Что изучает логистика как наука
Логистика
Содержание
История
Происхождение термина
В Византийской империи при дворе императора были «логистики», в обязанности которых входило распределение продуктов питания. Есть сведения, что Наполеон применял в своей армии логистические принципы.
Термин логистика ввёл в русский язык в начале XIX века французский военный специалист Антуан Жомини.
В различных культурах
В Империи инков
Теория логистики
Содержанием логистики как науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками.
Военная логистика
Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны. Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.
В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.
Бизнес-логистика
В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы. Логистическая система — совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.
Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых — снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение — уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности. [источник не указан 1071 день] Общепризнанные логистические системы и концепции управления приведены далее. Just In Time: MRP — Materials requirements planning, DRP (distribution requirements planning), MRPII — Manufacturing resource planning, ERP — Enterprise resource planning; LEAN PRODUCTION: CSRP — Customer Synchronized Resource Planning, ROP, QR, CR, AR; EOQ МОДЕЛЬ; Система двух уровней; Двухбункерная схема; Модель с постоянной периодичностью заказа; Метод АВС; Нестационарные и стохастические модели управления запасами и другие. Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL — от англ. «first-party logistics» — подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» — подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.
Задача управления логистикой на практике сводится к управлению несколькими компонентами, которые составляют так называемый «logistics mix»:
Логистика делится на виды: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.
Закупочная логистика
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочная логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.
Распределительная логистика
Это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями.
Сбытовая логистика
Сбытовая логистика (логистика распределения) — это область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисного) потоков между различными потребителями, то есть в процессе реализации товаров, основная цель которой — обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами. С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения — совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.
Транспортная логистика
Транспортная логистика это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Более детальными функциями данной логистики являются — 1) персонал который занимается осуществлением этих задач(грузчики, водители), 2) классификация транспортных средств(по объёмам м³), 3) ценовая политика(на рабочую силу, на ГСМ, предоставление транспортных услуг).
Логистика запасов
Политика управления запасами состоит из решений — что закупать или производить, когда и в каких объёмах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.
Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по отдельности, а можно централизованно (требует большей координации и информационного обеспечения)
Управление запасами предприятия — интегрированный процесс, обеспечивающий операции с запасами внутри фирмы и вне её — на всем протяжении цепи управления поставками.
Политика управления запасами обязательно должна опираться на стратегию предприятия в целом. Именно от стратегии зависит выбор модели управления запасами.
«Реактивная» модель, иными словами модель «вытягивания», позволяющая строить управление запасами в зависимости от спроса или конкретного заказа от производителя до конечного потребителя. Плановая модель предполагает продвижение продукта внутри маркетингового канала распределения по определенному графику в соответствии с прогнозом спроса на продукт и его наличием на рынке. Особенно актуальна смешанная модель управления, комбинирующая методы управления предыдущих моделей и позволяющая быстрее и эффективнее приспосабливаться к изменениям на рынке.
Контроль за состоянием запасов — техническое средство реализации политики управления материальными запасами. В процедуру контроля запасов входят учет наличия запасов, регулярное отслеживание приходов/расходов. Эти операции особенно эффективно могут выполняться с использованием автоматизированных систем управления вручную, без использования информационных систем. Использование информационной системы ERP-класса на сегодня является неотъемлемой частью системы управления производственными и материальными запасами предприятия.
Складская логистика
Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). При этом используются наиболее распространенные методики FIFO, LIFO, FEFO, FPFO, BBD. Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом WMS.
Информационная логистика
Совокупность действий по эффективному распределению информационных потоков между цифровыми и традиционными носителями.
Комплексная логистика
Системный подход к организации всего цикла жизни товара и связанных с ним мероприятий в период от момента производства его комплектующих до момента потребления. Это эффективная система управления материальными, информационными и финансовыми потоками, связанными с жизненным циклом товара. Комплексный подход к логистическому процессу позволяет сократить или нейтрализовать риски неопределенности, под влиянием которых находится функциональный цикл жизни товара.
Экологическая логистика
Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. [5] [6] Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде. Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором. [7]
Бережливая логистика
Синтез логистики и Лин концепции позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все фирмы и предприятия, задействованные в потоке создания ценности, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Принципы Лин технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. [8] Лин логистика использует принцип совокупной логистической стоимости, Total Logistics Cost, TLC, что позволяет:
Городская логистика
Городская логистика (сити логистика, муниципальная логистика) — комплекс логистических решений, действий, процессов, нацеленных на оптимизацию управленческих решений администрации, потоков материалов, транспортных средств, людей, знаний, энергии, финансов, информации в рамках подсистем города и его инфраструктуры.
Другие сферы применения
Задачи, решаемые логистикой
Логистика в компьютерных играх
Hard Truck Tycoon — компьютерная игра на логистическую тему. Truck Tycoon Mobile (Java) — первая мобильная игра на логистическую тему. Цель обеих игр — создание инфраструктуры между небольшими городами. Для того чтобы уменьшить расстояние между терминалами, их необходимо разместить в центральной зоне карты. Минимальное расстояние между терминалами дает максимальную прибыль. В игре Truck Tycoon Mobile (Java) самым прибыльным рейсом (ROUTE) является перевозка топлива (OIL). Прибыль от такой перевозки в один конец с прицепом — 2000$. Carnival Cruise Line Tycoon 2005: Island Hopping — ещё одна игра.
Food Force — игра по снабжению гуманитарной помощи.
Big Mutha Truckers — игра в стиле Hard Steel. Тема — Дальнобойщики.
Axis & Allies и Arsenal Of Democracy — игры на тему военной логистики снабжения.
Truck Depot Mobile — мобильная игра, демонстрирующая погрузку груза в трейлер.
Cruise Ship Tycoon Mobile — мобильная игра, планирование пассажирских перевозок на круизном лайнере.
Логистика является также основным элементом серии игр Transport Tycoon Deluxe.
Что изучает логистика как наука
Логистика объединяет стадии закупки, производства и сбыта в единый процесс. Посредством логистики управление движением потоков материалов осуществляется как управление единой, интегрированной системой, включающей источник сырья, ряд стадий обработки (изготовления продукции) и сбыта готовых изделий. Происходит переход от частных, локальных задач подсистем к глобальным целям производственной организации.
Таким образом, логистика обеспечивает формирование процесса товародвижения, его эффективное функционирование путем установления необходимых хозяйственных связей между отдельными стадиями и участниками логистического процесса и управление движением материальных потоков.
Определение сущности логистики
Главная цель логистики вовремя и в необходимом количестве доставить произведенную продукцию в нужное место с минимальными издержками. Совокупность логистических функций и целей определяет сущность логистики.
Сущность логистики состоит в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении материальным потоком на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками.
Процессы, протекающие в логистической системе и характеризующие ее взаимодействие с внешней средой, раскрывают содержание логистики как вида практической деятельности.
1.2.2. Логистика как самостоятельная
область знаний
Предмет и содержание логистики как науки
Логистика изучает сложные динамические производственно-коммерческие комплексы, осуществляющие организационно-экономическую деятельность в области снабжения, основного производства, транспортных и сбытовых операций.
Характерными особенностями таких комплексов являются: рассредоточенность основных средств и коллективов людей на значительной территории; высокая фондоемкость большей части технических средств; мобильность одних и жесткая привязка к определенным географическим регионам других элементов логистической системы; зависимость от результатов работы большого числа смежных подсистем (грузоотправителей, грузополучателей, поставщиков ресурсов и т.д.).
Отмеченные особенности воздействуют на объем и протекание материальных и информационных потоков в логистической системе, а также определяют характер организационных и экономических отношений, возникающих между отдельными звеньями материалопроводящей цепи.
Предметом логистики как науки служат организационно-экономические отношения в сфере товародвижения на этапах закупки, производства и сбыта продукции. Логистика как научная дисциплина исследует общие свойства, законы и закономерности создания логистических систем.
Содержанием логистики как науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками.
Общим методом науки логистики является диалектический метод исследования. Для решения конкретных задач наука использует системный подход, методы исследования операций и теории систем.
Основные понятия логистики
Логистика обладает собственным понятийным аппаратом, который включает присущие ей категории, понятия, термины.
Материальный поток это отнесенная к временному интервалу совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных логистических операций.
Совокупность ресурсов одного наименования, находящихся на всем протяжении от конкретного источника производства до момента потребления, образует элементарный материальный поток. Множество элементарных потоков, формирующихся на предприятии, составляет интегральный (общий) материальный поток, обеспечивающий нормальное функционирование предприятия. Схема движения материальных потоков показана на рис. 1.2.1.
Рис. 1.2.1. Схема движения материальных потоков
Выделяют внешний и внутренний, входящий и выходящий материальные потоки.
Внешний материальный поток это поток, который протекает во внешней по отношению к данной логистической системе среде.
Внутренний материальный поток это поток, который протекает во внутренней среде по отношению к данной логистической системе.
Входящий материальный поток это внешний поток, входящий в данную логистическую систему.
Выходящий материальный поток это выходящий во внешнюю среду поток из данной логистической системы.
Информационный поток это совокупность циркулирующих внутри логистической системы, между нею и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.
Информационный поток соответствует материальному. В реальных логистических системах материальный и информационный потоки могут частично опережать друг друга. Информационный поток может иметь одинаковое направление с материальным (прямое) и противоположное ему (встречное). Опережающий информационный поток в прямом направлении содержит предварительные сообщения о предстоящем прибытии грузов, а во встречном направлении сведения о заказе. Одновременно с материальным потоком параллельно ему идет информация о количественных и качественных параметрах перемещаемых ресурсов. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки грузов, а также претензии и подтверждения.
Выделяют внешний и внутренний, входной и выходной информационные потоки. Их определения аналогичны определениям материального потока. Информационный поток характеризуется источником возникновения, направлением, периодичностью, объемом, скоростью передачи и т.д. Управление информационным потоком включает в себя изменение направления потока и ограничение его параметров.
Логистическая операция это обособленная совокупность действий, направленных па преобразование материального и (или) информационного потока. К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести складирование, транспортировку, упаковку и др. Логистические операции с информационным потоком включают действия по сбору, обработке и передаче соответствующей информации.
Выделяют внешние и внутренние логистические операции. К внешним логистическим операциям относят все действия в области снабжения и сбыта готовой продукции, а к внутренним операции по управлению материальным потоком в производстве. Кроме того, логистические операции могут быть односторонними или двусторонними, связанными с переходом права собственности на товар с одного юридического лица на другое.
Логистическая функция это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из функций логистики представляет собой однородную (с точки зрения цели) совокупность действий.
К основным логистическим функциям относят планирование материального обеспечения производства, управление ходом выполнения производственных заказов, управление запасами, управление распределением продукции. К логистическим функциям могут быть также отнесены прогнозирование, контроль, регулирование.
Логистическая система представляет собой адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Различают макро- и микрологистические системы.
Макрологистическая система это система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой инфраструктуру экономики региона, страны или групп стран.
Микрологистические системы представляют собой структурные составляющие макрологистических систем, класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой (производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы).
1.2.3. Принципы логистики
Вопросы для повторения
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет
Логистика
Определения логистики, история логистики, логистические системы
Цель и обьект логистики, проблемы логистики, виды логических систем, основные задачи логистики, экономический эффект от использования логистики
Содержание
Содержание
Раздел 1. История и варианты определения термина логистика.
Раздел 2. Основные виды логистических систем, основные задачи логистики.
Раздел 3. Военная логистика, бизнес-логистика, распределительная логистика, транспортная логистика, комплексная логистика.
Миссия логистики – достижение логистической цели.
Цель логистики – доставка продукции в заданное место в определенный день и час, в нужном количестве и ассортименте при оптимальном уровне затрат, а главное с сохранением ее качества.
Объект логистики – материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки.
Предмет логистики – компания оптимальных материальных и соответствующих им финансовых и информационных потоковых процессов.
Весьма широкая сфера практического приложения логистики предполагает дифференцирование решаемых задач на общую, главную и основные.
Общая задача логистики состоит в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции.
Главная задача логистики заключается в достижении с наименьшими издержками максимальной приспособленности предприятия, компании, организации к изменяющейся рыночной обстановке, в повышении на рынке их доли и получении преимуществ перед конкурентами.
История и варианты определения термина логистика
Исторические и философские определения логистики.
Развитие логистики в достаточно широком хронологическом периоде практически полностью доказывает данное утверждение, одновременно позволяя проследить и формирование определения термина «логистика». Для наглядности и удобства изучения последнего целесообразно рассмотреть историю формирования понятия «логистика» в свете выше рассмотренных этапов развития логистики. Для этого ограничимся наиболее известными определениями.
о поводу возникновения логистики есть две версии, не исключающие, впрочем, одна другую. Одна гласит, что еще в Римской империи была разработана специальная система распределения продовольствия.
Другая версия, более распространенная и близкая, связана с участием американских войск во Второй мировой войне. В недрах американских генштабов были разработаны (а во время войны применены) новые технологии (разработки) снабжения армии Они были направлены, если можно так выразиться, на повышение комфортности военных действий: чтобы снаряды не приходилось доставлять на позицию по-пластунски и чтобы после обеда ни один американский солдат не остался без привычной чашки кофе и жевательной резинки. Все должно было быть в нужном количестве, в должном месте и в расчетное время.
К 70-м годам логистика окончательно сформировалась как прикладная дисциплина, а сам термин стал активно применяться во всем западном мире. Примерно тогда же началось бурное развитие розничных сетей, стали появляться первые супермаркеты (в настоящем смысле этого слова). И возникла необходимость налаживать прямые связи между поставщиками и продавцами, чтобы товары доставлялись каждую неделю непосредственно в магазины Тогдашние логистики, еще не названные таковыми, «вручную» регулировали наполнение полок магазинов и поддержку ассортимента. Неувязки компенсировались складскими запасами.
Уже через 10-15 лет этого стало недостаточно. Появились промежуточные звенья: дистрибьюторские центры, куда привозили продукт поставщики, транспортные организации, которым заказывали основные перевозки в магазины, и т.д. Стало очевидно, что невыгодно хранить запасы на складах, а потому нужно увеличивать так называемую оборачиваемость товарных запасов (тот срок, за который продукт успевает быть продан, чтобы его место занял другой).
Вскоре логистика легко перешагнула через простое распределение продукта. Показав свою эффективность, она оказалась особенно полезной в наше время.
Первый этап развития логистики. Данный период можно назвать периодом зарождения логистики и ее базовых правил и принципов. Потому и формулировка термина «логистика» в этот период еще не была озвучена. Но купцы и правители города Угарит понимали ее как науку о движении продуктов и множества товаров как внутри города, так и между городами сопредельных государств.
Военачальники того времени понимали под логистикой умение управлять войсками в сражениях.
К сожалению, другие определения, принадлежащие этому периоду, неизвестны.
Второй этап целиком и полностью можно назвать периодом формирования логистики как военной науки. Очевидно, что большая часть определений понятия «логистика» принадлежит Перуанская республика военачальников или военных теоретиков. Ниже перечислены некоторые из них.
практическое искусство движения войсками (определение, данное военным теоретиком ХIХ в. А. Г. Джомини);
четкая и слаженная работа тыла по обеспечению войск всем необходимым;
математическая логика (определение немецкого математика Г. В. Лейбница);
наука о вычислении;
искусство передвижения и снабжения подразделений армии и флота (определение принадлежит неизвестному древнегреческому военачальнику);
искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, компания их тылового обеспечения (Военный энциклопедический лексикон. – Спб, 1850).
Третий этап характеризуется становлением логистики как военной науки и окончательным осознанием военными ее громадной пользы для эффективного ведения войн. На этом этапе были сформулированы среди многих определений логистики определения, наиболее полно описывающие ее суть и предназначение:
умение снабжать армию военной амуницией, транспортировать военные грузы, выбирать местоположение лагеря и корректировать совершение марша;
тыл и снабжение; материально-техническое обеспечение, фирма и осуществление работы тыла («Большой англо-русский словарь»).
На четвертом этапе развития наука «логистика» получила такие известные определения:
оптимальная координация движения и создания запаса сырья, деятельность по переработке, упаковке конечной продукции, ее складирование и доставка клиентам;
широкий диапазон деятельности, связанный с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии к покупателю, в некоторых случаях включающий движение сырья от источников снабжения до начала производственной линии. Эта деятельность включает в себя транспортировку, складирование, обработку материалов, защитную упаковку, контроль запасов, выбор места нахождения производства и складов, прогнозирование спроса, анализ рынка и обслуживание покупателей (Совет по управлению логистикой (Council of logistics Management), США).
Пятый этап является самым «плодотворным», с точки зрения определения понятия «логистика». Сегодня существует уже более пятидесяти определений термина «логистика», опубликованных в учебниках, учебных пособиях, брошюрах, статьях, диссертационных работах за период с 1985 г. и по настоящее время. Приведем лишь некоторые из формулировок, по нашему мнению, наиболее емкие и концептуальные.
теория и практика, порожденная, прежде всего, интеграционными процессами в экономике, социальной и государственной жизни.
междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков;
направление хозяйственной деятельности, заключающееся в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.
наука о потоковых процессах целенаправленной человеческой деятельности.
наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до приобретателя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации (Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Экономика, 1995).
Процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции приобретателю обращения. Логистика – это искусство и наука определения потребностей, а также приобретения, распределения и содержания в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.
Анализ литературных источников показал, что на сегодняшний день не существует признанного профессиональной общественностью определения, на которое бы можно было полностью ориентироваться при изучении дисциплины «логистика» и при подготовке логиста к практической деятельности. Хотя, справедливости ради, следует признать, что каждое из определений по-своему обоснованно, научно и понятно. Чем же вызваны трудности в принятии единого для всех определения?
Неоднозначность трактовки термина «логистика» объясняется тремя причинами.
Первая заключается в том, что логистика проникает практически во все области деятельности человека. Такое множество направлений приложения логистики и не позволяет создать то единое определение, которое было бы справедливо, корректно и понятно для всех.
Вторая причина неоднозначности определения сущности логистики, как отмечает А. А. Смехов, «…объясняется различным ракурсом взгляда на проблему». Это значит, что логистику можно рассматривать с разных точек зрения, а именно, с позиции менеджера, маркетолога, финансиста, экономиста, ученого или руководителя компании, организации.
Третья причина состоит в том, что, как подтверждает зарубежная практика, логистика становится быстро развивающейся инфраструктурой в сфере экономики и фирмы производства. Она учитывает формирование рыночного спроса, производство, распределение и доставку.
Однако, несмотря на указанные трудности, по мере роста наших знаний об управлении и запасах, а также опыта передовых компаний концепция логистики получает большое признание и применение
в ряде организаций. А если это так, то следует, наверное, все же указать на определение термина «логистика», которое должно быть положено в основу практической деятельности лиц и структурных подразделений, занимающихся логистизацией экономических процессов. Таковым является последнее определение логистики, данное Советом по управлению логистикой (Council of logistics Management, США): логистика – это процесс планирования, осуществления контроля и складирования сырьевого потока при достижении оптимальной стоимости, создания запаса готовой продукции и относящаяся к этому информация с целью удовлетворения потребностей клиента от пункта прохождения до пункта потребления. Данное определение относится к входящему и исходящему, внутреннему и внешнему движению сырьевого потока и позволяет понять истоки и предназначение логистики.
Испанский юрист и экономист XVI века Хуан Поло де Ондегардо в 1572 году сообщал о том, что в Империи инков чиновниками кипукамайоками вёлся учёт по текущим необходимым продуктам для инкского двора. При этом учитывались: место отправки, доставляемая продукция, срок доставки, и, возможно, расстояние: «Этим путём письма приносились из Куско в Лиму за три дня, на расстояние 130 лиг (1 лига — 5,55 км), и всё по очень неудобной дороге. Инки также использовали этих посыльных-часки для доставки свежей рыбы с моря; и они проделывали за два дня расстояние в сотню лиг. У них были записи в кипу, о рыбе приносимой иногда из Тумбеса, с расстояния более чем 300 лиг».
Основные виды логистических систем, основные задачи логистики
Эффективность логистики зависит от качества компании, управления, механизации, компьютеризации, подготовки кадров.
Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.
Основные задачи логистики:
планирование запасов на основе прогноза спроса;
определение необходимой мощности производства и транспорта;
построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;
разработка методов совместного планирования снабжения, производства, складирования, сбыта, отгрузки и транспортировки готовой продукции.
Логистический метод исследует и оптимизирует возникновение, преобразование или поглощение материальных и сопутствующих потоков на определенном экономическом объекте, функционирующем как система, т. е. реализующем поставленные перед ним цели и рассматриваемом в этом смысле как единое целое.
Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному приобретателю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Англии исследования показали, что в стоимости товара, попавшего к конечному приобретателю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока. Высокая доля издержек на логистику в конечной цене продукта показывает, какие резервы улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.
Применение логистики в сферах производства и обращения позволяет:
— снизить запасы на всем пути движения материального потока;
— сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
— снизить транспортные расходы;
— снизить расходы на хранение или упразднить их;
— сократить издержки ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.
Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:
» в общей структуре расходов на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров,
» большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий),
Сокращение запасов при использовании логистики обеспечивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, за счет повышения надежности поставок, за счет рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин.
Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих издержках времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, расхода времени на собственно изготовление товара труда составляют в среднем от 2 до 5%.
Логистический подход создает также условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая компания, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.
Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем, так называемых интегративных свойств, т. е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.
Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название «семь правил логистики»:
Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти семь условий выполнены, т. е. нужный продукт необходимого качества в необходимом количестве доставлен определенному приобретателю в нужное время в нужное место с минимальными издержками.
Задачи, решаемые логистикой
выбор вида транспортного средства;
Фирма транспортировки груза;
упаковка товаров в контейнеры;
ответственное хранение на складских площадях;
формирование сборных заказов;
Военная логистика, бизнес-логистика, распределительная логистика, транспортная логистика, комплексная логистика
Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны. Американский военный контингент, ведя военные действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.
В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.
В зависимости от специфики деятельности организации применяются различные логистические системы. Логистическая система — совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.
Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых — снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение — уменьшение издержек при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности. Общепризнанные логистические системы и концепции управления приведены далее. Just In Time: MRP — Materials requirements planning, DRP (distribution requirements planning), MRPII — Manufacturing resource planning, ERP — Enterprise resource planning; LEAN PRODUCTION: CSRP — consumer Synchronized Resource Planning, ROP, QR, CR, AR; EOQ МОДЕЛЬ; Система двух уровней; Двухбункерная схема; Модель с постоянной периодичностью заказа; Метод АВС; Нестационарные и стохастические модели управления запасами и другие. Фирмы могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические фирмы для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL — от англ. «first-party logistics» — подход, при котором фирма решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» — подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической компании. В функции такого 3PL-провайдера входит компания и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному приобретателю.
Задача управления логистикой на практике сводится к управлению несколькими компонентами, которые составляют так называемый «logistics mix»:
складские сооружения (отдельные складские постройки, центры дистрибьюции, складские помещения, совмещенные с магазином);
запасы (объем запасов по каждому наименованию, место нахождения запаса);
транспортировка (виды транспорта, сроки, виды тары, наличие водителей и т. д.);
комплектация и упаковка (простота и легкость с точки зрения логистического обслуживания с одновременным сохранением влияния на покупательскую активность);
связь (возможность получения как конечной, так и промежуточной информации в процессе товародвижения).
Логистика делится на виды: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочная логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.
Распределительная логистика является функциональной областью логистики предприятия и имеет свой объект, цели, специфические функции.
Объект исследования: Материальный поток на стадии движения от поставщика к приобретателю.
Предмет исследования: Рационализация процесса физического продвижения товара к приобретателю.
Цель логистики распределения: Доставить продукт в нужное место и в нужное время. Для достижения этой цели с минимальными расходами необходимо определиться с каналом распределения. Канал распределения (логистический канал) – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.
Разграничение закупочной и распределительной логистики впервые было сделано в 1992 г. М.Е. Залмановой: «Распределительная логистика – это область деятельности поставщика, а закупочная логистика – область деятельности приобретателя». В дальнейшем содержание распределительной логистики уточнялось, расширялось, однако единое понимание ее сущности и функций до сих пор отсутствует. Так, Д.Д. Костоглодов и Л.М. Харисова рассматривают распределительную логистику как «процесс управления коммерческим, канальным и физическим распределением готовой продукции и услуг с целью удовлетворения спроса потребителей и извлечения прибыли». Считается, что управление коммерческими сбытовыми операциями и процессами лишь частично относится к функциям распределительной логистики. Следовательно, приведенное выше определение трактует распределительную логистику слишком широко. По мнению А.М. Гаджинского: «распределительная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т. е. в процессе оптовой продажи товаров». Он отмечает, что процесс продажи в розницу товаров в логистике не рассматривается.
Сбытовая логистика (логистика распределения) — это область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисного) потоков между различными потребителями, то есть в процессе реализации товаров, основная цель которой — обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными издержками. С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения — совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку продукта до приобретателя.
Транспортная логистика — это система по фирмы доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Одно из основополагающих направлений науки об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров
Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными расходами, а также с минимальным вредом для объекта доставки.
Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.
Транспортировка — заключается в перемещении продукции транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций.
Выбор типа транспортного средства.
Выбор вида транспортного средства.
Совместное планирование транспортных процессов со складскими и производственными операциями.
Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта.
Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.
Определение рациональных маршрутов поставки.
Все эти задачи решаются взаимосвязано, в комплексе.
Политика управления запасами состоит из решений — что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.
Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по отдельности, а можно централизованно (требует большей координации и информационного обеспечения)
Управление запасами предприятия — интегрированный процесс, обеспечивающий операции с запасами внутри организации и вне ее — на всем протяжении цепи управления поставками.
Политика управления запасами обязательно должна опираться на стратегию предприятия в целом. Именно от стратегии зависит выбор модели управления запасами.
«Реактивная» модель, иными словами модель «вытягивания», позволяющая строить управление запасами в зависимости от спроса или конкретного заказа от производителя до конечного приобретателя. Плановая модель предполагает продвижение товара внутри маркетингового канала распределения по определенному графику в соответствии с прогнозом спроса на товар и его наличием на рынке. Особенно актуальна смешанная модель управления, комбинирующая методы управления предыдущих моделей и позволяющая быстрее и эффективнее приспосабливаться к изменениям на рынке.
Контроль за состоянием запасов — техническое средство реализации политики управления материальными запасами. В процедуру контроля запасов входят учет наличия запасов, регулярное отслеживание приходов/затрат. Эти операции особенно эффективно могут выполняться с использованием автоматизированных систем управления вручную, без использования информационных систем. Использование информационной системы ERP-класса на сегодня является неотъемлемой частью системы управления производственными и материальными запасами предприятия.
Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила компании складского хозяйства, процедуры работы с продуктом и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). При этом используются наиболее распространенные методики FIFO, LIFO, FEFO, FPFO, BBD. Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом WMS.
Информационная логистика (information logistics) — совокупность действий по эффективному распределению информационных потоков между цифровыми и традиционными носителями.
Информационная логистика имеет аллегорическое сходство с транспортной и складской логистикой.
Монохромная цифровая печать (односторонняя или двусторонняя)
Монохромная печать состоит из нескольких этапов:
получение от Заказчика информации для печати в удобном для Заказчика цифровом формате (файла);
разработка проекта и подготовка информации заказчика к печати на высокотехнологичных промышленных принтерах;
согласование с Заказчиком и заказ специализированной бумаги;
печать информации заказчика на высокотехнологичных промышленных чёрно-белых принтерах (на одной стороне или на обеих сторонах листа;
Контроль качества печати;
Цветная цифровая печать (односторонняя или двусторонняя).
Цветная печать состоит из нескольких этапов:
получение от Заказчика информации для печати в удобном для Заказчика цифровом формате (файла);
разработка проекта и подготовка информации заказчика к печати на высокотехнологичных промышленных цветных принтерах;
согласование с Заказчиком и заказ специализированной бумаги;
печать информации заказчика на высокотехнологичных промышленных цветных принтерах (на одной стороне или на обеих сторонах листа);
Контроль качества печати;
дальнейшая обработка напечатанного.
Персонализированная печать или персонализация листа
Персонализация — способ оформления печатной продукции, где каждый экземпляр становится индивидуальным, поскольку несет в себе индивидуальную информацию. Персональная информация может быть текстовой (фамилия, имя, адрес и т. д.) или иллюстрированной (фотография адресата). Технологический процесс персонализированной печати аналогичен технологическому процессу цифровой печати. Если персонализированные листы в дальнейшем будут подвергаться автоматической упаковке в конверты, на этапе обработки информации перед печатью на них будут нанесены специальные метки для автоматического упаковщика и баркоды. Печать может осуществляться как на бумаге, так и на заранее подготовленных бланках.
Упаковка листов в конверты
Упаковка в конверты, исходя из размера конверта и количества упаковываемых листов может подразделяться на ручную и автоматическую.
Ручная упаковка состоит из:
подготовки упаковываемых вложений;
определения, заказа и получения конвертов;
складывания (фальцовка) вложений;
укладывания вложений в конверты и заклейки конвертов;
При необходимости, сортировки и упаковки конвертов в коробки или иную тару.
Автоматическая упаковка состоит из:
распечатки персонализированных вложений со специальными метками и баркодами по разработанному заранее проекту;
подготовка неперсонализированных вложений и загрузка их в упаковщик (при необходимости);
загрузка в упаковщик персонализированных вложений;
настройка параметров фальцовки;
загрузка в упаковщик заранее подготовленных конвертов;
настройка упаковщика под размер конвертов;
запуск упаковщика и получение на выходе упакованных конвертов с необходимыми вложениями;
Контроль качества и упаковка конвертов с вложениями в коробки;
нанесение на коробки маркировки (при необходимости).
Франкировка отправлений — нанесение знаков почтовой оплаты на конверты и бандероли. Франкировка осуществляется путем пропускания конвертов или заранее подготовленных стикеров через специальную франкировальную (маркировочную) машину.
Отправка почтовой корреспонденции
Отправка — сортировка по индексам, оформление необходимой документации, упаковка, доставка до специализированных почтовых отделений и сдача почтовой корреспонденции.
Оцифровка — перевод информации с бумажного носителя на цифровой носитель. Технологический процесс сканирования состоит из следующих основных операций:
получение от Заказчика бумажных носителей с печатным текстом и/или графической информацией;
подготовка бумажных носителей к сканированию;
сканирование информации в файл графического формата;
перенос файлов с информацией на цифровой носитель заказчика.
Перевод отсканированной информации в текстовый формата по определённо заданным правилам. Распознавание состоит из:
получения оператором отсканированного файла;
определения правил и/или форм, по которым должна представляться информация после распознавания;
распознавания информации в соответствии с определенными правилами;
перенос файлов с распознанной информацией на цифровые носители Заказчика.
Верификация — проверка распознанного документа. Заключается в сравнении данных после распознавания с данными до распознавания. В случае, если данные после распознавания не совпадают с данными до распознавания, либо форма представления распознанных данных не совпадает с определённой Заказчиком формой представления информации, распознанные данные приводятся в надлежащий вид.
Сервис по хранению всех данных заказчика в цифровом виде с возможностью постоянного доступа.
Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный товар и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде. Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.
Городская логистика (сити логистика, муниципальная логистика) — комплекс логистических решений, действий, процессов, нацеленных на оптимизацию управленческих решений администрации, потоков материалов, транспортных средств, людей, знаний, энергии, финансов, информации в рамках подсистем города и его инфраструктуры.
Логистика в компьютерных играх
Hard Truck Tycoon — первая компьютерная игра на логистическую тему. Truck Tycoon Mobile (Java) — первая мобильная игра на логистическую тему. Цель обеих игр — создание инфраструктуры между небольшими городами. Для того чтобы уменьшить расстояние между терминалами, их необходимо разместить в центральной зоне карты. Минимальное расстояние между терминалами дает максимальную прибыль. В игре Truck Tycoon Mobile (Java) самым прибыльным рейсом (ROUTE) является перевозка топлива (OIL). Прибыль от такой перевозки в один конец с прицепом — 2000$. Carnival Cruise Line Tycoon 2005: Island Hopping — еще одна игра.
Food Force — игра по снабжению гуманитарной помощи.
Big Mutha Truckers — игра в стиле Hard Steel. Тема — Дальнобойщики.
Axis & Allies и Arsenal Of demos kratos — игры на тему военной логистики снабжения.
Truck Depot Mobile — мобильная игра, демонстрирующая погрузку груза в трейлер.
Cruise Ship Tycoon Mobile — мобильная игра, планирование пассажирских перевозок на круизном лайнере.
Логистика является также основным элементом серии игр Transport Tycoon Deluxe.
К значимым проблемам логистики на сегодняшний день относятся:
обеспечение взаимного соответствия материальных и информационных потоков;
контролирование материального потока и передача данных о нем в единый логистический информационный центр;
определение стратегии и технологии физического перемещения средств потребления и товаров;
разработка способов управления операциями движения товаров;
установление форм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;
определение объема производства, транспортировки и складирования;
расхождение между требованиями и возможностями закупки и производства.
Достижение цели логистики измеряется четким и конкретным результатом. В данном случае результатом логистики является наличие требуемого предмета торговли в необходимом количестве и заданного уровня качества, в нужном месте и в назначенное время, с минимальными издержками.
Если внимательно прочитать все сложные определения этой загадочной специальности, то можно подытожить: это экономия. Логистика призвана экономить средства, продукцию, время, деньги, площади, оборудование и т.д. Логист, по меткому выражению одного из журналистов, это профессиональный скряга, который чуть ли не единственный во всей цепочке от производителя до приобретателя думает не о том, как заработать, а о том, как сэкономить.
Итак, нужный товар требуемого качества в необходимом количестве в назначенное время должен быть доставлен в подходящее место с минимальными расходами для приобретателя.
Весьма полезны и коммуникативные качества, умение найти общий язык с разными людьми (от водителей грузовикое до директоров заводов и чиновников Таможенного комитета) и высокая степень концентрации (ведь необходимо одновременно работать с большим количеством информации в параллельном режиме).
Источники
Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia
logisticstime.com – Время логистики
fill2001.narod.ru – Все определения логистики
work.ua – Советы, статьи
ec-logistics.ru – Учебный центр Логика
Полезное
Смотреть что такое «Логистика» в других словарях:
ЛОГИСТИКА — в нач. 20 в. название логики, изучаемой математическими методами, в частности, с использованием аксиоматизации и формализации. Слово «Л.» первоначально означало искусство вычисления или обычную арифметику. Г. Лейбниц употреблял его для… … Философская энциклопедия
ЛОГИСТИКА — (греч. logistike, от logos счет). 1) то же, что алгебра. 2) часть тактики о передвижении войск. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛОГИСТИКА [ Словарь иностранных слов русского языка
Логистика — (от англ. logistics материально техническое снабжение) в предпринимательстве контроль за всеми видами деятельности, связанными с закупкой ресурсов для производства и доставкой готовой продукции покупателю, включая необходимое информационное… … Политология. Словарь.
логистика — и, ж. logistique Logistik 1. устар. Математическая логика. Великий диалектик и логистик. 1833. Вульф Дн. // Люб. быт. 1 408. 2. Одно из философских направлений математики, обосновывающее возможность сведения всей математики к математической… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЛОГИСТИКА — теория планирования, управления и контроля процессов дви жения материальных, трудовых, энергетических и информационных потоков в человеко машинных системах. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь
логистика — система поставок Совокупность методов и способов эффективного управления товарными потоками с обеспечением наименьших издержек и высокого уровня организации и осуществления процессов снабжения, управления товарным рынком, производства, сбыта и… … Справочник технического переводчика
Логистика — от греч. logistike искусство вычислять, рассуждать теория планирования, управления и контроля процессов движения материальных, трудовых, энергетических и информационных потоков с использованием элементов кибернетики. В экономике Л. применяется… … Словарь бизнес-терминов
ЛОГИСТИКА — управление материально техническим обеспечением, товарно материальными запасами. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
логистика — сущ., кол во синонимов: 9 • алгебра (3) • интендантство (2) • канбан (2) • … Словарь синонимов
Логистика — Логистика (Logistics) — планирование, контроль и управление транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья, материалов и полуфабрикатов до производства, в… … Экономико-математический словарь