Что изучает лексика в русском языке 7 класс 3 параграф

§ 3. Лексика и фразеология

Что изучает лексика в русском языке 7 класс 3 параграф

Что изучается в лексике?

Что изучается во фразеологии?

Найдите в «Толковом словаре» (с. 209-212) какое-либо многозначное слово. Что общего имеют все значения этого слова?

Что такое синонимы? антонимы?

Приведите (из известных вам литературных произведений) примеры диалектных, профессиональных слов, жаргонизмов, устаревших слов (архаизмов и историзмов).

13. В каких значениях употреблены выделенные слова? Есть ли у них синонимы и антонимы? Назовите виды орфограмм на месте скобок.

Туман и..чезал. Ре(д, т)кие кустики у дорог. облитые мя..ким солнечным светом, радос(?)но топо́рщились зелёной листвой. (В)них пересвистывались птицы. Ласточ(?)ки, словно родившись из мутновато(голубого) неба, по..вились над головами, св..ркнули белыми грудками и умчались, ра..таяли, оставив о себе лишь во..поминание.

Что изучает лексика в русском языке 7 класс 3 параграф14. Прочитайте. Передайте чувство удивления и восхищения, которое вызвал у автора голубой цвет. В каком значении употреблено выделенное слово? Спишите, расставляя в последнем предложении пропущенные знаки препинания. • Какой из синонимов к слову кудрявый (см. рамку) не употребляется при характеристике деревьев, цветов, холмов, покрытых кустарником?

Что изучает лексика в русском языке 7 класс 3 параграф

Наклоняюсь 3 к голубому цве..ку и с уд..влением узнаю в нём Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного 3 цве..ка, всем извес(?)ного ивана-да-марьи. По правд.. говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листочков, а только цвет его ф..олетовый, за что его и называют цве..ком. Настоящий цветок, с пест..нами и тычинками—только ж..лтая Марья. Это от Марь.. упали на эту осе(н, нн)юю землю 1 семена, чтобы в нов..м году опять покрыть эту землю Иванами да Марьями. Пров..жая глазами голубой цветок поз(?)ней осени я говорю пот..хоньку Иван Иван где теперь твоя 1 Марья.

15. Назовите по три специальных слова (термина), с которыми вы познакомились на уроках русского языка, литературы, физики, математики, биологии. Составьте два сложных предложения с любыми из названных слов.

Что изучает лексика в русском языке 7 класс 3 параграф16. Диктант. Подчеркните фразеологизмы. Что они обозначают? • Подчеркните орфограммы в корнях и в окончаниях слов. Прочитайте записанное сти хотворение с интонацией побуждения, призыва.

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

        Не позволяй душе лениться!
        Чтоб в ступе воду не толочь,
        Душа обязана трудиться
        И день и ночь, и день и ночь!
        Не разрешай ей спать в постели
        При свете утренней звезды,
        Держи лентяйку в чёрном теле
        И не снимай с неё узды!
        Коль дать ей вздумаешь поблажку,
        Освобождая от работ,
        Она последнюю рубашку
        С тебя без жалости сорвёт.

    Источник

    Что такое лексика — ее разновидности и чем занимается лексикология

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В этой статье не будет ответа на вопрос, что изучает лексика. И всё потому, что он по сути своей некорректен.

    Раздел языкознания, который на самом деле интересует читателя, называется лексикологией. А лексика – это предмет данного ответвления лингвистики.

    Что изучает лексика в русском языке 7 класс 3 параграф

    О полном трактовании терминов, их взаимоотношении и причинах этой путаницы сегодня и поговорим. Кроме того, затронем пласты лексики, её классификацию, явление фразеологии.

    Лексика — это.

    Для начала определимся с тем, что такое лексика. Разные ученые-лингвисты дают термину авторские определение, однако эти трактовки не слишком различаются между собой. Вслед за великим отечественным ученым, доктором фил.наук Д.Н.Шмелёвым говорим, что:

    Лексика – это совокупность слов языка.

    Это первая и основная дефиниция (что это?). Во втором значении, выделенном по смежности, справедливо отразить и другой смысл слова:

    Лексика – это определенные пласты словарного состава языка.

    Речь идет о таких фрагментах всего словарного запаса, как язык определенного писателя или его произведения (лексика Лермонтова, «Героя нашего времени»), стилистически нейтральный либо окрашенный кластер (общеупотребительная, разговорная…).

    Что изучает лексика в русском языке 7 класс 3 параграф

    Что изучает лексика

    В связи с популярностью запросов о том, что изучается в лексике, ещё раз акцентируем внимание читателя: это не отдельная наука, не раздел лингвистики, даже не мелкое течение.

    Если задают вопрос о её предмете, значит перед нами обычная подмена понятий. И спрашивают о лексикологии. В связи с чем актуально дать и такое определение (снова – по работе Д.И.Шмелёва):

    Лексикология – раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка.

    Можно сказать, что это наука, изучающая лексику (если придерживаться мнения о самостоятельности столь крупных лингвистических течений).

    Что изучает лексика в русском языке 7 класс 3 параграф

    Откуда вообще взялась эта путаница? Увы, но из школьных учебников и пособий. В некоторых популярных изданиях в перечне разделов языковедения наряду с фонетикой (это что?), морфологией, синтаксисом и прочими категориями стоит именно лексика.

    Любящие свой предмет учителя указывали на ошибку, остальные – просто махнули на неё рукой.

    Разновидности лексики (словарного состава языка)

    Согласно словарю лингвистических терминов (под ред. Т.В.Жеребило), с точки зрения стилистики, лексика делится на:

    Многим известно о ложных друзьях переводчика. Здесь же – ложные друзья студента, который пытается дать трактовку понятию исходя из самого термина. Нет, книжная лексика – это не только лексика книг, разговорная же не ограничивается устным общением (что это?).

    Деление основано на сфере использования:

    Книжная лексика соотносится с художественной литературой, высокой устной речью, наукой, публицистикой, деловодством.

    В ней выделяют такие разделы (которыми она в то же время не ограничена):

    Разговорная лексика свойственна бытовому общению. Или – его стилизации.

    В рамках этого пласта также вычленяют три разряда:

    Что изучает лексика в русском языке 7 класс 3 параграф

    Существует деление и на другие пласты – на общеупотребительную и специальную лексику.

    Под общеупотребительной понимается та часть словарного состава, которая доступна для понимания всякому носителю языка. Есть экспертное мнение о равенстве её литературному языку, но оно не справедливо.

    Внутри специальной лексики в таком случае выделяются такие подпласты:

    Список можно продолжать, включая в него все, что ещё не вошло/никогда не войдет в состав общеупотребительной лексики либо уже вышло из неё.

    Что изучает лексика в русском языке 7 класс 3 параграф

    Но стоит помнить, что, в отличие от других языковых систем (вроде словообразования, морфологии, тем более синтаксиса), лексика – крайне подвижна.

    Изменения в ней наблюдаются очень часто: слово, которое вчера было общеупотребимым, сегодня может оказаться за гранью понимания для большинства носителей. Это работает и в обратную сторону.

    Фразеологический пласт языка

    Лексика и фразеология соотносятся по принципу родовидовых отношений.

    Проще говоря, фразеология – это составная часть лексики, её неотъемлемый пласт.

    Уникальные особенности не позволяют включить его в представленные выше классификации. Термин имеет разные значения. Для нас важно это (В.Н.Телия):

    Фразеологизм – семантически несвободное сочетание слов, которое не производится в речи, а воспроизводится в ней с закрепленным смыслом.

    Тема обширная. Почитать о ней подробнее можно здесь. В рамках рассмотрения лексики запоминаем, что это её важная, уникальная часть.

    Что изучает лексика в русском языке 7 класс 3 параграф

    Значение фразеологизма не равно сумме значений слов, которые в него входят.

    Эпилог

    Таким получился краткий обзор лексики как языкового явления. Важно помнить, что её членение часто условно.

    Лексикология, которая изучает лексику, один из самых «гуманитарных», «неточных» разделов лингвистики. Она не может быть так объективна, как грамматика.

    Словарный состав меняется, он динамичен. Наша задача – успевать следить за этим процессом, чтобы точно знать, когда слово ЭВМ из неологизмов перекочевало в историзмы.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (7)

    Вот, наш русский язык действительно очень богатый. Попробуйте иностранца научить в кратчайшие сроки всем прелестям. И падежам и лексике той же. Да он поломается. Но при этом, лично я замечаю, особенно в интернете, что молодежь, да и старшее поколение, языка то своего не знают. Не могут даже предложение написать грамотно. Слова вставляют, которые вообще неуместны. Про орфографию вообще молчу.

    Я бы ещё добавил, что сейчас помимо книжной и разговорной лексики, есть ещё и лексика используемая для общения в интернете. Конечно, можно сказать, что это жаргон, но все же, общение людей на форумах и в комментариях к новостным сюжетам очень сильно отличается от той лексики, что можно услышать на улице или прочитать в книге. Вообще, то как пишут в интернете, больше похоже на лексическую деградацию.

    Слов в русском языке очень много, но нам хватает всего нескольких тысяч для полноценного общения. Не знаю, плохо это или хорошо, но это факт.

    А ведь в литературных произведениях тоже есть место для разговорной лексики, я имею в виду прямую речь персонажей.

    Наверное, лексика русского языка одна из самых больших и разнообразных. В России живут люди более 200 национальностей, и всё они привносят в «общий котёл» что-то своё, оригинальное.

    По лексике можно сразу определить образовательный уровень человека, особенно в интернете это хорошо видно, иной раз такое пишут, что начинаешь задумываться, неужто даже начальная школа прошла мимо этого человека.

    Люди же не знают таких умных слов, как лексикология, вот и забивают в Яндексе с Гуглом всякую ерунду.

    Источник

    Лексика и фразеология. 7-й класс

    Класс: 7

    Презентация к уроку

    Вид урока – урок-путешествие.

    Тип урока – урок-повторение изученного материала.

    1. Организационный момент (2 мин.)

    Учащиеся готовятся к уроку, сдают рапорт.

    2. Слово учителя (3 мин.)

    – Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?

    – Правильно. А с каких сторон, позиций мы изучаем слово?
    – Какой раздел русского языка изучает написание слова? (Графика)
    – Какой раздел русского языка изучает правильность написания слова? (Орфография).
    – Какой раздел русского языка изучает произношение слов? (Фонетика).
    – Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка? (Лексика).
    – Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения и сочетания? (Фразеология).

    – Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим только две страны Лексику и Фразеологию.

    3. Работа с Толковым словарем (3 мин.)

    Задание 1. На парте у учеников лежат Толковые словари.

    – Русский язык очень богат и продолжает обогащаться. Давайте попробуем определить значение слова «богатый».

    – Какое из этих лексических значений подходит к русскому языку?

    Вывод (письменно): Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой).

    4. Многозначные слова

    – Ребята, когда вы работали со словарями, определяя лексическое значение слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?

    Ответ: Слово «богатый» имеет несколько значений.

    – Как называются слова, которые имеют несколько значений?

    – Именно в бухте Многозначности мы и сделаем свою первую остановку.

    Задание 2. (5 мин.)

    Пока два ученика делают разборы у доски, остальные работают в тетради, а некоторые выполняют карточки.

    – В каком выражении слово язык употреблено в прямом значении, а в каком в переносном значении?

    – Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд. Выражения в прямом значении будут красного цвета, в переносном – белого.

    – Что такое прямое значение?

    Ответ: Это основное лексическое значение слова.

    – Что такое переносное значение?

    Ответ: Это вторичное лексическое значение.

    5. Дифференциация. Работа по карточкам

    – У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив задание.

    Карточка 1. НУВ

    – О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Как называются такие слова? Определите разряд частиц.

    Там, где нужен ключ обычный, (метал. стержень)
    Не поможет ключ скрипичный. (музыкальный термин)
    И лесным ключом, поверь, (родник)
    Не откроешь эту дверь.

    Ответ: Эти слова называются омонимы.

    Карточка 2. ВУВ

    – В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

    В театре за актом следует акт,
    А между ними нужен… (антракт)
    На время дело прекратив,
    Вдруг объявили … (перерыв)
    В поле пахарь устал слишком,
    Нужно сделать … (передышку)
    После урока непременно
    Нужна ребятам … (перемена)

    Ответ: Эти слова называются синонимы.

    Карточка 3. «Средние»

    – Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова «Слон и Моська». Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов.

    Что изучает лексика в русском языке 7 класс 3 параграф

    После этого ученики вслух устно комментируют задание на карточках.

    6. Физкультурная минутка (2 мин.)

    7. Итоги раздела Лексика

    – Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы узнали об этой стране?

    Ответ: Узнали, что слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение. Познакомились с синонимами, антонимами и омонимами.

    – Ребята, вы правильно отметили, что мы в стране Лексика познакомились с со словами, имеющими переносное значение, а в каком еще разделе языка встречаются такие слова?

    Ответ: В разделе языка «Фразеология».

    – Правильно. Слова с переносным значением живут в двух странах, одна из которых Фразеология, куда мы сейчас и отправимся.

    8. Слайд 11.

    – Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».

    Задание 3. (5 мин.)

    – Правильный ответ вы увидите на слайде. Выполните морфемный разбор выделенных слов. Каждый из учеников по очереди выходит к доске и выполняет разбор одного слова.

    Задание 4. Устно. (3 мин.)

    Задание 5. (5 мин.)

    – А теперь нам необходимо отправляться дальше. Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».

    – А теперь обратите внимание на слайд, как должно быть на самом деле. Исправьте свои ошибки.

    9. Итоги раздела Фразеология

    – Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?

    10. Итоги всего урока

    – Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу. Понравилась вам эта познавательная прогулка?
    – По каким странам мы сегодня путешествовали?
    – Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (Словарный состав языка)
    – Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и сочетания)
    – Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?

    11. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Для чего я должен знать фразеологизмы?»

    – Спасибо вам за урок, вы можете быть свободны.

    Источник

    Лексика

    Что изучает лексика в русском языке 7 класс 3 параграф Что изучает лексика в русском языке 7 класс 3 параграф

    Всего получено оценок: 342.

    Всего получено оценок: 342.

    В данной статье, предназначенной для учеников 5 класса, рассмотрим, что такое лексика, чем данный термин отличается от термина «лексикология», какие пласты лексики бывают в русском языке.

    Определение

    Лексика – это совокупность слов языка, словарный состав.

    Термин «лексика» греческого происхождения: «lexikos» – «относящийся к слову».

    Лексика и лексикология

    Раздел языкознания, который занимается изучением лексики, называется лексикологией. Это значит, что наукой, изучающей слова с точки зрения их смыслового значения, является не лексика, а лексикология.

    Лексика не является разделом языкознания и тем более не является наукой.

    Классификации лексики

    Лексика по значению бывает однозначная и многозначная. Некоторые слова могут иметь только одно лексическое значение, некоторые – два и более.

    По происхождению слова бывают исконно-русскими и заимствованными. Исконно-русскими являются те слова, которые возникли в самом русском языке, заимствованными – слова, пришедшие в русский язык из других языков.

    По происхождению также выделяют старославянизмы.

    По употреблению лексика в русском языке бывает общеупотребительной и ограниченной в употреблении. Общеупотребительной является лексика, использующаяся всеми носителями русского языка, независимо от их профессии или места жительства. К ограниченной лексике относятся: профессиональная (слова, употребляемые людьми определенной профессии), диалектная (слова, употребляемые жителями той или иной местности) и жаргонная (слова, употребляемые в узком, социально ограниченном кругу людей).

    По смысловым отношениям лексика делится на синонимы (слова со схожим значением), антонимы (слова с противоположным значением), омонимы (слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению) и паронимы (слова, сходные по звучанию, но разные по значению).

    С точки зрения истории языка лексика делится на историзмы (слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода), архаизмы (слова, вышедшие из употребления, но замененные новыми словами) и неологизмы (новые слова).

    Что изучает лексика в русском языке 7 класс 3 параграф

    Что мы узнали?

    Лексика (греч. lexikos – относящийся к слову) – это совокупность слов языка, словарный состав. Лексика не является наукой или разделом языкознания. Разделом языкознания, занимающимся изучением лексики, является лексикология. Лексика делится на различные пласты: по значению (однозначные и многозначные слова); по происхождению (исконно-русская, заимствованная, старославянская); по употреблению (общеупотребительная и ограниченная в употреблении (профессиональная, диалектная, жаргонная)); по смысловым отношениям (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы); с точки зрения истории языка (историзмы, архаизмы, неологизмы).

    Источник

    План-конспект урока русского языка в 7 классе : Лексика и фразеология.

    «Управление общеобразовательной организацией:
    новые тенденции и современные технологии»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    урока русского языка в 7 классе : Лексика и фразеология.

    Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.

    Тема: Лексика и фразеология.

    Цели урока: обобщение и повторение сведений о лексике и фразеологии; повторение основных разделов темы, развивать внимание, скорость мышления; формировать чувство ответственности за результат своего труда;

    стимулировать стремление к творчеству и самовыражению;

    активизировать эмоциональную сферу;

    работы со словарём; поиск лексических ошибок и их исправление;

    воспитание любви и бережного отношения к языку.

    Тип урока: урок применения знаний, формирования и совершенствования знаний умений, навыков.

    Технология построения урока: развитие критического мышления через чтение и письмо.

    Приёмы: кластер, составление «Документ слова русского языка», дидактическая игра «Радуга».

    Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

    Оборудование: мультимедийный проектор, шаблоны «Документ слова русского языка», карточки для исследовательского практикума.

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные: знать предмет изучения лексики и фразеологии; назначение слова , полисемии слова; знать предмет изучения фразеологизма в языке, понятия «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова», «неологизмы»; уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте, пользоваться словарями, подбирать свои примеры на все изученные лексические понятия.

    Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.

    Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.

    . Актуализация опорных знаний.

    . Стадия осмысления содержания

    . Определение темы урока.

    Может ли устойчивое сочетание слова состоять из одного слова? ( Нет, состоять из одного слова фразеологизм не может. Фразеологизм, или идиома, состоит из двух или более слов, например: ни души; ни свет ни заря.).

    Сообщение целей учебного занятия.

    Беседа учителя по вопросам на стр.8 учебника. Проверка домашнего задания проводится с составлением кластера. ( Ученики приводят свои примеры к каждому ответу).

    Учитель: – Что значит однозначность и многозначность слова? ( Полисемия, примеры омонимов: бор, ключ и т.д.). Приведите примеры.

    Кластер. Слово: синонимы, антонимы, омонимы, многозначное, однозначное, прямое значение, переносное значение.

    Лексика ограниченного употребления: неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, устаревшие слова – архаизмы и историзмы.

    Карточка №1. Задание «Документ слова» (работа в парах).

    слова русского языка:.

    диалектизм, устарелое, многозначное,

    стилистическая окраска разговорное – книжное.

    Б.. На пришкольном участке дети работали дружно, старались не

    Д. Не преувеличивай, не делай из мухи…

    Ж. Витьке стало обидно, он надулся, как …

    . Исследовательский практикум (работа в группах).

    2. Какое из указанных слов является однозначным?

    А) бор; Б) синичка; В) кость; Г) ключ.

    3. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

    А). светлое платье; Б). светлый вторник; В). светлая душа; Г). с ветлая голова.

    Лето работает на зиму, а зима — на лето. Лето припасает, а зима поедает.

    Выступление групп. Взаимооценивание групп.

    добрый, догадливый, коммуникабельный, деликатный.

    Работать засучив рукава-….( работать спустя рукава),

    Ни гроша – ( тугая мошна),

    Бежать во всю прыть –

    — Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.

    Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.

    Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.

    Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.

    1. Что означает слово « архивариус»? Составьте словарную статью для словаря иностранных слов.

    2. Какое из указанных слов является многозначным?

    А) печь, Б) мой В) сладкий Г) золотой; Д) ели.

    3. Какое из выделенных слов употреблено в переносном значении?

    А). золотые руки; Б). гвоздь урока; В). гребень для расчески шерсти;

    Определите синонимы из приведенных ниже пар: все ли парные слова здесь являются синонимами?

    А).улыбка; Б). суматоха; В). скука; Г). Радость.

    Раздувать из мухи слона; играть первую скрипку; держать язык за зубами; точить лясы, жить на широкую ногу; метать громы и молнии; плясать под чужую дудку; тянуть канитель; лезть на рожон; ломать голову; вставлять палки в колеса; раздувать из мухи слона.

    Пускать пыль глаза, проглотить язык, оказывать медвежью услугу; метать громы и молнии.

    — Представьте себе, что вы работаете в редакции корректором, а вам принесли искаженный текст с лексическими ошибками: с неудачным выбором синонимов, тавтологическими ошибками, с искаженным употреблением фразеологизмов и неточным употреблением слов.

    Я купил лекарство для зубной боли.

    2.Ужасно красивый актер.

    3. Малыши с аппетитом уплетали сандвичи.

    Выпускники подарили первоклассникам памятные сувениры.

    5.Труженики трудятся с трудовым размахом.

    6. Кануть как в воду.

    В первом предложении неправильно употреблен предлог, а правильный ответ:

    Я купил лекарство от зубной боли.

    2). Во втором предложении правильнее сказать « Редкостно красивый актер», поскольку слово « ужасное» антонимично к слову « красивый».

    4 . Сувенир» – это подарок на память, слово памятные здесь лишнее.

    5). Правильный фразеологизм – кануть в Лету. ( из древнегреческой мифологии Лета – река забвения в подземном царстве мрачного Аида). Поэтому в этом предложении заметна тавтологическая ошибка.

    6. Правильнее сказать: « Как в воду канули».

    1. Лидия Николаевна объясняла урок, но Сережа не слушал.
    2. Антонина вспомнила о приближении осени, и загрустила .
    3. Михаил третий день
    бездельничал .
    4. Мой друг узнал, что это был обман.
    5. Чтобы собрать урожай, бабушка проснулась
    очень рано .

    Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись появилась лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Когда хватились сороки, а лисы и след простыл.

    Поделом сорокам! Не надо было ворон считать!

    Вопросы по закреплению темы:

    Учитель: – Ответьте, пожалуйста, как в языке появляются устарелые слова. (Слова в русском языке устаревают, когда предметы становятся ненужными, вместе с ними исчезают и их названия. Такие слова называются историзмами. Например: веретено, князь, царь. Но остались слова из прошлых веков, которые имеют синонимы. Их называют архаизмами. Например: чело, очи). Но употребление вышеуказанных слов не всегда уместно в художественной речи.

    — Назовите авторов « Толкового словаря русского языка».( Ожегов, Даль.).

    — Чем интересны фразеологизмы в художественной речи?

    ( Фразеологизмы могут состоять из целых пословиц и поговорок, метких выражений и служат для выразительности художественной речи).

    — Есть ли разница между лексическим и грамматическим значением слова? ( В корне слова обязательно заключено его лексическое значение, т.е. то, что обозначает слово. А грамматическое значение определяют окончание слова, предлоги). Разница есть.

    — Что общего имеют все значения слова? ( Любое слово обязательно имеет лексическое толкование).

    Стадия рефлексии. Заполнение учащимися листа самооценки.

    Лист самооценки ученика.

    Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке: Я научился: Работать в группе…

    — Прошу вас заполнить второй столбик «Бортового журнала»

    Бортовой журнал ученика:

    Что я знал по теме урока…

    Что я узнал(а) на уроке про синонимы, антонимы, омонимы и т.д.

    Новая тема: Лексика и Фразеология ( продолжение).

    Слово учителя. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.

    Фразеологизмы могут быть публицистического стиля: из года в год, сдержать слово, под открытым небом.

    Разговорного стиля: гадать на кофейной гуще, кривить душой, водить за нос, пускать пыль в глаза, ломать голову и т.д.

    Откуда же берутся фразеологизмы? Есть исконно русского происхождения: расправлять крылья, сматывать удочки. Фразеологизмы старославянского происхождения: не от мира сего, как зеницу око.

    К нам дошло много фразеологизмов из мифологии, они же стали крылатыми выражениями: дамоклов меч, нить Ариадны, ахиллесова пята ( уязвимое место).

    К нам дошли также идиомы из разных профессий: привести к общему знаменателю, сгущать краски, ход конем.

    А теперь ответьте на вопросы по закреплению новой темы:

    -Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота:

    — Один раз отрежь; на один покрой; шито белыми нитками; трещать по швам.

    — Между молотом и наковальней; доводить до белого каления.

    — Заварить кашу; толочь воду в ступе; калачом не заманишь.

    Творческая работа. Написать мини-сочинение, используя фразеологизмы или на тему «Что я знаю о лексических нормах русского языка».

    Подготовить ответы на вопросы на с. 12 учебника.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *