Что изучает лексика тест

Тест по русскому языку на тему «Лексика»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

По предмету: «Русский язык и культура речи»

1. Укажите, какие 2 из приведенных утверждений верны:

А. Лексикология изучает слово с точки зрения возможности его употребления в разных видах речевой деятельности человека: в устной, письменной, разговорной, официальной и т.д.

Б. Лексикология изучает слово с точки зрения его современности, выделяя в словарном составе языка историзмы, архаизмы и неологизмы.

В.Лексикология изучает слово как ограниченную паузами последовательность звуков.

Г. Лексикология изучает слово как часть речи с определенными грамматическими признаками.

2.Выберите термины, имеющие непосредственное отношение к лексикологии:

А. суффикс Г. обстоятельство Ж. наречие

Б. слог Д. неологизм

В. диалектизм Е. ударение

3. Выберите понятия, непосредственно связанные с лексическим значением слова:

А. суффикс Г. антонимы Ж. прямое значение

Б. числительное Д. наречие

В. основа слова Е. корень

4. Установите соответствие:

1) фразеологизмы А) слова, употребляющиеся в разговорной речи среди групп

населения, проживающих в определенных районах России

2) неологизмы Б) устойчивые сочетания слов

3) диалектизмы В) слова, обозначающие названия орудий и предметов труда,

трудовых действий и т.д., известные узкому кругу людей,

занятых данным производством или ремеслом

4) профессионализмы Г) слова, созданные для обозначения нового предмета или

5. Выберите утверждения, которые вы считаете верными:

А.Примером жаргонизма может стать слово сказуемое.

Б. Примером жаргонизма может стать слово халява.

В. Жаргонизмы не входят в словарный состав языка.

Г. Жаргонизмы – это экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначают понятия в узком, социально ограниченном кругу людей. Примером жаргонизма может быть слово стукач (доносчик).

6.Выберите утверждение, которое вы считаете верным:

А. Диалектная лексика употребляется только в разговорной речи и никогда не используется в художественной литературе.

Б. Примером жаргонизма может стать слово редиска (нехороший человек).

В. Примером молодежного сленга может стать слово реально (отлично).

Г. Примером молодежного сленга может стать слово шакал (попрошайка).

7. Установите лексическое значение следующих диалектизмов:

8. Выберите утверждение, которое вы считаете верным:

А. Примером семантического архаизма может стать слово вотще (напрасно).

Б. Слово может стать архаизмом в результате изменения его словообразовательной структуры. Примером является слово рыбарь.

В. Слово может стать архаизмом в результате изменения его морфологического оформления. Примером является слово феатр (театр).

Г. Архаизмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного использования.

9. Выберите утверждения, которые вы считаете верными:

А. Языковой неологизм всегда представляет собой новое, не существовавшее ранее слово языка, например, файл.

Б. Авторские неологизмы возникают в результате словотворчества отдельных людей.

В. Неологизмы – это новые слова, новизна которых ощущается носителями языка.

Г. Авторский неологизм может быть потенциальным словом, т.е. иметь реальную возможность войти в литературный язык, если автор известен широкой публике.

10.Выберите утверждения, которые вы считаете верными:

А. Исконное слово – это основное слово данного языка, вошедшее в его первоначальный словарный состав или образовавшееся впоследствии на основе лексического материала языка.

Б. Исконное слово – это основное слово данного языка, вошедшее в его первоначальный словарный состав; все слова, образовавшиеся впоследствии на основе лексического материала языка, не являются исконными.

В. Собственно русский пласт включает слова, возникшие после XVII века.

Г. К исконно русской лексике относят все слова, пришедшие в современный русский язык из языков предков.

11. Выберите утверждение, которое вы считаете ложным:

А. В далеком прошлом в русский язык вошли первые заимствованные слова из индоевропейского и праславянского языков.

Б. Одними из самых распространенных и органично вошедших в русский язык заимствований являются старославянизмы, потому что они вошли в наш язык из близкого славянского языка.

В. В эпоху правления Петра I активно заимствовались слова из голландского, немецкого языков, связанные с мореходством, судостроением, военным делом: штурм, орден, верфь, гавань и др.

Г. Слова, заимствованные из других языков в результате языковых контактов, составляют меньшую часть всего словарного состава русского языка.

12. Выберите утверждение, которое вы считаете верным:

А. Старославянский был устным языком славянских народов.

Б. Примером старославянизма может служить слово дерево.

В. Старославянизмы закрепились в русском языке и вытеснили исконно русские слова с тем же значением.

Г. Примером старославянизма может служить слово врата.

13. Определите, какой тип омонимов служит для создания комического эффекта в следующем отрывке:

А. лексические омонимы

14. Определите, какой тип омонимов служит для создания комического эффекта в следующем отрывке:

Режиссер Н. новаторски подошел к постановке «Отелло»: в последнем действии ревнивый муж душит Дездемону духами местной парфюмерной фабрики.

А. лексические омонимы

15. Определите, какой тип омонимов служит для создания комического эффекта в следующем отрывке:

А. лексические омонимы

16. Определите, какой тип омонимов служит для создания комического эффекта в следующем отрывке:

А. лексические омонимы

17. Определите, какой тип омонимов служит для создания комического эффекта в следующем отрывке:

А. лексические омонимы

18. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

А. всадник Г. верховой

Б. наездник Д. конный

19. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

А. бездушный Г. холодный (перен.)

Б. черствый (перен.) Д. беспечный

20. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

А. отзывчивый Г. наблюдательный

Б. душевный Д. чуткий

21. Выберите слова, которые не имеют антонимов:

А. читать Г. толстый

22. Выберите слова, которые не имеют антонимов:

А. счастье Г. бронзовый

23. Укажите, в каком случае антоним подобран неверно:

А. реформатор – консерватор

Б. дилетант – специалист

В. созидать – отказать

Г. грустный – веселый

24. Укажите, в каком случае антоним подобран неверно:

А. доминировать – разубеждать

Б. духовный – физический

25. Сгруппируйте представленные слова в антонимические пары:

Источник

Тест по русскому языку по разделу «Лексика и фразеология»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. Что изучает лексика?
А) историю слова;
Б) части речи и их формы;
В) правила написания слов;
Г) слова и их значения.
2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
В) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;
Г) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.
3. Укажите ряд многозначных слов:
А) съедобный, утомление;
Б) хохот, шезлонг;
В) съемка, ручка;
Г) самолет, дискуссия.
4. В каком ряду все слова – синонимы?
А) время, период, эпоха, эра;
Б) лингвист, историк, литературовед;
В) фрукты, овощи, вишня;
Г) сосна, тополь, ясень.
5. Укажите группу слов, которые являются омонимами:
А) метель, пурга;
Б) письменный стол, обеденный стол;
В) капитанская рубка, рубка леса;
Г) шить иглой, игла ежа.
6. Укажите слова, не являющиеся паронимами:
А) эффектный, эффективный;
Б) представить, предоставить;
В) фарш, фарс;
Г) командировочные, командированные.

7. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия;
Б) псалтырь, светлица, кафтан;
В) опосля, прислухаться, не серчай;
Г) кардиолог, инфаркт, универсам.
8. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:
А) место, история, тетрадь;
Б) берег, город, молоко;
В) аббат, атака, жюри;
Г) ладонь, корова, дочь.
9. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.
Б) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
В) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.
Г) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.
10. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
А) как в воду глядел;
Б) набрать в рот воды;
В) выйти сухим из воды;
Г) не разлить водой.

1 Г
2 В
3 В
4 А
5 В
6 В

Источник

Тесты по русскому языку в 10 классе на тему: «Лексика. Фразеология»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. Что изучает лексика?
А) историю слова;
Б) части речи и их формы;
В) правила написания слов;
Г) звуковую сторону слова;
Д) слова и их значения.
2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
В) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;
Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;
Д) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.
3. Укажите ряд многозначных слов:
А) съедобный, утомление;
Б) хохот, шезлонг;
В) съемка, ручка;
Г) компьютер, ландыш;
Д) самолет, дискуссия.
4. В каком ряду все слова – синонимы?
А) время, период, эпоха, эра;
Б) лингвист, историк, литературовед;
В) фрукты, овощи, вишня;
Г) сосна, тополь, ясень;
Д) тарелка, вилка, ложка.
5. Укажите группу слов, которые являются омонимами:
А) метель, пурга;
Б) письменный стол, обеденный стол;
В) капитанская рубка, рубка леса;
Г) ручка чемодана, ручка малыша;
Д) шить иглой, игла ежа.
6. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:
А) бить баклуши,
Б) положа руку на сердце,
В) сложа руки,
Г) не покладая рук,
Д) море по колено.
7. Укажите слова, не являющиеся паронимами:
А) эффектный, эффективный;
Б) представить, предоставить;
В) фарш, фарс;
Г) командировочные, командированные;
Д) подпись, роспись.

8. Определите, в каком варианте профессиональные слова:
А) учитель, наставник, педагог;
Б) отечество, родина, отчизна;
В) метель, пурга, буран;
Г) аккорд, вокализ, мольберт;
Д) овощи, ягоды, фрукты.

9. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
А) как в воду глядел;
Б) набрать в рот воды;
В) выйти сухим из воды;
Г) как рыба в воде;
Д) не разлить водой.
10. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия;
Б) псалтырь, светлица, кафтан;
В) курень, полуночник, шелоник;
Г) опосля, прислухаться, не серчай;
Д) кардиолог, инфаркт, универсам.
11. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:
А) десница, работа, слеза;
Б) акварель, гуашь, палитра;
В) нечто, выкаблучиваться, ступай;
Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно;
Д) кирпич, свекла, идти.
12. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:
А) место, история, тетрадь;
Б) берег, город, молоко;
В) аббат, атака, жюри;
Г) ладонь, корова, дочь,
Д) поле, береза, сосед.
13. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм:
А) закадычный друг;
Б) во веки веков;
В) вступить в брак;
Г) сдержать слово;
Д) втирать очки.
14. Выберите вариант, в котором определение является эпитетом:
А) бродяга-ветер;
Б) звездная ночь;
В) розовая шляпка;
Г) серебряное кольцо;
Д) старик-мудрец.
15. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.
Б) Желтые листья медленно падали на землю.
В) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
Г) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.
Д) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.

Тест по русскому языку. 10 класс.

1. Определите значение слова РУКАВ.

3. Подберите антонимы к прилагательным:

1) свежий хлеб 2) свежий журнал 3) свежий ветер

4. Спишите. Закончите пословицы и поговорки подходящими по смыслу словами. Подчеркни антонимы.

1) Говорит бело, а думает … 2) Кто много говорит, тот мало … 3) Ученье – свет, а неученье – …

5. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:

А. Как снег на голову

Б. Держать язык за зубами

Г. Хоть глаз выколи

Д. Не в бровь, а в глаз

Е. Яблоку негде упасть

Ж. Возносить до небес

З. Стреляный воробей

И. Водить вокруг пальца

К. Рассеиваться как дым

6. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение?

1) мягкий свет 2) мягкий знак 3) мягкий мох 4) мягкий климат

7. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость».

1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость

2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный

3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие

4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость

8. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?

1) кот наплакал – вредно, глупо

2) с горем пополам – еле-еле, кое-как

3) поставить крест – креститься, унижать

4) водить за нос – заглушить, мешать

9. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1) стреляный воробей – опытный 2) обводить вокруг пальца – обманывать

3) с гулькин нос – много 4) яблоку негде упасть – тесно

10. Объясните значение фразеологизмов :

1) Готов сквозь землю провалиться 2) Язык без костей 3) Волосы встали дыбом

11. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:

Тест по русскому языку. 10 класс.

1. Определите значение слова ЗАЯЦ.

3. Подберите антонимы к прилагательным:

1) лёгкий вопрос 2) лёгкий рюкзак 3) лёгкий характер

4. Спишите. Закончите пословицы и поговорки подходящими по смыслу словами. Подчеркни антонимы.

1) Добрая слава лежит, а худая … 2) Маленькое дело лучше большого … 3) Где умному горе, там дураку …

5. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:

А. Как снег на голову

Б. Держать язык за зубами

Г. Хоть глаз выколи

Д. Не в бровь, а в глаз

Е. Яблоку негде упасть

Ж. Возносить до небес

З. Стреляный воробей

И. Водить вокруг пальца

К. Рассеиваться как дым

6. Какие пары слов не являются антонимами?

1) угрюмый – весёлый 2) гигант – карлик 3) робкий – смелый 4) скромный – хитрый

7. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?

1) рукой подать – быстро, хорошо 2) язык проглотить – вредно, тихо

3) под шумок – громко, открыто 4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок

8. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».

1) между двух огней

2) ни два ни полтора

3) как звёзд на небе

4) лежать мёртвым грузом

9. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?

1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.

2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.

4) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует.

10. Объясните значение фразеологизмов :

1) Семь пятниц на неделе 2) Фома неверующий 3) Тише воды, ниже травы

11. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:

Источник

Тест по русскому языку. 10 класс. Лексика. Фразеология

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тест по русскому языку. 10 класс.

1. Что изучает лексика?
А) историю слова;
Б) части речи и их формы;
В) правила написания слов;
Г) звуковую сторону слова;
Д) слова и их значения.
2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
В) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;
Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;
Д) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.
3. Укажите ряд многозначных слов:
А) съедобный, утомление;
Б) хохот, шезлонг;
В) съемка, ручка;
Г) компьютер, ландыш;
Д) самолет, дискуссия.
4. В каком ряду все слова – синонимы?
А) время, период, эпоха, эра;
Б) лингвист, историк, литературовед;
В) фрукты, овощи, вишня;
Г) сосна, тополь, ясень;
Д) тарелка, вилка, ложка.
5. Укажите группу слов, которые являются омонимами:
А) метель, пурга;
Б) письменный стол, обеденный стол;
В) капитанская рубка, рубка леса;
Г) ручка чемодана, ручка малыша;
Д) шить иглой, игла ежа.
6. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:
А) бить баклуши,
Б) положа руку на сердце,
В) сложа руки,
Г) не покладая рук,
Д) море по колено.
7. Укажите слова, не являющиеся паронимами:
А) эффектный, эффективный;
Б) представить, предоставить;
В) фарш, фарс;
Г) командировочные, командированные;
Д) подпись, роспись.

8. Определите, в каком варианте профессиональные слова:
А) учитель, наставник, педагог;
Б) отечество, родина, отчизна;
В) метель, пурга, буран;
Г) аккорд, вокализ, мольберт;
Д) овощи, ягоды, фрукты.

9. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
А) как в воду глядел;
Б) набрать в рот воды;
В) выйти сухим из воды;
Г) как рыба в воде;
Д) не разлить водой.
10. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия;
Б) псалтырь, светлица, кафтан;
В) курень, полуночник, шелоник;
Г) опосля, прислухаться, не серчай;
Д) кардиолог, инфаркт, универсам.
11. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:
А) десница, работа, слеза;
Б) акварель, гуашь, палитра;
В) нечто, выкаблучиваться, ступай;
Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно;
Д) кирпич, свекла, идти.
12. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:
А) место, история, тетрадь;
Б) берег, город, молоко;
В) аббат, атака, жюри;
Г) ладонь, корова, дочь,
Д) поле, береза, сосед.
13. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм:
А) закадычный друг;
Б) во веки веков;
В) вступить в брак;
Г) сдержать слово;
Д) втирать очки.
14. Выберите вариант, в котором определение является эпитетом:
А) бродяга-ветер;
Б) звездная ночь;
В) розовая шляпка;
Г) серебряное кольцо;
Д) старик-мудрец.
15. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.
Б) Желтые листья медленно падали на землю.
В) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
Г) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.
Д) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.

1 Д
2 Г
3 В
4 А
5 В
6 Г
7 В
8 Г
9 Б
10 А
11 Д
12 В
13 Г
14 А
15 Д

Тест по русскому языку. 10 класс.

1. Определите значение слова РУКАВ.

3. Подберите антонимы к прилагательным:

1) свежий хлеб 2) свежий журнал 3) свежий ветер

4. Спишите. Закончите пословицы и поговорки подходящими по смыслу словами. Подчеркни антонимы.

1) Говорит бело, а думает … 2) Кто много говорит, тот мало … 3) Ученье – свет, а неученье – …

5. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:

А. Как снег на голову

Б. Держать язык за зубами

Г. Хоть глаз выколи

Д. Не в бровь, а в глаз

Е. Яблоку негде упасть

Ж. Возносить до небес

З. Стреляный воробей

И. Водить вокруг пальца

К. Рассеиваться как дым

6. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение?

1) мягкий свет 2) мягкий знак 3) мягкий мох 4) мягкий климат

7. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость».

1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость

2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный

3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие

4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость

8. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?

1) кот наплакал – вредно, глупо

2) с горем пополам – еле-еле, кое-как

3) поставить крест – креститься, унижать

4) водить за нос – заглушить, мешать

9. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1) стреляный воробей – опытный 2) обводить вокруг пальца – обманывать

3) с гулькин нос – много 4) яблоку негде упасть – тесно

10. Объясните значение фразеологизмов :

1) Готов сквозь землю провалиться 2) Язык без костей 3) Волосы встали дыбом

11. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:

Тест по русскому языку. 10 класс.

1. Определите значение слова ЗАЯЦ.

3. Подберите антонимы к прилагательным:

1) лёгкий вопрос 2) лёгкий рюкзак 3) лёгкий характер

4. Спишите. Закончите пословицы и поговорки подходящими по смыслу словами. Подчеркни антонимы.

1) Добрая слава лежит, а худая … 2) Маленькое дело лучше большого … 3) Где умному горе, там дураку …

5. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:

А. Как снег на голову

Б. Держать язык за зубами

Г. Хоть глаз выколи

Д. Не в бровь, а в глаз

Е. Яблоку негде упасть

Ж. Возносить до небес

З. Стреляный воробей

И. Водить вокруг пальца

К. Рассеиваться как дым

6. Какие пары слов не являются антонимами?

1) угрюмый – весёлый 2) гигант – карлик 3) робкий – смелый 4) скромный – хитрый

7. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?

1) рукой подать – быстро, хорошо 2) язык проглотить – вредно, тихо

3) под шумок – громко, открыто 4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок

8. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».

1) между двух огней

2) ни два ни полтора

3) как звёзд на небе

4) лежать мёртвым грузом

9. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?

1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.

2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.

4) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует.

10. Объясните значение фразеологизмов :

1) Семь пятниц на неделе 2) Фома неверующий 3) Тише воды, ниже травы

11. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *