Что изучает лексика и фразеология 7 класс
Лексика и фразеология. 7-й класс
Класс: 7
Презентация к уроку
Вид урока – урок-путешествие.
Тип урока – урок-повторение изученного материала.
1. Организационный момент (2 мин.)
Учащиеся готовятся к уроку, сдают рапорт.
2. Слово учителя (3 мин.)
– Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?
– Правильно. А с каких сторон, позиций мы изучаем слово?
– Какой раздел русского языка изучает написание слова? (Графика)
– Какой раздел русского языка изучает правильность написания слова? (Орфография).
– Какой раздел русского языка изучает произношение слов? (Фонетика).
– Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка? (Лексика).
– Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения и сочетания? (Фразеология).
– Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим только две страны Лексику и Фразеологию.
3. Работа с Толковым словарем (3 мин.)
Задание 1. На парте у учеников лежат Толковые словари.
– Русский язык очень богат и продолжает обогащаться. Давайте попробуем определить значение слова «богатый».
– Какое из этих лексических значений подходит к русскому языку?
Вывод (письменно): Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой).
4. Многозначные слова
– Ребята, когда вы работали со словарями, определяя лексическое значение слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?
Ответ: Слово «богатый» имеет несколько значений.
– Как называются слова, которые имеют несколько значений?
– Именно в бухте Многозначности мы и сделаем свою первую остановку.
Задание 2. (5 мин.)
Пока два ученика делают разборы у доски, остальные работают в тетради, а некоторые выполняют карточки.
– В каком выражении слово язык употреблено в прямом значении, а в каком в переносном значении?
– Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд. Выражения в прямом значении будут красного цвета, в переносном – белого.
– Что такое прямое значение?
Ответ: Это основное лексическое значение слова.
– Что такое переносное значение?
Ответ: Это вторичное лексическое значение.
5. Дифференциация. Работа по карточкам
– У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив задание.
Карточка 1. НУВ
– О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Как называются такие слова? Определите разряд частиц.
Там, где нужен ключ обычный, (метал. стержень)
Не поможет ключ скрипичный. (музыкальный термин)
И лесным ключом, поверь, (родник)
Не откроешь эту дверь.
Ответ: Эти слова называются омонимы.
Карточка 2. ВУВ
– В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?
В театре за актом следует акт,
А между ними нужен… (антракт)
На время дело прекратив,
Вдруг объявили … (перерыв)
В поле пахарь устал слишком,
Нужно сделать … (передышку)
После урока непременно
Нужна ребятам … (перемена)
Ответ: Эти слова называются синонимы.
Карточка 3. «Средние»
– Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова «Слон и Моська». Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов.
После этого ученики вслух устно комментируют задание на карточках.
6. Физкультурная минутка (2 мин.)
7. Итоги раздела Лексика
– Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы узнали об этой стране?
Ответ: Узнали, что слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение. Познакомились с синонимами, антонимами и омонимами.
– Ребята, вы правильно отметили, что мы в стране Лексика познакомились с со словами, имеющими переносное значение, а в каком еще разделе языка встречаются такие слова?
Ответ: В разделе языка «Фразеология».
– Правильно. Слова с переносным значением живут в двух странах, одна из которых Фразеология, куда мы сейчас и отправимся.
8. Слайд 11.
– Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».
Задание 3. (5 мин.)
– Правильный ответ вы увидите на слайде. Выполните морфемный разбор выделенных слов. Каждый из учеников по очереди выходит к доске и выполняет разбор одного слова.
Задание 4. Устно. (3 мин.)
Задание 5. (5 мин.)
– А теперь нам необходимо отправляться дальше. Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».
– А теперь обратите внимание на слайд, как должно быть на самом деле. Исправьте свои ошибки.
9. Итоги раздела Фразеология
– Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?
10. Итоги всего урока
– Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу. Понравилась вам эта познавательная прогулка?
– По каким странам мы сегодня путешествовали?
– Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (Словарный состав языка)
– Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и сочетания)
– Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?
11. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Для чего я должен знать фразеологизмы?»
– Спасибо вам за урок, вы можете быть свободны.
«ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ» 7 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Цел и: повторить основные лексические понятия; закрепить навыки работы со словарем; повторить алгоритм разбора слов по составу; (р/р) продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Устно комментируются орфограммы и пунктограммы упражнения 12.
III. Сообщение темы и цели урока.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по вопросам § 3 (с. 7).
– Что изучается в лексике?
– Что называется лексическим значением слова?
2. Составление таблицы с использованием Толкового словаря Ожегова и Толкового словаря, помещенного в учебнике (с. 214–217).
Лексическое значение слов
Слово по использованию в речи
Нейтральное, книжное или разговорное
Слово по происхождению
Заимствованное или исконно русское
По времени появления в языке
Неологизм или устаревшее
Общеупотребительное, диалектное или профессиональное
– Что такое синонимы? Антонимы?
– Назовите известные вам словари, в которых можно найти толкование слова.
3. Индивидуальные задани я. Работа по карточкам (в случае затруднения учащиеся могут обратиться к Словарю синонимов и Словарю антонимов).
Подберите антонимы к словам.
Свет, вместе, ленивый, сначала, бессильный, поздний, праздники, альтруист, в шутку, горький, оптимист, консерватор, нагревать.
Ответ ы: тьма, порознь, трудолюбивый, потом, сильный, ранний, будни, эгоист, всерьез, сладкий, пессимист, новатор, остужать.
Подберите синонимы к словам.
Корова, алфавит, летчик, век, бой, народ, огонь, пресса, тайна, родник, обсуждение, верзила, спор.
Ответ ы: буренка, азбука, пилот, столетие, сражение, люди, пламя, печать, секрет, источник, дискуссия, дылда, полемика.
Подберите как можно больше синонимов к словам:
жилище (дом, квартира, приют, угол, апартаменты, логово);
ошибка (просчет, ляпсус, неточность, промах);
душистый (ароматный, пахучий, благовонный);
вежливо (корректно, учтиво, деликатно, галантно, предупредительно);
здравствуйте (привет, здорово, добрый день, мое почтение);
лаконично (сжато, сокращенно, вкратце, односложно);
логично (стройно, последовательно).
Подберите антонимы к словам.
Хилый (могучий), эгоист (альтруист), зажечь (потушить), союзник (противник), различие (сходство), ломать (строить), щедрый (скупой).
4. Самостоятельная работ а.
– Пока ребята работают по карточкам, мы тоже выполним небольшую самостоятельную работу: используя составленную таблицу, охарактеризуем слова язык, денница, интернет.
5. Работа по нахождению и определению омонимов.
– Вспомните, как называется лексическое понятие, о котором рассказывается в шуточном стихотворении Я. Козловского «Вы откуда, молодцы?». О чем предупреждают слова из русской речи, из родного языка?
Мы слова из русской речи,
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Смысл запрятан в серединке.
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по смыслу, называются омонимами.
– Составьте словосочетания с приведенными омонимами:
– А теперь отгадайте загадку. Отгадка – омоним:
Вот слово. Для решенья
В нем отыщите два значенья:
Несется первое к реке,
Другое щелкнуло в замке.
Одно лепечет на поляне,
Шумит в лесу и на лугу,
Другое улеглось в кармане
И там все время ни гугу.
Чтение стихотворений (подготовленными учащимися) со словами-омонимами.
– Найдите омонимы, подберите к ним синонимы, объяснив значение.
Над разбуженным краем:
Но как не есть ириску,
6. Работа по определению многозначных слов.
– Попытайтесь установить, в каком значении употреблено слово голова в стихотворении Ю. Коринца «Стихи о голове»:
Голова – всему венец:
В ней начало и конец…
Составлять в уме слова
Вам поможет голова…
Жить с хорошей головой,
Что с богатой кладовой.
Словно в речке отраженья,
В ней хранятся сбереженья –
И правила грамматики.
– Значений у слова голова очень много. Определите их.
1) От бессонницы у него заболела голова. 2) Голова у него работает хорошо, любую задачу решает быстро. 3) В неравном бою он сложил свою голову. 4) Голова пехотной колонны. 5) Колхоз-миллионер продал государству сто голов рогатого скота.
(Для справок: 1) Голова – верхняя часть тела человека или животного; 2) ум, рассудок; 3) жизнь; 4) передовой отряд; 5) единица счета скота.)
Задани е. В Толковом словаре найдите по два примера однозначных и многозначных слов. Выпишите к ним словарные статьи.
– Одно ли и то же значение имеет слово жизнь в приведенном предложении?
Подлинная красота – вещь относительная и очень конкретная и в жизни индустриальной стройки, и в жизни общества, и в жизни каждого человека (А. Безыменский).
– Сделайте синтаксический разбор данного предложения.
V. Подведение итогов урока.
– Что изучает лексика?
– Что называется лексическим значением слова?
– Какое еще значение слова вы знаете? (Грамматическое.)
– Охарактеризуйте слова по употребительности, по происхождению, по времени появления в языке.
& Домашнее задание: упражнение 14 (с. 8).
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Морфологический разбор слов наклоняюсь, двойного выполняется у доски; знаки препинания, орфограммы и фонетический разбор слов землю, твоя проверяется на местах.
– В каком значении употребляется слово цветок?
– Какой из синонимов к слову кудрявый (слово в рамке на с. 8) не употребляется при характеристике деревьев, цветов, холмов, покрытых кустарником?
III. Повторение темы «Фразеология».
1. Вопросы к класс у.
– Что изучает фразеология?
– Что называется фразеологизмом?
– По словам Михаила Шолохова, в чеканных народных изречених и афоризмах из бездны времен дошли до нас «радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».
Источники фразеологических выражений различны. Одни из них (пословицы, поговорки) возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Береги границу, как ока зеницу); другие появились в связи с историческими событиями (Пусто, словно Мамай прошел); третьи вышли из песен, сказок, загадок. Крылатые слова произошли от определенного литературного или исторического источника: «Сильнее кошки зверя нет» (И. А. Крылов), «Свежо предание, да верится с трудом» (А. С. Грибоедов).
Крылатые слова выполняют в речи очень важную роль, помогая нам с удивительной меткостью выражать сущность довольно сложных явлений.
Давайте вспомним некоторые из них, попытаемся объяснить смысл каждого фразеологизма.
3. Работа у доски и в тетрадя х.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы и смысл фразеологизма.
Держат..ся в тени; ут..реть нос; соб..рат..ся с мыслями; щ..котливый вопрос; прот..нуть руку помощи; д..ржать в черном теле; пр..брать к рукам; вт..рать очки; калач..м не заман..шь; в..сеть на телефоне; т..ж..лая артиллерия.
Задание 2. Сгруппируйте фразеологические обороты в 3 синонимических ряда (по вариантам):
I – со значением «похожи друг на друга»;
II – «ничем не выдающийся, средний, посредственный человек»;
III – «очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть».
Ни рыба ни мясо; стреляный воробей; два сапога пара; ни богу свечка ни черту кочерга; одним миром мазаны; ни то ни се; тертый калач; одного поля ягоды.
Задание 3. Укажите сначала фразеологизмы со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать» и, наконец, со значением «быстро» (фразеологизмы записаны на доске).
Сломя голову; сидеть сложа руки; втирать очки; заправлять арапа; во все лопатки; лодыря корчить; бить баклуши; водить за нос; во весь дух; собак гонять; вводить в заблуждение; высунув язык; со всех ног.
– Мы уже убедились, что фразеологизмы помогают понять, отразить характер человека, его настроение.
Предлагаю за установленное время записать как можно больше устойчивых сочетаний по одному из следующих признаков:
1) имеющих в своем составе название какого-либо животного или птицы (козел отпущения, волком смотрит, белая ворона);
2) начинающихся глаголами (делать из мухи слона, толочь воду в ступе, пускать пыль в глаза, смешать с грязью, ходить на голове);
3) состоящих из двух существительных и предлога (собака на сене, свинья под дубом, смех сквозь слезы);
4) состоящих из прилагательного и существительного (казанская сирота, волчий аппетит, бездонная бочка);
5) имеющих в своем составе числительные (семь пятниц на неделе, в трех соснах заблудился);
6) со словами-синонимами (переливать из пустого в порожнее, ум за разум заходит);
7) со словами-антонимами (с больной головы да на здоровую, и стар и мал).
Задание 4. Ответьте фразеологизмом. Как говорят о человеке, который…
а) пришел не вовремя (нелегкая принесла);
б) чистосердечный, без предубеждений (с открытой душой);
в) влиятельный человек (птица высокого полета);
г) очень болтлив (язык без костей);
д) очень робок (тише воды);
е) держится неестественно прямо (как аршин проглотил);
ж) часто меняет свои решения (семь пятниц на неделе);
з) бесследно исчез (канул в Лету, провалился сквозь землю);
и) понял вдруг настоящую правду (глаза открылись);
к) бывалый (тертый калач);
л) всегда выполняет свои обещания (человек дела);
м) великодушен и смел (рыцарь без страха и упрека).
Задание 5. О каких пороках человеческих говорится в данных пословицах?
Привыкшие врать не краснеют. Ложь стоит на одной ноге, правда – на двух. Спроста сказано, да неспроста сделано. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Человек с коротким умом обзаводится длинным языком. Человек познается по его языку, как плохой орех по своей легкости. Больше всего заблуждается человек по вине своего языка.
4. Выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».
Беседа по вопроса м.
– К чему призывает поэт?
– Что обозначают использованные им фразеологизмы?
Списать стихотворение (упражнение 16), подчеркнуть орфограммы в корнях и окончаниях слов.
IV. Подведение итогов урока.
& Домашнее задание: используя фразеологизмы, рассказать в мини-сочинении о своем друге, указав положительные и отрицательные черты его характера.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.