы: «Общее образование: Информатика и ИКТ», «Профессиональное образование: Информатика и информационные технологии»;

3. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. Питер, 2014 г. http://www.razym.ru/naukaobraz/uchebnik/104364-simonovich-sv-informatika-bazovyy-kurs.html

Описание хода занятия

занятия. Коды формируемых

Содержание этапа. Методическое обоснование

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

Теоретическое осмысление учебного материала

(приложение №1) ОК 2, ОК 9

Цель – выявить уровень теоретических знаний и способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задания, оценить степень подготовки к занятию.

Использование активных форм опроса:

— индивидуальный опрос с целью определения уровня знаний; тестовый контроль

Изложение нового материала (приложение №2) ОК 2

Совместно с преподавателем студенты создают опорный конспект лекции с применением информационных технологий.

Осмысление полученных знаний: ОК 4 (приложение №3)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания

Закрепление материала осуществляется: путем ответов на вопросы; тестовые задания.

Подведение итогов (приложение №4)

Обсуждаются итоги ответов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется по дихотомической системе оценки результатов.

1) Работа над учебным материалом электронного учебника: Гельман В.Я., Медицинская информатика. Практикум. – СПб: Питер, 2014. – 30 мин.

2) Работа над дополнительной электронной литературой – 15 мин.

Текст задания: Опишите основные принципы медицинской информатики при выполнении тестовых заданий

Условия выполнения задания:

1. Место (время) выполнения задания: учебная аудитория

2. Максимальное время выполнения задания: 20 мин./час.

1. Общество, определяемое уровнем развития промышленности и её технической базы это…

1) первобытное общество

2) информационное общество

3) индустриальное общество

2. Суть первой информационной революции в …

3) изобретение письменности

3.Предоставление в распоряжение пользователя необходимых ему информационных продуктов это-

1) информационный процесс

2) информационная услуга

3) право собственности

4. К внутренним источникам угроз не относится…

1) Отставание по уровню информатизации

2) Преступная деятельность

3) Отставании по технологии

5.Массовая несанкционированная рассылка рекламы по сети Интернет –это …

1) Ошибки пользователя

3) Информационная война

6.Сколько было информационных революций?

7.Выберите виды информационных угроз

8.Общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией-

1) индустриальное общество

2) информационное общество

3) первобытное общество

9. Не относится ко внешним источникам информационных угроз …

2) Преступная деятельность

3) Недостаточный уровень образования

10. Право собственности являющееся некорректно изложенным …

2) право пользования

3) право уничтожения

Критерии оценивания: Точно описаны основные принципы медицинской информатики при выполнении тестовых заданий

Разработчик: Полей Жанна Анатольевна

Изучение нового материала

Понятие о медицинской информатике

Информационные процессы присутствуют во всех областях медицины и здравоохранения. От их упорядоченности зависит четкость функционирования отрасли в целом и эффективность управления ею. Информационные процессы в медицине рассматривает медицинская информатика.

Медицинская информатика – это наука, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, распространения, представления информации с использованием информационной техники в медицине и здравоохранении.

В настоящее время медицинская информатика признана как самостоятельная область науки, имеющая свой предмет, объект изучения и занимающая место в ряду других медицинских дисциплин. С другой стороны, методология медицинской информатики основана на методологии общей информатики.

Предметом изучения медицинской информатики являются информационные процессы, сопряженные с медико-биологическими, клиническими и профилактическими проблемами.

Объект изучения медицинской информатики – это информационные технологии, реализуемые в здравоохранении.

Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине и здравоохранении за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающая повышения качества охраны здоровья населения.

Медицинская информатика – это научная дисциплина, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, распространения, представления информации с использованием информационной техники и технологии в медицине и здравоохранении.

Собственно медицинская информатика рассматривает медицинские приложения информационных технологий. При этом изучаются как использование стандартных, универсальных средств информатики для решения медицинских задач, так и специальные медицинские информационные технологии и системы.

Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающая повышение качества охраны здоровья населения.

базовый уровень (МИС для врачей различного профиля);

территориальный уровень (МИС для профильных и специализированных медицинских служб и региональных органов управления здравоохранением);

государственный уровень (МИС Министерства здравоохранения).

Информационные системы в здравоохранении в пределах каждого уровня управления в зависимости от специфики решаемых задач классифицируются по следующим функциональным признакам:

• административные медицинские системы;

• поисковые информационные системы;

• системы для лабораторно-диагностических исследований;

• больничные медицинские информационные системы;

• АРМы (автоматизированные, рабочие места специалистов);

• телемедицинские системы и др.

История компьютеризации отечественного здравоохранения

Информатика внедрялась в медицину с нескольких относительно независимых направлений, главными из которых являлись: лаборатории и группы, занимающиеся медицинской кибернетикой; производители медицинской аппаратуры; медицинские информационно-вычислительные центры; сторонние организации, занимающиеся автоматизацией управленческой деятельности; руководители медицинских учреждений, самостоятельно внедрявшие новую технологию.

Процесс внедрения вычислительной техники в учреждения здравоохранения нашей страны имеет почти полувековую историю. Первые попытки применения ЭВМ для решения медицинских задач относятся к пятидесятым годам. В то время компьютеры занимали целые этажи зданий и обслуживались десятками людей. Естественно, что ни одно медицинское учреждение страны ими не располагало. Однако крупные научно-исследовательские институты арендовали в вычислительных центрах машинное время. В первую очередь это были задачи по статистической обработке данных для научно-медицинских исследований, а также предпринимались первые попытки по автоматизации процесса диагностики.

В 1959 году в институте хирургии имени Вишневского была организована первая лаборатория медицинской кибернетики и информатики, а в 1961 году в этой лаборатории появилась ЭВМ, первая в медицинских учреждениях Советского Союза. Были организованы также лаборатории медицинской кибернетики в ряде институтов Академии Наук.

В 70-80 годы ЭВМ стали доступными не только для научно-исследовательских институтов, но и для многих крупных клиник. Помимо проводившихся ранее работ появились первые автоматизированные системы профилактических осмотров населения; начались попытки совместить медицинскую аппаратуру с ЭВМ; появились сообщения о первых мониторных системах, системах для функциональных исследований. Развитие консультативно-диагностических систем привело к созданию консультативных центров.

Во второй половине восьмидесятых годов появились персональные компьютеры, и процесс компьютеризации медицины принял лавинообразный характер. Появилось большое количество разнообразных систем для функциональных исследований. Различные информационные системы начинают разрабатываться и внедряться в учреждения практического здравоохранения. Создаются первые компьютерные сети в медицине.

С появлением медицинского страхования начали активно внедряться соответствующие информационные системы. Для создания медицинской отчетности стали применять статистические информационные системы.

Сегодня компьютеры стали неотъемлемым компонентом оснащения всех медицинских учреждений. Однако в большинстве случаев их возможности не используются в полной мере. Одной из причин этого является недостаточная обеспеченность аппаратно-программными средствами, особенно коммуникационными устройствами, что не позволяет наладить транспортировку данных и оперативное обеспечение ими всех специалистов учреждения. Другая причина, вероятно более значимая, видится в отсутствии у медицинских работников знаний и навыков, необходимых для работы с современными персональными компьютерами.

Осмысление полученных знаний

Названо определение понятия медицинской информатики – да/нет;

Изложены полно основные принципы медицинской информатики – да/нет.

Перечислено не менее 4 видов медицинских информационных систем – да/нет;

Условия выполнения задания:

1. Место (время) выполнения задания: учебная аудитория

2. Максимальное время выполнения задания: 10 мин./час.

3. Вы можете воспользоваться: конспектом лекции

Разработчик: Полей Жанна Анатольевна

Медицинская информатика – это научная дисциплина, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, распространения, представления информации с использованием информационной техники и технологии в медицине и здравоохранении.

Собственно медицинская информатика рассматривает медицинские приложения информационных технологий. При этом изучаются как использование стандартных, универсальных средств информатики для решения медицинских задач, так и специальные медицинские информационные технологии и системы.

Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающая повышение качества охраны здоровья населения.

базовый уровень (МИС для врачей различного профиля);

территориальный уровень (МИС для профильных и специализированных медицинских служб и региональных органов управления здравоохранением);

государственный уровень (МИС Министерства здравоохранения).

Информационные системы в здравоохранении в пределах каждого уровня управления в зависимости от специфики решаемых задач классифицируются по следующим функциональным признакам:

• административные медицинские системы;

• поисковые информационные системы;

• системы для лабораторно-диагностических исследований;

• больничные медицинские информационные системы;

• АРМы (автоматизированные, рабочие места специалистов);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *