Что изучает лексикология и фразеология 7 класс повторение

Конспект урока по русскому языку для 7 класса » Лексика. Фразеология»

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 7 класса » Лексика. Фразеология»»

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Обучающий аспект – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепит знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.

Развивающий аспект – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).

Воспитывающий аспект – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

1. Организационный момент. (2 мин.)

Учащиеся готовятся к уроку,

Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: чем мы занимались на предыдущих уроках?

— а зачем нужно повторять то, что уже знаешь?

— как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?

Итак, чтобы определить, какой раздел русского языка мы будем повторять, вы должны будете отгадать тверские загадки и по первым буквам отгадок составить слово. Эту работу вы выполните в группах.

Как на него взглянешь, так и заплачешь. (Лук)

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

Сидит Маршутка в семидесяти семи шубках. (Капуста)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Синенька, маленька по городу скачет, всех людей красит. (Игла)

Черный Ивашка, деревянная рубашка, где пройдет, там след остается. (Карандаш)

Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас (Антенна) все задки, кроме последней, являются Тверскими

Чтобы повторить названный вами раздел, мы отправимся в необычное путешествие и посетим страну Лексику и граничащую с ней загадочную Фразеологию.

3. Задание 1. (3 мин.). определить лексическое значение слова.

Прежде чем мы тронемся в путь, скажите, что мы называем лексическим значением?(определенный смысл)

Определите лексическое значение слова «путешествие».

А какой словарь нам поможет проверить лексическое значение слова? (Толковый словарь).

Работа с Толковым словарем. На парте у учеников лежат Толковый словарь

Пока работает 1 ученик со словарем, уч-ся отвечают:

— Сколько корней имеет слово «путешествие»? Каким способом образования образовано?

«Русский язык очень богат и продолжает обогащаться». (Запись в тетрадь)

Как вы понимаете это выражение? Какие однокоренные слова встретились в этом выражении? Какими частями речи они являются?

Учащиеся выписывают в тетрадь нужное значение слова «богатый».

1. Обладающий большим имуществом.

2. Дорого стоящий, роскошный, великолепный.

3. Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.

4. Содержащий много ценных качеств ( переносное)

Вывод (на слайде) : Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. ( А.Н. Толстой).

Парная работа. Выпишите в тетрадь ключевые слова этого выражения., обменяйтесь тетрадями и посмотрите, согласен ли с вами сосед.

Ребята, когда выбирали нужное лексическое значения слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?

Ответ: Слово «богатый» имеет несколько значений.

1. Как называются слова, которые имеют несколько значений

Именно в бухте Многозначности мы и сделаем свою первую остановку.

На слайде представлены выражения

1. Языку учиться– всегда пригодится. (перен.)

2. Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык. (перен.)

3. Я больно прикусила язык. (прямое)

4. Так вкусно, что язык проглотишь. ( перен.)

— Как вы понимаете значение данных выражений?

-Какое слово повторятся в этих предложениях?

1. выпишите то выражение, где слово «язык» употреблено в прямом значении

Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд. Выражение в прямом значении будет красного цвета,

— У кого так – руки подняли.

2. Что такое прямое значение?

Ответ: это основное лексическое значение слова.

3. Что такое переносное значение?

Ответ: это вторичное лексическое значение.

5. Групповая работа .Дифференциация. Работа по карточкам.

У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив задание.

1.Я раздам карточки, вы познакомитесь в группах с заданиями и выберете сначала задание, которое можете выполнить быстро.

Не откроешь эту дверь.

Ответ: Эти слова называются Омонимы.

В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

В театре за актом следует акт,

А между ними нужен….. (антракт)

На время дело прекратив,

Вдруг объявили ….. (перерыв)

В поле пахарь устал слишком,

Нужно сделать …… ( передышку)

После урока непременно

Нужна ребятам ….. (перемена)

Ответ: Эти слова называются Синонимы.

Проверка результатов.: какое задание сделали быстро? А над каким поразмышляли?

Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова, какой?( «Слон и Моська»)

. Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов – антонимов. (один ученик Слон, другой Моська)

-Итак, где мы уже успели побывать?

Чтобы нам проследовать дальше и побывать еще в одной стране, мы должны пройти пограничный контроль, а задания там весьма не простые.

1 задание. «Помогите разобраться»

Прослушайте зарисовку, сделанную несколько лет назад в одном из сел Тверской области.

— Что не понял врач? А как вы думаете, что имела в виду бабушка?

(писюки –ячмени на глазах, шушуки – красные муравьи)

Со словами какой группы из страны Лексика столкнулся доктор?

Источник

Урок «Лексика и фразеология » 7 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Лексика и фразеология

Тип урока: урок применения знаний, формирования и совершенствования знаний умений, навыков.

Закрепить и обобщить изученное о лексике и фразеологии; научить применять полученные знания на практике.

Стимулировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.

Способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.

Предметные: знать предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке, понятие «однозначное и многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова», «неологизмы»; уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте, пользоваться словарями, подбирать примеры на все изученные лексические понятия.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Материально-технические: проектор, компьютер, презентация.

Ребята, сегодня я к вам на урок пришла не с пустыми руками, а с корзинкой. В ней лежат конверты. А в конвертах задания для вас.

Вы должны будете отгадать загадки и по первым буквам отгадок составить слово. Эту работу вы выполните в группах.

Как на него взглянешь, так и заплачешь. (Лук)

Сидит Машутка в семидесяти семи шубках. (Капуста)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Синенька, маленька по городу скачет, всех людей красит. (Игла )

Черный Ивашка, деревянная рубашка, где пройдет, там след остается.

Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас (Антенна)

Итак, какое слово у нас получилось? (Лексика).

II . Формулирование темы и цели урока

— Как думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке.

— Как иначе мы называем слова, словарный состав?

— Итак, тема нашего урока….

— Молодцы. Но это только первая часть темы.

Здесь, думаю, вы тоже долго голову ломать не будете и в два счёта её назовёте, и мы не станем сидеть сложа руки, а засучив рукава, приступим к работе. В последнем предложении я употребила целых четыре…

— Значит тема нашего урока «Лексика и …

Запись темы на доске и в тетради.

III . Актуализация знаний

— Что изучает лексика?

— Чем отличается лексическое значение от грамматического?

Может ли у одного слова быть два или несколько значений? Как связаны их значения?

— Какие слова называются синонимами? Антонимами? Каково их значение в речи?

— Какую роль в художественных произведениях имеют диалектные, профессиональные, устаревшие слова, неологизмы? Почему их называют лексикой ограниченного употребления? Только ли в художественных произведениях они уместны?

— Какие слова называют заимствованными? При каких условиях они появляются в языке?

— Что изучает фразеология?

— Чем фразеологизмы отличаются от словосочетаний?

— Как с одной-то лапкой?

— Нет еще со шляпкой.

Что изучает лексикология и фразеология 7 класс повторениеЧто изучает лексикология и фразеология 7 класс повторение

О каком лексическом явлении идет речь в стихотворении?

— Замените повторяющиеся слова синонимами.

Трудно учиться в таких трудных условиях. (сложных)

Нападающие нападают смело, решительно. (играют)

Это выдающийся человек, у него выдающаяся память и выдающиеся способности. (незаурядный, редкий)

— Среди данных слов найдите антонимы и запишите их.

Активный, деятельный, радость, веселье, богатство, бедность, шумный, бесшумный, редкий, уникальный, узкий, широкий.

(богатство- бедность, шумный-бесшумный, узкий-широкий)

— В данном тексте укажите заимствованные слова. Выпишите их.

А из Англии футбол

Прямо в бутсах к нам пришел,

Вслед за ним пришел хоккей,

Теннис, яхта, бокс, рекорд,

Чемпион, тайм-аут, спорт.

(футбол, бутсах, хоккей, жокей, теннис, яхта, бокс, рекорд, чемпион, тайм-аут, спорт)

— Объясните значение оборотов. Откуда они пришли в нашу речь и как называются?

Работать спустя рукава

Бежать сломя голову

IV . Организация познавательной деятельности

— Вы прекрасно справились с непростыми вопросами, значит хорошо усвоили сведения о лексике и фразеологии. Значит, вы легко справитесь со следующими заданиями (самостоятельная работа)

1. Что означает слово «литера»? Составьте словарную статью для толкового словаря.

2. Какое из указанных слов является однозначным?

3. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

4. Какое из данных слов является синонимом к слову «невыразимый»?

5. Найдите пару антонимов

6. В приведённом отрывке найдите устаревшие слова, объясните их значение (в случае затруднения обращайтесь к словарю). С какой целью А.С.Пушкин использует их в своём произведении? Как называется это произведение?

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

7. Из данных фразеологизмов составь антонимичные пары

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЕвгений Моравский

Похожие презентации

Презентация на тему: » Лексика. Фразеология 7 класс. Повторение в начале года.» — Транскрипт:

1 Лексика. Фразеология 7 класс. Повторение в начале года

2 Цель урока: повторение лексикологии как раздела науки о языке и понятий, изученных в 6 классе (общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы, заимствованные слова…); повторение фразеологии.

3 Графический диктант 1. Птич..и гол..са звенели всюду в поле в лесу в роще Солнце показалось из-за туч но вскоре скрылось. 3. До чего красив осенний лес! 4. Ребята вы видели когда(нибудь) вековые м..жжгучие сосны? 4

5 Лексикология- это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.

6 лексика Общеупотребительные слова Профессионализмы Диалектизмы Жаргонизмы Эмоционально окрашенные слова Устаревшие слова Новые слова (неологизмы) Исконно русские и заимствованные слова

7 Общеупотребительные слова Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными. Но есть в русском языке слова, которые знают и используют в своей речи не все. Например, слово яруга (овраг) употребляется в речи жителей некоторых мест; это необщеупотребительные слова.

8 Профессионализмы Разряд слов, представляющих специфическую терминологию в «естественной» речи представителей определённой профессии, называется профессионализмами. Например, опечатка в речи газетчиков ляп; руль в речи шофёров баранка; свободный урок в расписании в речи учителей окно.

10 Жаргонизмы Это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой: водила – водитель, тащусь – восхищаюсь, тачка – машина, наколоть – обмануть.

11 Жаргонизмы Жалок в своей беспомощности или смешон в нарочитой вульгарности тот, кто сыплет, как шелухой от семечек, пустыми внутри и лихими внешне словечками вроде фиолетово, колоссально, прошвырнуться, обалдеть, мэн, чел…

12 Компьютерный жаргон В последнее время появилось много компьютерных жаргонизмов: комп – компьютер, клава – клавиатура, лазарь – лазерный принтер, вакса – операционная система VAX, геймер – от английского жаргонизма gamer (профессиональный игрок в компьютерные игры)…

13 Устаревшие слова Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими. сундукпатефонаэроплан

16 Упражнение. Замените устаревшие слова общеупотребительными словами- синонимами, расположенными в правом столбике. Очи, чело, ланиты, уста, перст, баталия, глаголет, брадобрей. Щёки, глаза, губы, лоб, говорит, палец, битва, парикмахер.

17 Игра «Четвертое лишнее». Запишите слова. Найдите и подчеркните устаревшее слово в каждой группе слов. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан. Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото. Бирюльки сбор игрушечных предметов (посуды, лесенок, шляпок, палочек и так далее), старинная русская настольная игра. Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой.

18 Устаревшие слова (историзмы) кафтан бирюльки

19 Найдите в тексте архаизмы и историзмы Зимний день Потеплело. Стоял неяркий зимний денёк. Шёл тихий и редкий снег. В безветрии и не понять было, падают или подымаются большие снижены. Под расписными дугами княжеской тройки звенел золочёный колоколец, а на хомутах пристяжных, ярившихся на тугой вожже, сворачивавшихся в клубок, мелодично погромыхивали серебряные круглые ширкунцы. (А. Югов.)

21 Новые слова (неологизмы) Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами. Хакер секьюрити оранжевая революция

22 Что такое оранжевая революция? Это деятельность (целенаправленная активность) по дезорганизации и захвату ресурсов предварительно ослабленных, доведённых до состояния «тяжело больного человека» «несостоятельных» государств; спецоперация по сокрушению, колонизации ранее относительно суверенных стран, лишению их качеств, присущих полноценному субъекту политики (борьбы за власть и влияние). Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Украина, 2004 год (Оранжевый шарф и апельсин – символы оранжевой революции.)

23 Заимствованные слова Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. Школа (лат.), гимназия (греч.), колледж (англ.), шахта (нем.), олимпиада (греч), энциклопедия (фр.).

25 Фразеологизмы Фразеологи́зм (фразеологический оборот, идиома) устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы).

27 Растекаться мыслью по древу Растекаться мыслью по древу Неверно переведенная строка из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», которая тем не менее в современном русском языке живет своей, самостоятельной жизнью. В «Слове» сказано: «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». «Мысь» в переводе со старославянского «белка». Соответственно автор говорит, что Боян, складывая песнь, охватывал мысленным взором весь мир бегал белкою по дереву, серым волком по земле, летал орлом под облаками. Примечательно, что, например, в Псковской губернии еще в XIX в. белку называли именно так «мыслью». Иносказательно: вдаваться в ненужные подробности, отвлекаться от основной мысли, затрагивать разные, побочные, подобно ветвям дерева, темы и т. д. (шутл.- ирон.).

28 Перепиши текст, заменив отдельные слова фразеологизмами. В школе Петя работал плохо. Дома он тоже ничего не делал. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой.

29 Игра «Угадай фразеологизм»

31 Домашнее задание Упражнение 13.

32 Найдите устаревшие слова среди предметов одежды в Древней Руси.

33 Одежда в Древней Руси МУЖСКАЯ ОДЕЖДА: рубаха; порты; зипун; кожух; онучи, лапти; епанча; сапоги. ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА: длинная холщовая рубаха; понева; обруч, чепец; кокошник.

34 Словарная работа Понёва (панова, понева, поня, понька вероятно от «понять» в значении «обнять») элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно- синей клетчатой) с богато украшенным подолом. ОНУ́ЧИ куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх О. надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.). Епанча (др.-русск. япончика) широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока. кожу́х. 1. тулуп из овчины. 2. верхняя одежда из кожи, кожан.

35 Работу выполнила учитель Маст Н. А., 2006 год. Редактировала Бурмистрова Р.А., 2013 год.

Источник

Конспект урока по русскому языку для 7 класса » Лексика. Фразеология»

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 7 класса » Лексика. Фразеология»»

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Обучающий аспект – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепит знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.

Развивающий аспект – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).

Воспитывающий аспект – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

1. Организационный момент. (2 мин.)

Учащиеся готовятся к уроку,

Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: чем мы занимались на предыдущих уроках?

— а зачем нужно повторять то, что уже знаешь?

— как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?

Итак, чтобы определить, какой раздел русского языка мы будем повторять, вы должны будете отгадать тверские загадки и по первым буквам отгадок составить слово. Эту работу вы выполните в группах.

Как на него взглянешь, так и заплачешь. (Лук)

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

Сидит Маршутка в семидесяти семи шубках. (Капуста)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Синенька, маленька по городу скачет, всех людей красит. (Игла)

Черный Ивашка, деревянная рубашка, где пройдет, там след остается. (Карандаш)

Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас (Антенна) все задки, кроме последней, являются Тверскими

Чтобы повторить названный вами раздел, мы отправимся в необычное путешествие и посетим страну Лексику и граничащую с ней загадочную Фразеологию.

3. Задание 1. (3 мин.). определить лексическое значение слова.

Прежде чем мы тронемся в путь, скажите, что мы называем лексическим значением?(определенный смысл)

Определите лексическое значение слова «путешествие».

А какой словарь нам поможет проверить лексическое значение слова? (Толковый словарь).

Работа с Толковым словарем. На парте у учеников лежат Толковый словарь

Пока работает 1 ученик со словарем, уч-ся отвечают:

— Сколько корней имеет слово «путешествие»? Каким способом образования образовано?

«Русский язык очень богат и продолжает обогащаться». (Запись в тетрадь)

Как вы понимаете это выражение? Какие однокоренные слова встретились в этом выражении? Какими частями речи они являются?

Учащиеся выписывают в тетрадь нужное значение слова «богатый».

1. Обладающий большим имуществом.

2. Дорого стоящий, роскошный, великолепный.

3. Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.

4. Содержащий много ценных качеств ( переносное)

Вывод (на слайде) : Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. ( А.Н. Толстой).

Парная работа. Выпишите в тетрадь ключевые слова этого выражения., обменяйтесь тетрадями и посмотрите, согласен ли с вами сосед.

Ребята, когда выбирали нужное лексическое значения слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?

Ответ: Слово «богатый» имеет несколько значений.

1. Как называются слова, которые имеют несколько значений

Именно в бухте Многозначности мы и сделаем свою первую остановку.

На слайде представлены выражения

1. Языку учиться– всегда пригодится. (перен.)

2. Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык. (перен.)

3. Я больно прикусила язык. (прямое)

4. Так вкусно, что язык проглотишь. ( перен.)

— Как вы понимаете значение данных выражений?

-Какое слово повторятся в этих предложениях?

1. выпишите то выражение, где слово «язык» употреблено в прямом значении

Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд. Выражение в прямом значении будет красного цвета,

— У кого так – руки подняли.

2. Что такое прямое значение?

Ответ: это основное лексическое значение слова.

3. Что такое переносное значение?

Ответ: это вторичное лексическое значение.

5. Групповая работа .Дифференциация. Работа по карточкам.

У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив задание.

1.Я раздам карточки, вы познакомитесь в группах с заданиями и выберете сначала задание, которое можете выполнить быстро.

Не откроешь эту дверь.

Ответ: Эти слова называются Омонимы.

В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

В театре за актом следует акт,

А между ними нужен….. (антракт)

На время дело прекратив,

Вдруг объявили ….. (перерыв)

В поле пахарь устал слишком,

Нужно сделать …… ( передышку)

После урока непременно

Нужна ребятам ….. (перемена)

Ответ: Эти слова называются Синонимы.

Проверка результатов.: какое задание сделали быстро? А над каким поразмышляли?

Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова, какой?( «Слон и Моська»)

. Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов – антонимов. (один ученик Слон, другой Моська)

-Итак, где мы уже успели побывать?

Чтобы нам проследовать дальше и побывать еще в одной стране, мы должны пройти пограничный контроль, а задания там весьма не простые.

1 задание. «Помогите разобраться»

Прослушайте зарисовку, сделанную несколько лет назад в одном из сел Тверской области.

— Что не понял врач? А как вы думаете, что имела в виду бабушка?

(писюки –ячмени на глазах, шушуки – красные муравьи)

Со словами какой группы из страны Лексика столкнулся доктор?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *