4. В каком ряду все слова – синонимы? А) время, период, эпоха, эра; Б) лингвист, историк, литературовед; В) фрукты, овощи, вишня; Г) сосна, тополь, ясень; Д) тарелка, вилка, ложка.
5. Укажите группу слов, которые являются омонимами: А) метель, пурга; Б) письменный стол, обеденный стол; В) капитанская рубка, рубка леса; Г) ручка чемодана, ручка малыша; Д) шить иглой, игла ежа.
6. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»: А) бить баклуши, Б) положа руку на сердце, В) сложа руки, Г) не покладая рук, Д) море по колено.
14. Выберите вариант, в котором определение является эпитетом: А) бродяга-ветер; Б) звездная ночь; В) розовая шляпка; Г) серебряное кольцо; Д) старик-мудрец.
15. В каком предложении слово употреблено в переносном значении? А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти. Б) Желтые листья медленно падали на землю. В) Утром бухта наполнилась плавучим льдом. Г) Громады утесов на берегу создавали величественную картину. Д) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.
1) о новосель. в ущель. о жаловань. о помощ. 2) в кушань. в солень. в акварел. в столиц. 3) на гулянь. на подворь. о молодёж. о самолёт. 4) в плать. на взморь. в захолусть. о президент.
19. Укажите слова, которые не являются синонимами.
2) гордость — скромность
4) караулить — сторожить
Контрольный тест по разделу «Лексика» (5 класс).
К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
1) доброе изделие 3) добрый гном
2) доброе дело 4) добрая половина
2. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в переносном значении?
1) детские игрушки 3) яркое солнце
2) глухая ночь 4) деревянный стол
3. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в прямом значении?
1) железная дисциплина 3) богатое воображение
2) тяжёлый разговор 4) чистые руки
1) страдающий косоглазием человек
2) мужская рубашка со стоячим воротом, застёгивающаяся сбоку
3) склон горы, холма
4) лесное травянистое растение со съедобными красными ягодами
5. У кажите, как называются выделенные в словосочетании слова:
Набирать очки — надевать очки.
1) омонимами 3) антонимами
2) однозначными 4) синонимами
6. Буква а на месте пропуска пишется в слове.
1) к…стюм 3) ф. нетика
2) впеч. тление 4) ш…колад
7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
1) оберегать 3) охранять
2) ограничивать 4) ограждать
1) сочувствовать 3) жалкий
2) возвышать 4) жаловать
9. Укажите номер предложения, в котором употреблён эпитет .
1)У окна оставили большой деревянный стол.
2)Серебряные седины украшали его виски.
3)Мы ловили рыбу на речной отмели.
4)Март – первый весенний месяц.
10. Укажите слова, которые не являются антонимами.
11. Укажите ОШИБОЧНОЕ утверждение.
1) Омонимы — это слова, близкие по значению.
2) В толковом словаре указывается не только прямое, но и переносное значение слов.
3) Слова, имеющие противоположное лексическое значение, называются антонимами.
4) Слова в словарях располагаются по алфавиту.
12. В каком примере слово железная употреблено в прямом значении?
1) железная руда 3) железная хватка
2) железная воля 4) железное правило
13. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?
1) бронзовая статуэтка, волчий аппетит
2) волчий аппетит, бронзовый загар
3) бронзовый загар, волчий след
4) волчий след, бронзовая статуэтка
14. Укажите ошибку в определении лексического значения слова.
1) маяк — башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.
2) омут — глубокая яма на дне реки или озера.
3) озимь — всходы, посевы озимых культур.
4) лазурный — средний цвет между жёлтым и красным, цвет апельсина.
1) в тетрад. в реч. в имен. в практик. 2) на площад. на знамен. в модел. по истори. 3) об информаци. о зрени. в тетрадк…, о новелл. 4) в имени. в сомнени. в решен. о Марь.
19. Укажите слова, которые не являются синонимами.
1) сострадание — сочувствие
3) душистый — пахучий
4) великий — ничтожный
20. Укажите антоним к слову утро.
Ключ к тесту «Лексика» (5 класс)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1096538
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:
А) десница, работа, слеза;
B) акварель, гуашь, палитра;
C) нечто, выкаблучиваться, ступай;
D) нижеподписавшийся, горенка, изрядно;
E) кирпич, свекла, идти.
. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:
А) место, история, тетрадь;
B) берег, город, молоко;
C) аббат, атака, жюри;
D) ладонь, корова, дочь,
E) поле, береза, сосед.
. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм:
. Выберите вариант, в котором определение является эпитетом:
D) серебряное кольцо;
В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.
B) Желтые листья медленно падали на землю.
C) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
D) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.
E) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.
В каком слове перед суффиксом пишется ь?
Какое прилагательное не имеет краткой формы?
Какое прилагательное не имеет степеней сравнения?
. Выберите вариант без ь на конце:
А) спряч. картеч. проч..;
C) знаеш. поеш..те, сходиш..;
D) навзнич. настеж. наотмаш..;
E) хорош. могуч. свеж…
Укажите прилагательные с –НН-:
В разделе «Фонетика» изучается … A) словосочетание и предложение B) состав слова C) правила, определяющие написание слов D) словарный состав языка E) звуки речи Определите слово, в котором больше букв, чем звуков A) Сосна B) Бобр C) Липа D) Дождь E) Смородина . В каком разделе русского языка изучаются звуки речи? A) Морфология B) Синтаксис C) Фонетика D) Лексика E) Фразеология Найдите слово, в котором ударение падает на первый слог A) Средство B) Звонишь C) Договор D) Каталог E) Документ Укажите слово, в котором пропущена буква «е» A) Ор…гинальность B) Ид…нтичность C) Ун…кальность D) Пр…обретение E) Г…гант . Называние раздела языкознания, который устанавливает правила написания слов A) Фонетика B) Лексика C) Орфография D) Графика E) Орфоэпия Вставьте ъ и ь, где необходимо: ад…ютант, интерв…ю, лос…он, с…экономить, необ…яснимый. A) ъ, ь, ь, *, ъ B) ъ, ъ, *, ъ, ь C) ъ, ь, ь, ъ, ь D) ь, ь, ь, *, ъ E) *, *, ъ, ь, ъ
. Укажите вариант, в котором есть слово без ь (мягкого знака) после щипящего: A) Разреж. B) Смеёш. ся C) Палач. D) Вскач. E) Ты плач. Укажите слово с ь (мягким знаком): A) Интерв. ю B) Об. ём C) Об. явление D) Ад. ютант E) С. езд . Наука, изучающая словарный состав русского языка:
.Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:
А) Тяжелый чемодан, холодный ветер.
B) железная дисциплина, холодное сердце
C) легкая рука, железный гвоздь
D) красное солнце, красивый цветок
E) белая дорога, белая ткань
А) лексическое значение
B) грамматическое значение
В каком варианте верно определение: Словообразование – раздел науки о языке, в котором…
А) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),
B) изучается звуковая сторона слова,
C) изучаются правила правописания слов,
D) изучается история слова,
E) изучается лексическое значение и употребление слов.
Что такое основа?
А) главная значимая часть слова,
B) значимая часть слова перед корнем,
C) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,
D) значимая часть слова без корня,
E) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.
Определите вариант, в котором дана форма слова мести:
Укажите слово, образованное по модели «∩^^□»:
Укажите способ образования видовой пары глаголов:
C) перенос ударения
6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?
А) только после основ на мягкий согласный и Ц,
после основ на мягкий согласный и гласные,
C) после основ на мягкий согласный,
D) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,
E) после основ на шипящий и Ц.
7. Определите, какой вариант схем соответствует словам:
Дата добавления: 2021-07-19 ; просмотров: 36 ; Мы поможем в написании вашей работы!
4. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
A) Желтые листья медленно падали на землю.
B) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.
C) И редкий солнца луч, и первые морозы.
D) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
E) Тёмная вода и громады утесов на берегу создавали величественную картину.
5. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:
B) Телеграмма, телезритель.
D) Съедобный, утомление.
6. Укажите ряд, включающий антонимы:
A) Лингвист, историк, литературовед
B) Изучать, упрамиться, штудировать.
C) Фрукты, овощи, вишня
D) исполнитель, конкурент, дебютант.
E) время, период, эпоха, эра
8. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:
A) Велосипед, мотоцикл, трамвай.
B) Автобус, пианино, гитара
C) Гипотенуза, Ом, бином,
D) Дорога, лист, стол.
E) Снегоход, снегирь, снегурочка.
9. Выделите безличные глаголы:
D) Руководит, поймет.
10. Какие фразеологические единицы являются синонимами к слову «убежать»?
A) Задать стрекача, навострить лыжи, смазать пятки.
B) Родиться в рубашке, собраться с духом.
C) Сжечь свои корабли, перейти Рубикон.
D) Заткнуть за пояс, утереть нос.
E) Невелика птица, пустое место.
11. В каком ряду представлены омонимы:
B) Город, село, поселок.
C) Подозрительно, неспроста, недаром.
D) Листья, яблоня, мята.
Тест по теме «ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ»
1. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?
А) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной телепрограммы.
В) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.
Г) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы
2. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить каменистый?
А) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.
Б) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной глыбы.
В) Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет.
Г) У этого человека каменное сердце
3. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?
А) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления?
Б) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.
В) Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.
Г) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны
4. В каком предложении вместо слова БЕЗОБИДНЫЙ нужно использовать НЕОБИДЧИВЫЙ?
А) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидным человеком.
Б) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.
В) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.
Г) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.
5. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?
А) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?
Б) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
В) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.
Г) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.
6. В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить надеть?
А) Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.
Б) Хозяин платил батракам мало, зато хорошо кормил и одевал.
В) Наша текстильная фабрика одевала всю область.
Г) Всех танцовщиц одели в одинаковые национальные костюмы
7. В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?
А) Однажды, в будничный день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег.
Б) Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более однообразную и скучную.
В) Этот художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны..
Г) «Вот мы и приехали домой»,- уже другим, будничным голосом сказал капитан.
8. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме?
Б) оказать впечатление
Г) потерпеть поражение
9. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме?
А) придерживаться точки зрения
Б) вынести приговор
В) оказать покровительство
Г) играть большое значение
10. В каком предложении нарушены стилистические нормы литературного языка?
А) Эта проблема широко обсуждается в средствах массовой информации.
Б) Днями в Кремлевском дворце состоится официальное открытие международного форума «Мировой опыт и экономика России».
В) Законопроект был принят Госдумой уже в первом чтении.
Г) На заседании правительства рассматривались вопросы жилищной реформы.
11. В каком предложении слово употреблено без учета его стилистической окраски?
А) Прошу оплатить мне расходы по командировке.
Б) Банковские платежи стали задерживаться на срок до трех месяцев.
В) Автором рассмотрены 33 нормативных документа по приватизации.
Г) Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели.
12. В каком предложении фразеологизм употреблен без учета его стилистической окраски?
А) Руководители многонационального государства не имеют права закрывать глаза на проблемы языковой политики.
Б) Герой романа был настоящим рыцарем без страха и упрека, борющимся за добро и справедливость.
В) Отказ от высокого искусства может погрузить страну в мрак невежества.
Г) Тактичному и воспитанному человеку, заботящемуся о своем достоинстве, не следует совать нос в чужие дела.