Что изучает лексикология 7 класс ладыженская в русском

Лексикология

Лексикология — это раз­дел линг­ви­сти­че­ской нау­ки, кото­рый изу­ча­ет сло­во и сло­вар­ный состав языка.

Чтобы понять, что такое лек­си­ко­ло­гия, выяс­ним про­ис­хож­де­ние и зна­че­ние сло­ва. Этот язы­ко­вед­че­ский тер­мин вос­хо­дит к гре­че­ским сло­вам lexikos (сло­вес­ный) Что изучает лексикология?

В линг­ви­сти­ке сло­во иссле­ду­ет­ся в раз­ных его про­яв­ле­ни­ях, начи­ная с внеш­ней зву­ко­вой обо­лоч­ки (фоне­ти­ка) и закан­чи­вая внут­рен­ним содер­жа­ни­ем (лек­си­че­ское зна­че­ние). Одним из раз­де­лов язы­ко­зна­ния явля­ет­ся лек­си­ко­ло­гия, кото­рая изу­ча­ет сло­ва язы­ка как целост­ную систе­му, име­ю­щую свои внут­рен­ние свя­зи, функ­ции, кате­го­рии и поня­тия. Эта линг­ви­сти­че­ская нау­ка иссле­ду­ет не толь­ко отдель­ные сло­ва, а весь сло­вар­ный запас язы­ка в его вза­и­мо­свя­зи как нечто цель­ное, объ­ек­тив­но суще­ству­ю­щее и функ­ци­о­ни­ру­ю­щее по сво­им внут­рен­ним законам.

Узнаем подроб­нее, что изу­ча­ет лек­си­ко­ло­гия, какие аспек­ты сло­ва её привлекают.

Лексикология и значение слова

Предметом изу­че­ния лек­си­ко­ло­гии явля­ет­ся сло­во, в первую оче­редь, с точ­ки зре­ния его спо­соб­но­сти что-то назы­вать. Любое само­сто­я­тель­ное сло­во в язы­ке соот­но­сит­ся с опре­де­лён­ным пред­ме­том, при­зна­ком, дей­стви­ем и пр. Оно обла­да­ет номи­на­тив­ной функ­ци­ей, кото­рая инте­рес­на лек­си­ко­ло­гии с точ­ки зре­ния смыс­ло­во­го содер­жа­ния сло­ва, его лек­си­че­ско­го зна­че­ния. Лексикология выяс­ня­ет связь зна­че­ния сло­ва с поня­ти­ем, кото­рое оно выра­жа­ет, и выде­ля­ет раз­лич­ные типы его значения.

Что изучает лексикология 7 класс ладыженская в русском

Прямое зна­че­ние сло­ва чёт­ко соот­но­сит­ся с обоб­щён­ным поня­ти­ем об опре­де­лён­ной реа­лии дей­стви­тель­но­сти, с пред­став­ле­ни­ем о пред­ме­те, сло­жив­шем­ся в созна­нии носи­те­лей языка.

Переносное зна­че­ние сло­ва воз­ни­ка­ет на его осно­ве в резуль­та­те пере­осмыс­ле­ния свя­зей меж­ду поня­ти­я­ми или пред­ме­та­ми и уста­нов­ле­ния допол­ни­тель­ных логи­че­ских, мета­фо­ри­че­ских или мето­ни­ми­че­ских отно­ше­ний меж­ду ними. Так воз­ни­ка­ют мно­го­знач­ные сло­ва, напри­мер:

Кроме того, лек­си­ко­ло­гия ста­вит перед собой зада­чи реше­ния про­блем, свя­зан­ных не толь­ко с его спо­соб­но­стью обо­зна­чать пред­мет или с диф­фе­рен­ци­а­ци­ей смыс­ла сло­ва. Номинативной функ­ци­ей сло­ва не огра­ни­чи­ва­ет­ся его иссле­до­ва­ние как основ­ной еди­ни­цы язы­ка. Значение слов явля­ет­ся объ­ек­том само­го вни­ма­тель­но­го изу­че­ния лек­си­ко­ло­ги­ей. По семан­ти­ке, по отно­ше­нию друг к дру­гу выде­ля­ют лексико-грамматические груп­пы слов: сино­ни­мы, анто­ни­мы, омо­ни­мы и паро­ни­мы.

Лексикология и происхождение слов

Лексикология изу­ча­ет сло­ва с точ­ки зре­ния их про­ис­хож­де­ния. Этими иссле­до­ва­ни­я­ми зани­ма­ет­ся раз­дел лек­си­ко­ло­гии — эти­мо­ло­гия. В сло­вар­ном соста­ве рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют искон­но рус­ские сло­ва как само­быт­ный пласт лек­си­ки (ворог, шолом, берег) и заим­ство­ван­ные сло­ва.

Множество ино­языч­ных слов (утюг, сара­фан, пюре, матч) попол­ни­ли состав лек­си­ки в резуль­та­те кон­так­тов с дру­ги­ми наро­да­ми, обме­на быто­вой и куль­тур­ной инфор­ма­ци­ей, с раз­ви­ти­ем научно-технического про­грес­са и появ­ле­ни­ем новых поня­тий и реа­лий дей­стви­тель­но­сти. Особо отме­тим заим­ство­ва­ния из ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка, кото­рые полу­чи­ли вто­рую жизнь в рус­ском язы­ке и сей­час состав­ля­ют зна­чи­мую часть книж­ной лексики.

Активная и пассивная лексика

В рус­ском язы­ке отме­тим огром­ный слой вос­тре­бо­ван­ной лек­си­ки, необ­хо­ди­мой для повсе­днев­но­го обще­ния людей. В актив­ную лек­си­ку вхо­дят сло­ва, кото­рые понят­ны всем гово­ря­щим и нахо­дят­ся в посто­ян­ном упо­треб­ле­нии. На фоне актив­ной лек­си­ки выде­ля­ют­ся уста­рев­шие сло­ва — исто­риз­мы и арха­из­мы, кото­рые состав­ля­ют её пас­сив­ный слой. Пассивная лек­си­ка понят­на всем гово­ря­щим, но не упо­треб­ля­ет­ся в обыч­ном рече­вом обще­нии. К ней при­над­ле­жат так­же нео­ло­гиз­мы — новые сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют вновь воз­ник­шие поня­тия и пред­ме­ты. Эти сло­ва отли­ча­ют­ся сво­ей новиз­ной. Они еще не при­жи­лись в язы­ке и не ста­ли обще­упо­тре­би­тель­ны­ми и при­выч­ны­ми в речи.

Лексикологию инте­ре­су­ет сло­вар­ный состав язы­ка с точ­ки зре­ния его исполь­зо­ва­ния. В язы­ке выде­ля­ют обще­упо­тре­би­тель­ную лек­си­ку и лек­си­ку огра­ни­чен­ной сфе­ры упо­треб­ле­ния (диа­лек­тиз­мы, про­фес­си­о­на­лиз­мы, жар­гон, сленг, арго). В лите­ра­тур­ный язык вхо­дят так­же неко­то­рые област­ные сло­ва (диа­лек­тиз­мы), упо­треб­ле­ние кото­рых вна­ча­ле было огра­ни­че­но тер­ри­то­ри­ей (кол­до­би­на, вспо­лох, око­ли­ца, пахать и пр.)

Стилистическая лексикология

Словарный состав рус­ско­го язы­ка нача­ли изу­чать в 18 веке. Неоценимый вклад в раз­ви­тие нау­ки о сло­вар­ном соста­ве внес рус­ский уче­ный М. В. Ломоносов. Он обра­тил самое при­сталь­ное вни­ма­ние на сти­ли­сти­че­ское рас­сло­е­ние лек­си­ки рус­ско­го язы­ка, на осо­бен­но­сти соче­та­е­мо­сти слов и исполь­зо­ва­нии их в обще­ствен­ной жизни.

Лексикология изу­ча­ет сти­ли­сти­че­скую диф­фе­рен­ци­а­цию сло­вар­но­го соста­ва язы­ка, соот­но­ше­ние сти­лей речи друг с дру­гом. С этой точ­ки зре­ния лек­си­ка рус­ско­го язы­ка при­над­ле­жит основ­ным функ­ци­о­наль­ным стилям:

К этим книж­ным сти­лям пись­мен­ной речи при­мы­ка­ет раз­го­вор­ный стиль, свой­ствен­ный непри­нуж­дён­но­му обще­нию людей в обыч­ной жиз­ни. Для него харак­тер­ны раз­го­вор­ные сло­ва (элек­трич­ка), сло­ва с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем (матуш­ка, бра­тиш­ка), обра­ще­ния, пря­мая речь и пр.

Отметим, что основ­ную часть любо­го функ­ци­о­наль­но­го сти­ля состав­ля­ет обще­упо­тре­би­тель­ная ней­траль­ная лексика.

Составляющей частью лек­си­ко­ло­гии явля­ет­ся фра­зео­ло­гия, кото­рая изу­ча­ет устой­чи­вые выра­же­ния, часто сино­ни­мич­ные по зна­че­нию одно­му сло­ву (кот напла­кал — мало; куры не клю­ют — мно­го).

Видеоурок

Источник

Конспект урока русского языка «Лексика и фразеология» 7 класс по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова

Повторить понятия о лексике и фразеологии как разделах русского языка. Закрепить знания учащихся о группах слов в лексике, фразеологических единицах русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка «Лексика и фразеология» 7 класс по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова»

Урок русского языка в 7 классе по теме «Лексика и фразеология»

Обучающая – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.

Развивающая – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).

Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

Тип урока – урок-повторение изученного материала.

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Слово учителя (3 мин.)

Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим две страны Лексику и Фразеологию.

У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив разные задания.

Что такое лексическое значение слова? (Лексическое значение слова то, что слово обозначает)

— В каком словаре можно найти толкование лексического значения слова? (Толкование лексического значения слова можно найти в толковом словаре)

Сейчас вы должны отгадать слова, зная его лексическое значение.

1. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. (Алфавит)

2. Карточка с вопросами для экзамена. (Билет)

3. Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа. (Вопрос)

4. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. (Глобус)

5. Самая низкая учебная отметка. (Единица)

6. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика. (Журнал)

7. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. (Звонок)

8. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом. (Карандаш)

9. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения. (Линейка)

10. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске. (Мел)

11. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)

12. Чистые листы в обложке. (Тетрадь)

Город Бухта Многозначности

Задание 2. Одно к трём.

-Какие слова называются однозначными, а какие многозначными? (Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными; слова, имеющие несколько лексических значений, – многозначными)

Найдите общее определение к каждой «тройке» среди прилагательных, данных ниже.

1. Подушка, характер, требования (мягкий)

2. Друг, ответ, выигрыш (победа) (. Верный)

3. Старик, вопрос, воображение. (больной)

4. Нитка, тетрадь, работа. (- тонкий)

5. Проспект, архитектор, предложение ( или член предложения) (- главный)

6. Знаток, город, перемена. (большой)

7. Дуб, держава, талант. (– могучий)

большой, верный, главный, больной, могучий, мягкий, тонкий.

Карточка № 1 ( один человек работает по карточке)

Какие прилагательные из данных ниже можно использовать в качестве общего определения к «тройкам».

3. Горох, ремонт, тарелка. – мелкий

4. Ящик, человек, надежда- крепкий

6. Время, копия, наука. – точный

7. Работа, хлеб, кофе. – чёрный

черный, горячий, точный, воздушный, мелкий, крепкий, густой.

— Вспомним, что такое омонимы. (Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и одинаково произносятся, но имеют совершенно разные лексические значения.) Определите омонимы:

1. Бывает торговая, бывает деревянная (Лавка)

2. Бывает русая, бывает острая (Коса)

.3 Бывает барабанная, бывает десятичная (Дробь)

4.На какой пятачок ничего не купишь? (Поросячий)

5.Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)

-Что такое антонимы? (Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное лексическое значение.) Подберите сказочные антонимы:

1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)

3. Комар-пискун (Муха-цокотуха)

4. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)

5. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)

6.Мышка – домоседка. (Лягушка – путешественница)

7.Собачья конура. (Кошкин дом)

8.Солнечный принц. (Снежная королева)

9.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством )

Задание 6. Синонимы.

Что называется синонимами? (Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения.)

Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

В театре за актом следует акт,

А между ними нужен… (антракт)

На время дело прекратив,

Вдруг объявили … (перерыв)

В поле пахарь устал слишком,

Нужно сделать … (передышку)

После урока непременно

Нужна ребятам … (перемена)

Ответ: Эти слова называются синонимы.

Итоги раздела Лексика

Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы повторили в этой стране?

Ответ: Повторили многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы.

Отправляемся в следующий город:

-Что называется фразеологизмом? (Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.)

Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».

Ответьте на вопрос: Какие из выражений являются фразеологизмами?

Золотое кольцо – золотые руки.

Железная деталь – железный характер.

Медвежья услуга – медвежья шкура.

Волчий хвост – волчий взгляд.

Черный цвет – черные мысли.

А теперь нам необходимо отправляться дальше.

Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».

После каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить некоторые слова из предложения.

1.Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. (ни с того ни с сего).

2. Задание написано совершенно четко, определенно. ( черным по белому).

3. Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. ( как ни в чем ни бывало).

4. Много прошло времени с той поры. (много воды утекло).

Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой. (сделать вразброс)

На руках носить Держать в ежовых рукавицах

Держать ухо востро Ворон считать

Сидеть сложа руки Не покладая рук работать

От рук отбиться В руки взять

Во всю Ивановскую (кричать) Держать язык за зубами

Очень близки фразеологизмам пословицы, поскольку пословицы – тоже устойчивые языковые единицы.

Подобрать начала к пословицам.

Бедному одеться… Без муки… Без шума…

Береги хлеб для еды… Был бы хлеб… Век живи…

Без муки нет и науки

Без шума драки не бывает

Береги хлеб для еды, а деньги для беды

Был бы хлеб, а мыши будут.

Век живи, век учись

А сейчас я буду показывать вам картинки, а вы попробуйте угадать, что за фразеологизм изображен на каждой из них:

Рис. 1- как две капли воды.

Рис. 2 – смотреть сквозь пальцы.

Рис.3 – море по колено.

Рис.4 – мухи не обидит.

Рис.5 – водить занос.

Рис.6 – сесть на шею.

Рис. 7 – плясать под чужую дудку.

Рис. 8 – витать в облаках.

Рис. 9 – не разлей вода.

Вам нужно вспомнить животное, о котором идет речь в каждом фразеологизме.

1….скребут на душе ( кошки)

2.Как … лапой ( курица)

3. ….в овечьей шкуре ( волк)

4. Взять …за рога ( быка)

5. Вот где ….зарыта! ( собака)

7. Делать из мухи …..( слона)

В выделенной строке появилось еще одно животное ( крокодил). В каком из известных фразеологизмов оно присутствует ( крокодиловы слезы).?

Итоги раздела Фразеология

– Ребята, что повторили, вспомнили в стране Фразеология? Для чего нам нужны фразеологизмы?

Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу.

– По каким странам мы сегодня путешествовали?

– Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (Словарный состав языка)

– Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и сочетания)

Домашнее задание: Материал учебника на с.7-8, упр.14 (выполнить все задания). Подготовить развёрнутый ответ с примерами на правило правописания безударной гласной в корне слова, подготовить диктант из 20 слов.

Источник

§ 79. Лексика и фразеология

Лексикология — раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав языка.

Фразеология — раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

Что изучает лексикология 7 класс ладыженская в русском

Для чего служат в языке слова? Фразеологизмы?

Чем отличается лексическое значение от грамматического?

Что общего имеют и чем различаются слова, являющиеся синонимами? Антонимами?

Какую роль играют в художественных произведениях диалектные, профессиональные, устаревшие слова? Что такое заимствованные слова?

Что общего имеют и чем различаются фразеологизмы и обычные слова? Какие вы знаете словари русского языка?

Что изучает лексикология 7 класс ладыженская в русском483. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Что объеди- няет разные значения выделенных многозначных слов? Составьте словосочетания с этими словами, употребив их в названных вами значениях. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

Свежая струя проб..жала (по)моему лицу. Я открыл глаза: утро начинал..сь. Ещё н..где (не)румянил..сь з..ря но уже забелелось 3 на восток. Всё стало видно, хотя смутно видно, кругом. (Бледно)серое небо св..тлело холодело с..нело; звёзды то м..гали слаб..м светом то исч..зали; отсырела земля запотели 3 листья, (кое)где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пош..л бродить и порхать над землёю.

484. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Назовите нераспространённые предложения. Укажите слова, которые не являются общеупотребительными.

Шла весна. С..льнее пр..гревало солнце. На южных склонах бугров 1 потаял снег и рыжая от прошлогодн..й травы земля в (пол)день уже покрывалась прозрач(?)ной сиреневой дымкой и..парений. 4 Обн..жилась зябь. С брош..нных зимних дорог грачи перекоч..вали на гумна на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, (до)верху напита(н, нн)ый влагой; (от)туда всё ещё сурово ве..ло холодом но уже тонко и певуч.. звенели в ярах* под снегом (не)видимые глазу вешние ручейки, и совсем (по)весеннему, чуть пр..метно и нежно зазеленели 2 в перелесках стволы т..полей.

Источник

Урок по русскому языку на тему «Лексикология» (7 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Открытый урок – повторение «Лексикология»

Создать положительный эмоциональный настрой у учащихся

-у меня все получается!

Проверяем готовность учащихся к уроку.

Рассаживаем в 4 группы.

Учителем называются «наблюдатели»: объясняется их задачи: наблюдение за учениками. Учитель спрашивает : «Кто хочет стать командиром своей группы»

Приветствуют учителя, гостей, улыбаются друг – другу.

Каждый учащийся прикрепляет себе бейджик с одним из четырех цветов «красный» «оранжевый» «синий» «зеленый». Рассаживаются по группам в соответствии со своим цветом. Выбирается группой «лидер»

Новые подходы к образованию

Учитель анализирует эпиграф. Просит учащихся найти ключевое слово. Именно об этом мы и будем говорить

Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если мы им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово. (В. Кодухов)

Учащиеся анализируют эпиграф. И говорят, что сегодня будут говорить о словах.

Критическое мышление, ключевое слово

Заинтересовать учащихся, актуализировать знания

— вы сами должны назвать тему, которую мы будем сегодня повторять. Это один из разделов языка. Для этого вам нужно найти ключевые слова, выполнив, задания в группе. Наблюдатель не забывает оценивать людей в группе.

Учащиеся работают в группе, после чего лидер отвечает. Дети должны ответить в чем особенность слов, над которыми они работали. Вместе вспомнить термин и написать определение в тетрадь.

1 группа разгадывает кроссворд ( см. приложение) и у них появляется слово

2 группа. Фразеологизмы вставить необходимые по смыслу словосочетания:

Бывает частенько, что слово одно

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода»

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало «воды утекло»

О смелом мы вправе сказать наперед:

«Такой сквозь огонь и воду пройдет»

Заметили люди : «Как с гуся вода.»

Случалось с тобою : ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»

Лентяй отдыхает, а время идет –

«Под камень лежачий вода не течет»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Рассматривают картинки. Читают стихотворение

Мы слова из русской речи,

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда важна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Смысл запрятан в серединке,

Сходным лицам вопреки

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «наоборот»

Скажу я слово «высоко»

А ты ответишь « низко»

Скажу я слово «далеко»

А ты ответишь «близко »

Скажу я слово «потолок»

Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты «нашел»

Скажу тебе я слово «трус»

Ответишь ты – «храбрец»

Теперь «начало» я скажу,

Какого термина здесь не хватает? (синонимы)

Что объединяет эти термины? (они все изучают слова, их изучает раздел лексикология)

Назовите однокоренные слова к термину лексикология. Что они обозначают

Учащиеся называют ключевые слова: фразеологизмы, омонимы, паронимы, антонимы.

Учащиеся подводят итог и говорят о том, что сегодня они повторяют такой раздел языка, как Лексикология

Учащиеся отвечают: лексика, лексикография

Формирование умения работать в группе

Развивать речь, воображение

Выберите подходящий по смыслу пароним.

1) племя – военное, воинствующее

2) кости – игорные, игральные;

3) на ребенка – одеть, надеть; 4) вид – виноватый, виновный; 5) эффективность – метода, платья;

6) ужин – дружеский, дружественный. 7) планировка – дома, производства

1 Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

Устранить повторы глаголов в словах автора, вводящих прямую речь. Можно использовать глаголы: сказал, проговорил, произнес, промолвил, проронил, изрек, возразил, выкрикнул и другие.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья женщина. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот одна женщина говорит другой: «Мой сыночек ловок да силен, никто с ним не сладит».

Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Другой песню поет, соловьем заливается. А третий к матери подбежал, взял у женщины ведра тяжелые и потащил их.

Говорят женщины старичку: «Ну что? Каковы наши сыновья?»

Домашнее задание: эссе «Как я помогаю маме!»

«Зоологические омонимы»
1.Наречие и неядовитая змея отряда чешуйчатых–уж
2.Глагол в повелительном наклонении, в форме 2 лица, единственного числа и пчелиная семья- рой
3.Астрономический прибор и порода золотой аквариумной рыбки- телескоп

4.Название царя зверей и имя писателя- классика Толстого – лев

5.С этим словом ассоциируется одно из зодиакальных созвездий и членистоногое животное, живущее в воде – рак

6.Простейший организм инфузория и изящная женская обувь, которую потеряла Золушка, носят одинаковое название- туфелька

7.Приспособление для ношения двух вёдер на плечах и крупная хищная стрекоза- коромысло

8.Глагол «попугать» в повелительном наклонении и птица тропических стран с ярким опереньем –попугай

Дети встают со своих мест. Подтягиваются. Тянут ручки кверху

Учащиеся пересаживаются в группы, в соответствии с цифрой, которая написана на бейджике.

Учащиеся переходят вместе со своими тетрадями, ручками. К столику, где написана та цифра, которая есть у них на бейджике

Теперь в группах сидят разные специалисты. Нужно, используя свои знания ответить на вопросы верно-неверно. Записать термины в свои тетради.

Найти верные утверждения.

1.Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется фонетикой..

2.Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

3.Паронимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

4.Омонимы – слова, сходные по звучанию и частично совпадающие в морфемном составе, но не одинаковые по значению, употреблению..

5.Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

6.Ряд синонимов принято называть лексико-синонимическим рядом.

7.Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Близкие по лексическому значению одному слову.

8. Наука, которая изучает словари называется морфология.

Дополнительная информация. Чтение и осмысление

. Обратите внимание, ребята! Интересные числа!

В 17-томном словаре современного русского литературного языка дается 120480 слов.

Словарь произведений А. С. Пушкина состоит из 21 тысячи слов.

Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование, – из 12 тысяч слов.

А словарь младшего школьника 10–12 лет – 3600 слов!

Учащиеся должны составить синквейн

Что? (одно сущесвительное

Зачем нужна? (1 предложение)

Поднимите руки те, кто собой сегодня доволен?

Может быть вы хотите обратить внимание наблюдателей на какой-то вид деятельности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *