Что изучает лексика и фразеология 7 класс повторение
Лексика и фразеология. 7-й класс
Класс: 7
Презентация к уроку
Вид урока – урок-путешествие.
Тип урока – урок-повторение изученного материала.
1. Организационный момент (2 мин.)
Учащиеся готовятся к уроку, сдают рапорт.
2. Слово учителя (3 мин.)
– Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?
– Правильно. А с каких сторон, позиций мы изучаем слово?
– Какой раздел русского языка изучает написание слова? (Графика)
– Какой раздел русского языка изучает правильность написания слова? (Орфография).
– Какой раздел русского языка изучает произношение слов? (Фонетика).
– Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка? (Лексика).
– Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения и сочетания? (Фразеология).
– Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим только две страны Лексику и Фразеологию.
3. Работа с Толковым словарем (3 мин.)
Задание 1. На парте у учеников лежат Толковые словари.
– Русский язык очень богат и продолжает обогащаться. Давайте попробуем определить значение слова «богатый».
– Какое из этих лексических значений подходит к русскому языку?
Вывод (письменно): Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой).
4. Многозначные слова
– Ребята, когда вы работали со словарями, определяя лексическое значение слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?
Ответ: Слово «богатый» имеет несколько значений.
– Как называются слова, которые имеют несколько значений?
– Именно в бухте Многозначности мы и сделаем свою первую остановку.
Задание 2. (5 мин.)
Пока два ученика делают разборы у доски, остальные работают в тетради, а некоторые выполняют карточки.
– В каком выражении слово язык употреблено в прямом значении, а в каком в переносном значении?
– Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд. Выражения в прямом значении будут красного цвета, в переносном – белого.
– Что такое прямое значение?
Ответ: Это основное лексическое значение слова.
– Что такое переносное значение?
Ответ: Это вторичное лексическое значение.
5. Дифференциация. Работа по карточкам
– У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив задание.
Карточка 1. НУВ
– О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Как называются такие слова? Определите разряд частиц.
Там, где нужен ключ обычный, (метал. стержень)
Не поможет ключ скрипичный. (музыкальный термин)
И лесным ключом, поверь, (родник)
Не откроешь эту дверь.
Ответ: Эти слова называются омонимы.
Карточка 2. ВУВ
– В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?
В театре за актом следует акт,
А между ними нужен… (антракт)
На время дело прекратив,
Вдруг объявили … (перерыв)
В поле пахарь устал слишком,
Нужно сделать … (передышку)
После урока непременно
Нужна ребятам … (перемена)
Ответ: Эти слова называются синонимы.
Карточка 3. «Средние»
– Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова «Слон и Моська». Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов.
После этого ученики вслух устно комментируют задание на карточках.
6. Физкультурная минутка (2 мин.)
7. Итоги раздела Лексика
– Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы узнали об этой стране?
Ответ: Узнали, что слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение. Познакомились с синонимами, антонимами и омонимами.
– Ребята, вы правильно отметили, что мы в стране Лексика познакомились с со словами, имеющими переносное значение, а в каком еще разделе языка встречаются такие слова?
Ответ: В разделе языка «Фразеология».
– Правильно. Слова с переносным значением живут в двух странах, одна из которых Фразеология, куда мы сейчас и отправимся.
8. Слайд 11.
– Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».
Задание 3. (5 мин.)
– Правильный ответ вы увидите на слайде. Выполните морфемный разбор выделенных слов. Каждый из учеников по очереди выходит к доске и выполняет разбор одного слова.
Задание 4. Устно. (3 мин.)
Задание 5. (5 мин.)
– А теперь нам необходимо отправляться дальше. Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».
– А теперь обратите внимание на слайд, как должно быть на самом деле. Исправьте свои ошибки.
9. Итоги раздела Фразеология
– Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?
10. Итоги всего урока
– Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу. Понравилась вам эта познавательная прогулка?
– По каким странам мы сегодня путешествовали?
– Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (Словарный состав языка)
– Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и сочетания)
– Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?
11. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Для чего я должен знать фразеологизмы?»
– Спасибо вам за урок, вы можете быть свободны.
Повторение по теме «Лексика и фразеология» (7 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Повторение по теме «Лексика и фразеологизмы»
1.Повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Лексика и фразеологизмы»;
2. развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;
3. прививать интерес к слову, его значимости в нашей речи; воспитывать в детях доброту, нравственные качества человека.
Тип урока: урок обобщения.
Оборудование : интерактивная доска, кластеры, презентация.
I. Организационный момент
1) Психологический настрой.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
— Давайте улыбнемся друг другу… и настроимся на урок.
ІІ. Прежде чем начать урок давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока.
Инструмент для шитья. (игла)
Вечнозеленое дерево (ель)
Он будит нас по утрам (будильник)
Устойчивые словосочетания( фразеологизмы)
Измеряют температуру тела, когда болеют? (градусник)
Самый дорогой человек для каждого из нас (мама).
ІІІ. Сообщение темы урока и цели. Побуждение интереса.
Микроцель : Научиться самостоятельно составлять и обсуждать кластеры.
Составление и обсуждение кластера на тему «Лексика» (коллективное составление и обсуждение )
ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Задание группам. Составить кластеры 1 группа на тему «Синонимы», 2 группа «Антонимы», 3 группа «Омонимы».
— Странный в сентябре лес — в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина.
И грустно, и радостно.
Подобрать антонимы к данным словам.
Горе —
Большой —
Низкий —
Белый —
Друг —
Хороший —
Сложный —
Хорошо —
Зима —
VI І . Соберите синонимические ряды :
Бежать, блестеть, говорить, гореть, мчаться, сверкать, болтать, пылать, анализ, граница, дорога, заглавие, значение, разбор, рубеж, путь, заголовок, смысл.
VI ІІ . Прочитать стихотворение, выписать омонимы.
В полях, не кошенных косой,
Все утро дождик лил косой.
Дочь грома – капля- егоза,
Кончая свой высотный путь, летела с круч, закрыв глаза,
В лицо Земли боясь взглянуть.
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.
ІХ . Прочитать стихотворение
Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: «Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Ну, ни пуха, ни пира!»
Через час, едва живой,
Петушок идет домой.
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
Ребята, давайте вспомним фразеологизмы – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Какой фразеологизм употреблен в данном стихотворении.
Сломя голову, сидеть сложа руки, во все лопатки, втирать очки, бить баклуши, во весь дух, вводить в заблуждение, со всех ног, высунув язык, водить за нос.
Ученики делают записи в своих тетрадях.
Х І. Обобщение. Итог
Учитель: К концу подходит наш урок
Ну что же… подведем итог.
Ответьте на вопросы:
— Какой раздел повторяли?
— Что такое лексика?
— Что значит лексическое значение слова?
— Что такое синонимы?
— Что такое антонимы?
— Для чего нужны эти слова?
— А где можно уточнить лексическое значение слова, узнать о синонимах, антонимах, если есть затруднения? (Словари)
Молодцы, ребята! Работали активно, но самые четкие ответы были у………..
Хорошо и продуманно отвечали………
Ваши оценки…
1. Найти пословицы, поговорки, загадки об осени и других временах года, записать в тетрадь и выучить.
2. Составить мини-рассказ о красоте осенней природы (для сильных учащихся).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-430672
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение в начале года.Лексика.Фразеология»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Лексика. Фразеология 7 класс. Повторение в начале года
Цель урока: повторение лексикологии как раздела науки о языке и понятий, изученных в 6 классе (общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы, заимствованные слова…); повторение фразеологии.
Графический диктант 1. Птич..и гол..са звенели всюду в поле в лесу в роще.4 2. Солнце показалось из-за туч но вскоре скрылось. 3. До чего красив осенний лес! 4. Ребята вы видели когда(нибудь) вековые м..гучие сосны? 4
Графический диктант. Проверка. 1. Птич..и гол..са звенели всюду в поле в лесу в роще.4 [:,,]. 2. Солнце показалось из-за туч но вскоре скрылось. [– =, но = ]. 3. До чего красив осенний лес! [= –]! 4. Ребята вы видели когда(нибудь) вековые м..гучие сосны? 4 [, – = ]?
Лексикология- это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.
лексика Общеупотребительные слова Профессионализмы Диалектизмы Жаргонизмы Эмоционально окрашенные слова Устаревшие слова Новые слова (неологизмы) Исконно русские и заимствованные слова
Общеупотребительные слова Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными. Но есть в русском языке слова, которые знают и используют в своей речи не все. Например, слово яруга (овраг) употребляется в речи жителей некоторых мест; это необщеупотребительные слова.
Профессионализмы Разряд слов, представляющих специфическую терминологию в «естественной» речи представителей определённой профессии, называется профессионализмами. Например, опечатка в речи газетчиков — ляп; руль в речи шофёров — баранка; свободный урок в расписании в речи учителей — окно.
Жаргонизмы Это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой: водила – водитель, тащусь – восхищаюсь, тачка – машина, наколоть – обмануть.
Жаргонизмы Жалок в своей беспомощности или смешон в нарочитой вульгарности тот, кто сыплет, как шелухой от семечек, пустыми внутри и лихими внешне словечками вроде фиолетово, колоссально, прошвырнуться, обалдеть, мэн, чел…
Компьютерный жаргон В последнее время появилось много компьютерных жаргонизмов: комп – компьютер, клава – клавиатура, лазарь – лазерный принтер, вакса – операционная система VAX, геймер – от английского жаргонизма gamer (профессиональный игрок в компьютерные игры)…
Устаревшие слова Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими. сундук патефон аэроплан
Упражнение. Замените устаревшие слова общеупотребительными словами-синонимами, расположенными в правом столбике. Очи, чело, ланиты, уста, перст, баталия, глаголет, брадобрей. Щёки, глаза, губы, лоб, говорит, палец, битва, парикмахер.
Игра «Четвертое лишнее». Запишите слова. Найдите и подчеркните устаревшее слово в каждой группе слов. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан. Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото. Бирюльки — сбор игрушечных предметов (посуды, лесенок, шляпок, палочек и так далее), старинная русская настольная игра. Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой.
Устаревшие слова (историзмы) кафтан бирюльки
Найдите в тексте архаизмы и историзмы Зимний день Потеплело. Стоял неяркий зимний денёк. Шёл тихий и редкий снег. В безветрии и не понять было, падают или подымаются большие снежины. Под расписными дугами княжеской тройки звенел золочёный колоколец, а на хомутах пристяжных, ярившихся на тугой вожже, сворачивавшихся в клубок, мелодично погромыхивали серебряные круглые ширкунцы. (А. Югов.)
Новые слова (неологизмы) Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами. Хакер секьюрити оранжевая революция
Что такое оранжевая революция? Это деятельность (целенаправленная активность) по дезорганизации и захвату ресурсов предварительно ослабленных, доведённых до состояния «тяжело больного человека» «несостоятельных» государств; спецоперация по сокрушению, колонизации ранее относительно суверенных стран, лишению их качеств, присущих полноценному субъекту политики (борьбы за власть и влияние). Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Украина, 2004 год (Оранжевый шарф и апельсин – символы оранжевой революции.)
Заимствованные слова Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. Школа (лат.), гимназия (греч.), колледж (англ.), шахта (нем.), олимпиада (греч), энциклопедия (фр.).
Фразеологизмы Фразеологи́зм (фразеологический оборот, идиома) — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы).
Растекаться мыслью по древу Растекаться мыслью по древу Неверно переведенная строка из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», которая тем не менее в современном русском языке живет своей, самостоятельной жизнью. В «Слове» сказано: «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». «Мысь» в переводе со старославянского «белка». Соответственно автор говорит, что Боян, складывая песнь, охватывал мысленным взором весь мир — бегал белкою по дереву, серым волком — по земле, летал орлом под облаками. Примечательно, что, например, в Псковской губернии еще в XIX в. белку называли именно так — «мысью». Иносказательно: вдаваться в ненужные подробности, отвлекаться от основной мысли, затрагивать разные, побочные, подобно ветвям дерева, темы и т. д. (шутл.-ирон.).
Перепиши текст, заменив отдельные слова фразеологизмами. В школе Петя работал плохо. Дома он тоже ничего не делал. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой.
Игра «Угадай фразеологизм»
Домашнее задание Упражнение 13.
Найдите устаревшие слова среди предметов одежды в Древней Руси.
Одежда в Древней Руси МУЖСКАЯ ОДЕЖДА: рубаха; порты; зипун; кожух; онучи, лапти; епанча; сапоги. ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА: длинная холщовая рубаха; понева; обруч, чепец; кокошник.
Словарная работа Понёва (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом. ОНУ́ЧИ — куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх О. надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.). Епанча (др.-русск. япончица) — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин — короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока. кожу́х. 1. тулуп из овчины. 2. верхняя одежда из кожи, кожан.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-674964
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.