Что изучает макроэкономика и микроэкономика 11 класс

Учитель всех предметов

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Что изучают макроэкономика и микроэкономика?

Что изучает макроэкономика и микроэкономика 11 класс

Что изучают макроэкономика и микроэкономика?

Ответ

Микроэкономика — это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наёмных работников на рынке труда и т. д. Вместе с тем микроэкономика изучает функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли — предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности (производителей, фирм) во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.

Современный этап экономического развития характеризуется высокой взаимозависимостью национальных экономик в мировом масштабе. Поэтому экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Законы развития мирового хозяйства изучает самостоятельная часть экономической науки — мировая (международная) экономика. Предметом её исследования являются международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен и торговля результатами научно-технической деятельности, международные валютные отношения и др.

Источник

Понятие микроэкономики и макроэкономики: общие черты и различия

Определение экономики

Понятие «Экономика» произошло от греческого слова oikonomos (ойкономос), что означает «домоводство» или «ведение домашнего хозяйства. Впервые данное определение было употреблено Ксенофонтом (430-355 гг. до н.э.).

Экономика имеет различные толкования:

Макроэкономика и микроэкономика — что собой представляют

Макроэкономика

Макроэкономика — особая часть экономической теории, изучающая государственную и мировую экономики в целом и их функционирование.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основным показателем результатов макроэкономической деятельности является валовый национальный продукт (ВНП).

ВНП — денежный показатель, который включает в себя всю стоимость произведенных в экономике за определенный промежуток времени конечных товаров и услуг. ВНП обычно рассчитывают за год.

Для расчета ВНП считают всю добавленную стоимость проданной или непроданной текущей продукции, но исключают из данного показателя продажу подержанных товаров, непроизводственные сделки и промежуточные товары.

Добавленная стоимость — рыночная цена, установленная для произведенной фирмой продукции, не учитывающая стоимость приобретенных у поставщиков потребленных материалов и сырья.

Дополнительными параметрами макроэкономики являются:

Валовый внутренний продукт — показатель, учитывающий продукцию, произведенную на территории страны всеми субъектами экономических отношений, за исключением заграничных отделений и филиалов фирм. Отличается от ВНП на величину разницы между экспортом и импортом.

Чистый национальный продукт (ЧНП) — это валовый национальный продукт (ВНП), не учитывающий амортизационные отчисления на потребление капитала. Это та сумма конечной продукции и услуг, которая осталась для потребления после замены умершего капитала.

Национальный доход (НД) — совокупный доход, заработанный поставщиками ресурсов. НД рассчитывается путем вычитания косвенных налогов на бизнес из ЧНП.

Личный доход (ЛД) — выплаченный суммарный доход семей и индивидов до уплаты налогов. ЛД — фактически полученный доход, который получают путем прибавления суммы трансфертных платежей и вычитания взносов на социальное страхование, налогов на прибыль корпораций, нераспределенной прибыли корпораций из НД.

Располагаемый личный доход (РЛД) — ЛД после вычитания индивидуальных налогов граждан.

Микроэкономика

Микроэкономический анализ ориентирован на индивидуальные компоненты экономики.

Индивидуальный экономический компонент или субъект — простой элемент хозяйственной системы, который самостоятельно реализует собственные экономические функции и является цельным, то есть рассматривается в рамках этой системы единым целым.

Микроэкономический анализ изучает поведение фирм, домохозяйств, инвесторов, предприятий, собственников земель и т.д., то есть отдельных экономических субъектов:

Микроэкономика рассматривает, как принимает экономические решения отдельная фирма (производитель) и домохозяйство (потребитель или собственник экономических ресурсов).

Принятие экономических решений, то есть процесс выбора определенного варианта развития экономики, — основа жизнедеятельности всех экономических субъектов и всей экономики в целом.

Экономический субъект выбирает определенный вариант своей деятельности и считает его наилучшим в сравнении с другими вариантами (относительно своих возможных выгод). При этом теряется возможность реализации альтернатив.

Работая над реализацией выбранного варианта, субъект уже не сможет свои затраченные ресурсы направить на альтернативный вариант. Поэтому все возможные выгоды другого варианта будут недостижимы для экономического субъекта, то есть он терпит альтернативные издержки.

Альтернативные издержки — издержки упущенных возможностей, оценочная выгода от второго наилучшего варианта экономического действия.

Учет альтернативных издержек считается важнейшим принципом микроэкономического анализа. Например, принцип альтернативности положен в основу модели производственных возможностей, позволяющих проанализировать экономическое развитие с позиции ответа на вопросы «как, что и для кого» производить.

Субъекты микроэкономики могут выступать во многих качествах, например, фирма может быть одновременно и производителем, и потребителем, и инвестором, и собственником и т.д. Но микроэкономический анализ рассматривает фирму, как и другие экономические единицы, в каждом из ее качеств отдельно.

Показателями микроэкономики являются индивидуальные величины:

Особенности исследований, как взаимодействуют между собой

Происходящие экономические процессы имеют свои закономерности, которые исследуют с точки зрения разных теорий.

Позитивная экономическая теория изучает экономику на базе обобщенных и систематизированных данных, полученных на основе наблюдений, реального опыта, информационных данных о реальном положении процессов и объектов.

Нормативная экономическая теория строится на основе идеального образа функционирования объектов и процессов. Используется для построения теоретической системы.

Оба метода важны, и для создания эффективной экономической теории необходимо их применять в совокупности.

Экономическая теория включает в себя два раздела: макроэкономический и микроэкономический анализы.

Предметом изучения макроэкономики как раздела экономической теории являются закономерности общественного воспроизводства, а также условия установления общего экономического равновесия.

Общее экономическое равновесие — состояние экономики, при котором пропорции обмена сложились таким образом, что на всех рынках одновременно достигнуто равенство спроса и предложения, и при этом ни один из субъектов не может улучшить свое благосостояние в сложившихся условиях.

Макроэкономическая теория изучает народное хозяйство в целом, как единую интегрированную систему, то есть все проблемы, связанные с совместной деятельностью огромного числа экономических объектов в рамках национальной экономики или экономики мира.

В микроэкономике предметом является отдельно взятый структурный элемент экономики. Он представляет собой относительно обособленную, самостоятельную экономическую единицу в экономической системе. В рамках общего макроэкономического взгляда на эту систему данный элемент не рассматривается отдельно и не несет важного значения, но он является системообразующим и основным ее звеном.

В рамках микроэкономического анализа рассматривают деятельность индивидуальных экономических субъектов: достижение ими собственных экономических задач через разработку, принятие и реализацию решений.

Микроэкономика, изучая отдельную единицу, также учитывает ее взаимодействие с другими единицами и рассматривает их особенную среду обитания — отрасли производства, рынки ресурсов и сбыта, организацию конкуренции. Она также исследует тот суммарный результат, который получит все общество в целом вследствие всеобщего взаимодействия экономических единиц.

Здесь микроэкономика неизбежно выходит из проблемы макроэкономики, следовательно, границы между этими двумя разделами экономической теории условны. В основе понимания макропроцессов лежит анализ поведения отдельных хозяйственных единиц.

Справочные материалы по макроэкономике включают в себя разделы микроэкономических основ исследования и методологические обоснования макроэкономических зависимостей.

И, наоборот, микроэкономические справочные материалы включают в себя темы из макроэкономики: роль государства в экономике отраслей, национальная экономика, спрос и предложение, эффективность рыночных систем, регулирование экономики и т.д.

Таким образом, макроэкономика и микроэкономика тесно взаимосвязаны друг с другом и составляют единую науку. Оба раздела экономической теории для анализа экономических процессов применяют одинаковые методологические принципы.

Как связаны микроэкономика и макроэкономика, примеры

Макро- и микроэкономические процессы тесно взаимодействуют друг с другом и подчинены единой задаче — удовлетворение общественных потребностей путем исследования факторов и закономерностей экономического роста и применения их на практике.

Миллионы индивидуальных решений определяют общеэкономические тенденции. То есть люди стремятся получить максимальный эффект от взаимодействия друг с другом с целью улучшения благосостояния. Это взаимодействие является результатом макроэкономических событий.

С другой стороны, индивидуальные субъекты микроэкономики анализируют и учитывают макроэкономическую ситуацию для принятия собственных экономических решений.

Пример взаимосвязи микро- и макроэкономики

Экономическое развитие фирм напрямую зависит от элементов макроэкономических решений, например, от сбережений, инвестиций, потребительских расходов и т.д.

В свою очередь макроэкономический анализ имеет в своей основе простейшую модель из микроэкономики: кругооборот продуктов и доходов между фирмами, домашними хозяйствами.

Фирмы производят товары и услуги, пользуясь ресурсами, которые им предоставили домохозяйства: труд, предпринимательские способности, земля, капитал. Домохозяйства предоставляют ресурсы фирмам с целью удовлетворения собственных потребностей.

Взаимосвязи, возникающие между фирмами и домохозяйствами, постоянно повторяются и осуществляются посредством натурально-вещественной и денежной форм.

Равенство суммы доходов и продаж фирм домохозяйств является основным принципом модели данного кругооборота. Следовательно, заработанные в кругообороте доходы пропорциональны выпущенной продукции и валовому национальному продукту.

Чем отличается микроэкономика от макроэкономики

Уровень анализа экономических процессов является основным отличием микроэкономики от макроэкономики.

К примеру, данные отдельной фирмы о количестве устроенных или уволенных сотрудников, или о количестве произведенных продуктов, не позволят сделать выводы о положении дел общего объема выпуска в экономике страны или об уровне безработицы.

И, наоборот, изменение совокупного спроса не отражают действительности в изменении спроса отдельного домохозяйства на определенный товар или услугу.

Отличия микро- и макроэкономики:

Источник

2.1 Экономика и экономическая наука.

Содержание:

Три главных вопроса экономики:
– что производить?
– как производить?
– для кого производить?

Термин «экономика» многозначен. Приведем 2 значения.

↑ Экономика как наука

Экономика — наука, изучающая, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности

Функции экономики как науки:

1) Познавательная (теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, различные экономические процессы и их последствия).

2) Практическая (на основе знаний экономика дает рекомендации, предлагает алгоритмы действий).

3) Прогностическая (в экономике происходит формирование прогнозов социально-экономического развития общества).

Субъекты экономики:
– семьи;
– фирмы;
– государства.

Экономическая наука — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

↑ Макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика.

Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое. Макроэкономика изучает проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Микроэкономика — это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наёмных работников на рынке труда и т. д., а также функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

К объектам микроэкономики относятся:
– домашние хозяйства;
– фирмы;
– отрасли;
– рынки товаров и ресурсов.

Отличия:
Микроэкономика изу­ча­ет поведение от­дель­ных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, вла­дель­цев первичных про­из­вод­ствен­ных ресурсов. В цен­тре ее вни­ма­ния — цены и объ­е­мы производства и по­треб­ле­ния конкретных благ, со­сто­я­ние отдельных рынков, рас­пре­де­ле­ние ресурсов между аль­тер­на­тив­ны­ми целями.

Макроэкономика ис­сле­ду­ет функционирование эко­но­ми­че­ской системы в целом и круп­ных ее секторов. Объ­ек­том изучения ее яв­ля­ют­ся национальный доход и об­ще­ствен­ный продукт, ВВП, эко­но­ми­че­ский рост, общий уро­вень занятости, со­во­куп­ные потребительские рас­хо­ды и сбережения, общий уро­вень цен и инфляция, роль государства в экономике, изменение курса валют

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) связаны между собой.

Мировая (международная) экономика изучает законы развития мирового хозяйства.(международную торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен и торговлю результатами научно-технической деятельности, международные валютные отношения и др.

↑ Экономика как хозяйство. Главная проблема экономики.

Экономика — хозяйственная система, которая обеспечивает удовлетворение потребностей людей и общества путём производства, обмена, распределения и потребления необходимых жизненных благ и услуг.

Главная проблема экономики — удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов.

Ресурсы – имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей.

К экономическим ресурсам относятся:
природные ресурсы
человеческие ресурсы
капитал (деньги и средства производства)

Потребность — это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Ограниченность – недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, который люди хотели бы получить.

– исчерпаемость природных ресурсов;
– труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться,
количеством рабочего времени;
– капитал ограничен возможностями его создания, характером и эффективностью при-
менения, выбытием по мере износа, использования.

Природные ресурсы ограничены тем, что многие полезные ископаемые исчерпаемым. Так, например, известно, что в недрах Земли есть не более 140 млрд. т нефти и к 2030г. будет исчерпано 80% этих запасов. Однако люди активно используют нефть как сырье для про- изводства топлива и химических материалов. Соответственно потребности людей в нефти растут, а ее количество уменьшается.

Человеческие ресурсы также ограничены. Труд людей ограничен их количеством, воз- можностью и способностью трудиться, количеством рабочего времени. На ограниченность человеческих ресурсов также влияют: демографическая ситуация в стране; политическая нестабильность; экономическая неразвитость региона.

Средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов ограничены возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования.

Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью.

Понятие «общественное воспроизводство»

Основные модели общественного воспроизводства:
– модель простого воспроизводства Ф. Кенэ;
– модель общественного воспроизводства К. Маркса.

Типы воспроизводства по характеру полученного дохода:
– простое;
– расширенное;
– суженное.

Типы воспроизводства по качественной характеристике факторов производства:
– интенсивное;
– экстенсивное;
– смешанное

Основные фазы общественного воспроизводства материальных благ:
– производство;
– распределение;
– обмен;
– потребление.

Производство, распределение, потребление, обмен. Товар и услуга.

Сферы экономической деятельности:
– производство;
– распределение;
– обмен;
– потребление.

1. Производство – процесс создания экономических благ и услуг.

Товар — продукт труда, произведённый для продажи на рынке.

4. Обмен подразумевает обмен деятельностью, товарами и услугами.

↑ Основные этапы развития экономической науки

Древнейшими документами, которые фиксировали правила экономического поведения, были законы, впервые появившиеся в государствах Древнего Востока. А первыми учеными-экономистами принято считать выдающихся греческих философов – Ксенофонт,
Аристотель, Платон.
Экономические взгляды Древнего мира и Средневековья носили отрывочный характер и не составили единого учения. Первая школа экономической теории сложилась в эпоху Возрождения.

Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию богатства, были меркантилисты (от итал. «mercante» – «торговец»).

Меркантилизм – экономическая политика ряда европейских государств XV – XVIII вв., направленная на накопление богатств внутри страны путем активной внешней торговли. Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства –
торговля.
Следующей школой и следующим направлением развития экономической теории было
учение физиократов.

Физиократы – школа французских экономистов второй половины XVIII века, которые
считали источником богатства нации сферу материального производства, основой которого является сельское хозяйство.
Идеи физиократов были развиты и углублены представителями классической школы политэкономии (Уильям Петти (1623—1687), Адам Смит (1723—1790), Карл Маркс (1818 —1883)).

У. Петти утверждал, что богатство нации образуют не только драгоценные металлы, но и земли страны, дома, корабли, товары. Петти – первый автор трудовой теории стоимости, согласно которой ценность товаров создается определенным количеством затраченного труда. У. Петти принадлежит крылатая фраза: «Природа – мать, а труд – отец всякого богатства».

Шотландский экономист и философ Адам Смит впервые изложил экономическую теорию как целостную науку. Человека он считал существом экономическим и стремящемся ко все большему накоплению богатства. Стремление людей улучшить свое материальное положение способствует процветанию всего общества. Как говорит Смит, «дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе». Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Он полагал, что непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция. Только при свободном перемещении товаров, денег, капитала и людей ресурсы общества используются оптимально. Вмешательство государства в экономику должно быть минимальным.

Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов. В зависимости поэтому от большего или меньшего количества этих продуктов или того, что приобретается в обмен на них, сравнительно с числом тех, кто их потребляет, народ оказывается лучше или хуже снабженным всеми необходимыми предметами и удобствами, в каких он нуждается. Но это отношение у каждого народа определяется двумя различными условиями: во-первых, искусством, умением и сообразительностью, с какими в общем применяется его труд, и, во-вторых, отношением между числом тех, кто занят полезным трудом, и числом тех, кто им не занят. Каковы бы ни были почва, климат или размеры территории того или иного народа, обилие или скудость его годового снабжения всегда будет зависеть в таком случае от этих двух условий.

А. Смит. Исследование о причинах и природе богатства народов.

Новое направление экономической теории – кейнсианство – было положено выдающимся ученым-экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом (1883—1946). Основное положение теории Кейнса – признание кризисов явлением, органически присущим рыночной экономике и ее неспособности к саморегулированию. Согласно его теории, имеет место не редкость ресурсов, а, наоборот, их переизбыток, о чем свидетельствует безработица. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. Важная роль в ней отводится государству. Экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

С именем лауреата Нобелевской премии Милтона Фридмена связано одно из наиболее распространенных современных направлений экономики – монетаризм. Монетаристы, исходя из того, что существует определенная связь между показателями развития экономики и количеством денег в обращении, доказывают, что регулировать ход экономических процессов возможно, изменяя объем денежной массы. Поскольку обеспечение экономики деньгами – это прерогатива государства, то последнее, проводя соответствующую денежно- кредитную политику (увеличивая или сокращая массу денег в обращении), может воздействовать на экономическое развитие страны.

Источник

Обществознание. 11 класс

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 9. Экономика, экономическая наука

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Экономика — область общественных отношений по поводу производства, обмена, распределения, потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования ресурсов

Микроэкономика – наука о производственных отношениях на уровне функционирования фирм или хозяйств. Микроэкономика изучает такие вопросы, как формирование стоимости, ограниченность ресурсов, соотношение спроса и предложения, изменение их динамики.

Макроэкономика – наука о хозяйственной системе страны или целого мира. Макроэкономика исследует проблемы занятости населения, причины возникновения и пути преодоления инфляции, проблематику государственного бюджета, факторы влияния на экономический рост.

Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Распределение — это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.

Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Факторы производства — это ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.

Факторный доход – это прибыль, которая получается от эксплуатации ресурсов или факторов производства.

Труд — это совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего — от количества населения трудоспособного возраста.

Земля– всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

Капитал– произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства. Капитал бывает двух видов:

Физический капитал–оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или к транспортировке.

Финансовый (денежный) капитал – ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного производства т.е. для обогащения

Предпринимательские способности (предпринимательство)- деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности

Заработная плата – материальное вознаграждение за труд

Рента-определенная сумма, выплачиваемая за пользование землей.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1.Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной. — М.: Просвещение, 2018.

2. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2004г.

3. Экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007 – С.1152.

4. Седов В.В. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. с.36..

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Термин «экономика» (от греч. oikos-домашнее хозяйство и nomos-правила) имеет двоякий смысл. Впервые в научном труде слово «экономика» появилось в IV в. до н. э. у Аристотеля, который назвал ее «естественной наукой».

Экономика как наука прошла долгий путь развития. Вместе с изменением экономических условий жизни общества менялся и предмет экономики. В течение нескольких столетий предметом изучения экономики было богатство. Первоначально экономические школы и направления различались именно тем, что они понимали под богатством и источником богатства нации (от золота до всей массы созданных трудом людей продуктов). Во второй половине XIX в. предмет экономики меняется. Она становится наукой о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченности (редкости) ресурсов и безграничности потребностей. Сегодня такое понимание предмета экономической науки является господствующим.

Экономика –это наука, которая исследует, как люди в условиях ограничеснности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

Вопросы экономики как науки следующие:

У экономической науки следующие функции:

Познавательная: исследование явлений и процессов экономической жизни

Прогностическая: возможность предсказания наступления экономических событий

Мировоззренческая: формирование взглядов человека на его место в экономике, на роль государства в экономической жизни страны

Методологическая: открытие определенных законов в науке дает ей же возможность развиваться дальше

Критическая: возможность рассмотрения различных точек зрения, утверждения несостоятельности определенных мнений и суждений

Социальная: служение интересам общества, повышение благосостояния людей

Практическая: помощь развитию хозяйства, поиск наилучших производственных решений

Экономика построена на экономической деятельности, которая, в свою очередь, состоит из четырех основных элементов: производство –> распределение –> обмен –> потребление.

Производство – процесс создание экономических благ, т.е. объектов, удовлетворяющих потребности человека, изготовление которых подразумевает использование ресурсов и труда; экономические блага ограничены и доступны не всем слоям населения. Например, Помимо экономических благ существуют блага даровые. Их отличие состоит в равной доступности для всех, неограниченности и количественном превосходстве над потребностями людей. Сюда можно отнести воду, воздух, энергию солнца.

Стадии общественного производства

В своем движении продукт проходит определенные стадии. Экономическая наука выделяет следующие стадии производства: производство как таковое, распределение, обмен, потребление.

Производство делится на материальное и нематериальное. Ошибочно предполагать, что материальное производство создает товар, а нематериальное образует сферу услуг, потому как услуги бывают и материальными (транспорт, торговля), и нематериальными (образование, культура).

Сегодня существует несколько уровней хозяйственных связей и уровней экономической деятельности. Рассмотрим основные три: микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика.

Микроэкономика изучает, что отдельный экономический субъект покупает и продает, что он потребляет и что производит; как он принимает экономические решения во всевозможных ситуациях на различных микроэкономических рынках, т.е. на рынков товаров, услуг, природных ресурсов и т.д. Также микроэкономика изучает, что происходит, когда отдельные экономические субъекты вступают в экономические отношения друг с другом: как формируются рынки и возникает конкуренция; каковы будут цены товаров, продаваемых на этих рынках; что будет с этими рынками в будущем; как эти рынки реагируют на поведение различных субъектов экономических отношений.

Ограниченность ресурсов (редкость ресурсов) — экономическое представление, выражающее конечность, редкость, дефицит ресурсов, общедоступных человеку и людям в любой определенный исторический период, условную их недостаточность, в сопоставлении с бесконечными людскими нуждами для удовлетворения, которых эти ресурсы употребляются. Ограниченность ресурсов ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. С развитием общества потребности изменяются количественно и качественно. Из этого следует, что обществу необходимы экономические ресурсы во всевозрастающих масштабах, но ресурсы общества принципиально ограничены. Все потребности людей удовлетворить нельзя. Проблема экономического выбора общества возникает из необходимости производства разнообразных товаров и услуг в условиях ограниченности экономических ресурсов

Часть экономических ресурсов, которые реально участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.

Выделяют четыре фактора производства:

2. Земля – всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

3. Капитал – произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства.

4. Предпринимательские способности (предпринимательство) – деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности: умение идти на риск, способность к принятию решений, умение брать ответственность за принятые решения, восприимчивость к нововведениям.

5. Информация (знания)

В рыночных условиях все факторы производства свободно продаются и покупаются, принося при этом своим владельцам факторный доход:

Рента – доход, приносимый фактором «Земля». Это регулярная плата за пользование имуществом владельца, при этом самому владельцу не требуется прилагать для его получения никаких дополнительных усилий. Пример – плата за аренду земельного участка или квартиры. Человек, живущий на ренту, называется рантье.

Процент – доход от фактора «Капитал». Заработная плата – доход от фактора «Труд». Это плата наемному работнику за труд. Прибыль – доход от фактора «Предпринимательская способность» и информация.

Прибыль – доходы за вычетом расходов. Получение прибыли является основной целью любого предпринимателя и любой коммерческой организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *