Что изучает лексика в каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении

Что изучает лексика?

ist.na5bal.ru > Водные виды спорта > Вопрос
Тест по русскому языку. Лексика. Фразеология. Ответы.

1. Что изучает лексика?
А) историю слова; Б) части речи и их формы; Д) слова и их значения.
В) правила написания слов; Г) звуковую сторону слова;

2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
В) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;
Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;
Д) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.

3. Укажите ряд многозначных слов:
А) съедобный, утомление; Б) хохот, шезлонг; В) съемка, ручка; Г) компьютер, ландыш; Д) самолет, дискуссия.

4. В каком ряду все слова – синонимы?
А) время, период, эпоха, эра;
Б) лингвист, историк, литературовед;
В) фрукты, овощи, вишня;
Г) сосна, тополь, ясень;
Д) тарелка, вилка, ложка.

5. Укажите группу слов, которые являются омонимами:
А) метель, пурга; Б) письменный стол, обеденный стол; В) капитанская рубка, рубка леса;
Г) ручка чемодана, ручка малыша; Д) шить иглой, игла ежа.

6. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:
А) бить баклуши, Б) положа руку на сердце, В) сложа руки, Г) не покладая рук,
Д) море по колено.

7. Укажите слова, не являющиеся паронимами:
А) эффектный, эффективный; Б) представить, предоставить; В) фарш, фарс;
Г) командировочные, командированные; Д) подпись, роспись.

8. Определите, в каком варианте профессиональные слова:
А) учитель, наставник, педагог; Б) отечество, родина, отчизна; В) метель, пурга, буран;
Г) аккорд, вокализ, мольберт; Д) овощи, ягоды, фрукты.
9. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
А) как в воду глядел; Б) набрать в рот воды; В) выйти сухим из воды;
Г) как рыба в воде; Д) не разлить водой.

10. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия; Б) псалтырь, светлица, кафтан;
В) курень, полуночник, шелоник; Г) опосля, прислухаться, не серчай;
Д) кардиолог, инфаркт, универсам.

11. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:
А) десница, работа, слеза; Б) акварель, гуашь, палитра;
В) нечто, выкаблучиваться, ступай; Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно;
Д) кирпич, свекла, идти.

12. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:
А) место, история, тетрадь; Б) берег, город, молоко; В) аббат, атака, жюри;
Г) ладонь, корова, дочь, Д) поле, береза, сосед.

13. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм:
А) закадычный друг; Б) во веки веков; В) вступить в брак; Г) сдержать слово;
Д) втирать очки.

14. Выберите вариант, в котором определение является эпитетом:
А) бродяга-ветер; Б) звездная ночь; В) розовая шляпка; Г) серебряное кольцо;
Д) старик-мудрец.

15. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.
Б) Желтые листья медленно падали на землю.
В) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
Г) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.
Д) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.

Источник

Тест по русскому языку 5 класс по теме «лексика»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Контрольный тест по разделу «Лексика» (5 класс).

К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

2. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в переносном значении?

1) большой камень 3) стальной гвоздь

2) золотое сердце 4) холодные руки

3. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в прямом значении?

2) холодная встреча

1) иноземцы, племенные люди

2) указания, свод правил, устанавливающий порядок выполнения чего-либо

3) первые буквы имени и отчества или имени и фамилии

4) промежуток, расстояние между чем-нибудь

5. Укажите, как называются выделенные в словосочетании слова.

заставить вставать — заставить стульями

1) однозначными 3) антонимами

2) синонимами 4) омонимами

6. Буква а на месте пропуска пишется в слове.

1) п…ркет 3) д. кумент

2) к…нфета 4) лес. руб

7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1) карикатурный 3) мизерный

2) маленький 4) миниатюрный

1) лагерь 3) лазарет

2) кровать 4) скамейка

9. Укажите номер предложения, в котором употреблён эпитет.

1) Зал освещали хрустальные люстры.

2) Зелёные вершины деревьев о чём-то тихо шептались.

3) В её карих глазах пряталась усмешка.

4) Раскрылись шёлковые лепестки нашей розы.

10. Укажите слова, которые не являются антонимами.

1) тяжёлый — большой

11. Укажите ОШИБОЧНОЕ утверждение.

1) Синонимы — это слова близкие по лексическому значению.

2) Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-

3) В толковом словаре можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным.

4) Лексика — это слова, близкие по значению.

12. В каком примере слово ключ употреблено в прямом значении?

3) в оптимистическом ключе

4) действовать в едином ключе

13. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?

1) бархатный голос, пустая тарелка

2) пустая тарелка, бархатное платье

3) бархатное платье, пустая голова

4) пустая голова, бархатный голос

14. Укажите ошибку в определении лексического значения слова.

1) брошюра — небольшая книжка.

2) багровый — светло-синий, цвета голубого неба.

3) лексикон — запас слов человека.

4) витязь — храбрый воин, богатырь.

15. Укажите антоним к слову лёгкий.

16. Укажите многозначное слово.

17. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) доч…, товарищ…, вериш…, задач…
2) стрич…, свеж…, много задач…, помощ…
3) улыбаеш…ся, стереч…, наотмаш…, ветош…
4) колюч…, брош…, грач…, отвечаеш…

18. В каком ряду в окончании пишется буква е?

1) о новосель. в ущель. о жаловань. о помощ.
2) в кушань. в солень. в акварел. в столиц.
3) на гулянь. на подворь. о молодёж. о самолёт.
4) в плать. на взморь. в захолусть. о президент.

19. Укажите слова, которые не являются синонимами.

2) гордость — скромность

4) караулить — сторожить

Контрольный тест по разделу «Лексика» (5 класс).

К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

1) доброе изделие 3) добрый гном

2) доброе дело 4) добрая половина

2. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в переносном значении?

1) детские игрушки 3) яркое солнце

2) глухая ночь 4) деревянный стол

3. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в прямом значении?

1) железная дисциплина 3) богатое воображение

2) тяжёлый разговор 4) чистые руки

1) страдающий косоглазием человек

2) мужская рубашка со стоячим воротом, застёгивающаяся сбоку

3) склон горы, холма

4) лесное травянистое растение со съедобными красными ягодами

5. У кажите, как называются выделенные в словосочетании слова:

Набирать очки — надевать очки.

1) омонимами 3) антонимами

2) однозначными 4) синонимами

6. Буква а на месте пропуска пишется в слове.

1) к…стюм 3) ф. нетика

2) впеч. тление 4) ш…колад

7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1) оберегать 3) охранять

2) ограничивать 4) ограждать

1) сочувствовать 3) жалкий

2) возвышать 4) жаловать

9. Укажите номер предложения, в котором употреблён эпитет .

1)У окна оставили большой деревянный стол.

2)Серебряные седины украшали его виски.

3)Мы ловили рыбу на речной отмели.

4)Март – первый весенний месяц.

10. Укажите слова, которые не являются антонимами.

11. Укажите ОШИБОЧНОЕ утверждение.

1) Омонимы — это слова, близкие по значению.

2) В толковом словаре указывается не только прямое, но и переносное значение слов.

3) Слова, имеющие противоположное лексическое значение, называются антонимами.

4) Слова в словарях располагаются по алфавиту.

12. В каком примере слово железная употреблено в прямом значении?

1) железная руда 3) железная хватка

2) железная воля 4) железное правило

13. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?

1) бронзовая статуэтка, волчий аппетит

2) волчий аппетит, бронзовый загар

3) бронзовый загар, волчий след

4) волчий след, бронзовая статуэтка

14. Укажите ошибку в определении лексического значения слова.

1) маяк — башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.

2) омут — глубокая яма на дне реки или озера.

3) озимь — всходы, посевы озимых культур.

4) лазурный — средний цвет между жёлтым и красным, цвет апельсина.

15. Укажите антоним к слову беспринципность.

16. Укажите многозначное слово.

17.В каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) мыш…, камыш…, поёш…, груш…
2) мелоч…, убереч…, кусач…, из-за туч…
3) умываеш…ся, спряч…, роскош…, напроч…
4) пригож…, вещ…, врач…, купаеш…ся

18. В каком ряду в окончании пишется буква и?

1) в тетрад. в реч. в имен. в практик.
2) на площад. на знамен. в модел. по истори.
3) об информаци. о зрени. в тетрадк…, о новелл.
4) в имени. в сомнени. в решен. о Марь.

19. Укажите слова, которые не являются синонимами.

1) сострадание — сочувствие

3) душистый — пахучий

4) великий — ничтожный

20. Укажите антоним к слову утро.

Ключ к тесту «Лексика» (5 класс)

Что изучает лексика в каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что изучает лексика в каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что изучает лексика в каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что изучает лексика в каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении

Номер материала: ДБ-1096538

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что изучает лексика в каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что изучает лексика в каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что изучает лексика в каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении

Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников

Время чтения: 1 минута

Что изучает лексика в каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что изучает лексика в каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении

ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России

Время чтения: 1 минута

Что изучает лексика в каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Что изучает лексика в каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тест по теме «Лексика русского языка»

Разработка содержит 2 варианта тестовых заданий.

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме «Лексика русского языка»»

1. Что изучает лексика?
А) историю слова;
Б) части речи и их формы;
В) правила написания слов;
Г) слова и их значения.
2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
В) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;
Г) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.
3. Укажите ряд многозначных слов:
А) съедобный, утомление;
Б) хохот, шезлонг;
В) съемка, ручка;
Г) самолет, дискуссия.
4. В каком ряду все слова – синонимы?
А) время, период, эпоха, эра;
Б) лингвист, историк, литературовед;
В) фрукты, овощи, вишня;
Г) сосна, тополь, ясень.
5. Укажите группу слов, которые являются омонимами:
А) метель, пурга;
Б) письменный стол, обеденный стол;
В) капитанская рубка, рубка леса;
Г) шить иглой, игла ежа.
6. Укажите слова, не являющиеся паронимами:
А) эффектный, эффективный;
Б) представить, предоставить;
В) фарш, фарс;
Г) командировочные, командированные.

7. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия;
Б) псалтырь, светлица, кафтан;
В) опосля, прислухаться, не серчай;
Г) кардиолог, инфаркт, универсам.
8. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:
А) место, история, тетрадь;
Б) берег, город, молоко;
В) аббат, атака, жюри;
Г) ладонь, корова, дочь.
9. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.
Б) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
В) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.
Г) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.
10. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
А) как в воду глядел;
Б) набрать в рот воды;
В) выйти сухим из воды;
Г) не разлить водой.

1 Г
2 В
3 В
4 А
5 В
6 В

Источник

В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?

A) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;

B) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;

C) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;

D) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;

E) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.

. Укажите ряд многозначных слов:

A) съедобный, утомление;

D) компьютер, ландыш;

E) самолет, дискуссия.

В каком ряду все слова – синонимы?

А) время, период, эпоха, эра;

B) лингвист, историк, литературовед;

C) фрукты, овощи, вишня;

D) сосна, тополь, ясень;

E) тарелка, вилка, ложка.

. Укажите группу слов, которые являются омонимами:

B) письменный стол, обеденный стол;

C) капитанская рубка, рубка леса;

D) ручка чемодана, ручка малыша;

E) шить иглой, игла ежа.

. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:

B) положа руку на сердце,

Укажите слова, не являющиеся паронимами:

А) эффектный, эффективный;

B) представить, предоставить;

D) командировочные, командированные;

Определите, в каком варианте профессиональные слова:

А) учитель, наставник, педагог;

B) отечество, родина, отчизна;

C) метель, пурга, буран;
D) аккорд, вокализ, мольберт;

E) овощи, ягоды, фрукты.

Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?

А) как в воду глядел;

B) набрать в рот воды;

C) выйти сухим из воды;

E) не разлить водой.

. Определите, в каком варианте даны неологизмы:

А) бартер, кастинг, конфессия;

B) псалтырь, светлица, кафтан;

C) курень, полуночник, шелоник;

D) опосля, прислухаться, не серчай;

E) кардиолог, инфаркт, универсам.

. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:

А) десница, работа, слеза;

B) акварель, гуашь, палитра;

C) нечто, выкаблучиваться, ступай;

D) нижеподписавшийся, горенка, изрядно;

E) кирпич, свекла, идти.

. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:

А) место, история, тетрадь;

B) берег, город, молоко;

C) аббат, атака, жюри;

D) ладонь, корова, дочь,

E) поле, береза, сосед.

. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм:

. Выберите вариант, в котором определение является эпитетом:

D) серебряное кольцо;

В каком предложении слово употреблено в переносном значении?

А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.

B) Желтые листья медленно падали на землю.

C) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.

D) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.

E) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.

В каком слове перед суффиксом пишется ь?

Какое прилагательное не имеет краткой формы?

Какое прилагательное не имеет степеней сравнения?

. Выберите вариант без ь на конце:

А) спряч. картеч. проч..;

C) знаеш. поеш..те, сходиш..;

D) навзнич. настеж. наотмаш..;

E) хорош. могуч. свеж…

Укажите прилагательные с –НН-:

В разделе «Фонетика» изучается …
A) словосочетание и предложение
B) состав слова
C) правила, определяющие написание слов
D) словарный состав языка
E) звуки речи
Определите слово, в котором больше букв, чем звуков
A) Сосна
B) Бобр
C) Липа
D) Дождь
E) Смородина
. В каком разделе русского языка изучаются звуки речи?
A) Морфология
B) Синтаксис
C) Фонетика
D) Лексика
E) Фразеология
Найдите слово, в котором ударение падает на первый слог
A) Средство
B) Звонишь
C) Договор
D) Каталог
E) Документ
Укажите слово, в котором пропущена буква «е»
A) Ор…гинальность
B) Ид…нтичность
C) Ун…кальность
D) Пр…обретение
E) Г…гант
. Называние раздела языкознания, который устанавливает правила написания слов
A) Фонетика
B) Лексика
C) Орфография
D) Графика
E) Орфоэпия
Вставьте ъ и ь, где необходимо:
ад…ютант, интерв…ю, лос…он, с…экономить, необ…яснимый.
A) ъ, ь, ь, *, ъ
B) ъ, ъ, *, ъ, ь
C) ъ, ь, ь, ъ, ь
D) ь, ь, ь, *, ъ
E) *, *, ъ, ь, ъ

. Укажите вариант, в котором есть слово без ь (мягкого знака) после щипящего:
A) Разреж.
B) Смеёш. ся
C) Палач.
D) Вскач.
E) Ты плач.
Укажите слово с ь (мягким знаком):
A) Интерв. ю
B) Об. ём
C) Об. явление
D) Ад. ютант
E) С. езд
. Наука, изучающая словарный состав русского языка:

.Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:

А) Тяжелый чемодан, холодный ветер.

B) железная дисциплина, холодное сердце

C) легкая рука, железный гвоздь

D) красное солнце, красивый цветок

E) белая дорога, белая ткань

А) лексическое значение

B) грамматическое значение

В каком варианте верно определение: Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),

B) изучается звуковая сторона слова,

C) изучаются правила правописания слов,

D) изучается история слова,

E) изучается лексическое значение и употребление слов.

Что такое основа?

А) главная значимая часть слова,

B) значимая часть слова перед корнем,

C) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

D) значимая часть слова без корня,

E) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

Определите вариант, в котором дана форма слова мести:

Укажите слово, образованное по модели «∩^^□»:

Укажите способ образования видовой пары глаголов:

C) перенос ударения

6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?

А) только после основ на мягкий согласный и Ц,

после основ на мягкий согласный и гласные,

C) после основ на мягкий согласный,

D) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,

E) после основ на шипящий и Ц.

7. Определите, какой вариант схем соответствует словам:

Дата добавления: 2021-07-19 ; просмотров: 36 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Тест: «лексика. фразеология» 1 вариант

Что изучает лексика в каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении

1. Что изучает лексика?

В) правила написания слов;

Г) звуковую сторону слова;

Д) слова и их значения.

2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?

А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;

Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;

В) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;

Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;

Д) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.

3. Укажите ряд многозначных слов:

А) съедобный, утомление;

Г) компьютер, ландыш;

Д) самолет, дискуссия.

4. В каком ряду все слова – синонимы?

А) время, период, эпоха, эра;

Б) лингвист, историк, литературовед;

Г) сосна, тополь, ясень;

Д) тарелка, вилка, ложка.

5. Укажите группу слов, которые являются омонимами:

Б) письменный стол, обеденный стол;

В) капитанская рубка, рубка леса;

Г) ручка чемодана, ручка малыша;

Д) шить иглой, игла ежа.

6. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:

Б) положа руку на сердце,

А) эффектный, эффективный;

Б) представить, предоставить;

Г) командировочные, командированные;

8. Определите, в каком варианте профессиональные слова:

А) учитель, наставник, педагог;

Б) отечество, родина, отчизна;

В) метель, пурга, буран;
Г) аккорд, вокализ, мольберт;

Д) овощи, ягоды, фрукты.

9. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?

А) как в воду глядел;

Б) набрать в рот воды;

В) выйти сухим из воды;

Д) не разлить водой.

10. Определите, в каком варианте даны неологизмы:

А) бартер, кастинг, конфессия;

Б) псалтырь, светлица, кафтан;

В) курень, полуночник, шелоник;

Г) опосля, прислухаться, не серчай;

Д) кардиолог, инфаркт, универсам.

11. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:

А) десница, работа, слеза;

В) нечто, выкаблучиваться, ступай;

Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно;

Д) кирпич, свекла, идти.

12. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:

А) место, история, тетрадь;

Б) берег, город, молоко;

В) аббат, атака, жюри;

Г) ладонь, корова, дочь, Д) поле, береза, сосед.

13. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм:

14. Выберите вариант, в котором определение является эпитетом:

Г) серебряное кольцо;

15. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?

А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.

Б) Желтые листья медленно падали на землю.

В) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.

Г) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.

Д) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок

15б – «5», 14-12Б – «4»; 11 – 8 Б – «3»; мен.8б – «2»

ТЕСТ: «Лексика. Фразеология» 2 ВАРИАНТ

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?

3. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?

а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе

б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание

в) аналогия — противоположность чему-либо

г) привилегия — преимущественные права, льготы

4. Какое из выделенных слов употреблено в ПРЯМОМ значении?

5. Какое из слов в предложении употреблено в ПЕРЕНОСНОМ значении?

В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа.

6. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?

Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы.

7. Какое из приведенных слов имеет омонимы?

8. В каком варианте пары слов не являются синонимами?

а) деликатный — тактичный

б) вульгарный — корыстный

в) чуткий — отзывчивый

г) гуманный — человечный

9. Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?

10. В каком предложении НЕТ антонимов?

а) Книга учит различать добро и зло.

б) Корень учения горек, да плод его сладок.

в) Недруг поддакивает, а друг спорит.

г) Ученье способно и украшать, и утешать.

11. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?

12. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?

13. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано НЕВЕРНО.

а) считать ворон — бездельничать

б) в час по чайной ложке — медленно

в) тертый калач — опытный (о человеке)

г) седьмая вода на киселе — близкие родственники

14. Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?

б) семь пятниц на неделе

15. В каком предложении НЕ используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.

г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

16. Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?

в) смотреть сквозь пальцы

г) камень преткновения

1. Что такое неологизмы?

A) Слова, которые служат для обозначения новых понятий.

B) Вышедшие из активного живого употребления.

C) Имеющие единое целостное значение.

D) Слова, противоположные по значению.

E) Слова близкие по значению.

2. В каких словосочетаниях прилагательные употребляются в прямом значении?

A) Глухой старик, жаркий день, пикантная внешность, железная воля, прямая линия.

B) Глухой старик, жаркий день, пикантный соус, железная дорога, прямой человек.

C) Глухой старик, жаркий день, пикантный соус, железная дорога, прямая линия.

D) Глухая улица, жаркий бой, пикантная внешность, железная воля, прямой человек.

E) Глухая деревня, жаркие дебаты, пикантная ситуация, железная логика, прямая дорога.

3. Какой ряд слов является синонимическим?

A) Холод, зной, ветер.

B) Погода, климат, температура.

C) Лебедь, ворона, скворец.

D) Родина, отчизна, отечество.

E) Часы, пояс, гребень.

4. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?

A) Желтые листья медленно падали на землю.

B) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.

C) И редкий солнца луч, и первые морозы.

D) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.

E) Тёмная вода и громады утесов на берегу создавали величественную картину.

5. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:

B) Телеграмма, телезритель.

D) Съедобный, утомление.

6. Укажите ряд, включающий антонимы:

A) Лингвист, историк, литературовед

B) Изучать, упрамиться, штудировать.

C) Фрукты, овощи, вишня

D) исполнитель, конкурент, дебютант.

E) время, период, эпоха, эра

8. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:

A) Велосипед, мотоцикл, трамвай.

B) Автобус, пианино, гитара

C) Гипотенуза, Ом, бином,

D) Дорога, лист, стол.

E) Снегоход, снегирь, снегурочка.

9. Выделите безличные глаголы:

D) Руководит, поймет.

10. Какие фразеологические единицы являются синонимами к слову «убежать»?

A) Задать стрекача, навострить лыжи, смазать пятки.

B) Родиться в рубашке, собраться с духом.

C) Сжечь свои корабли, перейти Рубикон.

D) Заткнуть за пояс, утереть нос.

E) Невелика птица, пустое место.

11. В каком ряду представлены омонимы:

B) Город, село, поселок.

C) Подозрительно, неспроста, недаром.

D) Листья, яблоня, мята.

Тест по теме «ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ»

1. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?

А) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной телепрограммы.

В) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.

Г) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы

2. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить каменистый?

А) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.

Б) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной глыбы.

В) Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет.

Г) У этого человека каменное сердце

3. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?

А) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления?

Б) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.

В) Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.

Г) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны

4. В каком предложении вместо слова БЕЗОБИДНЫЙ нужно использовать НЕОБИДЧИВЫЙ?

А) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидным человеком.

Б) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.

В) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.

Г) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.

5. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?

А) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?

Б) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.

В) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.

Г) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.

6. В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить надеть?

А) Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.

Б) Хозяин платил батракам мало, зато хорошо кормил и одевал.

В) Наша текстильная фабрика одевала всю область.

Г) Всех танцовщиц одели в одинаковые национальные костюмы

7. В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?

А) Однажды, в будничный день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег.

Б) Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более однообразную и скучную.

В) Этот художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны..

Г) «Вот мы и приехали домой»,- уже другим, будничным голосом сказал капитан.

8. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме?

Б) оказать впечатление

Г) потерпеть поражение

9. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме?

А) придерживаться точки зрения

Б) вынести приговор

В) оказать покровительство

Г) играть большое значение

10. В каком предложении нарушены стилистические нормы литературного языка?

А) Эта проблема широко обсуждается в средствах массовой информации.

Б) Днями в Кремлевском дворце состоится официальное открытие международного форума «Мировой опыт и экономика России».

В) Законопроект был принят Госдумой уже в первом чтении.

Г) На заседании правительства рассматривались вопросы жилищной реформы.

11. В каком предложении слово употреблено без учета его стилистической окраски?

А) Прошу оплатить мне расходы по командировке.

Б) Банковские платежи стали задерживаться на срок до трех месяцев.

В) Автором рассмотрены 33 нормативных документа по приватизации.

Г) Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели.

12. В каком предложении фразеологизм употреблен без учета его стилистической окраски?

А) Руководители многонационального государства не имеют права закрывать глаза на проблемы языковой политики.

Б) Герой романа был настоящим рыцарем без страха и упрека, борющимся за добро и справедливость.

В) Отказ от высокого искусства может погрузить страну в мрак невежества.

Г) Тактичному и воспитанному человеку, заботящемуся о своем достоинстве, не следует совать нос в чужие дела.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *